Костел Успения Пресвятой Девы Марии (полное описание). Католический собор Успения Девы Марии и Святого Станислава в Могилёве

Главная / Измена жены

Спустя 70 лет в 265-летнем соборе Успения Девы Марии и Святого Станислава в Могилеве вновь зазвучали колокола. Их звон верующие услышали впервые в Вербное воскресенье. Причем колокола эти — электронные, а не литые.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Вернуть костелу и верующим звон колоколов епископ Александр мечтал с самого начала своего служения в качестве епископского викария Могилева и области. Однако установить литые колокола в храме было невозможно.

Епископ Александр объясняет: костел несколько раз перестраивали. Башни, в которых раньше размещались колокола, были более высокими и находились ближе к центральному входу. Сейчас остались две башенки поменьше, для установки литых колоколов они не подходят. К тому же колебания колоколов могут нанести вред всему зданию.

Поэтому духовенство решило воспользоваться современными технологиями, и в Польше купили электронные костельные колокола на пожертвования верующих. По сути, это большие колонки, подключенные к специально запрограммированному компьютеру. Он настроен на весь литургический год таким образом, что учитывает и подвижные праздники, такие, как Пасха, например. Вмешательство человека для их включения каждый день не нужно.

— Званы не толькі даюць знак аб нашай прысутнацсці, але з’яўляюцца і неад’емным атрыбутам літургічнага і духоўнага жыцця вернікаў каталіцкай канфесіі, — отметил епископ Александр и добавил, что теперь свой «голос» есть не только у храма Трех Святителей и Свято-Никольского монастыря, но и у собора Успения Девы Марии и Святого Станислава.

По традиции колокола храма должны созывать верующих к молитве. Костел теперь также предупреждает о начале службы за полчаса до нее. Это происходит трижды в день по будням. В воскресенье колокола будут звонить в 10.30, 12.30, 16.30 и 18.00, приглашая на молитву.

Духовенство решило, что звонить за полчаса до утренней молитвы колокола не будут, так как собор окружен жилыми домами.

— Улічваючы, што тут жывуць, напэўна, і людзі старэйшыя, і маладыя сем"і з дзецьмі, мы вырашылі з павагі да жыхароў не званіць ніколі на ранішнюю святую імшу, нават у нядзелю. Хтосьці, можа, вяртаецца з другой змены і кладзецца адпачываць. Гэта не іх віна, і не наша, што калісьці вырашылі такім спосабам закрыць катэдральную святыню з усіх бакоў. Але мы шануем жыхароў нашага раёна, таму адносімся да іх спакою з павагай, — подчеркнул епископ Александр.

Однако на Пасху колокола начнут звонить рано. Епископ Александр просит отнестись к этому с пониманием, так как Пасха — самый большой праздник для верующих.

По словам священнослужителя, электронные колокола есть во многих костелах Беларуси. Например, в архикафедральном соборе Пресвятой Девы Марии. Разницы в звучании литых и электронных колоколов, в сущности, нет. В этом убедились и верующие в Вербное воскресенье.

— Людзі нават плакалі, асабліва слёзы з’яўляліся на вачах у старэйшага пакалення, — вспоминает епископ Александр. — Адна жанчына сказала: «Я апошні раз чула званы 70 гадоў таму, як была маленькай дзяўчынкай. Тады святыню зачынялі, і яны гучалі апошні раз». Для людзей гэта вялікая радасць. Думаю, і для горада гэта пэўны момант прыгажосці. Я сам назіраў рэакцыю людзей на гучанне званоў - яна вельмі пазітыўная. Ніхто з навакольных жыхароў не падышоў паскардзіцца на гук званоў. І яшчэ больш мне спадабалася, што я убачыў: калі званы загучалі ўпершыню, навакольныя жыхары, а тут жывуць і тыя, хто належыць да праваслаўнай царквы, адчынілі вокны і ўчынілі знак святога крыжа. Мабыць, для іх гук званоў - гэта яшчэ і прызыў падумаць пра Бога.

Епископ Александр говорит, что четыре колонки направлены на 4 стороны. Звук электронных колоколов костела слышат и на улице Ленинской, и на улице Первомайской, если машин на ней не так много.

В Могилёве есть место, где ты забываешь, в какой стране находишься.
Первая мысль, которая меня посетила после того, как я пришла в себя - Рим. Было впечатление, что ты не в Беларуси, а в старом римском соборе, нетронутом веками. Нет, не в туристическом Риме, а в том, куда ходят местные жители. Такие соборы, как правило, закрыты для туристов или в некоторых открыта только первая дверь, а дальше стекло или решетка. Мы несколько раз в Риме с прихожанами заходили в древние соборы на мессы и были поражены их нетронутой красотой.

Так вот такое же впечатление на нас произвел и могилевский католический собор Успения Девы Марии и Святого Станислава.
Этот собор однозначно заслуживает внимания туристов.
Католический собор Успения Девы Марии и Святого Станислава в Могилёве считается уникальным. В нем находятся фрески XVIII века, которые имеют огромную художественную ценность. Костел построен в стиле западно-европейского барокко. Возможно, он поэтому и напоминает римские соборы.
По своей живописи его считают самым оригинальным аутентичным костелом в западной и восточной Беларуси.

1. В 1738 году началась реконструкция храма, которая закончилась лишь в 1752 году. Главный фасад здания перестроили в классическом стиле, добавился портик с четырьмя колоннами.

Со строительством этого храма связаны несколько легенд, я вам о них расскажу в конце.
Но то легенды. И сегодня узнать, какая из них правдивая, сложно. Однако, доподлинно известно и доказано учеными, что костел Святого Станислава точно стоит на месте небольшой каплицы, а фундамент сделан из различных по форме и размеру кирпичей.

Но официальная версия гласит, что собор построен на месте бывшего монастыря кармелитов.
В 1636 году на территории монастыря была построена деревянная церковь, освящённая во имя Успения Пресвятой Девы Марии. А в 1708 году во время большого пожара эта церковь сгорела и на ее месте в 1738—1752 годах был возведен каменный храм. Новый храм кармелитского монастыря был освящён в 1765 г.

С 1783 года храм кармелитского монастыря стал кафедральным собором могилёвской архиепархии.
Поскольку покровителем собора считался святой Станислав собор называли как собором Успения, так и собором святого Станислава. В сведениях о Могилевском кафедральном соборе в 1911 году указано: «Покровитель костела Св. Станислав Римский; название костела Успение Пресвятой Богородицы…»

Роспись на сводах выполнена во второй половине XVIII века группой могилевских художников под руководством Павла Пиотровского.

В советское время католический собор не обошли мимо репрессии. В 1956 году собор был закрыт.
А дальше в размещался Центральный исторический архив БССР, потом Государственный архив Могилевской области. В этот период храм утратил часть росписей, был безвозвратно утерян орган с редкими керамическими трубами.
И только в начале 1990-х годов здание собора вернули верующим. Реставрация шла до 1994 года.

С 1993 года в соборе Успения ежегодно проходит фестиваль духовной музыки «Магутны Божа». А в скором времени здесь появится и свой орган.

2. С 1752 года в костеле стало семь алтарей, а над входом были сделаны хоры. В это же время появилась главная гордость храма - фресковая роспись. До наших дней сохранился один из наиболее полных и профессиональных евангельских циклов в Беларуси, написанный во второй половине XVIII века.


3. Здание костела имеет прямоугольную форму, внутри оно поделено на три нефа. Высота центрального нефа достигает 29 метров. Декоративная отделка костела сделана в стиле барокко. В храме замечательная акустика, поэтому первый орган тут появился еще в XIX веке.

4-5. Кстати, на вас никто не будет ругаться и смотреть косо, если вы зашли в собор без головного убора и в штанах.
Здесь можно фотографировать. Здесь служители или дежурные с вами пообщаются, расскажут историю собора.

6-7 Некоторые фрески никогда не реставрировались. Просто были извлечены из под слоя краски

8 В нижнем ярусе преобладают теплые, золотистые, розово-красные, коричневые тона, на сводах — светло-голубые, синие и зеленые. В Могилеве, оказывается, была своя живописная школа и художественные традиции.

9. Орган в Могилёве был действительно уникальный с редкими керамическими трубками. Установлен он был в 1912 году. Во всем мире таких органов было только четыре: в Риме, Варшаве, Мехико и в Могилеве. Рим и Могилев...

Орган пропал в 1956 году безвозвратно. Но в костеле об органе помнят.


10. Несмотря на то, что стены долгое время были закрашены темно-зеленой краской, в костеле сохранился самый большой фресковый цикл на территории Беларуси. Надо отдать должное реставраторам, которые все это отчистили и восстановили.

11. Очень древняя роспись

История названия собора

Изначально костел Святого Станислава назывался кармелитским костелом Вознесения Богородицы.
Кармелиты принадлежали к нищенствующим орденам, они придерживались аскетических идеалов. Присоединение Могилева к Российской империи стало началом политики российских властей, которая заключалась в том, что католические ордены начали потихоньку выживаться с территории Беларуси.

В 1789 году императрица Екатерина II прибыла в Могилев, чтобы встретиться с австрийским императором Иосифом II. Во время своего визита она посетила могилевский храм кармелитов, где состоялся торжественный молебен. Храм так понравился императрице, что она решила сделать его кафедральным и сама добилась от Папы Римского, чтобы епископа Могилевского Станислава Сестренцевича Богуша официально назначили папским легатом.
Кармелиты вынуждены были искать себе другое убежище. После этого жители города стали называть костел Станиславским.

Кто же такой Станислав Сестренцевич Богуш и откуда он взялся?

Молодость кардинала прошла бурно. Сначала он был офицером на службе прусского короля, потом перешел на русскую службу в драгунский полк и дослужился до капитана. Вояка, бретер и дуэлянт, он никогда бы не поверил, если б какая-нибудь гадалка предсказала ему, что в будущем его ждет епископство и звание кардинала.

Станислав Сестренцевич был кальвинистом. Он бы им и остался, но случилась любовь.
В тридцать лет Сестренцевич влюбился в католичку, богатую польскую красавицу. Чтобы получить возможность жениться, драгунский капитан тоже принял католичество. Счастье супругов длилось не долго. Молодая жена Сестренцевича рано умерла и Сестренцевич принял монашество то ли от горя, то ли от раскаяния.
Но очень скоро Сестренцевич стал епископом Могилевским, а к дальнейшей его судьбе приложила руку Екатерина II.

12

13

14

15

16

17

18-19 Отдельного внимания заслуживает дверь.

20. Она древняя, скрипучая, в щеляз, но прекрасная своей историей и неповторимой красотой

21. Дверь собираются менять. ЖАЛЬ

22.

23. Таблицка, на которой написано, что за собор, его история и координаты:
Могилёв. ул. Комсомольская, 4

24. Мы обошли собор вокруг. Все чистенько и хорошо

25. Матерь Божья молись за нас

26

27. Иоанн Павел II. Я так понимаю, что все костелы Беларуси подчиняются польской католической церкви, а Иоанн Павел II родился в Польше. Вот и стоит здесь ему памятник, а папа на нем улыбчивый и добрый

28

28

30

31

32

33. Брусчатка

34. Собор вызвал восторг. Там дышится полной грудью, там легко, там получаешь жизнеутверждающие эмоции и начинаешь верить, что все будет правильно, радостно, красиво, и выходишь оттуда совершенным оптимистом.

Может так и должно быть? Не Страх Божий, а радость от гармонии и красоты мира, созданного Богом, ведет нас к нравственному очищению?


Легенда строительства собора первая. Она же считается основной.

Жил был шляхтич Любуж Зенкович, грабитель и безобразник. Он очень часто нападал на горожан, избивал и грабил их. Люди долго терпели всяческие выходки шляхтича, но всему приходит конец. Людскому терпению пришел конец и шляхтичу тоже. Горожане убили тирана.
А дело было так... Однажды, вооружив своих слуг, он ворвался на Торговую площадь к ратуше, всех людей разогнал, а товары - хлеб, муку, пироги - потоптал лошадьми.
Горожане возмутились и всем миром решили отомстить шляхтичу. Он попытался спрятаться, да не тут-то было. Разъяренные горожане вытащили бесчинца и убили его на пороге небольшой каплицы.
В исторических источниках указывается точная дата убийства Зеньковича - 1692 год. Этот же год считается датой рождения костела.
Польский король Ян Собесский разгневался на мещан и приказал построить на месте убийства кафедральный кармелитский костел, разобрав каменные дома и печи горожан. Из них и возвели собор, а если верить легенде, то находится объяснение наличия в фундаменте костела различных по размеру камней, а некоторые из них даже обожжены, что значит - они были «печными».

Легенда вторая связана с крестоносцами.

В начале XVII в., на белорусских землях стали появляться католические ордена бернардинцев, иезуитов, кармелитов. Укреплялись они и в Могилеве. На этом месте кармелиты построили деревянный костел и монастырь. И ученые доказали, что он там именно был, потому что нынешний собор построен на останках другого строения.
Для справки, кармелитами были нищенствующими монахами, отличавшиеся особым аскетизмом, которые вели свою историю со времен крестовых походов св. Бертольда в 1155 году в Палестину.
Деревянный кармелитский монастырь несколько раз горел, но отстраивался. Но в 1730 году в учиненном по приказу Петра I пожаре, уничтожившим почти весь Могилев, деревянный кармелитский костел и монастырь погибли окончательно.
На его месте в 1738—1752 годах был построен новый каменный храм, на строительсто которого были взяты кирпичи и камни с близлежащих сгоревших построек.
И снова объясняется наличие разных и печных кирпичей в том числе, в фундаменте.

Собор стоит на месте бывшего монастыря кармелитов. В 1636 году на территории монастыря была построена деревянная церковь, освящённая во имя Успения Пресвятой Девы Марии. В 1708 году во время большого пожара эта церковь сгорела, а на её месте в 1738-1752 годах велось строительство каменного храма. Новый храм кармелитского монастыря был освящён в 1765 г. епископом Ф. Зенковичем.

25 декабря 1772 года Екатерина II объявила о создании в Российской империи католической Белорусской епархии с центром в Могилёве. Десятью годами позже Белорусская епархия была преобразована в Могилёвскую архиепархию, которой подчинялись все католические приходы латинского обряда в России (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге). С 1783 года храм кармелитского монастыря стал кафедральным собором могилёвской архиепархии. Поскольку покровителем собора считался святой Станислав собор называли как собором Успения, так и собором святого Станислава. В сведениях о Могилевском кафедральном соборе в 1911 году указано: «Покровитель костела Св. Станислав Римский; название костела Успение Пресвятой Богородицы…»

В конце XVIII столетия собор был перестроен, в частности, к фасаду был пристроен 4-колонный портик. Роспись на сводах выполнена во второй половине XVIII века группой могилевских художников под руководством Павла Пиотровского.

В 1956 году собор был закрыт, в нём разместился Центральный исторический архив БССР. В 1960 году он был переведен в , а в здание бывшего собора переехал Государственный архив Могилевской области. В этот период храм утратил часть росписей, был безвозвратно утерян орган с редкими керамическими трубами.

В начале 1990-х годов здание собора возвращено верующим, реставрация шла вплоть до 1994 года. Собор получил статус сокафедрального в образованной в 1991 году Минско-Могилёвской архиепархии.

С 1993 года собор Успения служит одним из центром ежегодного фестиваля духовной музыки «Магутны Божа», проводимого в Могилёве.

Я сделал выборку из 2500 походов от 20 туристических клубов. Выяснилось, что...

На лето приходится 66% походов за весь год . Нет ничего удивительного, что лето – лучшая пора для отдыха с рюкзаком. Во-первых, тепло и сухо; во-вторых, есть возможность взять отпуск под путешествие.

Осенью походов мало, потому что начинаются школа, учеба, работа, да и погода портится.

Зимой преобладают лыжные туры или проживания на базах отдыха, совмещенные с радиальными вылазками без тяжелых рюкзаков и снаряжения. На зиму приходится 6% всех походов.

Весной сидеть дома невтерпеж, поэтому достается снаряжение и планируются поездки. Погода в Крыму, на Кипре и Кавказе уже выше нуля, что позволяет совершать несложные переходы без боязни замерзнуть ночью в спальнике. Март – это 5% от общей статистики.

В апреле – внезапная пауза (3%), так как туристы копят время и деньги на майские праздники. Конец апреля – резкий старт сезона походов по Крыму, Кавказу, Саянам, Алтаю с захватом первомайских праздников. Кто хочет тепла, идут по турецеой Ликийской тропе или делают переход по кипрским горам Троодоса. Также в конце апреля много предложений, куда можно пойти с детьми. Конца апреля ждут все – и взрослые, и ребятня. Жизнь набирает обороты.

Май отличается ростом числа трекингов, походов в четыре раза – 13% от общей статистики. Открываются кемпинги, а туристические базы готовы к размещению туристов. К майским походам приплюсовываются походы, начинающиеся в последних числах опреля, чтобы захватить праздничные дни.

Пятерка самых посещаемых регионов выглядит так:

Первое место . Кавказ – 29%. Эльбрус и Казбек манят походников своей красотой.

Второе место . Крым – 15%. Приближенность моря и мягкий климат делают этот полуостров уникальным и словно созданным для недельных вылазок.

Третье место . Северо-Запад – 11%. Жителям Ленинградской области и Карелии повезло с природой: тут больше рек и озер, чем в Центральном округе. В Подмосковье особо и ходить некуда.

Четвертое и пятое места . Алтай, Байкал и Сибирь – по 7%. Туда дорого добираться из Москвы и Питера, но оно того стоит. Красивая природа, а туристов не так много, как в других местах.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры