Лучшие картины, пейзажи. Сочинение описание картины После дождя

Главная / Измена жены

Замолкнул гром, шуметь гроза устала,
Светлеют небеса…

А.К.Толстой


Картина Левитана После дождя. Плёс (1889, Государственная Третьяковская галерея, Москва) относится к лучшим работам художника волжской серии. Она написана с замечательной свободой и богатством приёмов живописной выразительности, помогающих художнику передать ощущение «лёгкого дыхания», обновлённой природы, в ладу с которой живут и человеческие жилища, и храмы, и барки, и лодки на покрытой лёгкой рябью лодке. Как всегда у Левитана, прекрасно написано «живое» и «дышащее» небо с плывущими по нему серыми облаками, сквозь которые пробивается солнечный свет, играющий и на воде реки, и на ещё не просохших, блестящих крышах зданий. Богатство рефлексов, динамика фактуры сочетаются здесь с общей устойчивостью и определённостью форм и основных композиционных линий. И это единство ощущения красоты мгновения и неизменной величавости волжских просторов придаёт картине особое обаяние.


Владимир Петров

В картине «После дождя. Плёс» жизнь людей, ее следы - дома и церковь городка, баржи и лодки, бегущий по реке пароход - играют большую роль в изображении, как бы окрашивают пейзаж особым содержанием.

Состояние природы здесь более сложное и динамичное. В нем нет безмятежного покоя, а, напротив, все находится в движении - облака на небе, как и рябь на воде, как борьба света и тени.

Именно таким, как бы сразу увиденным, представляется нам этот волжский вид с его движущимися по небу, набегающими друг на друга облаками, рябью на воде, бегущим по ней пароходом, покачивающимися у берега баржами. Динамична и передача строений городка вдали.

В этом знакомом каждому с детства обыденном виде России того времени получили воплощение чувство красоты, душевные переживания художника. Здесь еще больше, чем в картине «Вечер. Золотой плёс», обычное было возведено в ранг искусства, раскрыто в своей эстетической ценности. Ведь недаром, глядя на этот пейзаж, вспоминаешь слова Чехова из повести «Дом с мезонином»: «На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, как будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве ».

Двойное наименование картины «После дождя. Плёс» вполне обоснованно, потому что в ней усложнилась передача и городка, и состояния природы. Для Левитана интересны и дороги этот волжский вид, городок и его невидимая, однако ощутимая жизнь. Городок является одной из частей изображения наряду с баржами, бегущим по воде пароходом. Но окружение, река и небо, оказывается тем, что объединяет вид, придает ему пейзажный характер, является основным в эмоциональном тонусе картины. Поэтому такое большое место в композиции отведено водному пространству, поэтому небо занимает две трети пространства.

«Настроение» картины не есть нечто застывшее и определенное. Оно меняется в связи с изменчивостью погоды, сменой освещения при то набегающих, то расходящихся тучах. Только что прошел дождь, весь воздух полон влаги, сырость как бы сгущается в глубине у горизонта, где пока еще идет дождь, окутывает дымкой сады, в которых утопает городок. Но в небе уже видны прорывы света, то желтеющего, вечернего, то даже голубеющего.

Картина написана очень красиво и тонко. Общее состояние и колорит летнего пасмурного дня, когда только что прошел дождь и низко ходят в небе облака, переданы общей голубовато-серебристой гаммой, которая является господствующей в картине. В этой гамме написано облачное небо с желтоватыми и голубоватыми прорывами. Разнообразные по форме облака различны и в своих многочисленных оттенках: более серые вблизи и синеющие у горизонта. Голубовато-серая гамма преобладает и в изображении воды с белеющей рябью, и в передаче городка с его серыми домиками, и собора с синими куполами, и зелени садов. В дополнительной к этой холодной голубовато-серой гамме в коричневой гамме написан берег спереди справа и черноватые баржи и лодки у берега. Темное отражение барж в воде, пересекаемое светлыми бликами ряби, и создает впечатление колебания воды, которая, кажется, плещет о борта судов. Подобно тому как темные тона заходят в зону светлых в изображении барж, их отражений, черного колеса и трубы бегущего парохода, светлые голубоватые и серо-серебристые цвета входят в зону коричневых в изображении берега, усиливая ощущение влажности почвы, в виде бликов света на мокром кустарнике справа у самого низа картины, на сложенных на берегу бревнах и далее, выше и глубже, в серых крышах и стенах домиков.

Картина писана в основном жидко, так, что видна структура холста, а местами даже он остается незакрашенным. Вместе с тем она очень плотная в большинстве частей неба, где облака писаны порой одно поверх другого, особенно плотна у горизонта, а также в полосе светового отражения на воде, вдали, за баржами. Менее плотно, шире и свободнее написаны городок и зелень его садов, баржи, и уже совсем свободно, почти этюдно - передний план правой части: берег с кустарником и вода с отражением в ней барж. Здесь же чаще встречается и незаписанный холст.

А.А. Фёдоров-Давыдов


Сочинение по картине ученика 6Б Воробьёва Кирилла

К лучшим работам Левитана относится картина «После дождя. Плёс», которая находится в Государственной Третьяковской галерее города Москвы. Она была написана в 1889 году.

Интересна история создания этой картины. Весной 1887 года, испытывая желание получить новые впечатления, Левитан отправился на Волгу. Однако первая встреча с Волгой оказалась неудачной. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мёртвой».

Весной 1888 года Левитан снова отправился на Волгу. И не напрасно. На этот раз удача улыбнулась ему. Своё вдохновение он нашёл в небольшом заштатном городке Плёсе. За время, проведённое в этом месте, Левитан написал много известных картин. Одной из них и является «После дождя. Плес».

На картине изображён речной город Плёс. Картина оправдывает своё название. Везде видны лужи, а вдали - уходящие чёрные дождевые тучи.

Большинство людей не любят дождь, потому что после него на улице грязно и сыро, иногда даже размывает дорогу. А Левитан увидел в этом явлении обновление природы и её пробуждение.

На переднем плане изображены река, поросший кустами берег, корабли, рыбацкие лодочки. Река является воплощением жизни в её естественном движении.

На втором плане виден город с его церковью, редкими каменными домами и многочисленными деревянными постройками.

На заднем плане можно рассмотреть берег, покрытый лесом, пароходик на середине реки и её противоположный берег.

Несмотря на достаточно тёмную гамму красок, картина не производит мрачного впечатления. С приходом дождя жизнь в этом городке как бы приостановилась. На картине не видно ни одного человека, может быть поэтому она кажется такой спокойной. Больше всего меня поразила гармоничность этой картины. Город и окружающая его природа воспринимаются как единое целое, неотъемлемые части друг друга.

Несколько лет назад я сам был в этом удивительном месте, вдохновившем Левитана. На меня ещё тогда этот городок произвел незабываемое впечатление. Теперь, после того как я увидел эту картину, мне захотелось еще раз побывать в этом месте, взглянуть на него по-новому, «по-левитановски».

После дождя. Плёс.
1889. Холст, масло. 80 x 125. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В 1887 и 1888 Левитан вместе со своей возлюбленной Софьей Петровной Кувшинниковой совершил путешествие по Волге. Великая река традиционно являлась важной вехой в творчестве многих русских художников: Алексея Саврасова, Федора Васильева, Ильи Репина.

Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном (он почти уже собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог поехать из-за болезни сестры).

Однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы. Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого… серое небо, сильный ветер... Ну, не мог я разве дельно поработать под Москвою и не чувствовать себя одиноким, с глазу на глаз с громадным пространством, которое просто убить может. Сейчас еще дождь пойдет… Этого еще не хватало…».

Вскоре Левитан, так и не найдя понимания Волги, вернулся в Москву. Но впечатления от поездки не отпускали его. Зимой 1887—1888 годов были написаны «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге», в которых Левитан, видимо, обобщая волжские впечатления, сумел сообщить своему искусству новое, философски-эпическое звучание.

Весной 1888 года Левитан снова отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. И не напрасно. На этот раз встреча с волжскими просторами оказалась намного более благоприятной.

Еще с парохода он разглядел на берегу небольшой живописный городок, растянувшийся почти от одного изгиба реки до другого. Это был Плёс, чьи окрестности впоследствии запечатлел на своих полотнах живописец.

Месяцы, которые он провел в Плёсе в 1888, а затем и в два последующие года, стали, быть может, самыми плодотворными в его жизни. Уютный патриархальный городок, окрестные леса, поля и, конечно, волжские просторы дали ему желанное душевное равновесие и многообразную натуру для творчества.

Левитан писал здесь березовые рощи, возвышавшуюся на лесистом крутом берегу часовню (Ветхий дворик, 1889), крепкие избы среди сияющих зеленями осенних полей (Осень. Слободка, 1889), окруженную лесом мельницу (Осень. Мельница, 1888), жемчужно струящиеся ручьи. В Плёсе были написаны первые из известных натюрмортов Левитана - изображения любимых художником полевых и лесных цветов «Одуванчики», конец 1880-х; «Ночные фиалки и незабудки», 1889 и другие. Но более всего Левитан писал в Плёсе Волгу, представшую теперь на его картинах соразмерной и дружественной человеческой душе. Вдохновенно, с удивительным многообразием цветовых гармоний и «мелодий», вечером и утром, в тихие и ветреные дни изображал он в своих этюдах и картинах ее плёсы, перекаты и заливы.

В картине «Вечер. Золотой Плёс» сквозь вибрирующий влажный вечерний воздух проступает ощущение тихого счастья. Этот вид на церковь с часовней и дом с красной крышей, в котором Левитан с Кувшинниковой снимали этаж, запечатлен с Петропавловской горы. Мягкий, золотисто-розовый на закатном солнце туман, обволакивающий Плёс, сочная зелень полого склона, голубовато-белые стены колокольни на фоне бледно-розового неба – все наполнено чувством гармонии природы и бытия. При всей масштабности произведения Левитан отразил великую реку не торжественно и пафосно, как это можно увидеть в работах других русских мастеров, а тепло и умиротворенно. Этим чувством наполнены все детали картины, и даже белая собака, которую еле видно в высокой траве на первом плане, выглядит очень трогательно.

Картина «После дождя. Плёс» насыщена влагой не меньше, чем «Вечер. Золотой Плёс». Она поражает мастерской передачей атмосферы и силой выразительности. В ней наглядно представлено состояние природы после только что прошедшей бури. Еще блестит от дождя мокрая трава, а ветер гонит по поверхности Волги серебристую рябь, но в этой холодной атмосфере чувствуется слабая надежда на тепло, которую передают рваные облака и проглядывающие сквозь них косые лучи солнца.

«Повседневная жизнь Волги отображена в картине „После дождя. Плес“. Собственно, в ней больше места отведено берегу, низкому, на первый взгляд мало приглядному, куда выходят окраинные постройки небольшого городка. Только что прошел ливень, освежил воздух, пропитал все влагой, но солнце уже начинает пробиваться сквозь клубящиеся облака. Омытые дождем крыши, трава и деревья — все осветилось мягкими, переливающимися чистыми красками» (В.Лось).

В каком-то смысле, образ Волги, вообще, изображение плавно несущей свои воды широкой реки является в искусстве зрелого Левитана как некое воплощение жизни в ее желанном чистом, незамутненном, естественном движении, поэтической сущности. Хотя в подобных пейзажах редко появляются фигуры, они отнюдь не отчуждены от жизни людей. И дело не только в том, что в них часто присутствуют храмы, дома, лодки и другие приметы человеческой деятельности. Весь образный строй левитановской живописи «насквозь очеловечен».

Лето в Салтыковке

В дачном посёлке Салтыковка под Москвой, через который проходит железная дорога на Нижний Новгород, 18-летний Левитан, нищий студент училища живописи, ваяния и зодчества, оказался по зловещему стечению обстоятельств. На пасху 1879 года народник Александр Соловьёв в Петербурге совершил покушение на императора Александра II. Государь чудом не пострадал, но проворонившее террориста охранительное ведомство стало повсюду выявлять неблагонадёжных. А вскоре по не ясным до сих пор причинам вышел высочайший указ, запрещавший евреям жить в столицах. В Салтыковке Левитан вместе с братом, сестрой и зятем обосновался на небольшой дачке вблизи переезда и полустанка, ещё в 1863 году, при прокладке дороги, названного именем здешнего землевладельца, князя Петра Дмитриевича Салтыкова.

Новую картину маслом по холсту Левитан начал писать в июле. И пустынный полустанок, и соседняя станция Никольская, возле которой ежевечерне собиралась нарядная гуляющая публика, привлекли внимание молодого художника. Как описан сюжет в повести писателя Ивана Евдокимова, «в грозовых сумерках, под низко нависшими облаками к платформе приближался девятичасовой поезд на Нижний. Трёхглазый паровоз бросал столбы сильных широких лучей. Они прокалывали сумерки, нащупывали ближние кустарники, оживляли и заставляли трепетать их в белом переливающемся пламени. Платформа и рельсы, ещё не просохшие от ливня, блестели, блестели лужи, купая в себе дрожащие разноцветные огни». Тему станции художник разработал до мельчайших деталей: мы видим кассовый домик, ограду платформы и даже пешеходный настил; это при том, что большую часть полотна занимает небо, а на нём угасающая заря - никогда не покидающая Левитана тема вечности.

Шедевр родом из детства

Картина была готова через три недели, получилась необыкновенно выразительной: во всём богатстве красок в ней раскрылся задумчивый, полный тихой печали мир живописи Левитана. И он впервые ощутил себя настоящим профессионалом: вскоре продал бесценную вещицу на Покровке лавочнику-антиквару Ивану Родионову по прозвищу Саламандра за 40 рублей серебром. Это были огромные деньги - первый гонорар, на который рано осиротевший юноша не только смог сводить концы с концами, но и снять себе меблированную комнату на Большой Лубянке. Вместе со своим учителем Саврасовым Левитан пишет с натуры в Сокольниках, Останкине, Черёмушках, Коломенском, Покровском-Стрешневе. Начинается самый счастливый период его жизни и его всемирная слава. К железнодорожным мотивам Левитан возвращался не раз: это и ранний «Полустанок» в Салтыковке, и графический рисунок «Платформа. Приближающийся поезд» (1879), а незадолго до кончины художник создаёт «Полотно железной дороги» (1898-1899). Примечательно, все картины абсолютно безлюдные, что только усиливает их грустное очарование.

Научный сотрудник отдела живописи Третьяковской галереи Любовь Ивановна Захаренкова, с которой я обсудил эти произведения, считает железнодорожные картины «совершенно необычными, удивительными, уникальными работами». Прежде всего - с точки зрения выбора темы.

Ведь Левитан, будучи непревзойдённым мастером пейзажа, не особенно любил изображать людей и животных, не говоря уже о технике и транспорте, - поражается Л.И.Захаренкова. - Не думаю, что у живописца душа лежала к «станционным» сюжетам.

На первый взгляд, это верно, на более внимательный, - спорно. Порывшись в биографии Исаака Ильича, я пришёл к выводу, что мотивы загадочного интереса Левитана к железной дороге, вероятно, надо искать в его детстве, прошедшем на станции Кибартай линии Ковно - Кенигсберг в Литве, на границе с Пруссией (ныне с Калининградской областью). Оказывается, и там Левитаны всей семьёй жили на маленьком железнодорожном полустанке, мимо которого днём и ночью проносились составы. Отец художника был станционным служащим, с флажком в руке встречал и провожал поезда, а спустя годы даже работал переводчиком при французской компании, сооружавшей железнодорожный мост в Ковно (ныне Каунасе).

Ускользающая красота

Ранняя продажа картины «Вечер после дождя», которая из-за нужды автора так и не экспонировалась ни на одной выставке, предопределила её дальнейшую судьбу. Вот уже 130 лет шедевр находится исключительно в частных коллекциях, а одно время даже считался утерянным. К счастью, это не так.

В начале 1990-х годов очередной владелец принёс картину в Третьяковскую галерею на экспертизу, - рассказывает мне Любовь Ивановна Захаренкова. - Тогда я видела уникальный холст своими глазами первый и последний раз. После тщательного исследования мы подтвердили подлинность кисти Левитана. Чьи стены сейчас украшает «Вечер после дождя», не знаю. Предполагаю, что в частном собрании у кого-то в России. Вряд ли картина вывезена за границу, о таком ничего не слышала. Да это и противозаконно.

Таинственная судьба и у раннего левитановского этюда «Полустанок», который, по мнению эксперта, мог быть предварительным наброском к главному сюжету. Как сообщила мне директор мемориального дома-музея И.И.Левитана в Плёсе Ольга Викторовна Наседкина, картина поступила в тихий городок на Волге, куда любил приезжать живописец, в 1984 году в качестве дара от министерства культуры РСФСР. Где находился этюд почти 85 лет и почему был скрыт от глаз публики, неизвестно. Однако на холсте есть пометка брата художника Авеля, свидетельствующая о подлинности работы.

Этими картинами Исаак Ильич Левитан проявил себя как художник-новатор и историческая личность, - уверена О.В. Наседкина. - Ведь он впервые ввёл в живопись мотив железной дороги. И в этом мотиве можно увидеть аллегорию жизненного пути каждого из нас.

Этюд «Полустанок», пронизанный томительной грустью и одиночеством (и жизнь у Левитана была короткая, и семейного счастья он так и не обрёл) стал настоящей сенсацией на выставке «Русская пейзажная живопись второй половины XIX века», прошедшей в 1998 году в Китае. А вот картиной «Вечер после дождя» мы пока можем любоваться только в репродукциях.

Левитан и Чехов примирились под Новый год

Роман с замужней Софьей Петровной Кувшинниковой едва не разлучил Левитана и Чехова навсегда. Когда Антон Павлович написал свою «Попрыгунью», изобразив в этой роли Кувшинникову, а Левитана - в роли коварного соблазнителя Рябовского, художник так обиделся, что едва не вызвал писателя на дуэль. Спасла дружбу двух гениев молодая литераторша Татьяна Щепкина-Куперник, заглянувшая в мастерскую живописца в канун нового 1895 года. Она и уговорила Левитана срочно ехать вместе с ней на вокзал к отходящему через полчаса поезду в Мелехово. Левитан был в замешательстве, энергичный натиск девушки пугал и втайне радовал его. Но боялся, что Чехов не поймёт примирительного порыва и прогонит. «Я за всё отвечаю!», - воскликнула Татьяна. Поехали. У крыльца мелеховского дома из саней уже в сумерках робко вылез Левитан. И тут навстречу вышел Чехов… За ужином друзья сидели рядом, будто никогда и не расставались.

«После дождя. Плёс» - произведение живописи, созданное знаменитым русских художников Исааком Левитаном в 1889 году.

Это полотно было написано в маленьком городке Плёс, который расположен на берегу могучей и великой реки Волги. Художник очень любил этот город и частенько приезжал туда на побывку. Именно там к нему пришло вдохновение написать эту картину. Картина «После дождя. Плёс» является одной из лучших картин его творчества.

На этом полотне можно увидеть обычную, рутинную жизнь поселка на реке в ненастный день. В центре картины отображены баржи и лодки, причалившие к берегу, они прекрасно дополняют побережье. Этим сюжетом художник хотел рассказать о тяжелом труде рыбаков, которые живут в этом поселке. Вдалеке от побережья виднеются бедные домики в которых живет рабочий народ, они сменяются более новыми, каменными постройками.

На берегу пустынно, люди спрятались от дождя, но в скором времени народ покинет свое укрытие и примется за работу и вновь забурлит жизнь на побережье. Дождя уже нет, в воздухе чувствуется влажность, вода реки покрыта мелкой рябью, спокойная и могучая, а на заднем плане видно, плывет маленький белый пароход, он оживляет спокойный пейзаж полотна. Очень много места на холсте занимает небо, оно у Левитана всегда задает настроение картины, он был непревзойденным мастером реалистично отображать небо в любую погоду.

В работе художника «После дождя. Плёс» небо серое, только начинающее светлеть, из-под облаков уже проглядывают лучи солнца, его блики хорошо отображаются на водной глади. Природа проснулась от дождя, все вокруг ждет, когда выйдет солнце и озарит все вокруг.

Вдалеке пейзажа виднеется белая церковь с голубыми куполами. Благодаря ее торжественному и изысканному виду, картина несмотря на непогожий день становится ярче и наряднее.

Долго всматриваясь в эту картину невзначай начинаешь чувствовать атмосферу той жизни, аромат свежести, после дождя.

Этой удивительной картиной, Исаак Левитан показал нам жизнь русского, рабочего народа, который живет в маленьком поселке у реки Волги. По этой работе, художник Исаак Левитан предстал перед нами не только как талантливый художник, но и просто как человек с большим, великим сердцем и тонкой душой.

Описание 2

Одна из лучших картин И.И.Левитана «После дождя. Плес» (1886) была задумана в состоявшейся поездке художника в Костромскую губернию. Она, как и другие композиции пейзажиста, написанные на Волге, стала новым направлением в его творчестве. Необъятные волжские просторы, поразившие Левитана своей красотой, дают ему понять ограниченность прежних приемов в живописи.

«После дождя» явилась началом создания лирико-эпических картин пейзажиста. Здесь художник старается ярче отразить всю прелесть природы, глубже передать ее состояние. В отличие от прежних работ, произведения этого периода отличаются большей эмоциональностью и насыщенностью, характерными для более опытного художника.

Местность на картине лишена какой-либо «красивости» и привлекательности. Прошедший накануне дождь наполнил атмосферу свежестью и влагой. Центральный план у берега занимают угрюмые баржи и пара лодок, символизирующие трудовые будни реки. На полотне запечатлен момент пустынного берега: рыбаки и грузчики, напуганные непогодой, спрятались. Вскоре рабочие покинут укрытия, и работа на берегу закипит вновь. Оживляет пейзаж пароходик, бегущий вдали. Пейзаж блестяще передает неторопливый рабочий темп жизни, сложившийся в городке.

Светлеющее серо-голубое небо, занимающее почти две трети полотна, вызывает ощущение свободы и простора. На летящие серебристые облака падают лучи солнца. Солнечные блики переливаются на глади воды. Ветерок, создающий рябь на поверхности реки, пронизывает зрителя прохладой. На дрожащей зеркальной воде видны отражения покачивающихся барж. Берег на переднем плане справа занимает скромная растительность. Природа обновлена, все вокруг ждет, что скоро выйдет солнце и вновь согреет омытую дождем землю.

Фоном картины выступает городок с бесхитростными домами рыбаков и церквушкой. Убогие деревянные постройки чередуются с новыми каменными домами. Силуэты голубых куполов храма доминируют над остальными строениями.

Красочная палитра не отличается разнообразием: от молочного до белого, местами – темно-зеленая, светло-голубая, передающая свежесть прошедшего дождя.

В этом хмуром дне художник точно и правдоподобно передал свои представления о жизни волжских берегов, о реке, подчинившей их ритму своего грандиозного течения.

Полотно, ставшее народным достоянием, находится в Государственной Третьяковской галерее.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Портретный очерк (мамы, подруги)

    Стою посередине комнаты и кричу: «Мааааам, а носки-то мои где?». Слышу, идёт. Буквально через минуту она оказывается в комнате с моими носками в руках, на поиски которых прежде я потратила уйму времени.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры