Исследовательские работы по творчеству А.Н. Островского

Главная / Измена жены

Почти пятьдесят пьес написано Островским. Одни из них более, другие менее известны. Одни постоянно идут на сцене, экранизованы в кино и на телевидении, другие почти не ставятся. Но в сознании публики и театра живет некий стереотип по отношению к тому, что зовется «пьесой Островского». Островский? Ну так это замоскворецкая комедия или бытовая драма с непременным самоваром на столе и геранью на окнах, с неторопливым действием, прописной моралью, свахами в пестрых платках, бородатыми купцами-самодурами.

При более близком и вдумчивом знакомстве Островский грозит поставить нас в тупик. Мы навязываем шаблон, а автор вырывается из-под него и часто оказывается непохожим на себя, оставаясь, однако, самим собою… Шекспировская трагедия страстей на русской почве («Грех да беда на кого не живет»), а рядом легкий, сверкающий всеми оттенками юмора, виртуозный, только что без музыки, московский водевиль (трилогия о Бальзаминове). Сатира щедринского толка с политической подкладкой («На всякого мудреца довольно простоты») и следом психологическая мелодрама («Без вины виноватые»).

Драматург неизменно шел в большей мере от жизни, ее впечатлений и внушений, чем от застывшей и освященной традицией жанровой формы. Поэтому даже в пределах одного лишь комедийного рода драматического искусства мы найдем у него столько пьес, не укладывающихся ни в какой теоретический канон, пограничных между драмой и комедией, комедией и фарсом. А если пьеса, по понятиям автора, не дорастала до высокого представления о «комедии», как о чем-то завершенном по мысли и сюжету, Островский прибегал к более чем скромным жанровым обозначениям: «Картины московской жизни» или «Сцены из жизни захолустья». Но в существе своем – всё это комедии. Простота Островского, случалось, смущала критику: казалось, она граничит с примитивностью. Н. К. Михайловский, подводя свой итог пути драматурга, сказал когда-то, что всё его творчество – это бесконечные вариации всего двух качеств в характерах: «волчья пасть» и «лисий хвост». И правда, на хищном насилии и обмане многое держится в пьесах Островского. Многое, но не всё.

Ставя названиями своих пьес пословицы, Островский сбивал с толку людей, привыкших воспринимать искусство по вывеске, отчетливой авторской самохарактеристике и не идущих вглубь. Как и обличение «волчьей» и «лисьей» природы дурного человека, обнадеживающая мораль Островского представлялась изведанной и благодушной. «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись» – названия обещали односложную, хрестоматийную, небогатую содержанием мысль-поучение. Но жизнь, изображенная в пьесах, поражала достоверной неожиданностью, а «цветной» язык делал характеры живыми до иллюзии.

Теоретики искусства давно подметили, что круг основных тем и мотивов применительно ко всему репертуару мировой драматургии весьма ограничен: иногда говорили даже, что лишь сорок два исходных положения составляют арсенал мирового искусства – все прочее их вариации. Суть же художественной оригинальности, по-видимому, в личности автора и в том, как окрашивает лица и положения время, в какое он творит. В самом деле, любовь, ревность, зависть, великодушие, измена, стремление разбогатеть или совершить карьеру, отношения отцов и детей, мужчин и женщин, сословное неравенство и т. п. – все эти коллизии, сами по себе не новые, представлены у Островского в их бесконечно разнообразных и часто причудливых сочетаниях.

Историк театра Е. Г. Холодов подсчитал, что в сорока семи оригинальных пьесах Островского 728 действующих лиц – целая толпа. Если на минуту вообразить ее пришедшей к памятнику Островского у Малого театра, она заполнила бы собой едва ль не всю Театральную площадь. Но можно ли сказать, что хоть одно лицо в этой огромной пестрой толпе просто повторяет другое, сливается с другим? Нет, каждый плотно прикреплен к своему времени, окружению и среде, имеет особый характер и норов, отличающую его интонацию и склад речи. Иными словами – каждый индивидуален .

По-видимому, как набор из двадцати трех пар хромосом создает при рождении всякий раз неповторимую человеческую личность, так сочетание немногих исходных драматических или комедийных положений под пером такого художника, как Островский, способно передать живое многоцветье ситуаций и характеров.

Лица комедий Островского исторически точны и этнографически ярки. Но мы читаем и смотрим его пьесы не для того все-таки, чтобы узнать лишь, как когда-то жили, любили, обманывали друг друга люди ушедшей эпохи, какие костюмы носили, какими речениями пользовались и каким забытым ныне привычкам отдавали дань. Если бы нами владел лишь холодноватый познавательный интерес, зрителям хватило бы от театра эффекта «музея восковых фигур» со всей натуральностью причесок, одежд и утвари. В самом деле, о том, что такое купец, приказчик, будочник, воспитанница, откупщик, дворянский хлыщ или провинциальный актер – какова была их типичная внешность, интересы и занятия, можно узнать, задержавшись и перед витриной музея. Классическая пьеса, и театр Островского в частности, дает нам несравненно большее – узнавание характеров, страстей, притязаний и интересов, которые живо задевают и сегодня, имеют неоспоримое отношение к нам самим, людям иной эпохи и среды.

На этот феномен «вечности» театра Островского проливает отчасти свет одно высказывание великого ученого нашего времени академика В. И. Вернадского:

«Вчера моя мысль перенеслась в далекое прошлое – иногда передо мной необычайно ярко и сильно проходит какое-то сознание единства и неподвижности, если могу так выразиться, исторического процесса. В этом смысле мне всегда много дает комедия, т. е. это – вместе со сказкой – единственная форма, которая дает тебе понятие о духовной жизни человечества при самых разнообразных исторических условиях, в различных климатах и местах за последние 2000–2500 лет».

Как явствует из контекста письма, эти мысли были навеяны Вернадскому непосредственно перечитыванием сочинений Островского. И как примечательно, что, выясняя истоки «вечности» или, по меньшей мере, долговечности его пьес, Вернадский называет рядом с комедией сказку, жанр безымянного народного искусства. С фольклором в другом его виде, с пословицей, как известно, теснейшим образом сроднена драматургия Островского. В его пьесах по одним подсчетам 305, по другим – 307 пословиц и поговорок.

Пословицами названы многие его драмы и комедии. Речь героев Островского, по давнему выражению Б. Алмазова, «так и кипит» меткими народными словечками.

Известный литературовед академик А. И. Белецкий написал в свое время крохотный, но блестящий по форме и очень содержательный этюд, своего рода критическое «стихотворение в прозе», посвященное Островскому. Оно называлось «Мудрость пословицы». В своем рассуждении о творчестве драматурга Белецкий отталкивался от мысли, прекрасно сформулированной в одном стихотворении Баратынского:

Старательно мы наблюдаем свет.

Старательно людей мы наблюдаем

И чудеса постигнуть уповаем.

Каков же плод науки долгих лет?

Что, наконец, подсмотрят очи зорки?

Что, наконец, поймет смущенный ум

На высоте всех опытов и дум?

Что? Точный смысл народной поговорки.

В этих строках вскрыт удивительный парадокс, имеющий прямое отношение и к Островскому. Мудрость пословицы, казавшаяся чем-то архаичным, безнадежно отсталым и ненужным, возвращается к человеку после сложнейших искусов изощренного сознания, «на высоте всех опытов и дум», как несомненная и непоколебленная ценность. То же можно сказать и о драматургии Островского. Она не раз объявлялась отжившей, устаревшей в своей простой морали, но в положениях и характерах его пьес оказывался аккумулированным важный духовный опыт, народный здравый смысл и огромная художественная зоркость, возвращавшая к нему внимание новых поколений.

Островскому чужда философская абстракция, он никогда не «умствует». Но, обладая художественным ясновидением, учит своих зрителей понимать людей – видеть за словами желания, умыслы, страсти, выгоды, высокие и низкие порывы и различать их связь с обстоятельствами, средой и социальным миром.

Всегда прям и искренен путь драматурга к сердцам своих зрителей и читателей. Мы презираем его «самодуров» и смеемся над «мудрецами» и героями «бюджета», купцами, скучающими «с большого капиталу». Мы чувствуем себя задетыми и растроганными, когда, прижимая к груди рваную шапку, обличает неправду Любим Торцов, торжественно гремит в защиту попранной справедливости бас Несчастливцева, отчаянно мечтает о счастье Катерина…

Многое продолжает звучать в этих пьесах живым весельем и болью, отзываясь в нашей душе.

У Островского было редчайшее чутье сценической правды, интуиция на положения и слова, которые – при талантливом исполнении – искрой перелетали со сцены в зал. Но его драматургия была еще и умной, хотя критики-снобы, случалось, упрекали драматурга в слабой «интеллектуальности» его созданий. Стоит ли это опровергать? Философ Джон Локк говорил: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувстве».

Герои Островского не решают изощренных головных загадок, но мир автора так богат сердечным, выношенным пониманием характеров и страстей, что, перечитывая старую и как будто давно знакомую пьесу классика, читатель, равно как и зритель, бывают захвачены радостным чувством удивления, новизны и сопричастности. Главным же средством этого чуда взаимопонимания с людьми новых поколений остается язык Островского – живой, самоцветный, ткущийся на наших глазах в яркий ковер.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

«Театр Островского» - 1. «Колумб Замоскворечья.» Биографическая справка. 2.А.Н.Островский – создатель русского национального театра. 3.Портрет А.Н. Островского. 4.Детство и юность. 5.Первые пьесы А.Н. Островского. 6.Последние годы жизни А.Н. Островского. Урок- презентация в 10 классе по литературе. ТЕМА: А.Н. Островский – создатель русского театра.

«Бесприданница Островского» - Родился 31 марта 1823г. в семье чиновника. Любовный Социальный. Темы: Островский Александр Николаевич (1823-1886гг.). Конфликты. Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма "Бесприданница". Умер А. Островский 14 июня 1886 в имении Щелыково. Социальные проблемы: Положение женщины в русском обществе Богатые и бедные.

«Урок Островский Снегурочка» - В 1900 году состоялись по крайней мере четыре постановки пьесы. Опера «Снегурочка». Царство берендеев и царь Берендей в пьесе. «Снегурочка» и русская литературная сказка. Второй - собственное устройство царства берендеев. Островский относит действие пьесы к «доисторическому времени». Сказка как жанр литературы.

«Островский Творчество» - Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… Основной метод – реализм. Из письма И.А.Гончарова А.Н.Островскому. У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита. Использует символы: гроза, громоотвод. А.Н.Островский – создатель русского национального театра.

«Жизнь Островского» - Художник восхищается статной русской красавицей, пышущей здоровьем. Газета «Московский городской листок» напечатала сцены из комедии «Несостоятельный должник». Купцы соблюдали традиции и нравственные ценности. Н.В. Гоголя. Картина «Купчиха», прекрасна живописной палитрой. Отрывок имел исключительный успех.

«Биография Островского» - Библиотека в доме-музее А.Н. Островского. Одним из видов отдыха Островского было столярное дело. Замоскворечье. Здание Малого театра в Москве. 1859г. Замоскворечье (начало 19 века). Александринский театр в Петербурге. Островский с сотрудниками журнала «Современник». Могила А.Н.Островского. Дом на Житной улице, где прошло детство А.Н. Островского.

Всего в теме 22 презентации

Предварительный просмотр:

Сидорова Светлана Васильевна МБОУ «Еласовская СОШ»

Вопросы к викторине по творчеству А. Н. Островского

  1. Как звали родителей Островского, кем они были по происхождению?
  2. На каком факультете Московского университета учился Островский

С 1840 по 1843 год?

  1. Что помогло Островскому хорошо изучить жизнь русского купечества?
  2. Какой театр посещал Островский во время учебы в Московском университете?
  3. Назовите первое литературное произведение Островского?
  4. Назовите первую пьесу- комедию Островского. Кто, прочитав эту первую комедию Островского, написал: «Напрасно печатано, играть же запретить»?
  5. Назовите первую пьесу Островского, которая была сыграна на сцене театра. Когда и в каком театре состоялась премьера этой пьесы?
  6. Какие пьесы Островского озаглавлены как пословицы?
  7. Как называется знаменитая критическая статья Н. А. Добролюбова, посвященная драме Островского «Гроза»?
  8. По какой пьесе Островского снял художественный фильм «Жестокий романс» режиссер Эльдар Рязанов?
  9. Какой театр сегодня в Москве называется «Домом Островского»?
  10. Кто автор памятника Островскому в Москве около Малого театра?
  11. Где находится могила А.Н. Островского?
  12. Узнайте пьесу Островского по ее финалу
  1. «- Хорошо тебе, Катя! А я- то зачем остался жить на свете да мучиться!» (Падает на труп жены).
  2. «-Нет, нет, зачем!.. Пусть веселятся, кому весело…Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть…Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь…вы все хорошие люди…я вас всех люблю» (Посылает поцелуй).

Громкий хор цыган.

  1. Знаете ли вы пьесу Островского «Гроза»
  1. Как зовут купца Дикого?
  2. Назовите фамилию, имя, отчество Кабанихи?
  3. Как зовут сына Кабанихи?
  4. Кому принадлежат эти слова

«Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем».

Ответы

  1. Отец-Николай Федорович Островский, окончил Духовную академию -человек острого ума, образованный, успешно занимался частной практикой6 он был адвокатом, вел дела купцов.В1839 году в чине коллежского асессора Николай Федорович становится потомственным дворянином.

Мать-Любовь Ивановна Островская, урожденная Савкина, родилась в Москве, ее отец был пономарем Сретенского сорока церкви Св. Николая близ Покровского моста.

2 На юридическом факультете

3 Работа в Московском совестном суде в должности канцелярского служителя, затем в коммерческом суде.

  1. Московский Малый театр
  2. Рассказ «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг» (15 декабря 1843 года)
  3. Пьеса «Свои люди – сочтемся», строки принадлежат императору Николаю 1
  4. Пьеса «Не в свои сани не садись» .14 января 1853 года в Московском Большом театре
  5. «Свои люди – сочтемся» 1849

«Не в свои сани не садись 1852

«Бедность не порок» 1853

«Старый друг лучше новых двух» 1860

«Свои собаки грызутся. Чужая не приставай» 1861

«Не все коту масленица» 1871

«Не было ни гроша да вдруг алтын» 1871

«Правда – хорошо, а счастье лучше» 1876

«Без вины виноватые» 1883

  1. «Луч света в темном царстве»
  2. По пьесе «Бесприданница»
  1. Малый театр
  2. Скульптор Н.А. Андреев
  3. В Щелыково, где ныне находится мемориальный музей А.Н. Островского
  4. а) «Гроза»

Б) «Бесприданница»

  1. а) Савел Прокофьевич

б) Марфа Игнатьевна Кабанова

с) Тихон Иванович Кабанов

d) Купчихе Кабановой (Кабанихе)


Творчество Александра Николаевича Островского заслуженно является вершиной русской драматургии середины XIX века. Оно знакомо нам еще со школьных лет. И несмотря на то что пьесы Островского, список которых очень велик, были написаны еще в позапрошлом столетии, они сохраняют свою актуальность и теперь. Так в чем же заслуга знаменитого драматурга и как проявилось новаторство его творчества?

Краткая биография

Александр Островский появился на свет 31 марта в 1823 году в Москве на Детство будущего драматурга прошло в Замоскворечье - купеческом районе Москвы. Отец драматурга, Николай Федорович служил судебным стряпчим и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Поэтому Островский несколько лет проучился на юриста и после этого по воле отца поступил в суд в качестве писца. Но уже тогда Островский начал создавать первые свои пьесы. С 1853 года произведения драматурга ставят в Петербурге и Москве. У Александра Островского было две жены и шесть детей.

Общая характеристика творчества и темы пьес Островского

За годы своего творчества драматург создал 47 пьес. «Бедная невеста», «Лес», «Бесприданница», «Снегурочка», «Бедность не порок» - все это пьесы Островского. Список можно продолжать очень долго. Большая часть пьес - комедии. Недаром Островский остался в истории как великий комедиограф - даже в его драмах присутствует смешное начало.

Огромная заслуга Островского заключается в том, что именно он заложил принципы реализма в русской драматургии. В его творчестве отражается сама жизнь народа во всем своем многообразии и естественности, герои пьес Островского - это самые разные люди: купцы, ремесленники, учителя, чиновники. Возможно, произведения Александра Николаевича по сей день близки нам именно потому, что его персонажи так реалистичны, правдивы и так похожи на нас самих. Давайте проанализируем это на конкретных примерах нескольких пьес.

Раннее творчество Николая Островского. «Свои люди - сочтемся»

Одной из дебютных пьес, подаривших Островскому всеобщую знаменитость, стала комедия «Свои люди — сочтемся». Ее сюжет построен на основе действительно имевших место событий из юридической практики драматурга.

В пьесе изображается обман купца Большова, который объявил себя банкротом, чтобы не пришлось платить по долгам, и ответное жульничество его дочери и зятя, отказавшихся помочь ему. Здесь Островский изображает патриархальные традиции быта, характеры и пороки московских купцов. В этой пьесе драматург остро затронул тему, которая красной линий прошла через все его творчество: это тема постепенного разрушения патриархального устроя жизни, трансформации и самих человеческих отношений.

Анализ пьесы Островского «Гроза»

Пьеса «Гроза» стала переломным и одним из лучших произведений в работах Островского. В ней тоже показан контраст между старым патриархальным миром и принципиально новым укладом. Действие пьесы происходит на берегу Волги в провинциальном городке Калинове.

Главная героиня Катерина Кабанова живет в доме своего мужа и его матери, купчихи Кабанихи. Она страдает от постоянного давления и гнета со стороны свекрови - яркой представительницы патриархального мира. Катерина разрывается между чувством долга по отношению к своей семье и нахлынувшим на нее чувством к другому. Она в смятении, потому что по-своему любит своего мужа, но не может совладать с собой и соглашается на свидания с Борисом. После героиня раскаивается, ее стремление к свободе и счастью сталкивается с устоявшимися нравственными устоями. Катерина, неспособная на обман, признается в содеянном своему мужу и Кабанихе.

Она больше не может жить в обществе, где царит ложь и самодурство и люди не способны воспринимать красоту мира. Муж героини любит Катерину, но не может, подобно ей, восстать против гнета своей матери - для этого он слишком слаб. Возлюбленный, Борис, тоже не способен что-либо изменить, так как сам не может освободиться от власти патриархального мира. И Катерина совершает самоубийство - протест против старого уклада, обреченного на разрушение.

Что касается этой пьесы Островского, список героев можно условно разделить на две части. В первой будут представители старого мира: Кабаниха, Дикой, Тихон. Во второй - герои, символизирующие новое начало: Катерина, Борис.

Герои Островского

Александр Островский создал целую галерею самых разнообразных персонажей. Здесь чиновники и купцы, крестьяне и дворяне, учителя и артисты - многоликие, как сама жизнь. Примечательной особенностью драматургии Островского является речь его героев - каждый персонаж говорит своим языком, соответствующим своей профессии и характеру. Стоит отметить умелое использование драматургом народного творчества: пословиц, поговорок, песен. В качестве примера можно привести уже хотя бы название пьес Островского: «Бедность не порок», «Свои люди - сочтемся» и других.

Значение драматургии Островского для русской литературы

Драматургия Александра Островского послужила значительнейшим этапом становления национального русского театра: именно он создал в теперешнем виде, и в этом заключается несомненное новаторство его творчества. Пьесы Островского, список которых был коротко приведен в начале статьи, утвердили торжество реализма в русской драматургии, а сам он вошел в ее историю как неповторимый, самобытный и яркий мастер слова.

Неспособность лицемерить. Любовь. Замоскворечье. Полемика вокруг пьесы. Занятия Катерины. Идея драмы «Гроза». Основная тема «Грозы». Речевая характеристика. Смысл заглавия. Как воспитывалась Катерина. Результаты действий героев. Московский Государственный Университет. Колумб Замоскворечья. Кудряш. Малый Академический Художественный театр. Поведение лицемерно. Человеческие чувства. Смысл заглавия пьесы «Гроза».

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Стихотворные строки. Печальная песня о бесприданнице. Нужна ли Лариса Паратову. Тайна пьесы Островского. Анализ пьесы. Что же за человек Паратов. Цыганская песня. Каков Карандышев. Любовь для Ларисы. Романс. Жених Ларисы. Проблемные вопросы. Навыки изложения своих мыслей. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Островский. Жестокий романс. Приобретение навыков анализа текста. Выстрел Карандышева.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Докажите справедливость слов Н.Добролюбова. Могла ли Катерина найти счастье в семье? Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. История создания драмы «Гроза». Борьба Катерины за счастье. «Гроза» в русской критике. Приведите примеры из текста. Варвара. Литературные персонажи. Дикой Савел Прокофьич - типичный представитель «темного царства». Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?

«Герои «Снегурочки»» - Красота природы. Фантастические персонажи. Образ Леля. Любовь. Зимняя сказка. Пастуший рожок. Весенняя сказка. Музыкальные инструменты. Бережное отношение к культурным традициям народа. Стихия русских народных обрядов. Содержание песен. Древний русский обряд. Пляски птиц. Утро любви. Музыка. Идеалы автора. Герои. Какие герои только сказочные. Финал оперы. А.Н. Островский. Снегурочка. Песни. Народный фольклор.

«Пьеса «Бесприданница»» - Все поступки героя мотивируются стремлением поддержать такое впечатление. Матерым вожаком, например. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную. Стать богатой содержанкой?.. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина. Образ Паратова. Образ Паратова Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. Лариса. О Паратове сказано: «Блестящий барин». А может вот верное решение: откровенное предложение Кнурова….

«Островский «Бесприданница»» - Анализ драмы «Бесприданница». Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Что мы узнаем о Паратове. Действующие лица. Паратов Сергей Сергеевич. Символический смысл имен и фамилий. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Идеи творчества А.Н. Островского. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Карандышев. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Цель урока.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры