«Добро пожаловать в музей!» (конспект экскурсии в музей краеведения). Экскурсия в школьный краеведческий музей: "Предки наших вещей" Конспект экскурсии в школьный краеведческий музей

Главная / Измена жены

, Классное руководство

Вступительное слово учителя : Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. Экскурсию проведут наши экскурсоводы-краеведы.

Краевед 1:

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Мы готовили для вас!

Краевед 2: Музей был открыт в 1998 году. Но до этого у нас существовал музейный уголок. В музее много экспонатов (более 100) – это предметы быта которыми наши односельчане пользовались 40–60 лет назад. Собраны они краеведами с помощью учителей, учащихся, местных жителей.

Краевед 1: Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.

В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная…
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?

Краевед 2:

Тут порой такое диво
Попадётся средь вещей…
Позавидует Арсеньевский
Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…

Краевед 1:

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея
Без истории своей!
Да музей создать не шутка –
Нужно много сил и лет,
Чтоб годиться мог музеем
Юный краевед!

Краевед 2: Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.

Краевед 1: Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды - это крынки, горшки, корчаги, кувшины, латки, кубышки, горлачи, миски, чашки, плошки и даже рукомои. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения.

Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополнительной обработки, кринки могли быть обварными, обливными (муравлёными), морёными, лощёными и киноваренными.

Краевед 2: Это орудие труда, играло не последнюю роль в повседневном крестьянском быту, к тому же являлось чисто женским - оно использовалось в домашнем хозяйстве - это рубель.Рубель использовался для разглаживания - “прокатывания” после стирки сухой холщовой ткани являясь, по сути, прообразом утюга. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали нацилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.

Краевед 1: Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов.

Краевед 2: Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.

Краевед 1: Коромысло изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью и упругостью. В быту русских крестьян наибольшее распространение получили гнутые коромысла в виде дуги.

Краевед 2: Полотенце - "кусок полотна". В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, затем пряли нить, из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и невыбеленные нити. Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. В зависимости от назначения определялся узор. Рушники выполняли также эстетическую функцию.

Рушник (полотенце) - узкое, богато декорированное полотнище домашнего производства. При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами.

Краевед 1: Рубаха женская. Размер 44. Составная, сшитая из двух частей. Верхняя часть, "рукава", из тонкого домотканого льняного полотна. Воротник в виде невысокой стойки с застежкой на пуговицу, по центру груди прямой разрез. Рукава длинные, сужающиеся к запястьям.

Краевед 2: Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Короба и сундуки , зачастую украшенные росписью, закрывающиеся на замок, известны с Х-го века. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков и коробов судили о благосостоянии семьи.

Краевед 1: Кочерга, ухват , сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.

Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.

Краевед 2: А сейчас небольшая викторина по материалам нашей экскурсии. Мы с вами определим самого активного и внимательного посетителя нашего музея, который получит памятное удостоверение. Приложение

Примерные вопросы викторины.

  1. Когда был открыт наш музей?
  2. Какой материал использовали для изготовления посуды? Почему?
  3. Для чего служил рубель?
  4. Почему утюг называли угольным?
  5. Что такое коромысло?
  6. Какой узор использовали при вышивке полотенец?
  7. Что хранили в сундуках?
  8. Какую роль в хозяйстве выполнял ухват?
  9. Какие изделия делали из древесины? И т.д.

Учитель: Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.

Конспект урока-экскурсии для 9 класса

по предмету «Историческое краеведение»

Тема: Путешествие по Ульяновской земле

Тип урока: Урок получения нового знания

Вид урока: Урок экскурсия

Цель: Познакомить учащихся с историческими особенностями Ульяновской области при посещении Краеведческого музея.

Ожидаемые результаты :

а) в области знаний:

    рассказать об особенностях истории Ульяновской области

    показать экспонаты Краеведческого музея

    сформировать целостное представление об истории Родного края с помощью экспонатов музея и рассказе экскурсовода.

б) в области умений и навыков проявить:

    развить логическое мышление и речь учащихся;

    продолжить формировать умение слушать

    развивать интерес к истории

в) в области качеств, отношений, ценностей проявить:

    воспитать уважение к истории Родного края;

    сформировать активную жизненную позицию

    продолжить воспитание чувства патриотизма

    продолжать воспитывать чувство бережного отношения к краю

План урока.

I. Оргмомент (2 мин.).

. (25 мин).

III .  (фронтальный опрос ),(2 мин)

I V. Итоги урока. Рефлексия ( 2 мин.)

V. Домашнее задание : (1 мин.)

Ход экскурсии.

I . Оргмомент (2 мин.) (Приветствие).

II. Изучение нового материала . (25 мин).

Учитель: Цели нашей экскурсии просты – сегодня мы должны будем многое узнать об Ульяновской области – исторические сведения о нашей области, которые оставили нам наши предки.

В последние годы необычайно актуально стало обращение внимания на краеведческий местный материал, на свои корни. Человек, который не помнит своего прошлого, не помнит своей истории, не может двигаться вперёд в своём развитии.

Наш урок мы вместе с вами построим в форме путешествия по Ульяновской земле, но сначала узнаем особенности нашей области.

( Ученик читает стихотворение «Мой город», автор П.Т. Мельников )

МОЙ ГОРОД

Мой город не из древности глубокой,

Но прочно утверждается в веках.

Стоит над Волгой, на горе высокой,

На речках, на озерах, родниках.

Не завлекут меня края иные,

Я свой предел покинуть не могу.

Живут мои знакомые, родные

На правом и на левом берегу.

В садах Подгорья, перед звездопадом,

Услышал я, как яблоки стучат,

С Венца простор охватывая взглядом,

Взывал я к предкам, но они молчат.

Люблю, когда на город и поселки

Ночных огней прольется красота

И на запястье задремавшей Волги

Браслетами сверкают два моста.

Пётр Трофимович Мельников

Учитель: Теперь перейдем к нашей экскурсии. Задание : в ходе моего рассказа в тетрадях отметить наиболее интересные, запомнившиеся моменты.

Древняя и средневековая история края

Экспозиция отдела истории открывается разделами, освещающими древнюю и средневековую историю края. Здесь экспонируются материалы из археологической коллекции музея

Древнейший период истории – каменный век – характеризуют орудия из камня, костяные наконечники гарпунов, фрагменты неолитической керамики.

Эпоха бронзы представлена каменными сверлёнными топорами балановской культуры, наконечником копья сейминско-турбинского типа и другими орудиями из бронзы. Значительный интерес представляют памятники материальной культуры срубной общности (середина II тыс. до н.э.): бронзовый топор, серп, кинжал, браслет, амулеты из клыков животных, керамические сосуды. Здесь же экспонируется графическая реконструкция жилища срубной культуры, выполненная археологом Ю.А. Семыкиным на основе материалов раскопок у с. Абрамовка в Майнском районе Ульяновской области

К периоду раннего железного века относятся савроматский каменный жертвенник, ананьинский кельт и некоторые другие экспонаты.

Эпоху раннего средневековья характеризуют археологические материалы именьковской культуры (V-VII вв.): орудия труда, оружие, предметы быта, обнаруженные на территории Старомайнского городища.

Яркой страницей в истории края является период Волжской Булгарии (X-XIV вв.). Основу сельского хозяйства составляло земледелие, сочетавшееся со скотоводством. В экспозиции представлены сельскохозяйственные орудия (лемех от сохи, мотыжка), а также обуглившиеся семена пшеницы, ячменя, полбы и овса, найденные во время археологических раскопок. Города Волжской Булгарии были крупными центрами ремесла и торговли. Материалы экспозиции отражают высокий уровень развития ремесла (экспонируются кузнечные, ювелирные, гончарные изделия) и торговли (предметы импорта, нумизматический материал). К числу уникальных экспонатов относится булгарское каменное надгробие XIV в.

Несомненный интерес представляют материалы языческого мордовского Муранского могильника (вторая половина XIII – XIV вв.), исследованного в конце XIX – начале XX в. симбирским археологом В.Н. Поливановым.

Край в XVII в.

В 1648 году по указу царя Алексея Михайловича в междуречье Волги и Свияги был основан город-крепость Синбирск (до конца XVIII в. название города писалось через букву «н»), ставший административным центром и главным опорным пунктом Симбирской-Карсунской засечной черты. Руководителем строительства симбирской крепости был назначен окольничий Богдан Матвеевич Хитрово.

Стены и башни симбирского кремля рубились из дубовых брёвен. В симбирской крепости было восемь башен, в том числе двое ворот. С внешней стороны кремль был окружён рвом шириной около 10 м и глубиной более 6 м. Внутри кремля располагались двор воеводы, арсенал, приказная изба, Троицкая церковь, тюрьма, пороховой и соляной погреба. За пределами кремля находился посад, также обнесённый деревянной стеной и рвом. По описи 1678 г. в Симбирске насчитывалось 605 дворов и 1579 жителей.

В экспозиции, посвящённой истории края XVII в., представлены подлинные документы той эпохи – жалованная грамота царя Алексея Михайловича на землю Никите Григорьевичу Левашёву (1668 г.), столбцы конца XVII в.

Симбирск XVII-го столетия представлял собой хорошо укреплённый город-крепость. Осенью 1670 года гарнизон крепости выдержал месячную осаду казачьего и крестьянского войска под предводительством Степана Разина.

В данном разделе экспонируется холодное и огнестрельное оружие, а также защитное вооружение XVII в.: бердыш стрелецкий, турецкий ятаган, бортовые пушки, колесцовый пистолет, кольчуга, мисюрка, щит восточной работы.

Симбирский край в XVIII в.

Столетие спустя после разинского восстания край был охвачен новым, ещё более мощным народным движением под предводительством Е. Пугачёва. Крестьянскими волнениями была охвачена почти вся территория края.

Восстание под предводительством Е. Пугачёва потерпело поражение. По приказанию командующего карательными войсками графа И.И.Панина 1 октября 1774 г. Пугачёв в специальной железной клетке, в кандалах, под конвоем двух рот пехоты, 200 казаков и двух орудий, которыми командовал генерал-поручик А.В. Суворов, был привезён с женой и сыном в Симбирск. В Симбирске он находился около 20 дней. Граф Панин и начальник следственной секретной комиссии П.С. Потёмкин несколько дней допрашивали Пугачёва. В ноябре 1774 г. Пугачев был привезён в Москву и 10 января 1775 г. казнён.

Центральным экспонатом данного раздела является живописная копия с портрета Е.И. Пугачёва, написанного в Симбирске осенью 1774 г.

В экспозиции представлены документы, освещающие ход восстания, а также оружие XVIII в.: шпага офицерская, сабли, пистолет трёхзарядный, пушка, мортирица ручная.

После разгрома пугачёвского восстания в целях укрепления государственного аппарата на местах Екатерина II издала в ноябре 1775 г. закон о проведении губернской реформы. В ходе реализации данной реформы в сентябре 1780 г. было образовано Симбирское наместничество, состоявшее из 13 уездов. По указу Павла I 1796 г. была образована Симбирская губерния. Число уездов было сокращено до 10.

В экспозиции представлены карта Симбирского наместничества 1780 г., копия указа Павла I о создании Симбирской губернии, рисунки герба Симбирска, принятого в 1780 г., и гербов уездных городов.

Среди документальных материалов уникальной является гравюра М.И. Махаева, выполненная на основе рисунков А.И. Свечина. На гравюре изображена панорама Симбирска 60-х гг. XVIII в.

К концу XVIII в. Симбирск превратился в крупный административный и торговый центр с населением более 10 тысяч человек. В 1780 г. Екатериной II был утверждён первый регулярный план Симбирска, оказавший огромное влияние на процесс формирования и развития города.

Социально-экономическое развитие края в конце XVIII – первой половине XIX в

В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Основной отраслью экономики было сельское хозяйство, развивавшееся экстенсивным путём.

В рассматриваемый период Симбирская губерния являлась одной из житниц Поволжья. Хлеб в большом количестве вывозился из губернии в города Нижнего и Верхнего Поволжья.

В экспозиции представлены документы, характеризующие состояние крепостного права в Симбирской губернии в конце XVIII – начале XIX в.: объявление о продаже крепостных, купчая на продажу крепостных крестьян, свидетельство о разрешении на брак и др. Уникальный документ – геометрический план и описание с. Киндяковки (1802 г.) – позволяет создать представление об организации помещичьего хозяйства.

К концу XVIII в. на территории губернии действовало около 100 помещичьих и государственных мануфактур: винокуренных, кожевенных, мыловаренных, суконных.

Важное место в торговле принадлежало местным торжкам и ярмаркам. К числу крупнейших в крае ярмарок относились Карсунская, Симбирская и Сенгилеевская.

К числу подлинных документов, характеризующих экономику края, относится грамота императора Павла I о передаче дохода от торговли на городской площади в пользу купцов г. Карсуна.

В экспозиции представлены предметы непосредственно связанные с торговлей: весы, безмен, набор фунтовых гирь.

Здесь же экспонируются серебряные рубли XVIII – начала XIX в., бумажные денежные знаки – ассигнации начала XIX в., клад медных пятикопеечных монет второй половины XVIII – начала XIX в.

Симбирский край в первой половине XIX в

В исторической экспозиции представлен целый ряд редких предметов, связанных с масонством, религиозно-этическим движением конца XVIII – начала XIX в., оказавшим значительное влияние на развитие русской культуры.

В Симбирске первая масонская ложа под названием «Золотой Венец» была открыта в 1784 г. Основателем её был И.П. Тургенев. Ложа была малочисленной, собрания членов ложи проходили редко. К 1792 г. она прекратила своё существование. Вторая симбирская масонская ложа «Ключ к Добродетели» была открыта в 1817 г. князем М.П. Баратаевым.Деятельность ложи в основном сводилась к заботам об образовании, нравственном воспитании своих членов, а также благотворительности. Ложа «Ключ к Добродетели» официально просуществовала до 1822 г., когда манифестом Александра I масонство в России было запрещено.

Музей гордится такими раритетами, как масонские знаки и ритуальный масонский меч, принадлежавший ложе «Ключ к Добродетели».

С началом Отечественной войны 1812 г. в Симбирской губернии были сформированы три пехотных и один конный полк ополчения. Среди экспонатов, повествующих об участии симбирян в Отечественной войне 1812 г., особое место занимает наградное оружие – шпага, принадлежавшая симбирянину штабс-капитану П.И. Юрлову, который был награждён ею за участие в Бородинском сражении. В музее также экспонируются русское и французское огнестрельное оружие, русские награды периода Отечественной войны 1812 г.

Материалы экспозиции знакомят с деятельностью симбирян-декабристов: Николая Ивановича Тургенева, Флегонта Мироновича Башмакова, Василия Петровича Ивашева.

Уникальна ивашевская коллекция, в состав которой входят: подлинный овальный портрет декабриста В.П. Ивашева; шкатулка, сделанная из кандалов В.П. Ивашева; чётки, печать, детские рисунки; шнурок, сплетённый из волос Камиллы Петровны (жены декабриста) после её смерти В.П. Ивашевым.

Симбирский край дал России ряд имён, составивших гордость отечественной культуры. Среди них Н.М. Карамзин (1766-1826) – писатель, историк, журналист. Памятник Н.М. Карамзину был открыт в Симбирске 23 августа 1845 г.

Симбирск в конце XIX – начале ХХ в

В начале ХХ в. Симбирск был одним из крупных городов Среднего Поволжья, с населением более 60 тысяч человек. Во второй половине XIX в. в Симбирске появились телеграфная и телефонная линии. В 1913 г. по проекту архитектора Ф.Е. Вольсова в городе была построена электростанция.

Основную часть населения Симбирска в начале ХХ в. составляли представители мещанского сословия. В экспозиции музея представлена мебель, принадлежавшая семье симбирских мещан Завьяловых: секретер, поставец, женский туалетный столик.

Заслуживают внимания подлинные открытки с видами Симбирска начала ХХ в., фотографии симбирских архитекторов Ф.О. Ливчака и Ф.Е. Вольсова, по проектам которых шло строительство жилых и общественных зданий в городе. Эти и другие материалы повествуют о градостроительстве, благоустройстве и различных сторонах жизни Симбирска на рубеже веков.

Излюбленным местом отдыха горожан был бульвар на Венце, созданный вскоре после общегородского пожара 1864 г. С Венца открывался живописный вид на Волгу и Заволжье. Вечерами здесь часто звучала духовая музыка.

III . Закрепление изученного материала .

Дайте мне ответ на несколько вопросов.

    Какие фамилии и имена известных историков вы сегодня услышали?

    В каком году был пожар в Симбирске?

    По чьему проекту в городе была построена электростанция?

    Назовите имена декабристов, которые вы сегодня услышали

    Кто такой Е.Пугачев?

    Кто такой Поливанов?

I V. Итоги урока. Рефлексия ( 2 мин.)

Ребята, вам понравилась экскурсия?

Что вы узнали нового?

Какие интересные моменты запомнились вам сегодня?

Какие интересные экспонаты вам запомнились?

Придем еще на экскурсию в Краеведческий музей?

V. Домашнее задание : (1 мин.) Так как вашим заданием на экскурсии было записать наиболее понравившиеся факты, то выберете один из самый интересных фактов. И дома с помощью интернета постарайтесь выяснить его историю, кратко опишите ее.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА.

Конспект занятия-экскурсии в подготовительной группе

по разделу «Ребенок и окружающий мир»

по теме: «Экскурсия в краеведческий музей»

с использованием технологии диалогового обучения и информационных технологий обучения.

Подготовила воспитатель1 квалификационной категории

Дикович Эльвира Владимировна

Благовещенск 2016 год

Когда к истории хотим мы прикоснуться,

Иль в мир прекрасный охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

И для себя мы много интересного находим.

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных ценностей, материальной и духовной культуры нашего города, области;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

Предварительная работа:

Знакомство детей с историей возникновения города Благовещенска и Амурской области.

Пополнение словарного запаса:

Экспозиция, экспонаты и т.д.

Ход экскурсии:

Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие. Посмотрите на эти фотографии, кто из вас узнал, что на них изображено.

Ответы детей.

Правильно на этих фотографиях изображен наш Краеведческий музей. Сегодня мы свами совершим экскурсию в краеведческий музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в далекие времена. Мы узнаем с вами историю возникновения музея, познакомимся с залами музея, конечно все это мы с вами совершим, не выходя из группы. Ребята скажите: «Кто из вас ходил в музей»

Ответы детей.

А теперь, давайте вспомним правила поведения в музее. (в музее надо вести себя тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея). Правила поведения мы знаем и можем начинать наше знакомство с музеем.

Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского

один из старейших на Дальнем Востоке - основан 16 (28) августа 1891 г. по инициативе Благовещенской Городской Думы. В этом году музею исполнится 125 лет. Его открытию предшествовала выставка, устроенная золотопромышленниками в честь приезда в г. Благовещенск цесаревича Николая, будущего императора Николая II. Музею присвоено имя выдающегося краеведа, автора многочисленных научных трудов Григория Степановича Новикова-Даурского, проработавшего в музее 34 года.

Музей находится в старинном двухэтажном кирпичном здании г. Благовещенска (памятник архитектуры федерального значения), где в конце XIX – начале XX века размещался магазин торговой немецкой фирмы «Кунст и Альберс». В музее 2 этажа, 26 экспозиционных залов.

В Амурском областном краеведческом музее имеются отделы: фондовый, экспозиционно-выставочный, экскурсионный.

Фондовый- это отдел где хранятся музейные ценности.

Экспозиционно-выставочный – это залы где находятся экспозиции музея. Одна из экспозиций посвящена поселку «Албазено».

Экскурсионный – это залы музея где посетители могут увидеть все экспонаты музея.

Наиболее крупные музейные коллекции: нумизматическая (монеты), археологическая, естественнонаучная – более 8000 книг, этнографическая (предметы быта народов, населявших наш край). Многие музейные предметы уникальны: костюмы и атрибуты даурского и эвенкийского шаманов (конец XIX в.), музыкальная шкатулка (Германия, к. XIX в.), Усть-Нюкжинский метеорит (н. XX в.), кости ископаемых животных и т.д.

Посещая музей, мы проходим по залам где размещены различные экспонаты соответствующие, какой-либо определенной теме.

В фойе музея расположилась выставка, посвященная истории магазина «Товары для дома».

В следующем зале находится выставка, посвященная истории освоения и возникновения Амурской области.

Много экспонатов, посвященных истории развития нашей области в разное время. В годы Гражданской и Великой Отечественной войны, выставка, посвященная проведению Олимпийских игр 1980 году, выставки, посвященные строителям БАМа.

Посетив музей можно узнать много интересного. В зале где разместились экспозиции птиц и животных Амурской области всегда много детей – это то место, где можно увидеть обитателей нашего края в настоящую величину.

В настоящее время музей является крупным центром сохранения, изучения и пропаганды историко-культурного наследия Амурской области.
Ежегодно музей оформляет свыше 40 выставок, освещающих прошлое и настоящее области, обслуживает более 130 тысяч человек. (в ходе рассказа детям показываются фотографии)

По окончании экскурсии воспитатель спрашивает:

Как называется музей?

Ответы детей.

Что нового вы узнали из моего рассказа?

Музей хранит нашу историю. Экспонаты, которые хранятся в музее собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего города, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

А сейчас вы посмотрите небольшой фильм, посвященный истории освоения нашего края. Это фильм про Албазинский острог первом поселении который основали казаки на территории нашей области.

Любовь Потопахина
Конспект экскурсии в краеведческий музей по освоению образовательной области «Познание» на тему: «Животный мир наших лесов»

Цель : воспитание у детей нравственного отношения к природному миру, обобщение знаний о животном мире наших лесов путём использования средств музейной педагогики .

Задачи : о. закрепить у детей знания о жизни диких животных нашего края , закрепить знания о назначении музея ; р. развивать логическое мышление, познавательный интерес ; в. воспитывать желание помогать живой природе .

Предварительная работа : непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию, беседы, экскурсии в природу , рассматривание иллюстраций о диких животных , разгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, лепка животных .

Примечание : в качестве динамической паузы использованы имитационные движения.

Ребята, сегодня мы с вами посетим музей . Кто помнит, что такое «музей » ?

Верно. Музей- это место , где собраны предметы- памятники (экспонаты) на какую-то одну общую тему .

Зачем люди посещают музеи ?

Ответы детей.

Прежде, чем мы отправимся в музей , давайте вспомним правила поведения в музее . Как мы

Совершенно верно, мы должны вести себя тихо, не разговаривать и внимательно слушать рассказ экскурсовода , отвечать на вопросы и самим задавать вопросы. Кто такой экскурсовод ?

Итак, мы с вами в музее . Проходим в нужный зал. Ребята, сегодня вашим экскурсоводом буду я .

Посмотрите, какой необычный зал! Он оформлен под лесную поляну : кругом и на траве, и на ветках деревьев, и в норах мы видим животных . Здесь собраны животные , которые обитают в наших лесах .

Ну что ж, давайте подойдём ближе и угадаем наш первый экспонат.

По снегу петляла-

Следы заметала,

И скрылась плутовка в чаще лесной,

Охотник угнаться не смог за….

(лисой) .

Что мы можем рассказать о лисе?

Давайте покажем, как лиса двигается. Вот как много мы знаем о рыжей плутовке! А напомните мне, лиса- это травоядное животное ?

Почему вы так думаете?

Верно, лиса- это плотоядное животное , потому что питается другими более мелкими животными .

Наш следующий экспонат. Как вы думаете, кто это?

Правильно, это медведь. Медведь- это тоже житель нашего леса. Обратите внимание на его размер. Медведь- самое большое животное , живущее у нас в лесу. А вот медведь, он плотоядный или травоядный?

Верно, медведь- это всеядное животное , то ест всё. А почему, кто догадался?

Конечно же из-за своего размера. Такому животному нужно очень много пищи, а если

учесть, что он впадает в спячку на всю зиму, то запасы лишними не будут. Как называется жилище медведя?

Покажите, как двигается медведь?

С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Прыгает по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

Ребята, о каком циркаче идёт речь?

А ведь действительно, это белка! Давайте, подойдём к ней поближе. Посмотрите, как цепко она держится своими коготками за ствол дерева. Напомните мне, пожалуйста, чем питается белка? Делает она запасы или копит жир, как медведь? Как называется домик белки? Где он располагается?

А теперь попрыгаем, как белочки.

Посмотрите, какое величественное животное ! Рога, как корона, украшают его гордую голову. Послушайте, загадку и назовите мне это животное :

Трав копытами касаясь,

Ходит по полю красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко.

Да, это лось. Лось- это тоже крупное животное . Чем питается лось? Есть у лося домик? Какую особенность лося вы знаете?

Ответы детей.

Верно, особенностью этого животного является то , что в начале зимы он сбрасывает рога. Ребята, а что лось так и ходит без рогов? А как же он будет защищаться то врагов?

Конечно же у него отрастают другие рога.

Кто сможет показать движения лося?

Имитация движений лося.

В нашем музее ещё много экспонатов. Не про всех животных мы успели поговорить, но у нас есть возможность внимательно их рассмотреть. Ребята, назовите знакомых вам животных .

Если какое-то животное вам незнакомо , задавайте вопросы.

Дети задают вопросы о незнакомых животных , об образе их жизни и местах обитания. Воспитатель подробно отвечает на вопросы воспитанников.

Ну вот и закончилась наша экскурсия , наступила пора попрощаться с этим удивительным местом. Но мы сюда ещё не раз вернёмся, а также вы сможете посетить музей с вашими родителями . А теперь предлагаю вернуться в группу и нарисовать животных , которые вам наиболее симпатичны.

Публикации по теме:

Конспект экскурсии в краеведческий музей «И город возник на холме…» ЗАНЯТИЕ: Патриотическое воспитание дошкольника. Тема: «… И ГОРОД ВОЗНИК НА ХОЛМЕ» (экскурсия в краеведческий музей) Цель: воспитывать.

Великое начинается с малого Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. На сегодняшний.

Данная экскурсия была наполнена загадочностью и тайной неизведанного для детишек. Сотрудники краеведческого музея рассказали ребятам о ценности.

Росточки духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к родному дому, поселку, к России, к природе родного края, культурному.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Дикие животные наших лесов» Педагогический замысел: Воспитывать интерес и бережное отношение к миру живой природы. Познавательное развитие: Систематизировать представления.

Выполнила воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Горбунова А.Г.

г. Покачи 2014 г.
«Добро пожаловать в музей!»
(конспект экскурсии в музей краеведения)

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной дея-
тельности воспитанников.
Задачи:
- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и уг-лубить знания воспитанников об истории родного города;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей города.

Ход экскурсии:

Кто из вас был в музее?
- Что означает слово «музей»?

Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонирова-нием предметов.
В мире очень много разных музеев.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)
Что такое краеведение?
Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.

Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего го-рода.

Рассказ об истории музея.
Краеведческий музей города Покачи был создан в 1994 г. В этом го-ду краеведческому музею исполнилось 20 лет. Это настоящий культурный центр города.
Ежегодно в его залы приходят более пяти тысяч человек. Гости года тоже посещают музей. В музее есть интересные, уникальные экспонаты, ко-торые отражают жизнь народа ханты. Много экспонатов посвящены истории города.
- Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства). В музее много коллекций:
Коллекция «Этнография». В музее собраны интересные, значимые экспонаты, рассказывающие о жизни, быте, традициях народа ханты. Коллекция насчитывает более 400 единиц хранения, часть которой состоит из предметов, изготовленных коренными жителями с учетом национальных традиций и особенностей.
Коллекция «Археологическая». Коллекция представлена фрагментами керамической посуды, женскими и мужскими украшения из бронзы, изделиями из кожи.
Коллекция «Фотография». В основном это фотографии, отображаю-щие историю строительства города, развития нефтяного производства, являются основным свидетелем кардинального изменения города, связующим звеном между временем и поколениями.
Коллекция «Историческая». Коллекция состоит из предметов 70-80 –х годов нашего столетия, которые помогают воссоздать быт, культуру, образ жизни первостроителей.
Коллекция «Естественная» . Коллекция представлена животными и птицами нашего региона: медведь, лиса, волк, соболь, норкой, болотные птицы, боровая дичь, хищные птицы.

Как надо вести себя в музее?
- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:
Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.
- Кто такие птицы?
- Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.
- Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).
- Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?
- А самую маленькую?

Отгадайте загадки.
а) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять
(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,
Бойко семечки клюет,
А еще перед весною
Звонко песенку поет.
(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?
- Посмотрите на птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.
- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?
- А какие птицы остаются с нами зимовать?
- Чем питаются зимующие птицы?
Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.
- А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в нашем лесу.
- Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)
- У всех ли животных есть своё жилище?
Медведь – … в берлоге.
Лиса – … в норе.
Заяц – … под кустом.
Белка – … в дупле.
А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается,
Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры)
Экскурсовод:
Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.
- Как раньше жили ханты?
-Какую одежду носят ханты?
- Чем любят заниматься ханты?

На этом наша экскурсия подходит к концу. Подведение итогов.
- В каком году основан наш краеведческий музей? (1994г.)
-Кто водил нас в музее? (экскурсовод)
- О чём рассказывал экскурсовод?
- Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой?
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры