Дева мария в скалах. La Vergine delle rocce Леонардо да Винчи

Главная / Измена жены
12 октября 2016, 21:52

Название «Мадонна в гроте» (или «Мадонна в скалах») носит два варианта одной и той же картины на религиозный сюжет.

На ней изображена Дева Мария с младенцем Иисусом, а также Иоанн Креститель и архангел Уриил. Композиция имеет форму треугольника, в вершине которого помещена Дева Мария.

Уриил опустился на колени слева от нее, немного позади одного из младенцев. Считается, что ребенок, сидящий справа от Девы Марии, - это Иоанн Креститель.

Он сидит перед ней на коленях, сложив руки как будто в религиозном экстазе. Мария при этом правой рукой обнимает его за плечо. С другой стороны от нее - младенец Иисус. Он сидит, скрестив ножки и подняв правую руку, как будто благословляя второго малыша.

Над его головой простерла руку Дева Мария и поднял руку с вытянутым вперед пальцем сидящий позади него архангел Уриил.

Поскольку Леонардо сам точно не указал, кто есть кто из двоих младенцев, довольно трудно с абсолютной точностью установить, кто из них Иисус, а кто - Иоанн Креститель. Тем не менее принято считать, что младенец благословляющий - это Иисус, тогда как второй, несомненно, Иоанн. В пользу этого говорит и второй вариант картины, на котором сидящий справа от Девы Марии младенец держит длинный крест из тростника, с каким обычно изображают Иоанна Крестителя.

При объективном взгляде на картину представляется более вероятным, что молящийся младенец - Иисус, а не Иоанн Креститель, поскольку он сидит ближе к Деве Марии и находится под ее материнской защитой. Тогда вполне естественно, что второй ребенок - Иоанн Креститель, поскольку его опекает архангел Уриил. Неудивительно, что эта гипотеза приходится далеко не всем по вкусу, ибо, согласно ей, Иоанн Креститель играет в картине Леонардо более важную роль, чем Иисус. Леонардо рисовал эту картину, на основе библейских мифов. А в евангелие от Луки говорится, что Иоанн Креститель родился на полгода раньше Иисуса. Это значит, что он был намного крупней.

Например, поведение двух младенцев вполне может отражать традицию тамплиеров, которые относились к Иоанну Крестителю с большим почтением, нежели к Иисусу. Достаточно любопытным представляется и жест Уриила, так же как и положение левой руки Девы Марии.

Кстати о руках: смотря на картину, трудно отрицать, что ее рука действительно угрожающе зависла над головой Иисуса. Кажется, что рука Уриеля защищает голову Иисуса от когтей Марии. И Уриель, прикрывая голову Иисуса, своим перстом указывает на шею Иоанна Крестителя, показывая, что ему отрубят голову.

Леонардо да Винчи хотел намекнуть, что младенец, находящийся ниже, - Иоанн Креститель, который, как пишется в Библии, был позднее обезглавлен.

Обратите внимание – Иисус сидит ниже Крестителя, и благословляет его снизу вверх. Обычно, тот кто благословляет, должен стоять во весь рост, а благословляемый стоит перед ним на коленях, склонив голову. Благословение должно идти сверху вниз, потому что так принято. Тут все наоборот.

Судя по всему, монашеское братство, заказавшее картину, указало художнику на недостаточно ясно выраженный христианский характер творения Леонардо. В результате «Мадонна в гроте» была передана французскому королю Людовику XII и оказалась в Лувре. Второй вариант картины сейчас хранится в лондонской Национальной галерее. На этой картине фигуры персонажей немного крупнее, и им подрисованы нимбы.

Архангел Уриил не указывает пальцем на младенца справа от Девы Марии, который на этот раз держит крест Иоанна Крестителя. Возникает ощущение, что художник намеренно убрал все следы символизма, дабы избежать нареканий со стороны заказчиков.

Возможно, их недовольство вызвала когтистая лапа, которую Леонардо зачем-то изобразил в правом нижнем углу "первого варианта". Да и непропорционально большие ноги младенца Иисуса вызывают удивление. Сам Леонардо не считал нужным объяснять, какой смысл он хотел привнести в картину.

И в заключенье – эту картину, как и многие другие, у Леонардо заказывала церковь. И поскольку они хорошо платили, он конечно не мог нарисовать Иисусу рога и копыта. Поэтому он работал на грани фола.

В Лувре находится непревзойденная по своему значению коллекция поздних работ Леонардо да Винчи.
Дело в том, что последние три года своей жизни Леонардо провёл во Франции, куда
переехал по приглашению молодого (22 года) короля Франции Франциска I, одержавшего блистательную победу в битве при Мариньяно (война за обладание герцогством Миланским)

Мадонна в скалах.1483-1494 годы. Музей Лувр.

В Италии, к тому времени уже началась эпоха Возрождения, Франциск I был восхищён тем, что там увидел, он захотел принести Возрождение во Францию.
Король покровительствовал людям искусства, убедив многих итальянцев оставить родину и перебраться в Париж. При его дворе работали такие мастера как Андреа дель Сарто и Леонардо да Винчи, Россо и Приматиччо, знаменитый ювелир Бенвенуто Челлини.

О Франциске можно говорить много, но вернёмся к Леонардо, которого король поселил в замке Кло-Люсе.
Сам король жил в соседнем замке Амбуаз и даже приказал прокопать подземный ход на кухню Леонардо, где они каждый вечер вели задушевные беседы.

Леонардо да Винчи взял с собой во Францию свои незаконченные, с его точки зрения, и особенно дорогие ему произведения, которые после его смерти остались у короля Франциска I.

Мадонна в гроте.1495-1508 годы. Национальная галерея, Лондон

"Мадонну в скалах" заказали Леонардо в 1483 году монахи братства Святого Франциска для алтаря в часовне Непорочного Зачатия Девы. Сюжет картины мы напрасно стали бы отыскивать в Евангелиях. Это не канонический, а легендарный сюжет.

Иоанн Креститель, еще ребенком ушедший в пустыню для покаяния, встретил в пути Деву Марию с младенцем Христом - они возвращались из Египта, и Христос благословил его.

Посмотрев законченную в общих чертах "Мадонну в скалах", монахи-заказчики отказались принять и оплатить работу, придравшись к формальному нарушению договорных сроков. На самом же деле их повергла в шок проявленная Леонардо свобода в трактовке сакрального сюжета. Не будем вдаваться в богословские тонкости.

Были заявлены две основные претензии:
Во-первых, почему ангел указывает рукой на Иоанна, тогда как "первый в святости" Иисус Христос?
Во-вторых, почему над головами персонажей отсутствуют нимбы (знак святости)?

Разругавшись с монахами, Леонардо забрал свою картину из часовни Непорочного Зачатия и начал, на свою голову, судебный процесс. Он утверждал, что монахи ничего не понимают в живописи, что «нельзя слепому судить о цветах». Однако и монахи были по-своему правы и умело отстаивали свою правоту. И длился этот диковинный процесс ни много ни мало - двадцать лет. По видимости дело кончилось компромиссом, а по сути, увы,- поражением Леонардо.

Он написал еще один вариант "Мадонны в скалах" (с нимбами и без указующей руки ангела). А первоначальный, намного лучший вариант долго оставался в его мастерской, этот вариант среди других своих любимых работ Леонардо привёз во Францию именно он ныне хранится в Лувре.

Сохранилось описание религиозной символики, сформулированное самим Леонардо. Дева Мария, сидящая на коленях у своей матери, склонилась к Сыну, стараясь отвлечь его от ягненка (символ Страстей Господних), которого малыш весело обнимает. Однако святая Анна пытается отговорить ее.

Дело в том, что Леонардо - внебрачный сын сэра Пьеро ди Антонио да Винчи.
Мать Леонардо, Катерина, была красавицей, но из более низкого класса общества. Сэр Пьеро не мог на ней жениться. Тем не менее незаконнорожденный Леонардо был как дитя любви принят в семью, а Катерину выдали замуж за друга семьи, гончара Антонио ди Пьеро Бути дель Вакка.

Согласно интерпретации Фрейда, в этой работе отражены детские воспоминания Леонардо о его матери, крестьянке Катерине, с которой он был разлучён в раннем возрасте (Леонардо с трёх лет воспитывался в семье отца). По его словам, Дева Мария и её мать Анна в этой картине отображают "двух матерей" художника - мачеху и родную мать, причём Анна, являющаяся "проекцией» Катерины, улыбается той же загадочной улыбкой, что и Джоконда, Иоанн Креститель и другие леонардовские персонажи (Фрейд видит в этом характерном выражении лица впечатавшееся в память Леонардо воспоминание о материнской улыбке).

У этой картины можно стоять долго и пытаться разгадать её загадки. Ну, вот хотя бы одна6 Лица Марии и Ангела нежны и задумчивы, а посмотрите на их руки. Грубые мужские руки, почему такой контраст? Страх Марии за сына, судорожное желание защитить, сопротивление уготованной ему судьбе?

На этом, пожалуй, остановлюсь, хотя есть ещё, что сказать.
Вообще, это надо видеть.
И если "Джоконду" как следует не рассмотришь, такая перед ней всегда толпа, то "Мадонну в скалах" можно рассматривать довольно свободно.

Этот человек – культовая и чуть ли не самая загадочная персона Средневековья.

Все его творения окутаны тайнами и легендами и до сих пор вызывают споры в кругах учёных мужей. Одни говорят, например, что в своих произведениях Леонардо закодировал тайный смысл Библии и раскрывает истинную историю Христа. Другие считают, что полотна да Винчи усеяны символами, которые приведут к немыслимым сокровищам и святыням, например, к Святому Граалю. Некоторые убеждены: художник на всех своих знаменитых картинах изображал лик бога! Стоит только поднести зеркало к определенному участку полотна, на который могут указывать руки персонажей, как из него на нас посмотрит грозный иудейский бог Яхве, или христианский Господь, а может быть даже и Сатана…

Ещё в совсем юном возрасте, Леонардо начал упражняться в живописи в мастерской художника Андреа Веррокио. Позже он переехал из маленького городка на западе Флоренции в Милан, где его талант развился до невероятных высот.

Все, к чему только прикасались руки гения, становилось бесценным творением искусства или науки. В его рукописях встречаются технические и анатомические чертёжи, схемы невиданных доселе аппаратов и машин, которые впоследствии помогли Человечеству сделать шаг в сторону прогресса. Леонардо исследовал мир во всех его проявлениях: увлекался ботаникой, геологией, анатомией, физикой, астрономией, механикой, благодаря чему сделал много открытий. Но мир знает его, прежде всего, как великого художника, архитектора и скульптора.

За свою жизнь Леонардо да Винчи создал бесценные шедевры. Многие из низ них ныне принадлежат мировому искусству и хранятся в лучших музеях мира: знаменитая фреска «Тайная вечеря», алтарный образ «Мадонна в гроте», идеальный в своих пропорциях «Витрувианский человек», картина «Мадонна с младенцем», и, пожалуй, самый потрясающий и загадочный портрет – «Мона Лиза»…

Множество противоречий вызвал первый коммерческий заказ да Винчи – алтарный образ для капеллы Непорочного зачатия – «Мадонна в гроте».

Картина существует в двух вариантах, один из которых находится в Лувре (Париж), другой – в Лондонской Национальной галерее. Художник начал над ней работу в 1483 году, но поначалу оставил картину у себя из-за проблем с заказчиками по поводу оплаты.

Завершил он её лишь спустя 10 лет, но замыслил сделать повторение картины. А в 1508 году, при участии свого ученика Амброджо де Предиса, художник, несколько видоизменив, все же закончил второй вариант картины, которая ныне и находится в Лондоне. Изображения на этих двух полотнах во многом отличаются.

Луврский вариант:

На картине изображена встреча Девы Марии с маленьким Иоанном Крестителем и архангелом Уриилом. Действие происходит в скальном гроте египетской пустыни. Святое Семейство предположительно скрывалось здесь от царя Ирода. Этот эпизод не описан в Евангелии, но он является неотъемлемой частью христианской мифологии.

В центре пещеры мы видим Деву Марию, возле которой находятся два младенца. Считается, что ребёнок, который сидит справа от Марии, и которого она обнимает за плечо, - это Иоанн Креститель. С другой стороны от нее - маленький Иисус. Он сидит со скрещенными ножками, и правой рукой как будто благословляет второго мальчика. У Иисуса над головой нависает ладонь Богоматери и вытянутый вперед палец архангела Уриила.

Лондонский вариант:

Фигуры персонажей выглядят несколько крупнее, к их головам дорисованы нимбы. Архангел Уриил больше не указывает пальцем на малыша, сидящего справа от Божьей Матери, который на этот раз держит удлиненный крест – символ Иоанна Крестителя.

Любители разгадывать коды и тайны узрели в первом варианте картины тайное послание: младенец возле Марии не Иоанн, а Иисус и именно он поклоняется Иоанну Крестителю, а не наоборот! Это соответствует традиции тамплиеров, которые, прежде всего, чтили Иоанна и поклонялись ему. А значит, и сам Леонардо был приближенным к этому таинственному ордену. Ну или его Магистром, как считает писатель Дэн Браун и его последователи.

Если вернуться к теории зеркал, то её последователи намекают: взгляните-ка пристальнее на «Мадонну в гроте», вооружившись волшебным стеклышком, и увидите много интересных библейских персонажей…

Правда это или нет, пока не известно, но, зная любовь Леонардо к зеркалам и его страсть к тайным шрифтам, которые читаются только в отражении, предполагать можно что угодно.

В целом, картина «Мадонна в гроте», как и другие шедевры да Винчи, ничуть не приближает нас к разгадке его тайны. Напротив – усугубляет пелену загадочности его персоны. И это побуждает учёных всего мира, равно как и обычных людей, исследовать, расследовать, угадывать, разгадывать, и просто восхищаться великим искусством Мастера.

Ну а желающие воочию увидеть это и другие таинственные полотна, и выдвинуть свою теорию, могут отправляться в парижский Лувр и прикоснуться к этим творениям в любое время (только руками не трогать!).

"Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою - Сына, как будто желая соединить обоих - человека и Бога - в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что он еще не умеет ходить - только ползает. Но в лице Его - уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере - глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов. Только лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Царица Небесная является людям впервые в сокровенном сумраке, в подземной пещере, быть может, убежище древнего Пана и нимф, у самого сердца природы, как тайна всех тайн, - Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли.
Это было создание великого художника и великого ученого вместе. Слияние тени и света, законы растительной жини, строение человеческого тела, строение земли, механика складок, механика женских кудрей, которые вьются, как струи водоворотов, так что угол падения равен углу отражения, - все, что ученый исследовал с "упрямою суровостью", пытал и мерил с бесстрастною точностью, Пресекал, как безжизненный труп, - художник вновь соединил в божественное целое, превратил в живую прелесть, в немую музыку, в таинственный гимн Пречистой Деве, матери Сущего. С равною любовью и знанием изобразил и тонкие жилки в лепестках ириса, и ямочку в пухлом лобике младенца, и тысячелетнюю морщину в доломитовом утесе, и трепет глубокой воды в подземном источнике, и свет глубокой печали в улыбке ангела. Он знал все и все любил, потому что великая любовь есть дочь великого познания".

Дмитрий Мережковский "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи"


(1508 г. - картина Леонардо да Винчи, 1483-1486 г.)

Первое вполне зрелое произведение Леонардо – утверждает торжество нового искусства и даёт полное представление об исключительном мастерстве Леонардо. Икона была заказана монахами церкви имени св. Франциска в 1483 году. Мария в центре, сидит высоко, как на троне. Правой рукой обнимает стоящего внизу мальчика лет трех – Иоанна Крестителя. К его груди прислонен длинный тонкий крест. Ладони рук просительно протянуты к другому мальчику – Христу. Мария властным движением простирает левую руку над Христом. Ее кисть с напряженно раскинутыми пальцами спасительно раскрыта над мальчиком и передает ему свою силу, а Христос благословляющим жестом передает духовное руководство людьми Иоанну. Сзади Христа придерживает ангел. – только что рожденная земля: голые скалы, первые растения, чистые воды, еще не заселенные своими обитателями. На картине запечатлен момент рождения материи, природы и момент рождения на этой земле духа.

Этой картине присуща совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Это целое, т.е. совокупность четырёх изображённых фигур, очертания которых чудесно смягчены светотенью, образует стройную пирамиду, плавно и мягко, в полной свободе вырастающую перед нами. Взглядами и расположением все фигуры объединены неразрывно, и это объединение исполнено чарующей гармонии , ибо даже взгляд ангела, обращённый не к другим фигурам, а к зрителю, как бы усиливает единый музыкальный аккорд композиции . Взгляд этот и улыбка, чуть озаряющая лицо ангела, исполнены глубокого и загадочного смысла. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. Наш взгляд уносится в её глубины, в манящие просветы среди тёмных скал, под сенью которых нашли приют фигуры, созданные Леонардо.

Загадка картины.

Название «Мадонна в гроте» (или «Мадонна в скалах») носят два варианта одной и той же картины на религиозный сюжет . На ней изображена Дева Мария с младенцем Иисусом, а также Иоанн Креститель и архангел Уриил (Уриель). Композиция имеет форму треугольника, в вершине которого помещена Дева Мария.

Ранняя и более загадочная версия была заказана 25 апреля 1483 года для церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. Написанная маслом на доске размером 78 на 48 дюймов, она должна была стать центральной частью триптиха для церкви Непорочного Зачатия. На картине изображено Святое Семейство, нашедшее приют в скальном гроте в египетской пустыне во время бегства от царя Ирода. Здесь происходит встреча Богоматери с юным Иоанном Крестителем и архангелом Уриилом. Хотя этот эпизод не упоминается в Писании, он является частью христианской мифологии.

На картине представлен скальный грот, в центре которого сидит Дева Мария. Возле нее расположились два младенца - Иисус и Иоанн Креститель. Уриил опустился на колени слева от нее, немного позади одного из младенцев. Считается, что ребенок, сидящий справа от Девы Марии, - это Иоанн Креститель. Он сидит перед ней на коленях, сложив руки как будто в религиозном экстазе. Мария при этом правой рукой обнимает его за плечо. С другой стороны от нее - младенец Иисус. Он сидит, скрестив ножки и подняв правую руку, как будто благословляя второго малыша. Над его головой простерла руку Дева Мария и поднял руку с вытянутым вперед пальцем сидящий позади него архангел Уриил.

Поскольку Леонардо сам точно не указал, кто есть кто из двоих младенцев, довольно трудно с абсолютной точностью установить, кто из них Иисус, а кто - Иоанн Креститель. Тем не менее принято считать, что младенец благословляющий - это Иисус, тогда как второй, несомненно, Иоанн. В пользу этого говорит и второй вариант картины , на котором сидящий справа от Девы Марии младенец держит длинный крест из тростника, с каким обычно изображают Иоанна Крестителя. Однако, судя по всему, крест был пририсован позднее каким-то другим живописцем, возможно даже, вопреки воле самого Леонардо.

При объективном взгляде на картину представляется более вероятным, что молящийся младенец - Иисус, а не Иоанн Креститель, поскольку он сидит ближе к Деве Марии и находится под ее материнской защитой. Тогда вполне естественно, что второй ребенок - Иоанн Креститель, поскольку его опекает архангел Уриил. Неудивительно, что эта гипотеза приходится далеко не всем по вкусу, ибо, согласно ей, Иоанн Креститель играет в картине Леонардо более важную роль, чем Иисус. Однако версия эта может быть более символичной, чем представляется с первого взгляда. Например, поведение двух младенцев вполне может отражать традицию тамплиеров, которые относились к Иоанну Крестителю с большим почтением, нежели к Иисусу. Достаточно любопытным представляется и жест Уриила, так же как и положение левой руки Девы Марии. Принс и Пикнетт предполагают, что рука Марии как будто покоится на чьей-то незримой голове, а палец Уриила указывает на невидимую шею этой головы. Из этого можно сделать вывод; Леонардо да Винчи хотел намекнуть, что младенец, находящийся ниже, - Иоанн Креститель, который, как пишется в Библии , был позднее обезглавлен.

Судя по всему, монашеское братство, заказавшее картину, указало художнику на недостаточно ясно выраженный христианский характер творения Леонардо - например, отсутствие Иосифа. В результате «Мадонна в гроте» была передана французскому королю Людовику XII и оказалась в Лувре. Второй вариант картины , написанный маслом, размером 75 на 47 дюймов, сейчас хранится в лондонской Национальной галерее. На этой картине фигуры персонажей немного крупнее, и им подрисованы нимбы . Архангел Уриил не указывает пальцем на младенца справа от Девы Марии, который на этот раз держит крест Иоанна Крестителя. Возникает ощущение, что художник намеренно убрал все следы символизма , дабы избежать нареканий со стороны заказчиков.


Основы композиции
на примере картины
Леонардо да Винчи

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры