Дневник чтения титульный лист красочный. Как оформить читательский дневник для школьников

Главная / Измена жены

Виды читательских дневников

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.
  • Выписки понравившихся фраз, выражений.
  • Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Можно ли помогать ребенку вести дневник?

Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.

Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто "заставили". Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.

Представляю вашему вниманию дидактичесие материалы для учителей 1-4 классов, которые включают творческие, увлекательные задания для уроков внеклассного чтения. В данном пособии имеются памятки, анкеты, интересные виды заданий, с которыми удобно и интересно работать детям в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Образец читательского дневника»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

включают творческие, увлекательные задания для внеклассного чтения

Читательский дневник

1 – 4 класс

Составитель:

учитель начальных классов

Мачулина Н.В.

Мой читательский паспорт

Место для твоей фотографии

Анкета «Я – читатель»

Почему я читаю? ______________________________

Как я читаю? __________________________________

Мое любимое место для чтения: ___________________________________________________________

Мое любимое время для чтения: ___________________________________________________________

Я обсуждаю книги с ______

Мои любимые книги: ____________________________________________________________________

Библиотека, в которую я хожу ____________________________________________________________

Как работать с книгой:

    Не берите книги грязными руками.

    Читайте, сидя за удобным столом.

    Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.

    Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

    Следите, чтобы освещение было с левой стороны.

    Не читайте на ходу и при движении транспорта.

    Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

    Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.

    Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

    Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

Памятка к работе над басней:

    Прочитайте басню.

    Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

    Что осуждается в басне?

    Что должен понять из этой басни читатель?

    Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка к работе над стихотворением:

    Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

    Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению

    Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

    Что вам понравилось в стихотворении?

    Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Памятка к работе над статьей:

    О ком или о чем эта статья?

    Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Составьте план.

    Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.

    Что нового вы узнали из прочитанного?

    Что вы читали об этом раньше?

Памятка к работе над рассказом:

    Как называется рассказ? Кто его написал?

    Когда происходит действие, которое в нем описывается?

    Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

    Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

    О чем вы думали, читая рассказ?

    Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.

Составление плана:

    Разделите рассказ на части.

    Мысленно нарисуйте картину к каждой части.

    Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.

    Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

Памятка пересказа текста:

    Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).

    Наметьте его основные смысловые части (картины).

    Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

    Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

    Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Анкета для родителей

Анкета для родителей

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Сколько времени в день он проводит за книгой?

Какие книги он предпочитает?

Какие книги он предпочитает?

Как вы поощряете его читательские устремления?

Дарите ли вы ребенку книги?

Дарите ли вы ребенку книги?

Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанное?

Вы читаете книги вслух вместе с ребенком?

Считаете ли вы себя активным читателем?

Являетесь ли вы для своего ребенка примером для подражания в чтении книг?

___________________________________________

___________________________________________

О чем эта книга ____________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

________________________________________________________________

Чему учит эта книга

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Иллюстрация


Дата начала чтения книги

Название __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Чему учит эта книга _________________________

___________________________________________

___________________________________________

Главные герои _____________________________

___________________________________________

___________________________________________

________________________________________________________________

Что тебе понравилось больше всего? __________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Иллюстрация


ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

20__ - 20__ учебный год

Количество слов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель


ЗАДАНИЕ «САКВОЯЖ ГЕРОЯ»

Нарисуй предметы, которые могли бы находиться в саквояже одного из героев этого произведения. Не забудь указать имя героя.

Произведение: _______________________________________________

Герой: ______________________________________________________



Уроки литературы в школе относятся к числу наиболее интересных и увлекательных. Многие современные дети с удовольствием читают былины и сказки, высказывают свое мнение о сюжете и героях, не боятся задавать вопросы. Но нередко этого бывает недостаточно для того, чтобы получить отличную отметку по этому предмету. Предлагаем познакомиться с несколькими рекомендациями, которые помогут разобраться, как оформить читательский дневник.

Что это такое

Читательский дневник для школьника представляет собой толстую тетрадь, в которую ученики выписывают цитаты из изучаемого произведения, пересказывают его сюжет. Польза такой работы бесспорна: при необходимости подготовиться к контрольной или написанию сочинения не нужно перечитывать текст, достаточно открыть свой дневник и освежить в памяти события или героев.

Секреты оформления

Как правильно оформить читательский дневник, чтобы им было удобно пользоваться?

  • Прежде всего необходимо сделать нумерацию страниц и содержание - это поможет быстро найти необходимое произведение.
  • Обязательно указывать разделы - «Устное народное творчество», «Литература 18-го века», «Литература 19-го века» и т. д. Названия этих разделов следует написать крупным шрифтом, можно использовать печатные заглавные буквы и цветные ручки. Чтобы дневник смотрелся аккуратно, необходимо использовать один цвет для заголовков одного уровня.
  • Внутри каждого крупного раздела нужно выделять подразделы. Так, «Литература 19-го века» обязательно будет включать в себя части «Творчество Пушкина», «Поэзия Лермонтова», «Гоголь» и прочее, в зависимости от школьной программы. Название подраздела также необходимо выделить цветом, подчеркнуть.

Как правило, в школе учителя не выдвигают четких требований к тому, как оформить читательский дневник, ведь это прежде всего подсказка для ученика. Поэтому можно свободно проявить фантазию.

Особенности формы

Очень удобной формой является таблица, включающая в себя такие графы:

  • Ф. И. О. автора;
  • название произведения;
  • основные герои;
  • место и время действия;
  • ключевые события или цитаты.

Очень важно делать в таблице столбики различной ширины. Последний должен быть самым широким.

Как оформить читательский дневник без таблицы? Можно писать сплошным текстом, подчеркивая или выделяя цветом названия произведений, авторов и основные мысли. Некоторые ученики, обладающие богатой фантазией, сами придумывают схемы, в которых отображают взаимоотношения персонажей литературного произведения и произошедшие с ними события. Работа над таким изложением материала потребует некоторого времени, зато вспомнить текст впоследствии труда не составит.

Специфика содержания

Как оформить читательский дневник, чтобы по нему было легко подготовиться к написанию сочинения? Прежде всего при пересказе обязательно необходимо указывать страницы книги или учебника, где речь идет о том или ином событии. Это позволит быстро найти в тексте необходимое место и процитировать.

Обязательной частью дневника являются цитаты из произведения, помогающие дать характеристику герою, понять авторский замысел, идею текста. Их можно при необходимости сокращать, помечая места сокращения многоточием. Нелишним будет указание жанра и года написания текста, эти данные можно использовать во введении к сочинению. Обязательно записывать трудные для произнесения имена персонажей, особенно из древней или зарубежной литературы. Это позволит сэкономить массу времени, ведь искать их по книге не придется.

Младшие школьники могут украшать свои тетради иллюстрациями и картинками.

Обложка

Рассмотрим, как оформить обложку читательского дневника. Есть несколько способов:

  • Самый простой - купить подходящую тетрадь, на которой так и будет написано «Читательский дневник», достаточно лишь указать свои Ф. И. О. и класс.
  • Можно купить обычную тетрадь с одноцветной обложкой и проявить фантазию: наклеить на нее иллюстрацию из любимого произведения, написать несколько понравившихся цитат, красивыми буквами (например, в старославянском стиле) вывести слова «Читательский дневник». Тогда тетрадь станет настоящим сокровищем любого ученика.
  • При помощи обычной тесьмы можно сделать закладку: берется тесьма, длина которой примерно на 7 см длиннее тетради, один ее конец аккуратно на скотче приклеивается в верхнем левом углу задней обложки, а оставшаяся часть закладывается на необходимой странице. Тесьмой можно оклеить и обложку.

Мы рассмотрели, как красиво оформить читательский дневник, чтобы долгие годы он радовал своего владельца. Выбрасывать такие тетради не стоит, ведь при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам по литературе потребуется вспомнить ранее изученные тексты. И владельцам дневников не придется идти в библиотеку.

Вместе со списком литературы на лето учитель дает задание - вести читательский дневник. Конечно, есть учителя, которые подробно объясняют детям, что это такое и как его "вести".

Но чаще всего просто ограничивается парой-тройкой фраз о том, что это тетрадка, в которую надо записывать все книги, которые ребенок прочитает летом.

А как записывать, что записывать ученик так и не понимает. В итоге про читательский дневник никто не вспоминает все лето. Даже если ребенок много и с удовольствием читает. А уж про тех, кто читать не либит, и говорить не приходится.

А между тем читательский дневник может стать отличным подспорьем для развития творческих способностей ребенка.

Вместо обычной скучной тетрадки, сделайте красочный альбом.

К примеру, такой:

Скачать шаблоны дневников можно здесь: (cкачиваний: 3902)

Какие бывают читательские дневники

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге. Это больше подходит для тех, кто читает много и "запоем". Да, такие дети есть и в наши дни.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. Самый лучший вариант для пробуждения интереса к чтению.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.
  • Выписки понравившихся фраз, выражений.
  • Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Можно ли помогать ребенку вести дневник?

Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!

Если вы регулярно читаете, но не можете вспомнить содержание книги уже через месяц, остановитесь. Задумайтесь: почему так происходит? А пока вы размышляете, я расскажу про свой читательский дневник, который помог мне получить от чтения максимум пользы.

Предыстория

Неудивительно, но я люблю читать. На журфаке у нас был предмет «История зарубежной литературы», благодаря которому в моей жизни появились гигантские списки книг. За семестр нужно было одолеть от 50 до 70 произведений. Сложных, глубоких, тяжёлых. «Доктор Фаустус», «Волшебная гора», «Улисс», «Сто лет одиночества», «Бильярд в половине десятого» - все эти книги надолго засели в моей голове, потому что мы часами разбирали их на парах.

Но время прошло, и содержание книг потихоньку стёрлось из памяти. Литературу я стала читать совершенно иначе. После прочтения в голове остаётся слишком мало: я осознаю это через месяц-два.

Кто был главным героем? Почему он конфликтовал с миром? А чем всё закончилось?! Что делать: читать заново?

Что делать

Решение родилось в беседе. Мы с подругой обсуждали эту проблему и вдруг поняли - нужно завести читательский дневник. Как в школе, но только интереснее. Не просто перечислять, что произошло, а давать подробный анализ прочитанного.


Автор фото: Анна. Источник @books.cards

Я загорелась идеей. Стала искать что-то подобное на нашем сайте. Нашла дневник для школьников - «Читательский дневник» Марты Райцес . В нём 4 графы: книга, автор, переводчик, цитаты и мои мысли. Есть странички с фактами из книги. Поля, где можно нарисовать интеллект-карту, написать фанфик или рецензию. Добавить рецепт, который вы прочитали в произведении. И даже составить по мотивам книги кроссворд.


Автор фото: Анна. Источник @annakrolly

Меня даже не беспокоило, что дневник детский. Ведь тех, кто решил читать и разбирать книги по кирпичикам, это не остановит. Но ждать, пока он придёт, не хотелось, и я оставила вариант на заметку.

Мой вариант дневника

Решила начать с чего-то попроще. И в итоге купила тетрадку, открыла первую страницу и разделила её на несколько граф:

  • название,
  • автор,
  • год издания,
  • главные герои,
  • действие происходит,
  • что случилось,
  • про что книга на самом деле,
  • цитаты.

Почти все строчки я заполнила махом. До графы «Про что книга на самом деле». Тут застопорилась. Последний раз я анализировала произведения при помощи фраз «Крутая книга! Я аж перечитать захотела сразу» или «Обязательно прочитай! Я не могла уснуть из-за неё до трёх ночи». Но для читательского дневника эта схема не годилась. И тогда я поняла, что мне нужна книга о том, как


Правила чтения

4. Не ищите всегда «основную мысль».

Этот совет относится к художественной литературе. Иногда нам хочется свести произведения к списку проблем, которые описаны в тексте. Но зачастую он создан вовсе не для этого. Художественная книга - это мир, в который нас зовёт писатель.

Не забывайте наслаждаться его красками - стилистическими приёмами, языком, харизматичными персонажами, манерой автора.

Американский писатель, поэт и критик Марк Ван Дорен пишет: «Читая пьесу Шекспира, мы находимся в ней. Нас затягивает туда быстро или плавно - чаще всего быстро, - и, оказавшись в этом мире, мы погружаемся в него полностью. В этом тайна власти Шекспира над нами - и она остается неразгаданной. Автор создает вокруг нас особый мир, о котором мы даже не подозревали. И этот мир поглощает нас без остатка».

5. Рисуйте сюжет.

Мой читательский дневник не ограничен текстом. Запомнить прочитанное помогают визуальные образы: я рисую обложку или сцену из книги, которая больше всех зацепила. Зачем? В книге «Визуальные заметки» написано, что наш мозг обрабатывает информацию вербально и визуально. А значит, скетчи - это не простые картинки, а способ воспроизвести в памяти важные моменты из произведения.


Автор фото: Источник @infopres18

В чём польза

Вести читательский дневник оказалось жутко интересно. Пока я делаю это «по старинке» - от руки, в тетрадке, заполняя каждую клеточку своим неидеальным почерком. Подумываю перейти на электронную версию: сделать большой гуглдок. Или адаптировать творческий блокнот: один из них как раз скоро придёт ко мне.

У дневника несколько важных плюсов.

  • Целостное ощущение от прочитанного. Книга не пропадает в пучине мыслей, а встаёт на полочку воспоминаний. С обложкой, объяснениями и закладкой на нужных страницах, где приглянулись цитаты. Появляется ощущение того, что ты «прожил» историю и понял автора. Разобрался во всём, что тебя волновало.
  • Как детектив. Текст о книге похож на расследование: пытаешься копнуть глубже, чем обычно. Кажется, что ты читал остросюжетный триллер, но на самом деле - психологическую драму. Или на первый взгляд была простая история о жизни хореографа. А с другой стороны - руководство для выживания в творческой профессии.
  • Память. Содержание и вправду запоминается в разы лучше. Особенно когда пишешь текст от руки, размышляешь о решении главного героя, выделяешь мысли, которые приглянулись.

Мой дневник потихоньку пополняется

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры