Как живет паратов. «Бесприданница»: Сергей Паратов, характеристика

Главная / Измена жены

Характеристика Паратова Чем мог он увлечь Ларису, что она в нём нашла?

Сергей Сергеич Паратов – один из главных героев произведения “Бесприданница”, он блестящий барин, из судохозяев, лет за тридцать.

Паратов богатый человек, живущий ради наживы, другими словами, его главной целью является получение прибыли; для этого он продал свои баржи и готов продать всё что угодно, если в этом будет толк для него – прибыль.

“Паратов. Что такое “жаль”, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчёты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски”.

Впервые Паратов предстаёт нам в пятом явлении первого действия. Он одет: “…чёрный однобортный сюртук в обтяжку, высокие лаковые сапоги, белая фуражка, через плечо дорожная сумка…”. В остальных действиях Паратов также следит за своим внешним видом, держится всегда очень строго.

Не смотря на то, что Сергей Сергеич Паратов – барин, он спокойно позволяет себе разговаривать на равных с хозяином кофейни, с его слугой и пр. Паратов щедрый человек (когда Иван бросился обметать веничком Сергея Сергеича, тот заплатил ему рубль).

Паратов общительный человек, с барской речью, иногда он говорит поговорками, свойственными для народной, простой речи.

Для Паратова очень важна свобода личности, он никогда ни от кого не зависел, но так как он женится, ему придётся проститься со своей прежней весёлой жизнью и стать связанным узами брака.

“Паратов. Но достанется оно (счастье) мне не дёшево: я должен проститься с моей свободой, с моей весёлой жизнью; поэтому надо постараться как можно веселей провести последние дни”.

Паратов действительно ни от кого не зависит. Люди для него лишь игрушки, хотя он и ведёт себя с ними довольно хорошо. Тем не менее, он бессердечен и это проявляется в том, что когда он проплывал мимо острова и решил взять с собой человека, который там оказался, он взял его, как игрушку, не стал брать обоих людей, потому что ему нужен был актёр, который бы развлекал его в дальнейшем путешествии.

По отношению к Ларисе Паратов ведёт себя не однозначно. С одной стороны он решает навестить Ларису, хотя должен бы знать, что это принесёт ей страдания, т.е. он не заботится о ней. Но с другой стороны он признаётся Василию, что счастлив за Ларису, за то, что она выходит за муж.

Среди “своего” общества Паратов – желанный гость. Его везде хорошо принимают. Лариса же опять признаётся ему в любви, не понимая его как человека.

Для Ларисы Паратов – это идол, идеал настоящего мужчины. Что-то типа “прекрасного принца на белом скакуне”, о котором все мечтают. На самом деле Лариса любит не Паратова, а идеал, который она сама себе создала. Она видит только “маску”, которую сама на него одела и не хочет заглядывать под неё, чтобы понять Паратова, чтобы осознать его настоящую сущность.


Сергей Сергеевич Паратов был видным красивым мужчиной, любимцем женщин ("блестящий барин, лет за тридцать, из судохозяев"). В отличии от своих приятелей, купцов Кнурова и Вожеватова, Паратов был настоящим аристократом и сорил деньгами направо и налево (проматывал семейный капитал, полученный в наследство). Цыгане, роскошный пароход, рестораны... - в общем, Паратов умел "красиво жить".

Вместе с тем, он, судя по всему, по-настоящему любил простых людей и, ради развлечения, иногда разделял с ними их тяжелый труд (как Петр I).

Обладая недюжинной физической силой (он ходил на медведя с рогатиной, а также в одиночку переставил коляску с Ларисой поближе к сухому месту), Паратов был весьма сильной натурой, альфа-самцом. Об этом говорит сцена с офицером, которому Сергей Сергеевич показал, что такое настоящая смелость (этому посвящена отдельная ) и сцена с Карандышевым, который пренебрежительно отозвался о бурлаках (разозлившись на бедного чиновника, Паратов отомстил ему, напоив его с помощью Робинзона).

Естественно, Лариса влюбилась в богатого, сильного и умеющего очаровать женщину барина. Моральных устоев Паратов не имел и делал то, что захочется (У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно). Поэтому он дважды воспользовался Ларисой, заманив ее на корабль (при это не собираясь на ней жениться).

По большому счету, Паратов - пустой человек. Конечно, он умел сорить деньгами и пускать пыль в глаза, но настоящего стержня и благородства души у него не было.

Роль в сюжете пьесы

Паратов, будучи частым гостем в доме Огудаловых, стал объектом обожания Ларисы Огудаловой. Он распугал все женихов и провел с ней ночь на своем пароходе. После этого, Паратов уехал в свое имение, решать проблемы с управляющим. Ясно, что живя в таком духе, богатым оставаться трудно. Паратов разорился, но тут же нашел выход, воспользовавшись своей фамилией и внешними данными. Он обвенчался с девушкой, имеющей богатое приданое.

Продав свой пароход Вожеватову, Паратов снова приехал в город, где жили Огудаловы. Он пришел к ним гости и снова растревожил сердце Ларисы, которая собиралась выйти замуж за Карандышева. Поссорившись с последним, он, с помощью своего шута Робинзона, напоил его и увез Ларису на пароход (отметить его продажу). Проведя с ней ночь, Сергей Сергеевич, сказал ей, что она ему не нужна... В результате, отчаявшуюся Ларису застрелил ревнивый Карандышев.

Цитаты Паратова

  • Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц...
  • О вас я всегда буду думать с уважением; но женщины вообще, после вашего поступка, много теряют в глазах моих.
  • Да ведь ревнивые люди ревнуют без всякого повода.
  • Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею
  • У всякого свой вкус: один любит арбуз, а другой — свиной хрящик.
  • А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски.
  • Я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться станут.
  • Если я кого хочу поучить, так на неделю дома запираюсь да казнь придумываю.
  • Я обручен. — Ах!. — Вот золотые цепи, которыми я окован на всю жизнь.
  • Очень просто; потому что если мужчина заплачет, так его бабой назовут; а эта кличка для мужчины хуже всего, что только может изобресть ум человеческий.

Паратов Сергей Сергеич – один из главных героев пьесы «Бесприданница», блестящий барин из судохозяев лет 30, возлюбленный Ларисы . Это настоящий кутила, смелый прожигатель жизни, видный и красивый мужчина, ловелас и сердцеед, который, по сути, является охотником за богатыми приданым. В него безумно влюблена Лариса Дмитриевна – молодая и­ красивая бесприданница, которой он вскружил голову, чтобы лишь потешить свое самолюбие. Она в нем видит идеал мужчины и тяжело переживает его отъезд. То, чем восхищается Лариса, не что иное, как обман, пыль в глаза. За внешним лоском героя скрывается отсутствие искренних эмоций. Это прекрасно известно Кнурову и Вожеватову – настоящим хозяевам жизни.

Паратов умеет создать видимость богатства и роскоши. Он напропалую сорит деньгами, тогда как сам в них нуждается. Любой свой поступок он превращает в эффектное и загадочное действо. При этом им движет всего лишь жесткий расчет. Даже издевательство над бедным Карандышевым он преподносит как доблестный поступок. За маской благородства Паратова скрывается желание удовлетворить свои амбиции и прихоти. Ради этого он даже готов растоптать чужую жизнь. Его роль в драме Островского резко отрицательная. С его появлением рушится хрупкий мир главной героини. Одним поступком он погубил не только жизнь бедной Ларисы, но и нив чем неповинного Карандышева, который из ревности убил любимую девушку.

Нужно отметить, что свою знаменитую пьесу «Бесприданница» А. Н. Островский создавал целых 4 года. Премьерный спектакль ее прошел в Московском Малом театре 10 ноября 1878 года. Его ждали с нетерпением, собралось много любителей русской драмы, в их числе был даже сам Ф. М. Достоевский. Но, что самое загадочное, постановка не имела успеха ни у критиков, ни у зрителя - слава пришла к автору уже после его смерти. Публика посчитала, что сюжет о глупенькой обольщенной девице совсем не нов, да и игра актеров, как ей показалось, тоже оставалась желать лучшего.

Паратов: характеристика («Бесприданница», А. Н. Островский)

Однако история создания этой пьесы тоже весьма удивительна, потому как в то время Островский был судьей Кинешемского уезда, и многие темы для своих произведений он брал из резонансных криминальных дел, с которыми ему приходилось иногда сталкиваться. Однажды весь уезд всколыхнуло убийство: местный житель Коновалов убил свою жену.

В этой пьесе бедняга Карандышев действительно убил свою невесту Ларису из-за ревности. Однако убийцей, хоть и не прямым, а косвенным, самым изощренным и жестоким, стал именно барин Паратов. Характеристика его в дальнейшем будет представлена не в самом лучшем виде. И все же надо подробно разобраться с этой историей и узнать, кем же он был на самом деле.

Купи-продай

Безусловно, одним из самых ярких главных героев пьесы стал Сергей Сергеевич Паратов. Характеристика его говорит о том, что это был эффектный молодой барин из судохозяев, лет тридцати. Этот богатый человек жил в основном только ради наживы, и это было главной целью его жизни. Если будет в деле толк, он готов продать все, что принесет ему прибыль. Он сам признается, что чувства жалости у него при этом не возникает, и ничего заветного для него нет. В разговоре с Мокием Парменычем он признается: «Найду выгоду, так все продам, что угодно». Теперь же он готов жениться на очень богатой девушке и в приданое взять золотые прииски.

«Благочестивый» барин

Впервые этот герой появляется в пятом акте первого действия. Цитатная характеристика Паратова указывает на то, что он был одет в обтягивающий черный однобортный сюртук, на ногах его были на голове белая фуражка и дорожная сумка через плечо. Он следит за своим внешним видом, при этом чинно и благородно держится.

Однако, несмотря на то что он барин, он позволяет себе наравне общаться, например, с хозяином кофейни, слугой и т.д. При всем этом Паратов очень щедрый человек. Когда Иван бросился к Паратову, чтобы обмести его веником, тот заплатил ему за эту услугу целый рубль.

Балагур и весельчак

Паратов (характеристика которого отмечает его как человека очень общительного и даже балагуристого) мог говорить поговорками, свойственными для простонародной речи. Сергей Сергеевич ценит свободу личности и никогда не был в зависимости, но теперь он банкрот, так что ему придется завязать со своей беспечной веселой жизнью, променяв их на узы брачных отношений. Он знает, что заплатить за это ему придется недешево - своей собственной свободой. Поэтому именно сейчас он хочет свои последние холостяцкие денечки провести с друзьями как можно повеселее.

Лариса

Люди для Паратова - лишь игрушки, при этом он обходится с ними весьма учтиво, тем не менее ясно одно: он бездушен и бессердечен. Для бедной Ларисы он стал тем кораблем, который называется «Летучий голландец», - встреча с ним обещает морякам лишь верную погибель. По отношению к главной героине Сергей Сергеевич ведет себя слишком легкомысленно и неоднозначно - она задела его амбиции и самолюбие. Узнав о том, что она собирается замуж, он хочет немедленно встретиться и поговорить с ней, хотя при этом четко понимает, что принесет ей этим одни лишь страдания. И тут же в разговоре с Василием он признается, что искренне рад за Ларису.

Конечно, герой не мог не появиться в доме Огудаловых, тем более в самый ответственный момент, перед свадьбой Ларисы. Паратов знает, что он везде желанный гость, весь город от его приезда уже стоит на ушах. При разговоре с ней тет-а-тет он добивается ее признания в любви к нему, ведь Лариса все еще не понимает, что все это лишь льстит его тщеславию и больше ничего.

Заключение

Таков персонаж произведения Паратов. Характеристика его далека от совершенства, но для Ларисы он стал самой большой страстью, идолом и богом, на которого она готова молиться день и ночь. За это она и заплатит своей жизнью. Лариса сама создала для себя этот красивый идеал, а ее герой так искусно носил свою маску, что у нее отпадало всякое желание искать в нем какие-то пороки. А Паратов в очередной раз позабавился с невинной жертвой. Лариса в самом конце неожиданно узнала о его помолвке, и после того, что между ними было, он не сможет на ней жениться, потому как уже закован в цепи обязательств перед другой женщиной...

Сочинение

С бурным и стремительным развитием капиталистических отношений в 70-е годы в купеческом мире совершаются большие перемены. Он все более и более усложняется, порывает связи и со старой народной моралью, и с домостроевскими традициями. Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Патриархальная простота нравов уходит в прошлое. Фольклор сменяет классическая литература, народная песня вытесняется романсом. Купеческие характеры психологически утончаются и усложняются. Они уже никак не вписываются в устойчивый быт, и для их изображения требуются новые драматургические приемы.

Конфликт «Бесприданницы» - вариация на тему «Грозы». Молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, художественно одаренная, сталкивается с миром дельцов, где ее красота предается поруганию. Но между Катериной Кабановой и героиней «Бесприданницы» Ларисой Огудаловой очень большие различия.
В основе драмы - социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе девичья честь, любовь и красота. Но поэтическая натура Ларисы летит над миром на крыльях музыки: она прекрасно поет, играет на фортепиано, гитара звучит в ее руках. Лариса - значимое имя: в переводе с греческого это - чайка. Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. В кульминационной сцене драмы Лариса поет Паратову романс на стихи Боратынского «Не искушай меня без нужды». В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова, и свои отношения с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. В ее глазах роман с Баратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы, искушал ее.

По мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. Люди эти по-своему сложные и противоречивые. И Кнуров, и Вожеватов, и Карандышев способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом. Паратов, судовладелец и блестящий барин, не случайно кажется Ларисе идеалом мужчины. Паратов - чело-век широкой души, отдающийся искренним увлечениям, готовый поставить на карту не только чужую, но и свою жизнь.

Достоевский в «Братьях Карамазовых» отметит парадоксальную широту современного человека, в котором высочайший идеал уживается с величайшим безобразием. Душевные взлеты Паратова завершаются торжеством трезвой прозы и делового расчета. Обращаясь к Кнурову, он заявляет: «У меня Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Речь идет о пароходе «Ласточка». Но так же, как с «Ласточкой», он поступает и с Ларисой: оставляет ее ради выгоды (женитьбы на миллионе), а губит ради легкомысленного удовольствия.

Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Его она тоже идеализирует как человека с доброй душой, бедного и непонятого окружающими. Но героиня не чувствует уязвленно-самолюбивой, завистливой основы в душе Карандышева. Ведь в его отношениях к Ларисе больше самолюбивого торжества, чем любви. Брак с нею тешит его тщеславные чувства.

В финале драмы к Ларисе приходит прозрение. Когда она с ужасом узнает, что ее хотят сделать содержанкой, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, героиня произносит роковые слова: «Вещь... да, вещь. Они правы, я вещь, а не чело-век». Лариса попытается броситься в Волгу, но осуществить это намерение у нее недостает силы: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот какая я несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко». В порыве отчаяния Лариса способна лишь бросить болезненный вызов миру на-живы и корысти: «Уж если быть вещью, так одно утешение - быть дорогой, очень дорогой».

И только выстрел Карандышева возвращает Ларису к самой себе: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама... сама... Ах, какое благодеяние!..» В нерасчетливом поступке Карандышева она находит проявление живого чувства и умирает со словами прощения на устах.

В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы прославилась В. Ф. Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений, которой суждено было сыграть потом Нину Заречную в «Чайке» А. П. Чехова. Поздний Островский создает драму, по психологической глубине уже предвосхищающую появление нового театра - театра Чехова.

Пьеса «Бесприданница» написана в конце 70-х годов XIX века. Это было время торжества нуворишей - разбогатевших купцов. Все большее влияние на людей оказывали деньги, заслонившие подлинные ценности. Трагические последствия этого мы видим, обращаясь к судьбе главной героини драмы. Лариса - мягкая, чистая девушка. Она способна прежде всего чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом - певческим и музыкальным. Лариса никак не может понять, что в обществе, где она, по воле матери, должна вращаться, все определяют деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Героиня бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить все, товаром становится ее красота, о чем девушка до поры даже не подозревает.

Но избранник Ларисы, не обладая деловой хваткой «миллионщиков» из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль, не случайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Лариса верит, что ее возлюбленный - человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху, мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все... Сергей Сергеич... это идеал мужчины». Критически взглянуть на Паратова Лариса не в состоянии, между тем Сергей Сергеич - вовсе не тот идеальный человек, каким представляет его влюбленная девушка. Даже так поразивший Ларису эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в мишень, которую она держала в руке, говорит просто о бахвальстве, ради которого Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей и чужой жизнью. В финале героиня прозревает. Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Сергей Сергеич публично утешает ее жениха. Девушка окончательно разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: «У меня один жених: это вы». Разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит Ларису по-своему, но пытается уверить Огу-далову, что его страсть к ней была лишь минутным увлечением, и признается, что вынужден был жениться на нелюбимой женщине ради большого наследства.

На самом деле «идеальный мужчина» Сергей Сергеич превосходно все сознавал и точно рассчитывал свои действия. Лариса для него только красивая вещь, игрушка, которую вдруг отнял какой-то ничтожный Карандышев. Паратов решил поставить Юлия Капитоныча на место. В последнем же разговоре с Ларисой Сергей Сергеич выступает в роли не пылкого влюбленного, а вполне рассудительного человека. Он даже не соизволил, дабы не компрометировать себя, проводить потрясенную девушку домой, спокойно передоверив эту миссию пьянице и бездельнику Робинзону. А ведь проводи ее Паратов до дому, Лариса избежала бы гибели от пули Карандышева. Нет, не любил ее тот, за Кем она была готова безоглядно идти и в огонь и в воду. Для Паратова девушка, действительно, только мимолетное увлечение.

И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу. К трагической развязке приводит осознание Ларисой того, что все вокруг рассматривают ее как дорогую красивую вещь, которую можно купить. Она произносит горькие слова: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек... Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». Когда Лариса предупреждает Паратова: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге - выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет», она еще всерьез не думает о самоубийстве. Слова о Волге и саде призваны скорее напугать возлюбленного, заставить его принять наконец решение, как казалось Ларисе, благоприятное для нее. Но когда Кнуров предлагает ей стать содержанкой, со значением подчеркивая: «Для меня невозможно мало», мысли о смерти становятся реальными. Лариса размышляет: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко... Ах, что я!... да ведь и мне ничто не мило, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? Ах, нет, нет... Не Кнуров, роскошь, блеск... нет, нет... я должна от суеты... Разврат... ох, нет... Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... Когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная.. Кабы теперь меня убил кто-нибудь... Как хорошо умереть... Пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть... Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоишься, со всем примиришься, всем простишь и умрешь... Ах, как дурно, как кружиться голова».

А тут Карандышев рассказывает невесте, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь. Вынести такое унижение Лариса уже не в состоянии. Покровительство Юлия Капитоныча для нее оскорбительно. Зато этот человек, для которого жена, вхожая в круг местных миллионеров, должна была стать средством преодоления собственного комплекса неполноценности, помогает Ларисе, сам того не сознавая, осуществить сокровенное желание: «Кабы теперь Меня убил кто-нибудь...» Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет сохранить чистоту, уйти, не запятнав души и тела развратом, не сделав собственную красоту товаром. Это, а не несчастная любовь к Паратову, заставляет Ларису искать смерти. И за минуту до смерти она проявляет подлинное благородство, спасая своего убийцу от суда. Лариса убеждает столпившихся вокруг нее Паратова, Кнурова, Вожеватова - главных действующих лиц драмы и истинных виновников ее гибели: «Это я сама... Никто не виновен, никто... Это я сама». Паратова, наконец, прорывает. Сохранив остатки былого чувства к Ларисе, он иступленно кричит поющим цыганам: «Велите замолчать! Велите замолчать!». Но умирающая ему и остальным нисколько не верит. У нее еще хватает сил с иронией оспорить паратовское распоряжение: «Нет, нет, зачем!.. Пусть веселятся, кому весело, кому весело... Я не хочу мешать никому. Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди...» И заканчивая глубоко искренним признанием: «Я вас всех... всех, люблю», посылает последний поцелуй. А веселье продолжается, и венчает пьесу «громкий хор цыган». Ларисе на этом празднике жизни места так и не нашлось. И обвиняет она прежде всего саму себя, за то что долгое время терпела «цыганский табор», что позволила превратить себя в вещь, игрушку.

Судьба Ларисы - один из многих примеров драмы «горячего сердца» в мире чистогана и грубого расчета. Там, где вместо «души арифметика», никому не нужны искренние чувства. Любовь и деньги несовместимы.

Другие сочинения по этому произведению

В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры