Дети перестройки: какие передачи мы смотрели. Дети перестройки: какие передачи мы смотрели Русский бой передача 90 х

Главная / Измена жены

10 культовых шоу на злобу дня

Телевидение 90-х было оазисом удивительной свободы, ярким карнавалом, где было возможно то, за что сейчас предъявляют обвинения в экстремизме и закрывают каналы. Притом, абсолютно неважно, была ли это серьезная общественно-политическая передача или молодежное ток-шоу. Администратор паблика «Орбита-4 » Александр Павлов составил подборку ключевых передач того времени. В первом выпуске - яркие примеры «общественного телевидения».

Новогоднее вещание

Встреча Нового года в телевизоре постперестроечной эпохи несколько отличалась от нынешних стандартов. Если сейчас каналы принято ругать за полное отсутствие связи с реальностью (даже то, что Путин перезаписывает свое праздничное обращение и упоминает теракты, уже считается достижением), то тогда реальность, наоборот, лезла изо всех щелей - да так, что впору было прятаться. Наступающий 93-й в этом смысле стал безоговорочной вершиной, которая затмевала даже выступление юмориста Задорнова на месте главы государства за год до этого: медиаперсонажи в своих речах были все как один мрачнее тучи. Листьев призывал беречь детей, потому что им придется тяжелее, чем их родителям, эстонский мастер интервью Урмасс Отт желал, чтобы не ломались телевизоры (потому что новых не купить), Гарри Каспаров говорил об отличии жизни от выживания, диктор Кириллов был необычайно грустен и немногословен, а не делать такие кислые лица больше всех призывала, как ни странно, ведущая новостей Татьяна Ростиславовна Миткова. Однако не все было настолько пронизано упадничеством: попадались и выдающиеся музыкальные номера приблизительно с тем же набором героев, например, хоровое исполнение песни «Улыбка» (из которого следует единственный вывод - Константин Эрнст был и остается очень крутым, но поет совершенно чудовищно).

«Дикое поле»

После закрытия уже ставшей на тот момент легендарной программы «600 секунд» (как известно, строившейся по остросоциальным схемам «трупик-попик-филармония» и «сволочи-проститутки-радиация»), Александр Невзоров окончательно закрепил свою всероссийскую славу самого радикального (если не сказать отмороженного) тележурналиста. По сути, все осталось тем же самым - трущобы, помойки, дворы, страшнейшие сюжеты из горячих точек (как раз началась Первая чеченская) и фирменные драматические интонации, но только на первой кнопке вместо ленинградского ТВ. Невзоровское «Дикое поле», шедшее в прайм-тайм по ОРТ - это, без преувеличения, настоящая симфония, целиком состоявшая из безумной фактуры и бесконечного упора на шок-контент (как ерничал сам Александр Глебович, «мало, чтобы в кадре висел труп - давайте его еще покачаем немножко»). Особняком стоит его увлекательное интервью с каннибалом Ильшатом Кузиковым: шутки в духе «выпивали двое - закусил один», крупные планы трехлитровой банки с супом из человека и произнесенный замогильным голосом панчлайн «Не надо отворачиваться - это Санкт-Петербург». Были и другие удачи - к примеру, сюжет про женскую зону под названием «Ковырялки»; в общем, переплюнуть такое до сих пор не представляется возможным.

Герои репортажей Сергея Доренко ненавидели его еще с самого начала 90-х, со времен передачи «Версии», вслед за которыми последовали и кресло ведущего «Времени», и, наконец, знаменитая авторская программа - настоящая гвоздевая бомба эфира, взорвавшаяся на излете десятилетия. «Что он себе позволяет», «да уберите вы его в жопу», «ты какой-то квадратный - уже и с экрана тебя сняли, а ты все равно ни в одну коробку не помещаешься, уезжай из страны», - за карьеру ему пришлось наслушаться всякого, и в основном, естественно, по делу. Если исключить все политические перипетии (кто, кого, за сколько и почему мочил друг друга по телевизору силами Сергея Леонидовича, и что в итоге из этого вышло), можно сказать одно: талант Доренко не просто набрасывать говно на вентилятор, а подгонять целые эшелоны к вентиляторным городкам («Примакову отрежут ноги!», «А если Лужкова переодеть в женщину?», «А давайте дадим Чубайсу коробку из-под ксерокса!») еще не раз должен быть подвергнут тщательному исследованию. Однако бывал он и милым - допустим, Земфира на заре карьеры вышла из знаменитой серой студии живой и невредимой.

«Взгляд»

Главный рупор перемен конца советских времен (гласность, критика режима, яркие, хоть и иногда наивные, репортажи про стрельбу в братских республиках, тюрьмы, проституцию, неонацистов и рок-музыку) с приходом новых реалий становился все менее острым и все более грустным: с душещипательными рассказами о детях-сиротах и общим посылом «Что же с нами стало?».

Тем не менее, ночные эфиры «Взгляда» продолжали по старой памяти любить и смотреть - во многом благодаря чутью редакции, по достоинству оценить которое можно только сейчас. Еще до общероссийской славы фильма «Брат» Сергей Бодров в качестве ведущего брал интервью у Алексея Балабанова (что особенно важно, тот совершенно не был похож на законченного мизантропа), в 99-м в студии сидел Евгений Ройзман со своим «Городом без наркотиков» (задолго до всякого ЖЖ и политических амбиций), в конце концов, даже с группой «Аннигиляторная пушка», впоследствии ставшей интернет-мемом, «Взгляд» беседовал еще черт знает когда.

«Марафон-15»

По сути, все тот же «Взгляд», только для маленьких - вроде бы не отличавшаяся особой оригинальностью подростковая программа, во-первых, оперативно (иногда даже слишком) реагировала на повестку дня, во-вторых, благодаря восходящей звезде Сергея Супонева, поражала, как ни банально прозвучит, совершенно удивительной теплотой и искренностью. Любимые детьми 90-х «Звездный час» и «Денди - новая реальность» вышли непосредственно из «Марафона-15» и как раз тем и славились: интонационно разговор велся на равных, как со взрослыми, разве что без упоминаний ужасов перестройки. Сам же «Марафон» с ужасами заметно перебарщивал - невинное строительство снежного городка в кадре вдруг совершенно неожиданно могло вырулить на разрушенные церкви, пустые прилавки, танковые гусеницы и автоматы Калашникова.

«Программа А»

Самая нестыдная в плане подбора музыкального материала телепередача, в основном избегавшая демонстративных попыток поиграть в постмодернизм, но, в то же время, не боявшаяся периодически рисковать - что часто помогало ей собирать у экранов довольно приличную аудиторию. Так, в 92-м в «Программе А» с совершенно оглушительным эффектом показали лайв группы «Автоматические удовлетворители» (где пьяный в дрезину солист Андрей Панов много и интересно лежал на сцене), а в 94-м устроили Егору Летову сеанс прямого общения со страной.

«Егор, я не понимаю твоих фишек, почему ты считаешь коммунистов и фашистов силами света? - Потому что их идеи объединяют людей, это идеи, которые борются с одиночеством, а кто этого не понимает, тот либо мразь, либо подонок», - на фоне того, что дело происходило через полгода после октябрьских событий, выглядели такие заявления, по меньшей мере, крутовато (плюс даже страшно представить, что бы сделала с каналом возмущенная общественность в наши дни). Но, что называется, не скандалами едиными - иногда можно было включить «Программу А» и наткнуться на приятный сюрприз вроде концерта пионеров пост-рока Bark Psychosis.

«Будка гласности»

Резонансный телехит новой России, выросший из простенькой задумки установить на Красной площади небольшое помещение с камерой, снять всех желающих и составить из полученного материала коллективный портрет страны. В итоге по состоянию на 7 ноября 1991 года можно было понять только одно - обширные социальные потрясения серьезно подорвали и без того шаткое психическое здоровье среднего гражданина. Помимо стесняющихся провинциалов в шапках-петушках и детей, сообщающих, что «на Украине нормально, дефицита нет» находились и рассказчики про апокалипсис, и религиозные фанатики, и рассерженные горожане с неприятным блеском в глазах - впрочем, описанию герои поддаются плохо: совсем другая речь, совсем другие лица, совсем другая фактура. Несмотря на нерегулярность выхода, «Будка» прочно осела в народном сознании - ее не только пародировали (как например, программа «Куклы» или Евгений Петросян), но и на полном серьезе делали одноименные передачи-клоны на региональных каналах.

«Тема»

Бенефис Влада Листьева и первое полноценное ток-шоу с проблематикой, которую всем давно хотелось нормально обсудить в эфире - как серьезно (приватизация, референдум о доверии президенту, смертная казнь, легализация огнестрела, банкиры, разгул криминала), так и не очень (нудисты, биополе, снежный человек). Классическим примером можно считать выпуск о феномене детей-бизнесменов, в котором студия выпытывает у мальчика Димы и других безымянных предпринимателей с просвечивающими ушами, как они зарабатывают на жизнь - в процессе невозможно отделаться от ощущения, что наблюдаешь за героями фильма Сергея Соловьева «Нежный возраст».

«Моя семья»

Передача, фактически породившая все отечественное «телевидение для домохозяек» и во всем блеске продемонстрировавшая безоговорочную коммерческую гениальность Валерия Комиссарова - обладателя внешности комического адвоката-пройдохи, а впоследствии депутата Госдумы и автора концепций «Дома-2» и «Окон». Бесконфликтная и уютная «Моя семья» старалась не делать сложного выражения лица и особенно не лезть в глобальные вопросы - только быт, только внутренние дела, только обычные истории обычных людей (те, у кого истории были поострее, скрывались под знаменитой «Маской откровения»). В начале нулевых все слегка пожелтело (по поводу чего иногда возмущалась газета «Комсомольская правда» - мол, уши сценаристов в сюжетах торчат совсем уж неприкрыто, как же так) и утратило естественное обаяние, но золотые времена, когда прийти порассуждать о «новых русских» не брезговал, например, Эдуард Лимонов (причем ставя им в пример не кого-нибудь, а наркобарона Пабло Эскобара) уже останутся в вечности.

«Поле чудес»

Краеугольный камень отечественного развлекательного телевидения за 20 с лишним лет существования окончательно утратил остатки общественной значимости и здравого смысла, оказавшись погребенным под подарочными завалами из вяленой рыбы и маринованных грибочков. Сейчас сложно представить, что когда-то было по-другому: страна всерьез возмущалась заменой интеллигентного Листьева (который в процессе игры спрашивал у подростков, как обстоит ситуация с люберами, тонко шутил про правый уклон и передавал привет тогдашнему мэру Москвы Гавриилу Попову) на «этого алкаша» Якубовича или дружно смотрела на безумную коллаборацию «Поля чудес» с НТВшными «Куклами» в поддержку Ельцина на выборах. Впрочем, настоящей квинтэссенцией происходившего можно считать сотый эфир программы в 93-м - там, в числе прочего, космонавты со станции «Мир» выигрывали видеомагнитофоны, находясь непосредственно на околоземной орбите, а простоватый усатый мужчина, лишившийся почти завоеванного автомобиля из-за подсказки пьяного зрителя, в одночасье стал объектом жалости и сочувствия национального масштаба (многие искренне верили, что справедливость восторжествует, и в программе «Время» сейчас сообщат, что машину ему все-таки дали, но, конечно же - увы).

Довольно характерная современная деталь: в межпрограммных отбивках детского телеканала «Карусель» Якубовича уже называют не иначе как «дедушка Леня» (причем даже Познер еще «дядя Вова», даром, что на 11 лет старше) - и оптимизма это не прибавляет ни самому Леониду Аркадьевичу, ни нам с вами.

У детей перестройки было всего 2 канала на телевизоре - Первый и Второй. И назывались они не каналами, а программами. И пульта не было - нужно было вставать и щёлкать тугой переключатель по кругу. Телевидение тех времён было ужасно скучным для советских детей, поэтому они заранее отмечали ручкой в газетной программе интересные передачи. Обычно это были "Спокойной ночи, малыши", м/ф и детские к/ф-т/ф в дни каникул. С взрослением у детей перестройки появлялось больше интересных им передач, а каналов в 90х становилось больше.

Давайте попробуем вспомнить все те передачи, которые приковывали наше внимание к чёрно-белым экранам. Судя по видеороликам, они были цветными, а я-то думал... :)

Под катом около 30 видеороликов, способных вызвать небывалый прилив ностальгии по советскому телевидению и детским годам.

Программу передач можно было найти не только в газете - каждый день вот эта тётя читала её по телевизору.


Сетка вещания была такой разряжённой, что телевизионщики могли позволить себе такое убийство эфирного времени.

Конечно же, передачей номер один для советского ребёнка была "Спокойной ночи, малыши", с её незабвенной тётей Таней.

Где-то в конце 80х появилась другая заставка:

День был кошмарным, если вместо "спокойнойночи" включали какой-нибудь хоккей или футбол. Это было концом - ведь завтра могло не наступить ("..завтра будет день опять")!
Помните, как сидели и ждали, когда же закончится этот ненастный футбол, а он всё не кончался и не кончался... И тогда мама говорила "Иди спать"... Слёзы, сопли и т.д., и т.п.

Тоже самое было и с бесконечной передачей "Международная панорама", после которой в 19-15 всегда должен был быть мультик. Но "Панорама" постоянно продлевалась минут на 5-10, выводя из терпения советское дитя.

Второй по ожидаемости была передача "В гостях у сказки", которую вела всеми горячо любимая тётя Валя, моя землячка. Передача шла по субботам, в вечернее время. К этому времени родители спешили искупать своих детей, чтобы те спокойно, перед сном, посмотрели свою сказку и отрубились.

А помните тёти Валиного соведущего - Ноки?

Загнать советского ребёнка с улицы мог не только суровый крик мамы из окна или папин ремень - достаточно было крикнуть "Ералаш начинается!", как двор мгновенно пустел.

От нечего делать можно было посмотреть и "В мире животных", которая заменяла поход в зоопарк. Крепкого здоровья Николаю Дроздову. Эти люди - словно мост в наше прошлое.

Увидеть дальние страны можно было в передаче "Клуб путешественников". Откуда мы с вами бы узнали тогда про Тура Хейердала и его "Кон-Тики"? Конечно же от любимого Юрия Сенкевича. А еще там показывали фильм про шаолиньских монахов.

Еще одна передача с великим ведущим Сергеем Петровичем Капицей - "Очевидное-невероятное". Мне больше всего нравилась заставка к этой передаче и остальное я не смотрел.

Детская образовательная передача "АБВГДЕйка", с весёлыми клоунами. Почему-то не помню, что бы я её смотрел. А вы?

Где-то в 1991 на телевидении появился настоящий наркотик для детей - "Уолт Дисней представляет". Отлучение от просмотра еженедельной порции забугорных мультиков было очень суровым наказанием для ребёнка.

"Чип и Дейл спешат на помощь", "Утиные истории", "Чудеса на виражах", "Команда Гуффи", "Чёрный плащ", "Чокнутый" - без этих героев невозможно уже представить наше детство. Их изображения были повсюду - на ранцах, на вкладышах от жвачек, на значках, стёрках, пеналах и переводилках.

Любима была и эта передача - "Марафон-15", с Жорой Галустьяном и и молодым Супоневым:

Супонев был рождён для детских передач. Мы навсегда запомним его по передачам "Звёздный час"...

..."Зов Джунглей"

Сначала программа выходила по средам, поэтому в заставке пелось "Вечером в среду, после обеда, сон для усталых, взрослых людей... ". А потом перенесли на субботу - "Утром в субботу спать неохота...". :)

Еще он готовил сюжеты для "До 16 и старше".

Классная была передача. Там частенько рассказывали про рокеров и ставили их музыку.

Самой "роковой" передачей все же была "Джэм":

С 1995 по 1998 я не пропустил ни одного её выхода.

Увлекательные конкурсы из мира актерского мастерства - "Волшебный мир, или Синема":

А конструктору "LEGO" была посвящена целая передача "Лего-го!":

Одинаково обожаемая и мужчинами и женщинами "Ритмическая гимнастика" ("Аэробика"). Кто повторял движения за ними? :)

Передача для киноманов - "Кинопанорама":

Для футбольных фанатов - "Футбольное обозрение":

Для умников было целых две передачи - "Что? Где? Когда?"...

Я всегда думал, что все знатоки - сказочно богатые люди:)

И "Брейн-ринг".

Смотрим начало передачи - там Довганю слово всегда давали:)

А кто помнит "Фифти, фифти, пятьдесят на пятьдесят..."? :)

Каждое воскресенье, утром, все смотрели передачу "Утренняя звезда". Сколько исполнителей, ставших впоследствии "звёздами", прошли через сцену этой передачи.

Еще одна "ранняя пташка" выходного дня - "Утренняя почта":

Самая смешная передача докамедиклабных времён - "Вокруг смеха":

"Музыкальный ринг":

"Взгляд":

"Форт Баярд" смотрели и взрослые, и дети. Я тоже любил эту передачу начала 90х.

Ну и как же не вспомнить ведущего с интересным именем, фамилией и жестикуляцией - Валдиса Пельша и его шоу "Угадай мелодию"? :)

Уверен, что я забыл про, как минимум, еще 10 передач, которые попробуете вспомнить вы. Можно добавлять ссылки на видео или вставлять ролики в комментарии.

Эта передача была чуть ли не единственной причиной, почему переставал быть невыносимым.

В интеллектуальной игре сражались шесть команд, состоящих из школьника и его родственника. В первом и третьем турах нужно было поднимать таблички с правильными ответами. Во втором - из трубы падали кубики с буквами, из них потом надо было составить слово.

В финале встречались двое лучших игроков. Их задачей было составить как можно больше небольших слов из одного длинного. И в итоге победитель получал невероятные для ребёнка 90-х подарки: музыкальный центр, видеомагнитофон или другую технику, о которой можно было только мечтать.

Добавлял очков «Звёздному часу» ведущий Сергей Супонев.

2. «Куклы»

Сатирическая передача была совсем недетской, несмотря на название. Для шоу были сделаны куклы, карикатурно похожие на политиков и известных людей того времени.

В программе рассказывали об актуальных событиях, нередко вплетая их в классические сюжеты вроде «Героя нашего времени» Лермонтова.

3. «До 16 и старше»

За время своего существования передача трансформировалась из тележурнала в ток-шоу. Здесь чуть ли не впервые на телевидении начали поднимать проблемы молодёжи на понятном ей языке.

Современным программам «До 16 и старше» явно проигрывает, телевидение продвинулось далеко вперёд. Но в целях пересмотреть некоторые выпуски можно, например серию с участием Виктора Цоя.

4. «Зов джунглей»

«Вечером в среду после обеда…» или «Утром в субботу спать не охота» - неважно, в какое время звучит этот позывной. Мы точно знаем, что нужно быть сильным и смелым, ловким, умелым, и тогда джунгли тебя позовут. Заставка программы смонтирована из рекламы фруктового сиропа, производитель которой был спонсором передачи. И именно из «Зова джунглей» многие узнали о существовании панды и коалы.

5. «МузОбоз»

«Музыкальное Обозрение» вёл Иван Демидов, неизменно предстающий перед зрителями в чёрных очках. В программе рассказывалось о модной , и это была передача, не имеющая аналогов, - эдакое MTV, запертое в получасовые рамки «МузОбоза».

6. «Лего-го!»

Как видно из названия, корни у передачи рекламные, но разве это интересовало маленьких зрителей в 90-е. Программа напоминала «Зов джунглей», только все конкурсы были связаны с фигурками Lego как маленькими, так и огромными. А главный приз и вовсе выглядел чудом, победителю дарили поездку в парк развлечений Legoland.

7. «Позвоните Кузе»

Интерактивная передача из 90-х, в которой зритель мог дозвониться до ведущего и в прямом эфире сыграть в одну из игр с участием тролля Кузи. Правда, для большинства программа изначально существовала в жанре летсплея: непросто дозвониться и перевести телефон в тональный режим, когда в доступе только дисковый аппарат, да и тот у соседей.

8. «Новая реальность»

Ещё одна спонсорская передача, наполненная детскими несбыточными надеждами. Ведущий Сергей Супонев рассказывал об играх для Dendy, GameBoy, Super Nintendo и Sega Mega Drive.

9. «Каламбур»

Долгое падение самолёта «Бройлер-747», деревня дураков, секретный танк времён Первой мировой войны и другие сквозные сюжеты запоминались сразу из-за простых шуток, доходящих до клоунады, и ярких образов героев.

10. «Городок»

Эта программа появилась в 1993 году и продержалась до 2012-го. Она была закрыта после смерти Ильи Олейникова - одного из актёров юмористического шоу. Вместе с Юрием Стояновым он снимал скетчи на разные темы. Специальная рубрика отводилась под розыгрыши со скрытой камерой.

11. «Любовь с первого взгляда»

Телеигра, которая моментально ушла в народ и повторялась, наверное, на всех школьных огоньках и вечерах. Трое парней и три девушки впервые встречались в студии программы. После первого тура, в котором они знакомились, им предстояло выбрать кого-то одного из тройки напротив. Пары, чей выбор совпал, продолжали борьбу за победу.

Кстати, тогда скрепы были более гибкими, потому что новая пара сразу могла выиграть на двоих.

12. «Бои Гладиаторов»

Международное шоу International Gladiators 1 в России выходило с комментариями Николая Фоменко. В нём обычные люди соревновались за победу. Но в большинстве испытаний они сражались не друг с другом, а с физически подготовленными гладиаторами.

От России в шоу участвовали четыре конкурсанта и четыре гладиатора. В числе последних - Владимир Турчинский и Сергей Рубан.

13. «Счастливый случай»

В этой интеллектуальной семейной викторине было мало зрелищности, но в 90-е этого и не требовалось. Две команды друг за другом отвечали на вопросы и набирали баллы. Особенно ожидаемым был раунд «Тёмная лошадка», в котором участвовала приглашённая звезда.

14. «Осторожно, модерн»

В наших сердцах Дмитрий Нагиев и Сергей Рост навсегда останутся крепкой семьёй как минимум из четырёх человек, и в гламурном телеведущем мы будем видеть прапорщика Задова.

15. «Золотая лихорадка»

Эта игра не сразу всплывает в голове, когда начинаешь думать о шоу 90-х, однако память хорошо освежает главный приз - 1 кг .

Ведущий Леонид Ярмольник перемещался внутри огромной клетки, пока игроки отвечали на вопросы. Примечательно, что программу закрыли из-за финансового кризиса.

16. «Империя страсти»

Игру на раздевание вёл Николай Фоменко. Участники - мужчина и женщина - выполняли задания, а если не справлялись, должны были снять с себя предмет одежды. Проигрывающий обычно оказывался к концу эфира в одних трусах.

17. «Устами младенца»

Передача, в которой дети объясняют какое-то слово или понятие, а две команды взрослых пытаются их понять. Программа идёт до сих пор, но записи мы пересматриваем именно из 90-х, например с Марком Амодео.

18. «Сам себе режиссёр»

Передача, наполненная любительским видео, была на пике, когда большинство телезрителей о камере могло только мечтать. Программа выходит и сейчас, правда, при наличии держится она вовсе не на роликах.

Это некий клуб такой, уже домашняя больше обстановка: есть несколько миллионов зрителей, которые смотрят эту программу, - они есть, их не становится ни больше, ни меньше. Это люди, которые в воскресенье в полвосьмого утра встают, включают телевизор и смотрят передачу.

Алексей Лысенков, ведущий

19. «От винта»

Программа несколько раз меняла канал, но зрители шли вслед за ней, потому что передача приоткрывала дверь в мир компьютерных игр.

20. Дог-шоу «Я и моя собака»

Хозяева и их собаки соревновались в нескольких конкурсах. Человек должен был отвечать на вопросы, а его питомец - успешно справляться с заданиями. Впрочем, правилами не запрещалось, чтобы хозяин проходил полосу препятствий вместо . Обычно основным препятствием для четвероногих становился тканевый тоннель.

Оценки выставляло жюри, и не всегда выигрывали самые смышлёные собаки. Иногда достаточно было, чтобы пёс был умилительно глупым, а хозяин - обаятельным.

А какие передачи из 90-х запомнились вам?

Когда они шли, улицы пустели: все собирались перед телевизорами, а каждый новый выпуск потом еще долго обсуждали

30 мая 1994 года на 1-м канале в эфир вышел первый выпуск программы «Час пик», оставшаяся в истории как одна из передач, изменивших наше представление о телевидении. Она практически мгновенно стала суперрейтинговой. Ведущим 20-минутной программы был Влад Листьев . О том, как все было, и о том, какие еще популярные телепередачи в эпоху 90-х россияне смотрели, не отрываясь от экрана, - в материале сайт.

«Час пик»

Он был скопирован со знаменитой программы скандального американского телеведущего Ларри Кинга Larry King Live. Ведущий беседовал с гостем передачи, поднимая в том числе очень острые темы. Влад Листьев оставался ведущим до своей смерти – до 1 марта 1995 года.

После его убийства многие предполагали, что передача будет закрыта, однако она просуществовала больше трех лет. Одно время она выходила без ведущего, потом «Час пик» вели друзья Листьева. В итоге по итогам зрительского опроса место ведущего занял Дмитрий Киселев . Последним ведущим телепередачи был Андрей Разбаш .

«Звездный час»

Еще один мегапопулярный проект Влада Листьева обожали как взрослые, так и дети – в понедельник последние даже спешили после школы домой пораньше, чтобы успеть к началу интеллектуальной телеигры, своеобразного детского шоу талантов – впоследствии этот жанр станет на отечественном телевидении особенно востребован.


Весной 1993 года, через полгода после старта «Звездного часа», его ведущим стал Сергей Супонев . Программа выходила до января 2002 года. Вскоре после того, как Супонев трагически погиб, разбившись на снегоходе, не стало и телешоу – замены ему так и не нашли. На роль нового ведущего хотели взять сына телеведущего Кирилла , но он отказался.

«До 16 и старше»

Телепередача для молодежи появилась еще в советскую эпоху, на Центральном телевидении, но пик ее популярности пришелся именно на 90-е, когда об успехах и достижениях современной молодежи стали говорить меньше, а о проблемах - больше. Тогда она шла преимущественно в формате ток-шоу с гостями, которым задавали самые острые вопросы (формат программы менялся вместе со страной).


Многие находили в ней ответы на самые животрепещущие вопросы. Была и специальная молодежная рубрика в тиле «Про это» - интимные вопросы обсуждались в рубрике «Тет-а-тет». Последний выпуск «До 16 и старше» вышел в эфир летом 2001 года, после чего программа была отправлена в бессрочный отпуск. Он так и не закончился.

«Оба-на!»

Популярная юмористическая программа, придуманная Игорем Угольниковым , Сергеем Денисовым и Алексеем Кортневым , родилась из капустников, проходивших в Доме актера. Ее ведущие, которых, по концепции, было несколько, шутили не просто метко – они шутили в первую очередь на темы, волновавшие всех. Часто их юмор был горьким, но никогда не опускался «ниже плинтуса», эпоха скабрезных шуток на интимные темы на телевидении еще только стартовала.


Впервые в эфир «Оба-на» вышла в ноябре 1990 года - а вскоре вышел знаменитый сюжет «Похороны еды», быстро ставший культовым на фоне пустых прилавков. Через год, с уходом из проекта Николая Фоменко , программа сменила название на «Оба-на! Угол-шоу» и несколько перестроила концепцию – далеко не все зрители приняли новый формат. Программа выходила в эфир до декабря 1995 года. Говорили, что Угольников жаловался на давление со стороны нового руководства канала, а также на неудовлетворенность работой, увеличивалось и количество внутренних разногласий в коллективе. В итоге программа прекратила свое существование.

«Куклы»

Трудно найти человека, находившегося в 90-е уже в «сознательном» возрасте и ни разу не видевшего «Куклы». Тогда политикой так или иначе интересовались все, начиная со старших школьников и заканчивая пенсионерами, открытые шутки на эту тему многим были в новинку, как и «живые карикатуры», которыми, по сути, были персонажи «Кукол». Не удивительно, что рейтинг у сатирической телепередачи Василия Григорьева был зашкаливающий.


Необычная подача, ставшая главным залогом успеха, – как правило, основанная на обыгрывании сюжетов знаменитых литературных произведений или исторических событий, родилась практически случайно. Вскоре после старта программы, в 1994-м, один из первых выпусков, посвященный Новому году, пришлось срочно менять – ввели войска в Чечню. Создатели решили сделать «экранизацию» лермонтовского «Героя нашего времени» - и не прогадали, вскоре пародийное использование классических сюжетов стало главной фишкой «Кукол».

Программа просуществовала до 2002 года, но последним выпускам, которые снимались «по накатанной», уже было далеко до популярности выпусков 90-х. К слову, голосом многих персонажей «Кукол» той эпохи был Сергей Безруков .

«Любовь с первого взгляда»

Романтическое игровое телешоу, ведущими которого стали Алла Волкова и Борис Крюк , было именно про любовь и романтику. Оно считается первым лицензионным проектом в истории российского телевидения. Ее участники – молодых пары, отвечая на вопросы ведущих и участвуя в различных интерактивных испытаниях, боролись за главный приз – романтическое путешествие.


Телешоу было немного наивным и очень трогательным. «Любовь с первого взгляда» вышла в эфир в январе 1991 года – и просуществовала до около 8 лет, после кризиса 1998 года дорогостоящий проект пришлось свернуть. Впоследствии его пытались несколько раз возродить, но безуспешно.

«МузОбоз»

Стартовал в эфир в феврале 1991 года. Культовая программа музыкального телеэфира 90-х. Поначалу «Музыкальное Обозрение» выходило в эфир как часть листьевского «Взгляда» - его создатель и ведущий, безумно стильный Иван Демидов в неизменных черных очках был в то время режиссером «Взгляда».


Нарезка из новостей, клипов, концертных выступлений, интервью; рецепт успеха был, с одной стороны, прост, с другой – уникален. Самое главное: «МузОбоз» делали люди, которые очень хорошо понимали, что на тот момент происходило в отечественной и музыкальной культуре разных жанров. Одни зрители от него «тащились», другие – плевались, но равнодушных не было.

Вскоре у «Обоза», появились свои газета и журнал, под его эгидой начали проводиться концерты. В 1996-м концепция поменялась, а ведущими шоу также стали Отар Кушанашвили и Лера Кудрявцева . В 1998 году программа сменила название на «Обоzzz-шоу», через полгода у нее появилась новая концепция: «Обоз» стал музыкальным соревнованием, в ходе которого зрители оценивали выступления артистов и выбирали лучшего. Но то ли время уже было другим, то ли формат оказался провальным, но рейтинги начали падать – в 2000 году программу закрыли.

«50х50»

Знаменитую заставку в виде зебры культовой информационно-познавательно-музыкальной программы те, чья юность пришлась на 90-е, помнят так же хорошо, как заставку из «До 16 и старше» с подростком на взлетной полосе.


Ведущими программы, впервые увидевшей свет в 1989 году и ставшей, пожалуй, самым зрелищным и масштабным проектом подобного формата в 90-е, были Сергей Минаев , Алексей Веселкин , Ксения Стриж , Николай Фоменко и другие.

Концепцию программы определяло ее название: половина развлекухи – в первую очередь музыки и конкурсов – и половина более серьезного контента, информации о событиях и пр., не только музыкальных.

Гостями передачи становились как уже известные звезды, так и начинающие – опять же, фифти-фифти (к слову, так передачу и звали в народе). В начале 1998-го программу закрыли, спустя несколько месяцев она вышла в обновленном формате и под названием «50х50. Буду звездой», последний ее выпуск вышел в эфир в 2000 году.

Российское развлекательное телевидение 1990-х годов было прочно связано с социальной обстановкой, которую диктовало лихое 10-летие. Это было непростое, но крайне интересное время. Телевидение 90-х было оазисом удивительной свободы,...

Российское развлекательное телевидение 1990-х годов было прочно связано с социальной обстановкой, которую диктовало лихое 10-летие. Это было непростое, но крайне интересное время. Телевидение 90-х было оазисом удивительной свободы, ярким карнавалом, где было возможно то, за что сейчас предъявляют обвинения в экстремизме и закрывают каналы. Притом, абсолютно неважно, была ли это серьезная общественно-политическая передача или молодежное ток-шоу.

Эти телепередачи, безусловно, можно назвать зеркалами времени.

Любовь с первого взгляда

«Любовь с первого взгляда» - телевизионное романтическое игровое шоу. Выходила в эфир с 12 января 1991 по 31 августа 1999 года на телеканале РТР. Была возобновлена 1 марта 2011 года и выходила до середины того же года. Выходила по выходным в двух частях, а целиком она выходила на РТР, а после долгого перерыва - на MTV Россия.


Денди - Новая реальность


«Денди - Новая реальность» (затем просто «Новая реальность») - детская телепередача о компьютерных играх на игровых приставках, выходившая в России с 1994 по 1996 годы - сначала на канале 2×2, затем на ОРТ. Ведущий Сергей Супонев в течение примерно получаса рассказывал о нескольких играх для 8-разрядных приставок Dendy, Game Boy и 16-разрядных Sega Mega Drive, Super Nintendo.


Брэйн ринг


«Брэйн ринг» - телевизионная игра. Первый выпуск вышел 18 мая 1990 года. Идея реализации «Брэйн ринга» на ТВ родилась у Владимира Ворошилова ещё в 1980 году, но он смог реализовать её только почти через 10 лет. Первые несколько выпусков провел сам Владимир Ворошилов, но позднее из-за отсутствия у него свободного времени роль ведущего была передана Борису Крюку, который не смог появиться на съемках, и ведущим стал Андрей Козлов. С 6 февраля по 4 декабря 2010 года игра выходила на канале СТС. С 12 октября 2013 года по 28 декабря 2013 года на телеканале «Звезда».


Ключи от форта Байяр


«Форт Боярд», «Ключи от форта Байяяр» - популярное приключенческое телешоу, действие которого разворачивается в Бискайском заливе, у берегов Приморской Шаранты, в форте Байяр. В Российском эфире телеигра «Ключи от форта Бойяр» впервые появилась в 1992 году на Первом канале Останкино. В 1994 году канал НТВ начал демонстрацию передачи под названием «Ключи от форта Байяр» и несколько лет подряд транслировал переведённые оригинальные французские выпуски программы, а также один сезон «Русские в форте Баяр» (в 1998 году), переведённые национальные версии игр Великобритании, Норвегии и Канады. С 2002 по 2006 год программа выходила на телеканале «Россия» под названием «Форт Боярд». Весной 2012 года телеканал Карусель транслировал совместные игры США и Великобритании с участием подростков. Летом 2012 года ООО «Красный квадрат» были отсняты 9 передач с участием российских знаменитостей. Премьера состоялась 16 февраля 2013 года на Первом канале.


Оба-на


«Оба-на!» - юмористическая телевизионная передача. Первый выпуск «Оба-на!» вышел 19 ноября 1990 года. У программы было одновременно несколько ведущих, в их числе Игорь Угольников, Николай Фоменко, Евгений Воскресенский. «Оба-на!» была довольно смелой юмористической программой. Программа прославилась сюжетом под названием «Похороны еды» (актуальная шутка 1991 года). Последний выпуск программы «Оба-на!» вышел в эфир 24 декабря 1995 года.


Звёздный час


«Звёздный час» - детская телепередача, выходившая в эфир по понедельникам на 1 канале Останкино/ОРТ с 19 октября 1992 года по 16 января 2002 года. Проводилась в формате интеллектуальной игры. Первым ведущим программы был актёр Алексей Якубов, но вскоре его сменил Владимир Большов. Первые несколько месяцев 1993 года ведущими были Игорь Бушмелёв и Елена Шмелёва (Игорь и Лена), с апреля 1993 года и до конца существования ведущим был Сергей Супонев, позже ставший руководителем программы. Проект Влада Листьева.


Джентльмен-шоу


«Джентльмен-шоу» - юмористическое телевизионное шоу, основанное участниками команды КВН Одесского государственного университета «Клуб одесских джентльменов». С 17 мая 1991 по 4 ноября 1996 года «Джентльмен-шоу» выходило на РТР. С 21 ноября 1996 по 15 сентября 2000 года шоу выходило на ОРТ. С 22 декабря 2000 года по 9 марта 2001 года программа снова выходила на РТР.


Маски-Шоу


«Маски-Шоу» - юмористический телесериал, поставленный одесской комик-труппой «Маски» в стиле немого кино. Страна-производитель Украина (1991-2006).


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры