Какие черты характера контрабандистов привлекли печорина. Почему Печорин называет контрабандистов честными? Сочинение по литературе на тему: Что проясняет в характере Печорина история с контрабандистами

Главная / Измена жены

Встреча Печорина, главного героя романа Лермонтова «Герой нашего времени», с «честными контрабандистами» изображена в повести «Тамань», первой в «Журнале Печорина». Композиция романа необычна: он состоит из отдельных повестей со своим завершенным сюжетом, объединенных общим главным персонажем. Лермонтов придерживается не хронологии событий, а логики постепенного раскрытия характера главного героя. С этим связано и наличие трех рассказчиков. Сначала Максим Максимыч рассказывает об организации Печориным похищения Бэлы, его охлаждении к ней и гибели девушки, затем рассказчик, странствующий по Кавказу, передает впечатления от увиденной им встречи Печорина с Максимом Максимычем. Получив в свое распоряжение записки Печорина и узнав о его смерти, рассказчик якобы публикует его дневники («Журнал Печорина») с целью (как он сообщает в предисловии) показать «историю души» человека, названного героем времени и охарактеризованного как портрет, составленный из пороков современного молодого поколения.

Из повести «Тамань» читатель узнает, что сразу по прибытии на Кавказ из Петербурга «по казенной надобности», а не по своей воле Печорин оказался в «скверном городишке» Тамани. Подробного описания городка нет, лишь вскользь упоминается о грязных переулках и ветхих заборах, но «скверным» он назван не поэтому. Эпитет отражает, скорее, отношение Печорина к событиям, происходящим в этом местечке. Подведя итог всему случившемуся, Печорин запишет в дневнике: «… слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть не утопила». Таким образом, иронизируя по поводу произошедшего, герой называет двух основных участников разыгравшейся драмы.

Создавая «Тамань», Лермонтов опирался на литературную традицию жанра разбойничьей новеллы, романтической по характеру изображения героев и обстоятельств. Поначалу складывается впечатление, что автор и не отступает от этого жанра. Завязка событий – «фатера», где «нечисто», слепой который «не так слеп, как оно кажется», лунный пейзаж, буря на море, таинственная белая фигура, отважный пловец – все это вызывает интерес у Печорина, заставляет не спать ночью, скрытно следить за тем, что происходит на морском берегу. Однако все это не настолько его тревожит и захватывает, чтобы он забыл о том, что было в недавнем прошлом: однообразный шум моря напоминает ему «ропот засыпающего города» и навевает грустные воспоминания. В то же время ночное приключение не настолько важно, чтобы, желая узнать развязку, Печорин отложил отъезд в Геленджик. Узнав о том, что судна не будет еще дня три-четыре, он возвращается от коменданта «угрюм и сердит».

Впоследствии Печорин скажет, что давно уже живет не сердцем, а головою. Собираясь на свидание с «ундиной», он не забывает взять с собой пистолет и предупредить казака-денщика, чтобы тот, услышав выстрел, бежал на берег. Красавица, по-видимому, наивно думала, что, очаровав Печорина, станет хозяйкой положения. Однако Печорин не таков и знает цену женскому кокетству. И все же он смущается, по-настоящему волнуется, у него кружится голова, когда девушка целует его. С одной стороны, он называет её поведение «комедией», с другой – поддается ее обаянию. Он способен глубоко чувствовать и переживать, но ни на минуту не перестает анализировать.


Кульминационная сцена – отчаянная борьба в лодке. Раньше Печорин сравнивал девушку с романтической русалкой, любуясь длинными распущенными волосами, необыкновенно гибким станом, золотистым отливом кожи, правильным носом, сравнивая ее с «птичкой, выпугнутой из кустарника». Как образованный аристократ, он небрежно рассуждал о «маленькой ножке» и «Гетевой Миньоне». Теперь ему приходится бороться за свою жизнь, а девушке – за свою. И нисколько не странно, что сейчас он говорит о ней: « … как кошка вцепилась в мою одежду… ее змеиная натура выдержала и эту пытку». Впрочем, нельзя не отметить, что, выбравшись на берег, Печорин «почти обрадовался», узнав в белой фигуре на берегу «свою русалку».

Развязка совсем не романтическая. Все герои живы, но «мирный круг честных контрабандистов» потревожен, брошены на произвол судьбы полуглухая старуха, слепой мальчик. Печорин сочувственно рассказывает, как долго, долго плакал бедный слепой, но тут же замечает, что «слава богу, поутру появилась возможность ехать». В финале он еще раз вспоминает о брошенных слепом и старухе, но философски замечает: «… какое мне дело до радостей и бедствий человеческих …». А вот по-настоящему он к ним равнодушен или старается себя в этом убедить, читатель должен понять сам, обдумывая прочитанное и сравнивая то, что он узнал о герое в разных частях романа.

Критик В.Г. Белинский оценил Печорина как человека с «сильной волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги». Таким мы знаем Печорина из рассказов Максима Максимыча, а теперь, в «Тамани», об одном из таких случаев он рассказал сам. Да, он деятелен, смел, находчив, решителен, умен, образован, но движет им лишь праздное любопытство. «Контрабандисты» все же выигрывают на его фоне. Они тоже смелы (Янко) и находчивы (ундина), а также вызывают сочувствие, жалость (старуха, мальчик); они борются за жизнь, а Печорин играет ею, впрочем, не только своей. Последствия его вмешательства в чужие судьбы печальны, и он понимает это, сравнивая себя с камнем, потревожившим гладь источника, а затем, в «Княжне Мери», с топором в руках судьбы. Печорин, по словам Максима Максимыча, чувствует себя не менее несчастным, чем те, кому он вольно или невольно делает зло. В «Тамани» это косвенно подтверждается.

В этой части романа Печорин не произносит ни одного большого монолога, его мысли и чувства во многом еще скрыты от читателя, но уже вызывают большой интерес, благодаря недомолвкам и умолчаниям.

«Тамань» высоко ценили Белинский и Тургенев, Толстой и Чехов за какой-то особенный колорит, гармоничность, прекрасный язык.

Сочинения по литературе: Печорин и контрабандисты. Анализ главы «Тамань»

«Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?»

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.

История, изложенная в «Тамани», имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И слепой мальчик Яшка был. Все жизненные факты предстают перед нами в ином виде.

Повесть «Тамань» представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.

Нужно отметить, что в «Тамани» романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: «Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож». И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. «Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет». «Янко не боится бури», - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка». Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь». Судьба не сводит Печорина и этого «честного» контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть «обжитые края». Герои повести занимаются опасным промыслом – контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. «Богатые товары», «груз был велик» - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог.

Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где «нечисто», Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он «встал, накинул бешмет… тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень». Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все «потрогать», наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он «почувствовал на лице ее пламенное дыхание» - и в ту же минуту «русалка» бросила в воду его пистолет. Уже нет «ундины», есть противник, с которым надо бороться.

В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: «А если бы я, например, вздумал донести коменданту?» И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением «донести коменданту». Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. И когда заплакал слепой мальчик, когда девушка навсегда уехала с Янко, тут Печорин ужаснулся от содеянного: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам же не пошел ко дну».

Что касается художественной стороны повести «Тамань», то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это «три кита»: точность, образность, выразительность. А какой подбор «говорящих деталей»! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: «…две лавки и стол… на стене ни одного образа – дурной знак!» Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище.

Или в сцене разговора девушки и слепого мы узнаем, что буря сильна, туман густеет. Казалось бы, что из того? Но это важно для контрабандистов: не во всякую погоду можно отправляться «на дело».

Интересен в повести прием антитезы. Вот каким представляет себе образ Янко слепой мальчик: «Янко не боится не моря, ни ветра». Этакий сказочный герой, бесстрашный богатырь. А Печорин видит Янко иначе: из лодки «вышел человек среднего росту, в татарской бараньей шапке», обыкновенный человек, вовсе не героического вида.

Интересен также прием сочетания возвышенного и низменного в повести. Здесь романтика соседствует с прозой жизни. Таинственная девушка напоминает Печорину романтическую героиню. Но «русалка» поет свою прекрасную вольную песню, стоя на крыше жалкой хаты. Слова девушки, обращенные к Печорину, загадочны, а причитания слепого мальчика жалки: «Куды я ходив?... С узлом? Яким узлом!»

Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет «Бэлы». Русский молодой человек встречает местную девушку-«дикарку», влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в «Тамани» все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью. Пейзажные зарисовки придают повести романтический колорит и, контрастируя с убогостью «нечистого места», открывают перед читателем чарующий мир красоты и неги.

Композиция повести отличается своеобразием. Произведение открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом событии опыта, о попытке равнодушно относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает.

А. П. Чехов, при всей строгости своих оценок, говорил: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова…».

От себя хочется добавить, что порой становится грустно, когда в современном книжном многообразии очень трудно выбрать чтение для души. Все это рыночное «чтиво», которое повсюду нас окружает, кричит и лезет в глаза, просто раздражает. И, честное слово, одна маленькая повесть «Тамань» из «Героя нашего времени» уже стоит всего этого «книжного безобразия».

Тема урока: Печорин в столкновении с контрабандистами. (Анализ повести «Тамань»).
Цели урока: 1) проанализировать повесть «Тамань», сконцентрировать внимание учащихся на образе Печорина;

2) воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;

3) развивать связную речь школьников.
Вы видите человека с сильною волею,

отважного, не бледнеющего ни перед какой

опасностью, напрашивающегося на бури

и тревоги.

В. Г. Белинский.
Ход урока:
I Оргмомент.
1. Вступительное слово учителя.
Начнём урок литературы. В настоящее время мы читаем и анализируем роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это первый в русской прозе психологический роман. Его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь. Роман состоит из пяти отдельных повестей, объединённых общностью героя, но самостоятельных по сюжету. Герой этот – Григорий Александрович Печорин. Сегодня на уроке мы проанализируем повесть «Тамань». Тема урока: «Печорин в столкновении с контрабандистами». Анализируя повесть «Тамань», русский критик 1-ой половины XIX века В. Г. Белинский сказал о Печорине так: (Обращение к эпиграфу урока). Эти слова я взяла эпиграфом к нашему уроку.
2. Запись темы, эпиграфа в тетрадь.
II. Повторение ранее пройденного.
- Повторим ранее пройденное. Из каких повестей состоит роман «Герой нашего времени»?

В чём своеобразие структуры романа?

(Два ученика на доске показывают композиционную структуру романа и хронологическую последовательность событий).


Примерный ответ ученика. (Такое нарушение хронологической последовательности сделано автором в целях осуществления главной задачи романа: дать всестороннюю обрисовку Печорина. Для этой цели автор сначала вкладывает рассказ о Печорине в уста Максима Максимыча, человека простого и не совсем понимающего своего бывшего приятеля («Бэла»), затем автор от своего лица рассказывает о Печорине, сообщая свои наблюдения над ним («Максим Максимыч»). Последние три повести являются дневником Печорина, непосредственно раскрывающим перед читателем душевную жизнь героя романа.)

Что мы узнаём о Печорине из повести «Бэла»?

Примерные ответы учеников. (Печорин странен. В дождик, в холод на охоте все иззябнут, устанут, а ему ничего. А в другой раз ветер подует, а он уверяет, что простудился, ставнем стукнет – вздрогнет, побледнеет. В то же время на кабана ходил один на один. То целыми часами мог слова не вымолвить, а то мог смешить так, что живот надорвёшь.)

(Печорин в повести «Бэла» напомнил мне Онегина. В молодости он бешено наслаждался всеми удовольствиями, скоро они ему опостылели. Потом пустился в большой свет, он также ему надоел. Стал влюбляться в светских красавиц, но сердце оставалось пусто. Стал читать, учиться – науки вскоре надоели. Печорин испытывал скуку. Когда его перевели на Кавказ, в первое время он был счастлив. Через месяц он привык к жужжанию пуль и к близости смерти. Увидев Бэлу, Печорин влюбился, но вновь ошибся. Любовь дикарки оказалась для него немногим лучше любви знатной барыни.)

(Печорин, соприкоснувшись с Бэлой, приносит ей несчастье. Сначала она мучается, страдает, а потом погибает. Сам Печорин искренне переживает смерть Бэлы. Он не может понять. Кто он, глупец или злодей, но твёрдо знает, что душа его испорчена светом, т. е. светским обществом.)

Примерные ответы учеников. (Автор даёт психологический портрет героя. Через противоречия внешности он показывает сложность душевной организации героя. Небрежная и ленивая походка – верный признак некоторой скрытности характера. С первого взгляда – вроде бы, не более 23 лет, а после можно было дать 30. Светлый цвет волос и чёрные усы – признак породы. Глаза не смеялись, когда он смеялся. Такие противоречия свидетельствуют об усталости и холодности Печорина.)

(Герой изменился после отъезда из крепости. Возросли равнодушие Печорина к жизни, апатия, холодность, эгоизм. Раньше он был способен открыть Максиму Максимычу причины своей тоски, признаться, что страдает, здесь он не может рассказать даже о самых поверхностных событиях своей жизни. Раньше он записывал в дневник всё случившееся с ним, теперь он даже не интересуется судьбой бумаг.)

Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление: «Бэла» или «Максим Максимыч»?

Примерные ответы учеников. («Максим Максимыч». В «Бэле», несмотря на гибель героини, есть смягчающие трагичность и вселяющие в читателя оптимизм описания природы.)

(«Максим Максимыч». От Печорина требовалась лишь самая малость – задержаться на несколько часов, а торопиться герою некуда. Ему необходимо было разделить со стариком скромный ужин и хоть немного рассказать о себе, но даже этого Печорин не сделал.)

Итак, какое впечатление составили вы себе о герое из предыдущих повестей?

Примерный ответ ученика. (Печорин наделён силой характера, настойчивостью, благородством, даже простотой, но нельзя не видеть его эгоизма, его привычки считаться лишь с собственными желаниями, его неспособности к постоянному глубокому чувству. Он принёс несчастье Бэле, но и сам вызывает сочувствие, потому что несчастлив.)

III. Работа над темой урока.
- Какое место занимает повесть «Тамань» в композиции романа?

Примерный ответ ученика. (Она открывает журнал Печорина.)

Обратимся к повести «Тамань». Как сам Печорин в начале повести говорит о происшедшем в Тамани? (Чтение).

Что в обстановке хаты, а также в поведении и характере героев показалось Печорину странным и загадочным?

Чтобы лучше понять Печорина, заглянуть в самые сокровенные уголки его души, давайте сначала проанализируем образы контрабандистов. Какие черты характера контрабандистов привлекли Печорина?

Примерный ответ ученика. (Мужество, отвага, смелость).

Каким вы представляете себе человека, плывущего в бурю через пролив?

(Чтение сцены «Янко переплывает пролив» со слов «Признаюсь… до слов «Казак мой был очень удивлён».)

(Янко не только смел и храбр, он и волен как птица. В конце повести он скажет, что ему везде дорога, где море шумит да ветер дует.)

Проанализируем поведение девушки. Для этого прочитаем сцену в лодке со слов «Войдём в лодку…» до слов «На дне лодки…»

Как ведёт себя девушка в лодке?

Примерный ответ ученика. (Во время борьбы она уступает Печорину только в силе, но не в ловкости и смелости.)

Обратим внимание на поведение слепого мальчика. Прочитаем сцену ночного хождения слепого мальчика со слов «Между тем луна…» до слов «Что, слепой…».

Прокомментируйте эту сцену.

Примерный ответ ученика. (Слепой мальчик не менее отважен, чем его зрячие хозяева-сообщники.)

Но главными героями повести являются не контрабандисты. А Печорин. Какие черты характера Печорина проявляются в повести «Тамань»?

Примерный ответ ученика. (Решительность, смелость, интерес к людям, умение сострадать.)

В каких сценах они проявляются особенно ярко?

Примерные ответы учеников. (Первая встреча Печорина со слепым мальчиком выявляет интерес Печорина к человеку. Ему важно понять тайну мальчика, и он начинает следить за ним.)

(Наблюдение за девушкой и первый разговор с нею заставляет его сделать вывод: «Странное существо! Никогда подобной женщины не видывал!»)

(Сцена очаровывания Печорина Ундиной выдаёт в нём юношескую страсть. В глазах у меня потемнело, голова закружилась. Активное начало заставляет Печорина идти на свидание, назначенное девушкой ночью.)

(Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать герою).

В какой роли выступает герой в повести «Тамань»: наблюдателя или участника?

Примерный ответ ученика. (Вообще-то он наблюдатель, случайно оказавшийся свидетелем действий контрабандистов. Но он постоянно выходит из роли наблюдателя и становится участником событий.)

Как, по вашему мнению, герой относится к природе? Докажите примерами из текста.

Примерный ответ ученика. (Рассказывая о себе, Печорин описывает природу: месяц, освещавший камышовую крышу, тёмно-синие волны, плескавшиеся с беспрерывным ропотом, луну, одевающуюся тучами, туман, сгущающийся над морем. Две звёздочки, сверкавшие на тёмно-синем своде, он сравнивает с двумя спасительными маяками. Он наблюдает за тяжёлыми волнами, которые мерно и ровно катятся одна за другой. Всё это говорит о том, что Печорин любит природу, наслаждается её красотой, она придаёт ему силы и уверенности.)

Какие же черты характера мы видим у Печорина в этой повести?

Примерный ответ ученика. (Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, самообладание, любовь к природе, мечтательность.)

Всё, что совершает Печорин, он делает не ради какой-нибудь выгоды. Просто он не может не действовать, потому что такова его натура. В трудные минуты он умеет не терять присутствия духа. Так оценил поведение Печорина и критик Белинский. Прочитайте ещё раз слова критика, взятые эпиграфом к уроку.

Но счастлив ли Печорин?

Примерный ответ ученика. (Нет. Он ощущает свою вину.)

Давайте разберёмся, почему. Какой можно представить жизнь контрабандистов и слепого после разлуки?

Как передано горе слепого мальчика?

Почему ещё Печорин несчастлив?

Примерный ответ ученика. (Ни одно из действий Печорина не имеет глубокой большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна. Печорин несчастлив. Он жалеет, что нарушил жизнь честных контрабандистов и взволнованно восклицает: (чтение из текста)

IY. Подведение итогов урока.
1. Беседа с учащимися..
- Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в повести «Бэла» и «Максим Максимыч»?

Примерные ответы учеников. (В повести «Тамань» Печорин не кажется скучающим и безразличным. Герой далёк здесь от апатии и скуки. Безразличный ко всему человек не замечает окружающего, а Печорин мгновенно схватывает все детали обстановки хаты, улавливает и запоминает интонации голоса, манеру речи Янко, девушки, слепого.)

(Эта повесть позволяет судить и о глубокой любви героя к природе. Печорин не только описывает её, но и любуется её.)

В чём проявляется критическое отношение Печорина к себе?

Примерные ответы учеников. (Рассказывая о себе, он ничего не скрывает. Он не умеет плавать, сам рассказывает, что уступает в ловкости девушке, не понимает действительных причин интереса, проявляемого к нему Ундиной.)

(Он оказался даже жертвой: у него украли шкатулку и шашку. Печорин относится к себе с иронией.)

Вызывает ли в этой повести Печорин осуждение?

Примерный ответ ученика. (Скорее, он вызывает сожаление о том, что силы его богатой натуры не находят настоящего применения.)


2. Слово учителя.

Печорин в столкновении с контрабандистами – человек действия. Это не комнатный романтик-мечтатель и не Гамлет, чья воля парализована сомнениями. Он решителен и смел, но активность его беспредметна. У него нет возможности предаваться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминал бы будущий историк и для которых Печорин чувствует в себе силы. Поэтому он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье. Таким был современник Лермонтова. Поэта это сильно беспокоило. Тема недовольства современным поколением звучит во многих произведениях поэта. В стихотворении «Дума» он писал:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом.

И жизнь уж не томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Разговор о Печорине на этом не закончился. Мы его продолжим, прочитав повесть «Княжна Мери».
Y. Домашнее задание.
Прочитайте повесть «Княжна Мери». В тексте карандашом подчеркните фразы, характеризующие интересы и занятия «водяного общества». Выпишите в тетрадь слова и замечания, показывающие отношение Печорина к дворянскому обществу и его представителям.

Контрабандист не может быть честным, потому что занимается противозаконными действиями. Почему Печорин называет контрабандистов честными? Ответ можно найти в главе «Тамань».

Григорий признается, что ему становится грустно в конце описания случившейся с ним истории в Тамани. Печорин видит, как плачет оставшийся один слепой мальчик. Янко и Ундина уносятся вдаль моря. За свой труд и преданность мальчишка получил монету на пряник. Читателю жалко слепого, страшно за Ундину, обидно за Печорина.

Сам Григорий понимает, что совершил. Он сравнивает себя с камнем, брошенным в гладкий источник. Эпитет гладкий соотносится с чистым, спокойным. Контрабандисты занимаются своим делом, чтобы выжить. Их убогое жилье доказывает нищету и скудность. «Мирный круг» состоит из нескольких человек, все они вызывают только жалость.

Осуждать можно Янко, но и его судьба незавидна: темной ночью мчаться по бушующему морю сможет не каждый. Что станет со старухой и слепым, где найдут они себе пропитание?

Честные контрабандисты «Герой нашего времени», честность, в данном случае, - это забота. Янко и Ундина пытались облегчить участь обездоленных. Печорин вмешивается в их жизнь и заставляет контрабандистов покинуть выбранный для жизни город. Они справятся и смогут найти себе новое пристанище, а слепой мальчишка вряд ли встретит таких же друзей. Единственный способ быть сытым разбивается о камень человеческой души, занятой поиском развлечений для своего ума.

Глава «Тамань» вошла в «Журнал Печорина». Восстанавливая хронологическую последовательность событий из жизни Печорина, следует начинать чтение романа «Герой нашего времени» с повести «Тамань», где Печорин рассказывает о случае, который с ним произошел, когда он впервые приехал из Петербурга на Кавказ. Затем следует повесть «Княжна Мери», где Печорин рассказывает о событиях, в которых он участвовал, приехав на воды в Пятигорск. Затем повесть «Бэла», события которой происходят в крепости, куда Печорин был сослан за дуэль с Грушницким. Из крепости Печорин уезжал на некоторое время в казачью станицу и был свидетелем истории с офицером Byличем, описанной в новелле «Фаталист». Затем проходит пять лет. Печорин, выйдя в отставку, живет в Петербурге и, снова заскучав, едет в Персию. По пути он встречается с Максимом Максимычем. Их встреча описана в рассказе «Максим Максимыч». Из краткого предисловия к «Журналу Печорина» мы узнаем, что, возвращаясь из Персии, Печорин умер. Лермонтов отступил от такой хронологии и построил композицию романа таким образом, что сначала мы узнаем о Печорине из рассказов о нем Максима Максимыча и проезжего офицера, а потом уж из дневника «Журнал Печорина». Таким образом характер Печорина раскрывается в различных ситуациях, в столкновении с другими персонажами романа. И каждый раз открывается какая-то новая грань сложной и богатой натуры Печорина.

«Тамань» - третья по порядку повесть. Своей проблематикой и характером окружения героя как бы продолжает «Бэлу» и представляет собой запись об эпизоде из прошлого. Рассказ ведется от первого лица (Печорина). Описывая эпизод из жизни контрабандистов, Печорин о своих мыслях и переживаниях ничего не говорит. Внимание его сосредоточено на показе самих событий, их участников, обстановки. Создать таинственное и романтическое настроение повести помогает пейзаж. С удивительным мастерством Лермонтов описывает беспокойное море, луну, тучи. «Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, а внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля», - пишет Печорин. Вокруг него обстановка таинственности и неизвестности. Ночь, камышовая крыша и белые стены нового жилища, встреча со слепым мальчиком - все это настолько поражает воображение Печорина, что он долго не может уснуть на новом месте. Многое в поведении мальчика кажется непонятным и загадочным: как слепой так легко спускается по узкой крутой тропинке, как он чувствует взгляд человека. Неприятное впечатление на Печорина производит его едва приметная улыбка. Любопытство Печорина подстегивают и действия мальчика. Один, среди ночи, с каким-то узлом, он спускается к морю. Печорин стал наблюдать за ним, спрятавшись за выдавшеюся скалою. Он увидел, как к нему подошла белая женская фигура и заговорила с ним. Из разговора стало понятно, что они ждут Янко, который должен приплыть на лодке по бурному морю, минуя береговых сторожей. Он доставил на лодке какой-то груз. Взяв каждый по узлу, они пустились по берегу и исчезли из вида.

Что за люди живут на берегу? Какие загадки таит их необычное поведение? Эти вопросы не дают покоя Печорину, и он смело вторгается в неизведанное, смело бросается навстречу опасности. Печорин знакомится со старухой и ее дочерью. Услышав песню, Печорин поднял глаза и на кровле крыши увидел девушку в полосатом платье, с распущенными косами, настоящую русалку. Впоследствии он прозвал ее Ундиной. Она была необыкновенно хороша собой: «Необыкновенная гибкость стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно». Заговорив с этой девушкой, Печорин рассказал о ночной сцене на берегу, свидетелем которой он стал, и пригрозил донести обо всем коменданту. Это была большая неосторожность с его стороны, и он скоро раскаялся. Поэтическая девушка - «ундина», «настоящая русалка» - коварно заманивает Печорина в ловушку, намекая на любовь: «Она вскочила, обвила руками мою шею, и влажный, огненный поцелуй прозвучал на губах моих. В глазах потемнело, голова закружилась, я сжал ее в моих объятиях со всей силой юношеской страсти…» Ундина назначила Печорину свидание ночью на берегу. Забыв об осторожности, Печорин садится в лодку. Отплыв от берега на некоторое расстояние, девушка обняла Печорина, отстегнула пистолет и выбросила за борт. Печорин понял, что может погибнуть, так как не умел плавать. Это придало ему силы, и непродолжительная схватка закончилась тем, что он сбросил ее в волны. Надежда на любовь оказалась обманутой, свидание кончилось яростной борьбой за жизнь. Все это вызывает гнев Печорина, пострадавшего из-за своей наивности и доверчивости. Но, несмотря ни на что, ему удалось раскрыть тайну «мирных контрабандистов». Это приносит герою разочарование: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну». Вернувшись, Печорин обнаруживает, что в мешке слепой отнес на берег его вещи - шкатулку, шашку с серебряной оправой, дагестанский кинжал - подарок друга. «Не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?» Утром Печорин уезжает в Геленджик.

Печорин понимает, что совершил ошибку, вторгшись в жизнь этих людей, и винит себя за вторжение в их круг, которое нарушило жизнь. Уезжают Янко и девушка, оставляя мальчика и старуху без средств к жизни. Печорин признается: «Что сталось со старухой и с бедным слепым - не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности».

«Тамань» поражает мастерским изображением характеров героев. Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерны причудливая изменчивость настроения, «быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности». Ее речи загадочны и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни, напоминающие народные, говорят о ее стремлении к буйной воле. В ней много жизненных сил, смелости, решительности, поэзии «дикой свободы». Богатая, своеобразная натура, полная таинственности, она как бы самой природой создана для вольной, полной риска жизни, которую она ведет. Не менее колоритен образ контрабандиста Янко, выписанный скупыми, но яркими штрихами. Он решителен и бесстрашен, не боится бури. Узнав о грозящей ему опасности, он покидает родные места, чтобы искать промысел в другом месте: «…а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!» Но в то же время Янко проявляет жестокость и скупость, оставляя слепого мальчика на берегу с несколькими монетами. Личность Печорина дополняется такими качествами, которые проявляются в минуты опасности: это смелость, решительность, готовность идти навстречу риску, сила воли.

В конце повести Печорин всматривается в белый парус, который мелькал между темных волн при свете месяца. Этот символический образ напоминает об одном из самых удивительных по красоте и самых глубоких по мысли лермонтовских стихотворений - «Белеет парус одинокий…». Такой же мятежной, беспокойной была жизнь главного героя - Печорина.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры