Лев брандт. Брандт лев владимирович

Главная / Измена жены

Библиотека.

Предисловие к публикации

К Вам обращается Петр Брандт -- автор статьи «Барабаны судьбы» , опубликованной в вашем Альманахе Сентенция , с предложением.

Мой отец, Лев Владимирович Брандт -- без сомнения выдающийся русский писатель. Это подтверждено самой серьезной и взыскательной критикой его современников и литераторов, живших после его смерти. Среди его друзей и почитателей его таланта были такие люди, как Михаил Зощенко, Ольга Бергольц и многие другие известные писатели, художники, деятели театра и кино. Возможно, вы читали его повести, а может быть, знаете его по фильмам «Браслет-2» или «Остров Серафимы», снятым по его произведениям, многократно демонстрировавшимся по телевидению. Книги его неоднократно переиздавались после его смерти. Совсем недавно повесть «Браслет-2» вошла в сборник из трех повестей вместе с английским писателем Эрнстом Гленвиллом и известным канадским индейцем Серая Сова. Кто-то из критиков сказал, что Браслет входит в тройку русских лошадей вместе с Холстомером Толстого и Изумрудом Куприна.

Мой отец написал, к сожалению, очень мало, т.к. прожил трагическую жизнь, типичную для людей его поколения, и все же заслуживший весьма почетное место в русской литературе. Я уверен, что для любого издательства мира составило бы честь напечатать его произведения.

Я не нашел ни одного упоминания ни о нем, ни о его книгах в интернете, и считаю, что обладаю моральным правом восполнить этот пробел. Поэтому с этим предложением я обращаюсь к Вам и буду очень Вам благодарен, если вы откликнитесь на мои предложения.

С уважением Петр Брандт

От редакции.

С удовольствием восполняем этот пробел и публикуем замечательные повести и рассказы Льва Владимировича Брандта в нашем журнале.

Лев Владимирович Брандт родился в 1901 году в семье железнодорожника. В 1924 году окончил юридический факультет Ленинградского Государственного университета, а в 1929 году режиссерское отделение Института сценических искусств. С 1930 года начал печататься, а к началу войны в 1941 вышла первая книга его повестей «Белый турман». Вторая книга Льва Брандта, знаменитый «Браслет-2», появилась уже после войны, во время которой Л. В. Брандт был на ленинградском фронте. Наш журнал намеривается опубликовать повести, вошедшие в состав третьего сборника писателя, давно уже ставшего библиографическрй редкостью и вышедшего в издательстве «Детская литература» в 1957 году уже после трагической смерти автора в 1949 году.

Среди писателей, произведения которых особенно ценны для сердца каждого конника, важное место занимает Лев Владимирович Брандт. Его книги издавались и переиздавались в 40-60-е годы прошлого века значительными тиражами, повести «Браслет II» и «Остров Серафимы» были экранизированы. Произведения Брандта отличаются удивительным сочетанием емкого литературного языка, трепетного отношения автора и его героев к животным и учат читателя самому главному - думать, сопереживать и любить.

Лучший друг - книга

Лев Брандт появился на свет в небольшом белорусском городке Речица 5 марта 1901 года. Его отец работал на железной дороге, а мать происходила из зажиточной крестьянской семьи. Союз молодых людей поначалу считался мезальянсом, потому что отец Брандта занимал достаточно высокий пост. В детстве любимым занятием Льва было чтение: электричества в те времена не было, мальчик постоянно жег свечи и на этой почве воевал с бабушкой, которая очень боялась пожара.

Служитель Мельпомены

Судьба распорядилась так, что в 17 лет Лев попал на фронт Гражданской войны, а после ее окончания уехал в Петроград и по-ступил на юридический факультет Петро-градского государственного университета. Однако одного образования молодому человеку показалось мало, и Брандт отправился в Институт сценических искусств (впоследствии известный как Ленинградский театральный институт) на режиссерское отделение, где учился с такими известными актерами, как Н.Черкасов,

Б.Чирков, И.Зарубина, Е.Юнгер. По окончании института Брандт приступил к работе в Пушкинс-ком театре, но его режиссерская карьера не задалась - в основном он писал в то время маленькие пьесы и скетчи, но параллельно начал сотрудничать с писателями Евге-нием Рыссом и Всеволодом Воево-диным. Тогда же в свет вышли и его первые произведения.

Архипелаг ГУЛаг

Безусловно, самым блестящим произведением Льва Брандта стала повесть «Браслет II», посвященная феноменальному орловскому рысаку и опубликованная в 1936 году. Книга сразу же пришлась по душе как простым людям, так и ценителям хорошей литературы, получила признание конников и специалистов на ипподромах и конных заводах (включая маршала Буденного!). Такой успех мог бы дать мощный толчок к развитию серьезной писательской карьеры Брандта, если бы не арест, последовавший почти сразу после публикации «Браслета». В 1937 году Льва Брандта арестовали по доносу по 58-й статье УК РСФСР и отправили в тюрьму Большого дома, а затем в ссылку в село Кельмезь Кировской области. Спустя четыре года Лев Владимирович вернулся в Ленинград и обустроился в поселке Толмачево в 124 км к югу от северной столицы. В это же время вышел сборник повестей и рассказов писателя «Белый турман» тиражом 10 000 экземпляров. К сожалению, большая часть тиража погибла во время войны, и теперь эти издания - большая редкость.

С чистого листа

В начале войны Лев Брандт снова пошел на фронт в районе Невской Дубровки, но вскоре с тяжелой контузией попал в госпиталь и на время получил отсрочку от службы в действующей армии. Однако в 1943 году его призывают снова - на этот раз в качестве интенданта полевого госпиталя. Весной 1945 года Брандт демобилизуется из армии и уезжает жить в Псков (в Ленинграде он проживать не мог в связи с поражением в правах), где он создает ансамбль песни и пляски в псковской филармонии и становится его руководителем. Писатель с головой погружается в новую работу - пишет критические статьи, рассказы и очерки в местные газеты, знакомится со многими псковскими деятелями культуры, проводит много времени в Пушкинских горах, где принимает участие в ежегодных празднованиях пушкинских дней.

Без вины виноватые

Однако и здесь писателя не оставляют в покое. В августе 1946 года было принято печально известное постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», вызвавшее настоящую травлю Михаила Зощенко и Анны Ахматовой.* Доклад спровоцировал целую волну преследований писателей по всей стране - их подозревали во всевозможных идеологических преступлениях. Волна гонений коснулась и Льва Брандта, в частности его повести «Пират», главный герой которой, волк, воспитанный собакой, постоянно оказывается то в лесу, то у людей. Критики усмотрели в этом идеологическую неблагонадежность. Лев Брандт не стал раскаиваться в том, что написал, тучи опять начали сгущаться над его головой, но наказать писателя уже не успели - в 1949 году Лев Бранд заболел раком и скоропостижно скончался.

Верная подруга

После смерти писателя его произведения не раз переиздавались: «Браслет-2» («Детгиз», 1949 г.), повесть «Пират» (альманах «Дружба», 1956 г.), «Браслет-2» («Детгиз», 1957 г.), «Остров Серафимы» («Советский писатель», 1959 г.). Однако все эти переиздания стали возможны только благодаря титаническим усилиям вдовы писателя Тамары Федоровны Эндер, которая буквально обивала пороги ленинградских издательств. Она окончила ритмическое отделение ленинградского театрального института, где и познакомилась со Львом Владимировичем. Бранд, которому часто отказывали в устройстве на работу, порой был не в состоянии обеспечить семью. И ответственность за это брала на себя Тамара Федоровна, всю жизнь без устали трудившаяся в различных танцевальных коллективах. После смерти писателя Тамара Эндер с сыном перебрались в Ленинград, Брандта посмертно реабилитировали, и его книги вновь начали издаваться.

Воля к победе

Главная и самая известная повесть Льва Брандта «Браслет II» легла в основу фильма, снятого на киностудии «Ленфильм». Премьера картины состоялась 26 февраля 1968 года. Главный герой книги и фильма - рысак, блестящий ипподромный боец и любимец публики Браслет II в годы революции и гражданской войны становится

обыкновенной гужевой лошадью по кличке Зло-дей. Однажды повозка с грузом снарядов, которую вез конь, прорывалась к красноармейской батарее, и лошадь контузило, но рысака вылечили, и он снова с триумфом выступил на бегах под своим прежним именем. На лошадиную долю Браслета II выпало немало: он испытал и человеческую жестокость, и муки извоза в АвтоГужТрансе, был сломлен, но все равно не пал духом и сумел победить.

Маленькие трагедии

Примечательно, что в каждой повести Брандта находится человек, который мыслями и душой привязан к своему питомцу и как будто понимает все его мысли. Повесть «Браслет II» из разряда тех произведений, к которым возвращаешься вновь и вновь, очень трогательная, даже, пожалуй, психологически тяжелая - местами невозможно сдержать слез, - но читается на одном дыхании.

Лев Брандт - писатель с большой буквы: его повести и рассказы невероятно правдивы, искренни и наполнены любовью и уважением к животным. Маленькая трагедия, присутствующая в каждой повести Брандта, неповторимая история каждого из героев - будь то волк Пират, лебедь Серафима или рысак Браслет II - воспитывают душу, пробуждают искренность, сострадание и доброту. Такие книги необходимы каждому из нас - по-настоящему хорошая литература обязательно найдет отклик в сердце каждого читателя.

Его мать в молодости была признанной красавицей. Остатки красоты она сохранила, даже перешагнув во вторую половину жизни. Правда, многократное материнство отразилось на ней сильно: она потучнела, раздалась, движения ее утратили упругость и гибкость, но тонкие, точеные ноги, лебединая шея и маленькая головка с двумя огромными темно-карими глазами говорили о породе.

Она была очень знатного рода, ее родословная пестрит именами историческими. Горностай, Любезный, Лебедь – и так до родоначальника русской рысистой породы Барса Первого, внука знаменитого араба Сметанки. Отец жеребенка, Браслет Первый, – блестящий ипподромный боец и прямой потомок рекордистов.

Браслет Второй родился ночью. Он долго лежал без движения, как мертвый, растянувшись на мягкой соломе среди денника.

Старая Злодейка, облизав сына, стояла над ним, не спуская с жеребенка влюбленных глаз. В этих глазах светилось столько материнской радости и ласки, что казалось – в глубине их горят, не мигая, теплые ровные огоньки.

Когда в денник стал пробиваться зимний рассвет, жеребенок поднял голову. Два мутных, без всякого выражения, глаза тупо, не мигая, уставились в окно. Через полминуты, словно не найдя ничего интересного, жеребенок устало уронил голову и закрыл глаза. Немного погодя он в первый раз попытался встать. Злодейка радостно закивала головой и поощряюще, ласково заржала.

Жеребенок вытянул шею, приподнялся, подался вперед и, запутавшись в собственных ногах, рухнул на солому. Отдохнув, он еще раз попытался подняться, но и на этот раз встать не удалось: опять подвели ноги. Они делали совсем не то, что требовал их обладатель. Только пятая или шестая попытка увенчалась успехом. Жеребенок, пошатываясь, стоял среди денника, с трудом удерживаясь на разъезжающихся во все стороны ногах.

Теперь обнаружилось, что ноги были ему явно не впору. Непомерно толстые и длинные для его небольшого туловища, они казались чужими, случайно подставленными. Но, хотя жеребенок выглядел жалким и неуклюжим, он успел понравиться не только одной матери. Через решетку в дверях денника им давно уже любовался конюх Василий, пожилой мужчина со строгими чертами лица и с большой, с проседью, темной бородой.

Как только жеребенок встал на ноги, Василий осторожно вошел в денник. Злодейка захрипела и угрожающе прижала уши.

– Ладно, ладно, не тревожься, цел будет, не трону, – успокаивал он кобылицу.

Злодейка злым, настороженным взглядом следила за каждым движением Василия. От недавнего ласкового, ленивого покоя не осталось и следа. Она стояла сжавшись, подобрав мускулы и напряженно, нервно вздрагивала. Глаза сузились, и в них замелькали злые зеленоватые огоньки. Каждую минуту Злодейка могла броситься на человека. Тот, глядя в сторону, медленно приблизился к ней и протянул кусок сахару. После небольшого раздумья концами губ кобыла взяла сахар. Конюх долго оглаживал ее.

Злодейка постепенно обмякла, успокоилась, и в глазах ее опять затеплились ласковые желтоватые огоньки. Она хрупала сахар и терлась головой о плечо Василия, который осторожно, шаг за шагом приближался к жеребенку. Кобыла не протестовала. Подойдя вплотную к жеребенку, Василий сунул ему в рот палец. Жеребенок быстро зачмокал мягкими, теплыми губами. Тогда другой рукой Василий подтолкнул его под живот матери к самым соскам и отнял палец. Жеребенок потянулся следом, и теплое, душистое молоко полилось ему в рот.

Широко расставив негнущиеся ноги, жеребенок жадно тянул вкусную, душистую жидкость. Куцый, похожий на щетку для чистки керосиновых ламп, хвост раскачивался, как маятник.

– Хороший жеребенок, – сказал вслух Василий, стоя у двери и любуясь Браслетом.

– От Злодейки плохого не будет, – громким шепотом раздалось за его спиной.

Василий вздрогнул и обернулся. В коридоре, уцепившись руками за решетку денника, на двери повис конюх Сенька.

– Чего тебя раньше времени принесло?

Раскрыв рот до ушей, Сенька, сияя, глядел на вертящийся хвост, не удостаивая Василия ни взглядом, ни ответом.

– Василий Титыч, – наконец обратил на него внимание Сенька.

– Ну? – недовольно отозвался тот.

– Сразу видать, что классный будет, – указывая на жеребенка, зашептал Сенька.

– Уходи ты от греха, – гнал Василий Сеньку. – Кобылу растревожишь, молоко пропадет.

– Я еще вчера заметил, что она беспокоится, – пропуская замечание мимо ушей, продолжал Сенька.

– Сам ты беспокойный! – рассердился Василий. – И в кого ты такой уродился, в прадеда, что ли, Семена Мочалкина? – задавал себе вопросы Василий. – Мировой наездник был. На самом Барсе Первом ездил.

Сенька не отвечал.

– Василий Титыч, глядите, весь в Злодейку, – ткнул он пальцем в жеребенка. – И масть тоже, кажись, серая.

Василий, уставившись на Сеньку, молча его разглядывал, словно в первый раз увидев, потом проговорил:

– Крепкая ваша мочалкинская кровь. В пятое колено передается, – пробормотал он и добавил, кивнув в сторону жеребенка: – Гнедой будет, весь в отца. И голова отцовская. По отцу и назван – Браслет Второй.

Сенька уже не улыбался. Растянутое широкой улыбкой лицо сжалось и от этого стало еще меньше. Маленькие, приютившиеся у самой переносицы глазки по-новому, недоверчиво и подозрительно, смотрели на жеребенка. Убедившись, что Василий сказал правду, Сенька отошел от денника.

Браслет I – единственная лошадь, которую Сенька не любил и боялся.

Пять лет назад этот жеребец убил во время проминки заводского наездника и тренера Григория Мочалкина, отца Сеньки.

Каждый год двадцать третьего апреля, в день Георгия-великомученика, наступал торжественный час. Матки с новым приплодом выходили первый раз в поле.

На рассвете около маточного отделения собралось все население завода. Пришел хозяин в сопровождении священника. Последним появился верхом на белом от старости мерине Сенька, – ему недавно стукнуло четырнадцать. Сознание важности сквозило во всей его фигуре, от кончика носа до черных, как у негра, босых пяток.

Даже очень требовательный коннозаводчик Лысухин теперь им доволен. «Кровь не вода; из этого мальчишки выйдет толк», – говорил он, наблюдая, как Сенька без страха входил в любой денник и самые строгие и обозленные лошади охотно подставляли бока под его щетку.

В этом году Сеньке доверили пасти табун маток с жеребятами. Оставив мерина посреди двора и убедившись, что все в сборе, Сенька командует: «Открывать!» Широкий двор окаймлен конюшнями. Тяжелые дубовые ворота конюшен распахиваются, прежде чем замерла команда. В просветах широких ворот видны открытые денники и в них ряды маток с жеребятами. Кобылы стоят головами к выходу и терпеливо ждут. Если бы не легкая дрожь да необыкновенно широко открытые, блестящие глаза, можно было бы подумать, что они совершенно равнодушны к предстоящему событию.

Сенька засовывает два пальца в рот и оглашает двор пронзительным свистом.

Свистит Сенька мастерски, замысловатыми коленцами и переливами.

Матки вздрагивают и одна за другой выходят на двор. Жеребята бестолково мечутся у их ног.

Кобылы втягивают пряный весенний воздух и громко, радостно фыркают. Они еще держатся отдельными табунками, каждая у своей конюшни.

На середину двора к блестящему аналою мелкой рысцой трусит деревенский священник.

Василий кладет на аналой икону великомученика Георгия Победоносца. Сенька медленно разматывает длинный бич и быстрым рывком выбрасывает в сторону руку. Бич извивается змеей и оглушительно щелкает над самой головой священника. Батюшка вздрагивает, приседает и недружелюбно посматривает на пастуха.

Кобылы сгрудились в один большой табун. Начался молебен. Проглатывая концы, священник гнусавит малопонятные слова. Первый ряд маток стоит перед самым аналоем. Старые, опытные кобылы, пользующиеся уважением в табуне, стоят в этом ряду. Они задумчивыми, влажными глазами смотрят на священника в блестящей парчовой ризе и в такт его возгласам раскачивают головами. Дальше матки помоложе. Здесь уже меньше покоя. Кобылы поминутно задирают головы кверху и с громким храпом тянут влажный, густо сдобренный ладаном воздух.

Лев Владимирович Брандт

Свет, яркий режущий свет увидел Пират, когда на двенадцатый день жизни у него впервые открылись глаза. До этого мир существовал для него только в виде вкуса молока, запаха псины и сосны и ощущения тепла, исходившего от тела большой, похожей на немецкую овчарку суки.

Рядом с ним копошилось еще шесть комков из мяса, хрящей и шерсти, но Пират их еще не видел, хотя и смотрел на мир уже открытыми, раскосыми глазами.

Пират жил мало дней на свете, и у него не было еще воспоминаний. Он не знал, что большая, серая сука, дающая ему свое молоко, тепло и любовь, приходилась мачехой.

Его мать, ржаво-желтая поджарая волчица, лежала в это время в дальнем логу, забившись в заросли высокой травы, и прижималась израненным боком к холодной, сырой глине.

От худобы волчица казалась высохшим на солнце трупом. Она лежала не двигаясь, не шевелясь, уткнув нос в кочку и закрыв глаза. Только уши жили самостоятельной жизнью на остромордой, воспаленной голове.

Они чутко стояли на страже и вздрагивали от малейшего шороха.

Временами волчица медленно поднимала голову, с трудом открывала желтые раскосые глаза, мутно глядела по сторонам, потом, жадно и долго фыркая и давясь, лакала воду из ближайшей лужи. На короткое время у нее прояснялись глаза, она поворачивала голову на непослушной шее и зализывала рану на левой лопатке. Ребра тогда так выпирали наружу, что, казалось, неминуемо должны были прорвать присохшую к ним кожу.

Одиннадцать дней назад окровавленная, с зарядом дроби в лопатке и в боку, приползла волчица в этот лог, и с тех пор ни разу никто ее здесь не побеспокоил. Только изредка бесшумно раздвигались кусты и на краю лога появлялся большой лобастый волк с мощной, пышной шеей и необычайно темной для волка окраской.

Появлялся он совершенно бесшумно, но острые, толстокожие уши волчицы недаром казались единственной частью тела, не утратившей жизни. Волчица открывала глаза, потом морщила нос и показывала гостю крепкие зубы.

Волк останавливался и темно-коричневыми глазами подолгу не мигая смотрел на волчицу. Во взглядах волка и волчицы не было ничего похожего на ласку.

Постояв несколько минут, волк исчезал так же бесшумно, как и появлялся. Волчица еще некоторое время смотрела ему вслед, потом бессильно роняла голову на сырой, холодный мох.

В тот день, когда Пират впервые открыл глаза, волк явился к волчице не один. Он держал в зубах крупного зайца. Волчица подняла голову и насторожилась. Волк долго стоял на своем обычном месте, не выпуская добычи, затем шагнул вперед. Волчица молча подняла губу и оскалила зубы. Но взгляд ее уже казался не таким настороженным, и от этого оскал более походил на улыбку, чем на угрозу.

Волк сделал несколько осторожных шагов, уронил зайца и исчез в кустах.

И сразу же над местом, где лежал мертвый заяц, закружились вороны. Волчица зарычала и снова оскалила зубы, отчего стала еще более раскосой, потом впервые поднялась на ноги и, проковыляв несколько шагов на трех ногах, легла рядом с зайцем.

Вороны до позднего вечера кружились над логом, ни опуститься не смели. После захода солнца в темноте раздалось сопение, чавкание и хруст костей.

Около полуночи, когда взошла луна, кусты раздвинулись, и на небольшой прогалине показалась волчица.

Кости выпирали у ней из-под кожи, шерсть свалялась лохмами, а под худым животом болтались два ряда отвислых сосков. Несколько минут она стояла на месте, прислушиваясь и озираясь вокруг, затем медленно двинулась к логову.

Логово ее было устроено на болоте, неподалеку от человеческого жилья. Несколько лет назад буря вырвала с корнями большую ель и с размаха бросила ее на землю. Дерево, обломав тонкие ветки, уперлось толстыми сучьями в землю, и казалось, что оно изо всех сил еще пытается подняться. Но с годами сучья всё глубже и глубже входили в мягкую, болотную почву и толстый ствол медленно и неуклонно приближался к земле. Вокруг поваленного дерева поднялась густая болотная поросль, оплела ствол и образовала глубокую галерею, защищенную от солнца, дождя и ветра.

Рыжая волчица давно присмотрела это место и нередко там отдыхала. Неподалеку от поваленной ели протекал ручей. Близость поселка, людей и собак не пугала волчицу. Собак было много, и по ночам волчица близко подкрадывалась к поселку и долго прислушивалась к их голосам. Большой черноспинный волк следовал за нею, как тень.

К весне, когда у волчицы сильно раздулся живот и набухли соски, она стала злее, часто беспричинно огрызалась на своего спутника, и белые зубы волчицы не раз лязгали у самого носа волка.

Он терпеливо сносил обиды и никогда не огрызался. В конце апреля волчица забралась под дерево и долго не показывалась. Волк улегся неподалеку, положив тяжелую голову на лапы, и терпеливо ждал. Он слышал, как волчица долго возилась под деревом, разгребая лапами торф и, наконец, затихла. Волк закрыл глаза и остался лежать.

Через час волчица снова завозилась под деревом, волк открыл глаза и прислушался. Казалось, что волчица пытается сдвинуть с места дерево и кряхтит от усилия, потом она затихла, а через минуту принялась что-то жадно лакать и одновременно послышался слабый, едва слышный писк.

Волчица перестала облизывать первенца и, зарычав, щелкнула зубами Волк быстро подался назад и лег на прежнее место Скоро опять завозилась волчица, послышался новый писк и, облизывая второго детеныша, захлюпала языком мать.

Эти звуки повторялись еще много раз, причем промежутки между ними всё удлинялись.

Но волк терпеливо лежал рядом, как окаменелый, только уши каждый раз напряженно вздрагивали на тяжелой голове. Глаза его были открыты, глядели куда-то в одну точку, и казалось, что они видят там что-то такое, отчего стали они задумчивыми и перестали косить.

Когда затихли все звуки под деревом, волк полежал еще немного, затем поднялся и двинулся на промысел.

Он ушел совершенно бесшумно, но волчица, лежа в глубине норы, слышала его удаляющиеся шаги.

Она лежала на боку, вытянувшись во всю длину. Восемь живых комков копошились у ее живота. Вначале они беспомощно тыкали холодными, влажными носиками ей в живот, потом ловили сосок и фыркая и давясь сосали молоко. В глазах волчицы застыли покой и счастье.

Так прошло несколько минут, затем волчица резко вздрогнула и рывком подняла голову. Кто-то, осторожно ступая, подходил к логову едва слышной, звериной поступью, но это был не волк. Волчица освободилась от детей, подползла к выходу и легла на живот, припав к земле.

Шаги приближались; вдруг волчица взъерошила шерсть и глухо зарычала. Черная, с белой отметиной вдоль лба, собачья морда на миг сунулась в отверстие и с визгом отлетела прочь Два ряда зубов волчицы с металлическим звуком щелкнули у горла собаки. Большая черно-пегая лайка метнулась назад, кубарем откатилась от логова и, вскочив на ноги, сразу же залилась пронзительным лаем.

Она часто взвизгивала, как будто от боли, и ни секунды не стояла на месте. А из темного отверстия, прямо на собаку, глядели два светящихся желто-зеленых глаза и белая ровная полоска оскаленных зубов волчицы.

По временам, когда лайка подходила ближе, белая полоска делилась надвое и из глубины логова слышалось глухое рычание и лязг зубов зверя.

Этот звук каждый раз отбрасывал на несколько шагов собаку; она взвизгивала пронзительно, как от удара, поджимала хвост, потом остервенело наседала снова, прижав к затылку короткие стоячие уши. Подбадривая себя, собака рыла задними лапами землю.

Это был крупный, очень крупный черно-пегий пес, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью В открытом рту его не было ни одного порченого зуба; ровные, крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим.

И всё же волчица была сильнее его, и пес хорошо понимал это. При малейшем движении волчицы он стремительно откатывался назад и поджимал хвост, но волчица не вступала в борьбу Зелеными немигающими глазами следила она за врагом и медлила.

Возможно, она еще не собралась с силами после недавних родов или впервые испытанное материнское чувство не позволяло ей оторваться от детей, а скорее всего она ждала возвращения не успевшего далеко отойти волка.

Но, вместо бесшумных звериных шагов, тяжело захрустел валежник, и не надо было обладать волчьим слухом, чтобы различить тяжелый человеческий шаг.

Звук этих шагов и хруст валежника подействовали на зверей различно. Чем ближе подходил человек, тем яростней напирал пес и плотнее подходил к логову, а волчица всё дальше и дальше уползала вглубь и ниже припадала к земле.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры