Игорь евгеньевич дронов. Игорь дронов

Главная / Измена жены

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

И́горь Евге́ньевич Дро́нов (31 января - 12 июня ) - бас-гитарист группы «Коловрат », представитель русского неонацистского движения .

Биография

«Национальная революция»

Гибель

Статус уголовного дела на настоящее время

Дело о гибели Дронова остаётся нераскрытым и по сей день.

Напишите отзыв о статье "Дронов, Игорь Евгеньевич"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дронов, Игорь Евгеньевич

В антракте в ложе Элен пахнуло холодом, отворилась дверь и, нагибаясь и стараясь не зацепить кого нибудь, вошел Анатоль.
– Позвольте мне вам представить брата, – беспокойно перебегая глазами с Наташи на Анатоля, сказала Элен. Наташа через голое плечо оборотила к красавцу свою хорошенькую головку и улыбнулась. Анатоль, который вблизи был так же хорош, как и издали, подсел к ней и сказал, что давно желал иметь это удовольствие, еще с Нарышкинского бала, на котором он имел удовольствие, которое не забыл, видеть ее. Курагин с женщинами был гораздо умнее и проще, чем в мужском обществе. Он говорил смело и просто, и Наташу странно и приятно поразило то, что не только не было ничего такого страшного в этом человеке, про которого так много рассказывали, но что напротив у него была самая наивная, веселая и добродушная улыбка.
Курагин спросил про впечатление спектакля и рассказал ей про то, как в прошлый спектакль Семенова играя, упала.
– А знаете, графиня, – сказал он, вдруг обращаясь к ней, как к старой давнишней знакомой, – у нас устраивается карусель в костюмах; вам бы надо участвовать в нем: будет очень весело. Все сбираются у Карагиных. Пожалуйста приезжайте, право, а? – проговорил он.
Говоря это, он не спускал улыбающихся глаз с лица, с шеи, с оголенных рук Наташи. Наташа несомненно знала, что он восхищается ею. Ей было это приятно, но почему то ей тесно и тяжело становилось от его присутствия. Когда она не смотрела на него, она чувствовала, что он смотрел на ее плечи, и она невольно перехватывала его взгляд, чтоб он уж лучше смотрел на ее глаза. Но, глядя ему в глаза, она со страхом чувствовала, что между им и ей совсем нет той преграды стыдливости, которую она всегда чувствовала между собой и другими мужчинами. Она, сама не зная как, через пять минут чувствовала себя страшно близкой к этому человеку. Когда она отворачивалась, она боялась, как бы он сзади не взял ее за голую руку, не поцеловал бы ее в шею. Они говорили о самых простых вещах и она чувствовала, что они близки, как она никогда не была с мужчиной. Наташа оглядывалась на Элен и на отца, как будто спрашивая их, что такое это значило; но Элен была занята разговором с каким то генералом и не ответила на ее взгляд, а взгляд отца ничего не сказал ей, как только то, что он всегда говорил: «весело, ну я и рад».

Родился в Москве. В 1992 г. закончил факультет хорового дирижирования (класс профессора Бориса Тевлина) и факультет оперно-симфонического дирижирования (класс профессора Дмитрия Китаенко) Московской государственной консерватории им. П. И.Чайковского, в 94-м - там же аспирантуру у Дмитрия Китаенко. Занимался на мастер-классах Георга Шолти и Пьера Булеза.

С 1991 г. по 96-й был постоянным дирижером Большого театра, где в его репертуар вошли оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Трубадур» и «Травиата» Дж. Верди, «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. Рахманинова.

Затем стал постоянным приглашенным дирижером оркестра ГАБТ.
В 2003 г. участвовал в подготовке премьеры в Большом театре аутентичной версии оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки.
В 2004 г. стал музыкальным руководителем постановки вечера одноактных балетов («Палата № 6» на музыку А.Пярта, «Магриттомания» Ю.Красавина и «Леа» на музыку Л.Бернстайна), в 2005 г. - музыкальным руководителем постановки балета «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди, Дьердя Лигети и традиционную механическую музыку, в 2006 г. - музыкальным руководителем поставки балетов «Серенада» Дж. Баланчина на музыку П. Чайковского, «Miserecordes» К. Уилдона на музыку Третьей Симфонии А. Пярта (мировая премьера).

Был также дирижером-постановщиком балетов «Золушка» С. Прокофьева (2006 г.), «Урок» Ж. Делерю (2007 г.) , «Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова (2008 г.), «Коппелия» Л. Делиба (2009 г.), «Петрушка» И. Стравинского (2010 г.), «Chroma» У. МакГрегора на музыку Дж. Тэлбота и Дж. Уайта (2011 г.), «Cinque» М. Бигонцетти на музыку А. Вивальди (2011 г.), «Симфония псалмов» И. Килиана на музыку И. Cтравинского (2011 г.), «Укрощение строптивой» Ж.-К. Майона музыку Д. Шостаковича (2014 г., мировая премьера).

Выступает также с оркестром Большого театра с концертными программами. Является приглашенным дирижером многих известных оркестров, среди которых Российский национальный (РНО), Ensemble Modern (Германия), оркестр Финской национальной оперы, Филармонический Монте-Карло, Оркестр Колонна (Франция), Национальный симфонический оркестр Кеннеди-центра (Вашингтон, США) и др.

Является главным дирижером ансамбля солистов «Студия новой музыки», с которым исполнил более пятисот концертных программ из сочинений современных российских и зарубежных композиторов, под его руководством состоялись десятки мировых премьер. С момента основания фестиваля «Московский форум» является его главным дирижером.
С 1994 г. - главный дирижер и художественный руководитель молодежного ансамбля солистов «Премьера».

С 1992 г. преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования (с 2002 г. - профессор).

Записал серию компакт-дисков современной русской и зарубежной музыки. Гастролирует в странах Европы, в США и Японии.

Член Всероссийского музыкального общества.

Родился в г. Москве. В 1992 г. окончил Московскую консерваторию: факультет хорового дирижирования (класс профессора Б. Г. Тевлина) и факультет оперно-симфонического дирижирования (класс профессора Д. Г. Китаенко), а в 1994 г. — аспирантуру у профессора Д. Г. Китаенко. Участвовал в мастер-классах Дж. Шолти и П. Булеза.

Педагогическая деятельность:

С 1992 г. преподает в Московской консерватории, ведет класс оперно-симфонического дирижирования, с 2002 г. — профессор.

Концертная деятельность:

С 1991 г. является дирижером Государственного академического Большого театра России, где в его репертуар вошли оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Трубадур» и «Травиата» Дж. Верди, «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. Рахманинова, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Дети Розенталя» Л. Десятникова.

В 2004 г. стал музыкальным руководителем постановки вечера одноактных балетов («Палата № 6» на музыку А. Пярта, «Магриттомания» Ю. Красавина и «Леа» на музыку Л. Бернстайна), в 2005 г. - музыкальным руководителем постановки балета Дж. Ноймайера «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди, Д. Лигети и традиционную механическую музыку (премия «Золотая маска» за лучший балетный спектакль), в 2006 г. - музыкальным руководителем поставки балетов «Серенада» Дж. Баланчина на музыку П. Чайковского, «Miserecordes» К. Уилдона на музыку Симфонии № 3 А. Пярта (мировая премьера), в 2007 г. - музыкальным руководителем постановки балета «Урок» Ф. Флинта на музыку Ж. Делерю. Также выступает с оркестром Большого театра с концертными программами.

Главный дирижер ансамбля солистов «Студия новой музыки» , с которым осуществил более 500 российских и мировых премьер сочинений композиторов ХХ века.

С момента основания фестиваля современной музыки «Московский Форум» И. Дронов выступает главным дирижером фестиваля.

С 1994 г. - главный дирижер и художественный руководитель молодежного ансамбля солистов «Премьера».

Является приглашенным дирижером многих известных музыкальных коллективов, среди которых Российский национальный оркестр, Ensemble Modern (Германия) и другие.

Записал серию компакт-дисков современной русской и зарубежной музыки. Гастролирует в странах Европы, США и Японии.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры