Леонардо да Винчи – итальянский гений. Леонардо да винчи краткая биография

Главная / Измена жены


Имя: Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Место рождения: близ Винчи, Флорентийская республика

Место смерти: замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, герцогство Турень, Флорентийская республика

Возраст: 67 лет

Леонардо да Винчи - биография

Леонардо да Винчи назвали «универсальным человеком», то есть личностью, чья деятельность и достижения не ограничивалась единственной сферой. Он был художником, музыкантом, писателем, самым ярким представителем искусства эпохи Возрождения. Но частная, личная жизнь гения покрыта тайнами и загадками. Возможно, это объясняется недостатком сведений, а, может, все дело в таинственной фигуре итальянского мастера.

Леонардо да Винчи - детские годы

Леонардо да Винчи, чья биография вызывает повышенный интерес у поклонников этого величайшего художника родился 15 апреля 1452 года недалеко от города, имя которого сегодня ассоциируется, прежде всего, с именами великих живописцев.

Будущий художник появился на свет вблизи Флоренции, в середине XV века. Отец его был нотариусом, а мать крестьянкой. Такой мезальянс не мог существовать, и вскоре отец Леонардо нашел себе более подходящую жену – девушку из знатного семейства. До трех лет ребенок жил с матерью, а после отец забрал его в свою семью. Все последующие годы живописец пытался на холсте воссоздать образ матери.

Некоторое время отец яростно стремился привить Леонардо любовь к семейному делу. Но усилия его оказались безрезультатны: сына не интересовали законы общества.

В четырнадцатилетнем возрасте Леонардо отправился во Флоренцию и устроился подмастерьем к скульптору и живописцу Андреа дель Верроккьо. В те времена Флоренция была интеллектуальным центром Италии, что позволяло юноше совмещать работу с учебой. Он постигал основы черчения и химии. Но более всего его интересовали рисование, скульптура и моделирование.

Главная особенность шедевров эпохи Возрождения – возвращение к идеалам Античности. В эту эпоху древнегреческие каноны получили новую жизнь. Студенты и видавшие виды мастера рассуждали и спорили о революционных событиях в культуре и искусстве. Леонардо в этих спорах не принимал участия. Он все больше работал, пропадая сутками в мастерской.

Было бы несправедливо пропустить один из немаловажных фактов в биографии Леонардо да Винчи. Однажды его учитель получил заказ. Предстояло написать картину «Крещение Христа». Два фрагмента по традициям того времени он доверил своему юному ученику. Леонардо было поручено изобразить ангелов.

Когда картина была готова, Верроккьо взглянул на полотно и швырнул в сердцах кисть. Некоторые фрагменты явственно говорили о том, что ученик в своем мастерстве существенно перерос учителя. С тех пор и до последнего часа своей жизни Андреа дель Верроккьо к живописи не возвращался.

В XV веке в Италии действовало объединение художников под названием «Гильдия Святого Луки». Членство в этой гильдии позволяло местным представителям искусства открывать собственные мастерские и продавать свои произведения на официальном рынке. Кроме того, всем членам объединения оказывалась финансовая и социальная поддержка. Как правило, это были опытные и зрелые художники, скульпторы и печатники. Леонардо да Винчи вступил в гильдию в возрасте двадцати лет.

Леонардо да Винчи - личная жизнь

О личной жизни титанической фигуры эпохи Возрождения известно немного. Существуют источники, в которых говорится об обвинении в содомии, то есть – в девиантном сексуальном поведении. Обвинение было основано на анонимном доносе. Но в те времена во Флоренции доносительство и клевета процветали с буйной силой. Художника арестовали, продержали в тюрьме и выпустили спустя два месяца за неимением свидетельских показаний.

Во Флоренции во времена да Винчи действовала организация, именуемая «Офицерами Ночи». Служители этой организации рьяно следили за моральным обликом горожан и активно боролись с содомистами. Некоторое время живописец находился под наблюдением этих борцов за нравственность. Но это по одной версии.

А согласно другой – да Винчи и вовсе ни в чем подобном не обвиняли, а на суде он присутствовал исключительно в качестве свидетеля. Есть и третья версия, приверженцы которой утверждают, что сексуальные предпочтения великого мастера были далеки от общепринятой нормы, сила и влияние отца позволили ему избежать заключения.

Но как бы то ни было, нет никаких сведений в биографии об отношениях живописца с женщинами. Согласно воспоминаниям современников он длительное время проживал с молодыми людьми. тоже не остался в стороне спорах о половой жизни гения и провел свое расследование. Знаменитый психотерапевт был уверен в гомосексуальности да Винчи.

Почти тридцать лет в мастерской маэстро проживал Джан Джакомо Капротти, более известный сегодня под именем Салаи. Когда Леонардо да Винчи был уже вполне состоявшимся мастером, в его доме появился отрок ангельской красоты. Его образ присутствует во многих шедеврах. Но он не был всего лишь натурщиком. Официально его считают учеником. Картины Салаи не получили широкой известности.

Но согласно записям в дневнике да Винчи, начинающий художник не отличался честностью и, порою, вел себя как последний прохвост. Что заставляло великого живописца держать рядом с собой этого человека – не известно. Но вряд ли это были отцовские чувства или преклонение пред юным талантом. Ничего великого ученик да Винчи не написал, да и сиротой он не был. Остаются лишь догадки.

Из мастерской Леонардо да Винчи вышел не один живописец. Много времени мастер посвящал, прежде всего, обучению молодых людей. Согласно его методике начинающий художник должен был сначала изучить формы предметов, научиться копировать произведения мастера, исследовать творения прочих опытных авторов и только потом приступать к созданию своего произведения.

Какие отношения складывались у гения со своими последователями в свободное от учений время – не столь важно. Важно то, что уроки мастера не прошли впустую, и им впоследствии удалось создать новый образ мужского тела, чувственности и любви.

Конец жизни Леонардо Да Винчи

Леонардо Да Вичнчи ушел из жизни 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет отроду. Его тело было предано земле в местечке близ Амбаузе. Все свои рисунки и инструменты перешли его любимому ученику Франческо Мельци. Все картины унаследовал другой его ученик - Салаи. 23097

В маленьком городке Винчи, расположенном между Эмполи и Пистойей, 15 апреля 1452 года, в субботу родился Леонардо ди сер Пьеро д` Антонио. Его отец, нотариус, имел связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной, которая позднее вышла замуж за крестьянина. Несмотря на незаконное происхождение, маленький Леонардо был признан в доме своего отца, где он вырос и получил образование. Его дед Антонио умер в 1468 году, а спустя год вся отцовская семья переехала во Флоренцию. Поначалу совершенно подобный сверстникам, мальчик, когда вышел из возраста, называемого древними неизречённым, стал отличаться от других, и его миловидное лицо отчасти подурнело от выразительности, причиной которой является рано развившаяся способность суждения; улыбка стала насмешливой, а взгляд пристальным и неприятным для собеседника, как если бы тот лукавил или приукрашивал или ещё каким образом лгал, и это раскрылось. Большую часть свободного времени - а его в деревне бывает достаточно - Леонардо проводил с дядей Франческо, старше племянника на 17 лет. Подражая практиковавшемуся в медицине священнику, Леонардо собирал и высушивал целебные травы, так что отец однажды спросил с насмешкою не собирается ли он стать аптекарем, чтобы изготавливать яды, в жестокое нынешнее время, дескать, более необходимые. Но тут он замолчал, увидев, с каким старанием Леонардо рисует листок со всеми его прожилками, насекомое, речную раковину или ещё что-нибудь, достойное изображения и как это у него получается. Он начал рисовать сам собой по живости своего ума, имел образцом лишь прекрасные картины и скульптуры, созданные природой. Рано проявившаяся у мальчика художественная одарённость побудила отца отдать его в обучение к одному из самых разносторонних и известных мастеров Флоренции - скульптору, ювелиру и живописцу Андреа Верроккьо. Это почти все, что известно о деятельности Леонардо в кругу его учителя. По существу, сохранилось крайне мало образцов живописи самого Верроккьо, но традиция приписывает руке Леонардо (а историки искусства подтверждают это) ангела и пейзаж в картине Крещение Христа, хранящейся теперь в Уфиции и происходящей из верроккьевской мастерской. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо. В 1472 году он записался в качестве мастера в Цех живописцев. Это означало, что, по крайней мере, к тому времени он уже не был учеником Верроккьо, а, возможно, даже покинул его мастерскую. Леонардо занимался всеми сферами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы. В 1480 году Леонардо получил доступ в своего рода академию, в саду на площади Сан-Марко, находившуюся под покровительством Лоренцо Великолепного. Можно считать, что здесь Леонардо впервые близко столкнулся со скульптурой, которая не могла не привлечь его возможностями пластического выражения. В том же году церковь Сан Донато Скопе-то вблизи Флоренции заказала ему композицию «Поклонение волхвов», ныне находящуюся в Уфиции. Однако флорентийская среда казалась художнику тесной, не способствующей вдохновению. Не исключено, что на его решение изменить обстановку повлиял и тот факт, что он не вошёл в число четырёх живописцев, направленных в Рим для росписи Сикстинской капеллы. А быть может, сыграло свою роль свойственное Леонардо беспокойство, постоянно побуждавшее его искать все новый опыт и менять творческие горизонты. В 1482 году он предстал перед герцогом Милана Лодовико Сфорца, в письме к которому перечислил свои профессиональные способности, в том числе в качестве инженера гражданских сооружений и конструктора военных машин. Ломбардский город ему оказал благосклонный приём. Вместе с живописцами, братьями Де Предис, он жил в квартале Порта Тичинезе и уже в 1483 году был приглашён написать алтарный образ для капеллы Иммаколата в церкви Сан Франческо Гранде. Так он создал «Мадонну в скалах», один из вариантов которой находится в Париже, а другой - в Лондоне. Мучительной и неблагодарной для Леонардо стала в эти годы работа над бронзовым памятником Франческо Сфорца; подготавливая его, он вынужден был выполнять множество набросков, рисунков, эскизов, моделей и пробных отливок. В 1489-1490 годах ввиду предстоящего бракосочетания Джан Галеаццо Сфорца с Изабеллой Арагонской художник был занят декорированием Кастелло Сфорцеско. Постепенно деятельность Леонардо охватывала всё новые области: в 1494 году он вёл гидравлические работы, отдавая много сил осуществлению проекта по мелиорации Ломбардской равнины, предпринятой Сфорца. Тем не менее, в 1495 году мастер приступил к выполнению росписи «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария, почти целиком поглотившей его внимание. А год спустя французский король Людовик XII вторгся в Миланское герцогство. Леонардо покинул город, переехал в Мантую, а затем Венецию; в 1503 году он вернулся во Флоренцию, где наряду с Микеланджело получил заказ на роспись Зала Большого Совета в Палаццо Веккьо. Леонардо должен был изобразить здесь Битву при Ангьяри, Буонарроти - Битву при Кашине. Как и в ряде других случаев, поиск новых технических средств для выполнения композиции помешал художнику довести работу до конца. Вероятно, в том же году он написал Джоконду. С июня 1506 по сентябрь 1507 года Леонардо снова в Милане, где с 1512 года правил новый герцог, Максимилиан Сфорца. 24 сентября того же года Леонардо вместе со своими учениками переехал в Рим; здесь он вел разного рода математические и научные изыскания. Из Рима художник наезжал в различные места, всякий раз туда возвращаясь. В мае 1513 года Леонардо принял приглашение французского короля Франциска I приехать в Амбуаз. Здесь, где Леонардо прожил до самой смерти. Он занимался оформлением празднеств и продолжал разработку гидравлических проектов, предусматривающих использование рек Франции. 23 апреля 1513 года художник составил завещание, упомянув в нём всех, кто был ему близок. 2 мая того же года жизнь Леонардо оборвалась. Он был похоронен в церкви Сан Фьорентино в Амбуазе. Во время религиозных войн в XVI веке могила его была осквернена, а останки рассеяны .

Леонардо да Винчи (1452-1519) Leonardo da Vinci

Леонардо да Винчи (1452-1519)
Leonardo da Vinci

Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 год - 2 мая 1519 год) - был знаменитым итальянским архитектором эпохи Возрождения, музыкантом, изобретателем, инженером, скульптором и гениальным художником. Он был описан как архетип «человека эпохи Возрождения» и универсального гения. Леонардо широко известен своими уникальными картинами, такими как, Мона Лиза и Тайная вечеря. Он также знаменит за свои многочисленные изобретения. К тому же, он помог в развитии анатомии, астрономии и градостроительства.

В эпоху Возрождения было много гениальных скульпторов, художников, музыкантов, изобретателей. Леонардо да Винчи сильно выделяется на их фоне. Он создавал музыкальные инструменты, ему принадлежит множество инженерных изобретений, писал живописные полотна, скульптуры и многое другое.
Его внешние данные тоже поражают: высокий рост, ангельская внешность и необычайная сила. Познакомимся с гением Леонардо да Винчи, краткая биография расскажет его основные достижения.

Факты из биографии
Родился он неподалеку от Флоренции в небольшом городке Винчи. Леонардо да Винчи был незаконным сыном известного и богатого нотариуса. Его мать - обычная крестьянка. Так как у отца не было других детей, то в 4 года он забрал маленького Леонардо к себе. Необычайный ум и приветливый характер мальчик демонстрировал с самого раннего возраста, и он быстро стал любимцем в семье.
Чтобы понять, как развивался гений Леонардо да Винчи, краткую биографию можно представить следующим образом:
В 14 лет он поступает в мастерскую Вероккио, где учится рисунку и скульптуре.
В 1480 году он переезжает в Милан, где основывает Академию художеств.
В 1499 году он уезжает из Милана и начинает переезжать из города в город, где строит оборонительные сооружения. В этот же период начинается его известное соперничество с Микеланджело.
С 1513 года он работает в Риме. При Франциске I он становится придворным мудрецом.
Умер Леонардо в 1519 году. Как он считал, ничего из того, что он начинал, не было доделано до конца.

Творческий путь
Творчество Леонардо да Винчи, краткая биография которого была изложена выше, можно разделить на три этапа.
Ранний период. Много работ великого живописца были незакончены, такой является «Поклонения Волхвов» для монастыря Сан-Донато. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение». Несмотря на свой юный возраст, живописец в своих картинах уже демонстрировал высокое мастерство.
Зрелый период творчества Леонардо протекал в Милане, где он планировал сделать карьеру инженера. Наиболее популярным произведением, написанным в это время, была «Тайная вечеря», тогда же он начал работу над «Мона Лизой».
В поздний период творчества была создана картина «Иоанн Креститель» и серия рисунков «Потоп».

Занятие живописью всегда дополняло науку для Леонардо да Винчи, так как он стремился зафиксировать реальность.

Самые известные картины Леонардо

Благовещение (1475-1480) - Уффици, Флоренция, Италия

Джиневра де Бенчи (~1475) - Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США.


Мадонна Бенуа (1478-1480) - Музей Эрмитажа, Санкт-Петербург, Россия


Поклонение волхвов (1481) - Уффици, Флоренция, Италия


Сесилия Галлерани с Горностаем (1488-90) - Музей Чарторыйских, Краков, Польша


Музыкант (~1490) - Пинакотека Амброзиана, Милан, Италия


Мадонна Литта, (1490-91) - Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия


Ла Белл Феррониер, (1495-1498) - Лувр, Париж, Франция

Тайная вечеря (1498) - Женский монастырь Станции Мария Делле Грацие, Милан, Италия


Мадонна в гроте (1483-86) - Лувр, Париж, Франция


Мадонна в гроте или Дева в Гроте (1508) - Национальная галерея, Лондон, Англия


Леда и Лебедь (1508) - Галерея Боргезе, Рим, Италия


Мона Лиза или Джоконда - Лувр, Париж, Франция


Мадонна с младенцем со Св.Анной (~1510) - Лувр, Париж, Франция

Иоанн Креститель (~1514) - Лувр, Париж, Франция

Вакх, (1515) - Лувр, Париж, Франция.

Мадонна с гвоздикой

Аноним 17 век (на базе утерянного оригинала) - Портрет Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452 — 1519) — один из величайших мыслителей мира, художников и философов. Стремясь к совершенству, он создал редкие шедевры искусства, такие как «Мона Лиза» и «Тайная вечеря».
В дополнение к искусству Да Винчи изучал все аспекты жизни от анатомии до математики и астрономии; его далеко идущие исследования и открытия стремились показать основное единство Вселенной. Да Винчи считается ключевым человеком в рождении европейского Возрождения, который видел появление новых идей, научных открытий и создания прекрасного искусства.

Леонардо родился нелегитимным сыном флорентийской благородной и крестьянки; он вырос в Винчи, Италия. В его формирующие годы он развивал любовь к природе и с раннего возраста начал проявлять свои замечательные академические и художественные таланты.

В 1466 году он переехал во Флоренцию, где вошел в мастерскую Верроккио. Первоначально его формирующий стиль отражал его учителя, но вскоре он развил художественный смысл, который вышел далеко за рамки жесткого стиля его хозяина. Его первой важной задачей было «Поклонение волхвов», заказанное монахами Сан-Донато Скопето. Несмотря на то, что эта работа была незавершенной, работа была шедевром и представила несколько новых идей. В частности, он представил темы движения и драмы. Он также выступил с инициативой использования Chiaroscuro ; это метод определения форм через контраст света и тени. Это будет позже использовано для большого эффекта в Моне Лизе.

«Тень — это средство, посредством которого тела отображают свою форму. Формы тел не могли быть поняты подробно, а для тени » . Ноутбуки Леонардо да Винчи (Рихтер, 1888)

В 1482 году Леонардо отправился в суд Людовико Сфорца в Милане, где пробыл 16 лет. Здесь он продолжал рисовать, а также разветвлялся в других интересах, таких как инженерное дело и анатомия. В этот период он написал знаменитые произведения «Мадонна на скалах», а также «Тайная вечеря».

Тайная вечеря была описана как одна из величайших религиозных картин. Со Христом в центре картины он олицетворяет собой великое чувство и эмоции, поскольку Христос собирается объявить о своем неизбежном предательстве Иуды. Картина проводится в монастыре Санта-Мария-Делле-Грацие, Милан, но, к сожалению, со временем качество оригинальной картины ухудшилось, несмотря на частые попытки восстановления.
В 1499 году его покровитель Л. Сфорца был побежден французским вторжением, в результате чего Леонардо вернулся во Флоренцию. В этот период он написал фрески битвы при Ангиари. Это произведение должно было оказать огромное влияние на будущих художников. Однако он никогда не был завершен и впоследствии был уничтожен. Именно в этот период Леонардо завершил Мону Лизу. Мона Лиза — одна из самых известных и интригующих картин в мире. Мона Лиза — портрет жены флорентийского благородного. Несколько дней она приходила к Леонардо и сидела, чтобы ее портрет был написан; однако она отказалась улыбаться. Леонардо даже пытался нанимать музыкантов, но безуспешно. Однажды, на мгновение, она слегка улыбнулась, и Леонардо смог ее захватить. Ее улыбка инкапсулирует таинственность, которая одновременно увлекательна и интригует.

«Эта улыбка увековечила ее, увековечила художника и увековечила искусство. Художник и искусство были увековечены только слабой улыбкой, с улыбкой, загадочным прикосновением. Даже сейчас душевное прикосновение есть, и это прикосновение души покорило сердце мира »(1).

В Моне Лизе Леонардо овладевает методами сфумато и светотени. Sfumato обеспечивает постепенный переход между цветами — позволяет создавать нежные и выразительные изображения. В Mona Lisa использование chiaroscuro очевидно в контрасте между ее лицом и темным фоном.

В этот период Леонардо также продолжил учебу в области техники, науки и других предметов. Казалось, что его интересы не заканчиваются. Он сделал обильные заметки в своем сложном зеркальном почерке, многое из которого не было расшифровано в его жизни. Он также рисовал сложные модели машин; в частности, он был очарован полетом. Он обычно покупал птиц, чтобы он мог освободиться и посмотреть, как они улетают. Да Винчи также попытался сам построить летающий объект. Машины, которые он нарисовал на бумаге, например, вертолеты, стали реальностью много веков спустя. Если бы его лекарственные исследования были опубликованы, это бы революционизировало науку, поскольку он был одним из первых, кто понял циркуляцию крови в организме. Он также осознал, что земля вращается вокруг Солнца, предвосхищая будущую работу Коперника и Галилея. Да Винчи был призван размышлять обо всех аспектах жизни и мира, он оставил его с большой любовью и увлечением вселенной.

В разных областях Да Винчи стремился увидеть лежащее в основе единство во Вселенной и с оптимистическим взглядом на человеческий потенциал.

«Отдельные вещи должны быть объединены и обрести такую добродетель, чтобы они восстановили человеку свою утраченную память».

Это рисунок пропорций человека. Да Винчи использовал более раннюю работу и записи римского архитектора Витрувия. На картине сочетаются искусство, человек и наука — иллюстрирующие красоту геометрических пропорций и человеческой формы. Это символизирует работу Да Винчи и возрожденный Ренессанс, чтобы объединить эти формы искусства в одну диаграмму. В простоте рисования линии существует множество различных факторов; он стал знаковым изображением.

Слава Да Винчи росла во время его жизни, хотя он не был богатым человеком, и ему приходилось полагаться на покровительство своих покровителей. Сюда включали сильных людей, таких как Чезаре Борджиа, который в начале 1500-х годов потребовал разработки инструментов войны Да Винчи. Da Vinci разработал арбалет, прототип танков и «пулемет».

Личная жизнь Да Винчи

Леонардо оставался единым на протяжении всей его жизни. Он не женился и не имел детей. Он сохранял свою личную жизнь частным и делился несколькими подробностями. Он был близок со своими учениками Салаем и Мельци, но, похоже, был в основном поглощен его далеко идущими исследованиями, работой и картинами. В свое время в современных докладах указывалось, что Да Винчи был уникальным человеком с физической красотой, достойным присутствием и сильным моральным характером. Да Винчи выражает свою любовь к истине:

«Лежать так мерзко, что, даже если бы он хорошо говорил о благочестивых вещах, это отняло бы что-то от Божьей благодати; и Истина настолько превосходна, что, если она хвалит, но мелкие вещи, они становятся благородными » .

Его первый биограф, Джорджио Вазари, пишет о личности Да Винчи в 1550 году.

«.. Помимо красоты тела, никогда не превозносимого, во всех его действиях была бесконечная благодать; и так велико было его гениальность и такой рост, что, несмотря на трудности, которые он передумал, он легко справлялся с ними »

Примечательной характеристикой Да Винчи было его широкое уважение и почтение к истине, жизни и живым существам. Он принял вегетарианскую диету и купил птиц в клетке, чтобы он мог их освободить. Он цитирует:

« Придет время, когда такие люди, как я буду смотреть на убийство животных, поскольку теперь они смотрят на убийство людей».

Между 1506-1510 годами Леонардо провел время в Милане, работая от имени самого великодушного французского короля Лоис XII. В 1513 году он отправился в Ватикан, Рим, где он пользовался покровительством нового Папы Римского, Льва X. Здесь Да Винчи работал в непосредственной близости от современников, таких как великие Учителя Микеланджело и Рафаэль. Однако вскоре между молодым Микеланджело и Да Винчи возникло сильное соперничество.

Относится прежде всего Леонардо да Винчи (1452-1519). Он был не только гениальным живописцем, скульптором и архитектором, но и великим ученым, инженером и изобретателем. По масштабу, многогранности и сложности личности с ним не может сравниться никто.

Судьба относилась к Леонардо не слишком благосклонно. Будучи внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки, он с большими трудностями добивался достойного места в жизни. Можно сказать, что он так и остался во многом не понятым и не признанным своим временем. Во Флоренции, на родине его первых успехов, Медичи относились к нему достаточно настороженно, ценя в нем главным образом музыканта, который изготавливал необычные инструменты.

Власти Милана, в свою очередь, воспринимали его весьма сдержанно, видя в нем инженера, искусного устроителя праздников. В Риме папа Лев X также держал его на отдалении, поручая ему осушение болот. В последние годы жизни по приглашению французского короля Леонардо уехал во Францию, где и скончался.

Леонардо да Винчи действительно, оставаясь гением Возрождения, принадлежал не только своему времени, но и прошлому, и будущему. Он во многом не принял господствовавший в Италии платоновский гуманизм, упрекая Платона за абстрактную теоретичность. Разумеется, искусство Леонардо было высшим воплощением идеалов гуманизма. Однако как ученому ему гораздо ближе был аристотелевский эмпиризм, и вместе с ним он переносился в XIII в., в позднее Средневековье, когда властителем дум был Аристотель.

Именно тогда рождался дух научного эксперимента, в утверждение и развитие которого решающий вклад внес Леонардо. Вместе с тем — опять же как ученый и мыслитель — он на целые столетия опередил свое время. Леонардо разрабатывал систему мышления, которая получит распространение после эпохи Ренессанса, в Новое время. Многие его идеи и технические проекты — замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и т.д. — будут воплощены только в XIX-XX вв.

Опираясь на те факты, что Леонардо был внебрачным сыном, что он создал немного произведений, что он творил медленно и долго, что многие его произведения остались незавершенными, что среди его учеников не оказалось высокоталантливых и т.д., Фрейд истолковывает его творчество через призму эдипова комплекса.

Однако эти факты можно объяснить иначе. Дело в том, что и в искусстве Леонардо вел себя как экспериментатор. Творчество выступало для него как бесконечный поиск и решение все новых проблем. Этим он существенно отличался от Микеланджело, который в цельной глыбе мрамора уже видел будущую готовую статую, для создания которой требовалось просто убрать, отсечь все лишнее и ненужное. Леонардо же находился в беспрерывном творческом поиске. Он постоянно и во всем экспериментировал — будь то светотень, знаменитая дымка на его полотнах, цветовая гамма или просто состав красок. Об этом свидетельствуют его многочисленные эскизы, наброски и рисунки, в которых он как бы испытывает различные позы человека, выражения лица и т.д. Иногда эксперимент приводил к неудаче. В частности, неудачным оказался состав красок для «Тайной вечери».

В каждом произведении Леонардо решал какую-нибудь сложную проблему. Когда это решение находилось, ему уже не интересно было доводить полотно до завершения. В этом смысле ученый- экспериментатор в нем брал верх над художником. Здесь он опять же опередил развитие живописи на целые столетия. Только во второй половине XIX в. французский импрессионизм встал на путь подобного эксперимента, который привел искусство к модернизму и авангарду.

Леонардо избегал всего неподвижного и застывшего. Он любил движение, действие, жизнь. Его притягивал меняющийся, скользящий, разлагающий формы свет. Он как завороженный следил за поведением воды, ветра и света. Своим ученикам он советовал рисовать пейзаж с водой и ветром, на восходе и закате солнца. Он смотрел на мир глазами Гераклита, через его знаменитую формулу: «Все течет, все меняется».

В своих произведениях он стремился выразить переходное, меняющееся состояние. Именно такой предстает загадочная и странная полуулыбка его знаменитой «Джоконды». Благодаря этому все выражение лица становится неуловимым и меняющимся, странным и загадочным.

В творчестве Леонардо да Винчи уже вполне отчетливо обозначились две важные тенденции . которые будут определять последующее развитие западной культуры. Одна из них идет от литературы и искусства, от гуманитарного знания. Она покоится на языке, на знании античной культуры, на интуиции, вдохновении и воображении. Вторая идет от научного познания природы. Она покоится на восприятии и наблюдении, на математике. Для нее характерны объективность, строгость и точность, дисциплина ума и познания, анализ и эксперимент, опытная проверка знаний.

У Леонардо обе эти тенденции пока еще мирно уживаются. Между ними не только нет конфликта и противостояния, но. напротив, имеется счастливый союз. Леонардо подчеркивает, что «опыт является общей матерью искусства и науки». Художник в нем неотделим от ученого и науки. Искусство у него занимает место философии и науки. Мышление и рисунок он рассматривает как два способа познания действительности , позволяющих анализировать и понимать ее. Исходя из открытых таким образом элементов, он осуществляет новый синтез, выступающий одновременно творческим процессом, который в одном случае приводит к произведению искусства, а в другом — к научному открытию. Леонардо подчеркивает, что искусство и наука по своей природе тождественны. У них общий метод и общие цели. В их основе лежит один и тот же творческий процесс. Однако уже в следующем — XVII — веке пути искусства и науки разойдутся. Равновесие между ними нарушится в пользу науки.

Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись.

Одной из самых ранних живописных работ Леонардо является «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа». Уже здесь художник выступает как подлинный новатор. Он преодолевает рамки традиционного сюжета и придает изображению более широкий, общечеловеческий смысл, каковым являются материнская радость и любовь. В этом произведении отчетливо проявились многие особенности искусства художника: четкая композиция фигур и объемность форм, стремление к лаконичности и обобщению, психологическая выразительность.

Продолжением начатой темы стало полотно «Мадонна Литта», где ярко проявилась еще одна особенность творчества художника — игра на контрастах. Завершением темы явилась картина «Мадонна в гроте», которая говорит о полной творческой зрелости мастера. Это полотно отмечено идеальным композиционным решением, благодаря которому изображенные фигуры Мадонны, Христа и ангелов сливаются с пейзажем в единое целое, наделенное спокойным равновесием и гармонией.

Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие. Эта работа поражает не только обшей композицией, но и точностью. Леонардо не просто передает психологическое состояние апостолов, но делает это в момент, когда оно достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт. Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня».

В этом произведении Леонардо в полной мере использовал прием конкретного сопоставления фигур, благодаря которому каждый персонаж предстает как неповторимая индивидуальность и личность. Спокойный взгляд Христа еще более подчеркивает возбужденное состояние остальных персонажей. Прекрасное лицо Иоанна контрастирует с искаженным испугом, хищным профилем Иуды и т.д. При создании данного полотна художник использовал линейную и воздушную перспективу.

Второй вершиной творчества Леонардо стал знаменитый портрет Моны Лизы, или «Джоконда». Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блеском использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и изменчивость. тончайшие психологические нюансы и переходы. Весь гений Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства.

Будучи во Франции, Леонардо отходит от художественной практики. Он занимается разбором и систематизацией своих записей по искусству, задумывает написать книгу о живописи. Но и этот труд он не успел завершить. Тем не менее оставленные им записи имеют огромное теоретическое и практическое значение. В них он раскрывает основы нового, реалистического искусства. Леонардо осмысливает и обобщает свой творческий опыт, размышляет об огромной важности для живописи анатомии и знаний о пропорциях человеческого тела. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры