Федор добронравов. Царь федор иоаннович Театр где играет добронравов

Главная / Измена жены

Федор Викторович Добронравов появился на свет в 1961 году 11 сентября в г. Таганроге. С детских лет мальчик хорошо пел и выступал с пением на различных концертах. Детской мечтой Федора был цирк, в котором он видел себя клоуном. Во время учебы в школе Федор занимается в цирковой студии, увлекается различными видами спорта.

Окончив школу, Федор едет в Москву, чтобы поступить в Московское цирковое училище. Но оказывается, что до армии в училище не принимают. Федор, отслужив в армии, возвращается в Таганрог, женится и начинает работать на заводе, но эта работа его не радует и ему не интересна. Кажется, что юность позади и с искусством все закончено, но по совету друзей Федор поступает в Воронежский институт искусств, по окончанию которого его принимают в местный Молодежный театр. Федор работает в Молодежном театре, играет несколько ролей в его репертуаре. Но тут в дальнейшую судьбу актера вмешивается случай. Во время гастролей в Воронеже, Федора Добронравова в спектакле увидел Константин Райкин и пригласил Федора играть в «Сатирикон».

С 1990 по 2000 год Федор работал в театре «Сатирикон». Он работает на одной сцене с Татьяной Васильевой, Николаем Волковым, Евгением Евстигнеевым. В эти же годы артист начал сниматься в кино. Первыми его работами становятся роли в фильме Сергея Урсуляка «Русский регтайм» и фантастической сказке Владимира Штерянова «Стреляющие ангелы». В эти годы Федор Добронравов снимается в фильмах: «Летние люди», «Дружок», «Сочинение ко Дню Победы», «Паранойя Досье детектива Дубровского», «Шутить изволите?».

В 2000 году Федор уходит из «Сатирикона», желая заниматься самостоятельным творчеством. Несколько лет он работает на телевидении, снимается в кино. В 2003 году Александр Ширвиндт приглашает Федора Добронравова в Московский академический театр Сатиры , где он работает и сейчас. Федор Добронравов играет в спектаклях: «Случайная смерть анархиста», «Слишком женатый таксист» (Стенли Поуни), «Швейк, или гимн идиотизму» (Кети Вэндлер, судья пан Ванеш), «Нам всё ещё смешно» , «Как пришить старушку» (Брэд).

Федор продолжает много сниматься в кино. Им исполнены роли в фильмах «Искатели», «Тайны дворцовых переворотов», «Займемся любовью», «Копейка», «Жизнь одна», «Лучший город Земли», «Попутчики инжира», «Посылка с Марса», «Золотой теленок».

Сыновья Федора Викторовича тоже избрали профессию отца. Виктор Добронравов снялся в роли Феди Короткова в сериале «Не родись красивой», а Иван Добронравов - в фильме «Возвращение». В популярном сериале «Кадеты» Федор Викторович снялся в роли отца суворовца Перепечко, а Иван Добронравов - в роли суворовца Левакова.

Федору Викторовичу Добронравову присвоено звание Заслуженного артиста России.

П оследний спектакль был сыгран 5 марта 2004 года, т.е. держался в репертуаре тридцать с небольшим лет. Правда, перед сдачей худсовету И. Смоктуновский — исполнитель роли царя Федора — обратился к актерам и режиссеру с предложением снять спектакль. К счастью, поддержки великий актер не нашел. За это время несколько поколений артистов Малого театра прошло через эту постановку. Спектакль пережил своего создателя — Б. Равенских не стало в 1980 году — и игрался Малым еще четверть века.

Разногласия И. Смоктуновского с режиссером, с трактовкой, вероятно, сделали свое дело. Актер, спустя два года уходит во МХАТ, и на роль царя Федора вводится Ю. Соломин (1976), затем Э. Марцевич (1983). Царицу Ирину на премьере будет играть Г. Кирюшина (жена Б. Равенских), позднее введется Р. Нифонтова. Князя Ивана Петровича Шуйского сыграет Е. Самойлов, затем введется Д. Павлов, а после него Я. Барышев. Первой исполнительницей роли Василисы станет старейшая актриса Малого театра Е. Шатрова, после нее введется пять актрис. Если посмотреть на хронологию вводов, то таковые делались вплоть до 2002 года. Исключением станет только В. Коршунов — бессменный исполнитель роли Бориса Годунова.

Держать интерес зрителей в течение тридцати лет, дорожить режиссерской партитурой, делать вводы, чтобы длить жизнь спектакля, — все это делает спектакль Малого незаурядным событием истории отечественного театра.

Пьеса «Царь Федор Иоаннович» — вторая в трилогии А.К. Толстого — написана в 1868 году, тридцать лет находилась под цензурным запретом. Именно этой пьесой открывался МХТ в 1898 году, и спектакль имел долгую сценическую жизнь. Как монархия приводит страну к смуте — тема трилогии. Деспотичный царь Иван Грозный, который объединяет страну, беспощадно убивая и карая (в центре первой части трилогии). Его сын Федор, которого жестокий Иоанн дразнил пономарем, заступает на престол, чтобы править совсем не так, как отец, согласно христианским установлениям — вторая часть трилогии. И «безродный» Годунов, заступающий на престол, после того, как династия Рюриковичей пресекается на убиенном царевиче Дмитрии, чтобы править согласно разуму — третья часть.

Через всю трилогию проходит мысль о том, что какими бы ни были правители — жестокими, добрыми, разумными — они оказываются заложниками власти и не могут примирить свои деяния с добродетельными установлениями. Особенно драматичной представляется личность царя Федора, который в начале своего царствования хочет «всех согласить, всё сгладить». А итог правления выражен горькой для царя истиной: «правду от неправды не отличу». Он говорит: «Уйди от мира, в нем правды нет».

И. Смоктуновский с первых сцен играет не блаженного, не юродивого. В своих записках актер подчеркивал, что Федор — философ, мистик. Актеру было важно также показать, что Федора «тень Грозного усыновила», что внешне он похож на своего грозного отца, да и в характере нет-нет, да и прорывается его вспыльчивость, даже подозрительность. Как тут не вспомнить К. Станиславского, который видел в числе пяти актеров на роль Федора Вс. Мейерхольда, который бы походил фактурой на Иоанна Грозного.

В свое первое появление в палатах дворца, когда Федор рассказывает Аринушке, что конь его понес, испугав царя, становится ясно, что царь Смоктуновского подозрителен. Он делает допрос с пристрастием. Это чувство Федор пытается скрыть, бороться в себе с генами отца.

Царица Ирина Г. Кирюшиной похожа на инокиню. Кажется, свои богато расшитые наряды, украшенные дорогими каменьями, она, легко сменит на монастырскую робу. Для Федора И. Смоктуновского брак с Аринушкой — союз возвышенной не плотской любви, для Ю. Соломина — Аринушка сколь жена, столь и сестра. Он любит ее всем сердцем, и когда царь шутит, что хороша Мстиславская, озорно приговаривая «Ведь я еще не стар, Ведь я еще понравиться могу», то становится ясно, что он чуток к женской красоте.

Для Б. Равенских было принципиально важно показать красоту русской старины, и художник Е. Куманьков стал безусловным союзником режиссера. Их упрекали в том, что на сцене Берендеево царство, но авторы спектакля воссоздавали не столько исторический быт, хотя и сохраняли верность эпохе, сколько стремились выразить поэзию А.К. Толстого и в самом строе речи далеких предков, и в красоте обстановки, костюмов, бутафории.

Композитор Г. Свиридов написал к спектаклю три песнопе-ния-молитвы: «Богородица, Дево, радуйся», «Ты, любовь, ты, любовь святая, от начала ты гонима, кровью политая», «Горе тебе, убогая душа». Пела молитвы капелла Александра Юрлова. Так в спектакль входила религиозная тема. И строгое величие православной молитвы, и светлая печаль, и горечь страдания православного мира — все это в спектакле мощно выражала музыка.

Для режиссерского почерка Б. Равенских свойственно укрупнять предмет на сцене, изобразительность доводить до символического обобщения.

Вот Царь Федор, сраженный тем, что князь Иван Петрович Шуйский хочет бездетную царицу упечь в монастырь, принимает для себя тяжелое решение, посадить в тюрьму, пусть на время, заговорщика. Эту сцену играли одинаково разные исполнители роли Федора. Когда царь ставит печать, то это не бытовой жест, а поэтический. Печать словно удар топора опускается на грамоту. Царь еще не знает, но жестом подан тревожный знак о будущей участи Шуйского, которого по наущению Годунова удавят.

В. Коршунов не играет, тем не менее, злодея. Прежде, чем поцеловать крест, примириться Годунову и Шуйскому при царе Федоре, между двумя враждующими людьми состоится принародный спор, в котором Годунов ведет себя как умный политик, а князь как правдолюбец с горячим сердцем. Не о царствовании думает Годунов, он думает об интересах государства. Он видит, что Федор не способен проявить волю, не понимает, что политика не есть сфера морали. Годунову Коршунова нужна власть не ради власти, а ради пользы государства. Князь же Иван Шуйский, таким его играл Е. Самойлов, прямой, страстный до правды, справедливости человек, который вступает в сферу политики и теряет жизнь. Но и Годунов в своем стремлении к пользе переступает грань: удушен Шуйский, убит царевич Дмитрий.

Осознание царем полного краха государства, играли, конечно же, по-разному. Федор Смоктуновского терял физическую силу, превращался в немощного больного, который умирает. Для Федора Ю. Соломина смерть царевича Дмитрия — потеря младшего брата, который стал для него сыном. Последний в варяжской ветви царь Федор сам отдает власть Годунову. Шапку Мономаха берет в руки Годунов, словно примеряя на себя, но кладет перед Федором, которому уже власть ненавистна.

Фёдор Викторович Добронравов родился в Таганроге и с детства мечтал стать артистом. В 1978 году Федор Добронравов приехал в столицу с огромным желанием поступить в Московское цирковое училище на факультет клоунады. Но для тех, кто не отслужил в армии, отбор был невозможен, поэтому Федору предложили отслужить и приехать поступать через два года. После армии Добронравов завел семью, но мечты о сцене не отступили. Дважды пробуя поступить в Москве, Федор терпел неудачу. Тогда молодой человек решил окончить Воронежский государственный институт искусств, куда поступить было легче. Желание играть было непреодолимым, и актер создал в Воронеже театр «Рубль», где он выступал вместе с однокурсниками. После окончания ВУЗа Добронравов стал играть на сцене Молодежного театра. Однажды с гастролями в театр приехал Константин Райкин, и увидев Добронравова на сцене, тотчас предложил ему место в труппе «Сатирикона».

В составе «Сатирикона» Добронравов проработал ровно 10 лет, после чего ушел в свободное плавание. Вместе с Сергеем Дороговым актер пишет забавные скетчи для выступлений юмористов и озвучивает программу «Сам себе режиссер». По приглашению Александра Цекало Добронравов приходит на СТС в качестве актера передачи «6 кадров», в пародиях Федор чувствует себя наиболее комфортно. С 2003 года актер занимает место в труппе Московского академического театра Сатиры.

Актер активно проявляет себя в кинематографе. Наиболее успешными для артиста картинами стали «Тайны дворцовых переворотов», «Сваты», «На Верхней Масловке», «Русский Реггтайм» и «Летние люди».

О Федоре Добронравове никак не скажешь, что он попал в кинематограф по проторенному пути. Он с детства мечтал стать актером. Правда больше его привлекала клоунада. Рожденный 11 сентября 1961 года, в семье строителя и работницы хлебозавода, Федор сам формировал свой комедийный дар. В школьные годы посещал цирковой кружок, потом пошел учиться в Воронежский институт искусств, где вместе с товарищем стал прародителем театра «Рубль». Параллельно с увлечением театром, клоунадой в жизни актера были служба в армии в войсках ВДВ, работа дворником и многое другое, что серьезно закалило его характер.

Много интересных ролей было сыграно Федором Добронравовым в Воронежском молодежном театре, на сцене которого шли такие спектакли как «Мастер и Маргарита» - по роману М. Булгакова, «Лес» по пьесе Н. Островского, «Утиная охота» А.Володина. В 1990 году Федор Добронравов играет в московских театрах. Сначала в «Сатириконе», а потом в театре сатиры. Он частый гость на телевидении. Фильмография Федора Добронравова включает около 100 фильмов. А начинал актер, в 1974 году, с небольших ролей в детском юмористическом киножурнале «Ералаш». С легкой руки Бориса Грачевского Федора Добронравова заметили и другие кинопродюсеры.

От менее заметных работ «Стреляющие ангелы», «Паранойя», « Досье детектива Дубровского », следуют более серьезные предложения «Убойная сила», «Марш Турецкого», «Тайны дворцовых переворотов», «Ликвидация», « Приказано уничтожить! Операция: «Китайская шкатулка» , «Братья Карамазовы» и многие другие фильмы. Завидная востребованность для любого актера. Но настоящую зрительскую любовь ему принес сериал «Сваты», который невозможно представить без колоритного, сочного персонажа Ивана Бутько, мастерски сыгранного. Сегодня его трудно отделить от этого персонажа. Образ юморного и немного непутевого мужика накрепко приклеился к актеру.

Таким зрители видят его и в других фильмах. К примеру, «Братья по обмену», «О чем говорят мужчины» и другие. Активно предлагают Ф. Добронравову и дубляж различных лент. С этой работой он тоже замечательно справляется. Сегодня Федор Добронравов необыкновенно востребован. Его продолжают снимать многие режиссеры. Яркий, самобытный талант и огромный труд актера по достоинству оценен коллегами, зрителями и руководством страны. В 2002 году он был удостоен звания Заслуженный артист Российской федерации, а с 2012-го он - народный артист РФ. Приобрести билеты на спектакли с участием этого гениального актера можно на нашем сайте или по телефону у оператора.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры