Кто написал кармен. Жорж бизе "кармен" либретто на русском языке

Главная / Измена жены

Жоржа Бизе (годы жизни 1838-1875) «Кармен» по одноименной новелле Проспера Мериме к настоящему моменту снискала себе мировую славу. Популярность музыкального произведения настолько велика, что во многих театрах его исполняют на национальном языке (в том числе в Японии). Краткое содержание оперы «Кармен» Бизе в целом соответствует сюжету новеллы, тем не менее есть и некоторые различия.

Постановка оперы

Современному слушателю может показаться удивительным тот факт, что первая постановка оперы, состоявшаяся 3 марта 1875 года в Париже (театр «Опера-Комик»), оказалась провальной. Скандальный дебют «Кармен», сопровождавшийся обилием обличительных комментариев со стороны французских журналистов, тем не менее имел и свой положительный эффект. Произведение, получившее такой широкий резонанс в прессе, не могло не привлечь к себе внимания света. На сцене одного только театра Комической оперы в сезон премьеры прошло около 50 спектаклей.

Тем не менее через некоторое время опера была снята с показа и вернулась на сцену только в 1883 году. Сам автор оперы «Кармен» не дожил до этого момента - он скоропостижно скончался в возрасте 36 лет, через три месяца после премьеры своего великого произведения.

Структура оперы

Опера Бизе «Кармен» имеет четырехчастную форму, каждый акт которой предваряется отдельным симфоническим антрактом. Все увертюры произведения в своем развитии содержат музыкальный материал, в той или иной степени представляющий данное действие (общая картина событий, трагическое предчувствие и т. д.).

Место действия и специфика героев

Сюжет оперы «Кармен» разворачивается в городе Севилья и его окрестностях (Испания) в нач. 19 века. Специфика героев, выбранная автором оперы, для того времени носила в определенной мере провокационный характер. Образы простых работниц табачной фабрики, ведущих себя достаточно развязно (некоторые из них курят), солдат, полицейских, а также воров и контрабандистов шли вразрез со строгими требованиями светского общества.

Чтобы как-то сгладить впечатление, создаваемое подобным обществом (женщин легкого поведения, непостоянных в своих привязанностях; мужчин, жертвующих честью во имя страсти, и т. д.), автор оперы «Кармен» совместно с авторами либретто вводят в произведение новый персонаж. Это образ Микаэлы - чистой и невинной девушки, которого не было в новелле Проспера Мериме. За счет данной героини, трогательной в своей привязанности к дону Хосе, персонажи приобретают бо́льшую контрастность, а произведение, в свою очередь - бо́льший драматизм. Таким образом, краткое содержание либретто оперы «Кармен» имеет свою специфику.

Действующие лица

Персонаж

Вокальная партия

меццо-сопрано (либо сопрано, контральто)

Дон Хосе (Хозе)

невеста Хосе, крестьянка

Эскамильо

тореадор

Ромендадо

контрабандист

Данкайро

контрабандист

Фраскита

подруга Кармен, цыганка

Мерседес

подруга Кармен, цыганка

Лильяс Пастья

хозяин таверны

без вокала

Проводник, цыгане, контрабандисты, работники фабрики, солдаты, офицеры, пикадоры, тореадоры, мальчишки, молодые люди, народ

Первое действие

Рассмотрим краткое содержание оперы «Кармен». Севилья, городская площадь. Жаркий полдень. Свободные от дежурства солдаты стоят у казармы, рядом с сигарной фабрикой, цинично обсуждая идущих мимо прохожих. К солдатам подходит Микаэла - она ищет дона Хосе. Узнав, что его сейчас нет, смущенная уходит. Начинается смена караула, среди заступивших в караул появляется дон Хосе. Вместе со своим командиром, капитаном Цунига, они обсуждают привлекательность работниц сигарной фабрики. Звонит колокол - на фабрике перерыв. Работницы гурьбой выбегают на улицу. Они курят и ведут себя достаточно развязно.

Выходит Кармен. Она флиртует с юношами и поет свою знаменитую хабанеру («У любви, как у пташки, крылья»). В конце пения девушка бросает цветок в Хосе. Смеясь над его смущением, работницы возвращаются на фабрику.

Снова появляется Микаэла с письмом и гостинцем для Хосе. Звучит их дуэт «Что сказала родня». В это время на фабрике начинается страшный шум. Выясняется, что Кармен полоснула одну из девушек ножом. Хосе получает приказание от командира арестовать Кармен и доставить в казарму. Хосе и Кармен остаются наедине. Звучит сегидилья «Близ бастиона в Севилье», в которой девушка обещает любить Хосе. Молодой капрал совершенно очарован. Однако на пути в казарму Кармен удается оттолкнуть его и сбежать. В результате под стражу заключается уже сам Хосе.

Второе действие

Продолжаем описывать краткое содержание оперы «Кармен». Два месяца спустя. Таверна Лильяса Пастьи, приятеля Кармен - то самое место, где молодая цыганка обещала петь и танцевать для Хосе. Здесь царит безудержное веселье. Среди посетителей в числе наиболее важных - капитан Цунига, командир Хосе. Он пытается добиться расположения Кармен, что ему не очень удается. При этом девушка узнает, что срок содержания Хосе под стражей заканчивается, и это ее радует.

Появляется тореадор Эскамильо, он исполняет знаменитые куплеты «Тост, друзья, ваш я принимаю». Посетители таверны хором присоединяются к его пению. Эскамильо также очарован Кармен, однако та не отвечает взаимностью.

Становится поздно. Появляется Хосе. Обрадованная его приходом, Кармен выпроваживает из таверны оставшихся посетителей - четырех контрабандистов (бандитов Эль Данкайро и Эль Ремендадо, а также девушек - Мерседес и Фраскиту). Молодая цыганка исполняет танец для Хосе, как тому и было обещано до ареста. Однако появление капитана Цунига, также пришедшего на свидание к Кармен, разрушает романтическую атмосферу. Между соперниками вспыхивает ссора, готовая перерасти в кровопролитие. Однако подоспевшие цыгане успевают разоружить капитана. Дону Хосе ничего не остается, кроме как отказаться от военной карьеры. Он вступает в банду контрабандистов, к радости Кармен.

Третье действие

О чем еще повествует краткое содержание оперы «Кармен»? Идиллическая картина природы, в укромном месте среди гор. У контрабандистов короткий привал. Дон Хосе тоскует по дому, по крестьянской жизни, промысел контрабандистов его совсем не прельщает - прельщает только Кармен и страстная любовь к ней. Однако молодая цыганка его больше не любит, дело близится к разрыву. Согласно гаданию Мерседес и Франскиты, Кармен грозит смерть.

Привал окончен, контрабандисты отправляются на дело, остается только Хосе, чтобы присмотреть за оставленным товаром. Неожиданно появляется Микаэла. Она продолжает разыскивать Хосе. Звучит ее ария «Напрасно себя уверяю».

В это время раздается звук выстрела. Испуганная Микаэла прячется. Оказывается, это стрелял Хосе, увидевший Эскамильо. Тореадор, влюбленный в Кармен, разыскивает ее. Между соперниками начинается схватка, которая неминуемо грозит Эскамильо гибелью, однако подоспевшая вовремя Кармен успевает вмешаться и спасти тореадора. Эскамильо уходит, напоследок пригласив всех на свое выступление в Севилье.

В следующий момент Хосе обнаруживает Микаэлу. Девушка передает ему печальную новость - его мать умирает и хочет перед смертью проститься с сыном. Кармен с презрением соглашается с тем, что Хосе лучше уйти. В гневе тот предупреждает ее, что они еще встретятся, и только смерть сможет их разлучить. Грубо оттолкнув Кармен, Хосе уходит. Зловеще звучит музыкальный мотив тореадора.

Четвертое действие

Далее повествует краткое содержание оперы «Кармен» о праздничном гулянье в Севилье. Жители города в нарядной одежде - все в предвкушении представления боя быков. На арене должен выступить Эскамильо. Вскоре появляется и сам тореадор под руку с Кармен. Молодая цыганка также одета с большой роскошью. Звучит дуэт двух влюбленных.

Эскамильо, а за ним и все зрители устремляются в театр. Остается только Кармен, несмотря на то что Мерседес и Франскита успевают предупредить ее о скрывающемся поблизости Хосе. Девушка с вызовом говорит, что не боится его.

Входит Хосе. Он изранен, одежда его превратилась в лохмотья. Хосе умоляет девушку вернуться к нему, но в ответ получает лишь презрительный отказ. Молодой человек продолжает настаивать. Разгневанная Кармен бросает ему подаренное им золотое кольцо. В это время за сценой звучит хор, славящий победу тореадора - счастливого соперника Хосе. Потерявший рассудок Хосе достает кинжал и вонзает его в возлюбленную как раз в тот момент, когда восторженная толпа в театре приветствует Эскамильо - победителя боя быков.

Праздничная толпа высыпает из театра на улицу, где ее взору открывается ужасная картина. Душевно сломленный Хосе со словами: «Я убил ее! О, моя Кармен!..» - падает к ногам своей мертвой возлюбленной.

Таким образом, «Кармен» - опера, краткое содержание которой можно описать практически в двух предложениях. Однако ту гамму человеческих чувств и страстей, которую испытывают герои произведения, никакими словами передать невозможно - только музыкой и театральной игрой, что и удалось мастерски осуществить Жоржу Бизе и актерам оперы.

Ж. Бизе опера «Кармен»

Сюжет оперы Ж. Бизе «Кармен» взят из одноименного романа П. Мериме. В центре круговорота событий - красивая, страстная и свободолюбивая цыганка, своим образом жизни и поступками меняющая жизни окружающих ее людей. Это последняя опера композитора, прошедшая тернистый путь к славе и сценам мировых театров. Она считается кульминацией творчества Бизе и его жизненным фиаско.

Краткое содержание оперы Бизе «Кармен» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

меццо-сопрано андалусская цыганка
Дон Хозе тенор сержант драгун
Микаэла сопрано деревенская девушка, невеста Хозе
Эскамильо баритон тореадор
Фраскита сопрано цыганка
Мерседес меццо-сопрано цыганка
Моралес баритон офицер, сержант драгун
Цунига бас офицер, лейтенант драгун
Ремендадо тенор контрабандист
Данкайро баритон контрабандист

Краткое содержание


Действие оперы разворачивается в Испании, в первой половине XIX века. Кармен – красивая, страстная, темпераментная цыганка, работающая на сигаретной фабрике. Она заметно выделяется среди других работниц – едва эта жгучая красавица появляется на улице, сразу же только на нее устремляются все восхищенные мужские взгляды. Кармен с особым наслаждением издевается над окружающими ее мужчинами и их чувствами. Но темпераментной девушке совсем не нравится то, что к ней безразличен Хозе, она всячески старается привлечь его внимание. Потерпев неудачу, цыганка вместе с другими девушками возвращается к работе. Однако среди них разгорается ссора, которая мгновенно переходит в драку. Виновницей конфликта оказывается Кармен. Ее отправляют в камеру, где она томится в ожидании ордера под присмотром Хозе. Но коварная соблазнительница влюбляет сержанта в себя, и он помогает ей сбежать из-под стражи. Этот опрометчивый поступок полностью переворачивает его жизнь: Хозе теряет все – любимую девушку, семью, уважение, звание и становится простым солдатом.

А все это время Кармен продолжает вести праздную жизнь – вместе с подругами она бродит по тавернам, где развлекает посетителей своими песнями и танцами. При этом девушка успевает сотрудничать с контрабандистами и флиртовать с тореадором Эскамильо. Вскоре в таверне появляется Хозе, однако совсем ненадолго – ему пора возвращаться в казарму на вечернюю проверку. Однако цыганка включает все свое обаяния, чтобы не отпустить от себя солдата. Хозе очарован ею, и приказ капитана для него теперь ничего не значит. Он становится дезертиром и отныне вынужден быть вместе с Кармен и контрабандистами. Но вскоре чувства жгучей красотки угасают – Хозе ей наскучил. Теперь она не на шутку увлеклась тореадором, который даже пообещал дать бой в ее честь. А влюбленный солдат вынужден временно ее оставить – от своей бывшей возлюбленной он узнает, что его мама умирает, и он спешно отправляется к ней.

На площади в Севилье идет подготовка к бою быков. Цыганка готовится присоединиться к празднику, но на ее пути возникает Хозе. Он умоляет девушку снова быть с ним, признается в любви, угрожает, но все тщетно – она к нему холодна. В порыве гнева он достает кинжал и вонзает его в свою возлюбленную.

Фото :





Интересные факты

  • Удивительно, но Жорж Бизе никогда не был в Испании. Поэтому для создания необходимой музыкальной атмосферы он переделывал народные мелодии, придавая им желаемый испанский колорит.
  • В 1905 году учёные открыли новый астероид, который получил имя «Кармен».
  • Знаменитый немецкий канцлер Отто фон Бисмарк присутствовал при разных обстоятельствах на показе «Кармен» 27 раз.
  • Английский музыковед Хью МакДональд писал о том, что французская опера не знает большей фаталистки, чем Кармен. Вне Франции её потомками могли быть «Саломея» Рихарда Штрауса и «Лулу» Альбана Берга.
  • Премьера спектакля состоялась 3 марта 1875 года и закончилась полным провалом. А ровно через 3 месяца после нее не стало и самого композитора. О причинах его смерти до сих пор спорят. По одной из версий, Бизе не смог пережить фиаско «Кармен» и той «безнравственности», в которой его обвинили после премьеры. Опера казалась публике неприличной, ведь ее героями были бандиты, курящие работницы фабрики, контрабандисты и простые солдаты. А характеризуя главную героиню оперы, ценители искусства и вовсе не стеснялись в выражениях - она была истинным воплощением вульгарности и грязи.
  • Опера была обозначена композитором как комическая. Да и первое представление состоялась в «Опера-Комик». Причем здесь комическое, спросите вы? Все просто. По традициям французского театра, все произведения, главными героями которых являются простые люди, причисляли к жанру комедии. Именно по этой причине в опере чередуются музыкальные номера с разговорными диалогами - по такой схеме строились все комические оперы во Франции.
  • Незадолго до смерти, Ж. Бизе заключил контракт с Венской Государственной оперой о постановке «Кармен». Несмотря на некоторые правки и отличия от оригинала автора, выступление ждал огромный успех. «Кармен» снискала похвалу не только простых зрителей, но и таких видных композиторов, как Иоганнеса Брамса и Рихарда Вагнера. Это был первый серьёзный успех творения Ж. Бизе на пути к мировому признанию.
  • 23 октября 1878 года в музыкальной академии Нью-Йорка состоялась первая премьера данного произведения в США. В том же году опера предстала перед зрителями Санкт-Петербурга.
  • Одному из содиректоров театра Опера Комик пришлось оставить свою должность из-за этого произведения. Адольф де Левен считал, что в таком жанре, как комическая опера, категорически не должно быть убийства, тем более такого страшного и изощренного. По его мнению, насилие абсолютно не укладывается в нормы приличного общества. Он всячески пытался убедить в этом авторов, неоднократно приглашал к себе на беседу либреттистов, уговаривая их сделать характер Кармен помягче и изменить финал. Последнее требовалось для того, чтобы зрители уходили из театра в прекрасном настроении. Однако согласия они так и не достигли, и в итоге Адольф был вынужден покинуть свой пост. Это стало своеобразным знаком протеста против спектакля, в котором ведется пропаганда убийства.
  • «Кармен» стала последней оперой, поставленной на сцене Большого (Каменного) театра. Именно этим произведением театр решил закончить свою историю – после последней постановки его закрыли, затем передали в РМО, а после и вовсе снесли. В 1896 году на его месте возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.

О своих планах написать оперу «Кармен» Ж. Бизе сообщил в 1872 году. Уже тогда «Комическая опера» сделала заказ известным либреттистам Анри Мельяку и Людовику Галеви, и они вовсю работали над текстом. Им удалось существенно преобразить новеллу П. Мериме. Прежде всего, изменения коснулись образов главных персонажей – в их интерпретации они стали более благородными. Хозе, из сурового нарушителя закона, превратился в честного, но слабовольного человека. По-другому представлена и цыганка – в ней больше подчеркнута независимость, а жажда воровства и хитрость скрыты. Авторы изменили и место действия – если в литературном первоисточнике все происходило в трущобах и ущельях, то в либретто все события перенеслись в центр Севильи, на площади и улицы. Драматурги ввели в оперу нового персонажа – возлюбленную Хозе, Микаэлу, чтобы показать полную противоположность Кармен. Тореадор из безынициативного и безымянного участника превратился в жизнерадостного Эскамильо, который сыграл решающую роль в судьбе главной героини.

Текст был полностью готов к весне 1873 года, и тогда же композитор принялся за работу. Опера была полностью закончена летом 1874 года.

Однако неприятие к этой опере появилось еще задолго до ее постановки, как только была озвучена идея – обилие драматических событий и накал страстей не подходили для сцены, в которой планировалась первая постановка. Все дело в том, что Опера комик считалась светским театром, который посещали лишь представители богатого сословия. Идя в театр, они заранее знали, что увидят легкий жанр с обилием забавных ситуаций. Эта публика была далека от бешеных страстей, и уж конечно, кровавых убийств. В опере же были представлены неприемлемые для публики герои и страсти – девушки, не обремененные моралью, работницы сигаретной фабрики, разбойники, военные дезертиры.

Опера Кармен (Carmen) впервые была представлена зрителям в 1875 году. Сюжет оперы взят из произведения Просперо Мериме. В центре событий - цыганка Кармен, поступки и образ жизни которой задевают и меняют судьбы тех, кто оказывается с ней рядом. Исполненная духом свободы и отрицания законов, Кармен наслаждается вниманием мужчин, не задумываясь об их чувствах. В России первая постановка оперы прошла в Мариинском театре , и в дальнейшем обошла все известные театральные заведения. Все 4 акта постановки наполнены действием, яркими красками и естественными чувствами.

История создания

Сегодня пожалуй не найдется человека который не знал бы оперу «Кармен» . Сюиту №2 и «Марш Тореадоров» знают все. Музыка сделала эту оперу поистине народной. Однако, так было не всегда.

Всем известно, что над оперой работал известный композитор Жорж Бизе . Он начал работу над ней в 1874 году. Сюжет оперы взят из романа Проспера Мериме который носит одно название с оперой. Но если быть точнее, то за основу взята именно третья глава этого романа.

Конечно в этой опере далеко не все представлено как в романе. К примеру в самой опере сценаристы несколько сгустили краски, подчеркнув в персонажах именно те черты которые объясняли их поведение. Но, что самое важное в этой опере, как и во всем, что писал Жорж Бизе, «Кармен» не была просто оперой для буржуазии. Взятые сцены из жизни простых людей сделали эту оперу по настоящему любимой народом. Ведь в ней все понятно и так близко и в то же время не лишено романтики.

Однако не все было так как сейчас. И опера не была принята Парижским обществом. Возможно это стало одной из причин по которым умер великий композитор. Жорж Бизе умер через три месяца после премьеры «Кармен». Однако нельзя сказать, что в свое время «Кармен» была безнадежной оперой. Ведь она имела большой успех в странах восточной Европы и в России. А Петр Ильич Чайковский назвал эту оперу Шедевром буквально напророчив ей всеобщую любовь.

Все знают, что опера «Кармен» это повествование о любви. И действие ее происходит в Испании. Но, что больше всего удивляет так это то, что Жорж Бизе создал самую испанскую оперу ни разу не побывав в Испании. А сама опера стала классикой Испанской музыки. Ведь сюита №2 считается лучшим образцом классического фламенко. Основной ритм этой сюиты до сих пор служит основой многих произведений для фламенко. А «Марш Тореодоров» считается самым лучшим пассадоблем. Так, что и в самом деле «Кармен» - самая испанская французская опера.

Краткое содержание оперы.

Кармен – красивая, вспыльчивая, темпераментная цыганка, работающая на сигаретной фабрике. Из-за драки, возникшей среди девушек фабриканток, Кармен арестовывают и приводят в полицейский участок. Там она томится в ожидании ордера, и ее стережет сержант Хозе. Цыганка смогла влюбить его и уговорить отпустить на свободу. Хозе на тот момент имел невесту, хорошую должность и одинокую мать, но встреча с Кармен перевернула всю его жизнь. Он отпускает ее, и лишается работы и уважения, становится простым солдатом.

Кармен продолжает веселиться, посещает пабы и сотрудничает с контрабандистами. Попутно кокетничает с Эскамильо, известным красавцем тореадором. Хозе, в пылу ссору поднявший руку на своего начальника, не имеет другого выбора, кроме как остаться со своей Кармен и ее друзьями, незаконно перевозящими грузы. Он безумно ее любит, давно забыл про невесту, вот только Кармен меняет свои чувства по настроению, и Хозе ей наскучил. Ведь на горизонте появился Эскамильо, богатый и знаменитый, который пообещал дать бой в ее честь. Финал предсказуем и трагичен. Как Хозе не умолял Кармен вернуться к нему, она в резких выражениях говорит, что все кончено. Тогда Хозе убивает свою любимую, чтобы она не досталась никому.

Финальная сцена смерти на фоне публичного выступления Эскамильо, который и сам уже охладел к Кармен, является самой запоминающейся сценой всей оперы.

ЖОРЖ БИЗЕ

КАРМЕН
Опера в четырёх действиях

Либретто А. Мельяка и Л. Галеви

Действующие лица

Кармен, цыганка (меццо-сопрано)

Дон Хозе, сержант (тенор)

Эскамильо, тореадор (баритон)

Данкайро, контрабандист (баритон)

Ромендадо, контрабандист (тенор)

Цунига, лейтенант (бас)

Моралес, сержант (баритон)

Микаэла, невеста Хозе (сопрано)

Фраскита, цыганка, подруга Кармен (сопрано)

Мерседес, цыганка, подруга Кармен (сопрано)

Лильяс Пастья, владелец таверны (без слов)

Проводник, офицеры, солдаты, мальчишки, работницы табачной фабрики, молодые люди, цыгане и цыганки, контрабандисты, тореадоры, пикадоры, народ.

Действие происходит в Испании в начале XIX века.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

(Площадь в Севилье. Справа ворота табачной фабрики. В глубине сцены мост , под ним проход. Слева - караульное помещение, около него сержант Моралес и солдаты. На площади людно и оживлённо.)

В карауле

жизнью улиц

мы живём по часам.

Толпы народа, шум и гам!

Толпы народа, шум и гам!

Весело нам!

Весело нам!

Толпы народа, шум и гам!

Весело нам!

Весело нам!

Чтоб солдат караульной службы

не клонило в сон,

им поболтать с прохожим нужно,

кто бы ни был он!

И занятно, и приятно

наблюдать за толпой…

И занятно, и приятно

наблюдать за толпой.

Весело, друг мой, нам с тобой!

Весело нам!

Весело нам!

Весело, друг мой, нам с тобой!

Весело нам!

Весело нам!

(Появляется Микаэла. Смущаясь, подходит к солдатам.)

Смотрите! Девушка что надо!

Стройна и собой недурна!

Идёт сюда и кого-то ищет взглядом…

Кто нужен ей, и кто она?

(к Микаэле; любезно)

Вы ищете кого-то?

Мне, сеньор, нужен сержант.

Значит, вы ко мне?

Нет, извините, его имя дон Хозе.

Как его найти?

Дон Хозе? Он должен сам прийти.

(радостно)

Он здесь?! Могу ли я с ним повидаться?

Вас должен огорчить. Сейчас вам не удастся.

Прошу меня простить.

Вы не волнуйтесь! Вы не волнуйтесь! Что за беда?

Он ведь прийти должен сюда.

Он ведь прийти должен сюда.

МОРАЛЕС И СОЛДАТЫ

Да, он сюда обязан непременно

явиться с караулом нам на смену.

Я вам дам совет, сеньора,

не сочтите за приказ:

дон Хозе прибудет скоро,

вы подождите здесь у нас.

(испуганно)

МОРАЛЕС И СОЛДАТЫ

Спасибо, нет.

Не могу принять ваш совет.

Мы Хозе дождёмся вместе,

и прошу поверить нам,

я клянусь солдатской честью,

в обиду я вас не дам.

Верю вам, сеньор; лишь на время удалюсь,

потом сюда опять вернусь.

явиться с караулом вам на смену?

Ведь дон Хозе обязан непременно

явиться с караулом вам на смену.

МОРАЛЕС И СОЛДАТЫ

Да, он сюда обязан непременно

явиться с караулом нам на смену.

(Солдаты окружают Микаэлу; она старается высвободиться.)
МОРАЛЕС

Как вас просить…

Нет, нет! Нет, нет!

МОРАЛЕС И СОЛДАТЫ

Как умолять…

Нет, нет! Нет, нет!

МОРАЛЕС И СОЛДАТЫ

Бедных солдат не покидать!

Нам так скучно, не с кем поболтать!

Нет! Нет! Нет! Нет! Нет!

Не могу, простите меня!

(Вырывается и убегает.)

Красиво пела,

но улетела!

Вряд ли пташка вернётся к нам!

Опять глядим по сторонам…

И занятно,

и приятно

наблюдать за толпой.

Весело, друг мой, нам с тобой!

Весело, друг мой, нам с тобой!

Весело нам!

МОРАЛЕС И СОЛДАТЫ

Весело нам!

(Труба за сценой. Слышна музыка военного марша. Солдаты с оружием строятся перед караульным помещением. Со всех сторон сбегаются мальчишки. Появляется смена караула во главе с Цунигой, с ним Хозе. Прохожие наблюдают смену караула.)

МАЛЬЧИШКИ

В арьергарде эскадрона

наша гвардия всегда!

Горны трубят задорно

тра-та-та-та, тра-та-та!

Брата старшего дорогу

выбрал маленький солдат.

Он с ним шагает в ногу.

Раз! Два! Ровнее ряд!

Грудь вперёд, лопатки вместе,

поступь мерна и тверда!

Нашей солдатской чести

не уроним никогда!

В арьергарде эскадрона

наша гвардия всегда!

Горны трубят задорно

тра-ра-та-та, та-ра-та-та!

Брата старшего дорогу

выбрал маленький солдат.

Он с большим шагает в ногу.

Раз! Два! Ровнее ряд!

Грудь вперёд, лопатки вместе,

поступь мерна и тверда!

Мы своей солдатской чести

не уроним никогда!

Та-ра-та, ра-та, ра-та-та-та-та!

Та-ра-та-та!

(После команды "вольно" Моралес подходит к Хозе.)

Я тебе скажу по секрету:

с тобой искала встречи шатенка одна!

А глаза - небесного цвета!

Микаэла! Это она!

(Моралес уводит старую смену караула. Новая смена входит в караульное помещение. Мальчишки, маршируя, удаляются.)

МАЛЬЧИШКИ

В арьергарде эскадрона

наша гвардия всегда!

Горны трубят задорно

та-ра-та-та, ра-та-та!

Брата старшего дорогу

выбрал маленький солдат.

Он с ним шагает в ногу.

Раз! Два! Ровнее ряд!

Та-ра-та-та…

(к Хозе)

Я слыхал, будто много женщин молодых

здесь, на фабрике сигаретной?

Всё так. Но говорят,

порочны все подряд!

Видно, табак на них

действует очень вредно.

Ну а много ли там красоток?

Просто полно, хоть отбавляй!

Любую выбирай,

но что-то

нет охоты.

Я позабыл, друг мой, - ты обручён,

всей душою предан невесте!

Очень жаль, но ты обречён

быть до свадьбы

жертвою чести!

Ты прямо святой среди нас!

Дорогой лейтенант, не хочу спорить с вами.

Вот красотки с фабрики пред вами без прикрас!

Вот они! Смотрите и судите сами.

(Звонит фабричный колокол. Площадь снова наполняется прохожими. Позже появляются молодые люди. Солдаты выходят из караульного помещения. Хозе сидит в стороне и чистит ружьё, не обращая внимания на окружающих. Звон колокола стихает.)

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ

День нам отдал в дань

колокол унылый.

Вечером сюда

мы идём с мольбой:

нищему подай,

грешного помилуй,

сжалься над рабом,

госпожа Любовь!

Сжалься над рабом,

госпожа Любовь!

Сжалься над рабом!

Сжалься над рабом!

Хороши девицы собой,

модно одеты!

Вместо шали дым голубой,

дым сигареты!

РАБОТНИЦЫ

В дыму, всё вокруг в дыму,

как в тумане, как в тумане!

Верить в любовь ни к чему,

она обманет!

Нас обмане вновь и вновь,

вероятно, вероятно!

обман приятный.

Дам, всюду дым, всё в дыму,

как в тумане, как в тумане!

Верить в любовь ни к чему,

она обманет!

Нас обмане вновь и вновь,

вероятно, вероятно!

Грустно, друг мой, но любовь -

обман приятный.

Всё как во сне,

ты снишься мне,

и любовь только снится!

В яви она, как дым голубой, испарится!

Всё как во сне,

и любовь только снится!

Пусть этот сон подольше длится!

В дыму, всё вокруг в дыму,

как будто в тумане, как в тумане!

В дыму, всё вокруг в дыму!

Снова всё вокруг в дыму, как в тумане, как в тумане, ах!

В дыму, в пелене голубой

я опять не пойму, что со мной!

Всё в дыму, как в тумане, как в тумане!

(к работницам)

Здесь красотки не все,

где Карменсита?

(Появляется Кармен.)

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ

РАБОТНИЦЫ, МОЛОДЫЕ ЛЮДИ И СОЛДАТЫ

Вот она! Вот пришла Карменсита!

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ

Кармен, мы тебе клянёмся в любви!

кому дано судьбой

счастье быть с тобой!

(бросив взгляд на Хозе)

Что судьбою дано,

того не избежать!

Скажу вам одно:

когда час пробьёт,

никто от любви

не уйдёт!

её напевы - ворожба.

Вдруг является ночью лунной,

и решена твоя судьба!

Жгучий взгляд, и в одно мгновенье

ты власть утратил над собой!

Как стихия, как наважденье,

в тебе безумствует любовь!

РАБОТНИЦЫ И МОЛОДЫЕ ЛЮДИ

В этом мире любовь - колдунья,

её напевы - ворожба.

Вдруг является ночью лунной,

и решена твоя судьба!

Любовь беспечна и капризна,

и нам не избежать беды.

любой из нас, и я, и ты!

Сегодня я в плену любви,

а завтра ты, друг мой!

А завтра ты!

Сражённый страстью,

упадёшь в ноги мне с мольбой!

РАБОТНИЦЫ

Любовь беспечна и капризна,

и нам не избежать беды.

любой из нас, и я, и ты!

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ И СОЛДАТЫ

Сегодня я в плену любви,

а завтра ты, друг мой.

А завтра ты!

Сражённый страстью,

упадёшь в ноги мне с мольбой!

Друг мой!

всему настанет свой черёд.

Стол накрыт, и вино искрится.

Ты приглашён. Хозяйка ждёт!

Нитью связаны мы незримой.

Как наяву, так и во сне,

безотчётно, неумолимо

тебя влечёт, влечёт ко мне!

РАБОТНИЦЫ И МОЛОДЫЕ ЛЮДИ

Всё исполнится, всё свершится,

всему настанет свой черёд.

Стол накрыт, и вино искрится.

Ты приглашён. Хозяйка ждёт!

Любовь! Любовь! Любовь! Любовь!

Любовь беспечна и капризна,

и нам не избежать беды.

В её игре стать жертвой призван

любой из нас, и я, и ты!

Сегодня я в плену любви,

а завтра ты, друг мой.

А завтра ты!

Сражённый страстью,

упадёшь в ноги мне с мольбой!

РАБОТНИЦЫ

Любовь беспечна и капризна,

и нам не избежать беды.

В её игре стать жертвой призван

любой из нас, и я, и ты!

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ И СОЛДАТЫ

Стать жертвой любви призваны мы, и я, и ты!

Сегодня я в плену любви,

а завтра ты, друг мой.

А завтра ты!

Сражённый страстью,

упадёшь в ноги мне с мольбой!

Друг мой!

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ

Кармен, мы покорные слуги твои!

Кармен, ничего от нас не таи!

Будь добра, назови,

кто достоин твоей любви.

(Молодые люди окружают Кармен. Она не обращает на них никакого внимания. Подходит к Хозе и бросает ему цветок.)

РАБОТНИЦЫ

(смеясь)

Любовь беспечна и капризна,

и нам не избежать беды.

В её игре стать жертвой призван

любой из нас, и я, и ты!

(Звонит фабричный колокол. Работницы уходят, с ними Кармен. Хозе в замешательстве смотрит ей вслед. Площадь пустеет.)

(поднимая цветок)

Этот взгляд - огненная бездна!

Странный цветок…

Пламенем нежным

дрожат его лепестки…

Аромат валит с ног

и дурманит надеждой!

Что со мною?

Не колдовство ли всё это?

Объяснить иначе нельзя!

(Появляется Микаэла.)

Кто звал меня?

(Прячет цветок.)

Матушка ваша шлёт привет вам.

Как она поживает, расскажи, Микаэла!

Сначала, первым делом

письмецо должна я

передать вам.

Очень кстати!

И деньги от неё,

но это, дон Хозе, ещё не всё…

Не всё?

Ещё… Уж так случилось… Ещё…

Мне порученье важное одно

матушка дала…

Хоть трудное оно,

я ей не смела отказать…

Скажи, в чём дело, если это не секрет?

Тут секрета нет…

Могу вам всё сказать,

мне нечего скрывать.

Вашу матушку я в часовне повстречала,

и вместе с ней мы шли домой. Она сказала:

"Ах, старость, мука бессилья!

В ногах уж проку мало.

А ты идёшь в Севилью.

мальчик мой!

Там где-то служит сын мой родной,

мальчик мой!

Ты найди его, дорогая,

лишний раз напомни о том,

что я о встрече с ним мечтаю,

что день и ночь молюсь о нём.

Дай тебя поцелую, дочка,

и позволь передать с тобой

родному моему сыночку

поцелуй материнский мой!"
ХОЗЕ

В нём я вижу спасенье!

Очень рада за вас.

Жду его с нетерпеньем!

Хорошо, дон Хозе,

я этот поцелуй вам передам сейчас!

(Микаэла становится на цыпочки и по-матерински целует Хозе.)

Так матушка моя меня когда-то целовала!

Опять со мной доброта

и губ её теплота!

Всё как тогда, как тогда!

Я умилён до слёз.

вернулся и принёс

покой душе усталой!

Я сделала всё так, как я ей обещала,

и вот вернулся к нему мир светлых детских грёз,

вернулся и принёс

покой душе усталой!

ХОЗЕ И МИКАЭЛА

Мир светлых детских грёз

вернулся и принёс

покой душе усталой!

Мой бог, я чуть не стал

жертвой дьявольских чар!

Матушка, ты дитя своё спасла!

Твой поцелуй вмиг отвёл напасти,

той силы колдовской, коварной силы зла!

Жертва чар? Вы о чём?

Откройте свой секрет,

я за вас помолюсь!

Нет!.. Нет!..

Всё хорошо, ты не волнуйся.

Скажи, ты надолго ли к нам?

Я собираюсь сегодня в деревню вернуться.

Я шлю с тобой привет милым друзьям!

Нам с ними годы не преграда.

Где б ни был я, мой край родной

всегда будет мне отрадой

и заветной мечтой.

Может, матушке огорченье

ненароком доставил я.

Мой поцелуй, как извиненье,

передай ей, прошу тебя!

Вы можете, Хозе, быть уверены в том,

что нежный ваш привет

я передам в ответ.
ХОЗЕ

О, матушка моя, моё земное начало!

Со мной твоя доброта

и губ твоих теплота!

Всё как тогда, как тогда!

Я умилён до слёз.

Блаженный мир, мир светлых детских грёз,

вернувшись, вновь принёс

покой душе усталой!

Я сделала всё так, как я ей обещала.

И вот вернулся к нему мир светлых детских грёз,

который вновь принёс

покой душе усталой!

ХОЗЕ И МИКАЭЛА

Волшебная страна, в мечтах к тебе стремлюсь,

в родное лоно детства,

чтоб там укрыться и согреться,

оставив здесь свою печаль и грусть!

Виденья, сны и грёзы детства,

чудесный край, волшебная страна!

Опять к тебе стремлюсь!

Стремлюсь к тебе, чтоб вновь

твоим теплом согреться!

Волшебная страна!

ХОЗЕ И МИКАЭЛА

Виденья, сны и грёзы детства,

душа моя вам верна!

(к Микаэле)

Подожди, здесь постой,

а я письмо прочту.

Ах, нет! Не стану вам мешать, лучше уйду.

Останься со мной!

Нет, не стоит.

Так будет удобней обоим…

Стыжусь чего-то в душе…

Придёшь потом?

Да, дон Хозе.

(Хозе молча читает письмо. Микаэла убегает.)

Ты права, родная.

Лишь дома у себя

могу быть счастлив я.

Мы будем с Микаэлой очень дружной парой.

Не разлучат нас злые чары!

(Громкий шум на фабрике, за кулисами. Цунига с солдатами выходит из караульного помещения.)

Я так и знал!

Опять скандал!
РАБОТНИЦЫ

(выйдя на сцену)

Караул! Караул! Ой, беда, беда!

Пусть пришлют поскорей к нам солдат сюда!

Пусть усмирят Кармен!

А также - Мануйлиту!

Пусть усмирят Кармен!

Они друг друга стоят, это факт!

Конечно, виновата Карменсита,

она не может жить без драк!

Что толку слушать их!

Что толку слушать их, сеньор!

Мы скажем вам, сеньор!

Позвольте нам!

Позвольте нам!

Позвольте нам!

Позвольте нам!

Позвольте нам!

Мы дела суть…

Мы дела суть

изложим вам!

Изложим вам!

Мы видели, сеньор,

мы видели, сеньор,

как возник этот спор!

Мануйлита мимо шла

и громко-громко сказала,

что купить бы не мешало

ей хорошего осла.

"Не дури мозги ослам, -

съязвила тут Карменсита, -

сядь на швабру, Мануйлита,

и лети ко всем чертям!"

Та в ответ ей: "Где уж мне

поспеть за тобой, сестрица!

Мне не надо торопиться,

сойдёт и осёл вполне!"

"Одолжу тебе его,

сможешь вдоволь покататься!

Заодно ума набраться

у осла у моего!"

А потом, чёрт бы их взял,

перешёл в драку скандал!

Да, да! Потом, чёрт бы их взял,

в драку перешёл скандал!

Кричите, словно на базаре!

Вы б толком что-нибудь сказали!

(к Хозе)

Слушай, Хозе, возьми-ка двух парней,

да узнай поскорей

всё об этом скандале!

РАБОТНИЦЫ

Всё начала Кармен!

Нет, нет! Не так всё было!

Всё начала Кармен!

Нет, нет! Не так всё было!

Язык свой распустила!

Нет, не так!

Кармен не может жить без драк!

(к работницам)

Приказ всем разойтись!

Разберёмся без вас!

РАБОТНИЦЫ

Сеньор! Сеньор!

Сеньор! Сеньор!

Что толку слушать их, сеньор!

Позвольте нам, позвольте нам!

Мы дела суть изложим вам!

Послушайте, сеньор!

Мы видели, сеньор,

как возник этот спор!

я так устала от неё!

Того, о ком давно мечтаю,

с волненьем ждёт сердце моё!

Сердце моё ждёт пробужденья,

ночь позади, скоро заря.

Нет укрытия, нет спасенья,

от судьбы нам уйти нельзя!

Я каждый вечер в Севилье,

в доме у Лильяса Пастьи.

Там есть кабачок,

Там с тобой свиданье будет у меня!

Молчи! Мне надоела твоя болтовня!

Прошу меня простить,

за то, что я болтаю,

порядок нарушаю.

Под конвоем

обязан молчать арестант.

Но если военный устав

позволит чуть-чуть помечтать,

я буду мечтать о том,

чтоб ты в меня влюбился, мой сержант!

(взволнованно)

Страстно любили меня офицеры -

честно признаться должна.

Любовь офицера -

я знаю ей цену.

Но что поделать,

я теперь в сержанта влюблена!

Кармен, ты с ума меня сводишь!

Повторишь ли ты на свободе,

что к сержанту влечёт тебя?

Ах, неужели, Кармен, тот сержант это я?

Значит, мы вместе…

Будем с тобой.

(ослабляя верёвку на руках Кармен )

В том кабачке.

Пить манзанилью

и танцевать сегидилью.

Кармен! Ах, боже мой!
КАРМЕН

Ах! Я каждый вечер в Севилье,

в доме у Лильяса Пастьи!

Там есть кабачок,

в нём рекой течёт вино манзанилья!

Тра ля ля ля ля ля…

(Возвращается Цунига и передаёт Хозе пакет. )

(к Хозе)

Назначаю тебя начальником конвоя.

(к Хозе; тихо)

Полпути со мной пройдёшь,

я тебя потом

что есть силы толкну плечом…

Ты, Хозе, упадёшь,

а я - быстренько скроюсь.

(к Цуниге; смеясь)

Любовь беспечна и капризна,

и нам не избежать беды.

В её игре стать жертвой призван

любой из нас, и я, и ты!

(показывая связанные руки)

Сегодня я в плену любви,

а завтра ты, друг мой,

сражённый страстью, упадёшь

в ноги мне с мольбой!

(Двое солдат берут Кармен под конвой, Хозе идёт сзади них. Женщины и молодые люди постепенно снова протискиваются вперёд. Кармен, перейдя площадь, толкает Хозе. Тот падает. Кармен убегает. Работницы, громко смеясь, окружают Цунигу.)

Драматическая история любви испанской цыганки Карменситы и солдата Хозе, поведанная французским писателем Проспером Мериме, воодушевила его соотечественника композитора Жоржа Бизе на создание всемирно известной оперы «Кармен» в четырех действиях.

Персонажи массовки: солдаты, офицеры, женщины, работающие на сигаретной фабрике, цыгане, контрабандисты, тореадоры и уличные мальчишки.

Главные герои оперы: цыганка Кармен, сержант Дон Хозе, тореадор Эскамильо, контрабандисты Данкайро и Ремендадо и другие.

В первом действии оперы мы оказываемся в Испании, на оживленной площади города Севилья. В жарком сиянии полуденного солнца непрерывно течет жизнь многоцветной толпы.
У казармы расположились солдаты, они курят, перебрасываются шутками, разглядывают проходящих мимо сеньорит. Внимание сержанта Моралеса привлекает застенчивая румяная девушка с небольшим узелком в руках. Она явно не из этих мест и сержант окликает ее. Девушка робко приближается и спрашивает про сержанта Хозе. Моралес объясняет ей, что скоро тот приведет смену караула и предлагает прелестной сеньорите подождать бригадира эскадрона здесь, с ними. Смущенная девушка отказывается и уходит.
Сожалея, солдаты вздыхают, но вскоре становится слышна дробь барабанов и звуки флейты возвещают конец дежурства. Поглазеть на смену караула собираются мальчишки и праздные горожане. Игриво подмигивая, Моралес сообщает Хозе, что его искала «красотка, вся в голубом». Хозе определяет, что это его односельчанка Микаэла.
На площадь в обеденный перерыв выбегают веселой гурьбой работницы сигаретной фабрики и среди них – Кармен. Она заметно выделяется в толпе: черные с синеватым отливом блестящие волосы, огромные горящие глаза, в глубокий вырез яркого корсажа вдета веточка акации. Красавицу цыганку тут же обступает толпа поклонников, но она, смеясь и приплясывая, подходит к отвернувшемуся от нее суровому солдату Хозе и с вызовом бросает в него веточкой акации: «Меня не любишь ты, зато тебя люблю я… Так берегись любви моей!» - звучат слова знаменитой хабанеры.
От манящих чар цыганки сержанта отвлекает добрая застенчивая Микаэла, принесшая весточку от матери. Они радостно вспоминают родной дом, весну и день их помолвки. Проводив невесту, Хозе перечитывает письмо матери и вдруг слышит крики у ворот фабрики: «Кармен! Кармен!...» Оказалось, что поссорившись с подругой, Кармен резанула ее ножом! По приказу капитана Цуниги Хозе арестовывает дерзкую цыганку, которая, ничуть не смущаясь, смеется и дразнит капитана, а одурманенному Хозе шепчет лживые обещания любви, если тот отпустит ее. Забыв о своем долге солдата, Хозе соглашается и «упускает» Карменситу в толпе.

Второе действие оперы начинается шумным многолюдным весельем в кабачке Лильяса Пастьягде. Здесь мы видим и Кармен, и тающего от любви к ней капитана Цунигу, и бесстрашного тореадора Эскамильо, повествующего о бое быков, об опасностях и наградах. «Испанок жгучие глаза смотрят страстно, и ждет тебя любовь!»
Наконец, хозяин закрывает таверну, которая под покровом ночи становится притоном контрабандистов. Главари Ремендадо и Данкайро объявляют о предстоящем деле, в котором должны помочь женщины. Но Кармен с нетерпением кого-то ждет, она сегодня задумчива, рассеянна и категорически отказывается от столь выгодного дельца. Спорить с ней бесполезно! Ведь сегодня из тюрьмы освободили молодого сержанта Хозе, ее возлюбленного. Они всю ночь пробудут вместе, она будет петь и танцевать только для него, а он забудет и родину, и мать, и невесту. Хозе опьянен любовью, но на рассвете ему предстоит вернуться в казарму и уговоры Камен не действуют. Уходя, Хозе сталкивается на пороге с Цунигой, пришедшему на свидание с красавицей Карменситой. Ревность затмевает разум солдата и он обнажает саблю. С трудом контрабандисты разнимают их, но теперь у Хозе одна дорога – на виселицу!
Нет! Кармен торжествует: «Тебя ждут свобода и любовь!»

Действие третьей части начинается ночью в горах, где между скалами пробираются контрабандисты. Небольшая передышка, цыганки раскладывают карты, к ним подсаживается Кармен. Что скажут карты ей? В который раз один ответ. Пики! Смерть! Она бросает взгляд на стоящего у обрыва задумчивого Хозе. Любовь пришла и ушла. Что поделать? «У любви как у пташки крылья, и их никак нельзя связать».
Отряд контрабандистов снова отправляется в дорогу. Последним уходит Хозе. Как надоело ему это ремесло! Он вспоминает мать. Ради чего он покинул ее на долгие месяцы? Кармен… Она беззаботно танцует и звенит кастаньетами перед каждым встречным.
Цепочкой люди уходят во мрак, а у ручья появляются две тени. Это Микаэла с проводником. С замиранием сердца борется она со страхом. Но она твердо решила увести несчастного Хозе и от злой цыганки, и от тяжкой доли дезертира и разбойника. Услышав чьи-то шаги, Микаэла прячется и с трудом узнает в постаревшем угрюмом человеке своего бывшего жениха! Он вдруг поднимает ружье и стреляет в темноту. Из-за скалы выходит Эскамильо с пробитой шляпой. Он давно привык к опасностям и неожиданностям, поэтому просто шутит: «Взял бы чуть пониже, приятель…» Тореодор пришел сюда рискуя жизнью ради своей Кармен. Она любит его! Услышав это, Хозе бросается с ножом на соперника и перевес сил явно на его стороне, но тут между ними появляется Кармен, подбежавшие контрабандисты разнимают их и Эскамильо уходит. Прощаясь, тореадор всех приглашает на бой быков. «Кто любит, тот придет», - говорит он, многозначительно глядя на цыганку.
Неожиданно Ремендадо замечает прячущуюся за камнями Микаэлу. Хозе крайне удивлен. Какая сила привела ее сюда? Только огромное желание спасти любимого! Он должен уйти вместе с ней!
Насмешливая улыбка Кармен и ее слова о том, что ему давно пора домой и им давно уже не по пути, приводят Хозе в бешенство. Это говорит она, ради которой он потерял все самое дорогое! Нет, он никуда не уйдет!
Микаэла начинает умолять Хозе попрощаться с умирающей матерью и ее слова отрезвляет горячую голову Хозе. Он уходит. Обернувшись, обещает, что еще встретится с вероломной цыганкой.

Четвертое действие происходит в Севилье на площади у цирка. Пестрая толпа горожан в ожидании развлечений шумит, смеется, перекликается шутками. Капитан Цунига прогуливается с очередной красоткой, уже не вспоминая о Кармен. Вдруг толпа разражается криками и ликующими возгласами. Браво!.. Браво!.. Вот и он!.. Да здравствует бесстрашный торреро! На площади появляется Эскамильо, рядом с новым избранником идет Кармен.
Подбежавшие подруги предупреждают Карменситу о том, что в толпе они встретились с Хозе. Он следит за ней и ей следует быть осторожней! Но дерзкая Кармен готова к этой встрече. Она знает, зачем он ищет ее.
Ликующая толпа устремляется под купол цирка, где вот-вот начнется бой быков и на пути Кармен появляется Хозе. Его вела к ней ненависть и жажда мщенья, но увидев глаза любимой, он разом прощает все. Он снова влюблен! Он согласен уехать с ней, снова стать бандитом, разбойником, да кем угодно… Кармен в ответ срывает подаренное им кольцо и горя нетерпением хочет уйти. «Невозможно! Прошлого нам не вернуть!» Она родилась свободной и умрет свободной!
Словно ослепленный вспыхнувшим лучом солнца, упавшим на брошенное кольцо, Хозе набрасывается на Кармен с ножом…
Из цирка доносятся ликующие крики толпы. «Победа! Победа!» Торжественно звучат фанфары. Окруженный толпой на площади появляется Эскамильо.
«Я убил ее! Арестуйте меня!», – горестно восклицает Хозе.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры