«крик» эдварда мунка — икона поп-культуры xx века. Пугающие факты о картине мунка "крик" Описание картины крик на английском языке

Главная / Измена жены

В 1893 году Эдвард Мунк принялся за свое самое прославленное произ­ведение. В дневнике он вспоминал о прогулке по Христиа­нии, случившейся несколькими годами ранее.

Я шёл по дороге с друзьями. Солнце село. Внезапно небо налилось кровью, и я ощутил дыхание скорби. Я замер на месте, привалился к ограде - я чувствовал в этот момент смертель­ную усталость. Из туч над фьордом потоками лилась кровь. Мои друзья двинулись дальше, а я же остался стоять, дрожа, с открытой раной в груди. И я услыхал странный протяжный крик, заполнивший все пространство вокруг меня.

Фоном для этого переживания послужил Экеберг, се­верный пригород Осло, где удобно разместилась город­ская скотобойня, а также приют для умалишенных, куда запрятали сестру Мунка, Лору; вой животных перекли­кался с воплями безумцев. Мунк изобразил фигуру - человеческий зародыш или мумию - с открытым ртом, схватившуюся руками за голову. Слева, как ни в чем ни бывало, шагают две фигуры, справа бурлит океан. Навер­ху - кроваво-красное небо. «Крик» - это потрясающее выражение экзистенциального ужаса.

Картина вошла в серию под названием «Фриз жизни». В этой серии картин Мунк намеревался изобразить универсаль­ную «жизнь души», но «Фриз жизни» больше похож на автобиографию - здесь запечатлены смерть матери и се­стры художника, его собственные переживания, связанные с близостью к смерти, и сюжеты, почерпнутые из отноше­ний Мунка с женщинами . Можно с уверенностью предпо­лагать, что Мунку и в голову не могло прийти, что «Крик» заживет своей жизнью в массовой культуре - появится на кофейных кружках, всплывет в фильмах ужасов и т.д.

На заметку:
Требуется оправа для очков ? На сайте магазина оправ oprava.ua имеется большой выбор предложений. Модели оправ привозят на примерку. Представлены известные бренды: Ray-Ban, Oakley, Persol, Vogue, D&G, Prada, TAG Heuer, Dolce&Gabbana, Polo Ralph Lauren и др.

Польский критик Ст. Пшибышевский писал о картине «Крик»: «Невозможно даже дать представление об этой картине, - все ее неслыханное могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Каждое страдание - это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания - клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров... И небо кричит, - вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы».

«Крик» Эдварда Мунка - это эмблема и витрина экспрессионизма, хотя картина написана до того, как экспрессионизм получил широкое распространение. Эдвард Мунк (как и Ван Гог) создавал не только графичные и колоритные произведения, но и наполнял их яркими эмоциями. В случае с картиной "Крик" - зашкаливающими эмоциями. "Крик" стал прелюдией к модернизму и искусству XX века, в нём отражены ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения.

Эта картина - один из самых загадочных шедевров мировой живописи. Сила художника-Мунка не только в художественном мастерстве, а в особой философии мастера, в его способности неоднозначно видеть и трактовать окружающий мир. Сам Мунк говорил, что он изображал не просто то, что видел, а то, что пробуждало в нем философскую реакцию. Вот и в этой картине на первый план выходит именно реакция, а, точнее, воссозданные эмоции.

На рисунке 1892 года «Отчаяние» Мунк сделал следующую запись:

«Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».

Чуть позже это ощущение он воплотит в картине «Крик» , точнее, в нескольких картинах.

Ведь «Крик» - это серия картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком , изображающая исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба. В фоновом пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Изначальное название на немецком, данное Мунком картине, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»).

Эдвард Мунк, "Крик" . 1893

Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см

Национальная галерея, Осло

«Помещенная в центр композиции фигура отчаянно кричащего человека притягивает внимание зрителя. На обезличенном до примитива лице читается отчаяние и ужас, граничащие с безумием. Автору удалось скупыми средствами передать мощнейшие человеческие эмоции. В глазах страдание, широко открытый рот делает сам крик пронзительным и реально ощутимым. Поднятые руки, закрывающие уши, говорят о рефлекторном желании человека убежать от себя самого, прекратить этот приступ страха и безнадежности. Одиночество главного героя, его хрупкость и уязвимость наполняют всю работу особым трагизмом и энергетикой».

Мунк создал четыре версии «Крика» , каждая из которых выполнена разными техниками.

В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.

В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия. Она написана маслом.

Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион в мае 2012 года. В итоге, картина была продана Леону Блэку за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что на то время представляло рекорд для произведений искусства.

Накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby"s, сказал:

«"Крик" обращается к коллективному бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание».

Также он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.

Кстати, эта версия «Крика» является одной из самых узнаваемых в истории произведений искусства, на уровне с «Подсолнухами» Ван Гога или Малевича.

Самое знаменитое полотно, которое написал норвежский художник Эдвард Мунк - «Крик»: история создания картины так же многозначительна, как и ее название. Это одна из самых знаменитых картин в мире, которая даже вдохновила создателей известного одноименного фильма «Крик» 1983 года в жанре триллер.

Описание картины «Крик» различными искусствоведами часто включает самые разнообразные предположения о том, что хотел выразить автор своим крайне необычным сюжетом. И до сих пор полностью сойтись во мнениях знатокам не удается. Но есть несколько фактов об истории создания картины, а так же достаточно достоверных предположений о деталях изображения.

«Крик» - что вдохновило художника?

Полотно Эдварда Мунка бесспорно выражает крайнюю степень отчаяния одного персонажа, который на нем изображен. По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. Воспроизведение сюжета, изображенного на наиболее узнаваемом полотне, было его навязчивой идеей, от которой он смог избавиться только после прохождения курса лечения в клинике. Но до этого художник успел создать 40 экземпляров картины, испытывая нездоровую необходимость рисовать это изображение снова и снова.

На полотне изображено существо, которое сложно с уверенностью назвать человеком, так же сложно точно сказать, к какому полу это существо принадлежит. У него голова в форме груши, которую он обхватывает руками, стараясь как бы закрыть уши от собственного крика. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. И нельзя точно утверждать, являются ли эти эмоции причиной или следствием крика, ведь в позе персонажа отчетливо видна напряженность, с которой он закрывает свои уши стараясь спрятаться от своего же крика.

Изначально полотно называлось «Крик природы». В этом контексте достаточно правдоподобным кажется предположение, что центральная фигура полотна символизирует самого автора, который старается защититься от крика природы, закрывая уши от существующего или вымышленного шума, который мучает его.

По версии одного из исследователей творчества Мунка - Роберта Розенблюма - прототипом персонажа, которого изобразил художник на переднем плане, стала мумия. Эдвард Мунк видел мумию, которая была экспонатом Всемирной выставки в Париже в 1889 году. Этот же экспонат выставки считают предметом, который поразил воображение друга Мунка - Поля Гогена.

«Крик»: сюжет картины

Автор применил экспрессионизм, чтобы выразить сложность и остроту переживаний персонажа. Размытые линии как бы вибрируют, они нечеткие, перетекают одна в другую. Создается впечатление, что у смотрящего на картину немного нечеткое зрение. Такой эффект полностью погружает зрителя в сюжет: переживания персонажа. Зритель сам погружается в туман отчаяния и горя, которые испытывает центральная фигура, начинает испытывать напряжение, от которого страдает герой, как видно на фото картины Эдварда Мунка «Крик».

Что заставляет кричать героя картины, или какие крики природы он сам слышит, удается отгадать по изображению пейзажа, на фоне которого изображен центральный персонаж. Помимо нечетких линий, которые передают напряженное состояние героя и его переживания, можно обнаружить, что центральная фигура и изображение героя находятся в резонансе. Линии, которые их изображают, практически сливаются в единое целое, обнаружить границы между ними практически невозможно.

Контекст

«Крик» входит в цикл картин Эдварда Мунка о жизни, смерти, любви. Поэтому некоторые эксперты приписывают мистическое значение изображенной на картине центральной фигуре: якобы - это собственное видение образа смерти художником. Но в этом случае еще более необъяснимым оказывается то, почему персонаж находится в том отчаянии. В этот же цикл картин вошли полотна художника, на которых центральные персонажи изменены, но изображены на фоне того же пейзажа с кроваво-багровым закатом.


На первой выставке, где полотно было представлено публике в составе фриза, зрители его не приняли. Картина была встречена протестами, которые владельцам галереи удалось разрешить только с помощью полиции, так как разочарованная толпа была готова устроить погром.


Мистически настроенными поклонниками искусства считается, что «Крик» - это проклятая картина. На такие мысли наводит ряд совпадений, в ходе которых люди, контактировавшие с полотном, сталкивались с несчастьями, неудачами, начинали болеть.


Поклонникам творчества художника, которых интересует, где находится картина «Крик», сложно дать однозначный ответ, ведь полотно представлено более чем в 40 экземплярах. Но его первая версия, написанная в 1893 году, хранится в Национальной галерее в Осло.

Категория

Известная картина Эдварда Мунка “Крик” сегодня впервые предстала перед глазами лондонцев. Долгое время картина норвежского экспрессиониста находилась в частной коллекции земляка Эдварда Мунка предпринимателя Петтера Олсена, отец которого был художнику другом, соседом и заказчиком. Интересно, что используя различную художественную технику, Мунк написал четыре варианта картины под названием «Крик» .

Отличительной особенностью картины «Крик», которая представлена в Лондоне, является оригинальная рама, в которую помещено произведение. Рама расписана самим Эдвардом Мунком, что подтверждает авторская надпись, поясняющая сюжет картины: «Мои друзья пошли дальше, я остался позади, дрожа от беспокойства, я ощущал великий Крик Природы». В Осло в «Музее Эдварда Мунка» находятся еще два варианта «Крика» – один из них выполнен пастелью, а другой – маслом. Четвертая версия картины находится в норвежском Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна. «Крик», принадлежащий Олсену - первая картина в ряду, написан пастелью, и отличается от трех других картин необычно яркой цветовой палитрой. Картина Эдварда Мунка «Крик» воплощает изоляцию человека, отчаянное одиночество, потерю смысла жизни. Напряжение сцене придает драматический контраст между одинокой фигурой на первом плане и чужими людьми в отдалении, которые заняты сами собой.

Если Вы хотите иметь качественную репродукцию картины Эдварда Мунка у себя в коллекции, то закажите «Крик» на холсте. Уникальная технология печати репродукций на холстах передает оригинальные цвета, благодаря использованию красок европейского качества с защитой от выцветания. Холст, в качестве основы для репродукции картины Мунка «Крик», передаст естественную структуру художественного полотна, и Ваша репродукция будет выглядеть как настоящее произведение искусства. Все репродукции оформляются на специальный галерейный подрамник, что окончательно придает репродукции сходство с оригинальным произведением искусства. Закажите репродукцию картины Эдварда Мунка на холсте, а мы гарантируем Вам лучшую цветовую передачу, хлопковый холст и деревяный подрамник, которые используют профессиональные картинные галереи.

Это живописное полотно эксперты называют вторым по популярности после непревзойденной «Джоконды». Только Леонардо да Винчи оставил нам в наследие тайну улыбки, а вот Эдвард Мунк поделился более мрачными эмоциями. Картина «Крик» считается квинтэссенцией человеческого отчаяния, одиночества, страдания. Шлейф реальных и надуманных трагических историй лишь подкрепляет мрачную ауру полотна.

Нити тянутся из детства

Действительно, многое объясняется детством самого художника. Назвать его счастливым вряд ли получится. Мать будущего норвежского классика экспрессионизма умерла в то время, когда малышу Эдварду было пять. Следующая смерть переживалась четырнадцатилетним подростком даже более глубоко. От чахотки угасла его сестра. Боль, отчаяние, неспособность спасти любимого человека - этими эмоциями пропитаны детские воспоминания Мунка. Они же потом наполнят и картины художника. Свой отпечаток наложит также душевное расстройство - маниакально-депрессивный психоз.

История картины «Крик»

Мунк почти всегда описывал события, мысли и чувства, что предвосхищали создание очередного живописного полотна. Есть и вполне конкретные сведения о написании знаменитой картины. Художник в своем дневнике рассказывает, как шел с двумя своими друзьями на закате и вдруг небо, ставшее кроваво-красным, будто придавило его. Мунк подробно описывает чувство почти смертельной усталости, обуявшей его. Ему показалось в тот миг, что бесконечный крик отчаяния пронзил его и окружающую природу. Отсюда собственно и самое первое название холста: «Крик природы».

При этом некоторые исследователи творчества норвежского мастера трактуют жест бесполого существа, изображенного на полотне, как защитный. Так человек прикрывает уши, дабы не слышать сильного шума, рвущего душевное спокойствие. Кроме того, эффект кровавого неба, что наблюдал художник, мог быть следствием извержения Картина «Крик» демонстрирует тот красный жуткий оттенок неба, который был характерен для Европы с ноября 1883 года и по февраль 1884. Все это время в атмосфере висел покрывалом вулканический пепел.

Описание шедевра

Полотно узнаваемо во всем мире, но стоит спросить у случайного посетителя музея, что на нем изображено, как в ответ получишь напоминающий персонажа из одноименного фильма ужасов. Кстати, его внешность позаимствована с шедевра Мунка, чего создатели фильма и не скрывали.

Давайте все же рассмотрим подробное описание картины «Крик». Её композиция проста и лаконична. Прямая диагональ моста и две реалистичные фигурки мужчин в отдалении контрастируют с человекоподобной плавно изогнутой фигуркой в центре полотна. Окружающее пространство: небо, река - также будто извиваются и скручиваются. Существо на холсте можно лишь с трудом назвать человеком, потому как оно сильнее всего смахивает на безволосую иссохшую мумию с провалами глазниц и рта. Существо зажимает голову длиннопалыми ладонями и безмолвно вопит. Только вот никто не реагирует на его крик. Фигуры уверенно удаляются вдаль по мосту, не чувствуя отчаяния и ужаса. Их спокойствие неспособно поколебать даже жуткое небо, словно горящее в кровавом пожаре.

При этом по манере написания картина «Крик» кажется почти наброском, яростным и небрежным. Но на самом деле ни о какой спешке и речи не идет. Мунк творил выверенно и продуманно. Он настолько увлекся сюжетом, что создал несколько вариантов полотна.

Немного мистики

Как упоминалось выше, за картиной тянется недобрый шлейф. Некоторые полагают, что это своего рода проклятие. Действительно, несколько трагических инцидентов с владельцами полотна или несчастными, вступившими в непосредственный контакт с картиной, наводят на неприятные размышления.

И если случаи с тяжелыми депрессиями, психическими расстройствами ещё можно объяснить излишней впечатлительностью, то как объяснить самый известный случай с музейным служащим, неясно. Служитель музея получил задание перевесить полотно, но в процессе он случайно уронил его. Проклятие настигло жертву спустя неделю. Служащий угодил в жуткую автомобильную аварию. Картина «Крик» не пощадила и другого бедолагу, что не удержал её в руках. Этот служащий начал страдать невыносимыми мигренями, которые довели несчастного до самоубийства.

Всемирная слава

Но даже эта не самая добрая аура не погасила интерес к холсту. Наоборот, все те ужасы, что рассказывали о полотне, лишь подогрели интерес к нему.

Данный факт наглядно подтверждается аукционом, состоявшимся весной 2012 года. На нем был выставлен один из вариантов «Крика». Он ушел в рекордные 12 минут торгов за рекордные почти 200 миллионов долларов. Будущего владельца не отпугнула незавидная участь предыдущих хозяев полотна.

Кроме того, растиражировала образ, созданный Мунком. Известные (и не очень) современные художники выдают свои интерпретации, в которых узнается картина «Крик». Описание знаменитого вопящего существа угадывается в уже упоминавшемся фильме ужасов. В даже засветился знаменитый папаша мультяшной звезды Барта Симпсона - Гомер Симпсон.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры