Где можно организовать выставку картин. Как подготовиться к участию в выставке? Советы и рекомендации по проведению успешной выставки

Главная / Измена жены

Я постоянно пишу о различных рукоделиях и других видах заработка, не приносящих больших прибылей. Как начать зарабатывать больше, выйти на другой уровень? Как почувствовать себя не просто надомницей, целыми днями кропотливо выполняющей работу для небольшой кучки знакомых, но и творческой востребованной личностью, получающей дорогие заказы? Один из самых простых и действенных вариантов — это организация выставки.

Любой предприниматель постоянно озабочен такими вопросами, как реклама, формирование положительного образа фирмы и стимулирование продаж, как оптовых, так и розничных. Чтобы выйти на порог эффективности, требуются значительные денежные, человеческие и временные ресурсы. Организовав выставку, вы получаете возможность одновременно воспользоваться всеми вышеперечисленными инструментами маркетинга среди специально собранной целевой аудитории потенциальных клиентов. То есть на выставке вы и формируете образ своей фирмы и рекламируете товар и продаете его.

Как организовать выставку, привлечь посетителей, окупить расходы и получить прибыль

В первую очередь определимся с тем, что выставки бывают разные:

  1. Ради продаж (сделал, продал, пропил). Во многих городах уже есть регулярные выставки хендмейдщиков (handmade — ручная работа). Если у вас такого нет, то можно договориться с городской администрацией, другими мастерами и ежемесячно (или еженедельно) в определенном месте проводить такие выставки-ярмарки. Вход само собой бесплатный.
  2. Ради показухи, то есть классическая выставка, например, как . Оплата аренды и прочих расходов с входных билетов. Эти мероприятия не из дешевых и требуют серьезной организации, поэтому проводятся 1-2 раза в год.
  3. «Покажи себя сам». Это обычно не персональная выставка, а участие в большой городской, отраслевой или региональной выставке. Быстрых денег она не принесет. Ее плюс в том, что большую часть расходов оплачивает государство, но чтобы получить результат, нужно учитывать немало тонкостей, поэтому данной теме будет посвящена отдельная статья.

Организация выставки включает несколько пунктов, известных как «Правило 4 П»:

  1. Планирование выставки.
  2. Привлечение посетителей.
  3. Персонал.
  4. Получение и анализ результатов.

Планирование выставки

Чтобы правильно организовать выставку и в конечном итоге получить максимальный результат, сначала нужно решить: с какими целями мы ее организуем? Список может быть примерно таким:

  • Поиск клиентов – вам же нужны новые заказчики?
  • Поиск партнеров – оптовые покупатели, поставщики сырья, рекламные компании и пр.
  • Поиск наемных работников – вы же намерены расширить свой бизнес?
  • Поиск единомышленников – людей, с которыми у вас есть общие интересы, которых волнуют те же проблемы.
  • Формирование положительного имиджа фирмы.
  • Реклама бренда – вы успели его придумать?
  • Окупить расходы на организацию мероприятия и получить прибыль.

Организация выставки

Организаторы . В первую очередь нужно решить вопрос с организаторами выставки. Вы будете заниматься с этим в одиночку, привлечете городские или районные власти или найдете партнеров? Сразу оговорите, кто чем будет заниматься, а также финансовые вопросы, и если это не ваши родственники, то заключите письменный договор.

Помещение . Второй вопрос, это поиски места. Они зависят от размеров планируемой выставки, ее направления и даже времени года, ведь летом многое можно делать просто под открытым небом.

Сейчас большинство музеев организует различные временные выставки, поэтому если вы занимаетесь или народными промыслами, то можно договориться с ними. Вполне приличную экспозицию можно организовать в холле гостиницы, в доме культуры или в новом торговом центре, где еще не все площади сданы в аренду. В общем-то, сейчас в любом городе достаточно свободных помещений, которые снимают, то под распродажи обуви, то под ярмарки меховых изделий.

Исполнители . Кто-то должен будет привести помещение в порядок, установить (а потом разобрать) стенды, разложить экспозицию и поддерживать ее в течение всей выставки. В больших городах этим занимаются специальные фирмы, если у вас в городе такой нет или у вас нет на это денег, то придется все делать своими силами, привлекая друзей и родственников.

Реклама . Сейчас проспекты, листовки и буклеты вам распечатает любая типография. Позаботьтесь о том, чтобы там была вся необходимая информация для тех, кто захочет найти вас после выставки. Не шикуйте, небольшой яркий листок с основной информацией – это все что вам нужно! Кроме того придется потратиться на рекламу, которая привлечет посетителей на выставку. Примерно за месяц в городских газетах и на местном телевидении должны появиться яркие объявления. На улицах также потребуется повесить афиши. Еще нужно раздавать листовки в людных местах и дать рекламу в интернете. В сети лучше всего работают статьи и сообщения на тематических страницах, опять же тематических сайтов, форумах и в соцсетях, а также рассылка и контекстная реклама.

Размещение экспозиции . Создавая экспозицию, постоянно задавайте вопрос: для кого я это делаю? Ведь, во-первых, выставка должна быть интересна для всех посетителей, то есть для людей далеких от того чем вы занимаетесь. Ведь довольные посетители – это бесплатная реклама мероприятия. Во-вторых, она должна быть такой, чтобы людям захотелось купить вашу продукцию. В-третьих, оптовики и потенциальные партнеры должны иметь возможность быстро получить всю необходимую им информацию, а вы также быстро должны получить информацию о них. Поэтому персонал нужно заранее научить, кому что говорить, какую информацию предоставлять, и какую спрашивать.

Пример интересной экспозиции

Интересный вариант заинтересовать посетителей – проведение мастер-классов. Выделите место для умельца, который на глазах у посетителей будет создавать какие-то вещи, а заодно и учить всех желающих каким-нибудь нехитрым приемам.

Не забудьте сделать стенд для детей. Не важно, что это будет, кроме вашей продукции — заводная железная дорога или клетка с попугаями, но детям должно быть интересно. Это один из хороших стимулов для посетителей рассказывать своим знакомым о вашей выставке и советовать на ней побывать.

Как заработать на выставке

  1. Продажа входных билетов. Самый простой вариант, но он не сработает, если всю вашу экспозицию можно обойти за пару минут. Люди должны понимать, за что отдают свои деньги.
  2. Продажа своих изделий. Позаботьтесь, чтобы к началу выставки у вас был хороший запас товара на продажу, в том числе недорогих , которые любят покупать посетители на память о том, где побывали. И, конечно, должно быть что-то забавное для детей.
  3. Сдача в аренду части помещения. Если помещение для вас велико, то часть его можно сдать, самый оптимальный вариант – сетевые компании (). Эти организации нежно любят большие скопища людей, которые никуда не торопятся. Кроме того, они имеют опыт в подобной работе, поэтому их стенды и персонал будут выглядеть вполне презентабельно.
  4. Если условия позволяют, можно организовать что-то вроде буфета – витрину, кофемашину и три столика.
  5. Викторины, конкурсы, лотерея и пр. Вот один из вариантов, найденных мной в интернете: у стендов свободно распространяют рекламные материалы, и озвучивается SMS-викторина, по условиям которой нужно ответить на 10 платных (отправка SMS-сообщений) вопросов. В конце каждого часа между правильно ответившими разыгрываются ценные призы. Механизм следующий – 50% стоимости SMS-сообщения идет оператору, ещё 25% — контент-провайдеру, обеспечивающему обработку сообщений, и последние 25% возвращаются к организаторам викторины. Получается, что посетители не только с удовольствием разбирают проспекты, но и платят деньги за то, что внимательно их читают.

Анализ работы

После окончания выставки нужно разобрать экспозицию, подсчитать доходы и расходы, рассчитаться с персоналом, но самое главное – начать работать с той информацией, которую вы получили в ходе выставки. Это нужно сделать сразу, поэтому поручите все остальные дела помощникам, а сами принимайтесь за контакты.

Вообще получение контактов, это одна из важнейших функций выставки. Так что изначально настраивайте персонал на то, что во время работы выставки они должны получить как можно большее количество контактов. То есть их задача не только улыбаться и раздавать буклеты, но и убедить потенциальных клиентов или партнеров оставить свои координаты: телефон, емайл, визитку и пр.

После выставки нужно будет сесть и плотно поработать с каждым из них. Разошлите всем посетителям, оставившим о себе сведения, письма со словами благодарности за проявленный интерес к вашей экспозиции. Эти письма лучше приготовить заранее, еще в ходе подготовки к выставке. Затем пообещайте в течение недели связаться с посетителем. Если вы хотите, чтобы посетитель запомнил вашу фирму, нужно в течение 48 часов после закрытия выставки отправить ему письмо.

Проделав эту работу можно заняться собственно анализом результатов выставки: что получилось, а что нет, стоит ли проводить подобные мероприятия регулярно, как долго и как часто? Выслушайте персонал, партнеров и просто посетителей. Спросите их, как организовать выставку в следующий раз. Это поможет в будущем все сделать гораздо лучше. Кто знает, возможно, ваша выставка станет традиционной и превратится в одно из самых значимых ежегодных событий вашего города.

    Придумать концепцию

    Если вас внезапно пронзила мысль открыть собственную выставку, главное — успокойтесь. Трезво подумайте над идеей, а главное — концепцией своего проекта.

    Я в начале июня успешно закрыла сессию на магистерской программе «Арт- критика и кураторство» в СПбГУ и поняла, что надвигающаяся биеннале Manifesta 10 этим летом не даст городу умереть от нехватки современного искусства. Но витающая в воздухе кураторская активность пробудила желание дебютировать с собственным проектом.

    Идея для выставки родилась практически сразу: мне была близка тема исследования городского пространства, а в памяти всплывало несколько работ знакомых художников. После того, как концепция была сформулирована, я предложила пятерым молодым художникам принять участие в проекте. К моему счастью, каждый из них согласился работать со мной.

    В мире современного искусства есть три кита твоего профессионализма. Первый — показ произведений, созданных художником специально для конкретного кураторского замысла. Второй - демонстрация ранее не выставлявшихся работ. Ну а самым крутым считается открытие новых имён - перспективных авторов, которых никто еще не выставлял. Таковым стал молодой фотограф Олег Лейнов, у которого за плечами обучение в фонде ФотоДепартамент. Неожиданно для себя, мне удалось соблюсти все эти негласные правила.


    Найти площадку

    Следующий животрепещущий вопрос для каждого организатора выставок - помещение. Естественно, начинающему куратору — как я — не стоит сразу рассчитывать на белые стены респектабельных коммерческих галерей или залы Эрмитажа. Не отчаивайтесь! Обратитесь к знакомым и друзьям, у которых есть выставочные площадки (за время учебы вы же наработали профессиональные связи?).

    В моем случае самым открытым к сотрудничеству оказался художник и куратор Виктор Кудряшов. Он предоставил мне на две недели пространство своей независимой галереи «Совместное Существование» в арт-кластере Артмуза. Название галереи, кстати, отражает моё личное убеждение, что в мире отечественного современного искусства многое держится на дружеских связях и взаимопомощи. До открытия своей выставки я помогала Виктору с организацией его персональной экспозиции.


    Провести информационную подготовку

    Моя не прошла даром. Раскрою всем известный секрет: куратор это ещё и пиар-менеджер, и координатор, и продакшн-менеджер и даже монтажник. Иными словами, мультифункционализм станет вашим вторым я.

    Рекомендую начать с написания пресс-релиз, который я разослала в городские интернет-СМИ. Как только информация появится в СМИ, будьте готовы ко звонкам и письмам знакомых с просьбой включить их работы в экспозицию.

    Так в моем списке участников появилось ещё одно имя - Саша Зубрицкая. Её серия «Закон парных случаев», посвященная систематизации множества граффити- тегов, найденных в разных европейских городах, точно отражала концепцию выставки.


    Оповестить арт-сообщество

    Дата открытия неумолимо приближалась, и необходимо было лично оповестить арт-сообщество и друзей о готовящемся событии. Используйте как цифровые технологи, так и старый дедовский метод — бумажные приглашения.

    Функцию дизайнера со мной разделил хороший знакомый, и мы вместе создали открытки-приглашения, которые потом раздавали на вернисажах других выставок. Основной способ распространения информации - фейсбук. Заведите одноименное событие, добавьте туда информацию о художниках и их работах, представленных на выставке. Кстати о текстах: кураторский текст - тот фронт работ, которому требуется уделить достаточно времени. Именно в нём куратор может пояснить свой замысел и доказать, что каждое произведение в выставочном пространстве появилось неслучайно, а является элементом выверенной идеи. Я создала по небольшой экспликации для каждого из шести участников, в которых поясняю, как то или иное произведение соотносится с выставкой в целом.


    Вынести монтаж

    Финишная прямая перед открытием — монтаж экспозиции. Его мы начали за два дня до выставки, и основная сложность заключалась в том, что трое из шести художников в это время находились не в Петербурге. Так систему развески графики Аси Маракулиной, которая уехала в художественную резиденцию в Бельгию, мне пришлось изобретать самостоятельно. Художница поставила справедливое условие - бумага не может быть приклеена или продырявлена.

    Рекомендую несложную конструкцию из обычных бейджей и двустороннего скотча. Также будьте готовы к тому, что монтаж — одна их самых времязатратных стадий. И вообще курировать современное искусство — это самостоятельно сверлить, клеить и красить.

    В моем случае он растянулся аж до нескольких последних часов перед открытием. В голове крутилась единственная мысль: «Не стоило вчера вечером откупоривать бутылку с игристым из числа тех, что были заготовлены для вернисажа». Художница Саша Зубрицкая для своей серии предложила оригинальную идею воссоздать фрагмент городской среды в галерее: она прикрепила свои работы магнитами к мятым листам металла, найденным во дворе лофта.


    Потусоваться на вернисаже

    Финальный штрих — сменить лук «трудовые будни куратора» на «артлайф из бьютифул». Последний час до начала вернисажа я посвятила проверке готовности всех экспонатов, отрегулировала уровень звука в видеоарте Виктора Кудряшова, а художница Евгения Мачнева довела до совершенства вид своей семиметровой шпалеры, посвященной маршруту трамвая No36.

    Без десяти минут семь: разливаю игристое по бокалам. В семь часов приходят самые пунктуальные гости, среди них мои родители — естественно с букетом. Дебют всё-таки.

    «Совместное существование» постепенно наполняется гостями: художниками, кураторами и арт-критиками, друзьями и просто зрителями. По законам светского мероприятия я фланирую между посетителями, всех знакомлю и сама знакомлюсь с людьми. Признаком начинающего куратора стала моя незапланированная благодарственная речь, точно не буду её повторять в следующий раз. В течение двух часов в галерее шло активное общение, все интересовались авторами, звучали вопросы про цены и я спонтанно выступила ещё и в роли галеристки. Моя первая выставка открылась, и, кажется успешно, но это я осознаю только на следующий день, когда приду в безлюдную галерею и сяду за работу внутри собственной экспозиции.

Посетите близлежащие галереи и изучите, какие из них выставляют работы, похожие с вашими по стилю. Как правило, организаторы выставок придерживаются определенного жанра - воспользуйтесь этим. Обратите внимание на то, каким произведениям отдала предпочтение экспертная комиссия галереи. Задумайтесь над вашим стилем, жанром и направлением. Спросите самого себя: «Понравятся ли им мои работы?»

Продемонстрируйте выгодные отличия ваших произведений от работ других художников. Это потребует определенной смекалки: при всей схожести стилей ваши произведения должны выгодно отличаться от работ художников-конкурентов. Не стоит забывать, что организаторы выставок, в первую очередь, деловые люди и не станут рисковать.

Посетите открытие выставки (обычно они проходят каждый четверг вечером) для того, чтобы наладить связи с представителями арт-бизнеса. Продемонстрируйте свою увлеченность и мастерство. Покажите заинтересованность и пробудите в них интерес к вашим работам.

Подайте заявку на участие в премии. Это даст вам возможность продемонстрировать свое творчество перед экспертами в мире искусств, и даже в случае проигрыша вы все равно заявите о себе.

Оградите себя от попыток, заранее обреченных на провал, - избегайте участия в платных выставках и конкурсах. Чаще всего это просто сбор денег для какого-либо художественного сообщества или арт-галереи. Подобные акции, как правило, не способствуют профессиональному и творческому развитию. Напротив, отметка об участии в подобном мероприятии может испортить ваше резюме. Безусловно, существуют и исключения из правил. Одним из них является место вашего жительства. В большинстве же случаев обходите их стороной. Избегайте арт-салонов, требующих оплату за ваше участие в показе или организацию индивидуальной выставки. Ни одна уважающая себя галерея не станет этим заниматься.

Пошлите по электронной почте запрос в художественный салон или галерею, где бы вы хотели выставляться. Постарайтесь предоставить как можно больше образцов ваших работ, эскизов, а также информацию о вашем творчестве, дайте ссылку на персональный веб-сайт или блог, опишите вашу творческую концепцию. Многие организаторы выставок предпочитают собирать информацию о художнике до представления его творчества широкой публике.

Создайте онлайн-галерею. В ней можно поместить работы местных художников, а также мастеров, которые творят в едином с вами стиле.

Станьте членом коллективной выставки. Как правило, для участия в подобной экспозиции необходим лишь членский взнос, образцы ваших работ и ваше творческое резюме. К тому же коллективные выставки не обязывают вас к одностороннему сотрудничеству и не берут комиссию от продажи ваших работ. Участие в ней придаст вам сил и уверенности в достижении цели.

Контракт с галереей. Итак, вам посчастливилось сотрудничать с галерей или художественным салоном. Важным условием сотрудничества является контракт. Обычно галереи берут комиссионные от стоимости проданных работ, поскольку они являются вашими представителями, а не покупателями. Убедитесь, что размер, взимаемой комиссии, четко прописан в контракте, обычно он составляет 20%-50%. Не смотря на это, галерее выгодно завышать стоимость картин, так как от этого напрямую зависит их доход. Внимательно изучите контракт, одним из обязательных условий может являться продажа и демонстрация ваших работ исключительно в этой галерее.

Не секрет, что в нашем огромном городе талантливых и неизвестных художников полным-полно. Только зачастую их работы так и остаются известными лишь небольшому кругу друзей. И у каждого молодого автора хоть раз возникали вопросы: «Где и как показать широкой публике все то, над чем я так трепетно и вдохновенно тружусь вот уже n-ный год? И возможно ли заработать своим искусством?» Чтобы хоть как-то облегчить жизнь молодым и неизвестным художникам, «ПОнедельник» прошелся по самым известным площадкам в Петербурге, где дают дорогу молодым.

Текст: Анастасия Гладких

Иллюстрации: Савелий Козловцев

«Эрарта» и молодые таланты: самый известный музей современного искусства в Петербурге дает дорогу молодым?

Когда мы открывались, в 2010 одна из площадок была запущена, как групповая выставка молодых художников. Идея оказалась удачной, и проведение подобных выставок юных мы попытались сделать регулярным. Сейчас их получилось сделать уже четыре. Вначале я придумывал тему, которая была бы интересна широкой аудитории, потом связывался с художниками.

Кого-то я ищу сам, кто-то находит меня, присылает работы, просит помочь советом. Я всегда открыт — меня легко найти в социальных сетях, я охотно раздаю всем контакты. Для многих эта площадка становится стартовой, случались большие дебютные выставки. Однако, молодым талантам не всегда удается адекватно оценивать свои возможности и соотносить «масштабы своего творчества» и наши 200 кв. метров.
Так что, если они уж очень настойчивы и упорно не внимают моим советам в духе «попробуй поработать еще» или «пока это не слишком интересно», в то время как мы-то понимаем, что творчество человека еще «не дозрело», я приглашаю его сюда, в эти два огромных зала и спрашиваю: «Вот что ты хочешь здесь показать?». В общем, человек после этого как-то сам понимает, готов он или нет.

На что вы больше всего обращаете внимание при подборе работ? Есть ли какие-то устойчивые критерии?

Важна оригинальность художественного высказывания. Она может проявляться как в технике, так и в содержании. Идеальное художественное произведение имеет и интересную форму, и примечательную идею. Но, например, выставить в стенах музея опасные биологические вещества или экспонаты с оголенными электропроводами я бы не рискнул.

Может ли молодой художник рассчитывать на какие-то материальные блага?

Организация выставки − дело довольно затратное. Монтаж, транспортировка работ, подсветка, фуршет, продвижение выставки − над этим работает команда музея. И мы надеемся, что автор может вложиться в свой же проект; как минимум, будет с энтузиазмом принимать участие в организации процесса. На раннем этапе художественная практика − это только вложения, каждый молодой автор должен это понимать. Музейные выставки начинающих художников часто становятся хорошим стартом сотрудничества с сетью международных галерей «Эрарта»

Да, у нас много предложений — это и уже брендовые выставки, которые «поездили» по миру и хотят выставиться у нас, и работы молодых талантов, зачастую никому особенно не известных. Мы не делаем разграничений между теми и другими. Решение о выставке принимают два человека в «Этажах» − это директор, Мария Рыбакова, и креативный директор — Савелий Архипенко. Насколько я знаю, они выбирают работы по принципу нравится/не нравится, нет никаких сложных искусствоведческих подходов, ведь «Этажи» изначально задумывались как место для себя и друзей. Так что главный принцип принятия решения — личная симпатия к проекту.

Как можно попасть к вам с выставкой?

У мастера должно быть портфолио и какая-то концепция выставки. Допустим, если кто-то из ваших читателей захочет «повисеть в Этажах», ему нужно составить превью и максимально краткое и емкое письмо с описанием идеи. Все это следует отправить на почту Марии Рыбаковой. Дальше они советуются с Савелием и выносят решение: «да, это интересно, делаем» или «нет, извините, не наш формат». В «Этажах» есть несколько бесплатных выставочных пространств — это плюс. Показать работы молодых художников мы можем в «Катушках», в пространствах «Белый коридор» и «Серый коридор», в «Зеленой комнате», в «Формуле» что-то выставляется и продается.

Есть ли какие-то ограничения? То, что вы точно не возьмете?

Мы, например, точно не пойдем на то, чтобы выставить экспонаты и объекты, которые могут послужить причиной для разжигания межнациональной розни. Мы не уходим во всякий трэш. Других ограничений нет.

А можно ли у вас не только прославиться, но и заработать. Продаются ли экспонаты с выставок?

Да, но это осуществляется через куратора галереи «Формула» − Ирену Куксенайте. Она сама ищет художников, выбирает что-то с инсталляций, выставляет у себя и предлагает посетителям возможность приобрести тот или иной объект.

Какой самый действенный способ попасть со своими работами на выставку? Есть ли секрет?

Секретов нет — нужно делать классное искусство.

Как молодой художник может выставить свои работы в «Галерее Борей»?

У нас на двери висит инструкция, как составить заявку на выставку. Претендент подготавливает папку, включающую в себя диск с пронумерованными фотографиями работ размером не более 500 кб каждая (количество не ограничивается), список работ с номерами, соответствующими фотографиям, с указанием техники, размера, года и свою биографию со всеми контактными данными. На диске нужно написать фамилию и свой телефон. На папке тоже должна быть указана фамилия, имя, техника, адрес, e-mail, телефон и дата подачи заявки. Если у автора есть представление о том, как должна выглядеть выставка, то ему стоит все это описать.

Кто выбирает работы, достойные висеть в вашей галерее? Какие критерии отбора используются?

Это делаю я, основываясь на своем представлении о прекрасном и 22-х летнем опыте. Иногда советуюсь с коллегами, потому что не все лежит в области моей компетенции. Пять-десять лет назад ситуация была другой. Сейчас выпускники «Мухи» идут в дизайн, или вообще работают вне искусства, чтобы зарабатывать деньги. А к нам приходят девочки и мальчики, которые приносят рисование — что-то среднее между фэнтези и граффити. Хвалю и советую продолжать учиться.

По нашим правилам автор всю техническую работу делает сам — окантовка, развеска, демонтаж выставки. Мы делаем анонс, помогаем создать печатную продукцию — придумываем макеты к флаерам, открыткам, буклетам, которые, зачастую, автору приходится распечатывать самому. Мы предоставляем пространство — это «Малый зал», около 60 кв. метров. Его основная функция — представлять молодых художников. Но поскольку предложений много, а в году всего 12 месяцев, мы гоним проекты в режиме non-stop: два дня на развеску — воскресенье и понедельник, и в течение двух недель работы видит публика. Конечно, этого мало, но для первой презентации молодого дарования достаточно.

Продаются ли работы с выставок?

Да. Но это чудо чудесное. Любителей прекрасного, к сожалению, не так много. У нас есть сложившийся круг коллекционеров, которые всегда приходят посмотреть на новые выставки. Есть любители графики, любители живописи. Но другой вопрос в том, что цены, зачастую, невменяемы. Девяносто процентов художников не понимают, как оценивать свое творчество. Я всегда говорю: если ты хочешь, чтобы твою картину купили, то постарайся назначить адекватную цену, а если хочешь «гнуть понты» − назначай, сколько хочешь, от этого вряд ли что-то изменится.

Анастасия, расскажите, как молодому художнику попасть со своими работами на «Пушкинскую-10»?

Мы очень активно взаимодействуем с молодыми художниками. Кто-то приходит сюда «с улицы», кто-то связывается через общих знакомых. Когда в нашем творческом офисе без предупреждения появляются художники со своими портфолио, я всегда стараюсь найти время, чтобы все посмотреть и как-то прокомментировать.

Вы одна выбираете работы, которые пойдут на выставку?

И да, и нет. У каждой выставочной площадки есть свой куратор. Я, например, занимаюсь недавно открывшейся галереей «2.04», где выставляется очень много молодых, неизвестных авторов, но также делаю выставки и в других наших пространствах. Когда ко мне поступает портфолио, я думаю о том, кто из наших кураторов мог бы этим заинтересоваться. Если это подходит для галереи «2.04», то мы довольно быстро можем организовать выставку там — у этой площадки сейчас самый гибкий график.

Что представляет собой площадка «2.04»?

Это очень уютное, камерное помещение, около 30 кв. метров. Площадка идеально подходит для небольших персональных выставок, инсталляций, перформансов и пр. Она очень многофункциональна и иногда может даже работать в режиме мастерской. В прошлом месяце там работал над своими картинами наш австралийский резидент Кристиан Халфорд.

Продаются ли картины с выставок?

Да, такое бывает, но это не больше одной или двух картин с выставки. Продажи идут неактивно, но это и не наша цель. Художникам, особенно молодым и неизвестным, крайне сложно заработать что-то на первых выставках. Но, с другой стороны, участие в выставках может влиять на будущую стоимость работ.

Мы обращаем внимание на качество и выразительность художественного образа. Также ценим экспериментальные проекты и произведения на стыке нескольких жанров. В таком нонконформистском пространстве как «Пушкинская-10» все может стать частью экспозиции. Однако и у нас есть определенные рамки − и эстетические, и этические.

К счастью, выставочных пространств в Петербурге такое же внушительное количество, как и художников. И постоянно открываются все новые и новые площадки.

Выставка - это единственное уникальное и универсальное мероприятие, в котором можно использовать все инструменты маркетинга. Зачастую участие в выставке не требует огромных затрат, но правильная и ответственная подготовка к выставке позволяет достичь значительных результатов: увеличить объем продаж, представить новые товары или услуги, улучшить имидж вашей фирмы, сформировать сеть дилеров или дистрибьюторов, изучить рынок и т.д.

Существует много причин, по которым стоит принять участие в выставке .

Выставки предоставляют возможность:

  • заключить договоры с потенциальными партнерами
  • вывести на рынок новый продукт
  • найти новых покупателей и партнеров
  • развить новое направление своей коммерческой деятельности
  • стимулировать активность персонала
  • получить информацию о текущей ситуации на рынке
  • поддержать местных торговых агентов
  • встретиться с деловыми партнерами и т.д.

Где проходят (проводятся) выставки

Специализированные выставки отрасли чаще всего проводятся в двух крупных выставочных центрах (комплексах) Москвы: Кросус Экспо или Экспоцентр. (ссылка календарь выставок в Москве>>)

Если вы впервые приняли решение участвовать в выставке , мы постараемся объяснить простейшие понятия, с которыми вам придется столкнуться при подготовке к мероприятию.

Подготовка к выставке

Как правильно участвовать в выставке, как эффективно провести выставку и получить отличные результаты? Советы и рекомендации для участников / экспонентов.

Прежде всего, необходимо определить конкретные и реалистичные цели , которые вы предполагаете достичь с помощью участия в выставке . Самые распространенные из них:

  • презентовать новый товар или услугу
  • пополнить базу клиентов
  • найти новых партнеров
  • заявить о своей фирме
  • проанализировать определенный сегмент рынка и т.д.

Разумеется, цели вашей компании могут быть уникальными.

После того, как определены основные цели, будет нелишним набросать план их достижения, подобрав приемлемые для вас инструменты, подготовить стендистов для работы на выставке. Несомненно, вам хорошо известны основы маркетинга и рекламы, и мы не хоте ли бы повторять простые истины, поэтому приведем лишь небольшой пример в качестве иллюстрации.

Предположим, ваша компания – новичок на рынке. В этом случае было бы логично сделать акцент на стенде – чтобы привлечь к нему как можно больше внимания. Для этого можно заранее забронировать «выгодное» место на плане, заранее изучив, где находится вход в павильон, туалеты, точки питания, то есть, места скопления посетителей. Возможно, полезно будет узнать, где располагаются лидеры отрасли и конкуренты.

Как оформить стенд на выставке

Стенд нового участника должен быть броским, ярким. В оформлении выставочного стенда может использоваться цветная оклейка, подсветка, яркие баннеры, красивая и стильная мебель..

Выставочный стенд (стандартный стенд, эксклюзивный стенд) - это лицо компании на выставке, он во многом характеризует ее положение на рынке, ее потенциал, амбиции, возможности, поэтому многие участники ориентированы на строительство эксклюзивного стенда.

Для оформления экспозиции компании можно использовать дополнительное оборудование для выставок: разборные выставочные конструкции или мобильный выставочный стенд. Если позволяет формат выставки и бюджет, желаемого эффекта поможет добиться эксклюзивная застройка.

На фото выставочные стенды участников выставки «…. – 2011, 2012»,
эксклюзивные выставочные стенды, нестандартная застройка.

Как определить размер стенда?

Нередко экспонент затрудняется с определением и выбором размеров выставочного стенда, т.к. не представляет как будет выглядеть стенд (экспозиция).

Размер выставочного стенда определяется исходя из бюджета, технической необходимости: демонстрация привезенного оборудования, расстановка буклетниц, переговорная зона, ресепшн и количества работающих на выставке.

Маленький стенд (от 6 до 12 кв.м.) позволит компактно разместить информацию: плакаты, информационная стойка, стул.

Средний стенд (от 12 до 18 кв.м.) позволяет размещать витрины с образцами продукции, несколько переговорных столов.

Большой выставочный стенд (от 20 кв.м. и более) - это большая выставочная площадь для работы группы менеджеров, включает переговорные зоны, зоны демонстрации продукции, определяет уровень компании на отраслевом рынке.

Правила работы на выставке, для персонала участника

Вероятно, вам приходилось посещать много мероприятий, и вы согласитесь, что мало привлечь посетителей на стенд, нужно уметь с ними работать. Потому мы хотели бы напомнить основные правила работы персонала на выставке.

Будет здорово, если сотрудники компании-участника будут опрятны, приветливы и внимательны к каждому посетителю.

Перед выставкой проведите тренинг для сотрудников, объясните им цели участия в выставке, функции каждого из них, кто представляет вашу целевую аудиторию и т.д. Осознание сотрудниками целей участия, методов и принципов работы на выставке, может превратить ваш стенд из обычной "витрины" в плацдарм для продвижения навстречу новым заказчикам и новым рынкам.

Сотрудники должны быть коммуникабельными и хорошо осведомленными о деятельности фирмы, продукции и услугах. Прекрасно, если это будут опытные продажники. Выставку посещают разные люди, а умение определить тип посетителя и удержать его внимание - это важная составляющая успеха.

Если выставка международная – явно не помешает знание иностранного языка.

Даже если посетитель проходит мимо вашего стенда, ему важно чувствовать, что он вам интересен. Тогда вы станете интересны ему. В ожидании посетителей не стоит увлекаться телефонами, планшетами, чтением посторонней литературы или приемом пищи прямо на – никакой вежливый человек не захочет вас отвлекать, а вы его наверняка не заметите. Именно для этого мы предлагаем застраивать небольшие подсобные помещения для организации питания на выставке (стенде компании) или использовать специализированные точки питания на территории выставочного центра.

Общаясь, проявляйте свой интерес, ведите активный диалог, предлагайте посетителю отправить материалы по электронной почте – вы заранее получаете его контактную информацию и даже экономите полиграфию, которую зачастую отказываются брать из-за внушительного веса. Пообещав связаться с собеседником после мероприятия, обязательно сделайте это. Если вы хотите, чтобы в памяти человека осталось название вашей фирмы, письмо должно поступить к нему в течение 48 часов. В течение выставки контакты стоит систематизировать, чтобы запомнить их обладателей и не упустить ничего важного.

Если на выставке вы планируете вести переговоры с иностранными посетителями и партнерами, то необходимо заблаговременно позаботиться о наличии переводчика на стенде компании.

Привлечение посетителей

Мы рекомендуем сделать адресные телефонные звонки ключевым партнерам и клиентам и сообщить им, что ваша компания принимает участие в выставке. Однозначно, на вашем сайте должна быть размещена информация о том, что компания будет принимать участие в выставке и о том, что вы будете там представлять.

Разумеется, каковы бы ни были цели компании, от участия в выставке, как правило, экспоненты ждут увеличения объема продаж и знакомства с новыми клиентами. Часто организаторам приходится слышать в свой адрес жалобы на недостаточное количество посетителей. Действительно, одной из наших задач является проведение рекламной кампании и привлечение целевой аудитории на выставку .

Однако не стоит забывать, что о достаточном количестве гостей на каждом конкретном стенде следует позаботиться именно компании-участнику. Для этого мы предлагаем:

Публикацию информации о вашей компании на сайте выставки;

Мы предоставляем неограниченное количество бесплатных пригласительных билетов, чтобы вы заблаговременно могли сделать адресную рассылку потенциальным партнерам и клиентам и пригласить их посетить ваш стенд.

По мнению некоторых специалистов, не стоит пренебрегать и отраслевыми СМИ. Вы можете направить пресс-релизы или другие информационные материалы о деятельности вашей компании для публикации в отраслевых СМИ, особенно, если это информационные партнеры выставки. В этом случае можно договориться о проведении интервью во время мероприятия или репортаже о самой компании. Таким образом, еще до начала мероприятия у вас появится возможность составить плотное расписание встреч и переговоров на вашем стенде.

Оценка эффективности выставки

Подведение итогов и оценка результативности выставочной деятельности.

Стоит помнить, что после завершения выставки, ваша работа не прекращается. Чтобы закрепить наметившиеся успехи, необходимо действовать без промедления. Договаривайтесь о следующей встрече с интересующими вас людьми, разошлите письма с благодарностью за проявленный интерес всем новым «знакомым». Каждый посетитель, который обратил внимание на вашу продукцию или услуги, заслуживает внимания. Зачастую после участия в выставке накапливается масса визитных карточек с перспективными контактами, но, вернувшись к привычному режиму работы, вы забываете о них, желая разобраться со срочными вопросами, накопившиеся за время вашего отсутствия. Обозначение приоритетов, безусловно, ваше право, но помните, что визитные карточки, контакты, налаженные на выставке, очень быстро теряют свою актуальность.

Резюмируя, можем сказать, что выставки - это великолепная возможность для продвижения фирмы на конкретном рынке при условии:

  • Если участие в них планируются заранее.
  • Если часть посетителей идет на выставку конкретно на ваш стенд, а другим вы не оставляете шансов пройти мимо.
  • Если персонал умеет, хочет и готов работать на выставке.
  • Если в ходе выставки подготовлены точные и информативные записи переговоров, «по горячим следам» которых сразу же начинается работа.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры