Как рисовать обувь карандашом поэтапно. Рисуем туфли

Главная / Измена жены

Очередной урок рисования цветными карандашами . Узнаем как нарисовать мужские ботинки.

Черные объекты обычно имеют очень хорошую отражательную способность. Также как и белые, их лучше всего изобразить с помощью окружающих цветов. Делая так, художник привносит жизнь и интерес к однотонному объекту. Даже обычные простые мужские туфли для художника являются отличным способом прокачать свои навыки.

Необходимые цвета:

Шаг 1. Как нарисовать ботинки

После того, как я сделал набросок ботинок, я аккуратно перенес его на чистый лист бумаги для рисования. Заметьте, что я включил в эскиз также области бликов на носках ботинков.Шаг 2. Как нарисовать ботинки

Я начал с наложения легкого слоя теплого 30%-го серого, оставив некоторые участки не закрашенными для последующих слоев и бликов.Шаг 3. Как нарисовать ботинки

Теперь я нанес более темный слой теплого 70%-го серого поверх предыдущего слоя, опять же оставив белые участки бумаги. Я также обвел подошву туфель и часть шнурков, используя сильный нажим.Шаг 4. Как нарисовать ботинки

Затем я затенил темные участки черным и закончил шнурки. Обратите внимание, что я оставил некоторые участки белыми. Далее я наложил немного аквамарина, чтобы показать отражение цвета.Шаг 5. Как нарисовать ботинки

Я добавил слой цвета пармской фиалки.Шаг 6. Как нарисовать ботинки

В завершении я сделал акценты с помощью бледно-алого и малинового цветов на обоих ботинках, а также на внутренней и наружной частях подошвы и шнурков.У вас получилось? Делитесь своими работами в комментариях или в

Туфли бывают самые разные: на шпильках, на платформе, на плоской подошве и куча других. Чтобы досконально ознакомиться с различными моделями, достаточно заглянуть в мамин шкаф, и немного там покопаться. Наверняка обнаружите много интересного. Правда есть некоторая вероятность получить по шее за такое вторжение. Зато у нас будет сырье для рисования с натуры.

Шаг первый

Нарисуем контур ботинка. Пока еще угловатый. Сначала проведем почти горизонтальную линию, от нее вниз ведем пятку и верх подъема. Далее - подошва и каблук.

Шаг второй

Обведем получившуюся угловатую форму плавной линией. На самом ботинке покажем контурный шов на пятке и на носике. Нарисуем шнурок.

Шаг третий

На каблуке проведем вертикальную линию, которая придаст ему форму. Начиная от пятки, ведем вниз линию подошвы. Теперь нам нужны пройма, язычок ботинка и шнуровка.

Шаг четвертый

На обуви есть декоративный шов. Прорисуем его. Самые темные части заштрихуем: каблук, пройма для ноги, дырочки для шнурка, язычок. Осталось совсем чуть-чуть. Нужно заштриховать обувь, чтобы придать ей форму. Ну, вот и готово! При желании можно нарисовать пару для получившегося ботиночка!Справитесь сами?

Руки

Руки, выступающие основанием для рукавов, играют ключевую роль в подчеркивании позы модели. Находясь по сторонам тела, они относятся к боковой линии и силуэту одежды в фэнш-дизайне. Заметьте, что они никогда не должны соперничать с хорошим исполнением элементов одежды, неважно как хорошо они нарисованы. Сфокусируйтесь на том, как они подчеркнут рукава и наряд.

Начало руки исходит из плеча, локоть располагается на линии талии, запястье — на линии середины таза, а кончики пальцев — примерно на середине между коленом и бедром. Верхняя часть руки почти вся прямая как труба, кроме дельтовидной мышцы плеча. Контуры нижней части руки расширяются небольшим изгибом, и сужаются к кисти, принимая форму буквы «S», двигаясь к большому пальцу.

Когда рука согнута, локоть принимает форму острого угла.

Представьте, что рука и кисть всегда вместе. Попрактикуйте рисование различных положений руки, начиная от плеча и заканчивая кончиками пальцев.

Если не направлять внимание на карман, то рука на бедре должна быть расположена так, чтобы основание пальцев вступило в контакт с очертанием тела. Не рисуйте руки слишком далеко от тела.

Кисти

Длина кисти равна ¾ головы, а ладонь такая же длинная, как средний палец. Наблюдая за основанием и кончиками пальцев, вы заметите, что они расположены веером. Рисуйте пальцы согнутыми, чтобы разделять их один от другого.

У кистей есть много различных форм самовыражения. Когда вы изображаете их сложную форму на рисунке, сначала сделайте просто набросок, и вы сможете сосредоточиться на дизайне одежды.

Ноги/стопы/обувь

По сравнению с руками, ноги, занимающие почти половину человеческого роста и поддерживающие всё тело, состоят из динамических элементов. Рисуя ноги, помните об этом, и используйте динамичные линии, это поможет вам ухватить изображение. Хотя они обычно спрятаны под одеждой, вам не следует пренебрегать практикой их рисования, так как есть много одежды, где ноги открыты.

Ноги

Ноги находятся под наклоном и не опираются резко вниз на суставы. При виде спереди, линии ног схожи с линиями рук, кроме впадинок с внутренней и внешней стороны колена, которые расположены не симметрично, как и кости на голеностопном суставе. Если смотреть сбоку, линия основных мышц ног представляет собой букву “S”, резко изогнутая к низу голени.

Стопы

Стопы выглядят по-разному в зависимости от высоты каблука, однако в фэшн-иллюстрации редко рисуют голые ноги. Даже в сандалиях, стопы не до конца открыты и рисуются вместе с подошвой. Ниже показано как рисовать стопы при различной высоте каблука.

Обувь

Обувь также является ключевым элементов в рисовании фэшн-иллюстраций. Для начала нужно изучить различные формы подошвы разных видов обуви, от сандалий до ботинок.

Разделите подошву пополам по вертикали и проведите линию. Решите какова будет высота каблука или подошвы и изобразите подъем. Четкими кривыми линиями нарисуйте форму подошвы по форме стопы. Обязательно набросайте настоящую обувь хотя бы один раз.

Домашнее задание:

Потренируйтесь в рисовании:

  1. Рук и кистей. Нарисуйте минимум три разных позы рук, чтобы закрепить в памяти.
  2. Ног и стоп. Нарисуйте ноги в профиль и в анфас. А также 3 варианта подъема стопы.
  3. Обувь. Поэкспериментируйте с разными видами обуви, представляя их в едином образе с одеждой. Можете использовать иллюстрации из урока.

Были использованы материалы книги Naoki Watanabe «Contemporary fashion illustration techniques».

Обувь – это не самый важный элемент картины. Однако о ней вспоминают, если нужно изобразить в полный рост человека или сказочного персонажа. Редкий художник рисует босые ноги.

  • Необходимо заранее решить, какая нужна обувь: тип (например, сапоги или ботинки, зимние или летние); цвет; модель; количество. Желательно продумать детали, например, высоту каблука, форму носка, ракурс. Лучше рисовать не по памяти, а по фотографии. Образец должен быть ярким, четким и находиться перед глазами.
  • Начинать нужно с общего наброска, следует нанести внешние контуры и крупные линии, а затем прорисовать мелкие детали. Последние придадут картинке объем и натуральность.
  • Если рисунок выполняется простым карандашом, то необходимо уделить внимание светотени. Штриховку нужно наносить по плоскости обуви. Если планируется раскрашивать картинку, то стоит продумать и подобрать оттенки, сочетая теплые и холодные. Мазки кистью должны повторять форму закрашиваемой плоскости.

Перечислить все виды обуви и показать, как их рисовать, сложно, но можно рассмотреть несколько наиболее популярных вариантов.

Туфли

Классические туфли – это элегантная обувь на тонком высоком каблуке. Начинать работу нужно с общей разметки. Необходимо схематично нанести внешние контуры, ракурс. Затем обозначить каблук, подошву, разметить пяточную и носочную части обуви. Прорисовать основные детали туфель, придать им объем.

На основе получившегося наброска можно нарисовать разные модели: туфли или босоножки, строгую обувь без украшений или необычную с множеством деталей.

Следует стереть вспомогательные линии, прорисовать окончательную форму туфель, носок, пятку, каблук. Добавить детали, этикетки, набойки, декоративные вставки. Придать рисунку объем поможет затемнение внутренней части обуви.

В конце необходимо прорисовать мелочи, складочки, трещинки, швы и светотень. Для того чтобы подчеркнуть округлую форму большинства деталей, лучше использовать косую штриховку, слегка закругляя линии. По желанию картинку можно оставить в карандаше или раскрасить, тщательно подобрав оттенки.

Кроссовки

Рисовать кроссовки легко. По такой же схеме можно изобразить ботинки, сандалии. Сначала необходимо нарисовать внешние контуры.

Затем детализировать их. Получится подобие силуэта. Рисовать кроссовки можно одновременно или по очереди. Художник сам выбирает, как ему удобнее.

Нарисовать шнуровку.

Нанести рисунок, обозначить толщину подошвы.

Прорисовать мелкие детали.

Также наметить шнуровку и основные линии второго кроссовка.

Добавить мелочи, и пара готова.

Сапоги

Рисовать обувь несложно, независимо от ее разновидности. Сапоги не исключение.

Женские полусапожки

Ниже приводится порядок изображения полусапожек. Если необходимы именно сапоги, то нужно просто дорисовать голенище и убрать шнуровку.

Сначала следует наметить общие контуры обуви.

Затем схематично нанести крупные детали.

В конце прорисовать носок, каблук, шнуровку.

В последнюю очередь добавить мелкие детали, нанести штриховку на внутреннюю часть полусапожек, каблука, светотень.

Сапоги Ивана Царевича

Часто дети спрашивают у родителей, как научиться рисовать обувь для волшебного героя, например для Кота в сапогах или Ивана Царевича. Малышей не интересует мода, главное – у сказочного персонажа должны быть настоящие сапоги.

Сначала следует нарисовать голенище.

Затем добавить нижнюю часть сапога.

Прорисовать детали.

Убрать вспомогательные линии, декорировать обувь, по желанию – раскрасить.

Изучив схемы изображения нескольких популярных моделей обуви, можно приступать к рисованию. При необходимости приведенные виды обуви легко доработать.

Это средний по сложности урок. Повторить этот урок может быть затруднительно и взрослым, поэтому не рекомендую рисовать обувь по этому уроку маленьким детям, но если есть большое желание — то можно и попробовать. Также хочу отметить урок « » — обязательно попробуйте повторить его, если у вас останется время и желание рисовать сегодня.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать обувь нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Обычные бытовые вещи рисовать проще всего, потому что на обувь всегда можно посмотреть, всегда под рукой и можно рассмотреть каждую деталь. Рисовать приходится не с головы, а с натуры, а это гораздо приятней и легче. Если же у вас нет возможности посмотреть на то, что вы рисуете — лучше обратиться к поисковику и посмотреть фотографии, прежде чем браться за урок.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Обратите внимание, что каждый предмет, каждое живое существо, каждое явление на бумаге можно изобразить при помощи простых геометрических предметов: кружочков, квадратиков и трегольников. Именно они создают форму, именно их нужно видеть художник в окружающих предметах. Нет дома, есть несколько больших прямоугольников и треугольник. Так строить сложные предметы гораздо легче.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

Самая важная задача, которую надо решить при рисовании обуви — это определить точку зрения (на уровне , снизу, сверху и т.д.), позицию, на которой обувь находится и что она из себя представляет. На рисунке изображены ноги, нарисованные на уровне глаз, в различных позициях. Если вы знаете, как рисовать ноги, обратитесь к соответствующему материалу (статья будет чуть позже).

Первая строка рисунка показывает наиболее часто применяемые позиции ног: вид спереди, вид в ¾, комбинация вида спереди и вида сбоку, и комбинация вида в ¾ и вида сбоку. Обратите внимание на то, что высота лодыжки сильно зависит от уровня относительно . Это хорошо заметно на примере обуви с каблуками. Если рисуете ногу с плоской подошвой, просто опустите лодыжку относительно земли.

Ниже находится другая строка, на которой изображены те же самые ноги, но уже в обуви. Схема рисования следующая: сперва, вы рисуете макет ноги, затем поверх нее обувь, и стираете вспомогательные линии.

Вид ноги не ограничивается уровнем глаз и может быть любым другим. На нижнем рисунке можно увидеть два других достаточно часто используемых вида: под углом и прямо вниз.

Как только вы усвоите три перечисленных фактора, рисование любой обуви перестанет быть для вас проблемой.

Теперь вы знаете как нарисовать обувь, надеюсь было интересно и познавательно. Теперь можете обратить внимание на урок « » — он такой же интересный и увлекательный. Делитесь уроком в социальных сетях и показывайте свои результаты друзьям.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры