Говард Лавкрафт и его монстры (41 фото). Грозный Ктулху – фото и легенды Фотографии ктулху

Главная / Измена жены

Могучее божество Ктулху, фото и картинки с инопланетным демоном. Значение лозунга «Ктулху Фхтагн», мифы и легенды о повелителе миров и властителе человеческого разума. Кому служит Йог Сотот, и чем грозит встреча с этим демоном.

Вселенная, созданная Говардом Лавкрафтом, мрачна и фантастична. В ней обитает могучий демон Ктулху - властитель миров и верховный жрец исчезнувшей расы Великих Древних, которые прибыли на Землю задолго до появления человечества. Ктулху спит на дне Тихого океана, но даже в таком состоянии демон способен людей. И однажды, когда звезды на небе примут нужную позицию, спящий пробудится…

Ктулху - фото галерея демона

По понятным причинам фото Ктулху вряд ли получилось бы сделать, даже если бы инопланетный демон действительно существовал. Поэтому «жалким смертным» остается довольствоваться картинками, изображающими морского монстра.

На этом рисунке мы видим Ктулху таким, каким его представлял себе Лавкрафт. Сильные кожистые крылья венчаются острыми когтями, хищный и тусклый взгляд проникает в самую душу человека. И, конечно же, голова нашего героя плавно переходит в классические .

На этом фото Ктулху готовится пожрать старинный парусник, которому не посчастливилось оказаться в ненужном месте в неподходящее время. Обратите внимание на массивные руки морского исполина - складывается впечатление, что под водой у него находится неплохо оборудованный спортзал.

Властитель миров поднялся с морского дна, и готов к покорению жалких людишек. По-видимому, он собирается начать с небольшого островного маяка. И как только Ктулху разглядел этот «крошечный» объект?

Вторжение началось, а это значит, что звезды приняли нужное положение и спящий Ктулху пробудился. На этом изображении можно увидеть, что демон располагает не только шипастыми крыльями, но и массивными когтями.

В отличие от обычного осьминога или даже от гигантского спрута кракена, Ктулху довольно неплохо чувствует себя на суше. Интересно, выдержит ли его шкура прямое попадание противотанкового снаряда? Увы, этого не знает даже Википедия.

Что означает «Ктулху Фхтагн»

Как нам известно благодаря Лавкрафту, повелитель миров дожидается своего часа на дне Тихого океана. Пока что он спит и видит сны, но когда-нибудь демон обязательно пробудится. Именно это и символизирует лозунг «Ктулху Фхтагн», который можно перевести, как «Ктулху ждёт».

Лавкрафтовский лозунг «Ктулху Фхтагн» позаимствовали некоторые националистические движения и группировки. Они используют его в качестве своеобразного мрачного намека на разрушительный потенциал копящейся злобы и обид, который однажды неминуемо выплеснется.

Демон Ктулху способен оказывать воздействие на человеческий разум. Однако его колоссальные способности частично блокируются толщей воды, под которой он спит. Поэтому влияние повелителя миров распространяется только на спящих людей. При желании он может насылать на неугодных.

Кому служит Йог Сотот

Это еще один демон, описанный Говардом Лавкрафтом и некоторыми другими писателями-фантастами. Йог-Сотот встречается в рассказе «Ужас в музее», а также в романах Стивена Кинга «Нужные вещи» и «Иерусалимов удел». Йог Сотот обладает уникальной способностью существовать одновременно во всем пространстве и во всех временах. Парадоксально, но при этом он заперт вне видимой Вселенной.

Физическая форма демона заметно отличается от его собрата по пантеону - Ктулху. Йог-Сотот напоминает плавучее солнце, состоящее из множества светящихся шаров. Эти шары образуют беспорядочное нагромождение, они постоянно переливаются и изменяют свою форму. Можно провести параллель с мифических демоном Хермеусом Морой, обитающем во вселенной Тамриэль игровой серии The Elder Scroll.

Согласно Лавкрафту, Йог Сотот служит хранителем или привратником, охраняющим врата между мирами. По своей природе он нейтрален, однако сам вид демона исполнен глубокой космической угрозы.

Спрут кракен - прообраз Ктулху?

Нужно сказать, что Лавкрафт был далеко не первым изобретателем легенды про гигантского морского монстра, обладающего щупальцами и обитающими на дне океана. Википедия полагает, что писатель позаимствовал образ полинезийского божества моря по имени Тангароа. В мифах гавайцев упоминается эта хтоническая сущность, владеющая . Тангароа предстает в виде гигантского кальмара либо осьминога.

Впрочем, эта версия не единственная. В средние века суеверные моряки верили в существование гигантского спрута кракена, способного топить корабли. Именно гигантского спрута обвиняли в таинственных исчезновениях кораблей в районе Бермудского треугольника. Считалось, что кракен настолько велик размерами, что его случайно можно принять за небольшой остров.

Между прочим, гигантские осьминоги действительно существуют. Это удалось установить американскому зоологу Эддисону Веррилу. Конечно, обнаруженные им экземпляры не дотягивали до размеров мифического кракена. Тем не менее, зафиксирован случай отлова гигантского осьминога, длина тела которого составила 27 метров.

Даже самые страшные монстры, противостоящие героям фантастики, выполняют прозаичные функции: внезапно выскочить из темноты, укусить за самое чувствительное место и скрыться в никуда. Под этот шаблон подпадают , оборотни, призраки и зомби. Эти твари родились из мифов и легенд, суеверий и предрассудков, словом, человечество придумало их, чтобы обосновать свой естественный страх перед всем неожиданным и непонятным.

Но есть и другие легенды. Мифы о невероятных монстрах, гораздо более страшных, чем кучка оживших мертвецов, и гораздо более загадочных, чем полупрозрачные существа, гуляющие по коридорам старинных замков. В отличие от европейских легенд, эти истории не могут похвастать древностью. Их придумал один-единственный человек - нищий американец, страдавший от ночных кошмаров. Но современная фантастика (а в особенности - мистика и ужасы) без них совершенно немыслима.


Говард Филлипс Лавкрафт (20.08.1890 - 15.03.1937) по праву считается одним из отцов жанра ужасов. Он взял многое от Эдгара По и лорда Дансени, но еще больше было взято у него. Клайв Баркер, Стивен Кинг, Ганс Руди Гигер, Нил Гейман, Гильермо Дель Торо, Сэм Рэйми и Алан Мур не скрывают, что черпают вдохновение в творчестве человека, придумавшего легенду про «книгу мертвых» - «Некрономикон».

Заслуга Лавкрафта ещё и в том, что он впервые скрестил два ранее независимых жанра - научную фантастику и ужасы. Говард создал масштабный пантеон из богов, полубогов и чудовищ - существ потусторонних и одновременно реальных, обитающих то ли в другом измерении, то ли на других планетах, но активно вмешивающихся в дела людей при помощи своих сверхъестественных сил.


При этом Лавкрафт не был сумасшедшим мистиком. Он относился к монстрам из его книг с юмором. Говард был атеистом и рассматривал свои творения исключительно как средство заработка - кстати, очень скромного, едва позволявшего сводить концы с концами.


Лавкрафт родился в маленьком американском городке с многозначительным названием Providence («провидение»). Отец - Винфред Скотт Лавкрафт - работал коммивояжером. Через три года после рождения сына он заболел сифилисом, сошел с ума и был помещен в больницу.

Дедушка Випли заставлял юного Говарда читать «Сказки 1001 ночи», «Рождение сказки» Булфинча, «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. Вдобавок к этому бабушка каждый рассказывала ему готические европейские сказки (не те, которые мы знаем по детским книжкам, а настоящие, не адаптированные для детей - где сестрам Золушки, не влезающим в хрустальную туфельку, рубят пятки; а прекрасный принц, добравшись до спящей красавицы, перед тем, как разбудить ее, «снимает цветы любви»).

В молодости Лавкрафт постоянно болел и почти не ходил в школу. Он так и не смог получить диплома о среднем образовании и поступить в университет. Его с украинской еврейкой Соней Грин длился лишь несколько лет.

Набросок Ктулху рукой Лавкрафта. Ну, не умел писатель рисовать


Хотя произведения Лавкрафта печатались и неплохо раскупались, писатель был беден. Он вел невиданную по масштабам переписку (считается, что это - самая крупная авторская переписка в мире) со своими коллегами, среди которых были Форрест Акерман (известный в США фантаст), Роберт Говард (создатель Конана-Варвара) и Роберт Блох (Психо).

Лавкрафт умер от рака и недоедания. Поклонники иногда оставляют на его могиле эпитафию (ее быстро стирают, но она появляется вновь): «Не мертво то, что в вечности живет. Со смертью времени и смерть умрет».


На самом деле систематизированные «мифы Лавкрафта», более известные как «мифы Ктулху», появились уже после смерти Лавкрафта. Его близкий друг и коллега Август Дерлет (1909-1971) взял неоконченные работы «отца ужасов», отредактировал их, обобщил, кое-что добавил от себя - и опубликовал в своем собственном издательстве «Arkham House».


Единая мифологическая картина мира Лавкрафта - плод воображения его последователей, прежде всего - Дерлета. Он разбавил «мифы Ктулху» христианством, превратив их в описание традиционной борьбы добра со злом. Самому Лавкрафту это было чуждо - писатель называл этику Канта шуткой и создавал в своих книгах вселенную, полную хаоса, ночных кошмаров и мучительной неизвестности.

Согласно представлениям Лавкрафта о божествах в своих мифах… изначально были Старшие боги (Elder Gods) - добрые и мирные, жившие на звезде Бетельгейзе (или около нее) в созвездии Ориона. Они крайне редко вмешивались в земные дела - в борьбу добра со злом, которым являются Древние (Great Old Ones, или, иначе - Ancient Ones).

Август Дерлет, из предисловия к «Историям о мифах Ктулху»

У самого Лавкрафта Старшие боги явным образом ни разу не упоминались (кроме, пожалуй, очень похожего на них Ноденса, Хозяина Великой бездны из рассказа «Загадочный дом на туманном утесе»). Не было у него и систематизированного пантеона Древних. Да и сам термин «Древние» (Ancient Ones) используется лишь однажды - в рассказе «Врата серебряного ключа».

Следует отметить, что монстры из мифов Ктулху не проявляют преднамеренной враждебности к человечеству - они скорее являются той равнодушной и безразличной силой мироздания, которую нагляднее всего можно сравнить с человеческой ногой, случайно затаптывающей тысячи крошечных насекомых.

ДРЕВНИЕ


Древние (Great Old Ones) - невероятно могущественные существа, предположительно - ровесники Вселенной. Члены мистических сект и культов почитают их как богов. Древние обитают в других звездных системах либо вообще за пределами нашего измерения. Очень вероятно, что многие из них бестелесны, вернее говоря - состоят не из материи.

Их могущество основано на неизвестных человечеству силах, которые традиционно считаются магическими. Оно не безгранично и имеет свои пределы, зачастую распространяющиеся на всю планету. Древние могут влиять на земные дела лишь при определенных астрономических условиях (особое расположение звезд на небе) и лишь тогда, когда им помогают их последователи - культисты.


Апхум-Зхах (Aphoom-Zhah) - он же «Холодное пламя» - божество, придуманное другом Лавкрафта - Кларком Эштоном Смитом (1893-1961). Этот монстр - потомок Ктхугхи (Cthugha). Подобно другому чудовищу - Итхаква (Ithhaqua), - он спит подо льдом Арктики, ожидая своего «звездного часа». Во времена ледникового периода Аптум-Зхах частенько наведывался в Гиперборею (Лавкрафт считал таковую аналогом Атлантиды). Для людей он выглядит как огромный, холодный столб серого огня.

Чхаугнар Фаугн (Chaugnar Faugn) - «Бог слонов», «Ужас с холмов» - творение Фрэнка Белнапа Лонга (1903-1994).

Другие чудовища вели свое происхождение из куда более темных и загадочных, передаваемых лишь из уст в уста, тайных легенд древности - таковы были, например, черный, бесформенный Тсатхоггуа, обладающий множеством щупалец Ктулху, снабженный ужасным хоботом Чхаугнар Фаугн и прочие чудовищные создания, знакомые избранным людям по запретным книгам наподобие «Некрономикона», «Книги Эйбона» или труда фон Юнцта «Сокровенные культы».

Говард Лавкрафт, «Ужас в музее»


Ктхугха (Cthugha) - создан Августом Дерлетом и впервые появляется в рассказе «Дом на кривой улице» (1962). Это существо выглядит как огромный шар огня. Его слуги - раса огненных вампиров. В рассказе Дерлета «Обитающий во тьме» главный герой пытается призвать Ктхугху, чтобы тот изгнал воплощение Нъярлатотепа (Nyarlathotep) из леса в Канаде.


Ктулху (Cthulhu) - самый известный из монстров Лавкрафта, созданный самим автором. Насчет произношения его имени (вообще, про названия существ у Лавкрафта можно с полным правом сказать «язык сломаешь») существуют разные мнения. Сам писатель говорил, что имя этого божества уходит корнями в некий древний язык, совершенно чуждый для людей. Наиболее близким вариантом произношения, согласно Лавкрафту, является: «Кхлул’Хлуу».

Как уже было сказано выше, Ктулху - злой бог, который покоится в затонувшем городе Р’Льех и ждет своего часа, когда звезды примут нужное положение и он вернется к жизни, чтобы сеять хаос и разрушения.


Внешность Ктулху известна всем поклонникам творчества Лавкрафта - это гигант (он смог преследовать корабль в Атлантическом океане, стоя в воде) человекоподобной формы со скользкой чешуйчатой зеленой кожей и когтями на руках (предположительно - и ногах). Его голова напоминает осьминога - череп лишен волос, а вокруг рта растут многочисленные щупальца. В довершение этой милой картины, на спине у Ктулху имеются два крыла, как у летучей мыши.

«И эскимосские колдуны, и болотные жрецы из Луизианы пели, обращаясь к внешне сходным идолам, следующее: «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн» («В своем доме в Р’льехе мертвый Ктулху спит, ожидая своего часа»).»
Говард Лавкрафт, «Зов Ктулху»


Август Дерлет в своих рассказах слегка изменил роль Ктулху, сделав его далеко не самой главной фигурой в пантеоне запредельных существ. Первенство в иерархии Древних принадлежит Йог-Сототу (Yog-Sothoth) и Азатоту (Azathoth), однако культ Ктулху, тем не менее, является самым распространенным (и самым влиятельным) на Земле.

Главный противник Ктулху, согласно Дерлету, - его единоутробный брат Хастур (Hastur), живущий в звездном скоплении Гиады (Hyades) созвездия Тельца. Интересно, что рассказ «Возвращение Хастура» (1939) описывает физический, реальный контакт этих двух божеств.

Ктхулла (Cthulla) - Тайная дочь Ктулху. Как ясно из ее второго имени, эта юная (по космическим меркам) дама - родная дочь самого знаменитого монстра из книг Лавкрафта. Будучи полной копией своего папочки, она прячется в некоем потайном месте под названием Ютх (Yth). Ее предназначение - возродить Ктулху в том случае, если он погибнет. В связи с этим она представляет большую ценность для отца - Ктхуллу тщательно охраняют его слуги (в том числе и Глубоководные, о которых будет сказано ниже).


Дагон (Dagon) - еще одна «суперзвезда» мифов Ктулху. В реальности Дагон был божеством зерна и земледелия (dagan, иуд. - зерно), почитаемым северо-западными семитскими племенами. Упоминания о нем встречаются даже в Библии - например, в пятой главе первой книги Царств.

Некоторые исследователи также считают, что Дагон был покровителем рыболовов и поэтому изображался как бородатый мужчина с рыбьим хвостом вместо ног. Последнее, видимо, и вдохновило Лавкрафта на создание пугающего образа подводного божества, впервые появившегося в романе «Тень над Иннсмутом» (1936).


Внешность Дагона никому не известна, равно как и неизвестны подробности его существования. Мы знаем лишь то, что его при всем желании нельзя назвать добрым и человеколюбивым. Да, он действительно может покровительствовать рыбакам, но плата за удачный лов рыбы будет, мягко говоря, чрезмерной.


Гхатанотоа (Ghatanothoa) - Узурпатор, Бог вулканов и первый сын Ктулху. Предположительно, он погребен под горой Воормитхадрет (Voormithadreth) на Мю (мифический континент, затонувший в Тихом океане). Гхатанотоа почитался обитателями Мю за свою способность превращать людей в живые статуи.

Глааки (Glaaki) - Обитатель озера, Властитель мертвых снов. Живет в долине реки Северн неподалеку от Бричестера в Англии. Впервые появился в рассказе Рамси Кэмбелла «Обитатели озера». Глааки выглядит как огромный слизняк, сплошь покрытый металлическими шипами. Последние являются не просто стильным аксессуаром - они живые и растут из тела, подобно волосам. Глааки может выпускать из себя щупальца с глазами на концах, чтобы выглядывать из воды.

Культ Глааки достаточно силен - в основном за счет магических знаний, которыми это божество снабжает своих последователей. Последние, если верить авторам мифов Ктулху, систематизированы и записаны в 12 томов книги «Откровения Глааки».

Люди приходят в этот культ ради вечной жизни, которую сулит им Глааки. Божество всегда сдерживает это обещание - оно втыкает в очередного новичка свой стальной шип, наполняет его тело ядом и превращает человека в особую разновидность зомби - «слуг Глааки» (еще одно малоизвестное существо из мифов Ктулху).


Хастур (Hastur) - Непроизносимый; Тот, кого нельзя называть. Лавкрафт позаимствовал его у Амброза Бирса (рассказ «Пастух Гаита»), где Хастур был покровителем пастухов - сугубо доброй сущностью, в отличие от той злобной твари, которая появилась на страницах рассказа Лавкрафта «Шепоты во мраке».Согласно мифам Ктулху, любой желающий мог вызвать Хастура, произнеся его имя три раза (отсюда и все вышеуказанные прозвища). Внешность этого божества аморфна, но перед людьми он предстает в стандартном «ктулхианском» виде - нечто, напоминающее гигантского осьминога


Хциоулквоигмнзхах (Hzioulquoigmnzhah) - божество, придуманное Кларком Эштоном Смитом, за одно имя которого автору следует поставить памятник. Ничем особенным это существо не отличается. По некоторым смутным упоминаниям в мифах Ктулху, оно - дальний родственник Ктулху и Хастура. Не имеет постоянного места обитания. Его можно встретить в мире Ксот (Xoth), на Якше (Yaksh, он же планета Нептун), и на Цикраноше (Cykranosh - Сатурн).


Итхаква (Ithaqua) - Бегущий ветер, Бог холодной белой тишины, он же Виндиго (в сказаниях североамериканских индейцев - грозный дух-людоед). Коренные жители северных областей планеты (Сибирь, Аляска) поклоняются этому страшному божеству, задабривая его человеческими жертвами. Считается, что Ихтаква нападает на людей в снежном буране. Позже их находят мертвыми и лежащими в таких позах, будто они упали с большой высоты. Черты лица искажены дикой гримасой агонии, некоторые части тела отсутствуют.


Ниогхта (Nyoghta) - Вещь, которой не должно быть, Обитатель Красной бездны. Описывается в книге Генри Каттлера «Салемский ужас» (1937). Живет в пустотах глубоко под землей, изредка появляется на плато Ленг (на диалекте китайской провинции Фуджиан - «холод») - вымышленном месте в Средней Азии. Загнать его назад под землю можно лишь с помощью заклинания «Ваш-Вирай» и эликсира Тиккун.


Уиг (Yig) - Отец змей. Божество само по себе не злобное, но довольно раздражительное. Наказывает своих обидчиков, посылая к ним змей. Интересно, что в начале 1990-х этот персонаж (вернее, его имя) стал предметом реального культа. В Коннектикуте (США) подростки взяли в моду пугать прохожих, выскакивая на них с воплем «Уиг!», причем кричать следовало так громко, насколько это возможно. Впрочем, подобная забава быстро перестала быть модной. Сейчас насчитывается всего 2-5 случаев «уиггинга» в год.

Это - лишь краткий перечень Древних, о которых говорится в мифах Ктулху. При желании, вы можете найти информацию и о других их «коллегах» (для удобства назовем лишь оригинальные имена):

Atlach-Nacha, Baoht Z’ugga-Mogg, Bokrug, Bugg-Sash, Byatis, C’thalpa, Cynothoglys, Dweller of the Gulf, Eihort, Gloon, Gol-Gorgoth, Hydra, Idh-Yaa, Iod, Juk-Shabb, Lloigor, L’rog’g, M’Naglah, Mnomquah, Mordiggian, Nag and Yeb, Oorn, Othuum, Othuyeg, Rhan-Tegoth, Saa’itii, Sfatclip, Shathak, Shudde’Mell, Tsathoggua, Vulthoom, Y’Golonac, Yhondeh, Ythgotha, Zhar, Zoth-Ommog, Zushakon, Zvilpoggua, Zustulzhemgni.

Внешние боги


Не будем подробно останавливаться на существах, называемых в мифах Great Ones (Великие). Они живут в особом мире - Dreamlands, и гораздо более слабы (в магическом плане), нежели Древние или Старшие боги. Их интеллектуальные способности также оставляют желать лучшего.

Гораздо более интересны Внешние боги (Outer Gods). В отличие от других, они представляют из себя не конкретных существ, а, скорее, всеобщие принципы бытия. Именно поэтому их сила не имеет физических границ.

Абхот (Abhoth) - Источник нечистоты. Живет в подземном царстве Н’Кай (N’kai) и предстает перед людьми, как отвратительная серая масса живой плоти. Из нее рождаются различные чудовища, но Абхот выпускает щупальца, хватает своих детей и пожирает их. Этот бог циничен, зол и безумен. Он обладает сильными телепатическими способностями, позволяющими ему общаться с окружающими.


Азатот (Azathoth) - Султан демонов, Кипящий ядерный хаос. Этот бог стоит во главе пантеона мифов Ктулху. Лавкрафт подробно описывает его в романе «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата», повестях «Сны в ведьмином доме» и «Шепчущий в ночи». Если верить автору, Азатот - слепой бог-идиот, не имеющий конкретной физической формы (хотя он может воплощаться в существо Xada-Ngla).
Термин «ядерный» применялся Лавкрафтом для обозначения центральной роли Азатота в нашем мироздании, а не ради намека на его радиоактивность. Этому богу почти может поклоняться только сумасшедший - фактически, так оно и есть, ведь те немногие смельчаки, отважившиеся избрать его своим покровителем, расплачивались за это разумом, телом и душой.

Ньярлатхотеп (Nyarlathotep) - Ползучий хаос, Посланец Азатота, Черный человек. Это божество очень сильно отличается от своих собратьев. В отличие от Хастура, живущего на звездах, или Ктулху, спящего в морской глубине, Ньярлатхотеп полон жизни и активно вмешивается в судьбу мироздания. Его излюбленная внешность - высокий человек с темными волосами и хорошим чувством . Он говорит на обычном человеческом языке, не имеет своего культа и служит посланником Азатота, реализуя его волю на Земле.

Ньярлатхотепа часто ассоциируют с древнеегипетским богом Сетом, а также ацтекскими божествами: Тецкатлипокой («дымящееся зеркало») и Ксайп Тотеком («человеком без кожи»).


Шаб-Ниггурат (Shub-Niggurath) - Черный козел из лесов с тысячью молодых. Как таковое, это чудовище в романах Лавкрафта не встречалось, однако его имя можно было встретить в нескольких заклинаниях (Ia! Shub-Niggurath) - см. «Шепоты во мраке», «Сны в ведьмином доме», «Кошмар в музее». Внешне это существо выглядит как огромная бесформенная масса, усеянная щупальцами, слюнявыми ртами - и все это передвигается на кривых козлиных ногах.


Йог-Сотот (Yog-Sothoth) - Все в одном; Тот, кто извне; Тот, кто откроет Путь. Лучше всего об этом божестве сказал сам Лавкрафт:

«Безграничное Бытие воплощало Все-в-одном и Одно-во-всем, о котором ему поведали волны. Оно заключало в себе не только время и пространство, но и весь универсум с его безмерным размахом, не знающим пределов, и превосходящим любые фантазии и расчеты математиков и астрономов. Возможно, в древности жрецы тайных культов называли его Йог-Сототом и шепотом передавали из уст в уста это имя, а похожим на раков инопланетянам с Юггота он был известен как Находящийся-за-краем. Его летучих вестников со спиралевидными мозгами узнавали по непереводимому знаку, но Картер понимал, сколь относительны и неточны все эти определения.»
Г. Ф. Лавкрафт, «Врата серебряного ключа»
Кроме уже перечисленных, мифы Ктулху изредка упоминают и других Внешних богов: Даолот (Daoloth), Грот (Groth), Гидра (Hydra), Мландот (Mlandoth), Тулзуча (Tulzuscha), Уббо-Сатхла (Ubo-Sathla), Вордавосс (Vordavoss) и Ксиурн (Xiurhn).

Старшие боги

Elder Gods - группа сверхъестественных существ, противостоящих Древним (Great Old Ones), а также другим, менее крупным божественным «фракциям» - Внешним богам (Outer Gods) и Великим (Great Ones).
Литературоведы не связывают Старших богов с творчеством самого Лавкрафта, поскольку они были созданы его последователями и, по сути, являются компиляцией из целого ряда мифов древности.
Баст (Bast), или Бастет - божество, заимствованное у египтян. Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения - женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Считается, что, находясь во второй форме, Баст превращается в Секхмет - львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Ее удалось усмирить лишь с помощью хитрости - по земле было разлито , подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.

Гипнос (Hypnos) - персонификация сна из греческой мифологии. Мать Гипноса - Никс (Ночь), брат - Танатос (Смерть). Его чертоги находятся в пещере, куда не проникает солнечный свет. У входа растут маки и другие сонные растения. Дети Гипноса - так называемые Онерои: Морфеус (сновидения), Фобетор, он же Иселус (ночные кошмары) и Фантасос (появляется во сне в виде неодушевленных объектов).

Эндимион - молодой пастух, влюбился в богиню луны Селену и получил от Гипноса редкий дар - способность спать с открытыми глазами, чтобы даже во сне он мог смотреть на свою любимую.


Н’Тси-Каамбл (N’tse-Kaambl) - малозначительное женское божество из разряда Старших, введенное в мифы Ктулху писателем Гари Майерсом (повесть «Дом Червя»). Иногда оно отождествляется с Минервой (римская богиня ремесла и мудрости). Существуют предположения, что имя этого божества - омоним имени Нэнси Кэмбелл, правда, личность этой дамы неизвестна ни для кого, кроме самого Майерса.
Ноденс (Nodens) - Охотник, Повелитель Великой бездны. Как уже было сказано ранее, впервые он появился в рассказе Лавкрафта «Дом на туманном утесе». Представляет из себя пожилого мужчину с длинной густой бородой и седыми волосами. Ноденс путешествует по миру в колеснице, сделанной из огромной морской ракушки. Его призвание - охота, причем в качестве жертв он чаще всего выбирает себе существ, принадлежащих к пантеону Древних. Это вовсе не говорит о том, что Ноденс - не защитник добра. Просто злые чудовища представляют для него наиболее сложную, а, следовательно, - привлекательную добычу.
Ултар (Ulthar) - некое божество, упоминаемое Лавкрафтом в романе «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» и рассказе «Коты Ултара». Кроме того, в мифах Ктулху присутствует одноименный город. Как именно он связан с этим божеством, до сих пор неизвестно.

Небожественные существа


Кроме страшных чудовищ с щупальцами и бесформенных созданий из мрачных глубин далекого космоса, мифы Ктулху могут похвастаться неплохой коллекцией более простых и доступных пониманию существ.

Подземные (Chtonians) - милые зверюшки, напоминающие крупных кальмаров и отличающиеся от них удлиненными телами, покрытыми скользкой слизью (эта морфологическая особенность позволяет им легко перемещаться под землей). О Подземных известно, что они живут тысячи лет, ревностно охраняют свое потомство от людей и издают тягучие печальные звуки, по которым легко определить их приближение. Подробнее об этих тварях можно узнать из сборника рассказов Брайана Ламли «Из глубины» (1974).


Глубоководные (Deep Ones) - рыбо-лягушкоподобные существа, обитающие глубоко в океане. Будучи амфибиями, они неплохо чувствуют себя на суше и иногда выходят к людям. В обмен на человеческие жертвы Глубоководные могут дарить золото, украшения и наполнять сети рыбой. Глубоководные также могут спариваться с людьми, порождая гибридов. В молодости такие дети выглядят совершенно обычно, однако с возрастом они постепенно превращаются в Глубоководных. Их глаза становятся выпученными, веки атрофируются, голова сужается, волосы выпадают, а кожа покрывается чешуей.

Глубоководные поклоняются Дагону и Ктулху. Лавкрафт подробно описал их в романе «Тень над Иннсмутом».

Старцы (Elder Things) - инопланетяне, населявшие Землю до людей. Представляли собой помесь растения и животного. Старцы строили гигантские города на земле и под водой, воевали с богами (без особого успеха) и, вероятно, произвели на свет тех существ, которые населяют планету и по сей день. Цивилизация Старцев погибла в ледниковый период, их замерзший город в Антарктиде был обнаружен лишь в 1931 году (роман Лавкрафта «Хребты безумия»).


Гули (Ghouls) - существа, некогда бывшие людьми, но превратившиеся в человекоподобных чудовищ, прячущихся от солнца под землю. Причиной такой метаморфозы является людоедство. Вполне логично, что гули сохраняют свои прежние кулинарные пристрастия и питаются человеческими трупами. Подробнее о них можно узнать из романа «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата».


Шоггот.
Это бесформенные угреподобные пузыри протоплазмы. Шогготы способны перемещаться и формировать временные органы для выполнения необходимых действий. О их размере говорит тот факт, что если Шоггот примет сферическую форму, то его диаметр будет равняться пяти метрам. Шогготов создали Старцы для выполнения подсобных и требующих больших физических усилий работ. Шогготы не обладали собственным сознанием и под действием гипнотического внушений могли принимать любую форму и выполнять любые действия.

Однако впоследствии Шогготы обрели волю и интеллект, научились запоминать гипнотические команды и на их основе самостоятельно управлять своей формой. Закономерным результатом этого была ожесточенная война между Старцами и шогготами, которую шогготы проиграли, покорившись Старцам. Однако в ходе следующей или одной из следующих войн Старцы были повержены и шогготы обрели свободу.


Гуги — огромные великаны, обитающие в подземном мире страны снов. Отличительной особенностью являются огромная, вертикально открывающаяся пасть и передние лапы, раздваивающиеся в локте. Проклятье богов ограничивает их диету ужасными гастами и не даёт покидать подземный мир. Тем не менее встреча с гугом смертельно опасна для человека. Но известно, что гуги сторонятся вурдалаков, хоть и превосходят их по силе многократно.


Гончие псы Тиндала.
Их создал Тиндал - один из Древних богов. Но после того, как Тиндала утопил Дагон, Псов усыновила Шуб-Ниггура. Она научила их охотничьим навыкам: хитрости, ловкости, силе и, естественно, коварству. Но через несколько тысяч лет Псов похитил Ктулху и перенес их в Р′лайх. С тех пор Он стал использовать Псов, чтобы находить своих жертв.

Из-за их связи с пространственно-временными пересечениями, Псы могут проникнуть в материальный мир сквозь угол между двумя любыми плоскостями, если он составляет 120º или менее. Когда Гончая проникает в наш мир, сначала из угла начинает куриться дымок, постепенно сплетающийся в голову, за которой следует и тело. Говорят, что если человек каким-то образом даст учуять себя этим созданиям, Гончие Псы Тиндала будут следовать за своей жертвой сквозь пространство и время неограниченно долго, пока, наконец, не достигнут. Путешественники во времени рискуют привлечь к себе внимание этих тварей.


Ми-го - вымышленная раса пришельцев, впервые упомянутая Говардом Лавкрафтом и ставшая неотъемлемой частью мифов Ктулху. Внешне напоминают насекомых или ракообразных, хотя на самом деле являются высокоорганизованными грибами.

«Это были розоватые существа примерно полтора метра длиной; с телами ракообразных и парами крупных спинных плавников или перепончатых крыльев и несколькими членистыми конечностями; на месте головы у них имелся свёрнутый улиткой эллипсоид со множеством коротких усиков.»
Говард Лавкрафт, «Шепчущий во тьме.»

Ми-го пришли на Землю с планеты Юггот, а туда - из неизвестных глубин космоса. Земля их интересует прежде всего как место добычи ценных минералов. Ми-го стараются избегать контактов с людьми, и поэтому поселились на малонаселённых лесистых холмах.
Ми-го общаются друг с другом, изменяя цвет головы и издавая жужжащие звуки. Однако, с помощью хирургической операции Ми-го могут приобрести способность подражать речи любого существа. Хирургия является у Ми-го повседневным явлением.
Крылья Ми-го плохо держат их в воздухе (хотя они и способны летать на небольшие расстояния), зато прекрасно подходят для путешествий в эфире. Ми-го совершают космические перелёты без технических приспособлений. Существуют и бескрылые подвиды Ми-го.
Ми-го обладают зрением, но предпочитают пользоваться другими органами чувств, неизвестными человеку. В их домах на Югготе нет окон, да и свет Солнца там явно недостаточен.
Ми-го делятся своими знаниями с некоторыми людьми и берут их с собой в межзвёздные путешествия. Для этого мозг человека отделяется от тела и помещается в специальный цилиндр, к которому потом могут быть подключены машины, позволяющие мозгу видеть, слышать и говорить. По окончании путешествия мозг возвращают в тело. Аналогичным способом Ми-го перемещают по космосу и своих сородичей, неспособных к самостоятельным эфирным полетам. Ми-го обладают гипнотическими способностями, которыми они делятся с некоторыми людьми.
Ми-го поклоняются Йог-Сототу, Ньярлатотепу и Шаб-Ниггурат, хотя тяга к знаниям у них выражена куда сильнее, чем религиозность. Их моральная система не имеет ничего общего с человеческой, поэтому людям они кажутся воплощением зла.

Вам были представлены далеко не все представители «зверинца» мифов Ктулху, но этого вполне достаточно для того, чтобы сделать несколько важных выводов. Первое, о чем вы, наверное, уже давно думаете - такое мог написать только потомственный шизофреник. Второй вывод более серьезен - именно эти существа стали фундаментом всего современного жанра «мистических ужасов».
В наше время такие монстры могут казаться однообразными, скучными и даже смешными, а легенды, связанные с ними - как минимум, наивными. Но не следует забывать, что в начале 20 века такие истории читались на ура и были самыми настоящими экшен-триллерами той эпохи. К мифам Ктулху сейчас можно относиться по-разному, но бесспорно лишь одно: это классика, выдержавшая самое тяжелое испытание - временем.

Ктулху - безобразное создание, являющееся во снах, от которых стынет кровь. Житель морских глубин не отличается древностью, как привидения и вампиры, герои европейских легенд, – существо поселилось в загадочных мирах книг , страдавшего от ночных кошмаров, только в начале 20 века. Но сегодня без него немыслима современная фантастика с элементами мистики и ужасов.

История появления

Жуткую мифологию, наполненную хаосом и кошмарами, выдумал американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт, положив начало жанру мистических ужасов, к которому позже обращались многие авторы. Вселенная Лавкрафта имеет особую атмосферу космического страха, необъяснимую для человека. Мифология состоит из масштабной плеяды божеств, «полукровок» и чудищ, которые одновременно и потусторонние, и вполне реальные.

Главное же божество пантеона – ужасный монстр Ктулху. Читатели познакомились с этим персонажем в 1928 году в рассказе «Зов Ктулху», и с тех пор существо стало постоянным героем произведений автора. Ключевой повестью из цикла «Мифы Ктулху» считаются «Хребты Безумия», увидевшие свет в 1931 году.

По мнению исследователей творчества Лавкрафта, прототипом для мерзкого чудовища послужил бог морской стихии Тангароа, живущий в эпосе полинезийцев. И доказательств на то россыпь. Жители Гавайев представляли морского властелина как кальмара или осьминога огромных размеров (книжный Ктулху по внешнему виду – тоже представитель головоногих моллюсков). В мирах американского фантаста нашлось место божеству Гетаноа, имя которого перекликается с именем полинезийского бога. И, наконец, Говард Лавкрафт поместил Ктулху на спячку близ островов Полинезии.


У поклонников творчества писателя остаются вопросы по поводу произношения имени персонажа. Автор пояснял, что на самом деле слово звучит и пишется как «Кхлул’Хлуу», а его корни стоит искать в языке древних (какого народа – не уточнил).

Понятие «мифы Ктулху» возникло после ухода из жизни гениального создателя ужастиков. Термин появился с легкой руки Августа Дерлета, писателя, друга и коллеги Говарда Лавкрафта. Он отредактировал и дополнил незаконченные работы, отметив специфические художественные приемы и набор персонажей. Позже к Дерлету присоединился Ричард Тирни, который расширил мифы. В дальнейшем над вселенной Ктулху корпели Фрэнк Лонг, Колин Уилсон и, конечно, .

Ктулху в мифах


Злой бог мирно почивает в объятиях в затонувшем городе Р’Льех (доме мертвых) в сердце Тихого океана, ожидая, когда небесные светила займут определенное расположение. Тогда Ктулху пробудится ото сна и отправится сеять разруху и хаос по миру.

«Отец ужасов» Лавкрафт утверждает в книгах, что древняя религия этого божества существует в каждом уголке земного шара. В подводного монстра верят гренландские аборигены и жители части американских штатов. На страницах рассказов автор повествует об обряде поклонения Ктулху, который требует человеческих жертв. Приверженцы культа танцуют и произносят мантру «Пх"нглуи мглв"нафх Ктулху Р"льех вгах"нагл фхтагн», которая переводится как «В своем доме в Р"Льехе мертвый Ктулху спит, он проснется в назначенный час».


Бог предстает перед читателем в виде гиганта (подобен горе, даже выше Циклопа) с чертами осьминога, человека и дракона, покрытого сколькой чешуей зеленого цвета. На руках и ногах красуются длинные ногти, а на спине – крылья, как у летучей мыши. Голова морского чудища лишена растительности, рот обрамлен множеством щупальцев. Последователи Лавкрафта описывали живого монстра хлюпающим во время передвижения.

Потомок рода Древних обладает способностью влиять на людей, но так как гигант покоится на морском дне, этот талант теряет силу. Но Ктулху хитер и идет другим путем – дарует человеку ужасные сны, от которых легко потерять разум.


Страшное создание – отец Ктхуллы, юной дамы космического происхождения. Тайная дочь божества, как две капли воды похожая на него, скрывается в местечке под название Ютх. Миссия девушки – следить, чтобы отец не погиб. В случае смерти она возродит того к жизни. Поэтому тело наследницы неусыпно охраняют слуги Ктулху.

Экранизации

Неведомое чудище появляется в ряде произведений мирового кинематографа. Ктулху призывали подняться со дна морей оккультисты из многосерийного мультфильма «Настоящие охотники за привидениями», срежиссированного и Гарольдом Рамисом. Приверженцы культа использовали в обряде книгу заклинаний.


Ктулху из "Южного парка"

Божеству отведены эпизоды в трех сериях анимационного фильма «Южный парк». Здесь чудовище пробудили ото сна сотрудники компании по переработке нефти, взорвавшие нефтяную платформу.

В 2005-м году на экраны вышел фильм «Зов Ктулху» по одноименной повести американского прародителя мистических ужасов. Режиссер Эндрю Леман решил стилизовать ленту под немое черно-белое кино, посчитав, что такое решение лучше передаст атмосферу художественного произведения. В фильме снимались Мэтт Фойер, Джон Болен, Ральф Лукас и другие.


Кадр из фильма "Зов Ктулху"

Последнее упоминание в кинематографе о Ктулху случилось в 2007 году – картина носит имя этого зловещего персонажа и рассказывает о приключениях отпрыска главы Ордена Дагона. Постановщиком выступил Дэн Гилдарк, а на съемочной площадке встретились Джейсон Коттл, Кэйси Каррен, Этан Эткинсон, Патрик МакНайт, Кара Буоно.

  1. Чтобы привлечь туристов к морскому проливу Каммон (Япония), маркетологи «Ассоциации достопримечательностей» создали рекламный ролик, в котором пробуждается «местный Ктулху». Чудовище высотой 230 метров нарекли Кайсендоном.
  2. На мифологии Ктулху основано 130 игральных коллекционных карт онлайн-игры «Хартстоун» из «World of Warcraft».

  1. В мире действует ктулхуистская церковь, взявшая за основу вероучения «Зов Ктулху». Лозунг оккультистов звучит как «Ктулху фхтагн». Говорят, среди 16 млн. человек, относящих себя к церкви, 60 тысяч – из России.
  2. Ктулху настолько популярен в массовой культуре, что мимо божества не сумели пройти создатели мемов. Интернет-фантазеры придумали сотни картинок с фразами, где упоминается имя чудища. Одна из популярных – «Ктулху уснул за наши грехи».

Цитаты

«Культ этот никогда не прекратится, он сохранится до тех пор, пока звезды вновь не займут удачное положение, и тайные жрецы поднимут великого Ктулху из его могилы, чтобы оживить Его подданных и восстановить Его власть на земле».
«Не мертвец тот, кто может вечно лежать».
«В странные эпохи и смерть способна умирать».
«Я заглянул в глаза вселенского ужаса, и с этих пор даже весеннее небо и летние цветы отравлены для меня его ядом. Но я думаю, что мне не суждено жить долго. Так же, как ушел из жизни мой дед, как ушел бедняга Йохансен, так же предстоит покинуть этот мир и мне. Я слишком много знаю, а ведь культ все еще жив».
«Восставший может погрузиться в бездну, а погрузившийся в бездну может вновь восстать».

Давайте рассмотрим вопрос о том, кто такой Ктулху? Ктулху - это божество, относящееся к роду древних, впервые он встречается у писателя Говарда Лайкрафта. В своих книгах он описывает это существо, спящее на дне Тихого океана. Внешне Ктулху - это смесь человека, дракона и осьминога. Его тело покрыто чешуей, на спине - зачатки крыльев, а голова усеяна щупальцами. Своими гигантскими размерами Ктулху подобен огромной горе.

Ктулху обладает возможностями проникать в человеческий разум и управлять им, но учитывая, что находится чудовище под водой, то его суперсилы теряют свою мощь, но тем не менее он может проникать в сны людей. Вот мы познакимолись с его образом и знаем, кто такой Ктулху - это зеленое существо, напускающее кошмары в сновидения людей.

Еще существует культ поклонения Ктулху, и его приверженцы разбросаны по всей земле. Жертвоприношения, пляски и сумасшедшее поведение - неотъемлемые атрибуты оккультного поклонения Учитывая популярность этого древнего божества, возникли многие направления, где использован его образ, например - игры. Карточная Ктулху использует все основные направления оккультизма: в ней присутствуют сражения, сектанты, обьясняется, кто такой Ктулху. Но все это подано в шутливой атмосфере, и у этой игры великое множество поклонников.

Рассмотрим еще вопрос о том, какое распространение Ктулху приобрел среди пользователей интернета. Это и анекдоты, и устрашающие истории, и собственный смайл - (;,;). Кто такой Ктулху на данный момент - это интернет-мем, который преобразовали в концентрацию злобы и негатива, придумав не свойственные для него действия, например, пожирание мозгов, хотя оно более свойственно зомби, чем подводному чудовищу.

Стоит упомянуть еще одну настольную игру, в которой также объяснятся, кто такой древний бог. Это «Зов Ктулху», игра, в которой можно бороться за фракции людей и фракции монстров. Игра - живая, то есть в нее можно добавлять новые карты, создавая новые вариации. Ктулху в ней является главным оружием, самым мощным и непобедимым.

И еще один интересный момент. Когда в 2006 году на пресс-конференции Владимиру Путину хотели задать вопрос относительно его взгляда на пробуждение Ктулху - страшное событие для всей планеты, официально вопрос не был включен в программу, но неофициально В. В. Путин ответил, что он не относится серьезно ко всяким оккультным движениям, а также рекомендовал спрашивающим почитать Библию или Коран.

Кстати, образ Ктулху широко используется и в фильмах, и в мультипликации. Например, в фильме «Пираты Карибского моря» у героя фильма присутствует атрибутика Ктулху. осьминога, внешний вид, напоминающий подводное чудовище, сюжетная линия поведения. В мультфильме «Супермэн» в роли правителя Атлантиды также выступает герой нашего повествования. И даже доктору Зольдбергу из «Футурамы» приписывают схожесть с великим Ктулху, но именно в пародийной атмосфере.

Подведя итог, можем определить, что Ктулху после своего появления занял собственную нишу, его образ узнаваем, а имя знают многие. Он все так же популярен, живет в интернете, в книгах и на телеэкранах. Его можно встретить в играх, на рисунках футболок, а также в виде мягких игрушек.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры