Каирский египетский музей — сокровищница древней истории. Главное здание гмии – ii Египетский музей древностей в каире

Главная / Измена жены

В центре египетской столицы Каире находится красивое здание, вместившее в себя около 150 тысяч уникальных экспонатов, посвященных истории древнего Египта. Речь идет про национальный .

Национальный Египетский (Каирский) музей был открыт в 1902 году по настойчивой просьбе французского египтолога Огюста Фердинанда Мариета, активно занимающегося раскопками древних египетских артефактов.

В музее, состоящим более чем из ста залов, находится много редких экспонатов, так что понадобится не один день для того, чтобы все рассмотреть и изучить. Сперва, при посещении музея, бросается в глаза внушительных размеров скульптура Аменхотепа III и его жены Тии. Далее располагается зал, посвященный династическому периоду.

Каирский Египетский музей и гробница Тутанхамона

Наибольший интерес вызывает всем известная сокровищница гробницы фараона Тутанхамона, обнаруженная археологами в 1922 году в долине Царей и размещенная в восьми залах музея. Это единственная египетская гробница, которая была найдена почти нетронутой и сохранила все ценные предметы, учет и транспортировка которых заняла почти пять лет. Каирский Египетский музей (Египет) обладает тремя саркофагами, один из которых вылит из золота весом в 110 килограммов.

Самые древние экспонаты музея насчитывают возраст порядка пяти тысяч лет. Здесь хранятся древние манускрипты и свитки, предметы искусства и быта, ценные реликвии и есть даже зал мумий, где можно увидеть одиннадцать сохранившихся мумий фараонов. Не менее впечатляет и десятиметровая статуя Колосс Рамзеса II, изготовленная из розового гранита.
Музей египетских древностей: видео

На карте. Координаты: 30°02′52″ сш 31°14′00″ вд

Но посещением Национального Египетского музея невозможно ограничиться, если желаешь глубже проникнуть в тайны истории древнего Египта. Недалеко от Каира, в тридцати километрах, находятся руины города Мемфиса, построенного пять тысяч лет назад, на территории которого археологи обнаружили немало ценных реликвий и артефактов.

Также в окрестностях египетской столицы расположено самое популярное место среди туристов – Гиза, где находятся три пирамиды (Хеопса, Хефрена и Микерина), знаменитая скульптура Сфинкса, стерегущего великие пирамиды и .

Египетский музей (Национальный Музей) расположен в самом центре Каира, на площади Тахрир. Его иногда называют Национальным музеем, но это неверно. Национальный музей, то есть музей египетской цивилизации, экспозиция которого отражала бы все периоды истории страны, существует пока лишь на бумаге. А почти все экспонаты Египетского музея относятся ко времени правления фараонов — династическому периоду и только некоторые из них — к греко-римскому.

Нам очень крупно повезло! Накануне вечером Майя встретилась в холле нашего отеля с подъехавшей за посылочкой из Шарма Олой, с которой мы созванивались время от времени все три дня по приезду, но все никак не могли найти удобное для нас всех время для встречи (то мы поздно из Алекса вернулись, то еще что-то). При этом, слыша безупречный русский в телефонной трубке, я как-то ласково назвала ее «Олечка». Вежливо и с улыбкой моя собеседница сказала - нет, я - Ола. Я - египтянка. Это уже потом мы узнали, что Ола (госпожа ….полное имя на визитке) - лучший гид Каирского музея, преподаватель каирского университета, настоящей знаток египетской культуры и истории, получившая образование в Ленинграде.
В общем, передавать посылочку на ресепшн отеля пошла обаятельная Майя. В результате их встречи милая Ола задвинула все свои планы следующего дня и решила побаловать себя (да-да - именно так она и сказала!) возможностью пообщаться с двумя столь милыми россиянками - и предложила (совершенно бесплатно, кстати) провести экскурсию по Каирскому музею только для нас двоих!

Итак, утром за нами

заехал Рэй и отвез до площади Тахрир, отку да мы не спеша пошли к музею вниз под горочку….С Рэем мы договорились созвониться позже, когда наша программа «духовного насыщения» музеем будет завершена

Во внутреннем дворе музея установлены несколько скульптур, самой знаменитой из которых является скульптура сфинкса,
расположенная практически перед фасадом здания,

около сфинкса - небольшой бассейн с голубоватыми цветами нильского лотоса, где бьют маленькие фонтанчики - это очень красиво.



В музее и возле него кроме туристов практически всех национальностей, много веселых каирских школьников, которых учителя привели знакомиться с историей своей страны.

Поскольку мы пришли немного раньше назначенного времени встречи с Олой - немного походили по внутреннему дворику музея, сделали несколько фото, а потом пошли сдавать фотоаппараты в камеру хранения - увы, уже несколько лет фотографировать в музее запрещено. Поэтому особо любознательным предлагаю парочку неплохих ссылок, в которых можно посмотреть экспонаты музея:

(Особенно хороши фото экспонатов музея на второй ссылочке! Сэнкс at Bluffton University!!!)
Мы договаривались встретиться с Олой возле большого сфинкса, охраняющего вход в музей. А вот и она! Лично я была очарована с первого взгляда - красивая, по мальчишески стройная с короткой стрижкой на ярких каштановых волосах, стильно по-молодежному одетая - никаких тебе платков покрывающих голову и бесформенных одежд - совершенно европейская девушка в модных брючках и обтягивающем стройную фигурку свитерочке. А чуть позже, уже в музее, выяснилось, что Ола в профиль просто поразительно похожа на молодого царя - Тутанхамона!
Привет! Зовет она нас и машет рукой. Привет! Ощущение такое, что мы встретили давнюю подругу - сразу «на ты», сразу полный комфорт в общении.
Более интересной, наполненной, эмоционально окрашенной экскурсии, чем та, которую провела для нас Ола, я не припомню за всю свою жизнь ни в одном посещенном ранее мною музее!

В Египетском музее более ста залов, на его двух этажах размещено более ста тысяч экспонатов. Экспозиция музея в целом выдержана в хронологическом порядке. Благодаря Оле наша экскурсия была по-хорошему динамичной, мы под ее опытным руководством уделили максимум внимания самым-самым ключевым моментам и ничуть не устали от обилия информации.

Из того, что особо запомнилось:

Монументальная статуя хозяина одной из трех великих пирамид Гизы - фараона Хефрена Khafre (Chephren). Поразительно с каким мастерством скульптор высек эту статую из одного из сложнейших материалов - сверхпрочного черного базальта! Эта скульптура одно из «кА» фараона облечена всеми признаками верховной власти - накладная борода, он сидит на троне, ножки которого выполнены в виде львиных лап, голову фараона сзади бережно обнимает сокол - воплощенное божество - Хор.



- оригинал «кА» фараона Джосера - той самой скульптуры, заточенной в сердабе возле пирамиды этого фараона в Саккаре (копию то мы уже видели и сфотографировали вчера во время нашей поездки в Саккару)


- сидящие царевич Рахотеп и Нефрет, его жена. Скульптуры изготовлены из песчаника и раскрашены. Особо поражают воображение глаза - они выполнены из кварца - с особой точностью - видны и радужка и зрачки. Фигуры искусно раскрашены - смуглого Рахотепа оттеняет более светлая и нежная Нефрет, округлость ее форм подчеркивает облегающая белая одежда

- деревянная статуэтка — вельможи Каапера, которую нашли в Саккаре, в середине XIX в. Увидев ее, рабочие, принимавшие участие в раскопках, воскликнули: «Да это же наш староста!» Так и вошла она в каталоги под названием «Деревенский староста» («Шейх аль-баляд»)

Внимательно вглядываемся в лицо одной из самых загадочных персон древнего Египта - это женщина-фараон - Хатшепсут. Ее скульптурное изображение имеет все традиционные символы высшей власти, включая бороду. Тут даже есть ее изображение в виде сфинкса -


Впечатляет зал с экспонатами так называемого амарнского периода— времени правления фараона-еретика Эхнатона. В искусстве древнего Египта это был период реализма: потрясающие фрески с птицами, жанровыми сценками напрочь лишены более поздних канонов - и прелестны своей искренностью.

Каменный Эхнатон, который выглядит весьма непривлекательно, даже уродливо, с маленькой головой и большим животом. Ни раньше, ни позже амарнского периода скульптор не рискнул бы изобразить так всемогущего фараона, даже если бы сходство с оригиналом было стопроцентным

Алебастровая головка — прекрасной Нефертити -
жены Эхнатона

Кстати, я была потрясена предположением некоторых ученых о том, что в действительности некоторое время после мнимой смерти Эхнатона (!) Египтом правила его жена - Нефертити - она же позировала скульпторам в роли своего мужа - именно поэтому фигура фараона имеет столь женственную фигуру с большими бедрами - да и сходство в лицах явно прослеживается. Еще более смелым является гипотеза о том, что знаменитый пророк Моисей - это никто иной, как бежавший на Синай от идеологического преследования за свои преобразования Эхнатон!

По мраморной лестнице поднимаемся на второй этаж музея - ядром коллекции здесь являются сокровища гробницы Тутанхамона, которая была найдена в 1922 г. в Долине царей в Луксоре практически не разграбленной. Коллекция и в самом деле велика и потрясает воображение - конечно же - знаменитая Золотая посмертная маска Тутанхамона (которую мы все-таки по-шпионски запечатлели фотиками своих мобильных), два его гроба, статуя Тутанхамона (вот около нее мы и замечаем - насколько наша очаровательная Ола похожа ликом на этого фараона), позолоченный трон, скульптура бога Анубиса в виде лежащего шакала, золотые украшения и прочая утварь из гробницы. Еще в коллекции представлена полуистлевшая одежда, в которую был одет Тутанхамон - сандалии, рубашка и даже трусы….почему то становится, мягко говоря, не по себе, глядя именно на обычные, бытовые предметы из этой гробницы.

На втором этаже музея также находятся Фаюмские портреты, которые были найдены в конце XIX в. во время раскопок римского некрополя в оазисе Фаюм, представляют собой восковой рисунок на деревянной доске. Они рисовались с натуры, при жизни висели в доме, а после смерти клались поверх мумии. Изображения людей на них абсолютно реалистичны.

Я в свое время впервые «познакомилась» и была очарована фаюмскими портретами в Пушкинском музее в Москве, благодаря великолепной постоянной экспозиции музея, посвященной древнему Египту (коллекция составлена страстным египтологом князем В.С. Голенищевым). Кстати, до сих пор страстно обсуждается вопрос, был ли вывоз артефактов из Египта цивилизованной формой грабежа или единственным способом сохранить их. Ученые склоняются к последнему: в тот момент, когда стали открываться захоронения фараонов, они рисковали быть разграбленными и разрушенными невежественными кладоискателями. Хотя известно, что первые грабители проникли в гробницы тысячелетия назад, задолго до современных воров
В общем, программа культурного насыщения состоялась - время к обеду - возникло пока еще легкое чувство голода, желание попить пивка, а главное теперь уже просто поболтать. Ола предлагает нам зайти в хорошо известное ей кафе, которое находится поблизости.

Арт-кафе (café Estoril)

Это чудесное кафе находится совсем недалеко от музея и является одним из мест, где собирается богема Каира - художники, искусствоведы и вообще люди не чуждые тяги к прекрасному. Я специально взяла визитку этого кафе и сообщаю адрес для тех счастливцев, у кого в планах стоит посещение Каира: это находится в переулочке, уходящем от улицы Tallat Harb в районе дома номер 12 на улочку Kasr el Nil, дом 13. Для совсем непонятливых написано - в здании торгового центра, расположенного за офисом Air France и телефон кафе: 574 31 02. В общем - заходите - не пожалеете! Уютная обстановка, приятная прохлада в жаркий день, прекрасные картины на стенах - работы знакомого художника Олы по имени Осман, который, конечно же, тоже учился своему мастерству в России!

Каирский египетский музей находится в Каире , столице Египта , на площади Тахрир, расположенной в центральной части города. Его коллекция исторических ценностей превышает 150 000 экспонатов и ежегодно притягивает миллионы туристов со всего мира.

Каирский египетский музей – история создания.

Своим появлением знаменитая сокровищница древностей обязана людям, которые при жизни ни разу не встречались. В 1835 году по приказу Мохаммеда Али, правившего страной в то время, был издан указ, запрещающий самовольные раскопки и вывоз древних артефактов из Египта. До этого декрета многие захоронения подвергались разграблению, а бесценные экспонаты можно было приобрести на черном рынке.

Не зная о запрете, в 1850 году в Александрию на пароходе прибыл французский историк Огюст Мариетт. Целью его визита было приобретение древних рукописей. Поняв, что вывезти ценности из страны не удастся, он остался в Египте, навсегда влюбленный в эту страну. Свою первую коллекцию он выставил через 8 лет в музее, открытом им в Булаке. Однако после стихийного бедствия, произошедшего в 1878 году, многие экспонаты были сильно испорчены, а некоторые похищены. Ученый обратился к правительству с прошением построить для сохранения коллекции большой египетский музей. Исмаил-Паша, возглавлявший правительство, откликнулся на эту просьбу, и для сохранности на время возведения хранилища приказал перевезти всю коллекцию в свой дворец.

Французский архитектор Марсель Дюнон предоставил эскиз здания, выполненный в стиле неоклассицизма. После утверждения проекта в 1900 году началось строительство, завершившееся через 2 года. Все экспонаты были перевезены из Гизы и выставлены в новом Национальном музее в Каире.


Основатель сокровищницы Огюст Мариетт после смерти удостоился чести быть погребенным в мраморном саркофаге, расположенном слева от входа в нее. Над его усыпальницей возвышается отлитая из бронзы статуя ученого. В саду, разбитом у здания Каирского египетского национального музея, выставлены находки, обнаруженные знаменитым египтологом. Здесь посетители могут увидеть обелиск Рамсеса II и высеченного из красного гранита сфинкса Тутмоса III.


Каирский египетский музей – экспонаты.

Хранящиеся в египетском музее артефакты настолько великолепны, что интересны не только ценителям прошлого, но и туристам, которые приехали в Египет на отдых. Чтобы ознакомиться с многочисленными экспонатами и проникнуться величием древней цивилизации, нужно не менее 4 дней.

В Каирском египетском музее, состоящем из огромного вестибюля и ста залов, расположенных на двух этажах, всегда шумно и многолюдно. Посетив каждый из залов, можно, словно на машине времени, совершить путешествие к истокам мировой цивилизации. Величайшие творения человеческих рук собраны в тематические коллекции и расположены по хронологическому принципу. Самые старые экспонаты имеют возраст, превышающий пять тысяч лет, а самые молодые охватывают начало нашей эры.


Первый этаж Каирского музея.

Египетский музей Каира хранит на первом этаже гранитные, известняковые и базальтовые изваяния правителей Египта. На самом входе посетителей встречают огромные статуи фараона Аменхотепа III и его супруги Тии.


Далее можно увидеть фараона Микерина, восседающего в окружении древнеегипетских богинь Хатор и Бат. Особое внимание туристов привлекает тщательно выполненное из темно-зеленого диорита, пронизанного тонкими светлыми прожилками, изваяние фараона Хафра, принадлежащего к четвертой династии. Некоторые египтологи считают, что именно его лицо носит , сидящий возле пирамиды в долине Гиза.


Здесь же можно увидеть фигуру фараона III династии Джосера, считающегося первым строителем пирамид. Его ступенчатая усыпальница находится в Саккаре недалеко от плато Гиза. На первом этаже стоит изваяние Снофру – фараона IV династии, для которого в Дахшуре возвели две пирамиды: Ломанную и Розовую, не уступающих по своему величию пирамидам, построенным в долине Гиза.

Не меньший интерес у посетителей вызывают искусно раскрашенные известняковые статуи принца Рахотепа и его жены – царевны Нофрет. Оба изваяния обнаружили еще во время экспедиций, возглавляемых самим Мариетом.


Здесь же есть отдельный зал, посвященный отцу Тутанхамона – фараону-еретику Эхнатону. В нем находятся колоссальные изваяния, изображающие его и Нефертити, которая была ему женой.



Кроме монументальных изваяний среди экспонатов много погребальных плит, всевозможных сосудов и статуэток меньшего размера.

Второй этаж Каирского музея.

Но более всего посетителей манит второй этаж, на котором собраны сокровища из гробницы Тутанхамона и других древних правителей. Обнаружение гробницы юного фараона и сокровищ, собранных в ней, произвело на жителей XX столетия неизгладимое впечатление. Поражает не столько количество драгоценных камней и золота, как высочайшее мастерство древних мастеров. Золотая погребальная маска Тутанхамона , декорированная драгоценными камнями и редкими породами дерева, вызывает у посетителей восторг, а у современных ювелиров чувство зависти. Вес этого шедевра более 11 кг.


С не меньшим мастерством изготовлены украшения фараона – ожерелья, выполненные из золота с инкрустацией из бирюзы и кораллов, массивные кольца и серьги, а также нагрудные украшения, декорированные сценками из древних мифов.




Невольное восхищение вызывает позолоченный трон Тутанхамона, украшенный драгоценными камнями. На спинке есть изображение фараона и его юной жены.


В зале правителя выставлены три саркофага. Примечательно, что один из них отлит из золота и весит около ста килограмм.


В отдельном зале можно ознакомиться с сокровищами царицы Хетепхерес, являвшейся матерью известного фараона Хеопса. Кроме шкатулки, инкрустированной драгоценными камнями, носилок, покрытых золотыми листами, и серебряных браслетов, в нем можно увидеть погребальные саркофаги, принадлежащие разным эпохам и изготовленные из различных материалов.


Осмотрев сокровища Тутанхамона, стоит заглянуть в соседний зал и ознакомиться с коллекцией драгоценностей, принадлежавших фараонам, правившим в XI-X столетиях до нашей эры. Эти экспонаты менее известны, но не менее ценны. Здесь хранятся золотые украшения и саркофаг фараона Псусеннеса I, инкрустированные драгоценными камнями.


Туристы с крепкими нервами могут посетить зал, в котором поддерживается специальный микроклимат. Здесь находятся мумии, принадлежащие известным правителям страны. Если турист планирует побывать в зале с мумиями не в составе экскурсионной группы, он должен внести дополнительную плату. Перед посещением нужно запомнить одно правило – вести фото и видеосъемку в этом зале Каирского египетского музея запрещено.

Два человека, которым мир обязан созданием Каирского музея , сохранившего творения великих мастеров древности, никогда не встречались. Один из них - Мохаммед Али , правитель Египта первой половины ХIХ века, албанец по происхождению, обучившийся грамоте уже в достаточно зрелом возрасте, в 1835 своим декретом запретил вывоз древних памятников из страны без специального разрешения правительства. Другой - француз Огюст Мариетт , который в 1850 прибыл пароходом в Александрию с намерением приобрести коптские и сирийские церковные рукописи, не зная, что незадолго до этого коптский патриарх запретил вывоз этих раритетов из страны.

Египет покорил Мариетта, магнетизм древних образов полностью овладел им, и он начал раскопки в Саккаре. Неожиданные открытия настолько поглотили его, что Мариетт забывает о первоначальной цели своей поездки, однако он прекрасно осознает, что все добытые с таким трудом артефакты должны быть сохранены для современников и потомков. Для этого нужно контролировать проводимые раскопки и найти место для хранения и экспозиции найденного. Так родились существующие по сей день Служба древностей Египта и Каирский музей , которые Мариетт возглавил в 1858.

Первое здание музея располагалось в квартале Булак, на берегу Нила , в доме, где поселился Мариетт со своей семьей. Там он открыл четыре зала экспозиции египетских древностей. Количество ценных находок, в том числе и золотых ювелирных изделий, постоянно росло. Для их размещения было необходимо новое здание, но, как всегда, возникли финансовые трудности. Несмотря на огромные усилия Мариетта, который питал беззаветную любовь к Египту, его целеустремленность и дипломатию, решить этот вопрос не получалось, а старому зданию угрожали ежегодные разливы Нила. Мариетт снискал любовь и уважение правителей Египта, он был приглашен на торжественную церемонию открытия Суэцкого канала, написал историю, которая легла в основу либретто известной оперы «Аида», удостоился титула «паша», но до самой смерти так и не увидел нового здания.

Мариетт умер в 1881, саркофаг с его телом похоронили в саду музея Булак. Через десять лет коллекция переедет в Гизу, в старую резиденцию хедива Исмаила, саркофаг Мариетта последует туда же, и только в 1902 сбудется наконец его мечта о создании музея в центре столицы - Каире . Здание было построено на площади Эль-Тахрир по проекту французского архитектора. В саду нового музея Мариетт обретет свое последнее пристанище, над его мраморным саркофагом, расположенным с левой стороны от входа, поднимется его бронзовая статуя во весь рост, в традиционном египетском костюме конца XIX века, в османской феске на голове. Вокруг - бюсты крупнейших египтологов мира, среди них - скульптурный портрет выдающегося русского ученого начала ХХ века В. С. Голенищева. В саду выставлены и находки Мариетта - сфинкс Тутмоса III из красного гранита, обелиск Рамсеса II и другие произведения монументального искусства. Огромный вестибюль, около ста залов, расположенных на двух этажах, сто пятьдесят тысяч экспонатов и тридцать тысяч предметов в запасниках, охватывающих пяти тысячелетнюю историю Древнего Египта, - вот что представляет собой Каирский музей.

Его коллекция уникальна. Переходя из зала в зал, посетитель совершает незабываемое путешествие в загадочный мир древней цивилизации, колыбели человеческой культуры, поражающей изобилием и великолепием своих рукотворных деяний. Экспонаты расположены по тематическому и хронологическому принципу. На первом этаже - шедевры каменной скульптуры из известняка, базальта, гранита начиная с додинастического и до грека- римского времени. Среди них - знаменитая статуя фараона Хафра , строителя второй по величине пирамиды в Гизе, сделанная из темно-зеленого диорита со светлыми прожилками, скульптурная композиция фараона Микерина, показанного в окружении богинь.


Поражает своей красотой и тонкостью исполнения скульптурная группа супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из раскрашенного известняка. Удивительна деревянная статуя Каапера, получившая название «Сельский староста»: в момент находки рабочие Мариетта были поражены сходством черт статуи с лицом старосты их села.

Отдельный зал посвящен сокровищам царицы Хетепхерес, матери фараона Хеопса, построившего самую знаменитую пирамиду. Среди них - кресло, огромное ложе, носилки, покрытые листовым золотом, шкатулка, украшенная инкрустацией из камней в виде крыльев бабочки, с двадцатью серебряными браслетами. Здесь же - массивные саркофаги различных эпох из красного и черного гранита, лодки фараонов из ценных пород дерева, гранитные сфинксы фараонов. В отдельном зале - колоссы фараона-еретика Эхнатона и статуи его жены Нефертити, с известностью и красотой которой может соперничать разве что Джоконда Леонардо да Винчи. Вот далеко не полный перечень того, что может увидеть посетитель на первом этаже экспозиции.

Несомненный шедевр коллекции - сокровища Тутанхамона, ставшие сенсацией начала ХХ века. Поражает даже не обилие золота, хотя одна лишь маска Тутанхамона весит одиннадцать килограммов, а высочайшее качество ювелирной работы с благородным металлом, драгоценными камнями и ценнейшими породами дерева. Украшения Тутанхамона, в числе которых широкие золотые ожерелья, инкрустированные бирюзой, лапис-лазуритом и кораллом, массивные серьги, пекторали с мифологическими сюжетами, не имеют равных. Мебель выполнена с особым изяществом, даже огромные обитые золотом ковчеги, внутрь которых ставили саркофаг, восхищают тонкостью своего исполнения. Полна лиризма сцена на спинке кресла Тутанхамона, показывающая любящую чету юных правителей огромной страны.

Обилие уникальных предметов искусства, источающих удивительную энергетику образов, уже с момента открытия гробницы порождало множество загадок, фантазий и легенд. Рентгенографический анализ мумии Тутанхамона, проведенный совсем недавно, показал несомненное родство с фараоном-реформатором Эхнатоном, который был его отцом. Установлена и причина смерти Тутанхамона - падение с колесницы во время охоты, в результате чего был получен открытый перелом коленной чашечки и случилась вспышка вируса малярии в организме. Даже при высоком уровне развития древнеегипетской медицины спасти фараона не удалось, он умер в возрасте 18 лет.

Тех, кто после осмотра коллекции Тутанхамона, решится зайти в соседний зал, где хранятся сокровища фараонов от XXI египетской династии (XI-X века до н. э.) до римского времени ожидает еще одно чудо. Если коллекции Тутанхамона было суждено объехать полмира, восхищая людей разных возрастов и национальностей, то золотые и серебряные изделия, найденные в Танисе, известны гораздо меньше. Самыми впечатляющими являются сокровища из погребения фараона Псусеннеса I, правившего в 1045-994 до н. э. И его приближенных. Среди шедевров ювелирного искусства - широкие ожерелья с подвесками и пекторали из золота, инкрустированные сердоликом, лазуритом, зеленым полевым шпатом, яшмой.

Бесценны чаши из серебра и электрума в виде цветка или с цветочными мотивами, найденные в гробнице Унджедбауенджеда, полководца Псусеннеса I, сосуды для ритуальных возлияний, золотые статуэтки богинь, золотые погребальные маски фараонов. Уникальны два саркофага из серебра, которое особенно ценилось в Египте, ибо золота у фараона, по свидетельству правителей соседних стран, было столько же, сколько песка под ногами, серебряных же изделий - единицы. Один саркофаг длиной 185 сантиметров принадлежит Псусеннесу I . Маска фараона декорирована золотом, придающим объем и изящество его лицу. В другом, покоился фараон Шешонк II. Длина его саркофага 190 сантиметров, на месте погребальной маски - голова божественного сокола.


В отдельном зале, где поддерживаются специальная температура и влажность, хранятся мумии многих известных фараонов Египта. Они были найдены в некрополе Курны в 1871 братьями Абд эль-Расул, которые в течение многих лет хранили тайну своей находки и наживались на торговле сокровищами. Время от времени под покровом ночи их вытаскивали из тайника и сбывали на черном рынке. Прекратить грабеж помогла ссора между братьями из- за дележа добычи. Мумии, тщательно спрятанные жрецами, спустя тысячелетия были подняты на поверхность и срочно погружены на корабль, который взял курс на север, чтобы доставить находки в Каирский музей. На всем пути следования корабля по обоим берегам Нила стояли жители окрестных деревень. Мужчины палили из ружей, салютуя своим знаменитым предкам, а женщины, как будто сошедшие с древнеегипетских рельефов и папирусов, с непокрытыми головами и распущенными волосами оплакивали мумии, провожая их к погребению, точно так же, как это делали в Египте много веков назад.

В середине III тысячелетия до н.э. на стенах пирамид фараонов были начертаны слова: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым» . Автор этого текста даже не подозревал, какое продолжение жизни ждет владельцев пирамид и гробниц. И хотя имена тех, кто строил, ваял и творил для своих фараонов, исчезли в водовороте истории, дух Древнего Египта витает в стенах Каирского музея. Здесь ощущается великая духовная сила древней цивилизации, любовь к своей стране, феномен непохожего ни на какие другие культуры государства.

В наших путешествиях мы редко посещаем музеи, но иногда бывает. В мире есть интересные исторические музеи с невероятными экспонатами, рассказывающими истории городов и стран, людей и событий. Каирский египетский музей - один из них. Признаюсь, что, если бы мы поехали в Каир самостоятельно, то не посетили бы его. Перед поездкой я ничего не знала о музее и его коллекциях и знала только то, что там запрещено фотографировать, длинные очереди, чтобы попасть, и что на его посещение стоит выделять чуть ли не целый день. Но обстоятельства сложились так, что Каирский египетский музей стал основной достопримечательностью на ровне с пирамидами. Все фотографии, представленные ниже, сделаны мной, но до написания этой заметки я знала только единицы экспонатов. Потому пришлось проделать немалую работу, чтобы не просто показать вам коллекцию музея, но и рассказать о том, что мы видели. Так что побуду я немного гидом для своих любимых читателей:)

Второй день экскурсионной программы "Каир 2 дня" от туроператора . 15 марта 2018 года, Египет, Каир. Предыдущие и этой поездки.
01.


Второй день начался в 7 утра со столовой отеля «Катаракт» в Каире. После чего группа встретилась с гидом, погрузилась в автобус, и мы поехали на встречу первой достопримечательности - музею. В автобусе нас встретил новый гид - Ахмед - он и проведет все экскурсии. Теперь его очередь развлекать туристов рассказами о постройке пирамид, а основной наш гид Мухаммед в это время занимался только организационными вопросами. Ахмед дал название нашей группе из 20 человек и 3 маленьких детей "Алладин", на это слово мы должны будем сбегаться к гиду, если он требует своего внимания. Русский у него был похуже и, несмотря на то, что мы с мамой пересели ближе, понять его речь было сложнее. Да и по поводу пирамид Ахмед рассказывал давно устоявшиеся байки и даже не заикнулся о новом открытии - еще одном способе, как могли строить пирамиды, к которому сейчас больше склоняются ученые, но пока этот вариант в процессе поиска доказательств.

В 8:45 наш автобус подъехал к воротам музея, и мы вышли на большую и шумную от толп туристов территорию, которая встретила нас небольшим Сфинксом. Я думала, что Сфинкс в Египте один, а оказалось таких статуй и памятников довольно много.
02.

Каирский музей был открыт в 1902 году. Это крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства - около 160 тысяч экспонатов, собранный в более, чем 100 залах.
03.

Музей еще был закрыт для посещения, но очередь из желающих попасть туда тянулась на более, чем 50 метров и в 4 ряда. Ахмед сказал, что у нас есть 15 минут на погулять по территории, пока он с Мухаммедом организуют входные билеты и аудиогиды. По словам гида, все монументы, стоящие на улицы, подлинные и оригинальные, и их можно посмотреть совершенно бесплатно.
04.

05.

Мы прогулялись до общественного туалета. Запах почувствовали издалека. Туалет страшненький и не сказала бы, что чистый, хотя уборщицы мыли полы, когда мы туда вошли. Такое ощущение сложилось, что египтянки считают, что, чем больше воды на полу, тем он чище. А я боялась запачкать свои белые тапки)) Туалетную бумагу уборщица оторвала голыми руками, отставив до этого швабру и ведро. Бумажкой я не воспользовалась, хотя и не отношу себя к брезгливым. Выходя, я решила даже руки не мыть, чтобы побыстрее покинуть вонючее помещение, но уборщица больших размеров (как меня три) преградила дорогу и показала на умывальник. Надзиратель, блин)) Ладно, вымыла руки, вытерла о штаны и хочу выйти, а эта египтянка тянет руку со словами "мани-мани". Гид вроде говорил, что туалет бесплатный, но эта дама явно не хотела меня выпускать. Я достала 5 фунтов, которые специально для таких целей положила в отдельный карман, и дала ей. Она улыбнулась, очень обрадовалась и выпустила меня. А тут следом мама выходит из кабинки и африканка к ней. "Не," - говорю, - "она со мной". Уборщица махнула рукой и пропустила.

После этого приключения мы вернулись к группе, где гид раздавал всем билеты и аудиогиды. С помощью такого себе плеера-рации Ахмед сможет доносить нам полезную информацию в очень шумном музее и собирать нас кодовым словом "Алладин", если кто потеряется.

Стоимость входного билета в музей составила 120 египетских фунтов и была включена в программу экскурсии в Каир. Хотя я вот сейчас вспоминаю, что на одном из туристических сайтов Египта, видела цену в 60 фунтов и даже с надписью для туристов, хм... Если хотите фотографировать внутри, то нужен отдельный билет за 50 фунтов (3 доллара) и гид позаботится о том, чтобы приобрести его для вас. Также перед экскурсией гид рекомендовал купить диск с фото и видео из музея.
06.

Еще немного в очереди, проверка билетов, сканирование вещей и прохождение через сканирующие ворота для людей, и мы внутри.
07.

В первом зале, он же главный, мы остановились всего возле одного стенда, хотя зал очень большой и с немалым количеством экспонатов. Похоже, что Ахмед рассказывал про письменность египтян, но понять, а тем более подойти ближе было невозможно.
08.

Потому я отвлеклась на другие экспонаты.
09.

Каменный саркофаг.
10.

11.

Колоссальная статуя фараона Аменхотепа III с его женой царицей Тией и их дочерью Хенутане в главном зале музея. Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации. С одной стороны, он почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы (поклонение одному богу Амону).
12.

За этими великими статуями мы поднялись по лестнице на второй этаж. Гид, молодец, повел нас в ту сторону, куда не пошли остальные туристические группы, поэтому людей пока встречалось немного.

Скульптурная диада Амона и Мут из Карнака. Найдены в храме Амона в Карнаке, бывшего на протяжении почти двух с половиной тысячелетий главным национальным святилищем страны. Голова царицы, выполненная из твёрдого, превосходного кристаллического известняка, была лишь одним из более ста обломков грандиозной диады, изображающей бога Амона и его супругу, богиню Мут. Изначальная высота памятника достигала 4,15 м. Задняя часть скульптурной группы, где находились опорные столбы статуй, увы, утеряна, так как представляла наибольшую ценность для грабителей; с ней утеряна и большая часть надписей, некогда находившихся на памятнике. В образе Амона был изображён Хоремхеб - последний царь XVIII династии, до воцарения - известный военачальник эпохи правления Эхнатона. В облике Мут - его официальная супруга Мутноджемет - царица непростой судьбы, не просто более знатная по рождению, чем её супруг, но и принадлежавшая к высшей знати: её старшей сестрой, судя по всему, была сама Нефертити.
13.

Эта плита была найдена в королевской гробнице 18-й династии, период 1356-1340 гг. до н.э. На ней изображен фараон Эхнатон, сын Аменхотепа III. Женой его была Нефертити. И считается, что Эхнатон был отцом Тутанхамона, хотя все его изображения были только с женой и дочерьми. Сюжет на плите: фараон со своей семьёй совершает подношения Атону. Атон представлен солнечным диском и лучами солнца, заканчивающиеся ладонями.
14.

Эхнатон привел свой народ к единому богу - Атону - Солнцу, отменив царившее в стране многобожие. Его можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно её поклонение Единому Богу. Но после смерти фараона жрецы быстро вернули свое влияние и постарались уничтожить все следы строптивого правителя. Я очень удивилась, когда узнала, что личность Эхнатона стала прототипом для образа вымышленного фараона из книги Болеслава Пруса "Фараон", которая давно стоит в моем книжном шкафу на видном месте, сверкая позолоченными буквами. Придется почитать-таки:)

Оскверненный королевский гроб Эхнатона. В гробнице тела фараона не оказалось. Его саркофаг был разрушен, но восстановлен археологами.
15.

16.

17.

После зала Эхнатона мы снова спустились вниз. Гиду пришлось водить нас кругами, так как возле некоторых экспонатов уже собирались другие группы. И опять сфинкс. Вспомнилось, что гид рассказывал про женщину фараона, вроде Хатшепсут, и это сфинкс с ее изображением. Но дальше будет еще один экспонат, посвященный ей, который мы увидели, уже направляясь на выход, и гид не обратил наше внимание на него.
18.

Еще один пустой зал.
19.

21.

И вновь мы поднялись на второй этаж. Некоторые залы стояли пустынными, без людей, хотя уверена, интересных вещей они хранят тоже не мало. Если бы не группа, я бы точно сюда забрела.
22.

Вид на главный зал и центральный вход со второго этажа.
23.

Некоторые лица нашей группы во главе с дядей Муратом... кроме кошки конечно))
24.

Но это не кошка, а Анубис. Статуя Анубиса изображена в виде лежачего шакала и была прикреплена к крыше погребальной камеры Тутанхамона.

Элемент погребальной камеры. Образ этой статуи считается принадлежит Великой жене царя Тутанхамона - Анхесенамон - египетской царицы XVIII династии, сестры и главной супруги Тутанхамона, третьей дочери фараона Эхнатона и его жены Нефертити. Родилась около 1354 или 1353 года до н. э.
25.

Носилки для фараона.
26.

Ложе фараона.
27.

Туалет фараона.
28.

Этот зал полностью посвящен одному фараону - Тутанхамону. Невольное восхищение вызывает его позолоченный трон, украшенный драгоценными камнями. На спинке есть изображение фараона и его юной жены.
29.

Изображение на одной из боковых стен сундука. Гид рассказывал, что эту картину многие заказывают, чтобы повесить у себя дома, но я плохой слушатель)) Здесь также изображен Тутанхамон.
30.

Какие чудесные тапочки, действительно, произведение искусства. В них был похоронен Тутанхамон.
31.

Здесь же было два отдельных зала с вещами Тутанхамона, найденными при раскопках. Нам дали 15 минут свободного времени для их изучения. В основном это были золотые статуэтки, посуда и украшения. А самым известным экспонатом является погребальная маска фараона, которая выставлена в музее для всеобщего обозрения, но фотографировать ее запрещено (наверно потому что золотая), хотя вы без проблем найдете фотографии в интернете. Некоторые пытались фотографировать на мобильный и многим это удается. Мне же не повезло с двумя немецкими старухами, которые увидев, что я направляю смартфон в сторону маски, подняли такой крик, что все обернулись, а не только смотрящий, - фашистки, блин, надо было их сфотографировать))

Деревянный бюст мальчика-короля Тутанхамона, найденный в его могиле. Он поднялся на трон в возрасте 9-10 лет в 1333 году до н.э. Это очень интригующий артефакт. Заметили разницу между торсом и головой? По-видимому, это манекен молодого фараона, используемый для пошива одежды. Кажется странным, что это было похоронено с фараоном. Теперь он смотрит на всех проходящих мимо туристов, которым явно намного лучше, чем стоять в этой стеклянной коробке))
32.

А вот такая статуя, ее копия, стояла у нас в отеле Хилтон. Их кстати пара, были найдены в небольшой входной комнате гробницы Тутанхамона в Долине Царей. Похожи они на часовых и были идентифицированы как статуи «Ка» или представления его души или духа. Обе фигуры носят килт с очень серьезной гофрировкой.
33.

Нам дали 15 минут свободного времени еще раз обойти зал Тутанхамона и посетить зал мумий животных. Может здесь где-то был и зал царских мумий? Все наши пошли сначала в зал мумий животных, а потом просто ожидали неподалеку от гида. Или я все-таки что-то прослушала? Хотя гид показывал нам мумию человеческого зародыша, на которого, чтобы увидеть, нужно было присветить фонариком, а фотографировать со вспышкой запрещено. Может это и был зал мумий? Хотя нет, вычитала, что из уважения к умершим, экскурсии здесь не разрешаются. Но хотя бы подвести и сказать "идите туда" гид мог. Сейчас смотрю на схему расположения залов. Зал мумий животных № 53 и зал царских мумий № 56 (на некоторых картах даже не отмечен) расположены по разные стороны, совершенно не рядом. Почему карты в музее не выдают?

В общем, мы попали в зал мумифицированных животных и птиц из различных некрополей Египта. Они свидетельствуют о распространённости анималистических культов в конце языческой эры, когда их приверженцы бальзамировали всё: от быков до мышей и рыб.
35.

36.

37.

38.

Просто забавный элемент))
39.

После мы еще погуляли по второму этажу и позаглядывали на первый. В этом зале похоже проходит реставрация одного из экспонатов. Интересно, это что-то новенькое нашли...
40.

Еще один зал. Экскурсовод рассказывает про украшения, принадлежащие какой-то египетской царице. Не припомню, чтобы мы сюда заходили.
41.

Зал с каменными саркофагами. Здесь мы тоже не были.
42.

Точка встречи с гидом - атриум с видом на центральный вход.
43.

Здесь же расположен зал № 48, посвященный Туйи и Иуйи.
44.

Погребальные маски Туйи и Иуйи. Туйи вместе со своим мужем Иуйи были погребены в Долине царей. Этой небывалой чести они удостоились, потому что были родителями Великой Царской супруги Аменхотепа III фараона 18 династии, а также потому, что занимали высокие посты при Эхнатоне. Погребальная маска Туйи выполнена из холста, штукатурки, золота, алебастра и стекловидного сплава. Ее высота 40 см. Изначально маску покрыли черным покровом, который можно видеть на парике. Погребальная маска Иуйи изготовлена из картонажа и позолоты.
45.

Потом мы очень быстро промчались мимо рядов с саркофагами.
46.

47.

И спустились снова на первый уровень.
48.

Фрагмент стены с рельефами. Но в этой фотографии я запечатлела нашу группу с детьми. Здесь их двое, а вообще у одной семьи было трое маленьких детей. Объясните, зачем таких малышей брать на подобные экскурсии. Я многое не поняла из того, что видела там, а что они поймут и запомнят ли. Да и сами взрослые хоть что-то вспомнят из этой поездки, кроме того, как меняли подгузники, успокаивали ревущих детей и постоянное их кормили и развлекали.
49.

Один из множества рельефных рисунков изображает похоже подношение еды фараону. А если включить фантазию, так вообще можно представить такое себе египетское меню на обед)) К примеру, первый мужчина справа несет горшок, внизу какие-то элементы и птицы - значит это куринный суп; второй несет блюдо, а внизу рыба нарисована - значит жаренная рыбка и т.д.))
50.

Этот экспонат носит название "Сидящий писец" и относится к знаменитым произведениям искусства Древнего Египта. Грамотность была доступна немногим в Древнем Египте. В целом статуя писца придерживается канонических форм, но автор решил отделить руки и торс от каменной глыбы. Чертам лица также приданы личностные характеристики. Взгляд писца устремлен вдаль. Он размышляет. Левой рукой он придерживает папирус, а в правой - палочка для письма. Статую нашли в Саккаре в 1893 году во время проведения археологических раскопок. Сделана она из известняка. Высота - 51 см. Датируется первой половиной Пятой династии (середина XXV века до н.э.).
51.

А эта статуя примечательна своими глазами. Они будто живого человека. Глаза изготовлены из алебастра, хрусталя, черного камня с медным ободком, который имитирует подводку. Это статуя жреца Каапера (Сельский староста). Изготовлена из сикоморы (один из видов рода фикус). Деревянные статуи были распространены в Древнем царстве. Материал более податливый, чем камень, но менее долговечный. Поэтому мало деревянных статуй того времени сохранилось до нашего времени.
52.

Диоритовая статуя Хафра (Хефрена). Это четвёртый фараон Египта из IV династии, строитель второй по величине пирамиды в Гизе, к которой мы скоро отправимся. Кроме того, ему приписывается сооружение Великого Сфинкса (следовательно, его лицо было прототипом изображённого на Сфинксе).
53.

Но больше всего мне понравилось, что египетские школьники приходят в этот музей делать зарисовки экспонатов. И их мы встречали очень часто и много. Вот как надо в музей ходить, а то все на смартфоны фотографируют)) Хотя так многое не покажешь, да и чтобы основное зарисовать, одного дня мало будет)
54.

Девочка делает зарисовку статуи смотрителя пирамид Ниусерра и Нефериркара, которого звали Ти. Это копия статуи, найденной в 1865 году в Саккаре.
55.

Иногда бывают интересны не только экспонаты музеев, но и сами музеи, носящие дух истории в своих каменных стенах.
56.

Сплошные сфинксы.
57.

Этот экспонат гид обошел и не прокомментировал. Но я нашла в интернете, что это голова статуи царицы Хатшепсут, женщины-фараона Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Она считается одним из самых известных египетских правителей наряду с Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII. Эта голова статуи была найдена в Дэйр-эль-Бахри в храме, который Хатшепсут построила в период своего правления. Хатшепсут предстает в виде бога Осириса с бородой и короной. Лицо статуи окрашено в красный цвет. Этот цвет использовался только на мужских статуях. Предполагается, что голову украшала двойная корона Белая Верхнего и Красная Нижнего Египта. Чуть выше мы останавливались возле сфинкса с ее лицом.
58.

Вот и всё. Беглое знакомство с историей Египта и поднятие воспоминаний со школьных учебников завершилось. Гид провёл нас мимо торговых рядов на выходе из музея без остановки, забрал у нас аудиогиды, и мы снова сели в автобус для дальнейшей поездки к следующей достопримечательности.
59.

Пока писала статью, нашла информацию по поводу стоимости билета, и таки да, вход стоит для приезжих 60 фунтов, а 120 фунтов - это стоимость входа в зал царских мумий. И вот этого точно не было в программе. Египтяне, блин, одним словом, - вруны, которых свет еще не видывал. Также совершенно не понравилось односторонне общение с гидом по средством аудиогида: звук шипел, гул в музее все-равно был слышен через наушники, а гид нарочно тараторил так, что несмотря на его вроде бы хороший русский, что-либо разобрать было невозможно. Сами представьте, когда тебе все эти незнакомые имена и даты, описанные выше, вкладывают в уши без остановки на фоне общего шума, только и слышишь "Алладин", "Тутанхамон" и всё))

На осмотр музея у нас ушло чуть больше, чем полтора часа, в 11:00 мы были на пути к пирамидам. Этого так мало для такой богатой коллекции. Обойти более, чем 100 залов даже не представляется возможным. Считается, что потребуется несколько лет, чтобы осмотреть все экспонаты Каирского музея. С экскурсией и гидом вы это сделаете намного быстрее, однако самостоятельно выйдет более осознанно, когда будет время не только сфотографировать экспонат, но и почитать таблички, и рассмотреть детали. Я смогла осознать, где была и что видела, только сейчас, когда занялась выбором фото и поискам описаний к ним. Надеюсь, кому-то поможет моя заметка заранее ознакомится с музеем и не совершить моих ошибок.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры