Чувство родины главное для человека. “Чувство родины” – что это такое? Сочинения по темам

Главная / Измена жены

«Дом детского творчества имени Александра Матросова»

«ЧТО ТАКОЕ ЧУВСТВО РОДИНЫ»

высшей квалификационной категории

Г. Великие Луки

Скоро моему родному городу 850 лет. Что значит он в моей жизни? Честно говоря, я не коренная великолучанка: моя мама приехала юной девушкой вместе с семьей из городка Холм, что в , а отец провел босоногое детство, опаленное войной, в Великолукской деревушке Есипово, а в город он попал после армии, где и встретил мою маму. Я свое совсем не сытое детство провела в пригороде, на деревенских просторах, любуясь красотами живописной природы. В городе бывала не часто, но каждый раз для меня это был праздник, ведь дома я не видела такого: красивые высокие дома, ухоженные парки и скверы, асфальт на дорогах и вкуснейший фруктовый рулет из магазина.

Я помню, как ехала из пионерского лагеря «Искра» после смены и жадно глядела в окно, где проплывали городские пейзажи, такие уютные, красивые! И сердце мое как-то щемило от этой красоты, а на душе было так хорошо, что хотелось петь. Я тогда не могла понять, откуда такое чувство в моем сердце. Не понимала я этого и тогда, когда после Первомайской демонстрации любовалась расцвеченным лоскутками от шариков и бумажными цветами асфальтом, ярким солнцем и первыми клейкими листочками на тополях.

Потом это ощущение восторга куда-то ушло, все стало казаться обыденным. Но только до первой разлуки, когда я уехала в другой город учиться. Каждый раз я вновь с трепетом ждала встречи с родным городом, и вновь сердце замирало, а глаза жадно впитывали красоту родного города. Но и в юности я еще не осознавала природу этого невероятного по своей силе чувства.


Понимание пришло позже, когда ушли из жизни вначале дедушка, потом одна за другой бабушки, а потом и родители. Я почувствовала, как что-то оборвалось во мне, как в срезанном и поставленном в вазу цветке: он живет, а корней нет. Тогда я поняла, как важно в жизни не потерять самое главное, что связывает нас с Родиной - эту невидимую нить, которая держит нас, не отпуская в далекие края, которая вызывает в нас неосознанную тоску по родной стороне, желание всегда возвращаться домой. Это волшебство создается энергетикой родного города, впитавшего в себя любовь и труд тех людей, что жили до нас и создавали наш город; это память, которая делает с нашим сердцем чудеса, заставляя его биться чаще, когда мы после разлуки приезжаем в родной дом.

Это не просто красивые слова. Молодость моей мамы прошла в этом городе и она вместе с другими комсомольцами сажала на субботниках деревья в парке и в Пушкинском сквере. Не знаю, какое именно дерево она посадила, но когда я иду по скверу, то мне становится очень тепло и спокойно на душе, как будто деревья помнят мою маму и говорят со мной от ее имени, тихо шелестя листьями.

Дома, деревья, парки и скверы - все-все вокруг пропитано энергетикой создававших их людей, в том числе и моих родных. Они вкладывали свою любовь, свою душу в то, что строили и берегли, и этой любовью пропитаны каждый камень, каждая веточка. Вот что притягивает нас, и это и есть чувство Родины!

Именно оно, это чувство, пробуждает в моей памяти картинку из далекого детства: маленькая и чистая комнатка в бараке, в которую наконец-то переехали мои бабушка и дедушка после долгих послевоенных мытарств; и удивительная чистота двора, где не было даже окурков: люди дорожили своим домом, любили и берегли его.

Помню, как дружно жили соседи в нашем доме: горе и радости-все вместе встречали, помогали друг другу, радовались удачам и сопереживали в горе.

Но время меняет все: дома, людей, человеческие отношения. Но это не значит, что мы становимся хуже. Мы просто другие. Другой темп жизни, другая одежда, музыка, техника, другие увлечения. Как важно в этой гонке не разорвать ту невидимую нить, что связывает нас с нашим прошлым, не обрезать корни, без которых жизнь потеряет смысл. Нить не должна прерываться! Пусть в наших семейных альбомах не будет безымянных фотографий, а в наших сердцах живет это великое чувство Родины! Давайте жить так, чтобы наши внуки и правнуки с гордостью вспоминали нас и ставили в пример своим детям.

Вот что значит для меня мой город! А юбилей - это еще один повод все переосмыслить и, может быть, что-то изменить в себе, пока не поздно.

Мои «исторические корни» (не знаю, бывают ли у человека «исторические корни») находятся именно здесь, и именно здесь я ощущаю себя на месте – уверенно и отчетливо.

В России я себя чувствую «в России», а здесь – «дома». Поведение людей, черты их лиц, устройство городской жизни, природный колорит, музыка, национальный дизайн – всё это моё, моё, моё. Не зная ни одного финского слова, кроме «спасибо», я понимаю и чувствую эти места, воспринимая их как часть своего личного прошлого – того, которое началось задолго до моего появления на свет. Только здесь словосочетание «национальная гордость» обретает для меня осязаемый смысл.

Сидя на ступенях Кафедрального Собора, я наконец начинаю понимать, что такое «любовь к родине» - чувство бескорыстное и глубоко личное.

Я не могу сказать, что «мне здесь нравится». «Мне нравится» - это не те слова! Чувство теплого восхищения и безграничного принятия всего , что здесь есть, превышает границы слова «нравится» и, возможно, вообще не может быть определено одним словом.

Моя любовь к финской земле совершенно лишена эгоизма и в ней нет стремления к обладанию тем, что мне так дорого. Например, я не хочу, чтобы Хельсинки стал российским городом (даже если бы эта фантазия была осуществима), и чтобы таким образом «моё» стало «моим» на самом деле. Мне важнее, чтобы здесь все было благополучно; важнее, чем иметь право беспрепятственно ходить по этим улицам 365 дней в году.

Я не живу здесь, но осознание того, что всё это существует , согревает и вселяет надежду. Здесь мне приятно всё: от мелодики языка до солоноватого ветра, и все, что я вижу, я не могу и не хочу подвергать критическому анализу. Я ощущаю сложно формулируемое словами чувство нерасторжимого единства с этой землей, с ее ландшафтом, запахом. Финляндия – это моя духовная реальность ; духовная – в противовес реальности реальной. Я духовно привязана к этим местам и именно они ассоциируются у меня с родным краем.

Я, очевидно, не отчизнолюб, но это отнюдь не означает, что мне чуждо чувство любви к родине. Просто пространственный участок, воспринимаемый мной как близкий и родной, находится чуть западнее, чем границы нашей страны. Так бывает.

Моя родина – Украина. В ответах на вопрос о чувстве родины обычно присутствуют аккуратные белые сельские хатки с аистами на крышах и вишневым садом вокруг, прозрачная, как стекло, река, голубое небо с поющим в нем жаворонком… Эти сентиментальные представления только внешние признаки моей родной земли.

Они милы сердцу, потому что возвращают нас к детству, в село, где жили или живут наши дедушки, бабушки…

Для меня родина – это, прежде всего, то, чем можно гордиться. И в нашей нелегкой истории, и в дне сегодняшнем. Это то, за что у

Меня болит душа, как у каждого настоящего патриота.

Это то, за что не стыдно перед честными людьми своей страны и перед всем миром.

Из большинства фактов истории Украины я выделяю те, которые вызывают у меня особенную гордость. Один из них – это феномен украинского казачества. Ему наша страна обязана своим существованием, потому что возникла именно на народно-казацких основах. Казаки вошли в историю человечества как создатели демократического общества, которое жило в течение столетий без писаных законов.

Демократическая казацкая держава – Запорожская Сечь – вызывала удивление и восхищение в странах Западной Европы. Историки считают, что украинское казачество опередило свое время на много веков. Как не гордиться этим?

Огромную роль сыграло казачество в формировании менталитета украинцев. В казаках воплощены лучшие черты украинского народа: величайшая отвага и мудрость, уважение к старшим, чувство товарищества, которое считалось наивысшей ценностью. “Нет уз святее товарищества!” – эти слова гоголевского Тараса Бульбы близки каждому, кто свято верит в дружбу. Удивительны были терпение и редкостная способность казаков переносить жизненные трудности. Эти качества всегда помогали нашему народу.

Именно этот народ, частичкой которого являюсь и я, воплощает для меня Родину с большой буквы. Сколько тяжелейших страданий выпало на долю нашего народа! Татары и турки, фашисты и большевики несли гибель украинскому народу. Нужно до земли поклониться такому народу, его удивительной жизнестойкости, способности возрождаться, как феникс, после столь гибельных нашествий.

И это вселяет веру в то, что Украина будет в ряду развитых и высокообразованных стран.

Именно с образованностью и одаренностью украинцев связаны мои патриотические чувства. Имена великих творцов, просветителей, ученых не могут оставить безразличными никого. Великие литературные имена прошлых столетий вызывают восхищение и глубокое уважение к народу, породившему гениев поэзии и театра, музыки и архитектуры.

Двадцатый век (казалось бы, столь неблагополучный для Украины) дал нам таких деятелей культуры, как А. Довженко, О. Гончар, В. Сосюра, П. Загребельный, П. Тычина (да разве всех назовешь?), ученых (Патон, Амосов, Антонов и др.), спортсменов (Бубка, Клочкова, братья Клычко, Шевченко, новый чемпион мира по шахматам Пономарев). Именно люди, достигшие высот в своей области и прославившие нашу родину на весь мир, вызывают сегодня чувство гордости и любви к стране.

Если коротко ответить на вопрос, заданный темой, то “чувство родины” – это величественные факты истории и имена великих украинцев.

“Чувство родины” для меня – это и гордость за великих украинцев, прославивших свою страну, и восхищение многими страницами истории Украины. Но это и просто то щемящее чувство, которое охватывает тебя, когда ты после недолгой разлуки (для кого-то и долгой) пересекаешь границу Украины и видишь эту землю…


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. В стихотворениях Сергея Есенина родная природа переливается особыми поэтическими красками. “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине, – замечал поэт. – Чувство родины – основное в моем творчестве”. Неразрывная связь с родной землей стала от­правной точкой для поэтического описания род­ной природы во всей ее изумительной красоте. Сергей Есенин обладал уникальной возможно­стью увидеть и […]...
  2. “Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство к родине – основное в моем творчестве”, – говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие свой хлеб, были страной его детства. Мир народных образов окружал его с самого рождения: Родился я с песнями в […]...
  3. Народная песня “Размойся крутые бережечки”. Песня возвеличивает патриотичный дух, самоотверженность делу национального освобождения. “Ой из-за горы туча, будто волна, идет…” Песня, рассказывает о подвиге народного героя Ивана. Так как она, пробуждает память о казацком свободолюбивом духе, воспевает славу Украины, пробуждает национальное достоинство и патриотизм. Т. Шевченко. Сам поэт – большой патриот Украины, и все его […]...
  4. Насколько устойчивой была у Есенина мечта об “Инонии”, отражавшая патриархальные представления крестьянства, показывает его очерк “Ключи Марии” (1918), в котором он представляет будущее как “некий вселенский вертоград, где люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего древа, имя которому социализм, или рай, ибо рай в мужицком творчестве так и представлялся, где […]...
  5. Дом, чувство домашнего тепла и уюта играют в жизни каждого человека важную роль. Не зря существует выражение “Мой дом – моя крепость”. Действительно чувство дома как крепость охраняет человека от всех невзгод и помогает приобрести внутреннюю гармонию. Но если человек не придает должного значения глубинному чувству дома, он обречен на постоянное ожидание и откладывание всех […]...
  6. “Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови, – писала Марина Цветаева. – Не быть в России, за- быть Россию – может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри — тот теряет ее лишь вместе с жизнью”. Вслед за великими поэтами России Ма- рина Ивановна Цветаева пронесла;.в душе […]...
  7. 1. Губительный яд живого существа. 2. Смертельное дыхание анчара. 3. Возможный выход из ситуации. Воспоминание – это единственный рай, из которого мы не можем быть изгнаны. Ж. Поль Поэтическое творчество А. С. Пушкина знакомо нам с детства. Но это в основном его знаменитые сказки, в которых добро непременно побеждает зло. В школе же мы знакомимся […]...
  8. Достоинство… Что же это такое? Чувство собственного достоинства – это одно из главных качеств человеческой души. Люди, имеющие его, умеют считаться с другими, несут в себе положительные эмоции, которых хватает на всех, кто рядом, они умеет дорожить всем, что им дано. Для меня, чувство собственного достоинства – это уважение к себе, т. е. не подхалимничать, […]...
  9. Чувство принадлежности к национальному сообществу спасало поэта от тяжелого одиночества. Байронизм отчасти помог ему глубоко ощутить эту связь: “Если Байрона не сводить к “байроническому туману”, к которому Кобзарь относился скептически, то “мировая скорбь, меланхолия Байрона имела своим соответствием национальную печаль Шевченко”: “Люблю как искреннюю, верную жену, Как безталанную свою Украину!”. В проекции идеального бытия для […]...
  10. Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! А. Пушкин Я родилась в Москве и очень люблю свой город. Я действительно, как все мои соотечественники, ощущаю Москву сердцем нашей родины. Но в этом смысле образ Москвы связан для меня с гениями русской литературы. С Москвой связаны имена Пушкина, […]...
  11. (СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О ГАРМОНИИ ЧУВСТВ) О самом возвышенном из человеческих чувств иногда приходится слышать: зов любви – это зов самой природы. Тем самым как будто утверждается, что нужно просто довериться такому чувству. Ведь по природе нет и не мо­жет быть безнравственной любви. Это ситуация, когда не мы, а нас выбирают. Такая любовь не обращает внимания ни […]...
  12. Борис Пастернак родился и жил в эпоху великих преобразований. Он пережил царя, временное правительство, три революции, две мировых войны… Все это не могло не отразиться на его поэзии. Если без желания, просто так попытаться прочитать его стихи, ничего не получится: меткие эпитеты распадутся в бессвязную бессмыслицу. Только если с душой “окунуться” в его творчество, можно […]...
  13. Не секрет, что русский поэт Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. Во всяком случае, он очень точно в одном стихотворении описал собственную смерть и человека, который оборвет его жизнь. Поэт не знал лишь точной даты гибели, хотя и предвидел, что случиться это довольно скоро. Именно этому удивительному дару Николай Гумилев посвятил свое стихотворение “Шестое чувство”, […]...
  14. Разум или чувство? Наверное каждый человек попадал в такую жизненную ситуацию, когда приходится выбирать: прислушаться к чувству или разуму. Увы, эти понятия не всегда бывают совместимы. Не зря ведь существует афоризм ” Сердцу не прикажешь”. Чувство, веление сердца…Этому бывает трудно противостоять. Это сложнейшая борьба. Порою, мы выбираем чувство, не успев подумать: правильно ли я […]...
  15. Тема патриотизма в произведениях Русских писателей после Войны. После войны развитие темы патриотизма в русской лите­ратуре протекало как бы по двум руслам. Не считая произве­дений, посвященных войне, серьезная литература начинает уходить от этой темы, и не в последнюю очередь потому, что появилось достаточное количество средних и нижесредних поэтов и писателей, которые были готовы, по выражению Твардовского, […]...
  16. Многие писатели были интеллигентами с большим чувством сострадания к народу. Это сострадание выражалось в их произведениях, которые и посвящались обычным крестьянским людям. Одним из таких писателей был Николай Александрович Некрасов, который был неспокоен за судьбу и жизнь народа. Его волновали нищета, страдания, ужасное отношение власти к ним, непосильная работа. Горесть, уныние и жалость нагоняет одно […]...
  17. Есть удивительная страна, имя которой – Поэзия. Нигде нет таких широких и ярких радуг, здесь каждое слово подобно цветку, вечному, ароматному. Стоит закрыть глаза – и ты почувствуешь “ласку рассвета”, увидишь “последнюю краску заката”, “тропинку с бродом через ручей”, почувствуешь “времени резкую дату”. Удивительно все это, конечно. Но такова высшая поэзия. Порой случайное, второстепенное, словно […]...
  18. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Ф. И. Тютчев Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни, когда предстоит сделать нелегкий выбор или подвести итог пройденному этапу жизненного пути, мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и […]...
  19. Великолепный музыкант, знаток нескольких иностранных языков, писатель, блестящий стилист, поэт – Борис Пастернак. И еще человек, находившийся в вечном поиске, в постоянной неудовлетворенности самим собой, в бесконечном совершенствовании собственных способностей. Ученик Скрябина, он успешно гастролировал, исполняя фортепьянные произведения. Особенно хорошо звучала под его чуткими пальцами музыка любимого – Шопена. Гремит Шопен, из окон грянув, А […]...
  20. Роль этой героини, которую развивал и наставлял Штольц, в судьбе Обломова, ее поведение в отношениях с ним двусмысленны. Истоком ее первоначального ин­тереса к Илье Ильичу была головная идея, желание вы­вести лежебоку на воздух, снять с него вечные халат и тапочки. “…Ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и […]...
  21. Что такое человек и что такое жизнь в изображении Толстого в романе ВОЙНА И МИР. ” Война и мир ” – самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, охватывающее важнейшие события истории России первой четверти девятнадцатого века. В романе встречаются множество действующих лиц, начиная от простых людей, которых никто не замечал и не ценил, но от […]...
  22. Время, когда жил великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, было сложным и противоре­чивым. Это было время великих исторических событий, время значительных перемен в жизни и взглядах русского общества. Поэт принадлежал к передовым людям того времени, поэтому пер­вым откликнулся на все проблемы и трагедии со­временной ему жизни. Трагизм и противоречи­вость эпохи наложили существенный отпечаток на творчество […]...
  23. Тема родины в лирике Марины Цветаевой. О неподатливый язык! Чего бы попросту – мужик, Пойми, певал и до меня: -Россия, родина моя! М. Цветаева. Марина Цветаева – поэт, чьи стихи необычны и наполнены огромной силой переживания. Как на палитре художник смешивает несколько цветов, образуя неповторимый оттенок, так и в творчестве Цветаевой основные темы: любви, поэта […]...
  24. Чему учит человека история Родины Может ли история нашей Родины чему – нибудь нас научить? Может, если мы этого са­ми захотим! Если бы я была учителем истории, я про­вела бы урок на тему: “Какие уроки можно извлечь из ошибок, которые мы допустили в прошлом?” На этом уроке я рассказала бы ребятам о том, что пришлось […]...
  25. С. Есенин – выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Глубокая внутренняя сила его поэзии, совпадение пути с жизнью народа, с жизнью страны позволили Есенину стать по-настоящему народным поэтом. “Искусство для меня не […]...
  26. Любовь и уважение к родителям. есть чувство святое. В. Г. Белинский Г. Мопассан писал: “Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери”. Неблагодарность к родителям, на мой взгляд, самая гнусная, но вместе с тем и самая обыкновенная и исконная вещь в нашей жизни. Основывается она на том, […]...
  27. В поэме “Измаил-Бей” Лермонтов писал: Еще не знаешь ты, кто я. Утешься! нет, не мирной доле, Но битвам, родине и воде Обречена судьба моя. Эти слова можно было бы поставить эпиграфом к сочинению о теме родины в поэзии Лермонтова и с них начать вступительное слово. Слово “родина” почти никогда не звучало у Лермонтова в отрыве […]...
  28. Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю!” – Я скажу: “Не надо рая, Дайте родину мою”. С. Есенин Сергей Александрович Есенин – самобытный и истинно русский поэт. В классическую литературу он пришел из глубин народной жизни и всегда гордился своим крестьянским происхождением. Тема России, родины – основная в творчестве Есенина. Замкнутый патриархальный […]...
  29. Москва – сердце Родины Москва – сердце нашей Родины. С этим согласны все, даже большинство петербурж­цев, часто относящихся с определенной рев­ностью к ее столичному статусу. Москва разнообразна и разнолика – так же, как сама Россия. Здесь и шумный пеше­ходный Арбат с его артистами, художника­ми и продавцами сувениров. Это и огромный, шумный проспект Мира с его […]...
  30. В. А Соллогуб размышляет над проблемой любви. Рассказывая о встрече провинциальной барышни и столичного офицера, он с сочувствием повествует об одиночестве и разочаровании обоих несчастливых героев. Но как автор возвышает и даму, и офицера, когда приводит в тексте их слова о большой любви, в существование которой трепетно верят оба, считая, что без любви жизнь становится […]...
  31. В стихотворении “Родина” Лермонтов заявляет о своей кровной связи с природой, с народом, с его радостями и горем. Он любит все родное, русское, национальное, но ненавидит “страну рабов, страну господ”, т. е. Россию самодержавно-крепостническую. “Что любит поэт равнодушный и к воинской славе и величавому покою государства и даже к преданиям иноками летописцами? Вот что он […]...
  32. Тематическое многообразие лирики М. Ю. Лермонто­ва. В своем поэтическом творчестве М. Ю. Лермонтов про­должил и развил лучшие традиции русской поэзии, затронув практически все “вечные” темы: дружбу, любовь, поиск смысла жизни, назначения поэта и поэзии и, конечно, пат – риотическую тему, в рамках которой разграничить тему рус­ской природы и тему родины сложно. Лирика М. Ю. Лер­монтова […]...
  33. В эпических произведениях отличие Лирических, рассказывается, повествуется о различных событиях, которые протекают в определенном последовательном порядке. Так, в сказке “Снежная королева” Х. К. Андерсена мы узнаем, как Герда искала, нашла и спасла, освободила Кая из ледяного плена. Эпические произведения в большинстве случаев бывают прозаическими, реже – стихотворными, например сказки Пушкина. Понятие слова “лирический” – относящийся […]...
  34. Нарицательные имена – это имена существительные, пред­ставляющие собой обобщенные названия целых классов однородных предметов, лиц, явлений и т. п., например: ребенок, планета, город, растение, тишина. В отличие от имен собственных нарицательные существительные обычно пишутся со строчной буквы. Граница между существительными собственными и нарицатель­ными не является постоянной и неподвижной: слова из одного разряда могут переходить в […]...
  35. На долю А. Твардовского выпало тяжелое время – Великая Отечественная Война, послевоенная разруха, годы великих потрясений, строительство нового мира. Но какими бы суровыми не были испытания, он всегда оставался верным идеалам служения Родине. Именно поэтому он пошел добровольцем на войну, был вместе со своей страной в горе и радости. В самом слове “родина” заключен великий […]...
  36. Александр Блок и Владимир Маяковский – два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга Если Блок относился к символистам (представителям наиболее сильного литературного течения конца XIX-начала XX в.) и его творчество во многом основывалось на традициях золотого – пушкинского – века […]...
  37. Стихи Н. Рубцова близки каждому, кто задумывался о таких непреходящих жизненных ценностях, как любовь к родине, восхищение родной природой. В стихах Рубцова находят отражение его самые сокровенные мысли о родине, о судьбе человеческой. Иногда такие размышления оказываются грустными, иногда, наоборот, вселяют надежду на лучшее. Стихотворение “Русский огонек” – это, по сути своей, маленький рассказ о […]...
  38. Тема Родины, ее судьбы всегда волновала русскую литера­туру. Эту традицию обращения к народным корням нашей жиз­ни, к нравственно-этическим идеалам продолжила и развила литература последних десятилетий. Проблема активизации исторической памяти остро встала пе­ред обществом начиная с 60-х годов. Речь шла не только о не­обходимости извлечения уроков из нашей истории, но и о со­хранении и усвоении всего […]...
  39. НАХОДЧИВОСТЬ И ЧУВСТВО ЮМОРА – ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ (по произведению Э. Распе “Удивительные приключения барона Мюнхгаузена”) “Да, находчивость – самое главное в жизни, и не было на свете человека находчивее барона Мюнхгаузена”, – так начинается одна из историй о знаменитом бароне, рассказанных нам Р. Э. Распе. И действительно, уж чего-чего, а находчивости Мюнхгаузену не занимать. Кажется, […]...
  40. ЧУВСТВО ТОСКИ И ОДИНОЧЕСТВА В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА Лирические произведения М. Ю. Лермонтова – это своеобразная лаборатория, в которой исследуется внутренний мир его лирического героя. И предметом исследования в ней являются, в частности, те воздействия, которые испытывает личность со стороны внешнего мира. Внутренний мир Лермонтова в его лирике выступает в значительной мере уже сложившимся, хотя еще […]...

Моя родина — Украина. В ответах на вопрос о чувстве родины обычно присутствуют аккуратные белые сельские хатки с аистами на крышах и вишневым садом вокруг, прозрачная, как стекло, река, голубое небо с поющим в нем жаворонком... Эти сентиментальные представления только внешние признаки моей родной земли. Они милы сердцу, потому что возвращают нас к детству, в село, где жили или живут наши дедушки, бабушки...

Для меня родина — это, прежде всего, то, чем можно гордиться. И в нашей нелегкой истории, и в дне сегодняшнем. Это то, за что у меня болит душа, как у каждого настоящего патриота. Это то, за что не стыдно перед честными людьми своей страны и перед всем миром.

Из большинства фактов истории Украины я выделяю те, которые вызывают у меня особенную гордость. Один из них — это феномен украинского казачества. Ему наша страна обязана своим существованием, потому что возникла именно на народно-казацких основах. Казаки вошли в историю человечества как создатели демократического общества, которое жило в течение столетий без писаных законов. Демократическая казацкая держава — Запорожская Сечь — вызывала удивление и восхищение в странах Западной Европы. Историки считают, что украинское казачество опередило свое время на много веков. Как не гордиться этим?

Огромную роль сыграло казачество в формировании менталитета украинцев. В казаках воплощены лучшие черты украинского народа: величайшая отвага и мудрость, уважение к старшим, чувство товарищества, которое считалось наивысшей ценностью. «Нет уз святее товарищества!» — эти слова гоголевского Тараса Бульбы близки каждому, кто свято верит в дружбу. Удивительны были терпение и редкостная способность казаков переносить жизненные трудности. Эти качества всегда помогали нашему народу. Именно этот народ, частичкой которого являюсь и я, воплощает для меня Родину с большой буквы. Сколько тяжелейших страданий выпало на долю нашего народа! Татары и турки, фашисты и большевики несли гибель украинскому народу. Нужно до земли поклониться такому народу, его удивительной жизнестойкости, способности возрождаться, как феникс, после столь гибельных нашествий. И это вселяет веру в то, что Украина будет в ряду развитых и высокообразованных стран. Материал с сайта

Именно с образованностью и одаренностью украинцев связаны мои патриотические чувства. Имена великих творцов, просветителей, ученых не могут оставить безразличными никого. Великие литературные имена прошлых столетий вызывают восхищение и глубокое уважение к народу, породившему гениев поэзии и театра, музыки и архитектуры. Двадцатый век (казалось бы, столь неблагополучный для Украины) дал нам таких деятелей культуры, как А. Довженко, О. Гончар, В. Сосюра, П. Загребельный, П. Тычина (да разве всех назовешь?), ученых (Патон, Амосов, Антонов и др.), спортсменов (Бубка, Клочкова, братья Клычко, Шевченко, новый чемпион мира по шахматам Пономарев). Именно люди, достигшие высот в своей области и прославившие нашу родину на весь мир, вызывают сегодня чувство гордости и любви к стране.

Если коротко ответить на вопрос, заданный темой, то «чувство родины» — это величественные факты истории и имена великих украинцев.

«Чувство родины» для меня — это и гордость за великих украинцев, прославивших свою страну, и восхищение многими страницами истории Украины. Но это и просто то щемящее чувство, которое охватывает тебя, когда ты после недолгой разлуки (для кого-то и долгой) пересекаешь границу Украины и видишь эту землю...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • чуство родины
  • «чувство родины» что это такое - сочинение
  • чувство родины для меня...
  • чувство родины
  • валентин распутин. чувство родины

Чувство Родины…

Какшарова Л.Д

МАДОУ №37 «Ягодка», г. Губкин

Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Мир ребенка начинается с его семьи.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях.

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.

История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.

Мы живем в Губкине, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее города.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим к пониманию, что наш город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

Повсюду люди трудятся для всех;

Везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

Люди берегут и охраняют природу;

Есть общие национальные и общественные праздники.

Эту истину знаю от роду.

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Вот поэтому, перед нами стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.

Через экскурсии и прогулки в парк, поле, прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Любить свой город – значит и любить природу в нем.

Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного.

Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.

Знакомя детей с родной страной, расширяем их представления о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России.

Формируем представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.

Приобщаем детей и к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даем детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд.

Приобщая их к труду, формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам зимой», «Утеплим деревья», «Елка, елочка живи!».

Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины.

Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.

Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

Список использованной литературы:

  1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е.Ю. Александрова, Е.П.Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова – Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.
  2. Бударина, Г.А. Рукотворная краса земли Белгородской/ Г.А. Бударина, Т.А.Приставкина. Белгород, 2002. – 138с.
  3. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ А.М.Виноградова. - М.: Просвещение, 1989. – 96с.
  4. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина/ Л.А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры