Культ тела и духа в досуге жителей древней греции. На тему: «культ тела в древней греции Академизм и аскеза: обнажённое тело

Главная / Измена жены

Современная мода, обнажающая женщин, ведёт европейскую цивилизацию к вымиранию. Даже на своих территориях она всё больше замещается другими этносами, в обыденной жизни которых есть запреты на даже частичное оголение женского тела.

Место европейцев на земле замещают народы, хранящие целомудрие и закрытость своих женщин, и тем самым берегущих также и своих мужчин…

Модное подчеркивание женских прелестей, провоцирующее у мужчин сексуальное вожделение, можно рассматривать как создание «сексуального стресса». Из-за него включается сложный внутриорганизменный комплекс «сексуальной отверженности», завершающийся импотенцией и раковыми заболеваниями. Об этом пишет известный врач, академик Леонид Александрович Китаев-Смык в своей фундаментальной монографии «Психология стресса. Психологическая антропология стресса» (М., 2009).

Для наглядности и понимания физиологии данного процесса учёный приводит пример из жизни животных. Самка в животном мире инстинктивно ищет лучшего самца, более способного для воспроизведения жизнестойкого потомства - и при этом отбраковывает, отвергает худших самцов. Но вожделение у тех всё равно остаётся, оно не удовлетворено и подавлено. Содержание андрогенов у них в крови сохраняется среднеповышенным, то есть онкологически опасным. У регулярно отвергаемого самкой самца средний уровень андрогенов способствует развитию доброкачественной аденомы простаты; в большинстве случаев это ведёт к сексуальной импотенции. Благодаря этому «не лучший» самец даже случайно не сможет оставить «не лучшее» потомство. Таким механизмом отбраковываются слабые, «не лучшие» самцы в популяции. Кроме этого у некоторых из них аденома простаты перерождается в смертельно-губительный рак.

В науке сейчас накапливаются данные о том, что аналогичные процессы происходят и у людей. Здесь может скрываться объяснение, почему богатые и развитые народы Запада сегодня вымирают.
На протяжении последних десятилетий заболевание аденомой и раком простаты, как эпидемия, поражают мужчин в странах с европейской цивилизацией. К началу двадцать первого столетия уже у 40% мужчин обнаруживается аденома. Она есть у половины европейских мужчин старше сорока лет. Американские патологоанатомы выявили рак простаты у 80% мужчин, умерших старше шестидесяти лет. Иными словами, многие из них не дожили до трагических проявлений этой болезни. В то же время в мусульманских странах нет такого роста мужской онкологии. Почему? Ведь, казалось бы, страны Запада имеют более развитую медицину и в целом более высокий уровень жизни.

В странах, где господствует «общество потребления », в последние десятилетия нормой стала модная одежда, подчеркивающая и оголяющая женские прелести, говоря научным языком - вторичные половые признаки. Стали навязчивой повседневностью оголённые женские животы и пупки, как символ того, что ниже, соблазнительно раздражают обтянутые округлые формы и все более распахнутые декольте…

С физиологической точки зрения всё это - сексуальные сигналы, пробуждающие у мужчин вожделение. Сексапильные попки и бедра женщины сигнализируют о ее способности выносить зачатый мужчиной плод. Обтянутые, тем более маняще полуоткрытые груди - о способности вскормить новорожденного. Пупки - о якобы возможном соитии.

Любое возбуждение должно приводить к соитию - таков механизм, заложенный природой. Эрос между мужчиной и женщиной - инструмент воспроизводства рода, он во всех проявлениях благ и полезен организму. Мы хорошо знаем об удивительно благоприятном влиянии нормального эротического общения и благополучно состоявшихся сексуальных актов. Потому, в частности, традиционные религии поощряют брак и супружеские отношения.

Если же возбуждение провоцируется часто и безрезультатно, то перестаёт осознаваться, погружаясь, вытесняясь в подсознание. К частому созерцанию женских прелестей на улицах, в офисах, в городском транспорте мужчины как бы привыкают, даже перестают замечать своё эротическое вожделение. Однако погружённое в подсознание сексуальное возбуждение мужчин продолжает выплескивать в кровь андрогены, но уже не в онкологически безопасном количестве, а с канцерогенной дозировкой - включаются эволюционные механизмы «отбраковки самцов-неудачников».

В среднем городской житель видит такие «сигналы» по 100-200 раз в день. В итоге, часто возбуждающийся, но неудовлетворённый мужчина получает изнутри своего организма мощную канцерогенную, разрушительную атаку, которая и приводит к онкологическому исходу.

«Многие женщины XXI века буквально роют могилу мужскому здоровью своими обнажёнными ногами и глубокими вырезами. Каждая красавица, отправляясь на свидание в топике, делает всего одного - счастливцем, а десятерых по дороге - инвалидами. Стриптизёрш вообще можно назвать «оружием массового поражения », уже превратившим западную цивилизацию в общество больных мужчин», - говорит Л.А. Китаев-Смык в своём интервью газете «Ассалам».

Кроме этого, нося одежду, оставляющую неприкрытой живот или спину, женщина наносит большой вред и сама себе. Подобный способ привлечения внимания для удовлетворения потребности быть привлекательной в глазах других людей грозит женскому организму не только переохлаждением (переохлаждение возможно уже при температуре 12-15 градусов, и это верный путь к бесплодию, циститу, воспалению почек и другим проблемам), но и энергоинформационным загрязнением, которое в большинстве случаев является истинной причиной многих женских болезней. Цепляя оголёнными участками тела различные, не всегда добрые, взгляды, юные и не очень юные красавицы рискуют нарушить в этом месте целостность своего энергетического поля. И в образовавшуюся пробоину как в чёрную дыру будет стекаться весь энергетический мусор, который на физическом плане способен привести к болезням различной тяжести. Об этом всегда следует помнить примеряя перед зеркалом очередной короткий топик или маечку.

Хотелось бы отметить, что онкологические болезни из-за «сексуального стресса» у женщин имеют иную природу, чем у мужчин. Основная причина женской онкологии (доброкачественные и злокачественные новообразования грудных желез, матки, яичников) на физическом уровне - это отсутствие деторождения и вскармливания младенцев при наличии сексуального общения (сексуальных актов). Сложные внутриорганизменные структуры женщины «воспринимают» отсутствие родов и вскармливание грудью как сигналы о «непригодности» её к воспроизведению рода. Якобы она ненужный балласт в семье, этносе, бесполезно отвлекающий сексуальный потенциал мужчин. У такой женщины возникает «сексуальный стресс». Сформированные биологической эволюцией механизмы популяционной селекции «выбраковывают» женщин неплодоносящих, но сексуально «расходующих» мужчин.

Стрессогенными признаками сексуального краха у мужчин бывают «пивные животы», у женщин - отсутствие талии. Это усугубляет неэротичность фигуры. Медицинской статистикой установлена прямая зависимость между вероятностью инфаркта миокарда и избыточностью талии. Так, видимо, неучастие субъекта в сексуальном воспроизведении своего рода, этноса всё более уменьшает его эротическую привлекательность и потом «совсем исключает» его из рода. Таковы механизмы природной селекции в человеческой популяции.
Народы, этносы, культивировавшие оголённость и эротизм (древние греки, римляне и др.), исчезли и были замещены другими народами, сохранившими лишь названия и частично язык вымерших. Сегодня архаические обычаи с оголением тел сохраняют аборигены экваториальных стран. Но продолжительность их жизни невелика и нет достоверных сведений о возникновении у них мужской онкологии. Сексуальная распущенность, культ обнажённого тела, захватившие античных греков и римлян, возможно, стали одними из причин их вырождения. Сегодня эти общества стёрты с карты истории. Причём, стёрты не столько военными действиями, сколько разрушены изнутри. То, что в Библии и Коране сказано про обитателей городов Содом и Гоморра - один из многочисленных примеров. Они пошли путём саморазрушения, нарушая законы природы и ломая естественные её механизмы. Кстати, «содомизм», гомосексуализм - это предельное выражение того гедонизма, господства чувственности, к которому ведёт обнажение в одежде.

Но по-прежнему живы народы, соблюдающие традиционные ценности своих предков. Прежде всего это мусульманские этносы, но таковыми в своё время были и предки современных славян. У всех российских народностей ещё в XIX в. женская одежда прикрывала тело просторными, долгополыми платьями, сарафанами и т. д. Это одежда яркая, праздничная, многоцветная (часто с обилием красного). Украшая женщин, она привлекала к ним мужчин, но без эротических призывов, нигде не облегая фигуру и ни в коем случае не подчеркивая грудь. Вспомним старое русское выражение «опростоволоситься» - то есть, случайно сбросить платок, открыть волосы, что означает «совершить оплошность, сделать глупость, которую следует срочно поправить». Обратим внимание на древнерусские фрески, иконы и рукописи, портреты дам прошлого века, образы крестьянок - мы увидим культуру целомудренно красивой женской одежды. Подобная культура одежды была у всех народов, придерживающихся религиозных традиций. Сохраняя целомудрие и закрытость своих женщин, общество тем самым берегло и здоровье своих мужчин.

Сегодня нужно вернуть моду чуть-чуть назад, к традиционным формам, чтобы восстановить оптимальное соотношение красоты и здоровья, верное понимание предназначения одежды - и тогда всё будет нормально, утверждает ученый.

В XVIII – XIX вв. в просвещенной Европе (например, во Франции, Италии и Испании) было популярно пышное женское тело, его воспевали многие знаменитые художники. Такой культ тела был не случайно.

В те давние времена только обеспеченные граждане могли позволить себе много и сытно питаться, не утруждать себя физическим трудом и тратить большие деньги на пошив одежды крупных размеров. Бедному сословию все это было недоступно.

Соответственно, женщина пышных форм могла служить доказательством достатка!


Желая «рисоваться» перед другими людьми, например, партнерами по ремеслу или влиятельными аристократами, проще было придумать новый эталон моды на полных женщин.

Но с тех пор утекло много воды, многие ученые проводили разные эксперименты и появились неопровержимые доказательства вреда такого «веяния моды» и культ тела изменился.

Болезни толстого тела

Внезапно оказалось, что избыточный вес равно как и низкие физические нагрузки очень вредят здоровью, существенно сокращая жизнь! Быть «умирающей» обеспеченной толстушкой оказалось не столь привлекательно, как многим казалось. Отсюда, научное сообщество извлекло свою выгоду, объявив целый список возможных проблем, сопровождающих избыточный вес.
В этот список попали такие неприятные для тщеславия женщины симптомы как:

  • Повышенная потливость;
  • Одышка;
  • Проблемы с артериальным давлением, взывающие головные боли и нарушения женского гормонального цикла;
  • Болезни суставов.

И, если в те далекие времена подагра считалась болезнью аристократов, то в современном мире вообще чем-то болеть не считается больше ни аристократичным, ни привлекательным!

В XX веке на пьедестал красоты возвели в культ тело здоровой женщины, избавив их от излишней полноты и, соответственно, от необходимость носить корсеты. Известно, что постоянное ношение корсета в те далекие времена также приводило к множеству проблем со здоровьем.

Но, не прошло и столетия, корсеты снова вернулись. Теперь, правда, корсет – не каждодневная обязательная одежда, а лишь редкий аксессуар, например, для интимного костюма или в качестве лечебно-профилактического аксессуара.

Здоровая фигура с анатомической точки зрения

Самое главное, чего добились модницы XX века – возможность поддерживать максимально здоровую фигуру с анатомической точки зрения.

В древней Греции был идеализирован образ женского тела, когда воспевали богиню любви – Афродиту. Этот образ воплотился в статуе Венеры с острова Милос. Именно эта статуя в наши дни считается эталоном красоты женского тела!

Хотя, высота статуи немного больше 2 метров, в пересчете на привычный нам рост около 164 см, пропорции составляют: 89-69-93 см. Как видите, это и есть те самые современные эталонные 90-60-90!

Однако, добиться таких пропорций не просто, но достижимо! Профессионалы в области построения идеального тела советуют:

  1. Придерживайтесь режима;
  2. Соблюдайте режим питания и рацион питания;
  3. Обязательно придерживайтесь необходимой физической нагрузки!

Соблюдая эти три несложных пункта, можно достигнуть практически идеальных результатов!

Главное – стремление! Приятно, что современное общество достигло того пика, когда культ тела абсолютный.

Везде можно увидеть «мотиваторы» привести себя в норму: в фильмах и передачах показывают, в основном, женщин с красивым, здоровым телом, много рекламы о снижении веса и красивой одежды на стройных моделях, . Социальные сети и публичные блоги во множестве обсуждают личную жизнь звезд, в том числе, изменения их фигуры!

Это хорошо с точки зрения культа тела отдельного человека.

История религий. Том 1 Крывелев Иосиф Аронович

РАЗВИТИЕ КУЛЬТА (22)

РАЗВИТИЕ КУЛЬТА (22)

Для первоначальной стадии истории христианства Ф. Энгельс отмечает такую ее существенную особенность, как простота ритуала. Выше уже отмечалось, что в дальнейшем развитии христианства обряды иудаизма, в особенности такой обременительный и неприятный, как обрезание, должны были исчезнуть. Их место заняли новые.

Оставаться в положении религии без своих собственных специфических обрядов было для христианства связано с риском гибели. В борьбе за массы оно имело дело с конкурентами, которые держали людей под своим влиянием именно благодаря разветвленной системе ярких и эмоционально насыщенных культово-магических действий. Нужно было создавать свою систему таких действий, причем жизнь подсказывала возможность их заимствования из тех религий, из которых пришли в христианство соответствующие группы верующих.

Материал, которым пользовалась христианская церковь для построения своей культовой системы, был достаточно богатым. Прозелиты из евреев знали сложившийся к тому времени синагогальный культ, более сложный, чем прежний храмовый. Наряду с жертвоприношениями, которые носили чисто символический характер, большую роль стали играть молитвенноречевые формулы и песнопения, игра на музыкальных инструментах (трубы, рог) и т. д. Обстановка в синагогах была более пышной и внешне эффектной, чем в иерусалимском храме.

Но значительно больше материала, чем из иудаизма, могло черпать христианство при создании своего культа из религий эллинистического мира. Этот материал имел тем большее значение, чем большее место занимали в составе новообращенных христиан бывшие язычники. Поклонники Изиды и Митры, Диониса и Кибелы, Бахуса и Сераписа привносили в новую религию свои культовые привычки и склонности. Для вербовки неофитов из этих слоев было необходимо, чтобы они находили в новой религии знакомую обстановку и привычные обряды. Поэтому идеологи христианства не противились включению языческих обрядов в складывающийся христианский культ. Уже в начале V в. Августин не только признавал заимствование христианством языческих обрядов, но и обосновывал правомерность такого заимствования. «Христиане, - писал он, - меньше, чем кто бы то ни было, должны отвергать что-либо хорошее только потому, что оно принадлежит тому или другому… Поэтому продолжать хорошие обычаи, практиковавшиеся у идолопоклонников, сохранять предметы культа и здания, которыми они пользовались, не значит заимствовать у них; напротив, это значит отобрать у них то, что им не принадлежит, и вернуть истинному владельцу, богу, посвящая это ему непосредственно в его культе или косвенно в культе святых» 23 .

При такой готовности к ассимиляции обрядов, обычаев и церковных порядков из других религий этот процесс шел весьма активно. В итоге возникло нечто вроде синтеза иудейской и языческой обрядности, причем в ходе развития новой религии первая быстро вытеснилась второй. Обрезание как символ приобщения к единоспасающей вере и к сонму ее приверженцев уступило место водному крещению 24 . Последнее стало одним из «таинств», важнейшим обрядом, исполнение которого связано, по верованию, с чудом.

Погружение в воду как акт приобщения к данной религии впервые появилось не в христианстве. Этот обряд был широко распространен в дохристианских религиях древности.

В первых поколениях христиан, когда к новой религии приобщались преимущественно взрослые люди, обряд крещения производился именно над ними. Но в дальнейшем принадлежность к этой религии становилась наследственной, и родители, естественно, стремились обратить в христианство своих детей с рождения. Вот почему в религиозный быт и в церковные узаконения вошло крещение новорожденных.

Вероятно, несколько ранее крещения в христианском культе занял свое место обряд причащения. Его распространение было облегчено тем, что ему не пришлось, как крещению, вытеснять соответствующий иудейский обряд.

Специфически христианское объяснение семантики причащения мы находим в евангельском предании о тайной вечере. Но действительные его истоки лежат в дохристианских культах. В христианство этот обряд проник из митраизма, из оргиастических мистерий Диониса, из культа Бахуса, из критских орфических мистерий и других древних культов 25 . Обряд вкушения плоти и крови бога по своему происхождению восходит к первобытным временам и к тотемистическим культам. В религиях первобытности и древности было широко распространено представление о том, что, принимая внутрь частицу тела своего божества, человек обретает его силы и мудрость, его доблесть и хитрость. Будучи центральным элементом христианского культа в ранний период его истории, обряд причащения сыграл большую роль в оформлении всего богослужения. Организация этого обряда в широких масштабах выливалась в общую трапезу для членов общины. Такие трапезы получили греческое название «агапе» - вечерь (или ужинов) любви. Дело не могло ограничиться лишь коллективным вкушением пищи, и в частности съеданием «тела и крови господних». Обряд неминуемо должен был обрасти рядом речевых молитвенных и прочих формул, что в дальнейшем развитии христианского культа вылилось в литургию.

Обряды крещения и причащения послужили основой складывавшегося христианского культа. Тот факт, что они были заимствованы из других религий, создавал известные трудности в отношении их осмысления. Заимствуемым культовым формам требовалось иное объяснение, чем то, которое они имели в породивших их религиях.

Создание новой этиологии для заимствуемых обрядов обусловливало дополнительную нагрузку для фантазии религиозных идеологов, которые занимались формулированием догматики. Материал для новых объяснений старых обрядов выискивался в книгах Нового завета, а иногда просто измышлялся и фиксировался в сочинениях раннехристианских авторов.

Ряд деталей и эпизодов создававшейся в это время биографии Христа был продиктован нуждами мифологической этиологии складывавшейся обрядности.

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

Против культа личности В марте 1953 г. на заседании Президиума ЦК, проходившем под председательством Маленкова, впервые было заявлено о необходимости покончить с «культом личности» Сталина во всех его проявлениях. Была начата проверка дел лиц, объявленных в 1937–1938 гг.

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Парадоксы скотоводческого культа «Каждый рожден во грехе» Мы можем предполагать, что идеи Зороастра оказали непосредственное влияние на становление новых религий не только в Иране и Индии, но и в других в весьма удаленных странах. При этом акцент переносится с

Из книги «Сталинские репрессии». Великая ложь XX века автора Лысков Дмитрий Юрьевич

Часть 2 Разоблачение культа личности Глава 11 От смерти Сталина до ХХ съезда 5 марта 1953 года скончался Иосиф Джугашвили (Сталин), Генералиссимус, Генеральный секретарь ЦК ВКП(б), руководивший партией и государством 31 год. С первых часов после его кончины перед партийным

Из книги Настольная книга сталиниста автора Жуков Юрий Николаевич

После культа - Юрий Николаевич, без культа личности Сталина нам, наверно, этой фигуры до конца не понять. Что же это было за явление в нашей истории?- Ну всё-таки сначала давайте закончим, как вы говорите, с фигурой. Так вот, о фигуре мы должны вообще прекращать говорить с

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Возникновение культа Яхве История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части – Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание

Из книги Эхнатон. Фараон-вероотступник автора Вейгалл Артур

Глава 1 Развитие культа Атона В гимне Атону встречаются также слова: «Ты был один и сотворил землю по желанию сердца своего… Чужеземные страны, Сирию, Куш, Египет!..»Следует заметить, что Сирия и Нубия (Куш) в перечне предшествуют Египту, похоже, по мнению Эхнатона, они были

Из книги Легенда и действительность в древней истории Тибета автора Гумилев Лев Николаевич

Происхождение культа Ямантаки Зародившийся в Индии буддизм включил в себя брахманское учение о метампсихозе (переселении душ). Это учение стало впоследствии одной из основ буддийского миропонимания; Тибет получил эту концепцию в готовом виде и охотно ее воспринял.

Из книги Древний мир автора Ермановская Анна Эдуардовна

Загадки солнечного культа Тем, кто видел сфинксов на берегу Невы, знаком облик отца Эхнатона – фараона Аменхотепа III. Он царствовал долго, 38 лет, и период его правления был «золотым веком» Древнего Египта, память о нем не умирала в народе почти 1000 лет. Не войнами отмечено

Из книги Опыт разбора тибетской пиктографии автора Гумилев Лев Николаевич

Происхождение культа Ямантаки Зародившийся в Индии буддизм воспринял брахманское учение о метампсихозе (переселении душ). Это учение стало впоследствии одной из основ буддийского миропонимания; Тибет получил эту концепцию в готовом виде и охотно ее воспринял. Каждому

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Возрождение военного культа Полвека почти непрерывных побед подняли престиж военной касты. За мрачной авансценой ожесточенных споров и коррупции поднимался пик самопожертвования и блеска: война, которая унизила могущественную Россию четвертью века раньше, - высота 203

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура автора Тодд Малькольм

СВЯТИЛИЩА И МЕСТА КУЛЬТА "Они находят, что вследствие величия небожителей-богов невозможно… заключить внутри стен… И они посвящают им дубравы и рощи…"Таким образом, Тацит и другие древние авторы фактически говорят одно и то же. Как таковые, храмы римского периода

Из книги Русские боги. Подлинная история арийского язычества автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 13 Бог Тур и ареал его культа К числу важнейших русских богов, основательно позабытых современными академическими учеными, относится бог Тур. Впервые на это обратил внимание А.Н. Афанасьев. Его идею блестяще развил выдающийся русский фольклорист Александр Сергеевич

Из книги Ленин жив! Культ Ленина в Советской России автора Тумаркин Нина

Возникновение культа Мифический образ Ленина как правителя Советской России принимал в лениниане тех лет различные формы. В период его болезни проверке общественным мнением подвергались политически выдержанные описания его личности, предназначенные для целей

Из книги История и теория религий автора Панкин С Ф

53. Воздействие религиозного культа на верующих Воздействие религиозного культа на верующих осуществляется по нескольким основным направлениям.Одно из таких направлений-формирование и возобновление стереотипов в сознании и поведении членов религиозной общины. Сами

автора

Зарождение культа умерших предков Тогда как высшее начало в культе Шанди в чжоуском Китае перенесли на культ Неба, отношение к Шанди как к первопредку и к окружавшим его ди как к обожествленным умершим предкам правителя с течением времени стало касаться вообще всех

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Возникновение культа Яхве В XVIII-XVI вв. до н. э. плодородная полоса между Средиземным морем и Аравийской пустыней была населена племенами различных рас. Здесь еще были остатки примитивных «неолитических» пещерных жителей, чей гигантский рост позднее вошел в пословицу. Они

Все мы привыкли видеть идеальные пропорции тел, воплощенные в мраморных и гипсовых изваяниях, которые создавали греческие скульпторы. Образцами для этих произведений искусства были юные дамы или статные мужчины. Мировая культура не знает других «правил красоты», нежели пропорции и гармоничное сочетание совершенных черт лица и тела.

Греки уже в Античности придавали огромное значение красоте человеческого тела, прекрасным одеяниям, гармонии, идеальным пропорциям. В музеях архитектуры древней Греции, в исторических памятниках сохранилась масса изображений греческой богини красоты Афродиты. Она - образец норм прекрасного для эллинов, эталон идеальных пропорций.

Красота по-гречески

Такое понятие, как прекрасное тело, греки перевели не только в наглядные изображения в виде статуй, картин, рисунков, набросков, но и математические значения. Так, идеальный рост женщины составлял 164 см, обхват груди - 86 см, для талии отводили целых 69 см, а бедрам позволялось роскошествовать на все 93 см. А ведь эти параметры совсем недалеко ушли от привычных современникам 90*60*90.

Культ тела в древней Греции воплощался в разных ситуациях, а иногда даже спасал жизни обладательницам прекрасных пропорций. Так, гетера или натурщица Праксителя Фрина, по образу которой скульптор создал изваяние красавицы Афродиты, была осуждена. Ей вменяли порочное поведение. Но на суде, перед самим оглашением приговора, она предстала перед вершителями в чем мать родила. Суд постановил, что такое совершенное тело никак не станет вмещать грешную душу и отпустили Фрину восвояси.

Кстати, пропорции - это хорошо, но в древней Греции и мысли не могли допустить о том, что идеальное тело можно представить в ссутуленном, скрюченном виде. Красивая осанка - вот еще чему уделяли огромное внимание древние греки.

Впрочем, что касается понятий красоты и пропорций тела и черт лица, многие мыслители, к примеру, не соглашались с канонами относительно параметров, выраженных в цифровых значениях. Они допускали значительные отступления от них, говоря об исключительно визуальных характеристиках. Красота для древних греков являлась скорее формой бытия.

А вот Пифагор напротив выводил идеальное цифровое соотношение размеров тел и лиц. Математик долго искал соответствующие параметры и их «правильное» соотношение. Прекрасным считалось лицо, которое визуально делилось на равные части. Их могло быть 3 или 4. Если выбиралось разделение на 3 части, одна из линий проходила через надбровные дуги, другая - через кончик носа. Если лик делили на 4 части, нижняя линия шла относительно верхней губы, далее следующая - по зрачкам, третья - по верху лба.

Греки считали совершенным абсолютно прямой нос, округлые широко раскрытые, большие глаза с дугообразными веками. Внимание уделялось и расстоянию между глазами. Оно не должно было равняться значению, превышающему длину 1 глаза.

Рот должен был по канонам иметь величину, равную 1,5 длины глаза. Лоб не должен был быть высоким. Волосы разрешалось носить на пробор или обрамлять лицо красивыми завитками локонов.

По словам Аристотеля, красота сводится к правильным соотношениям частей тела и лица. При этом должны быть соблюдены принципы симметрии, а в целом восприятии фигура просто обязана выглядеть законченно и органично. Так, наиболее яркими воплощениями таких описаний прекрасных тел и лиц считались античные статуи Аполлона, Афродиты, Артемиды.

Очень огромное значение имела молодость. Считалось, что совершенное тело - молодо и еще тем красиво. Якобы от этого даже мысли становятся благороднее.

Как добиться совершенных параметров?

Разумеется, не все жители древней Греции соответствовали принятым идеалам. Но многие добивались нужных параметров, занимаясь долгие месяцы и даже годы спортом. Тело, имеющее вид натренированного, с ясными, атлетическими очертаниями, считалось прекрасным.

И все же, в основы красоты греки вкладывали не только идеальные параметры тел, но и единство в гармонии тела с духом. Если человек довел свои формы до совершенства и при этом он не находит себе места, не может справиться со своими волнениями, страхами, как современники сказали бы - стрессом, какой же он в этом случае красивый? Идеально прекрасный человек - умиротворенный, красивый душой и телом.

А что же до канонов и модулей. Ученые древней Греции выработали несколько правил. Человека, который им следовал, признавали красивым. Итак, формы тела не должны были быть угловатыми, а только округлыми, линии - мягкими. Если у женщины при этом прямой нос и большие глаза, то не меньшее внимание она должна уделять своей причёске.

Локоны следовало не подстригать или лишь подравнивать в течение жизни. Шевелюру аккуратно укладывали на затылке и красиво крепили волосы лентой. Такая прическа называлась «Античный узел». Кстати, он в моде и поныне.

Молодые люди брились ежедневно. При этом они также, как и дамы, не стригли свои локоны, а красиво убирали их наверх, перехватывая обручем или тканевой повязкой. Что же до взрослых мужчин, то они волосы стригли коротко, а бороду и усы отращивали.

Представительницы прекрасной половины, равно как и мужчины, ухаживали за кожей лица и тела. В правилах было строгое соблюдение гигиены. Гречанки древности любили, чтобы их лица были беленькими и чистыми. Для достижения такой красоты дамы пользовались белилами. Больше всего везло обладательницам голубых глаз. Такой цвет считался эталоном. Волосы лучше было иметь золотые или просто светлые.

Женщины украшали свое лицо. Они подводили глаза. Для этого применяли специальную эссенцию, которую сначала выжигали дотла, а пеплом рисовали изящные стрелки. Наносили и румяна. Цвета, которые использовали для придания яркости щекам, красный, коралловый, ярко-розовый. Дамы не забывали красить и губы, а также использовать пудру.

Все вышеописанное касается женщин, принадлежавшим к знатным родам. Что же до простолюдинок, они не имели косметики, да и при большом желании разнообразные краски для лица им было не достать. Для ухода за своей кожей им доводилось использовать лишь маски из теста с добавлением яиц и приправ.

Блондинки - в почете

Мода на белокурые локоны или хотя бы пепельного цвета пришла к нам именно из Греции. Прически принято было украшать диадемами, лентами, обручами и даже бусами. Локоны должны были быть пышными, желательно завитыми. Можно было прическу делить на пробор. Челки носить было не принято. Волосы убирали со лба и висков, собирали и закалывали на затылке.

Да, именно светловолосые женщины нравились древним грекам-мужчинам больше всего. Венера была златокудрой. Но, помимо этого, и белокожей. А как же быть брюнеткам? Еще в древней Греции было принято обесцвечивать волосы. Делали это просто. На шевелюру наносили средство, состоящее из масла, изготовленного на основе козьего молока с добавлением золы букового дерева и выходили на солнышко. Лучи высвечивали локоны до золотистого оттенка.

В некоторые годы в моду вошли так называемые «Греческие прически». Это были высокие накладные парики и шиньоны.

Дамы старались постоянно проводить ухаживающие процедуры. Они наносили разнообразные маски на лицо. Особенно в почете были отбеливающие манипуляции. Недопустимо было иметь веснушки и морщины. Для удаления пигментации и увлажнения кожи применяли сливки, простоквашу, молоко.

В путешествия знатные особы брали целые стада ослиц, которые давали им десятки литров молока. В нем женщины купались.

Кого изображали древние греки, и каковыми были на самом деле?

Гармоничные пропорции тела, идеально лицо. Многие ученые по сей день спорят, а были ли древние греки таковыми в действительности? Некоторые историки склонны считать, что на самом деле памятники архитектуры, скульптуры - это воплощение изображений богов и богинь.

В реальности, женщины древней Греции вовсе не были похожими на Клеопатру или Афродиту. Дамы рожали много детей и вели домашнее хозяйство. При этом им вовсе некогда было следить за фигурой, делать омолаживающие маски. Все время уходило на дом и можно говорить о незавидной доле древнегреческой женщины.

Статус женщины-человека, как это не странно звучит, имели только гетеры. Эти представительницы прекрасной половины были весьма образованы, начитаны, имели возможность сказать свое веское слово в отношении политической ситуации, общественной жизни.

Гетеры по праву считались красавицами. Их изящество воспевали в своих произведениях поэты и музыканты, а тела этих дам вдохновляли скульпторов. Гетерам были доступны все прелести жизни. Они украшали себя так, как хотели и им это не возбранялось. В то время как простые дамы не могли нанести на лицо очень яркую косметику. За это их могли упрекнуть в подобии женщинам легкого поведения.

Впрочем, уже к 5 в. до н.э. косметика стала доступна всем гречанкам. Мало того, они не просто красили глаза и губы, чтобы радовать взоры собственных мужей. Девушки выходили в «полной раскраске» на улицы, посещали общественные места и это вовсе не порицалось.

Культура тела – это здоровье, уровень физического развития, пропорциональное телосложение, красивая осанка. Культура движения включает всю совокупность двигательных качеств, в том числе и двигательную эстетику – пластичность, ритмичность, легкость, изящество движений и двигательных умений. Движение – основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. Культура манер – норма личной и общественной гигиены, правила приличия (привычка быть чистоплотным, опрятным, аккуратным, подтянутым, учтиво приветствовать), культура окружающей среды и быта, культура одежды.

Эстетики тела не существует вне эстетики движения. Человеческое тело прекрасно в движении и движением. Воспитание эстетики движения – самая трудная из всех задач. Движение человека, стиль его поведения – это сфера не только эстетическая, но и этическая. Когда мы воспитываем эстетику движения, мы параллельно воздействуем и на внутренний, духовный мир.

С этой точки зрения наиболее высокий уровень развития гимнастика получила в Древней Греции, где ценилось ее воспитательное значение. Греки возвели гимнастику в ранг искусства. Ею вдохновлялись скульпторы, ей посвящали свои трактаты греческие и римские философы, на протяжении ряда веков ее выдвигали на первое место среди физических упражнений как важнейшее средство гармонического развития человека. В Древней Греции воспитание чувства гармонии и ритма посредством гимнастики считалось обязательным и необходимым для всей жизни, независимо от того, будет ли человек впоследствии оратором, педагогом или философом.

Если обратиться к афинской просветительской практике, то конечная цель воспитательной и образовательной системы в этом обществе определялось греческим понятием калокагатия («прекраснодоброе»). В это понятие входило всестороннее интеллектуальное развитее, культура тела. В греческом языке слово « гимнастика» охватывало очень широкий круг действий, относящихся к культуре тела. В «Государстве» Платон пишет, что обучение гимнастике вместе с «мусическим» обучением начинается с детства. Там же указывается и на то, какая неразрывная взаимозависимость существовала между музыкой и гимнастикой. В диалоге «Тимей» Платон обосновывает необходимость одновременного мусического и гимнастического образования тем, что в этих условиях достигается гармоническое развитие как душевных, так и телесных сил. Воспитывают не душу, не тело, а человека.

В Греции, как говорят историки, жители отличались от всех других наций свободным, благородным видом, плавными движениями, так как с ранней юности укрепляли свои силы в гимнасиях и палестрах, где достигали гармонического развития тела.
Физические упражнения разделялись на палестрику, орхестрику и подвижные игры. Палестрика – это как бы легкая атлетика: бег, борьба, прыжки, метания. Орхестрика подразделялась на приготовительные танцы для развития легкости и ловкости движений и имитационные танцы с представлением различных душевных состояний и действий. Упражнения рук (хейрономия) содействовали большей тонкости и выразительности движений.
Подвижные игры включали в себя игру с мячом, бег, метания мяча, упражнения, развивающие ловкость. Самым любимым упражнением почти для всех возрастов была игра с мячом, в которой проявлялись ловкость и грациозность. После нее самым распространенным упражнением был бег.
Наилучшим средством развития тела и достижения идеала внутренней и внешней красоты Сократ и Платон считали танец. Древние памятники искусства, изображающие танец, сохранили до наших дней необыкновенную чистоту пластических форм и гармонию линий. Э

У римлян священные игры все больше вырождались в зрелища. В римском танце уже больше формы, чем содержания. Орхестрика удержала только свой наружный облик, а внутреннюю, духовную сторону утратила. В глазах римлян танцы стали занятием недостойным. В период правления Юстиниана были закрыты древние учреждения физической культуры.

Идеал человека средневековья был далек от античного. Христианство учило заботиться о спасении души, тело следовало подчинять, а иногда и подавлять как пристанище греха. В средние века физическое воспитание стало носить военно-прикладной характер подготовки рыцарей, развития силы и выносливости. Что касается танцев, то религиозные ограничения и запреты не помешали народу плясать, а вскоре и высшее общество позаимствовало это развлечение.

Физическая культура эпохи Возрождения опиралась на идеи античности и гуманизма. Правда, первые попытки гуманистов возродить гимнастику как средство всестороннего развития человека и ввести ее в учебные заведения не имели успеха. Вод влиянием возрождения и развития пластических искусств обратили внимание и на древнее искусство танца, почти исчезнувшее в средние века.

Италия эпохи Возрождения стала родиной балетных представлений. Благодаря изучению античной культуры снова стали возникать идеи, утверждавшие физическое воспитание наряду с умственным. В эпоху Возрождения в Италии возникает новая школа, «Дом радости», Витторино да Фельтре в Мантуе, общие установки которой являлись типичными для педагогики итальянского гуманизма.

В конце ХVIII – начале XIX вв. появляются национальные системы гимнастики, целью которых вновь стала подготовка воина. Это немецкая и шведская системы, которые постепенно слились; французская и сокольская системы гимнастики. Сокольское движение возникло в Чехии в 1862 году и стало одним из средств объединения чешского народа в рамках национально-освободительного движения; основной задачей гимнастики было оздоровление и подготовка к войнам. Но эти гимнастики не могли удовлетворить потребность общества в физической культуре.
Значительный вклад в научное обоснование занятий гимнастикой, спортом и играми внес Жорж Демени. Он считал, что движения в немецкой и шведской системах не согласуются с законами анатомии и физиологии, в них много неестественного. В 1880 году он основал в Париже клуб рациональной гимнастики, где сам и преподавал.

Возникновение новых гимнастических систем и нового танца (сравнительно с классическим балетом) связано с именем французского оперного певца Франсуа Дельсарта. Он является основателем науки о телесной выразительности, о человеческом теле как орудии художественной выразительности. Дельсартианские школы положили начало новой культуре движения. Дельсарт и его последователи видели основу движения в его естественности.

В начале ХХ века возникает стихийный протест против окаменевших стилизаций в различных видах художественного творчества. Возникло стремление к освобождению человеческого тела от системы «условной выразительности» как в движениях, так и в костюмах. Внешне это было связано с интересом к античности. Гармония движений, которую несли античные статуи, барельефы и росписи на вазах, красноречиво говорила о естественности, определяющей красоту. Стремление к античным образцам, поиск свободы и естественности выразительного тела нельзя не связать с именем Айседоры Дункан, представительницы новой культуры движения. Пример Дункан подействовал освобождающим образом на целый ряд художественных воль. Танец Дункан стал не только эпохой в искусстве движения, но дал толчок созданию новой гимнастики.
Одной из важнейших причин большого успеха новой гимнастики было приближение ее к искусству. В заслугу новой гимнастике надо поставить и то, что она внедрила в физическое воспитание идею духовности.

В 20-х годах, после приезда А. Дункан в Россию, у нас появилось множество студий пластики, ритмики, свободного танца. Они оказали влияние на школьное физическое воспитание, на гимнастику и спортивное движение. Новаторство Дункан в области танца естественно дополняло расцвет разнообразных видов спорта, образование всевозможных спортивных и, в частности, гимнастических обществ. Но к 30-м годам ХХ века почти все эти студии прекратили свое существование.

(Источник информации - http://www.artmoveri.ru/publications/articles/fizra/ )

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры