Где художнику искать вдохновение. Вдохновение от лучших художников двадцатого века

Главная / Измена жены

Никифорова Надежда

«Вдохновение -

1. Состояние творческого подъема.

2. Состояние душевного подъема, сильной увлеченности; воодушевление.

Вдохновлять - побуждать к каким-либо действиям, поступкам; воодушевлять»

(Толковый словарь русского языка)

Цель:

Задачи:

·

·

·

Скачать:

Предварительный просмотр:

Номинация «Изобразительное искусство»

«ВДОХНОВЕНИЕ ХУДОЖНИКА»

ученица 10 А класса

МОУ «СОШ № 47 г.Чебоксары»

Научный руководитель:

Литвиненко Галина Анатольевна,

Учитель ИЗО МБОУ «СОШ № 47»

г. Чебоксары

  1. Пояснительная записка
  2. Работа над композицией
  3. Поисковые эскизы
  4. Этапы проектирования
  5. Инструменты, оборудование, себестоимость проектного изделия.
  6. Используемая литература

Пояснительная записка

Цель: изучить возможности декоративной композиции и живописной техники в создании художественного образа.

Задачи:

  1. Рассмотреть и проанализировать способы и приемы раскрытия темы вдохновения в пластических видах искусства.
  2. Научиться использовать различные приемы композиции при создании картины.
  3. Овладеть умением создавать цветовую гармонию композиции.

«Вдохновение -

1. Состояние творческого подъема.

2. Состояние душевного подъема, сильной увлеченности; воодушевление.

Вдохновлять - побуждать к каким-либо действиям, поступкам; воодушевлять»

(Толковый словарь русского языка)


Что значит вдохновение, откуда оно берется и куда уходит? На эту тему ученые заводят многочисленные диспуты, ломая копья в попытке объяснить нечто нематериальное, придающее картинам художников, романам писателей, одам поэтов то, что делает их узнаваемыми и признаваемыми во всем мире. Давайте попробуем понять, что же сами великие думают о вдохновении, что они о нем говорят.

Сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта чтецу и слушателю. - Платон

Вдохновение - это состояние одержимости истиной. - Ф. Искандер

Вдохновение – это не селедка, которую можно засолить на многие годы. - Гете

Вдохновение - это молния, которая блещет не для всех. - П. Декурсель

Не труд, а только наслажденье,

Любовь и нежность ко всему -

Вот что такое вдохновенье,

И все ответствует ему!

Нина Карташева

Лучезарное вдохновение! Кто из настоящих творцов не испытал его непостижимую, чудотворную силу! Оно как могучий поток уносит давящий груз сомнений, неуверенности, заторы прежних неудач, приносит новые, свежие идеи, неожиданные решения. Все вдруг проясняет, делает понятным, достижимым, и невозможное становится возможным. Поэты не случайно называют его божественным.

Момент вдохновения, исключительного подъема творческой мощи иногда достигают такой интенсивности, что не осознаются целиком самим автором, не управляются его холодным рассудком, и поэтому плодотворные результаты такого воодушевления оказываются временами неожиданными для самого художника или ученого. В таких случаях некоторые из них признавали, как это ни парадоксально, что то или иное их произведение кажется им "выше" их возможностей или появление его они не могут объяснить сами. А. Блок говорил о "Двенадцати": "Оно больше меня и больше себя. Это - настоящее".

Вдохновение и является тем состоянием, когда с предельной мощью раскрываются все творческие возможности личности; бьют полным потоком все источники энергии; разум, воля, воображение, фантазия как бы устремляются в одном направлении, подстегивая и стимулируя друг друга.

Вдохновение знакомо любому человеку, в том числе людям физического труда. В этом смысле верны слова И.Ф. Стравинского: «Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение. Я далек от того, чтобы совсем отрицать вдохновение. Напротив, вдохновение - движущая сила, которая присутствует в любой человеческой деятельности... Но эта сила приводится в действие усилием, а усилие - это и есть труд». А П.И Чайковский говорил: « Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.». Кто больше работает, тот чаще испытывает бурный прилив сил, именуемый вдохновением, и в этом смысле великие творческие личности находятся в лучшем положении, как все истинные труженики.

Вдохновение - это радость, безумная радость художника, кладущего последние мазки на картину; эйфория поэта, мучительно подбирающего подходящие слова для нужной рифмы; безудержная радость конструктора, детально вырисовывающего неясные пока еще конфигурации еще не существующей машины; открытие ученого, совместившего несовместимое в своих строгих выкладках запутанных формул и получившего ни с того, ни с сего неожиданный, даже себя пугающий результат...

Вдохновение - это новизна, самое что ни на есть оригинальное, неожиданное и уж наверняка современное.

Вдохновение - это порыв ветра, то ли нежное касание летящей прохлады, то ли шквальный удар тайфуна, сметающий все и вся на своем пути…

Вдохновение - это все и вдохновение - это ничего...

Во все времена живописцы и скульпторы, а также более близкие к нам по времени фотохудожники стремились показать в своих произведениях собственное ощущение вдохновения.

Французский живописец 17 века Никола Пуссен в своей картине «Вдохновение поэта» сумел

выразительно запечатлеть момент рождения вдохновения. Поэт, увенчанный лавровым венком, держит в руках лиру. Лицо его спокойно взором и мятущейся душой, и даже, если позволительно так выразиться, "умягчено". (эпоха романтизма, когда творца наделили горящим взором и мятущейся душой, еще далеко) .

Более современный французский художник, яркий представитель салонного академизма Адольф Вильям Бугро

изобразил на картине работу творческой мысли, когда идея вот-вот воплотиться в материальных очертаниях.

Польский художник Яцек Мальчевский, представитель модернизма и символизма. избегая вопросов, изобразил свое вдохновение на холсте. Его картина «Вдохновение художника» открывает особый мир творческого безумия.

Мальчевский утверждал, что вдохновение нельзя вызвать искусственно, им нельзя управлять, и показал, к чему приводит художника страсть к повиновению, желание поймать хрупкую музу в сети и не отпускать. В густых красках и мрачных тонах рассказано об отчаянии творца, его бессилии. Сам художник не раз переживал такие моменты.

Мастера кисти, описывая свое вдохновение, видят его кто возвышенным, кто-то говорит о женщине, как о музе, без которой невозможно творчество. Современные творцы привносят в свои работы новые символы и образы.

Фаттах Галла. « Вдохновение»

Аннет Логинова «Снежное вдохновение»

Абжинов Эдуард . « Украденное вдохновение»

Майкл Паркес «Вдохновение»

Алан Ли. « Вдохновение»

Сабиров Закир .

«Полёт птицы – вдохновение»

Жозефина Уолл. « Вдохновение»

Данила Лупанов. « Вдохновение»


Работа над композицией

Выбор композиции картины был обусловлен поставленными задачами, ее содержанием, характером и назначением.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей

Композиция в дизайне связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. И действительно, если попробовать в классических картинах что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта, целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается

Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.

В композиции важно все - масса предметов, их зрительный "вес", размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.

Представленная работа «Вдохновение» выполнена в декоративной манере письма.

Декоративная тематическая композиция - особый художественный мир со своим условным порядком, а иногда и конкретными, легко узнаваемыми персонажами, которые соотносятся друг с другом совсем не так, как в реальной действительности.

Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учета света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с его помощью создавался художественный образ.

Свойство декоративной композиции - декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальное окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведет не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы.

В работе были использованы различные приемы композиции: передача ритма, асимметрии, равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение на плоскости. Он может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.

При создании данной композиции использовались следующие правила передачи движения:

  1. направление взмаха крыльев по диагональной линии придает изображению ощущение динамичности.
  2. эффект движения так же создается за счет свободного пространства перед движущимся объектом.
  3. для передачи движения выбран определенный момент готовности к творческому созиданию,который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.
  4. женская фигура на картине повернута лицом вправо - это обусловлено особенностью нашего зрения, которая состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, оно кажется быстрее.

Ощущение движения так же подчеркнуто нейтральным размытым фоном.

Чтобы передать ощущение полета творческого вдохновения была использована живописная техника: линии, мазки, яркость цветового пятна. Выбор цветовой гаммы тоже не случаен.

Святослав Николаевич Рерих так говорит о цвете: «Гармония в цвете подобна гармонии в музыке. Она оказывает то же воздействие; она вызывает те же реакции, определяемые тем, нравится нам эта реакция или нет. Возьмите чёрно-белый рисунок. В нём никогда нет такого живого элемента, который даёт цвет. Потому что цвет, даже без ассоциации и формы, всё же несёт в себе вибрации жизни. В конце концов, цвет очень близок к музыке, поэзии, звуку и запаху, которые взаимосвязаны. В целом мой тезис в живописи таков: именно цвет в первую очередь влияет на нас».

Каждый цвет оказывает различное действие на человека: оранжевый и красный возбуждают энергию, вызывают подъем чувств; зеленый успокаивает, синий и фиолетовый усыпляет

В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветового мазка. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости оттого, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким. Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемого и грозного, а в нижней - он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же - он бунтует словно в заточении. Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс.

Поисковые эскизы различного композиционного и колористического характера

Этапы проектирования:

1. Выбрать тему композиции.

  1. Рассмотреть и проанализировать способы и приемы раскрытия темы вдохновения в живописных произведениях, скульптуре и фотографии.
  2. Выполнить ряд поисковых эскизов различного композиционного и колористического характера.
  1. Перенесение эскиза на большой формат.
  1. Выполнение композиции.

Инструменты, оборудование.

Себестоимость проектного изделия.

1.бумага для эскизов – 3 руб.

2.карандаш (простой) – 5 руб.

3. ластик – 3 руб.

4. ватман формата А-2 – 4 руб.

5. гуашь –120руб.

7. кисточки (белка)

№1 – 16руб.

№3 – 25руб.

№5 – 40руб. – композиция в картине

  • http://www.chernorukov.ru – композиция в картине
  • http://www.linteum.ru – композиция в картине
  • http://pointart.ru – композиция в картине
  • Начните посещать писательские курсы и курсы по критике. Творческие люди нуждаются в поддержке со стороны коллег, чтобы они вдохновляли, утешали и поддерживали их. Очень важно покинуть свой офис, кабинет или студию и побыть с другими людьми. Окружая себя теми, кто имеет схожие цели и проблемы, вы создаете положительную синергию, наполняясь свежей энергией. Кто-то в группе будет всегда вдохновлять вас, давать вам прекрасную идею, предлагать решение проблемы или зажигать творческую искру, благодаря которой вы будете двигаться вперед.

    Попробуйте творить в другой сфере. У творческих людей есть много способов для самовыражения. Например, вы можете разнообразить работу над интеллектуальными проектами (писательская деятельность) прикладной деятельностью (что-то мастерить). Таким образом, будут задействованы разные участки мозга, в результате чего будут формироваться новые нейронные связи. Смена деятельности стимулирует творческое мышление.

    Всегда работайте над каким-нибудь новым проектом. Если у вас не ладится с одним проектом, поработайте над другим. Экспериментируйте, работайте в разных жанрах, пробуйте разные стили, пишите для разных аудиторий.

    Продолжайте развиваться и учиться новому всю свою жизнь. Наполняйте свой мозг свежими идеями. Посещайте конференции; ходите на курсы; читайте книги о писательском и художественном мастерстве. Узнайте больше о сфере искусства. Освойте новый вид искусства. Общайтесь с другими художниками, которые вдохновляют вас. Разрабатывайте новые методы, стили и оттачивайте свое ремесло. Пригласите на обед успешного художника и выведайте что-нибудь у него.

    • Куда бы вы ни шли, носите с собой блокнот и ручку, чтобы вы всегда могли записать новые идеи, которые могли бы использовать в своих произведениях.
    • Читайте много книг разных жанров, это поможет вам определиться, какую книгу вы хотите написать, а также даст понять идеи других авторов.
  • Если муза не приходит, выйдите из дома и идите к ней сами. Возьмите за привычку раз в неделю устраивать себе творческие свидания с самим собой. Досконально изучите книжные магазины, галереи, концерты. Перечитайте все книги в том жанре, в котором вы пишете. Сходите в поход. Делайте зарисовки людей в кофейне и подслушивайте. Вдохновение повсюду вокруг вас. Искусство - это обычная жизнь наполненная смыслом! Ищите в повседневной жизни прекрасное, смелое, необычное, юморное и символичное.

    Помните, что искусству нужно время на то, чтоб созреть. Примите то, что у вас будут периоды творческого застоя, это как инь и ян. Иногда что-то прекрасное может зреть внутри. Мечтайте. Представляйте. Дайте время, чтобы идея приняла форму. Когда вы снова придете в студию, вы будете полны свежей энергии. Всегда помните: искра вернется.

    Делитесь своим творчеством. Ваше творчество не обязательно должно быть заключено между обложкой или на холсте, чтобы найти своего зрителя. Преподавайте живопись, занимайтесь с детьми, ходите в школы. Делитесь творчеством и общайтесь с разными аудиториями. Читайте рассказы и поставьте кукольный спектакль для дошкольников. Их улыбки сделают ваш день! Вы получите глубокое удовлетворение от того, что вы поделились частью себя и своего таланта с другими.

    Будьте оригинальны; будьте изобретательны. Организуйте небольшую вечеринку с вином и сыром, пригласите других художников и писателей. Вступите в книжный клуб или другой творческий клуб.

    Примите Дзен-философию. Пока вы ждете ответы от агентов или галерей, не зацикливайтесь. Сосредоточьтесь на искусстве здесь и сейчас. Творческие люди вкладывают эмоции в свои творения. Разделите свое искусство и бизнес. В это время изучайте мнения критиков, знания других и применяйте что-то полезное в творчесте. Продолжайте расти, совершенствоваться и... расслабьтесь.

    Послушайте истории успеха других людей. Порадуйтесь за друзей и партнеров по курсам по критике, которые опубликовали свои книги, а также за друзей, которые стали иллюстраторами книжек с картинками! И по пути обязательно отмечайте все свои маленькие успехи.

    8 известных советов от психологов, которые знают, где найти вдохновение каждому из нас. Сохраняем себе!

    Итак, что Вы подразумеваете под словом: «Вдохновение?»

    Вот словарь русского языка объясняет значение слова вдохновение, как «состояние творческого подъема».

    Действительно, ни один художник, писатель, режиссер и другой человек с творческой профессией не может создать шедевр без вдохновения.

    А от того, настолько качественные произведения они выдают, зависит не только их денежный заработок, но и душевное состояние.

    Но думать, что вдохновение – это прерогатива исключительно творческих людей, не правильно!

    Вот вспомните свои наиболее удачные финансовые сделки, сшитые платья, испеченные пироги, да любое другое дело. Вспомните, что вы испытывали тогда?!

    Вспомнили?

    Это и называется вдохновением.

    Где взять вдохновение , чтобы каждое выполненное дело было маленьким шедевром, мы и поговорим сегодня.

    Помните, в статье: «о распорядке дня успешного человека» — я рассказывала вам о моей знакомой художнице Оксане?

    Так вот, людей, которые умеют рисовать, достаточно много, но тех, кто умудряется на этом зарабатывать и имеет признание в специфичной творческой среде, где каждый мнит себя гением, можно сосчитать по пальцам.

    А вот моей знакомой это удалось.

    Естественно, у нее бывают более или менее удачные работы, но провальных не бывает никогда.

    Оксана утверждает, что – никогда не начинать работать без вдохновения!

    Если уж совсем невмоготу творить, то художница просто делает себе выходной или занимается какими-то бытовыми делами: уборкой, стиркой, наводит порядки в кухонных или вещевых шкафах.

    Но если ситуация не настолько безнадежна, то она пытается призвать музу в гости.

    «Год за годом, месяц за месяцем, день за днем, час за часом, минута за минутой и даже секунда за секундой - время бежит, не станавливаясь ни на мгновенье. Никакая сила не способна прервать этот бег, это не в нашей власти. Все, что мы можем - проводить время с пользой, конструктивно, или же тратить его впустую, во вред. Этот выбор за нами; решение в наших руках. Поэтому проводите время с пользой: на мой взгляд, это очень важно.»
    Далай Лама XIV

    Тремя коронными рецептами, где найти вдохновение , она поделилась со мной, а я с радостью дарю их вам!

      Любуемся прекрасным.

      Для начала подумайте, что для вас действительно прекрасно: предметы искусства, природные чудеса, милые животные, музыкальные или литературные произведения и т.д.

      Забудьте обо всем и на 1-2 часа погрузитесь в созерцание прекрасного!

      Идем на прогулку.

      Если позволяет погода, одевайтесь и отправляетесь гулять по улочкам города.

      Зайдите в любимое кафе, посетите парк, сходите к реке.

      Во-первых, ваш мозг получит много кислорода, а значит – начнет усиленно функционировать.

      А во-вторых, во время прогулки вы наверняка увидите что-то удивительно вдохновляющее.

      P.S. Если за окном – дождь вкупе с ураганом, виртуальная прогулка тоже подойдет, хотя эффект от нее будет хуже.

      Если муза отказывается посещать Оксану, то она пытается ее задобрить чем-то безумно вкусненьким.

      Подумайте, чего вам больше всего хочется в данный момент: изысканного десерта, оригинального супчика, волшебного салата, свежайшей рыбы или нежного мяса?

      Отправляйтесь на кухню.

      Включите любимую музыку и начинайте создавать кулинарный шедевр.

      Готовка – процесс достаточно творческий, так что муза не останется равнодушной, да еще и себе устроите маленький праздник.

    Где взять вдохновение: если вы все еще не знаете


    Выше названные рецепты подходят Оксане, но поскольку каждый человек – индивидуальность, то вы должны иметь большую площадь для маневра.

    Прежде чем приступать к написанию статьи, я прочитала множество рекомендаций от известных людей, где найти вдохновение, отсортировала их и вот что получилось.

      Мечтайте.

      У вас обязательно должна быть заветная мечта и даже не одна.

      Я надеюсь, что у вас уже есть или вы вскоре его сделаете.

      И вот когда от вас сбежала муза, смотрите на него и говорите себе: «Я должен/должна дописать статью/дошить платье/оштукатурить стену и т.д., чтобы осуществить ту или иную мечту».

      Настоящую литературу создают гениальные и талантливейшие люди, которые через произведение делятся своими переживаниями и опытом.

      Если вы много читаете, то в любой трудной ситуации сможете вспомнить похожий пример из литературы.

      Кроме того, чтение способствует умственному развитию и фантазии.

      Станьте меломаном.


      Иногда для того, чтобы появилось вдохновение, достаточно поставить нужную мелодию.

      Заведите свой плей-лист.

      Лучше, если все композиции в нем будут отсортированы по папкам.

      Например, «Драйвовая музыка», «Философская музыка», «Романтичные баллады» и т.д.

      Путешествуйте.

      Посещение соседнего областного центра – уже возможность узнать что-то новое.

      А уж отдых в других странах – неоценимый опыт, который расширяет кругозор и у вас создается на многие вещи!

      Хотя бы неделю из своего ежегодного отпуска проводите не дома.

      Поверьте, впечатлений вам хватит на весь год.

      И если пропало вдохновение, вы всегда сможете пересмотреть фотографии.

      Наблюдайте.

      Возьмите за привычку не передвигаться по улицам, углубившись в себя, а изучая окружающий мир.

      Поверьте, даже маршрут на работу, который вы проходили миллион раз, может принести приятные сюрпризы.

      Посмотрите, какое замечательное пальто у этой девушки, а вон в траве резвятся милые котята, да и деревья уже поменяли свои одежки на золотистые…

      И почему вы раньше всего этого не видели?

    Предлагаю посмотреть безумно вдохновляющее видео о том,

    где искать свой источник вдохновения?

    Я считаю, что единственный правильный ответ на вопрос «Где взять вдохновение ?», – ВЕЗДЕ!

    В каждой мелочи таится волшебство, главное – его разглядеть.

    Полезная статья? Не пропустите новые!
    Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

    Оказывается, художники нередко обращаются к науке в поисках вдохновения. Представляем вам подборку наиболее интересных историй создания художественных шедевров.

    Эдвард Мунк. «Крик»

    • «Крик» Эдварда Мунка

    Норвежский художник Эдвард Мунк написал картину «Крик» в 1893-м году. В своем дневнике он рассказал, что был вдохновлен кроваво-красным небом, которое он увидел во время прогулки с друзьями. Удивительная атмосфера картины породила немало споров о том, что же именно увидел на небе Мунк. Одна из самых популярных гипотез предполагает, что художник мог наблюдать пепел вулкана Кракатау после его извержения в 1883 году.

    О самых последних догадках исследователей, «Популярная механика» уже : метеоролог из Университета Осло предположила, что Эдвард Мунк мог вдохновиться, увидев в небе редкое явление — перламутровые облака, причиной появления которых становятся низкие температуры и высокая степень освещенности.


    Мария Сибилла Мериан. Акварельный рисунок дерева гуайявы (Psidium guajava), паука-птицееда (Avicularia avicularia), паука-крестовика (Avicularia gen. spec.), паука-волка (Rhoicinus spec.), американского таракана (Periplaneta americana), муравья-листореза (Atta cephalotes), муравья-портного (Oecophylla spec.), колибри (Trochilidae gen. spec.).

    • Научные наброски как искусство, Мария Сибилла Мериан

    Немецкая художница Мария Сибилла Мериан видела красоту там, где ее не замечали другие. Будучи энтомологом, она часто изображала на своих картинах насекомых. В 1705-м году художница сделала набросок тарантула, поедающего колибри. Ее работа в конечном итоге дала название целому семейству пауков (птицееды). Несмотря на то, что сначала ее гравюра была раскритикована и названа «чистой выдумкой», позже было доказано, что пауки-птицееды все-таки иногда питаются мясом птицы.

    Большинство самых ярких работ Марии Сибиллы Мериан появились благодаря ее двухлетней научной экспедиции в Суринам (Южная Америка) с 1699 по 1701 года. Она подробно изобразила метаморфозы насекомых, которые никто никогда не видел прежде, а некоторые из запечатленных ею представителей исследователи по всему миру ищут до сих пор.


    Уильям Тернер. «Упадок Карфагена»

    • Вулканические закаты Уильяма Тернера

    Британский живописец Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (более известный как Уильям Тернер) славился своими картинами, на которых были изображены впечатляющие закаты, бушующие моря и лунные сцены. Согласно исследованию, опубликованному в 2014 году в журнале Atmospheric Chemistry and Physics, Тернер в 1816 году написал свои знаменитые закаты, будучи под впечатлением от вулканических выбросов в атмосфере, которые были вызваны извержением вулкана на Тамбора в 1815-м году (оно стало крупнейшим вулканическим извержением в истории человечества). В результате этого в мире установились глобальные климатические аномалии, породившие Год без лета .


    Мехмет Беркмен и Марии Пенил."Нейроны"

    • Шедевры из микробов

    На ежегодном конкурсе искусства Американского общества микробиологов бактерии и дрожжи становятся краской, а агар-агар — холстом. Микробиологи создают шедевры внутри чашек Петри — такие, как например, работа Мехмета Беркмена и Марии Пенил под названием «Нейроны». Она получила первый приз в 2015-м году, обойдя карту Нью-Йорка, составленную из микробов, и изображение фермы в сезон сбора урожая, сделанное из дрожжей.


    Винсент Ван Гог. «Звездная ночь»

    • «Звездная ночь» Винсента Ван Гога

    Картина Винсента Ван Гога «Звездная ночь» может показаться причудливой и нереалистичной, однако она тоже имеет отношение к науке. В 2006-м году физики из Национального автономного университета в Мексике посвятили целое исследование этому шедевру. Они выяснили, что Ван Гог на самом деле изобразил турбулентность. Интересно, что это физическое явление художник изображал и на других картинах, над которыми он работал во время борьбы с психическими проблемами. Это, например, «Дорога с кипарисом и звездой» и «Пшеничное поле с воронами».

    Страшно представить, скольких мировых шедевров искусства можно было бы лишиться, не обратись творцы за помощью к природе! И по сей день художники готовы мчаться в неизведанные дали, дабы собраться с коллегами на очередном пленэре. Хотя далеко не все деятели искусства жаждут перемены мест для создания очередного шедевра. К примеру, великий композитор Эдвард Григ до конца своих дней неустанно впечатлялся родными просторами Норвегии, и это можно без труда заметить в большинстве его произведений.

    В путешествиях

    Смена обстановки, знакомство с новой культурой и традициями жителей других стран, может послужить хорошим вдохновителем для лиц, не знающих, как преодолеть творческий застой. Пожалуй, одному только Парижу с его архитектурными памятниками человечество обязано по гроб жизни за те культурные ценности, которые возникли после визита туда тех или иных лиц.

    В любви и близких людях

    Любовь является настолько мощным стимулом к творчеству, что способна не только вернуть пропавшее вдохновение, но и подарить его тому, кто никогда им не обладал и ничуть от этого не страдал. И если уж персонажи наших дней, окрыленные любовью, начинают строчить стихи с воодушевлением, от которого позеленеет любой из величайших, то что уж говорить , посвятивших сему ремеслу всю свою жизнь.

    В искусстве

    Возможно, великие произведения потому и великие, что обладают возможностью оказывать настолько сильное влияние на человеческий разум, толкающее вдохновившихся лиц на дальнейшее созидание. К примеру, творческое наследие Уильяма Шекспира заочно стремилось пробраться в такое количество произведений различных авторов, что вылилось даже в отдельное течение под названием «шекспиризм».


    Однако творчество некоторых деятелей основывалось на произведениях малоизвестных и никем не признанных. Например, Джон Леннон творил однажды, «полотном» своего маленького сына.

    В случайном

    Если поиски вдохновения оказались бесплодными, стоит попробовать присмотреться к своему бытовому окружению. Вещи, способные вдохновить, подчас кажутся настолько невероятными, что не всегда удостаиваются должного внимания. Сальвадор Дали подтвердил это много лет назад на примере своего «Постоянства памяти», вдохновившись на написание полотна, взглянув на обычный расплавившийся сыр.


    Если же вдохновения по-прежнему нет и не предвидится, не нужно придавать этому значения. Побороть все волнения по этому поводу поможет известный «Черный квадрат» Малевича, написанный, как гласит одна из легенд, без всяких вдохновений художником, обозлившимся на то, что не успевает сдать картину в срок. Замазав наспех незаконченную работу, художник дал миру великую картину и получил признание.

  • © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры