Кино. Оперетта " Сильва" - три полных версии

Главная / Измена жены

Должна вам признаться, что я давно не получала такого удовольствия, какое получила побывав на генеральной
репетиции перед показом в Израиле оперетты "Сильва" Имре Кальмана, поставленной Будапештским театром
Оперетты. Гастроли проходят в Тель-Авиве, в здании Израильской оперы с 12.12.13 по 21.12.13 включительно.

Если вы любите оперетту и хотите праздника, то идите, смотрите, слушайте и наслаждайтесь! И поторопитесь!

Как всегда, спасибо Софии Нимельштейн и за приглашение на генеральную репетицию и за анонс к непривычной
для нас постановке знаменитой оперетты, с которой мы все прекрасно знакомы благодаря ее многочисленным
постановкам и фильмам советских времен.

«Сильва», «Цыганская принцесса», «Княгиня чардаша», «Да здравствует любовь!» - таковы варианты названий самой
популярной оперетты Имре Кальмана «Королева чардаша». На протяжении многих лет зрители всех поколений с
волнением следят за судьбой звезды варьете Сильвы Вареску и вслед за обаятельным графом Бони Канчиану повторяют:
«Без женщин жить нельзя на свете, нет!».
C 12 по 21 декабря израильская публика сможет увидеть этот знаменитый музыкальный спектакль в исполнении
прославленного Будапештского театра оперетты, который считается одним из лучших в мире.

Оперетта - это венгерское изобретение, а Имре Кальман - самое громкое имя в истории этого жанра. Наконец,
«Королева чардаша» или «Сильва» (именно под таким названием этот спектакль знает русскоязычная публика)
вот уже почти 100 лет – бесспорно, оперетта номер один, ее вдохновенные мелодии рассказывают о всепобеждающей
силе любви, которой не страшны никакие преграды.
В конце 1913 года либреттисты Бела Йенбах и Лео Штайн предложили Имре Кальману сюжет оперетты под названием
«Да здравствует любовь!», посвященный звезде варьете Сильве Вареску. Содержание произведения в чем-то перекликалось
со знаменитой оперой Верди – героиня его тоже женщина, которой нет места в «свете», и брак с которой для аристократа
немыслим. В процессе работы композитор переименовал пьесу в «Княгиню чардаша». Премьера спектакля состоялась в
венском «Иоганн Штраус театре» 17 ноября 1915 года. В том же году оперетта была поставлена в Будапеште. Сценическую
судьбу «Королевы чардаша» можно без преувеличения назвать блестящей. В Вене оперетта выдержала 2000 спектаклей,
а в Берлине спектакль шел ежедневно в течение двух лет. Вслед за Веной, Берлином и Будапештом «Сильва» начала свое
триумфальное шествие по сценам всего земного шара, которое продолжается по сей день.

В России первая постановка оперетты состоялась в разгар войны с Германией в 1916 году, поэтому как название оперетты,
так и многие имена действующих лиц были изменены. С тех пор в СССР большинство постановок шло под названием «Сильва».
Эта традиция продолжается и в современной России.
В Израиле «Сильву» представит основанный еще в 1923 году Будапештский театр оперетты. Постановку спектакля в 2002 году
осуществил художественный руководитель театра Миклош-Габор Кереньи, режиссерские работы которого знают и ценят во
всем мире под торговой маркой КЕРО. После оглушительного успеха «Королевы чардаша» в Будапеште ее режиссера пригласили
поставить этот спектакль сначала в Зальцбурге (2006 год), а затем в Праге (2008 год).

Версия КЕРО классической оперетты в значительной мере отличается от трактовок, к которым привык русскоязычный зритель
и, напротив, намного ближе к постановке,
осуществленной под руководством самого Кальмана - прежде всего, более ощутимым присутствием тех исторических событий,
на фоне которых проистекает основная фабула. Первая мировая врывается в действие уже с первых нот увертюры и придает
спектаклю особенный драматизм. Режиссерский ход с раненым на фронте солдатом, который блуждает среди веселящейся
толпы и периодически начинает ее расстреливать из костыля не просто напоминает, когда именно состоялась премьера, но
придает с детства знакомой пьесе новую глубину. Вместо салонного лоска, который принято придавать «Сильве», Миклош-Габор
Кереньи воссоздает на сцене настоящую страсть и настоящий кафешантан. В Израиле спектакль пройдет на венгерском, с
титрами на иврите и английском.

Для многих станет сюрпризом настоящий смысл арии Бони, раздающего кордебалету подарки, - в оригинале в «Красотках кабаре»
поется о продажной любви, а вовсе не о женском легкомыслии.

Еще одним существенным отличием венгерской постановки является роль матери Эдвина княгини Анхильт – в «Сильве»
Будапештского театра оперетты этот персонаж является одним из самых главных. Ее арии «Частица черта» и «Эй, друг
любезный» по замыслу режиссера привносят в действие не только блеск, но и драматизм - особенно последняя ария, под
лихую мелодию которой офицеры уходят на фронт. Наконец, в венгерской редакции полностью сохранен великолепный
финал первого акта, которым обычно любят жертвовать.
«Сильва» Будапештского театра оперетты, который считается одним из лучших в мире, завораживает виртуозностью арий и
актерского мастерства, потрясающей искрометностью и роскошью декораций и костюмов.
«Сильва» – это мир сцены и кулис. Придуманный, но переплетенный с реальностью мир, в котором есть искренность и
недоразумения, наивная самоотверженность и мелкий обман, любовь, страсти и расставания. В оперетте разворачивается
своеобразный дружеский поединок комедийных актеров и лирических героев. Они по-настоящему любят и дружат,
по-настоящему борются за свое счастье и веселятся.
Сменяются эпохи, время диктует новые музыкальные ритмы, но к Имре Кальману и его «Сильве» в исполнении Будапештского
театра оперетты это не имеет никакого отношения: они стали классиками, а классики, как известно, бессмертны.

Спектакли «Сильвы» Будапештского театра оперетты в сопровождении оркестра «Симфонет Раанана» пройдут в зале Израильской
оперы в Тель-Авиве с 12 по 21 декабря.

Информация и билеты - в кассе Израильской оперы по телефону 03-6927777.

© София Нимельштейн

Так же я рада, что на генеральной репетиции мы были вместе с dona_anna . Рекомендую посмотреть ее рассказ о нашей
совместной поездке, он интересен не только, как всегда, отличными фотографиями, но и комментариями к ним.
Другая "Сильва"

Приятно было повидаться и с omia , радостно то, что ее впечатления об оперетте в точности совпадают с моим.
Без Сильвы жить нельзя на свете, нет!

Так же я очень рекомендую посмотреть видео-ролик рекламу, автор которого sergey_il .
Записан он во время генеральной репетиции.

Все, что касается ролика - это не ко мне, тем, кто хочет что-то сказать по этому поводу, вам Сюда:Классика оперетты
"Сильва" Имре Кальмана в Израиле

И только теперь я приглашаю посмотреть мои фотографии.

Художественный руководитель: Миклош-Габор Кереньи КЕРО © рассказал о постановке оперетты перед началом репетиции,
естественно через переводчика.

Тема войны канвой проходит по всему действию оперетты.

Сильва Вареску: Моника Фишль.

"Пир во время чумы"

Эдвин Роналд - Эди: Жолт Вадас.

"Без женщин жить нельзя на свете, нет"!

Граф Бони - неотразимый Бони:Давид Сабо. Я от него в восторге!

В антракте нас пустили в святая-святых, за кулисы!

Артисты за кулисами.

SMS в антракте...

Актриса всегда останется актрисой! Ах, какая красотка!

Графиня Стасси:Сильви Сенди - чудо как хороша! Несколько фраз солисты заучили на иврите. Стасси заучивала фразу:
"Этого достаточно для свадьбы"! "זה מספיק לחתונה"!

Несравненная Анхильт: Бори Каллаи.

Анхильт подслушивает!

Моя фаворитка!

А вы так смогли бы?!

Развязка близка!

Вот и закончился наш праздник... Но, если вы поторопитесь, вы еще тоже можете себе его устроить.

Антракт: есть
Жанр: оперетта

«Да здравствует любовь!», «Княгиня чардаша», «Королева чардаша» - таковы варианты названий популярнейшей оперетты Имре Кальмана «Сильва». На протяжении многих лет зрители всех поколений с волнением следят за судьбой звезды варьете Сильвы Вареску и князя Эдвина Валерсхейма, а вслед за обаятельным графом Бони Канчиану повторяют: «Без женщин жить нельзя на свете, нет!».

Замысел оперетты, посвященной звезде варьете Сильве Вареску, возник у Кальмана в начале 1914 г. Либретто известных немецких драматургов Лео Штейна и Белы Йенбаха называлось «Да здравствует любовь!” Но, Кальман старался называть свои оперетты женскими именами, из суеверия, он был убеждён, что это принесёт успех его опереттам! Так оперетта в скором времени стала называться «Сильва».

Премьера состоялась 17 ноября 1915 г. в Венском театре - «Иоганн Штраус - театр». Сценическую судьбу “Сильвы” можно без преувеличения назвать блестящей. В Вене оперетта выдержала 2000 спектаклей, а в Берлине, где главную роль играла знаменитая Фрицци Массари, спектакль шел ежедневно в течение двух лет. Вслед за Веной и Берлином “Сильва” начала свое триумфальное шествие по сценам всего земного шара, которое продолжается по сей день. Имре Кальман - один из основоположников и наиболее видных представителей новой венской оперетты, отличающейся остротой сюжетных ситуаций, развернутой музыкальной драматургией, эффектной оркестровкой. Его музыка обладает не только щедрым мелодическим даром, но и способностью психологически тонко обрисовать внутренний мир героев. Кальман целиком посвятил себя опереточному жанру и написал 20 оперетт. В Вене появились наиболее известные его оперетты: «Цыган-премьер» (1912), “Королева Чардаша” известная под названием “Сильва”(1915), “Баядера”(1921), “Марица”(1924), “Принцесса цирка” известная в нашей стране как «Мистер Икс» (1926), “Герцогиня из Чикаго”(1928),“Фиалка Монмартра” (1930).

К началу 30-х годов композитор достигает поистине всемирной известности и славы. Его оперетты ставятся на сценах всего мира. Имре Кальман является, пожалуй, самым популярным создателем оперетт. Его музыка не имеет равных по своей праздничности и мелодичности. «Сильва» - выдающееся произведение этого жанра, её называют жемчужиной музыкального наследия великого композитора. Успех оперетты обеспечили блестящее либретто и потрясающая музыка - лёгкая, искромётная. Можно не быть театралом, но не знать «Сильвы» - такого не бывает. Это - трогательная история любви блестящего офицера-аристократа Эдвина и молодой певицы варьете Сильвы Вареску с чарующей и непревзойденной музыкой мастера оперетты. Оперетта «Сильва» написана Имре Кальманом в 1915 году, а главная героиня Сильва Вареску стала, по словам самого маэстро, его самой любимой. Оперетта о романтической истории любви актрисы кабаре Сильвы Вареску и князя Эдвина ставится на российских сценах уже девяносто девять лет и до сих пор вызывает неподдельный интерес у зрительного зала. Недаром же говорят, что любовь — вечная тема, это именно то чувство, которое будет волновать людей во все времена. Сильва” - одна из оперетт, которые можно смотреть и слушать бесконечно. Всемирно известная классика жанра! Великолепная музыка, любимые арии: „Без женщин жить нельзя на свете, нет”, „Помнишь ли ты”, „Красотки кабаре”, „Частица черта в нас…” и многие другие, остроумные диалоги, любимые герои - Сильва, Эдвин, Бони, Стасси, князь Леопольд Липперт фон Валерсхейм, его жена Цецилия… И при этом новый взгляд на старинную оперетту и новая трактовка вечной истории о превратностях любви никого не оставят равнодушными! Ну и самое главное — у этой оперетты счастливый конец, что несомненно не может не радовать любого, даже самого искушенного зрителя.

Die Csárdásfürstin Композитор Автор(ы)
либретто

Лео Штайн и Бела Йенбах

Количество действий Год создания Первая постановка Место первой постановки

Сильва или Короле́ва ча́рдаша (нем. Die Csárdásfürstin ) - оперетта венгерского композитора Имре Кальмана , напиcанная им в 1915 году .

В репертуарах некоторых театров, кроме названия «Королева чардаша», встречается также буквальный перевод с немецкого - «Княгиня чардаша ».

Первая постановка оперетты в России состоялась в разгар войны с Германией (), поэтому как название оперетты, так и многие имена действующих лиц были переделаны. С тех пор в Советском Союзе и России большинство постановок шло и идёт под названием «Сильва». Русский текст песен - В. С. Михайлов и Д. Г. Толмачёв.

Действующие лица

В российских театрах роль Эдвина часто исполняют певцы-баритоны, например, Герард Васильев , в то время как в европейских постановках, использующих оригинальные партитуры Кальмана, главный герой чаще всего тенор (эту роль исполнял, например, швед Николай Гедда ).

Сильва Вареску - талантливая и трудолюбивая, становится звездой столичного варьете . Сильва любит молодого аристократа Эдвина, но их брак невозможен из-за социального неравенства. К тому же выясняется, что Эдвин помолвлен с другой. Сильва уезжает с графом Бони.

На помолвке Эдвина и Стасси внезапно появляется граф Бони с Сильвой, которую представляет всем как свою жену. Бони, влюбившийся в невесту Эдвина, охотно даёт «развод» Сильве. Старый князь, отец Эдвина, поражён отказом сына от помолвки со Стасси, которая успела влюбиться в Бони. Но Сильва показывает брачный контракт, который Эдвин подписал с ней до отъезда. Выясняется, что Сильва - не графиня Бони, а всего лишь певица. Сильва разрывает контракт и уезжает.

Бони старается утешить Сильву, а она подумывает о возвращении на сцену. Приезжает Эдвин, который любит Сильву и не откажется от женитьбы на ней. Вслед появляется старый князь. Оказывается, что его жена и мать Эдвина в юности тоже была шансонеткой, певичкой в варьете. Князь вынужден покориться обстоятельствам. Эдвин на коленях просит прощения у Сильвы.

Экранизации

  • Сильва (фильм, 1944) - советский фильм режиссёра Александра Ивановского
  • Королева чардаша (фильм) - фильм германского производства режиссёра Георга Якоби (1951)
  • Королева чардаша (фильм, 1971) - фильм совместного венгерско-германского производства
  • Сильва (фильм, 1976) - советский фильм режиссёра Натальи Баранцевой
  • Сильва (фильм, 1981) - советский фильм режиссёра Яна Фрида

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Королева чардаша (Сильва)" в других словарях:

    Королева Чардаша Die Csárdásfürstin Жанр мюзикл … Википедия

    - (нем. Die Csárdásfürstin) оперетта венгерского композитора Имре Кальмана, напиcанная им в 1915 году. Либретто Лео Штайна (Leo Stein) и Белы Йенбаха (Bela Jenbach) «Да здравствует любовь!». Премьера состоялась 17 ноября 1915 года в «Иоган Штраус… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сильва. «Сильва» название художественных фильмов по оперетте Имре Кальмана. Сильва (фильм, 1944) советский фильм режиссёра Александра Ивановского Королева чардаша (фильм) фильм… … Википедия

    Королева чардаша (нем. Die Csárdásfürstin) оперетта венгерского композитора Имре Кальмана, напиcанная им в 1915 году. Либретто Лео Штайна (Leo Stein) и Белы Йенбаха (Bela Jenbach) «Да здравствует любовь!». Премьера состоялась 17 ноября 1915 года … Википедия

В трёх действиях.
Либретто Л. Штейна и Б. Йенбаха.

Действующие лица:

Сильва Вареску, артистка варьете (сопрано); князь Волапюк (в оригинале Липперт Вейлерсгейм); княгиня Волапюк, его жена; Эдвин, их сын (тенор); графиня Стасси, племянница князя (сопрано); граф Бони Каниславу (в оригинале Канчиану) (тенор); Ферри Керекеш, старый театрал (баритон); Кисе, нотариус; Ронс (в оригинале Ронсдорф), кузен Эдвина; грум; дворецкий; гости на балу, актеры, театральная публика.

Действие происходит в 1912 году в Будапеште и в Вене.

Замысел оперетты, посвященной звезде варьете Сильве Вареску, возник у Кальмана в самом начале 1914 года. В апреле того же года с ним и его либреттистами Лео Штейном и Бела Йенбахом был заключен договор. Немецкое либретто называлось «Да здравствует любовь».

Несмотря на перерывы в совместной работе композитора и либреттистов, перерывы, обусловленные происходившими буквально вокруг них историческими событиями (в июле 1914 года в сербском городе Сараево был убит наследник престола Австро-Венгрии Франц-Фердинанд. Начавшаяся в результате этого австро-сербская война почти сразу переросла в мировую), к ноябрю 1915 года оперетта была закончена, и 17 ноября в венском театре Иоганна Штрауса состоялась премьера. В музыке оперетты, названной «Королева чардаша», широко использованы ритмоинтонации этого популярнейшего венгерского танца с его патетическим началом и бурным, огненным завершением. Музыкальные номера, как правило, ансамблевые - дуэты, терцет, квартет, марш-ансамбль и др. Большую роль играет хор, особенно в широко выписанных финалах актов.

Первое действие

Переполненный зал знаменитого Будапештского мюзик-холла «Орфеум». Перед отъездом в длительные гастроли здесь в последний раз выступает любимица публики Сильва Вареску. Ее коронный номер «Хей-я, о хей-я» - типичный чардаш с медленным, широким распевом, переходящим в стремительную, огненную песнь-фришку.

В антракте за кулисами появляется группа завсегдатаев вместе с Бони и Ферри. Их ансамбль «Все мы театралы», веселый, беззаботный марш, переходит в куплеты «Красотки кабаре». Бони видит входящего Эдвина. У него для Эдвина телеграмма от отца, который требует порвать с Сильвой. Но Эдвин думает только о Сильве. Он умоляет ее остаться, не уезжать. Сильва тверда: они должны расстаться, ведь брак их невозможен. Дуэт влюбленных «Можно часто увлекаться» - грациозный, не без лукавства, с широким вальсовым рефреном «Женщин много есть на свете».

Бони окружен веселыми девушками кордебалета. Он предлагает себя в помощники балетмейстера. Веселы и легкомысленны его куплеты «Раз, два, три», в которых как шуточная параллель дуэту Эдвина и Сильвы звучит припев «Без женщин жить нельзя на свете, нет!»

Ферри и Бони хотят утешить Сильву, на их болтовню она отвечает песней «О, не ищи ты счастья». Это снова чардаш с великолепной медленной мелодией. Его вторая часть, фришка, несмотря на внешнюю удаль, также полна горечи. Заключает каждую строфу рефрен «Частица черта в нас».

Появляется еще один посетитель - кузен Эдвина Ронс, гвардеец. Он пришел за Эдвином: его требуют в полк. Эдвин снова отказывается. Ронс напоминает: Эдвин обручен с графиней Стасси, скоро помолвка. Он дает Бони пригласительный билет. Бони уходит помочь Сильве уложить вещи.

Эдвин решается на последний шаг - он объявляет, что женится на Сильве тут же, сейчас. Зовут нотариуса. Он пишет обязательство Эдвина через восемь недель скрепить брак. Так начинается огромный музыкальный финал акта, в котором появляются почти все ранее звучавшие мелодии: «Красотки», «Женщин много есть на свете», второй чардаш Сильвы и др. Ферри останавливает Эдвина, готового подписать контракт. В лирическом ариозо он призывает проверить свои чувства и благословляет влюбленных. Они подписывают контракт, оркестр играет свадебный марш (веселые вариации на тему знаменитого марша Мендельсона).

Снова появляется Ронс, который уходил на полчаса. Сильва уговаривает Эдвина идти, выполнить свой воинский долг. Он после нежного прощания уезжает. Вбегает Бони: все уложено, можно ехать. На рассказ Сильвы о происшедшем Бони показывает приглашение на помолвку: Эдвин не имел права заключать новый контракт! Сильва в отчаянии уезжает. Все идут провожать ее. Лишь Ферри задумчиво перечитывает пригласительный билет и напевает «Красотки кабаре».

Второе действие

Бал в особняке князя Волапюка в Вене. Эдвин, не зная о том, что Ронс разгласил его помолвку со Стасси, к которой он никогда серьезно не относился, удивлен и обеспокоен молчанием Сильвы. На его многочисленные телеграммы нет ответа. Эдвин танцует со Стасси. Она знает все, но не против брака с кузеном. Их дуэт «Тра-ля-ля» беззаботен и легок. Эдвин хочет забыть обо всем. А ведь прошло ровно восемь недель со дня отъезда Эдвина из Будапешта - кончается срок контракта.

На бал приехали Бони и Сильва. О них докладывают как о графе и графине Каниславу. Бони представляет Сильву князю Волапюку как свою жену. Эдвин растерян и ничего не понимает. Пока старый князь танцует с Сильвой, которой он очарован, Эдвин пытается выяснить у Бони, что произошло. Сильва возвращается, а Бони ускользает. Драматическое объяснение Сильвы и Эдвина переходит в мечтательный и грустный вальсдуэт «Помнишь ли ты». Они разошлись в разные стороны, а Бони, танцуя со Стасси, влюбляется в нее все больше. «Ах, мой друг» - бойкая песенка Бони переходит в жизнерадостный дуэт.

Эдвин снова подле Сильвы. Он наблюдал за ней - он видит, что она несчастна. Значит, Сильва любит его. Бони нарушает их уединение и... благословляет любящих. Считая, что Сильва - законная жена Бони и, следовательно, носит титул графини Каниславу, Эдвин хочет вести ее к родителям: на разведенной графине ему позволят жениться! Эдвин убегает, а Сильва снова предается отчаянию: значит, на актрисе Сильве Вареску Эдвин жениться не может!

Начинается финал акта. Князь Волапюк пытается во всеуслышание объявить о помолвке Эдвина со Стасси, но Эдвин перебивает отца и говорит о том, что у него есть другое обязательство, другая любовь - вот она, графиня Каниславу. Но Сильва отказывается от не принадлежащего ей титула. Она не графиня, а княгиня - княгиня Волапюк. Вот ее контракт! Эдвин готов выполнить свое обязательство, но Сильва разрывает в клочки контракт. Несмотря на мольбы Эдвина, она вместе с Бони покидает княжеский дворец.

Третье действие

Гостиница, где остановилась Сильва и Бони. Вернувшись с бала, они встречают здесь Ферри. Он уговаривает ее вернуться на сцену: искусство залечит сердечные раны. Жизнерадостно звучит их терцет «Гей, возьми, цыган, скрипку» с характерными венгерско-цыганскими интонациями. Сюда приехал Эдвин: он не может без Сильвы! А следом появляется его отец. Эдвин убегает от него в номер Бони, а князь Волапюк хочет выяснить правду. Он обвиняет Бони в том, что Стасси опозорена, но Бони тут же просит ее руки. Для подтверждения он звонит по телефону, и Стасси дает согласие. Бони убегает, а Ферри, появившись в вестибюле, требует от князя выполнить обязательство по отношению к Сильве. На возмущение князя, говорящего, что в его роду не было певичек, он объявляет, что его жена, княгиня Волапюк, тоже когда-то пела в «Орфеуме». Она была знаменитой шансонеткой Соловей. Стасси, которая вместе с теткой тоже появилась в отеле, весело поет дуэт с Бони. Эдвин и Сильва примиряются. Оперетта заканчивается радостным квартетом молодых влюбленных «Нам с тобой судьбой самой любовь дана».

Л. Михеева, А. Орелович

Сильва

Сильва

Оперетта в 3-х действиях

Вот уже более полувека королем неовенской классической оперетты по справедливости считается венгерский композитор Имре Кальман, создатель таких непревзойденных шедевров жанра, как «Королева чардаша», «Фиалка Монмартра», «Марица», «Баядера», «Принцесса цирка» и др.
17 ноября 1915 года пробил очередной звёздный час оперетты – в Венском «Иоганн Штраус - театре» состоялась триумфальная премьера «Княгини чардаша», которая затем шла два года подряд ежедневно. Толпы венцев ежевечерне штурмовали кассы театра. «Да здравствует любовь», она же «Княгиня чардаша», она же «Сильва», она же «Дитя шантана», она же,наконец, «Королева чардаша» – как бы ни называли её, на сегодняшний день это ещё бесспорно оперетта номер один всех времен и народов.
«Можно совсем ничего не знать об оперетте, можно её ненавидеть и щеголять этим, но не знать «Сильвы» - такого не бывает».
Либретто Л. Штейна и Б. Йербаха;
Русский текст Д. Толмачева и В. Михайлова.

"Сильва" - была, есть и всегда будет опереттой номер один, ее вдохновенные мелодии рассказывают о всепобеждающей силе любви, которой не страшны никакие преграды.

Среди многих красивейших городов мира Вена отличается своей особой музыкальностью. Город Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шуберта, Брамса и Брукнера - симфоническая и оперная столица Вена - становится в прошлом столетии столицей оперетты, где царит «король вальсов» Иоганн Штраус. Танцевальная музыка праздничной венской повседневности вальс, марш, полька, галоп, мазурка - основа музыкального языка и музыкальной драматургии венских оперетт. В этот венок мелодий и ритмов вплетаются и зажигательные интонации венгерского чардаша - танца, имевшего законное гражданство в столице Австро-Венгерской империи, каковой до 1918 года являлась Вена. Наиболее ярко зазвучало венгерское в так называемой нововенской оперетте начала XX века.

Ее королем по справедливости считается выдающийся венгерский композитор Имре Кальман (1882-1953), создатель «Баядеры», «Марицы», «Принцессы цирка», «Фиалки Монмартра», а главное - «Сильвы». Эта оперетта, которой суждено было стать самой популярной среди двадцати кальмановских произведений в этом жанре, была названа композитором «Королева чардаша», что должно было вызывать ассоциацию с титулом великого венца Штрауса. Впрочем, «Королева чардаша» была тут же низведена до ранга «Княгини чардаша» цензурой, грудью защищавшей идеологические основы Австро-Венгерской империи, где венгерское было недопустимо сравнивать с австрийским. Особенно в дни той тревожной осени, когда в венском «Иоганн Штраус театре» состоялась премьера оперетты Кальмана.

Ведь оперетта, работа над которой была начата в августе 1914 года, впервые была сыграна в ноябре 1915-го, когда пожар Первой мировой войны уже полыхал вовсю, и его зловещие сполохи навсегда легли багровым отсветом на блестящие одежды «Королевы» - «Княгини» - «Сильвы». Воздух предвоенного мира стал воздухом мировой войны. Им дышат и им захлебываются герои оперетты, в основном мужчины. «Те самые, как значилось в гастрольном буклете венской «Фольксопер» 1984 года - которые к этому времени либо были убиты на войне, либо, лишившись всякой опоры в жизни, стремились удержаться в ней хоть как-нибудь». И не уловить присутствие этого воздуха, этой тревожной дымки или хотя бы не поверить в ее присутствие - значит пройти мимо чего-то существенного в этой самой прославленной оперетте.

Еще одна грань облика красавицы «Сильвы», разрушающая поверхностное представление о ней, как о безобидной игрушке. Венгрию издавна называли «страной трех миллионов нищих», где безземельные крестьяне жили в бедности. Многие уходили на заработки в город. По воле авторов Сильва бросает родные места и отправляется в Будапешт, чтобы заработать там денег и помогать оставшейся в деревне матери, младшим братьям и сестрам. Ее душевная чистота, работоспособность и талант победили то, с чем не справлялись многие. Она стала звездой первоклассного ночного варьете, носившего название «Орфеум». Добавим, что таковой действительно существовал и даже существует теперь в виде Будапештского национального театра оперетты на улице Большого Поля, 17. И вот в «безродную певичку» влюбляется аристократ, и ей, защищая свое право на счастье и человеческое достоинство, приходится вступить в борьбу с сословным чванством. Сильва побеждает, а Кальмана и его либреттистов критика обвиняет в «недопустимой бестактности по отношению к высшему кругу».

В довоенное время подобные выступления в печати означали бы смертный приговор произведению. Но в 1915 даже война, расколовшая мир на два лагеря, окутавшая Европу смрадным ипритным дыханием, не сумела удержать триумфальное шествие «Королевы чардаша». Поистине с царственной небрежностью шагала она через границы, демаркационные линии, проволочные заграждения, через вражду, предубеждения, страдания и кровь.

Весной 1917 года «Княгиня чардаша» из Гельсингфорса (Хельсинки), бывшего главной базой русского военно-морского флота и, стало быть, наводненного русскими военными моряками и офицерами, попадает в петроградский «Палас-театр» (ныне - Театр музыкальной комедии) в виде клавира на немецком языке. Во вздыбленном Февральской революцией городе Временное правительство еще соседствовало с Советом рабочих и крестьянских депутатов. Возраставшее напряжение по-своему преломлялось в театральной жизни. Большинство театров работало каждый день. При этом особенно ценились выступления опереточных трупп. 29 июня (12 июля) 1917 года, когда русские, немецкие и австро-венгерские войска возобновили сражения, в летнем театре на Фонтанке при огромном стечении публики впервые шла новая оперетта Кальмана. Для ее постановки переводчикам пришлось внести многие изменения в текст. Например, поменять для России - как вышло раз и навсегда - невозможные тогда по цензурным соображениям немецкие имена и фамилии на «какие-нибудь другие». Так, данная либреттистами Л.Штейном и Б.Йенбахом звучная княжеская фамилия Эдвина и его родителей - Липперт-Веллерсгейм сменилась не менее звучной, но на французский манер - Воляпюк. Что могло бы очень задеть ее родовитых владельцев, знай они ее толкование на русском языке как «глупое, вздорное желание».

Еще одной любопытной подробностью истории этой оперетты явилась неожиданно уточненная топография места рождения ее героини - Сильвы Вареску. В русском варианте первого действия перед знаменитым квартетом «Частица черта в нас...» Сильва, рассказывая друзьям о своем детстве, вспоминает, что она родилась в небольшой венгерской деревушке, затерявшейся где-то возле «Козьего болота». В оригинале либретто его нет. Оказывается, вполне реальное «Козье болото» существует только... на острове Котлин, что в Финском заливе вблизи Кронштадта. В благодарность за доставку клавира и либретто «Княгини чардаша» в Россию, переводчик вместе с режиссером первой постановки превратили венгерку Сильву в землячку балтийских моряков.

Первое обращение молодой театральной труппы Чувашского музыкального театра и ее режиссера - заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста ЧССР Бориса Маркова к жанру оперетты в 1964 году также связано с «Сильвой». Постановочная группа ставила своей целью создать оптимистичный спекталь, зовущий к бодрому, земному восприятию жизни. И, как размышлял на страницах книги «Мой театр» Борис Марков: «Было задумано решить в рамках оперетты проблему таланта. Показать горячую, способную к самоотречению любовь к искусству, непреодолимое стремление Сильвы к сцене, ... ее безмерную любовь к театру». Последующая в 1990 году постановка «Сильвы» посвящена Борису Маркову, чью концепцию создатели спектакля постарались сохранить.

Киностудии: "Ленфильм"
Режисер: Ян Фрид
Описание:
По одноименной оперетте Имре Кальмана.
Будущий князь Воляпюк, а ныне просто самолюбивый молодой офицер по имени Эдвин и певица Сильва Вареску полюбили друг друга. Эдвин даже готов пойти наперекор воле знатных родителей и жениться - несмотря на неизбежный скандал.

Http://www.culture21.ru/Page.aspx?orgid=398&page=./76/3779/3793/3899

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры