Лев николаевич толстой готовая презентация. Презентация на тему лев николаевич толстой

Главная / Измена жены

Биография ТолстогоЛьва Николаевича (1828 - 1910)

РОДОСЛОВНАЯ
Прадед Андрей Иванович служил президентом Главного Московского магистрата. Его два сына служили Отечеству: Пётр Андреевич – сподвижник Петра I, Илья Андреевич – офицер Преображенского полка. Он женился на дочери военного министра Пелагее Николаевне Горчаковой.

Сын Ильи Андреевича, Николай Ильич Толстой, участник Войны 1812 года, в 1820 году женился на Марии Николаевне Волконской, дочери генерала в отставке, приближённого Екатерины II. В семье родились дети Николай, Сергей, Дмитрий, Лев (28 августа 1828 года) и Мария

ДЕТСТВО
Лев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне 28.08.1828. Когда Лёвушке было 2 года, умерла мать. Самым близким человеком стала дальняя родственница бабушки Пелагеи Николаевны, Татьяна Александровна Ергольская.

УЧЁБА
Переезд в Казань в 1841 году. Здесь в 1844 году Л.толстой поступает в Казанский Университет. Год он посещает занятия на философском факультете (отделение арабско-турецкой словесности) и два года на юридическом. В 1847 году Л.Н.толстой оставил Университет

КАВКАЗ И КРЫМСКАЯ ВОЙНА
В 1851 году вместе со старшим братом Николаем Л.Толстой уезжает на Кавказ в действующую армию, где служит сначала добровольцем, а потом младшим артиллерийским офицером.

С началом русско-турецкой войны Л.Толстой подаёт докладную записку о переводе его в Дунайскую армию. В качестве артиллерийского офицера четвёртого бастиона участвовал в обороне Севастополя. Домой вернулся в конце 1855 года с орденом святой Анны «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя».

Литературная деятельность первой половины 1850-х гг.
1852 год – повесть «Детство», напечатана в «Современнике», позднее в нём опубликованы «Отрочество» (1854) и «Юность»(1856). В 1855 году Л.Толстой закончил работу над «Севастопольскими рассказами»

Литературная деятельность второй половины 50-х гг.
Вернувшись из Севастополя, Л.Н.Толстой окунулся в литературную среду Петербурга. В 1857 и 1860-61 годах Л.Н.Толстой совершил заграничные путешествия по странам Европы. Однако здесь не нашёл сердечного успокоения. 1857 год – повести «Альберт», «Из записок князя Нехлюдова», рассказ «Люцерн» 1859 год – рассказ «Три смерти»

Педагогическая деятельность
Ещё в 1849 году Л.Н.Толстой начал занятия с крестьянскими детьми. В 1859 году открыл в Ясной Поляне школу. В 1872 году Л.Толстой написал «Азбуку», которая при жизни писателя издавалась 28 раз.

Жизненная и творческая зрелость (1860-1870-е годы)
1863-69 годы – «Война и мир» 1873-77 – «Анна Каренина». По словам писателя, в первом произведении ему была дорога «мысль народная», во втором – «мысль семейная». Вскоре после публикации оба романа переведены на иностранные языки.

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС
1882 год. Закончена автобиографический труд «Исповедь»: «Я отрёкся от жизни нашего круга…» В 1880-1890 годах Л.Н.Толстой создал ряд религиозных трудов, в которых изложил своё понимание христианского вероучения. В 1901 году Святейший Синод отлучил Л.Н.Толстого от церкви.

Литературная деятельность 1880-1890 годов
В начале 1889-х годов взгляды Л.Н.Толстого на искусство существенно изменились. Он пришёл к выводу, что должен писать не «для господ», а для «Игнатов и их детей» 1889-1899 – «Воскресение» 1886 – «Смерть Ивана Ильича» 1887-89 «Крейцерова соната» 1896 1904 - «Хаджи-Мурат» 1903 – «После бала»

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
В 1862 году Лев Николаевич женится на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. После свадьбы молодые сразу же уезжают в Ясную Поляну.

Софья Андреевна в Ясной Поляне на долгие годы становится ключницей-экономкой, секретарём своего мужа, воспитателем детей и хранительницей очага.

Из 13-ти детей в живых остались семеро. (На фото: Михаил, Лев Николаевич, Ванечка, Лев, Саша, Андрей, Татьяна, Софья Андреевна, Мария)Две утрата были особенно ощутимы: смерть последнего ребёнка Ванечки (1895) и любимой дочери писателя Марии (1906).

Последние годы.
Отношения с женой и детьми были напряжёнными. Окончательно испортились после тайно написанного завещания, по которому семья лишалась права на литературное наследие писателя.

В ночь с 27 на 28 октября 1910 года Лев Толстой тайно покинул родной дом и отправился на юг России, где предполагал остановиться у знакомых крестьян. Умер в доме начальника станции Астапово 7 ноября 1910 года в 6часов 5 минут утра.

Слайд 1

Лев Николаевич Толстой Родился 28(9).8.1828 Умер 7(20).11.1910

Подготовил …

Слайд 2

Родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери - Ясной Поляне. Был четвёртым ребёнком; у него было три старших брата и сестра

Слайд 3

Его образование шло сначала под руководством гувернёра-француза Сен-Тома́ заменившего собою добродушного немца Ресельмана, которого он изобразил в произведении «Детство» под именем Карла Ивановича.

Слайд 4

В 1841 году П. И. Юшкова, взяв на себя роль опекунши своих несовершеннолетних племянников (совершеннолетним был только старший - Николай) и племянницы, привезла их в Казань.

Тетя Писателя

Слайд 5

Вслед за братьями Николаем, Дмитрием и Сергеем Лев решил поступить в Императорский Казанский университет. Из-за конфликта его домашних с преподавателем российской и всеобщей истории и истории философии, профессором Н. А. Ивановым, по результатам года имел неуспеваемость по соответствующим предметам и должен был заново пройти программу первого курса. Во избежание полного повторения курса он перешёл на юридический факультет, где его проблемы с оценками по российской истории и немецкому продолжались. На юридическом факультете Лев Толстой пробыл менее двух лет.

Слайд 6

Находясь в казанском госпитале, начал вести дневник, где, подражая Франклину, ставил себе цели и правила по самосовершенствованию и отмечал успехи и неудачи в выполнении этих заданий, анализировал свои недостатки и ход мыслей, мотивы своих поступков.

Слайд 7

Бросив университет, Толстой с весны 1847 года поселился в Ясной Поляне; его деятельность там отчасти описана в «Утре помещика»: Толстой пытался наладить по-новому отношения с крестьянами.

Фотографии Ясной поляны

Слайд 8

Ясная поляна Башни въезда http://pyat-pyat.ru

Слайд 9

Дом Л.Н.Толстого

Слайд 10

Прешпект Башня-вышка

Слайд 11

Яблоневый сад Большой пруд

Слайд 12

С купания На прогулке Около дома

Слайд 13

С внучкой Таней С женой

Слайд 14

Конные прогулки

Слайд 15

На террасе

На клумбе около дома

Слайд 16

Игра в городки

Слайд 17

Зимняя прогулка на прешпекте

Слайд 18

Могила Л.Н.Толстого

Слайд 19

Позднее приезжал в Москву, где часто поддавался страсти к игре, немало расстраивая этим свои денежные дела. В этот период жизни Толстой особенно страстно интересовался музыкой (он сам неплохо играл на рояле и очень ценил любимые произведения в исполнении других).

Слайд 20

Зимой 1850-1851 гг. начал писать «Детство». В марте 1851 года написал «Историю вчерашнего дня».

Слайд 21

После оставления университета прошло 4 года, когда в Ясную Поляну приехал служивший на Кавказе брат Льва Николаевича Николай, который пригласил младшего брата присоединиться к военной службе на Кавказе. Лев согласился не сразу, пока крупный проигрыш в Москве не ускорил окончательное решение.

Слайд 22

Чтобы расплатиться по долгам- и весной 1851 года Толстой торопливо уехал из Москвы на Кавказ без определённой цели. Вскоре он решил поступить на военную службу, но явились препятствия в виде отсутствия нужных бумаг. На Кавказе Толстой оставался два года, участвуя во многих стычках с горцами и подвергаясь опасностям военной кавказской жизни. Он имел права и притязания на Георгиевский крест, но не получил его. Когда в конце 1853 г. вспыхнула Крымская война, Толстой перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии, а с ноября 1854 г. по конец августа 1855 г был в Севастополе. «Севастопольские рассказы», окончательно укрепили его репутацию как представителя нового литературного поколения, и в ноябре 1856 года писатель навсегда расстаётся с военной службой.

Слайд 23

В Петербурге его радушно встретили в великосветских салонах и в литературных кружках; особенно близко сошёлся он с Тургеневым, с которым какое-то время жил на одной квартире. Последний ввёл его в кружок «Современника», после чего у Толстого установились дружеские отношения с Некрасовым, Гончаровым, Григоровичем, Дружининым.

Слайд 24

В это время были написаны «Метель», «Два гусара», закончены «Севастополь в августе» и «Юность», продолжено написание будущих «Казаков». Весёлая жизнь не замедлила оставить горький осадок в душе Толстого тем более, что у него начался сильный разлад с близким ему кружком писателей. В результате «люди ему опротивели и сам он себе опротивел» - и в начале 1857 года Толстой без всякого сожаления оставил Петербург и отправился за границу.

Слайд 25

Последний роман был им опубликован в «Русском вестнике» Михаила Каткова. Сотрудничество Толстого с журналом «Современник», продолжавшееся с 1852 года, завершилось в 1859 году. В этом же году Толстой принял участие в организации Литературного фонда. Но жизнь его не исчерпывается литературными интересами: 22 декабря 1858 года он едва не погибает на медвежьей охоте. Приблизительно в это же время у него завязывается роман с крестьянкой Аксиньей, зреют планы женитьбы.

Слайд 26

Позже Толстой вернулся в Россию. В отличие от тех, кто смотрел на народ как на младшего брата, которого надо поднять до себя, Толстой думал, наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и что господам надо заимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде.

«Война и мир» Небывалый успех выпал на долю «Войны и мира». Отрывок из романа под названием «1805 год» появился в «Русском вестнике»1865 года; в 1868 году вышли три его части, за которыми вскоре последовали остальные две. Выходу «Войны и мира» предшествовал роман «Декабристы» (1860-1861), к которому автор неоднократно возвращался, но который остался незаконченным. В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты и все темпераменты на пространстве целого царствования Александра I.

Беседа для детей 5-9 лет: «Лев Николаевич Толстой»

Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7, воспитатель
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших классов и родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, его творчеством и личным вкладом в детскую литературу.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Льва Николаевича Толстого;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям;3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям;
Атрибуты для игр: канат, 2 корзины, муляжи грибов, шапка или маска - Медведя.

Предварительная работа:
- Прочитать сказки, рассказы, басни Льва Николаевича Толстого
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

Вступительное слово в стихах

Дворецкая Т.Н.
Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Был генератором смелых идей.
Школу открыл для крестьянских детей.
Лев Николаевич – великий мыслитель.
Родоначальник, благотворитель.
Знатного рода, графских кровей.
Думал о бедах простых он людей.
После себя оставил наследие
Знания стали энциклопедией.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке!


Ход беседы:
Ведущая: Дорогие ребята сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и великим писателем.
(Слайд №1)
Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном.
(Слайд №2)
Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, где его старший брат Николай Николаевич Толстой служил в действующей армии в чине офицера-артиллериста.


Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя.
Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу.
Послушайте, какие поговорки слагались на Руси:
Где смелость, там и победа.

Не теряй отвагу, назад ни шагу.
Солдатское дело - воевать храбро и умело.
Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.
Сейчас мы проверим, какие наши мальчики смелые и храбрые.
Выходите в центр зала. Проводится игра: Перетягивание каната.
Лев Толстой дважды ездил заграницу в 1850 и в 1860 годах.
(Слайд №3)
Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. В то время в стране было крепостное право – это когда все крестьяне подчинялись и принадлежали помещику. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.


Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.
(Слайд №4)
Сперва крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.
В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям.


Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.
(Слайд №5)
«Если, - писал Л.Н.Толстой - урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».
(Слайд №6)
О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы:
Испокон века книга растит человека.
Добро того учить, кто слушает.
Азбука - к мудрости ступенька.
Век живи - век учись.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без терпенья нет ученья.
Грамоте учиться - всегда пригодится.

(Слайд №7)


В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
(Слайд №8)
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.


(Слайд №9)
Давайте ребята, и мы с Вами поиграем в игру: «Грибники»
Правила: Дети разбиваются на 2 команды, у каждой команды по 1 корзине. По сигналу дети собирают грибы.
Условие: в руки можно брать только 1 гриб.
Звучит музыка, дети собирают грибы и кладут в свою общую командную корзину.
Музыка затихает, на поляну выходит медведь (начинает реветь), грибники замирают и не двигаются. Медведь обходит грибников, если грибник зашевелился, медведь его съедает. (Съеденного грибника сажают на стул). По окончанию игры проводится подсчет грибов в корзинах. Выигрывает та команда, которая собрала больше всех грибов и у кого в команде больше грибников остались целыми и невредимыми.
(Слайд №10)
В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.


(слайд №11)
Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
(Слайд №12)
Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.
Л.Н. Толстой.
(Слайд №13)
Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них. Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.
По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Всякому мальчику по чуланчику. (Печатка)


(Слайд №14)

Льва Николаевича Толстого писал для детей поговорки.
Где цветок, там и медок.
Неизведанный друг, не хорош для услуг.
Другу сколько можно помогай.
Красна птица пером, а человек умом.
Капля мала, а по капле море.
Не бери горсткой, а бери щепоткой.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Лето собирает, зима съедает.
Умей взять, умей и дать.
Сразу всему не научишься.
Ученье свет, не ученье - тьма.
Конец - делу венец.

Ведущая: Ну, а в конце нашего мероприятия приглашаем Вас, поиграть в подвижную игру:
«Золотые ворота» .


Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные играющие берутся за руки и начинают водить хоровод, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Нельзя останавливаться!
Все играющие хором произносят слова (припевая)

«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Если в игре «господ» осталось мало, приходить под воротами желательно передвигаясь змейкой. Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми ведущими, образуют новые ворота.
(Слайд №14 и №15)

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Разделы: Литература

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и мировоззрением великого русского писателя Л.Н.Толстого;
  • вызвать интерес к личности и творчеству автора;
  • развивать умение учащихся вести конспект: определять и записывать основные мысли, тезисы.

Оборудование:

  • портрет Л.Н. Толстого;
  • презентация PowerPoint (Приложение );
  • выставка книг с произведениями Л.Н. Толстого;
  • иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого.

"Толстой – величайший и единственный
гений современной Европы, высочайшая
гордость России, человек, одно имя
которого – благоухание, писатель
великой чистоты и святыни…"
А.А. Блок

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В этом году исполнилось бы 180 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Его произведения вошли в сокровищницу мировой литературы: их изучают в школах и вузах, ими зачитываются как русские, так и зарубежные читатели.

Сегодня вы узнаете о судьбе этого талантливого человека. Надеюсь, что это знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст возможность лучше понять его труды, по-новому взглянуть на уже прочитанные произведения.

И начать мне хотелось бы со слов А.А.Блока, которые вынесены в эпиграф к нашему занятию "Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…”

II . Оформление записи темы урока и эпиграфа в тетради.

III . Презентация биографии Л.Н.Толстого – лекция учителя. Класс составляет краткий конспект лекции.

Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28 августа (9 сентября) в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе, романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”.

“Радостный период детства”

Слайды 6–7.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

Казанский университет

Слайд 8

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".

После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

“Война и свобода”

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег " (), "Рубка леса" (), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат " (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54 , и "Юность", 1855–57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".

В кругу литераторов и за границей

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д.П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Заключительное слово учителя:

Л.Н.Толстой – гениальный художник слова, интерес к творчеству которого с годами не только не ослабевает, а наоборот – растет. Находясь всю жизнь в поиске истины, в своих произведениях он делиться своими открытиями и переживаниями. Произведения Толстого можно перечитывать неоднократно, всякий раз находя в них все новые и новые мысли. Поэтому закончить этот урок я хотела бы словами А. Франса: “Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!”

Запись домашнего задания.

Использованная литература:

  1. Майорова О.Е. Лев Николаевич Толстой – Биография.
  2. Материалы сайта www.yasnayapolyana.ru.
  3. Большой энциклопедический справочник школьника по литературе. – М., 2005 г.

Лев Николаевич Толстой 1828 – 1910. Жизненный и творческий путь. Вводная презентация к уроку по роману «Война и мир». Чтобы жить честно … 1844 - 1851 Казанский университет – филологический - юридический факультет, исключили за нерадение, неуспеваемость по истории. «История – собрание басен и бесполезных мелочей, которые никак не помогают улучшить судьбу человека» - эта позиция отражена в романе «Война и мир». Увлечен философией Ж.-Ж. Руссо – исправить мир можно только через самосовершенствование: ведет дневники, хочет изучить 11 языков, основы лесоводства, музыку, иллюстрации. Попытка сблизиться и помочь крестьянам. Его считают чудаком («Утро помещика») 1851-1855 Кавказ – изучает горские языки, быт, культуру. «Детство. Отрочество. Юность», «Казаки». «Учеником в литературе не был, сразу - великим» Новатор в раскрытии «диалектики души» - особого психологизма, как развивается человеческое сознание. «Люди как реки». Участвует в обороне Севастополя, награжден именным оружием. «Севастопольские рассказы» «Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе» (1855). «Герой моей повести – правда – и ее цель: доказать, что истинным героем севастопольской эпопеи был русский народ». Война в крови и страданиях. Солдатский героизм – офицерский аристократизм (кастовость, стремление к блеску, орденам) Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков при поддержке населения выдержали осаду 120 тыс. армии неприятеля (349 дней) Основные мысли цикла Именно народные массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства. Война – не знамена и фанфары, а грязное дело, тяжелый труд, страдания, кровь, трагедия, она обнажает подлинную сущность человека. Жизненное кредо Толстого. Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать. И вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. Духовный кризис в жизни Льва Николаевича (1860-1870 гг.) «Арзамасский ужас» - сон о собственной смерти, ощущение пустоты и бессмысленности жизни, разочарование, что рушатся идеалы братства, единения классов, мысли о самоубийстве. 1870-80-е гг. – преодоление кризиса, «Исповедь»: «Зачем все, если единственная неопровержимая реальность - смерть». Собственное понимание христианства как религии рациональной - «Царства Божия на земле». Отрицал догматы веры, упрекал церковь за «оправдание насилия», «я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни». Порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства. Основные произведения Толстого 1863 – начало работы над романом «Война и мир» 1873 -77 гг.– работа над романом «Анна Каренина» 1879-82 – «Исповедь» 1884-86 – «Смерть Ивана Ильича» 1887 – «Крейцерова соната», пьеса «Власть тьмы» 1889 – печатается роман «Воскресенье» «Война и мир» 1856 г. – начало замысла повести «Декабристы». Образ человека, через 30 лет оказавшегося в городе юности, где все переменилось, а он - прежний. 1825 – восстание декабристов – «эпоха заблуждений и несчастий моего героя». Увидев мир без рабства, офицеры устыдились происходящего в России и почувствовали долг перед угнетенным народом. «Три поры». 1812 год – «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, которая совпала со славой Русского оружия – 1812 г.» 1805-1807 гг. – заграничные походы русской армии – «неудачи и срам». Структура и жанр романа «Война и мир» I том – 1805 г. II том – 1806-1811 гг. III том – 1812 г. IV том – 1812-1813 гг. Эпилог – 1820 г. Роман-эпопея Начало публикации – 1865 г. «1805 год» Критика за неумелое обращение с историческими фактами, несоответствие жанровому канону. Особенности жанра Роман-эпопея – картины истории (Шенграбенское, Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война 1812 г, пожар Москвы, партизанское движение) Хронология роман 15 лет. Общественно-политическая жизнь: масонство, деятельность Сперанского, общества декабристов. Отношение помещиков и крестьян: преобразования Пьера, Андрея, бунт в Богучарове. Показ различных слоев населения: поместное, московское, петербургское дворянство, чиновники, армия, крестьяне. Широкая панорама дворянской жизни: балы, приемы, обеды, охота, театр. 600 действующих лиц и характеров. Широкий охват географического пространства: Петербург, Москва, Отрадное, Лысые Горы, Австрия, Смоленск, Бородино.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры