Хиромант из человека невидимки борис акимов. Борис акимов полная энциклопедия хиромантии

Главная / Измена жены

Голос за кадром: Борис Акимов - легенда Большого театра, блистательный танцовщик, ученик Мариса Лиепы, партнер несравненной Майи Плисецкой. Сколько выдающихся имен и событий промчалось через полувековую, насыщенную творческую жизнь Акимова в стенах Большого. Его история - это пример для многих артистов балета: получив тяжелую травму и уйдя из первого эшелона солистов на пике своей карьеры, он не сломался и, преодолевая физическую боль, продолжал работать! Нашел себя в педагогике, воспитал десятки выдающихся мастеров балета, ученики Акимова - солисты лучших театров мира. Народный артист СССР, профессора Борис Борисович Акимов вот уже тридцать лет является самым востребованным российским балетным педагогом в мире! Его ждут ученики в Париже и Милане, Токио и Лондоне, везде имя Акимова воспринимается как супербрэнд Российской балетной школы.

Дмитрий Кириллов: Вы один из российских педагогов-хореографов, номер один в мире, можно так сказать?

Борис Акимов: Ну не знаю, я очень скромно отношусь к этой работе.

Дмитрий Кириллов: Борис Акимов - чемпион Москвы среди юношей по фигурному катанию?

Борис Акимов: Да, было такое.

Дмитрий Кириллов: Вы родились в Вене, там, где творил Моцарт, Шуберт, Бетховен, это действительно было так, когда вы первый раз приехали на свою родину, мэрия Вены вас встречала как своего почетного земляка?

Борис Акимов: Да это действительно так было.

Дмитрий Кириллов: Вы пишите музыку - писать музыку сложнее чем заниматься балетом?

Борис Акимов: Балет - это моя профессия, моя вся жизнь, а это то отвлечение, которое мне немножко позволяет уйти от всех сложностей, проблем, которые есть в профессии.

Дмитрий Кириллов: Современный танец с акробатическими элементами скоро вытеснит классический балет?

Борис Акимов: Я думаю никогда.

Дмитрий Кириллов: Многолетние, многочасовые репетиции на сцене могут привести танцовщика к инвалидности?

Борис Акимов: Наверное, чрезмерные могут.

Дмитрий Кириллов: На снимках ваших коленных чашечек обучаются студенты травматологи?

Борис Акимов: Не чашечек, а костей голени.

Дмитрий Кириллов: Диагноз периостит, поставленный врачами - это тот момент, когда вы поняли, что карьера закончилась танцовщика?

Борис Акимов: Для меня нет, хотя многие академики, врачи, которые меня смотрели, они говорили, что надо переходить уже на другую работу, педагогику предлагали, но я не верил в это.

Дмитрий Кириллов: Только жесткие палочные методы могут воспитать звезду балета?

Борис Акимов: Нет.

Дмитрий Кириллов: Вы почти тридцать лет преподаете на западе, в Англии, Японии, во Франции, там работать проще и интереснее?

Борис Акимов: Для меня просто профессиональнее интереснее, потому что разные театры, разные артисты, разные школы и для меня интересно попробовать себя во всем.

Дмитрий Кириллов: Можно ли в нашей жизни, не имея природных данных, стать звездой балета?

Борис Акимов: Для того, чтобы настоящей звездой стать, нужны великолепные природные данные.

Дмитрий Кириллов: Большой театр - это большие интриги, так было всегда, вы варитесь в этом всю жизнь, можно с ума сойти от этого, нет?

Борис Акимов: Да нет, я как-то с годами адаптировался к этому, интриги они всегда, наверное, есть, будут, всегда, но это театр!

Дмитрий Кириллов: Большой театр и сегодня остается вашим главным аккумулятором энергии?

Борис Акимов: Да, к счастью остается так!

Дмитрий Кириллов: Борис Акимов - юный чемпион по фигурному катанию, бросает фигурное катание и бежит в хореографическое училище, откуда появилась эта страсть, с чего?

Борис Акимов: Меня мама привела в парк Сокольники, в замечательную школу фигурного катания, тогда одна из самых больших и известных в Москве, и я стал кататься. В любой школе фигурного катания есть хореографический обязательно урок. Нам преподавал из Большого театра артист балета Анатолий Гаврилович Елагин, который впоследствии стал педагогом Московской академии хореографии. Он все время моей маме говорил: «Отдавайте его в хореографическое училище, он способный к этому». Но дело в том, что у меня ведь папа танцевал, только он был народник, танцевал и в Ансамбле Александрова, тогда он назывался «Ансамбль НКВД», но папа и мама они как-то не видели меня в том, чтобы я продолжил папин танцевальный путь и мама не хотела, всегда говорила: «Это такая тяжелая профессия, ты видишь». Но дело в том, что папа меня брал к себе на репетиции, он иногда меня водил и меня все любили в ансамбле и всегда ждали меня, я там были как сын полка. Я всегда приходил и был к этому видимо способный, они мне говорили: «Боря, ну давай, мы тебе покажем что-то», они показывали кусочки венгерского танца, даже чечетки, я все это схватывал и это была такая замечательная атмосфера для меня, я обучался довольно быстро этому, казалось бы, я должен был в этом направлении пойти и вдруг опять случайность в жизни - я заболеваю. Желтуха, оказалось, что инфекция прошла через всю нашу группу фигуристов, заболело очень много народу, мы потом все встретились в одной инфекционной детской больнице. Когда я вышел, сказали, что шесть месяцев нельзя заниматься физикой. Знаете, шесть месяцев как-то растворили, меня как-то уже отдалили от этого и, когда я вновь пришел на каток, у меня уже не было такого желания мощного и нерва. Мне было 12 лет, я был уже взрослый человек.

Дмитрий Кириллов: В хореографическое раньше же принимают?

Борис Акимов: Раньше, а в то время, я считаю, что это было правильно, было специальное отделение экспериментальное для мальчиков и девочек чуть старше, но способных к этому. Вы знаете, я прошел первые два тура, и я поступаю и мое великое счастье, что я попал в руки к замечательному педагогу, такая была Елена Николаевна Сергиевская, всегда вспоминаю ее, помню, пока я жив, всегда буду помнить, потому что все, что во мне есть, это заложила она. Она просто для меня второй матерью стала, и вообще мои родители боготворили ее, потому что она перевернула всю мою жизни, она была настолько современна, она была педагог, опередивший свое время. У нее у первой была видеокамера, которая заводилась с пружины, она нас снимала, а потом дома на специальном монтажном столике, который крутился, она нам показывала все, что мы делали все элементы и говорила: «Видишь, откуда ты начинаешь, куда приходишь», она меня так организовала! Она во мне что-то увидела такое, это великое счастье!

Дмитрий Кириллов: Еще вашим педагогом был сам Марис Лиепа, каким он был педагогом?

Борис Акимов: Вот в продолжение к этому, Елена Николаевна Сергиевская была очень близка и с Марисом Лиепой, потому что она, отдыхая в Прибалтике, она увидела его, и она сделала все так чтобы он переехал из Риги в Москву, действительно она сыграла в его судьбе очень большую роль и ей хотелось нас передать в руки настоящему танцовщику, который уже закрепит все это. И вот настал тот день, она появилась и за ней стоял человек - это был Марис Лиепа и вот с ним началась наша работа, два года он нас вел, это единственный его класс был. Конечно трудно потому что у него утренние репетиции в театре он активно действующий был артист, потом гастроли, но она его успокоила и сказала: «Эти ребята такие сознательные я их так воспитала и потом Боря всегда может заменить! Тебя нет, он может дать урок». Она меня воспитала так, что я уже мог дать урок! Он приходил, у него всегда была большая сумка за плечами, он очень любил этот баул, у него все было там вплоть до термоса и до завтрака, приходил, выпрыгивал на рояль, доставал булочку калорийную и бутылочку кефира он выпивал и говорил: «Вы знаете, я пришел сказать вам, что я должен уйти». И он говорит: «Бора, старик, начинай»! И он уходил, но он очень интересный был педагог и, что самое главное в нашем искусстве - передача всего из рук в руки Он приходил, например, снимал ботинки, подкручивал брюки, вставал на центр зала и начинал показывать, как это должно быть, подход к прыжку, к чему, потом он так нас вел два года, мы закончили экзамен вместе с девятилетним отделением параллельным и нас троих из шести приняли в Большой театр. Дальше пошла моя жизнь в Большом театре и дальше уже «Спартак», когда я уже вместе со своим учителем выходил на премьеру спектакля.

Дмитрий Кириллов: Вы попали в труппу Большого театра?

Борис Акимов: Я пришел как все, артистом кордебалета, я не пришел солистом, это очень важно для всего, не только для физики, а вообще для понимания себя в театре и вообще. Для оценки того, что потом будет. Я очень много танцевал, бывало так по 28-29 кордебалетных спектаклей в месяц! Практически каждый день и в опере я танцевал, что только я не танцевал, очень много всего.

Голос за кадром: Талантливого трудолюбивого парнишку заметили Наталья Касаткина и Владимир Василёв и не побоялись именно ему дать главную роль в своей постановке балета «Геологи», это был первый триумф молодого солиста Большого театра. Бориса Акимова узнал весь балетный мир.

Борис Акимов: А потом подходит Майя Михайловна Плисецкая и говорит: «Боря мне нужен высокий Иван». Это балет «Конек-Горбунок», она царь-девица была и вот такое предложение! Сама Плисецкая предлагает, какие-то такие этапы в жизни начальные!

Дмитрий Кириллов: Страшно было с Плисецкой?

Борис Акимов: Знаете, она была настолько контактная, я вошел в зал, конечно был трепет, волнение, только я вошел в зал, начали репетировать, у нее такой юмор, что-то скажет веселое и очень спокойно все, нормально!

Дмитрий Кириллов: Григорович я так понимаю еще?

Борис Акимов: А вот это уже работы большие потом, вот здесь уже предложения Юрия Николаевича. Я вошел в обойму тех танцовщиков, это великое счастье, особенно когда он на тебя делает роли! Он на меня делал роли! Я любил всегда роли, я не любил просто танцевать, мне интересно было покопаться, найти своего героя, я набирал танцевал уже много, гастроли в Италию, я в Италии много танцевал и своего репертуара и «Спартак» и «Лебединое» было.

Дмитрий Кириллов: «Злого гения» вы танцевали же?

Борис Акимов: «Злого гения» он на меня делал, принца танцевал, но «Злого гения» Юрий Николаевич делал на меня. Кстати, «Лебединое озеро, принца» он тоже начинал делать на меня, задумывал!

Голос за кадром: Весть о том, что сам Юрий Григорович ставит под Акимова свой новый балет мгновенно распространилась по Большому театру - интриги завить сделали свое дело, роль принца Григоровичу пришлось отдать другим, более именитым коллегам Акимова, а Борис продолжал танцевать по 30 спектаклей в месяц постоянно заменяя травмированных танцовщиков. Акимов крепкий, выносливый настоящая рабочая лошадь, на нем в буквальном смысле пахали, как бы это грубо ни звучало. И закончилось все это по сути инвалидностью…

Борис Акимов: Я с кровати встаю и чувствую адскую боль в двух ногах, в голени. Снимок когда сделали, было на правой голени пять трещин, в левой четыре, они такие как фломастером черным.

Дмитрий Кириллов: Это же адская боль!

Борис Акимов: Первый период конечно, потом я пошел по всем академикам, и я попал к академику Вишневскому, он очень интересный был человек, у него вся комната была в клетках с попугаями, они все время дублировали наш разговор, мы пили с ним чай, и он посмотрел мои снимки и сказал: «Ты знаешь, в чем дело, думай уже о том, чтобы уйти». Все уже поняли, что всё. В театре тоже есть моменты, здесь тоже были моменты довольно тяжёлые. С Юрием Николаевичем тоже было: «Вот видишь, период мы выждали, я не знаю, что делать, как быть, надо уже уходить, решать какой-то вопрос, инвалидность, не инвалидность».

Дмитрий Кириллов: Как это все пережить психологически?

Борис Акимов: Я выручил театр, а уже юридически нельзя было, многие уже начинали писать, что как же, вот этого актера держат, ставки же, борьба, жизнь. Меня вызвал тогда директор Большого театра Муромцев и сказал: «Дорогой мой, сколько вам надо лечиться, столько вы и будете лечиться, поняли? Разочка два выйдете в спектакле просто в «Жизели», в придворных, всё! И вы вылечитесь»! Я подумал, что чтобы выйти, надо себя сохранять как-то и я стал заниматься, придумал себе систему целую лежания на полу. Я по полтора, по два часа в день приходил чтобы режим был, занимался до пота настоящего. Мне легче было, организм мой работал, и я это вырабатывал всю эту систему, я разворачивался, что только я ни делал. А потом подошла Плисецкая, сказала: «Я не могу смотреть, сколько ты мучаешься, я дам тебе своего врача». Замечательный хирург был, он, когда увидел мои снимки, он так спокойно сказал: «Боря, мы с тобой затанцуем месяца через полтора, два»! Я ушел на крыльях, как он мне потом сказал: «Я же должен был психологически… когда увидел снимки, я понял». Он сказал: «Не трать время, не бегай, читай книги, занимайся немножко педагогикой». И я в педагогике уже начал что-то фантазировать, переключил свое творческое начало туда.

Голос за кадром: Акимов - прирожденный педагог, об этом говорили в театре давно, еще когда Борис был юным солистом Большого он часами наблюдал за работой Асафа Мессерера, Алексея Ермолаева и Алексея Варламова. И, переходя из класса в класс искал свой метод, свою дорогу. Пройдут годы и занятия с Борисом Акимовым станут востребованы абсолютно всеми звездами Большого театра!

Борис Акимов: Ко мне стали приходить все ведущие солисты театра, включая и Володю Васильева, и Майю Михайловну Плисецкую, Володя Тихонов стал приходить и многие другие! И мой педагог - Марис Лиепа! Такое даже было, все ходили с удовольствием занимались!

Дмитрий Кириллов: Фантастика - ученик!

Борис Акимов: А я все фантазировал, мне хотелось это все делать, иногда не спал, не ложился, думал, что надо им что-то дать такое интересное! Интерес во мне был, даже доходило до того, что в Бразилии импресарио женщина у нас была, она предложила нашему руководству, узнала, что такой класс и его интересно ведут, она предложила и знаете во что это вылилось? На больших стадионах по двадцать тысяч продавались билеты: уроки Балета Большого театра и вел (было написано) профессор Акимов и тридцать пять или сорок солистов, мы час с лишним полный эмоциональный каскад всего, были страшные аплодисменты совершенно и вот было такое!

Голос за кадром: Весть о том, что Борис Акимов творит чудеса, распространилась далеко за пределы Советского Союза, иностранные делегации, посещая Большой театр, желали видеть этого педагога, профессор Акимов получил мировую известность!

Борис Акимов: Мне звонок из ложа дирекции: «Срочно спускайтесь! Министерство культуры СССР, кабинет такой-то», я вхожу: «Вам приглашение из королевского английского балета»! Уже все распространилось, Акимова приглашают! И вот мое было первое посещение английского Королевского балета которое прошло очень успешно и потом второе, третье и вот с балетом я работаю уже 27 лет в королевском английском балете, это редкий случай такое постоянство.

Дмитрий Кириллов: А вы стали экспортером российской балетной педагогики на запад.

Борис Акимов: Вы знаете, я счастлив, что я представляю русскую педагогическую школу и вообще школу советско-русского балета, российского балета, я вижу, как-то все проходит успешно, чему я очень радуюсь, в моем лице я доказываю ее силу!

Дмитрий Кириллов: Сорок лет вы прожили вместе с Татьяной Николаевной Попко - ваша супруга, но уже десять лет ее нет, вот кто помог и что помогло вам пережить эту трагедию?

Борис Акимов: Ну, во-первых, она балерина была прекрасная, сорок лет прошли как один день, как все в этой жизни проходит. Очень хорошая наша жизнь такая, кроме того, что мы любили друг друга, мы понимали друг друга, она тоже была артисткой, а потом замечательным совершенно педагогом, хотя все педагогические темы мы особо не брали дома никогда! Она у меня на уроках бывала, но практически нет и я у нее тоже практически не бывал. Иногда только утром она мне говорит: «Слушай, ну предложи мне хоть какую-то комбинацию батман-тандю, ты же вчера давал». Вот это вспоминаешь, очень приятно, мы так прожили, это конечно была неожиданность, мы боролись с болезнью, но, к сожалению, победить ее нельзя было. Мы ее провожали, провожала вся Москва, потому что ее очень любили, она была очень скромной, понимание у нас было в жизни полнейшее! Конечно очень тяжело это, мягко говорю, когда она ушла, так получилось, что я приехал на дачу и нет…а рефлекс жизни есть и ты что-то делаешь, нагнулся что-то капнуть и думаешь, сейчас с крыльца ее голос: «Слушай ты проверь», а уже этого нет и вы знаете, у меня какой-то произошел сдвиг, стресс, я начал что-то писать вот все это я писал и к годовщине мы все собрались и я выпустил книгу стихов. Называлась она «Разговор длинной в год», я с ней как-бы разговариваю, а потом второй год пошел «Любовь, длинною в бесконечность» книга и третий год пошел «Тебе одной плету венок», вот эти три года были разговором, и я договорился на разные темы, мы с ней как бы так общались. В 95 году, к столетию Есенина, я предложил сделать спектакль, была вся моя музыка, увертюра, двадцать с лишним песен - романсов, стихи Есенина, я хотел, чтобы помогли реализовать, это было наивно с моей стороны, я приходил, все говорили, что это прекрасно, очень интересно, но помочь не можем. Последним был Тихон Николаевич Хренников, которого я знал по театрам, он был близок к балету, я к нему пришел в Союз композиторов, показал ему свои несколько вещей, он сказал: «Боря, так интересно, у тебя так хорошо это получается, продолжай, но помочь ничем не могу, у меня много студентов». Вдруг я прихожу домой, включаю радио и звучит оркестр народных инструментов, руководитель Николай Некрасов, так красиво и я понял, а что, если к нему пойти. Я пошел к нему, рассказал в двух словах, он сел за рояль и правой рукой мелодию наиграл и говорит: «Боря, это интересно» Мы углубились, сидим, он говорит: «Это в адрес нашего оркестра! Я беру»! Я по-прежнему преподаю, ищу ходы в педагогике, хотя иногда бывает, приезжаю в тот же Лондон, уже 27 год и думаю: надо же что-то еще им дать, я в кольце и выхода нет, буду двигаться по восьмерке и вдруг находятся такие двери, ты открываешь, оказывается вот есть ходы! И ты идешь в них дальше, это потрясающе, ты просто бежишь, летаешь, от того что ты нашел опять! Вот это безумно интересно для меня. Я продолжаю действовать, творить, продолжаю показывать, всегда говорю: «Я провожу опыт интереса, сколько может человеческое тело держаться». Мне даже интересно сколько, как могут связки работать, вообще аппарат, я продолжаю двигаться за учениками. Хочу, чтобы это колесо крутилось, хотелось бы конечно еще что-то повторить и сотворить что-то интересное и тем самым, если это интересно, это приносит радость людям! А что нужно? Нужно приносить радость людям, я думаю, вот в этом жизнь заключается!

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

Борис Акимов
Коррекционная хиромантия. Нарисуй свою судьбу

Линии на человеческой руке начертаны не без причины; они происходят из божественного влияния и собственной человеческой индивидуальности.

Аристотель


© Б. Акимов, 2011

© ООО «Амрита», 2014

Предисловие к пятому изданию

Здравствуйте, Борис Константинович!

Пишет Вам Р. C. из г. Алматы (Казахстан) Занимаюсь хиромантией 12 лет.

В прошлом году у себя я приобрела Ваши книги: «Коррекционная хиромантия» и «Зеркало кармы».

Я сразу сделала себе коррекцию. Проверила на себе. Благодаря треугольнику легких денег, я получила 6 раз деньги, совершенно неожиданные.

Применяю Вашу методику почти ко всем клиентам, причем рекомендую сама и показываю Вашу книгу. Некоторые клиенты слышали о методике и видели Вас и передачи с Вашим участием по телевизору. Сама я тоже видела, но использовать стала после приобретения и изучения Вашей книги.

Учитывая, что к хироманту приходят люди с нелегкой судьбой, то я лично нахожу коррекцию вполне применимой на практике. У меня есть такие клиенты, которые ходят по нескольку раз за «халявными деньгами».

Коррекция ущербных линий дает клиенту надежду и веру в будущее. Мне в работе коррекционная хиромантия помогает.

Борис Константинович, спасибо за знания, приобретя которые, Вы не скрываете, а передаете людям!

С уважением Р. С.

Здравствуй, Боря! Спасибо за «Исповедь хироманта». Проглотила за два дня. Молодец! Рада за тебя! Отличная книга. Реально многим поможет. Хочу тебя повеселить. Так как я все-таки ученый и медик («доктор в квадрате», как говорят друзья), то решила проверить твой метод коррекционной хиромантии на себе (Мечников отдыхает!). Проблем у меня, как и у всех, полно, решить их все я не в состоянии, в основном из-за отсутствия времени. Поэтому решила помочь себе твоим методом, прекрасно понимая, что это такое, для чего делается и как надо делать. Хотя сомнений было больше: ведь нет пророка в своем отечестве, а я тебя знаю уже не один десяток лет. Ну так, думаю, ради шутки, нарисую что-нибудь.

На следующее утро после прорисовки треугольника денег (которых, как всегда, не хватает, пришла в фитнес-центр на занятия по йоге (хожу в этот центр уже 11 лет, из них 5 лет на йогу), и администратор, которую я тоже вижу регулярно несколько лет, попросилась на прием. Прибыток. Значит, метод работает.

Три недели жду. Все спокойно. Надо еще попробовать. Рисую снова. На следующий день звонят коллеги с прежней работы и предлагают договор на разработку экологической программы, хотя с ними уже лет 10 не работаю. Не миллион, конечно, но деньги – они и в Африке деньги. Вот так!

Успехов! Пиши. Марина

Пять лет я хранил молчание. Пять лет применял свой метод почти ежедневно. Пять лет терпеливо ждал отдаленных результатов, чтобы удостоверится в правильности пути. Пять лет анализировал, пробовал и совершенствовал свою методику. Пять лет огранял бриллиант под названием «коррекционная хиромантия».

И сейчас я могу смело сказать: «На сегодня это самая эффективная методика, позволяющая изменить свою жизнь в соответствии с собственными пожеланиями! Да, коррекционная хиромантия работает!»

Долгое время я относился к хиромантии как к развлечению. Я применял ее в своей жизни и врачебной практике, но делал это, совершенно не афишируя своих знаний. У больного я рассматривал интересующие меня линии руки, измеряя пульс. Знакомясь с кем-то и глядя в глаза незнакомому мне человеку, я незаметно фиксировал все движения и анатомические особенности его руки. О его характере и наклонностях ладонь и пальцы говорили мне больше, чем глаза и мимика.

Имея достаточный опыт в хиромантии, все же как врач я видел в хиромантии только возможность диагностики, но не видел возможности лечения. Мне не была интересна хиромантия как предсказание будущего. Я просто не вижу смысла знать будущее. Я вижу смысл его творить.

Но случилось чудо: Судьба открыла мне истинное значение хиромантии – лечить жизнь человека.

Долгое время я не поддавался на уговоры друзей, учеников и добрейшей Гаяны Сергеевны – редактора издательства «Амрита-Русь», издавшего мою первую книгу, написать пособие по коррекционной хиромантии. Первая книга «Исповедь хироманта» посвящена мистике в жизни хироманта, а не хиромантии в жизни мистика, коим я себя считаю.

В тысячу первый раз проверял свой метод на практике, зная, что все должно пройти проверку временем. И справедливо полагал, что авторский метод работает только у автора.

Но час пробил. Знания, копившиеся столько времени и остававшиеся тайной, должны были открыться. Будучи мистиком по жизни, я иногда действую по подсказкам «сверху». Случай не заставил себя ждать: ко мне на прием пришла дама и стала с восторгом рассказывать, что есть такой способ исправления жизни человека, называется – коррекционная хиромантия. Я сделал вид, что не знаю о методе, и попросил ее подробнее рассказать, а потом признался в авторстве. Больше всего меня поразило то, что она употребила мною введенный термин «хирография», далеко не каждому известный.

С этим убеждением и пишу эту книгу.

Надеюсь, она поможет вам сделать вашу жизнь лучше.

Общая хиромантия

История вопроса

Если Судьба и разговаривает с человеком, то ее послания надо искать на его руке. Ведь рука – орган, присущий лишь духовному и творческому существу, человеку, она полностью отражает его индивидуальность. И рука всегда «под рукой». Чаще всего человек видит именно ее. Значит, рано или поздно он обратит внимание на знаки на ладони.

Хиромантия, как и медицина, зарождалась в разных человеческих культурах и в разные времена. Идея читать жизнь человеческую по раскрытой руке приходила на ум мистикам разных эпох и народов.

Первые хироманты появились в Египте, жрецы которого обладали глубокими эзотерическими знаниями примерно 6000 лет назад. В Китае различные гадательные практики были известны чуть позже – с 3000 г. до н. э. Китайские хироманты шли своим путем и в отличие от египетских уделяли большое внимание дерматоглифам – пальцевым рисункам. Это даже отразилось в забавном китайском поверье: «Один завиток – бедность, два – богатство, три, четыре – открывай ломбард, пять – стань торговцем, шесть – будешь вором, семь – встречай несчастье, восемь – ешь солому, девять – голодным не будешь никогда». Это поверье отражает достаточно наивные представления древних китайцев о дерматоглифике.

Упоминается хиромантия и в древних индийских Ведах.

Обычай гадать по пальцам существовал и на Руси. А. Фет пишет в автобиографическом стихотворении:


«Дай-ка ручки! – няня хочет
Посмотреть на их черты. -
Что, на пальчиках дорожки
Не кружками ль завиты?»

От египетских жрецов хиромантия, как и большинство знаний, попала в Древнюю Грецию и Римскую империю. Аристотель преподнес в подарок Александру Великому (Македонскому) трактат о хиромантии, написанный, как говорят, золотом.

Авиценна в своем «Врачебном каноне» упоминает о знаках на руках. Отцы современной медицины Гален и Гиппократ были специалистами в хиромантии. До сих пор студенты-медики изучают симптом, называемый «палец Гиппократа».

В Средние века ученые Иоганн вон Хаген и Парацельс внесли свой вклад в изучение хиромантии. Тогда и стали холмы называться в честь планет: Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Аполлон, Меркурий. Считалось, что энергии этих планет формируют холмы на ладонях. В Средние века хиромантия была предметом, изучаемым в европейских университетах. Немецкий врач Ротман представил систему чтения руки, которая стала единым курсом на медицинских факультетах. Впрочем, в это время в Англии и Испании хиромантия считалась колдовством и преследовалась законом. В наше время в Лондоне самое большое количество хиромантов «на душу населения» – около двух десятков официально зарегистрированных специалистов по palmistry . В Москве настоящих хиромантов можно перечислить на пальцах одной руки.

В XIX веке французы д’Арпантиньи и Адольф де Барроль придали хиромантии современный вид, обосновав тезис, что личностные качества играют большую роль в судьбе самого человека и изучение их является обязательным для хироманта. На Востоке судьба считается неизменной. Де Барроль, будучи художником, в 1879 году внедрил технику оттисков ладоней. И он же обнаружил, что линии на ладони постоянно меняют свою форму, появляясь и исчезая. С той поры хиромантия стала хирологией – наукой, изучающей взаимосвязь психотипа, здоровья и событий, происходящих в жизни человека, по структуре, линиям и рисункам ладони. Параллельно хирологии появилась и дерматоглифика – наука о папиллярных рисунках ладони. В отличие от хирологии она официально признана. Ей просто повезло. Ею заинтересовались криминалисты, и дактилоскопия стала неотъемлемой частью криминалистики. А в 1892 году двоюродный брат Чарльза Дарвина сэр Фрэнсис Гальтон выпустил свой классический труд о пальцевых рисунках, чем привлек внимание общественности.

В настоящее время в городе Мумбаи (Индия) существует Национальный индийский университет, в котором преподают хиромантию. В городе Монреаль (Канада) с 1940 года существует Национальная академия хиромантии, где искусству чтения руки может обучиться каждый.

Моя хиромантия

Мое изучение хиромантии, естественно, началось с классики: д"Арпантиньи, де Барроль, Кайро. Однако, когда я стал сам практиковать, то обнаружил удивительную вещь: знания по хиромантии устарели! Знаки, описанные классиками, не соответствовали действительности. Потом я уже читал современников: Р. Вебстер, Д. Финчем, наш соотечественник А. Десни. Их наблюдения более соответствовали реальности. Тем не менее очень многие знаки я открыл самостоятельно в процессе практики. Знаки, никем не описанные. Мой труд отличается от трудов классиков, в его основу в первую очередь легли наблюдения более чем двадцатилетней хирологической практики.

Далеко не обо всем я собираюсь писать, а только о простых и одновременно важных для всех вещах. Возможно, со временем я напишу энциклопедию хиромантии. Но это серьезный труд, требующий долгих лет работы и наблюдений. А сейчас я не ставлю себе цели составить академический труд. Пусть останутся маленькие или, наоборот, большие тайны. Это пробудит здоровый интерес к хиромантии и познанию себя. Истина ведь всегда где-то рядом.

Я же ставлю цель научить простым, можно сказать, бытовым вещам. И конечно, изменить свою жизнь. Знания – сила!

На приеме у хироманта

Первую руку я посмотрел лет тридцать назад. Потом наблюдал руки своих пациентов. Последние пять лет занимаюсь хиромантией профессионально. И чем больше я узнаю о своих клиентах, тем больше узнаю о себе. Как профессионал я прекрасно осознаю свои возможности и свою ответственность перед клиентом.

Но каждый раз, когда я смотрю новую руку, испытываю два противоположных чувства: любознательность и сомнение.

Любознательность. Мне интересны руки людей, особенно незнакомых. Ведь взглянув мельком, незаметно на руку незнакомца, я достаточно четко представляю себе его личность и некоторые уже произошедшие события его жизни. Наверное, у меня появилась какая-то потребность читать руки. Я даже ник себе взял такой: Handhunter – охотник за руками.

Сомнения. Как человек с высшим медицинским образованием умом я понимаю абсурдность предсказания будущего. И полную нелепость с научной точки зрения факта отражения судьбы человека в линиях его руки.

Тем не менее испытываю огромное чувство радости, когда, прочитав таинственные знаки хиромантии, заставляю человека удивиться.

И только знание того, что я действительно сумею разглядеть судьбу человеческую в хитросплетении линий и знаков, разгадав их как ученый, как исследователь, а не как гадатель, ориентирующийся на свой дар, иногда сомнительный, заставляет меня вновь и вновь читать жизнь человеческую как раскрытую руку.

И еще я испытываю страх. Страх перед тайной. Ведь признать существование хиромантии – значит признать существование потустороннего. Признать существование нематериального мира. Всевышнего и ангелов его. Страх Божий – то, что удерживает человека от духовного падения. Ведь если Бога нет, значит, и ничего нет, и тогда все можно.

Самый главный вопрос: что даст человеку посещение хироманта? Мне трудно судить, о чем говорят мои коллеги по хирологическому обществу клиентам. При общении мы в основном обсуждаем профессиональные вопросы. Но они мудрые люди и дурного не пожелают. Интересно, что у каждого хироманта свой опыт и каждому хиромантия раскрывает какие-то свои тайны. Так, прекрасный специалист Александр Аркадьевич Нурмин (Москва) обязательно сочетает хиромантию с физиогномикой и прекрасно видит знаки несчастья, относящиеся не только к клиенту, но и к его родственникам, причем в их неизбежности он уверен. Виктор Владимирович Дешун (Санкт-Петербург) видит на руке клиента криминальные знаки, в том числе и знак тюрьмы. У меня с этим сложнее, да и мой девиз: «Только счастливые прогнозы!» Зато я прекрасно разбираюсь в знаках здоровья. А вот Андрей Адольфович Сенцов (Воронеж) видит на руке ведические знаки, которых не видят вышеупомянутые его коллеги.

Впрочем, я имею и отрицательный опыт – дважды консультировался у «хиромантш» от скуки, о чем повествую в своей первой книге «Исповедь хироманта». В обоих случаях они мне вдохновенно врали. Я не в обиде. Женщины склонны к фантазиям. Поэтому вижу смысл пояснить, что может получить клиент от квалифицированного хироманта.

Мое общение с клиентом начинается с вопроса: «Чем могу быть вам полезен?» Этот вопрос я задаю людям с 23 лет, когда получил диплом врача. Правда, раньше он звучал иначе: «На что жалуетесь?»

Свою миссию я не отделяю от принятого на себя врачебного долга, и если раньше я лечил болезни, то теперь лечу жизнь человека. Это называется психотерапией.

Моя цель не развлечь человека «гаданием», а помочь разобраться со своей жизнью.

Мое направление в психиатрии – мистическая психотерапия.

Я предпочитаю диалог, контакт с клиентом. Важно четкое понимание им своей проблемы. Это облегчает общение. Очень важна при консультировании открытость клиента. И хотя у меня есть талант располагать к себе людей, люди приходят на прием разные. Я придерживаюсь принципа: «Чем больше дашь (информации), тем больше и получишь».

Проблему необходимо проговорить. Иногда консультирование, которое обычно укладывается в академический час (45 минут), может занять в два-три раза больше времени. Я ставлю перед собой задачу решить проблему человека за один сеанс. Чаще всего мне это удается. Но приятно, когда люди возвращаются и советуются со мной чаще. Приходят раз в год: «Сбылось все, что вы говорили. Посмотрите, что дальше будет». Один клиент, С., советуется со мной каждую субботу в течение трех лет. Идет ему это на пользу? Еще как! За это время он стал известным бизнесменом.

Анализ руки я начинаю с тыльной стороны ладоней – ладонь и пальцы могут дать много информации. Я освещаю эту практику далее. И когда у меня сложится целостная картина – перехожу к линиям, дающим более подробную информацию.

Две вещи должны быть святы для профессионального хироманта: не лить воды и анализировать прошлое. С первым понятно. Мастеров «пудрить мозги» клиенту предостаточно.

Когда я начинаю рассказывать клиенту про происшедшие события в его жизни, иногда слышу: «Я знаю свое прошлое – мне оно не интересно». Отвечаю: «Оно интересно мне. Я должен понять, правильно ли я читаю вашу руку. Поняв прошлое, мне будет легче рассказать о будущем. Да и вы сможете убедиться, что я не обманщик». Хиромант или предсказатель, не способный определить события прошлого, не расскажет о будущем.

О чем мне может рассказать рука человека?

Одно время я занимался заочным консультированием по фотографиям рук. Сами понимаете, задача сложная. Потому что фотография не может передать всех нюансов живой руки, а отсутствие обратной связи очень затрудняет прогнозирование. Это все равно, что ставить диагноз по телефону. Тем не менее я могу гордиться своими консультациями. Прогнозы в основном были ясны. Это вдохновляет. Но я отказался от платного заочного консультирования – нет времени. Да и трудно.

Ниже я привожу один из своих анализов.

Клиентка – девушка 27 лет.


Ваша рука – удлиненная, пропорционально сложенная, энергичная, говорящая о тонкой, чувствительной и целостной натуре, стремящейся к гармонии и красоте. Скорее всего, вы барышня, приятная во многих отношениях, уравновешенная, энергичная, с живым интеллектом, хорошо сложена и пользуетесь успехом у противоположного пола.

Пальцы – преимущественно конической формы, присущие творческим натурам с богатым духовным миром и миром фантазий. Такие люди мечтательны и задумчивы. Философский узел на безымянном пальце характерен для людей, ищущих смысл жизни и склонных к мистическому восприятию мира, а также любящих производить впечатление на окружающих.

Гибкий большой палец – прекрасный знак, знак гибкости сознания, широкой натуры, терпимости, любопытства, жизнелюбия. Такие люди легки в общении, быстро осваиваются в любой обстановке и обществе, сентиментальны, влюбчивы с первого взгляда, щедры до расточительности. Сомкнутые пальцы говорят о скромности, порой застенчивости. Они образуют прямую линию с ладонью – признак целеустремленности. Длина пальцев говорит о быстрой реакции в сочетании с неторопливостью в выводах.

Холмы ладони хорошо выражены. Холм Венеры характеризует ваше здоровье, энергию и сексуальность как умеренные. Отсутствие активного холма Марса говорит о чрезвычайном миролюбии. Хорошо выраженный холм Юпитера указывает на желание скорее руководить и управлять самой, чем подчиняться. Впрочем, честолюбие может удовлетворяться за счет внимания со стороны и уважения. Объединенные холмы Сатурна и Солнца говорят о том, что одиночество вам не грозит. Очень большой холм Меркурия с расширением в сторону холма Солнца – способности к наукам и бизнесу. Хорошо оформленный холм Луны с большим количеством линий говорит о развитой интуиции, богатой фантазии и многочисленных путешествиях.

Линия Жизни. Достаточно ровная, что говорит о стабильности, но недостаточно глубокая в самый активный возрастной период с 20 до 30 лет – потеря жизненных сил и затруднения. Хотя от рождения до этого периода линия достаточно благополучная.

Отсутствие линии Ангела-хранителя, или внутренней линии Жизни (очень редко встречающийся знак), говорит о том, со своими трудностями вам придется справляться самой. Нет смысла перечислять невзгоды на вашем пути и их хронологию – они будут возникать у вас практически ежегодно до 40 лет, и пару раз совпадут с болезнями. Не огорчайтесь, они не столь значительны и будут только закалять ваш характер и делать вас мудрее. На каждую неприятность Судьба подарит вам утешение.

Впрочем, после 40 лет у вас начнется благополучный период жизни. В возрасте, близком к 50 годам, линия Жизни раздваивается – знак Иммигранта. У вас есть прекрасный шанс изменить жизнь, уехав далеко от места рождения – лучше в другую страну. Причем чем раньше вы его начнете реализовывать, тем лучше.

Еще один хороший знак – отдельно стоящие линии Жизни и Головы, знак Авантюриста. Отличное сочетание со знаком Иммигранта. Он хорош еще и тем, что говорит о стабильном психическом здоровье и отсутствии психических и физических зависимостей. Для вас легче начать новое дело, чем закончить старое. Вы способны на любые, самые безумные авантюры. К сожалению, они не всегда приносят успех из-за недостаточной осторожности. Советуйтесь с мудрыми людьми, а лучше участвуйте в приключениях и авантюрах, организованных другими людьми и гарантирующих успех.

С 50 до 60 лет жизнь будет не без трудностей, но далее наступит спокойная и счастливая старость еще в течение лет 20.

Здоровье. Явно выраженных признаков болезней, о которых следовало бы вас предупредить, я, к счастью, не вижу. Может быть, и беспокоят головные боли, но это пройдет после 40 лет.

Линия Судьбы. У вас нет четкой линии Судьбы. Образование: юридическое, лингвистическое. Вы больше работаете ради будущего, набираете опыт и легко вживаетесь в любой коллектив, пока не задует ветер перемен. Впрочем, если вы свободный художник, то работаете только по вдохновению. Я думаю, что пока ваши интересы не приносят материального достатка. Однако после 40 лет жизнь изменится и вы добьетесь и успеха, и материального благополучия. Вы трижды будете менять сферу профессиональной деятельности.

У вас нет знаков больших денег, все будете зарабатывать трудами праведными.

Линия Ума. Прямая и короткая – знак практицизма. Отсутствие нервных болезней и психических срывов. На линии присутствует также редкий знак, похожий на Z, соответствующий возрасту 32–34 года. В это время вы пересмотрите все ваши жизненные ценности и начнете жизнь заново. Конечно, это болезненный, но необходимый процесс – человек рождается в муках и новое возникает, когда умирает старое.

Линия Сердца. Вы – идеалистка в любви. Но идеал чаще оказывается иллюзией, чем реальностью. В молодости физическая близость играет роль большую, чем идеалы, и способна компенсировать отсутствие взаимопонимания и противоречия в психологии полов. Но это не для вас. Ваш избранник должен состоять из одних достоинств. Увы, поиск мужчины без изъянов – занятие не всегда оправданное. Тем более что вы скорее ждете, чем ищете.

Поэтому вступите в брак, который принесет вам счастье, в возрасте 31–33 года, приблизив свой идеал к реальности. Большой остров на линии Сердца свидетельствует о большом страдании, которое еще впереди. Первую привязанность и, соответственно, первую серьезную любовь вы переживаете сейчас или уже пережили. Ее длительность – три года. Не огорчайтесь – она не оставит глубокого следа в вашей жизни.

У вас возможно рождение двух детей разного пола.

Ваша карма. У вас юная душа. Вы – ученик в этой жизни. Сейчас у вас даже, наверное, стадия детского сада. Поэтому больше тратьте времени на учебу и самосовершенствование. Вкладывайте силы и средства в себя. Ограняйте бриллиант вашей души – он обязательно заблестит. Просто и честно живите, не загадывая на будущее. У вас есть знак самаритянина, или целителя (короткие линии на холме Меркурия), – значит, ваше сердце полно любви, которую вы можете отдавать людям. Не изменяйте себе и своим идеалам и, достигнув зрелости, вы достигнете счастья. Самый ответственный период для вас – 32–34 года. Это период пересмотра жизненных ценностей, обретения спутника жизни и начало профессионального роста. Этот период идеален и для иммиграции. Впрочем, Судьба до 50 лет не раз вам будет давать шанс переехать в более благоприятную для вас страну.

Вот что ответила девушка:

Борис Константинович, благодарю вас за анализ. Он произвел на меня большое впечатление – довольно правдивый. Основные черты – мои. Мне всего и всегда приходится добиваться самой, сплошные тернии, но всегда успешный результат. Я совершенствую себя, развиваюсь профессионально, надеюсь, что к 40 ко мне придет успех («в сорок лет жизнь только начинается»). Одним словом, ваш прогноз и моя интуиция совпадают полностью, интуитивно я всегда так свою жизнь и представляла. Ваш прогноз о возможной иммиграции меня не удивил. Я с детства жила за границей, говорю на трех языках, люблю некоторые страны и чувствую себя там очень комфортно. Так что вполне возможно, что я могу туда уехать.

Карьера для мне важна, она заставляет меня учиться, совершенствоваться в конкретной области, развиваться. Но ради карьеры я по трупам не пойду. Слишком я человечна, сентиментальна и добра.

У меня сильно развита интуиция, в детстве меня это даже пугало: о чем ни подумаю, что ни скажу – сбудется все. Но поскольку я ей всегда доверяла, она меня никогда не подводила. Сейчас я ее не боюсь, а просто с ней дружу. Деньги мне легко не даются, все время приходится пахать. В 16 лет я поступила в университет на платное отделение, за меня платили – видимо, это и были легкие деньги. Вы совершенно правы, что я люблю руководить (и у меня это неплохо получается), но руководство людьми я вполне могу заменить на их уважение и признание. Надо сказать, что я очень коммуникабельна, моя работа напрямую связана с людьми, и на данном жизненном этапе я этой работой очень довольна.

Я своей жизнью вполне соответствую вашим пожеланиям – учусь, иду вперед, совершенствуюсь. Вы подтвердили, что я на верном пути! Так что надеюсь, что у меня все будет хорошо. Спасибо еще раз.

Надеюсь, вы получили представление о возможностях хиромантии.

Люди обращаются ко мне чаще всего с двумя вопросами: «что делать?» и «когда это случится?». Для ответа на первый вопрос необходимо понимать человеческую натуру. Для этого надо прожить жизнь. Быть психологом. Иметь опыт. И желание помогать людям.

Однажды ко мне обратился молодой человек с просьбой сохранить его брак. Для этого он собирался прибегнуть к коррекционной хиромантии. Я не увидел возможности сохранить брак, о чем его и предупредил. Но он настаивал, и я сказал, что «нарисую» ему все, как надо.

– Так есть шансы? – спросил юноша.

– Ни единого, – ответил я.

– Так зачем рисовать?

– Я вижу у вас остров на линии Жизни длиной в год и разрыв на идеалистической линии Сердца. Все это время вы будете страдать от несчастной любви. Советовать найти подружку – бессмысленно. Она вас не вылечит. Вы все еще любите свою жену. И будете предпринимать попытки ее вернуть. Но она вас уже забыла. Вы имеете полное право ей звонить, говорить, что любите ее, предлагать встречаться. Однако ваши действия будут лишь раздражать ее. Вы не сможете быстро избавиться от боли, и вам с этим нужно что-то делать. Как в анекдоте: «Не догоните, так согреетесь». Вот и делайте. Вы же все равно захотите воспользоваться моим методом, хотя я и предупреждаю, что он вам не поможет.

Я сделал юноше коррекцию.

– Приходите, – сказал на прощание, – поплачем вместе.

Через полгода он пришел с той же проблемой, но с другим настроением. В этот раз я корректировал линию Головы, так как клиент почти выздоровел от любовной драмы.

Если человек задает второй вопрос: «когда это случится?» – я ориентирую его на определенные временные периоды, но всегда оставляю шанс для свободного волеизъявления.


Рис. 1


Клиентка С., 26 лет. Дружит с молодым человеком. Он предлагает ей выйти за него замуж.

На руке (рис. 1) три линии Брака – в возрасте 18–19, 27–28 и 42–43. На линии Жизни остров в возрасте 29 лет длиной в пять лет и двое детей.

Мой совет: «Выходите замуж хоть завтра, но лучше это сделать через год. До 28 лет воздержитесь от детей, но родив, с 29 до 34 рожайте еще одного. В возрасте 42–43 лет ваш брак подвергнется испытанию. Если вы сохраните его, то проживете долго и счастливо вместе. Если Судьба разлучит вас (это зависит еще и от мужа), то не огорчайтесь – обретете счастье в новом браке. Но советую сохранять то, что есть. Карма – это сохранение и терпение».

Тема, которую я не обсуждаю, – тема смерти. В том числе и родственников. Я могу дать советы, в каком возрасте и на что обратить внимание в плане здоровья, но не стану брать на себя функцию Господа и говорить о дате и обстоятельствах смерти клиента, даже если мне это ясно, как белый день. К моему счастью, в большинстве случаев сие мне неведомо. И клиенты редко поднимают эту тему. И совесть моя чиста.

Я не люблю предсказывать смерть. Я люблю предсказывать жизнь.

Борис Акимов — создатель фермерского кооператива LavkaLavka. До 2010 года работал журналистом в "Афише" и проекте "Сноб". Художник, музыкант, кандидат философских наук. В 2010 году объявил о своем уходе из журналистики и сосредоточился на работе в LavkaLavka. В 2013 году запустил собственное фермерское хозяйство.

Псевдоним

Борис Тревожный

Город, в котором я живу

Москва

А еще в деревне Княжево, под Переславлем-Залесским

День рождения

Где родился

Москва

У кого родился

Мать — Елена Владимировна Акимова, художник и многодетная мать.

Отец — Алексей Георгиевич Акимов, доктор химических наук, профессор.

Где и чему учился

Российский Государственный Гуманитарный университет. 5 лет учился политологии, потом изучал философию в аспирантуре при Финансовой академии

В 1992-м провел год в США, учился в школе, в городе Такома, штат Вашингтон.

Где и как работал

Когда-то мыл машины и отправлял жителей России на ПМЖ в Канаду. А чуть позже стал заместителем главного редактора — сначала в журнале Rolling Stone, потом в «Афише». В проекте «Сноб» работал креативным директором.

Ученые степени и звания

Кандидат философских наук

Что такого сделал

Диссертация «Феномен власти в постмодернистских концепциях (социально-философский анализ)».

Дела общественные

Член московского общества охотников и рыболовов

Удачные проекты

Мои дети - Варвара, Петр и Алексей

Русская версия журнала Rolling Stone, в создании которого я принимал непосредственное участие.

Арт-проект «В Таблоид!».

Арт-группировка ПВХ - Просто Великие художники.

Мне интересно

Люблю готовить, а еще больше есть, выращиваю уток и гусей. Утром, во время тяжелого похмелья, читаю Бердяева. Коллекционирую бюсты и изображения Максима Горького. Люблю всякие старинные вещи. И вообще вещи, сделанные талантливыми людьми. И еще оружие.

Уже 10 лет играю на барабанах, клавишах и прочих подручных инструментах в группе The Inquisitorum. В 2002 году мы записали пластинку «Середина Большого Юлиуса» - совместно с Людмилой Петрушевской.

Главное увлечение, которое даже и не увлечение, а, можно сказать, вторая основная работа – занимаюсь живописью и созданием разнообразных арт-объектов из дерева, пластика и прочих полезных материалов. В этой ипостаси известен как Борис Тревожный или Борис Акимов-Тревожный

Люблю

Искренность, жизнелюбие, крепкие алкогольные напитки, мясо, свою жену, троих детей, друзей – которых немного, но зато их люблю крепко.

Ну, не люблю

Занудства, злопамятных окружающих.

Мечта

Попасть в рай.

Семья

3 сестры и 1 брат, 5 племянников и племянниц. Папа умер в 2004 году. Мама — в 2009-м.

Жена Оля, дочка Варя, сын Петя (он же дядя Петя) и сын Алеша (он же Кука)

И вообще…

«В 2015 году окончательно станет понятно, что русское актуальное искусство должно разговаривать с собственным народом на одном языке. Даже не так: оно само возжелает говорить с собственным народом на одном языке. Наступит мир и идиллия. Православные перестанут бодаться с Ерофеевым, галереи современного искусства будут жить в мире с пролетариатом. Супрематизм выйдет на улицы, чтобы окончательно примирить Россию с ее великим авангардным прошлым. Таким образом, в 2015 году художник Борис Тревожный станет инициатором и автором монумента, посвященного Ксении Собчак и выполненного по мотивам работ Малевича. Гигантский 50-метровый цветной памятник будет установлен в Купчино - мрачном питерском районе. Установка супрематической Собчак будет символизировать еще один важный социокультурный сдвиг: герои сегодняшних таблоидов станут естественной частью культурного ландшафта. И уроженка Петербурга Ксения Собчак ничем не будет отличаться от петербуржца Достоевского. Их образы сольются в едином информационном поле - и та и другой будут, условно говоря, представителями нового русского стиля. Кроме того, такой памятник будет частью гигантского плана по переустройству городских пространств России. Серые спальные районы будут украшены монументальным и при этом вполне себе актуальным искусством. А современные художники снова станут героями, примером для подражания для детей из хороших и не очень семей».

Журнал «Большой город».

Люди ищут способы заглянуть в будущее. Среди множества различных методик, позволяющих предсказать, что ждет впереди, хиромантия - одна из древнейших. Ее появление относят к временам Древнего Египта. За свою историю (6 тыс. лет) эта древнейшая наука получила большое развитие: сегодня она позволяет не только узнать судьбу, но и изменить ее.

Не быть простым наблюдателем

Сведущие люди знают, что иногда провидение посылает человеку весточку из будущего. И искать эти послания следует на ладонях. Рисунок человеческой руки является уникальным отражением таинства, доступного к прочтению посвященным.

Борис Акимов - психотерапевт, ученый-хиромант, автор нескольких научно-популярных книг и статей, участник популярных телепередач.

Он создал уникальную методику исправления будущего, представленную в книге «Коррекционная хиромантия. Нарисуй свою судьбу». Доступным и простым языком автор повествует об удивительных вещах! Оказывается, человеку подвластно не только по-новому, пристально взглянуть на уже произошедшие события, не только поднять завесу будущего - у него есть инструмент, с помощью которого это, казалось бы, неизбежное будущее можно изменить.

Новую методику отличает профессиональный научный подход к объяснению фундаментальных причин событий, происходящих в разных сферах жизни человека. Она вручает людям ключ к возможности обрести удачу, благосостояние, крепкое здоровье, исполнить заветные желания. Что же это за ключ? линий руки.

Свою книгу Борис Акимов представляет кратко и емко: «Теперь хиромант получил способность не быть простым наблюдателем. Он может не только прочитать Судьбу человека, но и помочь ему улучшить свою жизнь!»

Уроки для людей, пытающихся познать себя

Задатки прорицателя заложены у Бориса Акимова в генах: у его отца проявлялись способности мага и прорицателя, а прабабка была известна как целительница.

Хиромантия была интересна будущему ученому со студенческой скамьи. Но начало занятий хиромантией относится уже к началу его врачебной практики. У врача всегда есть возможность изучить руки своего пациента. Бориса Акимова это интересовало всегда: он изучал, анализировал…

А однажды привычка разглядывать человеческие ладони круто переменила его жизнь. В тяжелый период, которые случаются у каждого, он решил попытаться переменить течение событий - и нарисовал линии на своей ладони так, как они должны пролегать у успешного человека. И начались чудеса!

На другой день ему предложили должность главврача медицинского центра. Одновременно с этим откуда-то взялись клиенты, нуждающиеся в услугах хорошего хироманта.

Это было рождение его метода коррекционной хиромантии — изменения человеческой судьбы методом прорисовывания линий ладони.

Борис Акимов - хиромант. Отзывы клиентов позволяют судить о высоком уровне его мастерства, которое вырабатывалось в течение тридцати лет.

Семь лет назад его впервые пригласили на телевидение - участвовать в съемках популярной передачи «Доброе утро». С тех пор Борис Акимов является участником многих TV-программ. Ученый охотно делится со зрителями азами хиромантии, мечтает создать на TV свою школу - чтобы помогать тем, «кто пытается познать себя».

Борис Акимов, хиромант: отзывы

По данным социологических опросов, каждому пятому россиянину приходилось бывать на приеме у нетрадиционного целителя. Если человек не получает необходимой медицинской или психологической помощи у традиционного специалиста, он идет к экстрасенсу, хироманту, целителю - с тем, чтобы ему помогли найти выход из его беды.

Отношение в обществе к услугам астрологов, экстрасенсов и нетрадиционных целителей разное. Одни - и таких множество! - благодарят за оказанную помощь и благословляют своих спасителей, другие называют их шарлатанами и требуют запретить рекламу их деятельности на законодательном уровне.

Борис Акимов

Жизнь как чудо

Исповедь хироманта

Река прочла мои мысли.

И встала?

Встала. На секунду она остановилась

и стало возможно перейти на другую сторону.

Река пересохла?

Нет, не пересохла. Она замерла на время.

А потом потекла вверх. Волшебство.

Э. Кустурица. «Жизнь как чудо»
Ведь в человеке не одна только физическая сторона;

в нем и духовная сторона есть,

и есть больше того - мистическая, сверхдуховная сторона.

В. Ерофеев. «Москва - Петушки»
Государственный деятель должен только ждать и вслушиваться

До тех пор пока сквозь шум событий не услышит шаги Бога,

чтобы затем, бросившись вперед, ухватиться за край Его мантии.

О. фон Бисмарк

Женщинам моего рода посвящается.


Женщина

как существо

более таинственна,

мистична и, соответственно,

более чудесна, чем мужчина.

К читателю

Меня иногда спрашивают мои ученики и клиенты, где можно приобрести мою книгу по хиромантии. И очень удивляются, когда выясняют, что я, человек, много сделавший для популяризации хиромантии, ничего не написал. Ведь даже если собрать все мои интервью и публикации в прессе, то уже получилась бы небольшая книга.

Но мне не интересна хиромантия как простое предсказание будущего. Я не вижу смысла знать будущее. Я вижу смысл его творить.

Мне значительно интереснее судьба. Судьба человека - как частность, и Судьба - как великая движущая сила в жизни человека. Свою судьбу, свое предназначение, свою карму и свой закон - смысл жизни, ее тайну мы просто обязаны знать.

Иначе мы обречены блуждать в потемках. Сон разума, как известно, рождает чудовищ.

В моей жизни происходило много интересных событий. Как приятных, так и драматических. Последние почти всегда несли в себе элементы мистики. Порой Судьба вмешивалась в мою жизнь, как повар в салат. Но с годами мы стали лучше понимать друг друга.

В моей жизни много мистики. Иногда кажется, что слишком много.

Мистической стороне жизни и посвящена эта книга. Жизни как чуду. И возможности самому творить это чудо.

Если вы, мой любезный читатель, верите в чудесное - прошу вас.

Чудеса обязательно случаются с теми, кто в них верит.

Пролог
Таким уж я на свет уродился.

Не могу не затевать, дорогая моя, милая моя.

Мне захотелось поговорить с тобой о любви.

Но я волшебник.

Е. Шварц. «Обыкновенное чудо»
Приятное блаженство горячей ванны сняло усталость, расслабило, помогло сосредоточиться. Спокойно обдумал все детали. И, когда садился за письменный стол, хорошо знал, что нужно делать. Я специально принял ванну, хотя всего-то, по большому счету, достаточно было просто вымыть руки.

Раскрыв ладони, долго смотрел на линии. Будто видел их впервые. Взял авторучку, повертел ее. Хороша ли краска? Не спеша снял колпачок.

Рисовать левой рукой на правой ладони было не очень удобно, но и доверить такое важное дело было некому. Красная гелиевая краска отлично ложилась на ладонь, радовала глаз. Линия Жизни прорисовалась хорошо. Далее линия Судьбы. Двойная линия Ума. Треугольник денег, наконец. Для усиления эффекта на левой ладони нарисовал то же самое.

Душа повеселела. Лег в постель. На спину. Руки вдоль туловища. Ладони вверх. Ноги чуть разведены. Шавасана. Поза для релаксации. Погрузился в медитативный транс. Открыл себя для всего мира и весь мир - для себя. Заснул, наверное, с улыбкой на губах.

В тот момент я не мог и предположить, что завтра же утром моя жизнь начнет меняться согласно моему желанию. Медленно и неизбежно. И перемены эти будут долгими и не всегда приятными. Порой даже драматическими.

И я не в состоянии буду их контролировать.

И моя жизнь отныне будет «до» и «после».

И вместе с жизнью буду меняться и я. Будет меняться мой дух, обнажая такие глубины, которые я даже не мог представить. Открывая истины, ранее мне неведомые.

Будто сама Судьба ждала этого момента, чтобы вести меня по новому пути, вырвав из привычной и уютной жизни.

Вести до тех пор, пока старая жизнь не умрет вся, дав дорогу новой, еще не ведомой мне жизни.

Пока все начертанное не исполнится.
Семья
Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,

Лист опавший, колдовской ребенок,


Словом останавливавший дождь.

Н. Гумилев
Жизнь человека предопределена двумя вещами: моментом рождения и тем, с чем родился человек. Назовем последнее памятью души или характером человека. Рождение мы заслужили опытом предыдущей жизни. Характер определяем сами. Посеешь характер - пожнешь судьбу.

Я родился в деревне Туличево Комарического района Брянской области в семье сельских интеллигентов: отец - Акимов Константин Прокопьевич, директор школы; мать - Акимова Клавдия Петровна, в девичестве Тумакова, заведующая фельдшеро-акушерским медицинским пунктом. На свет мы появились вместе с братом-близнецом Юрой, названным так в честь Юрия Гагарина, ровно через месяц после первого полета человека в космос.

Я жил в деревне до десяти лет. Весь мир принадлежал мне. Каждый прожитый день был чудом. Наказывал отец меня лишь за драки, в которых я отстаивал свой авторитет. Мальчику из интеллигентной семьи не положено было драться. Ну, а как стать мужчиной без борьбы?

Медицина и мистика сопровождали меня с детства. Моя мать имела соответствующее тому времени медицинское образование и достаточную лечебную практику, тем не менее я лечился и у знахарки. Мама знала эффективность нетрадиционной медицины. Помню горящую свечу, иконы, шепот ворожеи. Помогло.

Одна из первых книг, прочитанных мною, когда я уже хорошо умел читать, была «Суеверия и предрассудки» из серии «Библиотека атеиста». Согласитесь, достаточно серьезный выбор для восьмилетнего ребенка. Выбор не случаен, раз уж я помню эту книгу до сих пор.

Из нее я узнал много интересного, в том числе - что у меня есть ведьмина метка: большая родинка на спине. В Бога я, естественно, как и положено нормальному пионеру, не верил.

Эта цикличность меня поразила. Как правило, темный период длился две недели. Значит, мы зависим от какого-то мирового порядка. А в индивидуальном смысле - от Судьбы.

Иногда кажется, что ангелы мои играют со мной. Веселые, видимо, у меня небесные покровители. Я и сам люблю хорошую шутку.

Когда я писал этот кусок про полосатость жизни, то она, полосатость, сразу же не преминула проявиться. В понедельник у меня завис новый ноутбук, в котором был результат двухнедельной работы над книгой. Я не скинул его на флешку, уверенный в том, что компьютер новый - ничего не случится. Случилось. Полетел жесткий диск. И с ним две недели работы.

Во вторник у меня проявились признаки гриппа. А в среду назначена съемка на телевидении.

Съемка прошла нормально, я почти выздоровел, но у ребенка украли мобильник, подаренный на Новый год.

В четверг стукнули на стоянке автомобиль.

В пятницу загорелась проводка в коридоре перед офисом нашего центра. Вызывали пожарных.

Неприятности как салфетки: потянешь одну - вытащишь несколько.

Но зато потом, когда мое интервью показали по ТВЦ в передаче «В центре событий», то… О-о-о! Это было впечатляюще! Причем к интервью я отнесся спустя рукава. Так себе. Еще одно интервью. Результат превзошел все ожидания. Это официальное признание хиромантии вообще и моего метода в частности.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры