Главный дирижер большого театра василий синайский ушел в отставку. Главный дирижер большого театра продирижирует студенческим оркестром Главные дирижеры большого театра

Главная / Измена жены

МОСКВА, 2 дек — РИА Новости. Главный дирижер Большого театра Василий Синайский, занимавший этот пост с 2010 года, ушел в отставку, сообщил РИА Новости гендиректор ГАБТа Владимир Урин.

"Второго декабря 2013 года Синайский через отдел кадров подал заявление об уходе. После беседы с ним мною было принято решение удовлетворить его просьбу. С 3 декабря 2013 года Василий Серафимович Синайский не работает в Большом театре России", — сказал Урин.

Он выразил сожаление, что такое решение Синайский принял в середине сезона, фактически за две недели до премьеры оперы Верди "Дон Карлос", где он являлся музыкальным руководителем постановки и дирижером.

"С ним были связаны и дальнейшие творческие планы театра. Тем не менее, он свободный человек и сам вправе принимать решения", — добавил гендиректор Большого театра.

Руководитель редакции Культура РИА Новости Дмитрий Хитаров: "Думаю, что уход Синайского — серьезная проблема для Большого театра. Сезон в разгаре, через две недели ждали важную премьеру — оперу "Дона Карлоса" Верди, Василий Серафимович был ее музыкальным руководителем и дирижером. Что теперь будет с этой постановкой, которая обещала стать еще одной жемчужиной Большого, пока не понятно. Вдвойне жаль, что все это случилось именно сейчас, когда обстановка в театре после тяжелого, нервного года, казалось, стала выравниваться".

Чем известен Василий Синайский

Василий Синайский родился 20 апреля 1947 года. В 1970 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу симфонического дирижирования. Затем продолжил обучение в аспирантуре. В 1971-1973 годах работал вторым дирижером симфонического оркестра в Новосибирске.

В 1973 году после победы на Международном конкурсе молодежных оркестров имени Герберта фон Караяна в Западном Берлине Синайского пригласил к себе ассистентом в оркестр Московской филармонии Кирилл Кондрашин. В последующие годы Синайский был художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Латвийской СССР, главным дирижером Государственного Малого симфонического оркестра СССР, художественным руководителем и главным дирижером Московского Филармонического оркестра, главным дирижером Национального оркестра Латвии и главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра Нидерландов.

В 1995 году он стал главным приглашенным дирижером филармонического оркестра Би-Би-Си. В качестве дирижера оркестра Би-Би-Си постоянно участвует в фестивале "Би-Би-Си Промс", а также выступает в Бриджуотер холле в Манчестере. В 2000-2002 годах был художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра РФ (бывшего оркестра Евгения Светланова). В сентябре 2010 года стал главным дирижером — музыкальным руководителем Большого театра. В октябре этого года ему сделали предложение стать участником конкурса на должность дирижера Государственного Симфонического оркестра Петербурга.

Как сменилось руководство ГАБТа Ранее Владимир Урин руководил Московским академическим музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. Предыдущий гендиректор ГАБТ Анатолий Иксанов возглавлял Большой театр почти 13 лет.

Какие скандалы разворачивались вокруг Большого театра в последнее время

Громкие скандалы в Большом театре не редкость. Одним из самых резонансных в последнее время стал уход из театра Николая Цискаридзе. В начале июня стало известно, что ГАБТ решил не продлевать с Цискаридзе контракты, срок которых истек 30 июня, как с артистом и педагогом-репетитором, о чем и уведомил его.

На должность музыкального руководителя и главного дирижера Большого театра назначен дирижер Туган . Контракт с ним заключен с 1 февраля 2014 года на четыре года, заявил на пресс-конференции гендиректор Большого Владимир Урин. Он добавил, что в текущем сезоне Сохиев будет появляться в театре изредка, на несколько дней, чтобы познакомиться с труппой и репертуаром.

Основная работа нового дирижера начнется в сезоне 2014-2015 годов, в котором Сохиев должен будет подготовить два проекта.

36-летний Туган Сохиев учился на дирижерском факультете Петербургской государственной консерватории (первые два курса — в классе ), после завершения учебы стал музыкальным руководителем Валлийской национальной оперы. С 2005 года сотрудничает с Национальным оркестром Капитолия Тулузы — за эту работу Сохиев стал кавалером ордена Почетного легиона. С 2010 года также стал главным дирижером Немецкого симфонического оркестра Берлина.

Пост музыкального руководителя Большого освободился в начале декабря 2013 года после увольнения , который не доработал до окончания контракта полтора года. Как признался на пресс-конференции Урин, он вел переговоры с российскими и зарубежными дирижерами и до ухода Синайского, но только после появления вакансии они стали более предметными.

«Назначение Сохиева, скорее всего, означает, что в Большом театре не будет ни революций, ни реставрации старого, а будет вполне четкое движение вперед», — поделился с «Газетой.Ru» один из сотрудников труппы Большого.

Правда, новый музыкальный руководитель, отвечая на вопрос о «режиссерской опере», дал журналистам поймать себя на забавной фразе: «Оперу нужно защищать не только от режиссеров — от любых вредителей». Правда, дальше дирижер дал понять, что считает бессмысленным современный спор между сторонниками «режиссерского» и «дирижерского» подходов к постановке оперных спектаклей. «Слово «режопера» мне не нравится — мне оно кажется ругательным», — добавил Сохиев.

Исключена и «битва амбиций» между и новым дирижером, на возможность которой указывали эксперты после внезапного увольнения Синайского: Сохиев станет реальным музыкальным руководителем театра — будет работать с оркестром, отбирать певцов, работать с партитурами. Урину же останется общее руководство и продюсерская деятельность — у него нет музыкального образования, а в музыкальный театр он пришел из театра драматического.

Контракты Сохиева в Тулузе и Берлине истекают в 2016 году. Урин пообещал не препятствовать их продлению и учитывать занятость дирижера в этих коллективах. «Я не нашел бы ни одного дирижера, который бы бросил все и сел бы в Большом на весь день», — объяснил он.

«Такая занятость — совершенно нормальная ситуация в случае с раскрученным дирижером, а Сохиев таковым является, — рассказал «Газете.Ru» эксперт, знакомый с ситуацией. —

Он собирается увеличивать количество времени, которое он будет проводить в Большом, и без этого ему тоже не обойтись: если репертуарную политику можно определять по электронной почте, то назначать певцов или стоять за пультом дистанционно не получится».

Туган Сохиев, как и писала ранее «Газета.Ru», был одним из наиболее вероятных преемников Синайского — наравне с и . Урин рассказал, что вел переговоры с и . С кандидатами, который отказались от должности в театре, гендиректор договорился о совместных проектах в будущем. Урин добавил, что Сохиев отнесся к такому сотрудничеству с пониманием и сам предложил несколько кандидатур дирижеров, с которыми мог бы сотрудничать театр.

«Буду сокращать свои обязанности за рубежом и стараться проводить как можно больше времени в Большом», — пообещал Сохиев.

Одна из самых очевидных и первостепенных задач нового дирижера — серьезно улучшить качество оперной труппы, работу которой Урин неоднократно критиковал. Это может быть, например, переход на систему «стаджионе», то есть приглашение конкретных певцов под конкретные проекты. Для театра эта система довольно выгодна: спектакль идет много дней подряд, не нужно менять декорации, а ограниченная серия спектаклей может заставить зрителей не откладывать посещение театра в совсем уже долгий ящик.

О необходимости такого перехода говорил прежний директор по перспективному творческому планированию , пытался ее продвинуть и предшественник Урина, прежний гендиректор Анатолий Исканов. Однако внедрить ее помешало трудовое законодательство — штатные должности в труппе неотменяемы, а профсоюз у работников культуры очень влиятельный. Впрочем, компромиссная система «полу-стаджионе», о которой заявил на пресс-конференции Сохиев, уже де-факто работает в Большом театре: новогодний «Щелкунчик» идет десять дней подряд, а другие постановки — сериями по четыре-пять спектаклей.

Василий Синайский подал заявление об увольнении, а гендиректор Владимир Урин его подписал.

Василий Синайский, музыкальный руководитель и главный дирижер ГАБТа, уходит из театра. Об отставке Синайского сообщил гендиректор Большого Владимир Урин: по его словам, дирижер подал заявление через отдел кадров, и его просьба была удовлетворена после личной беседы с директором.

«С 3 декабря 2013 года Василий Серафимович Синайский не работает в Большом театре России», - приводит РИА «Новости» слова Урина.

Он отметил, что Синайский уходит из театра в середине сезона, причем премьера одного из его спектаклей - оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос», на которой он был дирижером-постановщиком, - намечена на 17 декабря.

Урин заявил, что с Синайским были связаны и другие планы Большого, но заключил, что тот свободный человек и вправе самостоятельно принимать решения.

«Решение довольно неожиданное и точно не самое своевременное», - сказал в беседе с «Газетой.Ru» источник в театре, пожелавший сохранить анонимность. Он предположил, что одной из причин ухода Василия Синайского могли стать непрекращающиеся слухи о том, что ему срочно ищут замену, несмотря на то что до конца контракта осталось более полутора лет.

Новость о том, что Василий Синайский с 3 декабря не будет больше осуществлять музыкальное руководство в Большом театре, была и неожиданной и предсказуемой одновременно.

В музыкальных кругах слухи о том, что продлевать контракт с Василием Синайским в Большом театре не планируют, курсировали с того момента, как в отставку был отправлен гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов. Между тем имя Василия Синайского значилось в премьерных афишах театра до конца нынешнего сезона.

Неожиданность состоит в том, что Синайского никто не отставлял: он подал заявление на увольнение сам, причем в самый ответственный момент - в разгар репетиций сложнейшего спектакля - «Дон Карлос» Верди, в котором участвуют не только российские, но и известные западные оперные звезды. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты по музыкальному театру сошлись на том, что премьера «Дон Карлоса» состоится в заявленные сроки и может быть проведена даже без Синайского. Один из экспертов указал, что в этом спектакле вторым дирижером заявлен «блестящий и молодой» американский дирижер Роберт Тревино. «Тревино должен был провести два спектакля, но, думаю, ему не составит труда провести все шесть», - заключил эксперт.

Сложности, отмечают эксперты, могут быть с другой премьерой - намеченной на февраль оперой «Царская невеста». «Это одна из лучших опер в репертуаре Синайского», - заметил эксперт.

В Большом театре уже бывали подобные случаи, когда Мстислав Ростропович покинул дирижерский пульт в разгар репетиций «Войны и мира» (правда, он был приглашенным, а не главным дирижером Большого театра) или, когда Александр Ведерников заявил о своем уходе накануне гастролей театра со спектаклем «Евгений Онегин» в Европе.

Что заставило музрука театра Василия Синайского совершить столь экстравагантный поступок, Большой театр не комментирует. Сам же Синайский сказал: «Мой уход из театра - это результат моих наблюдений, моей работы с господином Уриным в течение четырех месяцев. Это довольно долгий срок. И на каком-то уровне просто становится работать неинтересно и невыносимо».

«На самом деле, хотя отставка Василия Синайского не была анонсированным событием, ситуация эта - вполне ожидаемая. И причин тому - множество. Если во главу угла поставить творческий аспект работы Большого театра, который заключается в том, что Василий Серафимович занимал должность музыкального руководителя, он, даже „почистив“ несколько старых репертуарных спектаклей, по гамбургскому счету, выпустил только одну удачную премьеру - „Кавалер розы“ Рихарда Штрауса. Но и при этом он не стал творческим вождем, не объединил коллектив, не привнес в Большой театр каких-то интригующих, вызывающих, бросающих перчатку музыкальному сообществу, будирующих артистов к самосовершенствованию задач. Он так и не стал руководителем. Поскольку дирижировать - не значит руководить.

К тому же, маэстро не стал также и человеком команды. Понятно, что в любом коллективе есть определенные лагеря, какие-то стороны, кланы. Но он всегда был одиночкой. И человеческих отношений наладить за все время работы в Большом театре так и не захотел или не посчитал нужным.

В начале своей работы Василий Синайский старался что-то делать, безусловно, так как ему льстил сам факт назначения на столь престижную должность. Но в последнее время его старания были не столь осязаемы. По сути, он просто набирал себе огромное количество репертуарных спектаклей; в этом в большей степени усматривается не творчество, а попытка заработать. И за то недолгое время, когда он руководил ГАБТ, он поставил свой личный рекорд: таким количеством опер, как в этот период, он не дирижировал за всю жизнь. Однако оперным дирижером по сути это его не сделало; он так и остался симфоническим дирижером, причем «средней руки», - сказала известный музыкальный критик Мария Бабалова.

А вот мнение Дмитрия Бертмана:»Театр - структура экстремальных отношений, экстремальных репетиций, экстремальных явлений. Потому что в театре всегда возможны накладки. Здесь всегда существует зависимость от всего - от техники, от здоровья, от состояния связок у артиста, от его психики. Это тяжелейший труд. Самое главное, что в этом труде должны быть люди, которые, помимо знаний, книжек, опыта, должны подходить к театральному делу, как к храму. И если возникает что-то, мешающее основному призванию, то это должно уйти на дальний план, а человек должен доделать свое дело. И для меня непонятно, как может дирижер уйти за две недели до премьеры спектакля? Мне кажется, Василий Синайский должен был красиво продирижировать и уйти, раз это решил для себя, до или после постановки, но не в момент репетиции. Он ведь не просто дирижер. В его компетенцию входит полное музыкальное руководство театром: это и оркестр, и репетиции, и составы певцов, и т. д. Кроме того, главный дирижер - это человек, который должен встать за пульт в любой момент, если что-то случится с другим дирижером. Он должен всегда брать удар на себя. Так что эта ситуация - плохой факт для Синайского. Как говорил Станиславский: «Надо любить искусствов себе, а не себя в искусстве». Естественно, в «Доне Карлосе» выйдет второй дирижер и будет дирижировать. Естественно, как бы сложно ни было найти главного дирижера в Большой театр, все равно его найдут, потому что это Большой театр. Но главным дирижером в театре должен быть все-таки дирижер с огромным театральным опытом работы. У Василия Синайского такого опыта практически не было. В любом случае, произошло движение к новому, а новое - это всегда стремление к лучшему».

Экс-глава отдела перспективного планирования Большого театра, продюсер Михаил Фихтенгольц отметил, что «к сожалению, все это было предсказуемо. Кто-то в высших эшелонах власти надеялся, что с приходом нового генерального директора ситуация в Большом театре успокоится. Но она не успокаивается. Я хорошо знаю Василия Серафимовича, и могу сказать, что такой внезапный демарш - в его духе. Он достаточно долго готов терпеть какое-то небрежение по отношению к себе, к своим пожеланиям, но затем внезапно принимает решение. Удачно это для данного момента или нет - это уже другое дело. Момент был выбран неудачно. Одна из причин ухода Синайского состоит в том, что на бумаге у музыкального руководителя в Большом театре - неограниченная власть, а на практике - он фактически являются декоративной фигурой, которая не в состоянии ничего решать. Кадровая политика, традиции, внутренние устои Большого театра не оставляют места для маневра. И в этом смысле Урин ничего не поменял. И так же, как при Анатолии Иксанове было достаточно пренебрежительное отношение к Александру Ведерникову, так и при Урине - такое же отношение к Синайскому. И что бы руководство театра ни говорило о долгосрочных планах с Синайским, это в большей степени слова, потому что на деле, насколько я знаю, совершенно не выясненной оставалась судьба двух постановок, в которых Синайский должен был быть музыкальным руководителем - это „Леди Макбет Мценского уезда“ и „Манон“ Массне. Премьерные спектакли нынешнего сезона - „Летучий голландец“, „Дон Карлос“, „Царская невеста“ - были запланированы для Синайского. В следующем сезоне мы намечали пять премьер, из которых он брал две. Я думаю, его раздражало, что ему никто ничего не может сказать: будут эти постановки или нет? Он любит подробную неторопливую работу, но в структуре репертуарного театра, который представляет собой безостановочный конвейер, такой подход не самый оптимальный. Отмечу, что при Синайском был интересный период в жизни театра. Гораздо более внятный по своей художественной направленности, нежели предыдущая эпоха. Но выяснилось, что Василий Серафимович Синайский и репертуарная система Большого театра в том виде, в котором она существует, это вещи несовместные. Он был бы прекрасным приглашенным дирижером в любом театре, который работает по системе „stagione“, куда бы он приезжал на отдельно взятую постановку, где были бы расписаны репетиции, где он мог бы работать сосредоточенно, плотно, с большой отдачей. Но на тот момент, когда его приглашали в Большой театр, Анатолию Иксанову надо было быстро заполнить брешь. По формальным признакам Синайский идеально подходил для этого - возраст, хорошая репутация на Западе и в России, прекрасная школа. Синайский приехал по моему приглашению на один из симфонических концертов в абонементе театра, затем было короткое турне с „Иолантой“ в концертном исполнении в Варшаве и в Дрездене, затем скоропалительно произошло это приглашение».
Ситуация, между тем, острая. Гендиректор Владимир Урин должен будет в кратчайшие сроки найти преемника Синайскому.

Эксперты затруднились назвать возможного преемника Синайского в качестве музыкального руководителя Большого театра. «Общий список крайне скуден, и ни одна кандидатура идеальной, судя по всему, не будет, - посетовал один из экспертов. - Потенциальные кандидаты делятся на три группы: тех, кто жаждет этого места, но слишком молод и слишком неопытен для него, тех, кто был бы идеален, но никогда не пойдет на постоянную работу работать в театр со столь скверной репутацией, и тех, кто уже был в этой должности».

Кто же может возглавить театр? Быть может, кто-то из двух однофамильцев - Василий или Кирилл Петренко? Они талантливы и очень сегодня востребованы, и их контракты расписаны на многие годы вперед. Или Большому придется выделить изрядные деньги и заключить контракт с кем-то из иностранных дирижеров, понимая, что это будет дирижер не из «первой линии» - как поступают наши футболисты или баскетболисты. Правда, в его присутствии будет плюс. Не зная особенностей российского менталитета, он может избавить коллектив от некоторых хворей: интриг и стукачества, донимающих коллектив в последнее время... Главное тут - не наделать ошибок, как было когда-то с назначением Леонида Десятникова.

Впрочем, Владимир Урин - человек невероятно дальновидный, очень опытный, профессиональный. И исходя из этого можно сделать вывод - что, подписывая заявление Синайского об уходе, он, возможно, уже составил для себя галерею имен из которой и сделает выбор.

Василий Синайский пришел в Большой театр в августе 2010 года, сменив на этом посту композитора Леонида Десятникова. В пресс-службе эту скорую замену (Десятников был музыкальным руководителем театра меньше года) объясняли предыдущими договоренностями: композитор согласился занять вакансию до тех пор, пока не будет найдена подходящая кандидатура. Контракт с Синайским был заключен на пять лет и должен был закончиться в августе 2015 года.

Дирижер Василий Серафимович Синайский родился 20 апреля 1947 года в Коми АССР. До девяти лет Василий Синайский жил на Севере, пока в 1950-е годы семья не вернулась в Ленинград.

В Ленинграде Василий Синайский поступил в консерваторию сразу на два факультета: теоретический и дирижерско-симфонический. Начал дирижировать еще на втором курсе консерватории.

В 1970 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу симфонического дирижирования профессора Ильи Мусина, затем продолжил обучение в аспирантуре.

В 1971–1973 годах Василий Синайский работал вторым дирижером симфонического оркестра в Новосибирске.

В 1973 году после победы на Международном конкурсе молодежных оркестров имени Герберта фон Караяна в Западном Берлине Василия Синайского пригласил к себе ассистентом в оркестр Московской филармонии Кирилл Кондрашин.

В последующие годы (1975–1989) Василий Синайский был художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Латвийской ССР. С 1976 года он преподавал в Латвийской консерватории.

В 1989 году Василий Синайский вернулся в Москву. Некоторое время был главным дирижером Государственного Малого симфонического оркестра СССР, работал в Большом театре.

В 1991–1996 гг. Василий Синайский был художественным руководителем и главным дирижером Московского Филармонического оркестра. В это же время он был главным дирижером Национального оркестра Латвии и главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра Нидерландов.

В 1995 году он стал главным приглашенным дирижером филармонического оркестра Би-Би-Си. В качестве дирижера оркестра Би-Би-Си постоянно участвует в фестивале «Би-Би-Си Промс», а также выступает в Бриджуотер-холле в Манчестере.

В 2000–2002 годах он был художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра Российской Федерации бывшего оркестра Евгения Светланова).

Параллельно вел активную концертную деятельность с ведущими западными оркестрами. В 2002 году он был приглашен возглавить Королевский оркестр Concertgebouw на лондонских Променад-концертах и фестивале в Люцерне.

C 2007 года является главным дирижером Симфонического оркестра Мальмё в Швеции.

С сезона 2009/2010 является постоянным приглашенным дирижером Большого театра.

С сентября 2010 года - главный дирижер - музыкальный руководитель Большого театра.

Василий Синайский сотрудничал со многими отечественными и зарубежными оркестрами, среди которых Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Роттердамский и Чешский филармонический оркестры, Симфонический оркестр Берлинского радио, лейпцигский Гевандхаус-оркестр, Национальный оркестр Франции, Королевский шотландский национальный оркестр, Оркестр финского радио, Королевский оркестр Концертгебау, Филармонический оркестр Люксембурга, Симфонический оркестр Бирмингема, Лондонский филармонический оркестр. Дирижер выступал с Монреальским и Филадельфийским симфоническими оркестрами, а также с Симфоническими оркестрами Сан-Диего, Сент-Луиса, Детройта, Атланты.

Василий Синайский - лауреат Международного конкурса дирижеров «Фонд Герберта фон Караяна» (Золотая медаль в 1973 году).

В 1981 году он был удостоен почетного звания «Народный артист Латвийской ССР».

С 2002 года - Почетный член Филармонического общества Санкт-Петербурга.

О дальнейшем трудоустройстве Василия Синайского пока ничего не известно. Впрочем, можно утверждать, что он без работы не останется. Как один из возможных вариантов можно рассматривать должность руководителя Государственного академического симфонического оркестра (ГАСО) Петербурга - недавно оттуда был уволен Александр Титов и сейчас идет конкурс на замещение этой должности; Синайский был включен в список претендентов, предложенный музыкальным советом оркестра.

Марк Золотарь (для «Фамильных ценностей»).

Грандиозное сочинение Малера - Симфония № 4, прозвучит в исполнении Симфонического оркестра студентов Санкт-Петербургской консерватории и солистки Большого театра России, Алины Яровой (сопрано). За дирижерским пультом - главный дирижер Большого театра России, маэстро Василий Синайский. Четвертая симфония занимает в наследии Малера совершенно особое место. Критики оценивают ее как «юмористическую и добродушно-шутовскую». Повод для этого дал сам композитор, неоднократно называвший симфонию «юмореской». Сочинение создавалось на протяжении 1899—1901 годов, на рубеже веков. Внешняя наивность и обманчивое простодушие языка Четвертой - стремление довольствоваться тем, что есть, а не требовать от жизни большего. Премьера симфонии состоялась в Мюнхене под управлением автора 25 ноября 1901 года.

Симфонический оркестр студентов Петербургской консерватории был сформирован ее основателем и первым директором А. Г. Рубинштейном, открывшим классы оркестровой игры и ансамбля с момента образования старейшего музыкального вуза России. В разные годы студенческий оркестр возглавляли Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Когда в Консерватории было создано дирижерское отделение, началось плодотворное творческое сотрудничество с оркестром студентов дирижерского факультета, выпускниками которого были выда ющиеся музыканты: А. Мелик-Пашаев, Е. Мравинский, И. Мусин, Н. Рабинович, Ю. Темирканов, В. Гергиев, В. Синайский, В. Чернушенко и другие. Студенческий симфонический оркестр был воссоздан в 2004 году после многолетнего перерыва с целью прохождения студентами оркестровой практики. Коллектив состоит в основном из студентов первых курсов оркестрового факультета. За это время оркестр подготовил немало интересных концертных программ под руководством таких дирижеров, как Марис Янсонс, Василий Синайский, Сергей Стадлер, Александр Титов, Александр Сладковский, Александр Полищук, Алим Шахмаметьев, Дмитрий Ралко, Михаил Голиков. Коллектив аккомпанировал Лучано Паваротти во время его последних концертов в Санкт-Петербурге, с успехом выступал на музыкальных фестивалях в России, Германии, Франции, Италии, Чехии, Литве.

Ваcилий СИНАЙСКИЙ окончил Ленинградскую (Санкт-Петербургскую) консерваторию и аспирантуру по классу симфонического дирижирования профессора И. А. Мусина. В 1973 г. завоевал золотую медаль Международного конкурса им. Г. фон Караяна. Долгое время руководил Государственным симфоническим оркестром Латвийской СССР. С 1976 г. преподавал в Латвийской консерватории. В 1991-1996 гг. был музыкальным директором и главным дирижером симфонического оркестра Московской филармонии, где начинал работать по приглашению Кирилла Кондрашина, будучи его ассистентом. В. Синайский сотрудничал со многими отечественными и зарубежными оркестрами, среди которых Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Бирмингемский симфонический оркестр, Шотландский Королевский, Роттердамский, Дрезденский и Чешский филармонические оркестры, оркестры радио Финляндии и Франкфурта, симфонические коллективы Детройта и Атланты. В 2000-2002 гг. — музыкальный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра России. Был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра Нидерландов. В настоящее время В. Синайский — главный дирижер, музыкальный руководитель Большого театра (Москва), главный приглашенный дирижер симфонического оркестра Би-Би-Си (Великобритания) и главный дирижер оркестра Мальме (Швеция). Осуществил записи произведений М. Глинки, А. Лядова, Р. Глиэра, С. Рахманинова, П. Чайковского, Д. Шостаковича, А. Дворжака и многих других.Из последних работ дирижера в оперном театре следует особенно отметить: «Борис Годунов» М. Мусоргского в Опере Сан-Франциско (США), «Иоланта» П. Чайковского в Уэльской национальной опере (Великобритания), «Кармен» Ж. Бизе в Английской национальной опере, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича в Комише опере в Берлине (Германия), «Кавалер розы» Р Штрауса и «Князь Игорь» А. Бородина в Большом театре России.

При новом главном дирижере в ГАБТе будут рады Гергиеву и решатся на трехлетнее планирование

http://izvestia.ru/news/564261

Большой театр обрел нового музыкального руководителя и главного дирижера. Как и предсказывали «Известия» , утром в понедельник Владимир Урин вывел к журналистам 36-летнего Тугана Сохиева.

Перечислив разнообразные достоинства молодого маэстро, гендиректор ГАБТа объяснил свой выбор, в том числе соображениями гражданского характера.

— Для меня было принципиально важно, чтобы это был дирижер российского происхождения. Человек, который мог бы общаться с коллективом на одном языке, — рассуждал Урин.

Глава театра говорил также о сходстве вкусов, обнаружившемся между ним и новым музыкальным руководителем.

— Важно было понять, какие принципы исповедует этот человек и каким он видит современный музыкальный театр. Несмотря на очень серьезную разницу в возрасте между мной и Туганом, наши взгляды очень похожи, — заверил гендиректор.

Туган Сохиев сразу ответил взаимностью на комплименты Владимира Урина.

— Приглашение было для меня неожиданным. И главное обстоятельство, которое убедило меня согласиться, — это личность нынешнего директора театра, — признался Сохиев.

Контракт с Туганом Сохиевым заключен на срок с 1 февраля 2014 года по 31 января 2018 года — почти до конца директорского срока самого Урина. Последний подчеркнул, что договор подписан напрямую с дирижером, а не с его концертным агентством.

Из-за многочисленных обязательств на ближайшие месяцы и годы новый музыкальный руководитель будет входить в курс дел постепенно. По словам гендиректора, до конца текущего сезона Сохиев будет ежемесячно приезжать в Большой на несколько дней, с июля начнет репетиции, а в сентябре дебютирует перед публикой ГАБТа.

Всего в сезоне-2014/15 дирижер представит два проекта, названия которых пока не разглашаются, а полномасштабную работу в театре он начнет еще на сезон позже. Объемы деятельности Сохиева в 2014, 2015 и 2016 годах подробно расписаны в контракте, заявил Владимир Урин.

— С каждым месяцем я буду здесь всё чаще, — пообещал Сохиев. — Ради этого стану сокращать по максимуму западные контракты. Я готов отдавать Большому театру столько времени, сколько нужно.

Владимир Урин дал понять, что не ревнует новоиспеченного коллегу к его зарубежным оркестрам, нынешние ангажементы с которыми истекут только в 2016 году. Более того, гендиректор считает, что «контракты нужно продлять, но в меньшем объеме».

Даты из далекого будущего стали лейтмотивом пресс-конференции. Урин признался в амбициозном замысле, который некогда манил и его предшественника Анатолия Иксанова: расширить репертуарное планирование в Большом до трехлетнего периода. Эта затея, в случае успеха, может стать настоящим спасением для театра: ведь именно «близорукость» планов ГАБТа не позволяет ему приглашать перворазрядных звезд, чьи графики расписаны минимум на 2-3 года вперед.

Отвечая на вопросы художественного толка, Туган Таймуразович представал человеком умеренным и осторожным. Он еще не решил для себя, что лучше — репертуарная система или stagione. Он интересуется балетной частью жизни ГАБТа, но не намерен вмешиваться в деятельность Сергея Филина («К онфликтов не будет», — вставил Владимир Урин). Он будет выводить оркестр Большого из ямы на сцену, чтобы «добавить театру блеска», но, кажется, не собирается делать упор на симфонические программы, как Валерий Гергиев.

Имя Гергиева — влиятельного покровителя Сохиева в годы начала его международной карьеры — стало еще одним рефреном пресс-конференции. Хозяин Мариинки обретает всё новые форпосты в ведущих российских театрах: два года назад его питомец Михаил Татарников возглавил Михайловский театр, теперь пришла очередь Большого.

С Туганом Сохиевым Гергиева объединяет не только малая родина (Владикавказ), но и alma mater — Санкт-Петербургская консерватория, класс легендарного Ильи Мусина (на вопрос «Известий», верит ли он в существование петербургской школы дирижирования, Сохиев ответил: «Ну я же перед вами сижу»).

— Принимая решение, я советовался с близкими людьми: с мамой и, безусловно, с Гергиевым. Валерий Абисалович отреагировал очень позитивно, за что я ему благодарен. Это была бы мечта для Большого театра, если бы Валерий Абисалович нашел время здесь дирижировать. С сегодняшнего дня мы уже можем говорить с ним об этом, — заявил Сохиев.

Справка «Известий»

Уроженец Северной Осетии, Туган Сохиев избрал дирижерскую профессию в 17 лет. В 1997-м он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, успев два года поучиться у Ильи Мусина, затем перешел в класс Юрия Темирканова.

В 2005-м он стал главным приглашенным дирижером Национального оркестра Капитолия Тулузы, а с 2008-го и по сей день возглавляет этот знаменитый французский коллектив. В 2010 году Сохиев стал совмещать работу в Тулузе с руководством Немецким симфоническим оркестром в Берлине.

В качестве приглашенного дирижера Туган Сохиев уже выступал почти со всеми лучшими оркестрами мира, включая Берлинский и Венский филармонические, амстердамский Консертгебау, Чикагский симфонический, оркестр Баварского радио и другие. В списке его оперных завоеваний проекты в нью-йоркской «Метрополитен-опера», мадридском «Театро Реал», миланском «Ла Скала» и хьюстонской «Гранд-опера».

Сохиев регулярно дирижирует в Мариинском театре. Неоднократно гастролировал в Москве, но в Большом театре еще никогда не работал.

Новым музыкальным руководителем и главным дирижером Большого театра, по информации «Известий», станет Туган Сохиев. Официальные источники в ГАБТе не подтверждают назначение до понедельника, когда гендиректор театра Владимир Урин представит дирижера коллективу Большого и журналистам.

На экстренный поиск нового лица Большого театра у Урина ушло ровно семь недель — срок небольшой, учитывая крайнюю сложность переговоров с востребованными музыкантами посреди сезона. 36-летний Туган Сохиев еще в начале декабря прошлого года упоминался в числе наиболее вероятных кандидатов.

Уроженец Владикавказа, Сохиев избрал дирижерскую профессию в 17 лет. В 1997-м он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, успев два года поучиться у легендарного Ильи Мусина, а затем перешел в класс Юрия Темирканова.

Его международная карьера началась в 2003 году в Валлийской национальной опере, однако уже на следующий год Сохиев оставил пост музыкального руководителя — как сообщали СМИ, из-за разногласий с подчиненными.

В 2005-м он стал главным приглашенным дирижером Национального оркестра Капитолия Тулузы, а с 2008-го и по сей день возглавляет этот знаменитый французский коллектив. В 2010 году Сохиев стал совмещать работу в Тулузе с руководством Немецким симфоническим оркестром в Берлине. Намерен ли дирижер прервать контракт с каким-либо из этих коллективов, или будет делить время между тремя городами, пока неизвестно.

В качестве приглашенного дирижера Туган Сохиев уже управлял почти всеми лучшими оркестрами мира, включая Берлинский и Венский филармонические, амстердамский Консертгебау, Чикагский симфонический, оркестр Баварского радио и другие. В списке его оперных завоеваний выступления в нью-йоркской «Метрополитен-опера», мадридском «Театро Реал», миланском «Ла Скала» и хьюстонской «Гранд-опера».

Сохиев постоянно дирижирует в Мариинском театре, с главой которого, Валерием Гергиевым, его связывает давняя дружба. Неоднократно гастролировал в Москве, но в Большом театре еще никогда не выступал.

Источники «Известий» в ГАБТе сообщают, что часть оркестрового и оперного коллективов хотела видеть своим новым лидером штатного дирижера Большого театра Павла Сорокина. Однако Владимир Урин сделал выбор в пользу международной звезды.

С приходом Сохиева между крупнейшими театрами страны, Большим и Мариинским, появится любопытная параллель: оба творческих коллектива будут возглавлять выходцы из Северной Осетии и наследники петербургской дирижерской школы, ученики Ильи Мусина.

Решать неожиданную и острую кадровую проблему Владимиру Урину пришлось после того, как 2 декабря прежний главный дирижер Большого театра Василий Синайский подал заявление об увольнении, не завершив подготовку к важнейшей премьере оперы «Дон Карлос» Верди. Свой демарш Синайский объяснил невозможностью работать с новым гендиректором — «ждать уже просто было нельзя», заявил он «Известиям» |

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры