Группа воскресение состав 1981 г. Почему воскресенье называется воскресеньем? Значение слова воскресение

Главная / Измена жены

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Названия дней недели произносятся, не задумываясь, откуда они пошли или почему расположены в такой последовательности.

Принято давно и до нас. Заглянем в исторические хроники и посмотрим, как и откуда появилось воскресенье.

Неделя и воскресенье

До появления христианства семь дней составляли седмицу. Первым в нем шло нынешнее воскресенье. В этот день положено было отдыхать, ничего не делать, поэтому вскоре, исходя из словосочетания переименовали в неделю.


Христианство привнесло в название изменения. Неделя седмицы стала воскресеньем. В основу названия положено слово «въскресити», к которому добавлен суффикс – ени. Именно на этот день недели согласно писаниям приходится воскрешение Иисуса Христа. Религия имела в обществе большой вес, поэтому факт такого переименования вполне логичен. Сама же последовательность из семи дней из седмицы превратилась позже в неделю.

Воскресенье в других языках

Интересно, что название воскресенье существует среди славянских языков лишь в русском. В Беларуси, Польше, Чехии седьмой день обозначается термином «неделя» (грамматика – разная, звучание – очень близкое). В Болгарии используют название седмица.

С религией связано наименование выходного дня во многих языках романской группы. Например, итальянское domenico взяло корень из латинского domenicus – «день Господний». В индийских языках воскресенье называют в честь солнечных божеств Адитьи и Сурьи.

Нашим рок-группам прошлого века всегда был присущ ПАФОС - пафос мальчишек, только-только созревших для возможности заявить о себе, как о самых-самых интересных объектах обсуждения и вожделения. Как много групп разрушили сами себя так и не поделив роль ЛИДЕРА в коллективе, ибо меряться сантиметрами - дело молодых..
Время, всё расставляет по своим местам. И роль каждого в деле выглядит вполне однозначно - в деле которое не смогли - которое просто похерили.

Группа «Воскресе́ние» - советская и российская рок-группа. Существует с 1979 года с перерывом в 1982-1994 годах. Лидер - Алексей Романов (1979-1982, 1994 - настоящее время), Константин Никольский (1980-1981). Стиль - рок, нечто среднее между блюзом, психоделическим роком, арт-роком с элементами кантри и рок-н-ролла.

"Воскресение" - Кто виноват. 1992.

Воскресение в 1979-1982 гг.

Весной 1979 года барабанщик «Машины времени» Сергей Кавагоэ покинул группу. Он и его бывший напарник по группе решили создать собственную группу: в июне из «Машины» ушёл басист Евгений Маргулис, который занял своё место в новом коллективе.

- "Расход «машинистов» 79-го года до сих пор не понятен. Я не присутствовал рядом с ними в тот момент, поскольку заканчивал институт, где проучился десять лет, и затем сразу отправился в военные лагеря. Когда вернулся, в мае, ко мне неожиданно явились Кава с Женей и сказали: «Нет ли у тебя песен каких-нибудь? Давай, группу сделаем. Мы ушли из „Машины“». Ну, давайте, раз так, почему нет? Только у нас же, говорю, ни базы, ни инструментов. Правда, у меня дома есть пианино и двенадцатиструнная гитара. Приходите, придумаем какие-нибудь аранжировки. А у Кавы, видимо, уже созрела стратегия: сделать то же самое, что когда-то сделала «Машина»: записать более-менее качественно десяток вещей и на бобинах разбросать по всей стране, по студиям звукозаписи. Японцем, как мне кажется, всегда двигало честолюбие!" (Михаил Марголис «Затяжной поворот»)

Константин Никольский - Один взгляд назад (Ветерок)

Автором песен стал Алексей Романов, лидер довольно успешной группы «Кузнецкий мост». На оставшуюся вакансию - соло-гитариста - позвали давнишнего друга Романова Алексея Макаревича. Так родился новый рок-коллектив - группа «Воскресение».

«Дома, на коленях» за месяц они «сделали» десять песен. Записать их было решено в учебной студии ГИТИСа, где оператором работал бывший участник «Машины» Александр Кутиков. В записи участвовали также клавишник «Машины» Пётр Подгородецкий и неплохой гитарист и вокалист Андрей Сапунов из ВИА Стаса Намина «Цветы». На записи Кавагоэ «сел за клавиши» и прописал партию синтезатора.

После знакомства с Андреем Сапуновым в репертуар «Воскресения» вошли песни Константина Никольского, знакомого Андрея Сапунова. Половина песен не была собственно «воскресенскими», так «Снежная баба» и «Кто виноват?» входили в репертуар «Кузнецкого моста», «Есть у меня» - из «Машины времени», того периода, когда там пел Романов.

Группа, чьи песни транслировали радио «Moscow World Service» (вещавшего на запад в преддверии московской Олимпиады), вскоре стала бешено популярной, суперхитом становится песня «Кто виноват?», которая в списке популярных песен «МК», обойдя знаменитый «Поворот» заняла пятое место, в 1999 году занявшая 9-е место в списке 100 лучших песен русского рока в XX веке по версии радиостанции «Наше радио». Кроме того, популярностью пользовались песни «Снежная баба» и «Сон».

В сентябре в Маргулисе неожиданно просыпается путешественник, и он уходит из группы. За бас-гитару взялся Сапунов. Талантливый в музыкальном отношении, он быстро освоил новый инструмент.

В ноябре состоялись первые концерты группы - «Воскресение» на пике славы.

В январе в группу вернулся Маргулис, и появились ещё два участника - трубач Сергей Кузьминок и саксофонист Павел Смеян. Весной коллектив продолжает успешно выступать, появляются новые песни, первый и второй альбомы разошлись мгновенно, но на фоне внешнего благополучия в составе назревает конфликт. «Все друг другу надоели». Участники группы сочли, что Алексей Макаревич - соло-гитарист - в то время не очень умело играл свои партии. Было принято решение поменять его. Взяли Алика Микояна, бывшего участника «Машины». Понравилось, но наступило лето и музыканты уехали на отдых в Пицунду.

А в сентябре «Воскресения» не стало - Маргулис ушёл в «Аракс», Кавагоэ и Макаревич оставили музыку (первый пошёл по научной дороге). В группе остаётся один только Романов.

"Воскресение" - Сон

Евгений Маргулис:

- "Тогда, в далеком восьмидесятом, я вдруг обратил внимание на то, что на концертах менялись только залы и наше настроение, в остальном все было похоже на дурацкий сон, публика та же, поклонники вместе с нами перетекали с одного сейшена на другой, и это не могло не достать меня, тем более, что непрофессионализм Лешки Макаревича давал себя знать, да и Кава своими глупыми придирками довершал унылость репетиций.

Мы с Сапуном пускались в дикие загулы, Ромаха делал то же самое; иногда мы шли в наш подвал, чтобы посмотреть очередного гитариста, расстроиться и обратно пуститься во все тяжкие".

Сапун первый задумал уходить из группы, да и мне повод привалил отменный: пригласили в «Аракс».

Второй период (1980-1982)

Казалось, группа так и не оправдает своего названия. Расстроенный Романов положил трудовую книжку в «Аракс», числясь там кем-то вроде сочинителя песен, а в перспективе надеялся проникнуть в филармонию. И тут ему позвонил Константин Никольский.

Никольский был известен не только «рок-тусовке», но и простому советскому слушателю, как автор музыки к песне «Старый рояль» - хита ВИА «Цветы». У него, и у его приятеля Сапунова уже практически был новый состав - он, Сапунов, Романов и барабанщик Михаил Шевяков. Был и репертуар, оставалось только найти «базу» и аппаратуру.

Второй состав, пожалуй, был самым интересным, но и самым противоречивым и нестабильным. Лирика Никольского на первый взгляд была очень похожа на «Воскресенскую», но в то же время были видны и глубокие различия. Никольский писал «красивые» песни с повышенным градусом пафоса, которые отлично запоминались слушателями.

Естественно появление в группе участника с ярко выраженными наклонностями лидера ни к чему хорошему не привело и этому составу не была суждена долгая жизнь. Романов мечтал пробиться в филармонию, Никольский и Сапунов не собирались бросать обучение в музучилище. Когда появилась возможность профессиональной работы под началом менеджера Ованеса Мелик-Пашаева, это была уже совсем другая группа. К Мелик-Пашаеву и ушёл Романов. Тот заключил договор с областной филармонией. Романову казалось, что его карьера пошла на взлёт, но осенью 1982-го умер Брежнев. Все концерты группы были отменены, а «Воскресение № 2» перестало существовать.

"…А тут Ленинград, понимаешь, класс, отличный зал, аппарат шикарный, всё отрепетировано, всё звучит, а тут Брежнев возьми да помри! Ни одного концерта так и не состоялось!" (Алексей Романов)

Группа "Воскресение" - Музыкант

История группы

Весной 1982 года новый коллектив записывает первый альбом. В записи участвовал также Павел Смеян и трубач Александр Чиненков. Альбом вышел странным. Старые романовские интонации переплетались с музыкой в стиле новая волна, что вызывало неоднозначную реакцию у поклонников. Осенью группа выехала на гастроли в Ленинград. Для Романова это были первые в жизни гастроли.

На Новый Год группа уехала в Ташкент, давать концерт в местном дворце спорта. В зале царил ажиотаж, всюду висели плакаты о русском роке. Мелик-Пашаев, умевший «вести дела», заключил договор с московской филармонией, хотя та люто ненавидела группу.

- "Дальше нужно было выходить на ЦТ и делать карьеру. Но непонятно было, куда мы движемся. Можно было усложнять музыку, делать её более красивой, более изощрённой, но непонятно было, куда мы движемся - Кузьмин в то время играл новую волну, и туда соваться вроде ни к чему, а «Круиз» играл хард-рок и это тоже забито." (Алексей Романов)

Затем последовали несколько концертов в театре «Эрмитаж», а потом Романова арестовали

Судебный процесс и распад группы

Их арестовали в августе - Романова и звукорежиссера «Воскресенья» Александра Арутюнова. Как писал непосредственный участник тех событий Илья Смирнов в своей книге «Время Колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока»:

«Им инкриминировалась «частнопредпринимательская деятельность» в виде выступлений с концертами и распространения записей собственных песен». За полтора года до этого против группы уже возбуждалось уголовное дело, но оно было закрыто. Суть его была в том, что сейчас воспринимается как абсолютно нормальное, а тогда было противозаконным: в получении гонорара за свою работу. Профкомы институтов и руководители Домов и Дворцов культуры музыкантам платили - хотя делать этого не имели никакого права. Ну ладно, квартирный концерт: человек поет себе и поет, шапку по кругу - вот тебе и весь шоу-бизнес. А группы связаны с электричеством, светом, аппаратурой, поэтому концерт маскировался под «вечер отдыха молодежи», изготовлялись кустарные «билеты» - кусочки бумаги или картона с печатями (фаны-умельцы переводили печати вареным яйцом, так что на один настоящий «билет» приходилось по несколько «левых»), а потом расходились по «распространителям». Существовало несколько известных всей Москве менеджеров, у которых были детально разработаны каналы распространения, основанные на конспиративной практике революционных, а то и дореволюционных времен: распространитель раздавал «билеты», к примеру, троим помощникам, каждый из которых не был знаком с двумя другими, те по тому же принципу двигали заветные картонки дальше. Таким образом проколы и, как их следствие, неприятности со стороны милиции и ОБХСС (отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности, если кто не знает или запамятовал). Но в случае с «Воскресеньем» прокол-таки произошел."

Тогда дело было закрыто, но Андропов все закрытые дела открыл. Вернемся вновь к книге Ильи Смирнова: «Следствие по этому делу вела женщина по фамилии Травина (из УВД Мособлисполкома). Остальных участников группы спасло чудо: вызванные на допрос чуть позже, они успели проконсультироваться с юристами (и заочно - с В.Альбрехтом) (В.Альбрехт - юрист, диссидент, автор знаменитого руководства «Как вести себя на допросах», ходившего в тех годы в списках, ксерокопиях и на фотопленках - А.Л.), поэтому на вопросы о том, получали ли они гонорары от комсомольских и профсоюзных организаций, ...отвечали непрошибаемым «нет», несмотря на полный идиотизм такого ответа. (Получалось, что часть группы работала за деньги, а часть - бесплатно). Тем не менее, сажать за идиотизм приказа не поступало. Поэтому они до конца процесса оставались свидетелями, - в отличие от Романова, который сказал «да» (как сделало бы и большинство людей на его месте...)».

У Андрея Макаревича другой взгляд на эту историю: «Несмотря на постоянные задержания, закрытия сэйшенов и т.д., никто из московских музыкантов, кажется, не пострадал, хотя под следствием были многие (кроме, пожалуй, идиотской истории с Лешкой Романовым, который сам себя оговорил». Оставим на совести обоих авторов их дефиниции - кажется, истина, как и всегда в таких случаях, находится где-то посередине. Вот как, по описанию И.Смирнова, шел процесс: «Прецедент был очень важен. После ареста Арутюнова и Романова в ОВД на ул. Белинского потащили всех, кто имел отношение к рок-н-роллу. ...май принес и долгожданную передачу в суд юридического продукта Травиной. Суд проходил в г. Железнодорожном - подальше от возможных молодежных протестов - и был замечателен отсутствием прокурора. Обвинение рушилось самым скандальным образом... И резолюция - «От уголовной ответственности освободить в порядке ст.52 ввиду незначительности присвоенной суммы». Тем не менее, суд проштамповал обвинительный приговор - три и три с половиной года условно...»

Процесс сопровождался гневными публикациями в прессе о том, как Романов с красивой гитарой, используя технические средства и государственные документы, эксплуатируя труд своих товарищей, зашибал большую деньгу. Романов: «В общем, такие рвачи, нэпманы. Было обжаловано высшими инстанциями все это барахло, и мне переделали статью на «запрещенный промысел» - это типа распространения кассет. Вроде как мы цеховики, или нерпу бьём. И отсрочили исполнение приговора на два года - значит, надо на два года уйти в тину и потом считалось, что ты наказание отбыл. На этом история «Воскресения», казалось, закончилась навсегда.

Судьбы участников группы складывались по-разному.

Маргулис после распада «Аракса» и невыпуска им записанного уже и анонсировавшегося альбома «Колокол тревоги» создал с Кавагое группу «Наутилус», тоже записавшую несколько невыразительный, но крепкий магнитоальбом, работал у Юрия Антонова, потом сколотил группу «Шанхай», потом оказался в реформированном составе «Машины Времени» вместе с вернувшимся Подгородецким.

Сергей Кавагое после недолгого возвращения в музыку (в середине восьмидесятых вместе с Маргулисом играл в «СВ») пошел по научной части и сейчас, насколько известно, живет в Канаде.

Константин Никольский целеустремленно продолжал (и продолжает поныне) писать и записывать собственные песни.

Михаил Шевяков до недавнего времени занимался предпринимательской деятельностью.

Андрей Сапунов выступал с сольными акустическими концертами, потом играл в нескольких группах, потом вошел в состав ансамбля «Лотос» и вместе с клавишником Александром Слизуновым была записана виниловая пластинка, вышедшая в 1989-м на фирме «Мелодия».

Куда сложнее и извилистее складывалось всё у Романова. Почти сразу после освобождения он включился в любопытнейший проект - запись сюиты «Московское время», в которой были использованы стихи Арсения Тарковского, Юрия Левитанского, Григория Поженяна. «Московское время» затеяли писать все тот же старый друг Романова, гитарист Вадим Голутвин, трубач, перкуссионист и бэк-вокалист Александр Чиненков. На клавишных играл Сергей Нефедов из «Фантазии», на бас-гитаре - Романов и Игорь Кленов, на барабанах - Воронин.

Вскорости после этого Романова снова подхватил Мелик-Пашаев, сколотивший из разномастных артистов программу «В едином ритме» и катавший ее по городам и весям. Романов собрал ансамбль, с которым пел свои песни и аккомпанировал остальным участникам этого шоу. «Мы играли с Маргулисом, с Камилем Чалаевым (бас-гитарист, виолончелист, бывший участник группы «Рок-Ателье», впоследствии играл в «Метро», а ныне, по слухам, проживает в Париже - А.Л.) и Женькой Казанцевым (бас-гитарист Иосифа Кобзона, «Карнавала», работавший в программе Мелик-Пашаева у Кузьмина, а после его ухода оставшийся с Романовым). Там работала певица Таня Игошина - клевая народная певица, но увлеклась эстрадой, а аккомпанировать некому. Она - человек серьезный, стабильный, заслуженная артистка, а у нас идет хулиганство. Скучно просто так играть эстрадную музыку... У нас были стилизации - под латиноамериканскую музыку, под индейцев, китайские какие-то аранжировки. Она пела на марийском языке, и я одну песню выучил и пел - в стиле хэви-метал. Дурковали, одним словом. Ованес на это дело смотрел косо и в конце концов группу волевым решением распустил. После этого я и уволился».

"Воскресение" - По дороге разочарований

Романов пытался собрать новую группу, что получалось не очень. Вспомнив молодость, поиграл в парке «Сокольники» на танцах (там вместе с ним играл басист и вокалист Алексей «Старуха» [Антонов]), а потом был приглашен в группу «СВ».

Это, наверное, была единственная супергруппа 1988-90 годов. В репертуаре «СВ» сочетались старые и новые песни Романова, по-хорошему отягощенные изысканными аранжировками: богатые нефедовские клавиши уравновешивались почти дэвисовскими тембрами трубы Чиненкова, мастерская гитарная вязь Голутвина накладывалась на мощную ритм-секцию Казанцева-Китаева. В Романове «СВ»-шного периода чувствовалась небывалая уверенность, сила и свободное управление собственным полетом.

«Делай свое дело» была первой романовской песней, в которой образность была не столь лиричной, сколь безупречно поэтической: «Допустим, я - ночная птица, скажем, я - сова/Мне ночами не спится/я делаю слова». Рефрен «делай свое дело!» Романов в восемьдесят девятом году прокомментировал следующим образом: «Делай свое дело. Ты палач - иди казни. Этот текст написан в восемьдесят шестом, а весь восемьдесят девятый год я слушаю его по телевизору: эти слова стали очень модны после всех этих съездов. Это очень забавно - получается такой штамп, который ни черта не значит, как «народ и партия едины». Невозможно вдуматься в смысл, абсурдная какая-то скороговорка».

В восемьдесят девятом группе «Воскресение» исполнилось десять лет, и, как следствие, в спортивном зале «Дружба», в Лужниках прошел юбилейный концерт. Два дня зал, похожий с высоты птичьего полета на каракатицу, был под завязку набит самой разнообразной публикой - старыми фэнами легендарного состава, более молодыми рокерами и вовсе юными созданиями, причем преимущественно женского пола. Два дня на сцене, в произвольной последовательности меня друг друга, выступали «СВ», Никольский и «Зеркало мира», Алексей Антонов, Владимир Кузьмин, Петр Подгородецкий и - как специальный сюрприз для публики - «Воскресение». Романов, Сапунов, Никольский, Шевяков играли программу восемьдесят первого года, играли замечательно, вдохновенно, как будто перенесясь на восемь лет назад в подвал МГИМО - но все-таки с поправкой на прошедшие годы. Мероприятие сопровождалось фотовыставкой, продажей атрибутики, видеосъемкой - ну прямо как на Западе, как у больших! По материалам концерта планировался выпуск видеофильма и пластинки, но увы и ах - и телевизионщики, и звуковики сработали неудачно, так что весь материал пошел в корзину...

У Романова в то время как раз назревал целый блок новых песен, и были они совсем другими, чем все его творчество до того - предполагались сложные, развернутые, многоминутные композиции. Во время очередной записи «СВ» осталась пара неиспользованных студийных дней, и Романов вместе с Казанцевым и Китаевым сделал черновую запись этих песен. Впоследствии демокассета была доведена до ума на дачной студии бывшего бас-гитариста «Звуков Му» (ныне продюсера и рок-критика Александра Липницкого).

Эта акция привела к уходу всей троицы из «СВ». Они дали успешный концерт в маленьком подвальном клубике на «Курской»; клубик был забит народом, как консервная банка - килькой. Увы, не выдержавший напора желающих побрататься Казанцев, тогда «зашитый», развязал и, как следствие этого, надолго выпал из общемузыкального процесса. Не имевший названия состав, в котором Казанцева сменил (поначалу - параллельно с «Лотосом», а затем и постоянно) Андрей Сапунов, с начала девяносто первого года стал репетировать в ДК издательства «Правда». Зрелище (и слышище) надо сказать, было замечательное.

"Воскресенье" - Мой друг художник и поэт

Все вместе они играли, как сейчас становится понятно, мощную, тяжелую психоделию, но это была психоделия начавшихся девяностых. В ней, правда, не было элементов фанка, привнесенных года три спустя Spin Doctors, но был панк: песни «Расскажи это всем» и «Последняя любовь», при всей своей философской насыщенности, были оформлены грубыми, прямолинейными гитарными риффами.

В 1992-м фирма грамзаписи «Фили» выпустила на виниле запись «Воскресенья», датированную годом 81-м. По этому поводу в ДК Горбунова была устроена презентация, запечатленная «Программой А». В первом отделении играл тот же состав, что и три года назад в «Дружбе», во втором - так и оставшееся безымянным трио. «Воскресение" играло откровенно халявно, Романов забывал слова... Намного более удачное выступление трио «Программа А» не показала.

Потом наступило какое-то неопределенное затишье. Трио изредка выступало, но теперь Китаева, человека с жестким, сложным и устоявшимся при этом характером сменил Андрей Кобзон - сын известного эстрадного певца и прекрасный барабанщик.

Возрождение

Меломаны всей страны не поверили своим ушам, услышав сообщение о возобновлении деятельности группы «Воскресение». Тем не менее это произошло. Первоначально планировалось воссоздать второй состав группы (Романов - Никольский - Сапунов - Шевяков) и один концерт в таком составе все же состоялся в дискотеке «Мастер» 12 марта 1994 года, но уже на следующей репетиции Никольский заявил, что не хочет исполнять никаких новых песен и вообще его мнение в группе - единственно главное и определяющее.

К его удивлению никто с этим не согласился, тогда он, недолго думая, собрал примочки и ушел. Но в таком странном начале был и положительный опыт. Если бы репетиции продолжились в том же составе, то группа просуществовала бы всего пару месяцев и снова распалась. Но через пару дней Алексей Романов позвонил Евгению Маргулису и первый состав группы приступил к репетициям. Теперь в коллективе не было лидера. Все были равны. Без диктата Никольского все стало на свои места.

В итоговый состав возрожденной группы вошли Романов, Маргулис, Сапунов, Шевяков и - на первых порах - Алексей Макаревич. Свой первый концерт группа дала на пасху, 1 мая 1994 года в Санкт-Петербурге, вместе с «Круизом». Воссоединение было отпраздновано грандиозными концертами в зале «Россия», которые были всячески записаны и потом выпущены на всех возможных носителях фирмой Silence Pro под названием «Мы вас любим».


Потом «Воскресение» выпустило на PolyGram Russia еще один концертный - на этот раз акустический - альбом «Живее всех живых!», Романов вместе с Дмитрием Ревякиным из «Калинова моста», группой «Лицей» и еще много кем поучаствовал в выпущенной фирмой DL-Lota детской музыкальной сказке А. Морсина «Волшебник Изумрудного города», а те семь песен, из-за которых Романов, Китаев и Казанцев ушли из «СВ» тоже были записаны и выпущены DL-Lot"ой на компакт-диске под названием «Семь вещей». Записанные на студии Иосифа Кобзона с участием Владимира Преснякова-старшего и пианиста Андрея Миансарова (он иногда выступал вместе с трио на концертах), «Семь Вещей» за шесть лет, прошедшие с момента их написания, стали совсем другие. Панк-напор уступил место спокойному, взвешенному цинизму, «Светлая горница» на стихи поэта начала века Михаила Кузмина обрела необходимую прозрачность, а главным шлягером абсолютно некоммерческого, в отличие от любой записи «Воскресения», альбома стала совершенно проходная в те далекие времена песня «Мне тебя утешить нечем», спетая Сапуновым так, что умри, - лучше и не представить...

На сегодняшний день группа живет нормальной жизнью - пишет новые песни, выезжает на гастроли, выступает по телевидению, в общем, жизнь идет...

"Воскресение" - В моей душе осадок зла. 1992

Arabic Bulgarian Chinese Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French German Greek Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Malagasy Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swedish Thai Turkish Vietnamese

definition - ВОСКРЕСЕНИЕ ГРУППА

Воскресение (группа)

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Воскресение (или Воскресенье ) - советская и российская рок-группа . Существует с 1979 года с перерывом в −1994 годах . Лидер - Алексей Романов (1979-1982, 1994 - нынешнее время), Константин Никольский (1980-1981, 1992-1994). Стиль - рок , среднее между блюзом , психоделическим роком , арт-роком с элементами кантри , фламенко и рок-н-ролла .

Среди известных песен: «Кто виноват?», «Снежная баба», «Музыкант», «Радуюсь», «Сон», «Один взгляд назад», «По дороге разочарований»

История

Воскресение 1979-1982

Первый период

Никольский был известен не только «рок-тусовке», но и простому советскому слушателю, как автор песни «Старый рояль» - хита ВИА «Цветы». У него, и у его приятеля Сапунова уже практически был новый состав - он, Сапунов, Романов и барабанщик Михаил Шевяков. Был и репертуар, оставалось только найти «базу» и аппаратуру.

Второй состав, пожалуй, был самым интересным, но и самым противоречивым и нестабильным. Лирика Никольского на первый взгляд была очень похожа на «Воскресенскую», но в то же время были видны и глубокие различия. Никольский писал «красивые» песни с повышенным градусом пафосности, образы которых легче западали в память - одинокие полупьяные скрипачи, птицы и Поэты, реющие над миром. Песни Романова всегда были проще по форме, но сложнее по содержанию.

Как бы там ни было, появление в группе участника с ярко выраженными наклонностями лидера, ни к чему хорошему не привело - когда в одной лодке два капитана, это неминуемо ведет к гибели судна.

И этому составу не была суждена долгая жизнь. Романов мечтал пробиться в филармонию, Никольский и Сапунов не собирались бросать обучение в музучилище. Когда появилась возможность профессиональной работы под началом менеджера Ованеса Мелик-Пашаева , это была уже совсем другая группа. К Мелик-Пашаеву и ушёл Романов. Тот заключил договор с областной филармонией. Романову казалось, что его карьера пошла на взлёт, но осенью 1982-го умер Брежнев . Все концерты группы были отменены, а «Воскресение № 2» перестало существовать.

…А тут Ленинград, понимаешь, класс, отличный зал, аппарат шикарный, всё отрепетировано, всё звучит, а тут Брежнев возьми да помри! Ни одного концерта так и не состоялось!

Алексей Романов

Участники «Воскресения» с 1982 по 1992

«Группа Мелик-Пашаева»

  • Вадим Голтувин, гитара
  • Пётр Подгородецкий , клавишные
  • Игорь Клёнов, гитара
  • Владимир Воронин, ударные

История группы

Весной 1982 года новый коллектив записывает первый альбом. В записи участвовал также Смеян и трубач Александр Чиненков. Альбом вышел странным. Старые романтические интонации переплетались с музыкой в стиле новая волна, что вызывало неоднозначную реакцию у публики. Осенью группа выехала на гастроли в Ленинград. Для Романова это были первые в жизни гастроли.

На Новый Год группа уехала в Ташкент, давать концерт в местном дворце спорта. В зале царил ажиотаж, всюду висели плакаты о русском роке. Мелик-Пашаев , умевший «вести дела», заключил договор с московской филармонией, хотя та люто ненавидела группу.

Затем последовали несколько концертов в театре «Эрмитаж», а потом Романова арестовали.

Судебный процесс и распад группы

В августе 1983 Романов и его звукорежиссёр Александр Арутюнов были арестованы. Им инкриминировалась частная предпринимательская деятельность в виде выступлений с концертами. Следствие велось прокурором по фамилии Транина.

Остальные участники группы проконсультировались с известными юристами, в том числе с В. Альбрехтом, и по его совету, всячески отрицали, что получали деньги за выступления.

У Романова конфисковали его гитару - красный «Fender » - и все деньги со сберкнижки. В мае дело было передано в суд на рассмотрение. Заседание проходило в городе Железнодорожный. Суд вынес приговор: Романову три с половиной года условно и конфискация имущества, Арутюнову - три года колонии.

Выступления группы продолжались до 1984 года, после чего, как писал Подгородецкий, «… нас просто прекратили приглашать на концерты».

Группа «Шанхай»

Основная статья : Шанхай (группа)

Затем работал на дискотеке в Сокольниках и пытался собрать свою группу, что не очень получалось. В 1988 году Романова пригласили в «СВ». Это стало апофеозом творческой деятельности Романова - с его приходом «СВ» стала супергруппой. В репертуаре сочетались старые и новые песни Романова. Среди новых - «Делай своё дело», «На том берегу», « Научи меня жить», «Кому ты смотришь в спину», «Светлая горница» и «Блюз Москва». В этом распознавался уже другой Романов, ломающий традиции, несколько отошедший от прежнего лиризма. В 1989 году «Воскресению» исполнилось 10 лет. Прошёл юбилейный концерт в Лужниках с участием «СВ», «Зеркала мира» Никольского, Антонова, Кузьмина, а в конце - специальный сюрприз - Романов, Никольский, Сапунов и Шевяков сыграли вместе, как «Воскресение № 2».

В 1990 году группа выпустила альбом «Солдат Вселенной» - один из лучших альбомов своего времени.

К тому времени у Романова уже на стадии завершения был новый блок песен - развёрнутых длинных композиций. К тому времени «СВ» записывали новый альбом. Работая ударными темпами, они освободили два дня записи. Романов с ритм-секцией Китаева и Казанцева в это время сделали черновую запись этих песен.

Трио

1 состав, 1991 год

  • Алексей Романов, вокал, гитара
  • Евгений Казанцев, гитара
  • Юрий Китаев, ударные

2 состав, 1991 год

  • Алексей Романов, вокал, гитара
  • Юрий Китаев, ударные

3 состав, 1992 год

  • Алексей Романов, вокал, гитара
  • Андрей Сапунов, вокал, бас-гитара
  • Андрей Кобзон, ударные

История трио

Вскоре Романов, Казанцев и Китаев сформировали своё трио, не получившее названия. Они дали концерт в подвальном клубе «На Курской». На новое трио обрушилось популярность. Со временем, не выдержавший напора Казанцев отошёл на задний план, а вскоре вообще «выплыл» из группы. Временно его заменял Сапунов, который затем постепенно «поселился» в трио. Трио играло мощную психоделию, по сути, даже панк-рок, где наряду с философскими текстами шли мощные, грубые риффы («Делай свое дело», «Последняя любовь»).

В 1992 году Китаев ушёл из трио, а место ударных занял Андрей Кобзон, сын знаменитого певца Иосифа Кобзона .

В том же году «Воскресение» в составе: Романов, Никольский, Сапунов, Шевяков дало концерт в ДК Горбунова по случаю выпуска на виниле записи, датированной 81-м годом.

Возрождение

Третий период

Меломаны всей страны не поверили своим ушам, когда услышали новость о восстановлении легендарного «Воскресения».

12 марта «Воскресение № 3» дало первый концерт. Лидером явно был Никольский, остальные - Романов, Шевяков, Сапунов - подчинённые; на репетиции после этого концерта Никольский заявил, что группа никаких новых песен петь не будет и объявил, что его слово - определяющее в группе. К его удивлению, с ним никто не согласился. Тогда Никольский ушёл из группы. Через пару дней, Романов, не долго думая, позвонил Маргулису. 1 мая Романов, Сапунов, Маргулис и Шевяков вместе с группой «Круиз» выступили в Санкт-Петербурге. Затем, в концертном зале «Россия» шумно было отпраздновано воссоединение.В новом составе не было лидера, все были равны, и без диктата Никольского всё пошло, как по маслу.

Вышли новые альбомы - запись концерта в «России» - «Мы вас любим», концертный акустический альбом «Живее всех живых», «Семь вещей», состоящий из семи песен репертуара романовского трио, из-за которых он с Китевым и Казанцевым ушёл из «СВ», в 2001 году - альбом «Всё сначала», а в 2003 - альбом «Не торопясь», состоящий частично из забытых песен середины 80-х, частично из совершенно новых произведений. После премьеры альбома Евгений Маргулис, до того совмещавший «Воскресение» и «Машину времени», полностью отдался последней, ушёл и барабанщик Шевяков. Несмотря на это, с 1999-года поддерживается традиция: ежегодно группы дают совместный «большой» концерт, собирая аншлаги в лучших залах столицы.

Четвёртый период

с осени 2003 года Воскресение выступает как трио: Алексей Романов, вокал, гитара; Андрей Сапунов, вокал, гитара, бас-гитара, ножная басовая клавиатура; Алексей Коробков, ударные, перкуссия.

В 2008 году к группе присоединился молодой басист Дмитрий Леонтьев.

Составы

Первый период
май - июнь 1979
  • Алексей Романов - вокал, ритм-гитара
  • Евгений Маргулис - бас-гитара
  • Алексей Макаревич - соло-гитара
  • Сергей Кавагое - ударные
июль - сентябрь 1979
  • Андрей Сапунов - вокал, акустическая гитара
  • Евгений Маргулис - вокал, бас-гитара
  • Алексей Макаревич - соло гитара
сентябрь 1979
-
январь 1980
  • Алексей Романов - вокал, ритм-гитара
  • Сергей Кавагое - ударные, клавишные
январь - апрель 1980
  • Алексей Романов - вокал, ритм-гитара
  • Андрей Сапунов - вокал, бас-гитара, акустическая гитара
  • Евгений Маргулис - бас-гитара
  • Алексей Макаревич - соло-гитара
  • Сергей Кавагое - ударные, клавишные
  • Сергей Кузьминок - труба
  • Павел Смеян - саксофон
апрель - сентябрь 1980
  • Алексей Романов - вокал, ритм-гитара
  • Андрей Сапунов - вокал, бас-гитара, акустическая гитара
  • Сергей Кавагое - ударные, клавишные
  • Сергей Кузьминок - труба
  • Павел Смеян - саксофон
  • Алик Микоян - соло-гитара

Творчество

Известные песни

  • Есть у меня (1972, авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Кто виноват? (1976, авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Сон (1976, авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Снежная баба (1976, авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Я тоже был (1977, авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Друзьям (1977, авт. сл. - Алексей Романов, авт. муз. - Алексей Романов, Алексей Макаревич)
  • Лето (1979, авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Так бывает (1979 авт. сл. - Алексей Романов, авт. муз. - Алексей Романов, Сергей Кавагоэ)
  • В жизни как в темной чаще (1979, авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Случилось что-то (1979, авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Я привык бродить один (Солдат вселенной) (1979, авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • По дороге разочарований (1981, авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • В Моей Душе Осадок Зла (1981, авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Радуюсь (1981, авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Я ни разу за морем не был (1981, авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Хороший парень (авт. муз. и сл. - Алексей Романов, Алексей Макаревич)
  • Дороги наши разошлись (авт. сл. - Алексей Романов, авт. муз. - Евгений Маргулис)
  • Городок (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Музыкант (авт. муз. и сл. - Константин Никольский)
  • Зеркало мира (авт. муз. и сл. - Константин Никольский)
  • Поиграй со мной, гроза (авт. муз. и сл. - Константин Никольский)
  • Я сам из тех (авт. муз. и сл. - Константин Никольский)
  • Ночная птица (авт. муз. и сл. - Константин Никольский)
  • Когда поймешь умом (авт. муз. и сл. - Константин Никольский)
  • Вера, надежда, любовь (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Всё сначала (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Поезд (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Сколько было звёзд (авт. сл. - Алексей Романов, авт. муз. - Алексей Романов, Евгений Маргулис)
  • Кому ты смотришь в спину (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Блюз Москва (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Спешит моя радость (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Один взгляд назад (авт. муз. и сл. - Константин Никольский)
  • Птицы белые мои (авт. муз. и сл. - Константин Никольский)
  • Делай своё дело (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Последняя любовь (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Дело дрянь (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Когда ты уйдешь (авт. муз. и сл. - Евгений Маргулис)
  • Научи меня жить (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Мне говорили (авт. сл. - Александр Бутузов, авт. муз. - Андрей Сапунов)
  • Зимний день (авт. сл. - А.Лерман, авт. муз. - Б.Барнас)
  • Когда ты смотришь (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Звон (авт. сл. - Александр Слизунов, авт. муз. - Андрей Сапунов)
  • Сотворю тебе мир (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Не оставь (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • В ваших маленьких домишках (Марсианская) (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Не торопясь (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Посмотри, как я живу (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Волчья (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Спой со мной (авт. муз. и сл. - Евгений Маргулис)
  • Листопад (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Атлантида (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)
  • Ветер (Дыхание доброго неба) (авт. сл. - Александр Бутузов, авт. муз. - Андрей Сапунов)
  • Первый шаг (авт. муз. и сл. - Алексей Романов)

Дискография

  • - Воскресение 1 (он же Воскресенье 79-80, Кто виноват?) - двойной
  • - Воскресение 2
  • - Концерт в ДК МЕХТЕХ
  • - Аккустический концерт (Алексей Романов и Константин Никольский) в Детском камерном театре имени Натальи Сац
  • - Мы вас любим - двойной, запись концерта в зале «Россия» 16 июня 1994
  • - Живее всех живых - запись концерта в зале «Promotion club» 28.03.95
  • - Легенды русского рока, «Воскресение», выпуск 1
  • - Живая коллекция - запись с концерта на телевидении
  • - 50 на двоих - совместный концерт с группой Машина Времени (20 лет группе «Воскресение» и 30 лет «Машине Времени») в спорткомплексе «Олимпийском»
  • - Всё сначала - новые записи песен разных лет
  • - Легенды русского рока, «Воскресение», выпуск 2

На концерте в Крыму группу «Воскресение» забросали яйцами, когда увидели, что среди участников коллектива не было Андрея Сапунова. Отсутствие музыканта лидер «Воскресения» Алексей Романов объяснил зрителям одним предложением:«Наш товарищ Андрей Сапунов не поехал в ваш оккупированный Крым. Но Крым - ваш».

Организаторы концерта были шокированы таким заявлением, и прокомментировали инцидент в группе «Facebook» таким образом:

«Лишь за неделю до концерта нас уведомили о том, что у Андрея Сапунова на этот день назначена операция на сердце. Именно такая причина была озвучена. Причина, конечно же, уважительная, форс-мажор… Об этом Алексей Романов должен был сообщить со сцены».

С тех пор, как отношения России и Украины испортились, некоторые знаменитости стали во всеуслышание озвучивать и демонстрировать свою политическую позицию — как в интервью, так и на концертах; поэтому ситуация, которая сложилась с группой «Воскресение», далеко не единственный случай, когда артисты позволяют себе выражать собственное мнение во время выступления.

К примеру, на своем сольном концерте в Литве певица Земфира попросила зрителей убрать украинские флаги, причем обращение содержало нецензурные слова:«Я – житель России. Мы находимся в Литве. Я прошу, я прошу вас, бл*дь».

Правда, ранее рок-дива поддерживала украинскую сторону — в июле прошлого года на концерте в Грузии Земфира подняла над головой флаг Украины. А весной 2014 года Земфира в знак поддержки украинцев удалила весь контент со своего сайта, оставив только песню группы Океан Эльзы «Відпусти» в своем исполнении на украинском языке на одном из концертов 2008 года. После этого знаменитой певице отказали в гастролях по Крыму.

Не скрывает своих политических предпочтений и лидер группы «Машина времени», ставший на Украине чуть ли не национальным героем.

Противоположную сторону баррикад заняли такие артисты как Сергей Безруков,Олег Газманов, Иосиф Кобзон, певица Валерия, Иосиф Пригожин, Михаил Боярский, Николай Расторгуев, Иван Охлобыстин, Михаил Пореченков, Григорий Лепс и Жерар Депардье — все они были внесены министерством культуры Украины в список деятелей, которые создают угрозу национальной безопасности Украины.

Теперь в список внесен и скандально известный журналист Отар Кушанашвили — телеведущему отказали во въезде на территорию Украины сроком на три года. Причиной такого решения послужило интервью, в котором Кушанашвили нелестно отзывался о киевских властях.

Так стоит ли известным людям как-то обозначать свою политическую позицию, и в принципе касаться политических вопросов? Российский комедийный актёр и телеведущий Сергей Писаренко рассказал , что он принципиально не обсуждает отношения Украины и России со своими близкими — «Это ловушка для дураков».

«Одна моя бабушка — уральская, другая — из Винницы. И дабы не обидеть ни одну из своих бабушек, я просто не обсуждаю темы Украины и России. Своим друзьям, которые живут и там, и там, я говорю одно — «Это ловушка для дураков». Там ребята наверху поссорятся, и помирятся. А вот те, кто потерял друзей, перессорившись из-за этого, друзей уже не вернут.

Мир наступит, а друзья не простят. Поэтому не будьте идиотами, сохраните своих друзей, сохраните своих родственников, близких. Потому что когда все закончится, вы приедете в гости друг к другу, сядете вместе за стол, и будете вспоминать хорошее, а не то, как вы друг друга обзывали «хохлами» и «москалями». Это не наш с вами конфликт, поверьте».

Полное видео интервью:

Материал подготовлен редакцией проекта

При частичном или полном использовании текстового, видео или аудиоматериала сайта ссылка на обязательна.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры