Монологи из пьесы Островского "Гроза" всё ещё современны. Явление седьмое Я помню чудное мгновенье

Главная / Измена жены

Светлана Сергеевна Гамзаева – собственный корреспондент «Независимой газеты» в Нижегородской области.

На днях министр образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил, что единый учебник истории России будет готов уже через год. Существует иллюзия, что «правильному» патриотизму можно научить по учебнику. Стоит только расставить нужные акценты, и в послушных головах российских школьников начнут формироваться удобные конформистские концепции о российской государственности.
Хотя известно, что школьники не особенно любят читать учебники. И вяло их усваивают. А если «завтра наверняка не спросят», то могут и не усваивать вовсе. То, что навязывается, вообще часто вызывает оскомину. А уж у подростков, с их внутренним протестом, - тем более. И куда веселее и проще они схватывают живые события, которые происходят вокруг.
Например, для учеников нижегородской гимназии № 1, судя по всему, запоминающимся уроком истории станет случай, произошедший недавно на их же уроке истории. Учитель с 18-летним стажем Илья Мясковский, как обычно, вел занятие, когда в аудиторию без предупреждения вошли два полицейских и судебный пристав. Они потребовали, чтобы тот немедленно вышел из класса и отправился вместе с ними в суд, поскольку не заплатил штраф. Илья Хаймович сообщил, что о штрафе ничего не знал, поскольку извещен не был, и идти отказался, не захотев срывать урок. Тогда полицейские взяли учителя под руки и на глазах всего класса выдернули из-под него стул. Школьники также видели, как их учителя тащат по улице к машине, разрывая ворот рубашки, бросают на пол и захлопывают дверь. И этот урок истории они, конечно, запомнят лучше, чем параграф из учебника.
Сотни людей в нашей стране не платят штрафы вовремя, но судебные приставы и полицейские их за шиворот с работы в суды не таскают. Однако Илья Мясковский не только преподает историю в нижегородской гимназии, но и практикует ее. Он регулярно посещает оппозиционные уличные акции.
Первый раз его задержали на митинге год назад. Тогда нижегородские власти устроили показательный разгон политического шествия и задерживали почти всех, кто шел в голове колонны. А потом была скандальная история на митинге в сентябре. Мясковский фотографировал, и его схватили полицейские, поволокли к автобусу, часть митингующих попыталась его защитить, завязалась потасовка. Видео этой драки тогда стало хитом в Интернете. Так что штраф учителю как раз и выписали за участие в митинге.
В общем, история по-настоящему захватывает Илью Хаймовича. В школе с учениками он устраивает перформансы с реконструкцией прежних эпох. Сам после работы предпочитает перформансы с деконструкцией эпохи нынешней.
Кстати, к созданию унифицированного учебника Мясковский относится отрицательно. Он против того, чтобы учителей лишали выбора. Впрочем, уверен, что недостающую историческую информацию всегда можно получить в Интернете, так что учебник сегодня – это далеко не единственный источник исторических знаний.
Свой урок истории получает, да и преподает сверстникам нижегородский школьник Алексей Шаров. Он хорошо учится, но в свободное от уроков время еще и оппозиционер, и на митинги ходит, и одиночные пикеты устраивает. Сейчас в нижегородском ГУВД проходит служебная проверка по поводу его задержания. Оппозиция распространила следующую версию этой истории. Алексею назначили встречу якобы сторонники Pussy Riot. Школьник заподозрил в них провокаторов и решил разоблачить их. На встречу никто не пришел, зато подросток заметил за собой слежку. Потом появились сотрудники Центра противодействия экстремизму, он пытался сопротивляться, но они посадили его в машину. По словам Шарова, полицейские ему угрожали и предлагали стать стукачом. Версию правоохранительных органов теперь уточняют сотрудники отдела собственной безопасности.
Или другой, еще более зрелищный урок истории для нижегородских школьников – утрата исторического облика Нижнего Новгорода, происходящая у них на глазах. Защитники самобытной городской среды пытаются отстоять вполне добротные дома, составлявшие особый нижегородский колорит. Но пикетчиков задерживают, арестовывают, а дома сносятся. Сейчас под угрозой сразу несколько хорошо сохранившихся городских особняков – дома купца Федорова, Бурмистрова, купца Столярова… Только что снесен дом с деревянной резьбой на улице Октябрьской. Нижний Новгород тут, конечно, не исключение.
Власть, демонстрирующая пренебрежительное отношение к подлинной истории, вряд ли способна создать действительно авторитетный учебник по тому же предмету.
Тем временем на высоком уровне организуется ассоциация учителей литературы, призванная создать унифицированную концепцию преподавания и этого предмета, а также и унифицированную методичку для остальных педагогов страны. На высоком уровне теперь обсуждается, что «Мастера и Маргариту» Булгакова и «Бесов» Федора Достоевского надо из школьной программы изъять, что сказки Салтыкова-Щедрина потенциально опасны, и гражданская лирика Некрасова тоже, как и «Отцы и дети» Тургенева и даже «Гроза» Островского. Потому что слишком реалистичны. «Да здесь все как будто из-под неволи», – говаривала, помнится, Катерина в своем знаменитом монологе. И правда, чревато.
Нижний Новгород

Дорогие десятиклассники,

Девушки



Юноши учат монолог Кулигина:

Успехов!

10 класс, монологи из "Грозы" наизусть

Дорогие десятиклассники, чтобы не возникло недоразумений, выкладываю здесь монологи из пьесы А.Н.Островского "Гроза", которые вы должны выучить наизусть.

Девушки учат следующий монолог Катерины:

Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела...
Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем...
Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы,-у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Юноши учат монолог Кулигина:

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь!

Успехов!

Катерина и Варвара .


Катерина . Так ты, Варя, жалеешь меня?

Варвара (глядя в сторону) . Разумеется, жалко.

Катерина . Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара . За что ж мне тебя не любить-то?

Катерина . Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.


Молчание.


Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара . Что?

Катерина . Отчего люди не летают?

Варвара . Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина . Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)

Варвара . Что ты выдумываешь-то?

Катерина (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара . Ты думаешь, я не вижу?

Катерина . Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, - у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара . Да ведь и у нас то же самое.

Катерина . Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

Варвара . А что же?

Катерина (помолчав) . Я умру скоро.

Варвара . Полно, что ты!

Катерина . Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю.

Варвара . Что же с тобой такое?

Катерина (берет ее за руку) . А вот что, Варя: быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. (Хватается за голову рукой.)

Варвара . Что с тобой? Здорова ли ты?

Катерина . Здорова… Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану - мыслей никак не соберу, молиться - не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…

Варвара . Ну?

Катерина . Да что же это я говорю тебе: ты девушка.

Варвара (оглядываясь) . Говори! Я хуже тебя.

Катерина . Ну, что ж мне говорить? Стыдно мне.

Варвара . Говори, нужды нет!

Катерина . Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…

Варвара . Только не с мужем.

Катерина . А ты почем знаешь?

Варвара . Еще бы не знать.

Катерина . Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?

Варвара . Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть.

Катерина . Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!

Варвара . Что ты! Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет.

Катерина . Нет, нет, не надо! Что ты! Что ты! Сохрани господи!

Варвара . Чего ты испугалась?

Катерина . Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете.

Варвара . А вот погоди, там увидим.

Катерина . Нет, нет, и не говори мне, я и слушать не хочу.

Варвара . А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!


Входит Барыня с палкой и два лакея в треугольных шляпах сзади.


| |

В атмосфере "темного царства", под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить, изворачиваться.

Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила - каждого на свой лад. Тихон подавлен, жалок, обезличен. Но даже гнет Кабанихи не убил в нем окончательно живые чувства. Где-то в глубине его робкой души теплится огонек - любовь к жене. Он не смеет проявлять эту любовь, он не понимает сложной душевной жизни Катерины и рад уехать даже от нее, лишь бы вырваться из домашнего ада. Но огонек в его душе не гаснет. Растерянный и подавленный, Тихон проявляет любовь и жалость к изменившей ему жене. "А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть..." - признается он Кулигину.

Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате. Однако в последней сцене любовь к жене побеждает страх перед матерью, и в Тихоне пробуждается человек. Над трупом Катерины впервые в жизни он обращается к матери с обвинением. Здесь перед нами человек, в котором под влиянием страшной беды проснулась воля. Проклятия звучат тем более грозно, что исходят они от самого забитого, самого робкого и слабого человека. Значит, действительно рушатся устои "темного царства" и колеблется власть Кабанихи, если даже Тихон так заговорил.

Иные, чем в Тихоне, черты воплощены в образе Варвары. Она не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным - она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. "И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Житейская философия ее очень проста: "Делай что хочешь, только бы шито да крыто было". Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому. И опять рушатся старозаветные идеалы Кабанихи. Дочь "опозорила" ее дом, вырвалась на свободу из-под ее власти.

Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Он сам говорит о себе: "Уж ведь совсем убитый хожу... Загнан, забит..." Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить.
В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается ("Не застали б нас здесь"). Это именно тот случай, по пословице, от слабости до подлости всего один шаг. Покорно и трусливо звучат бессильные проклятия Бориса: "Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай Бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя!.. Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!" Нет у него этой силы... Однако в общем хоре протестующих голосов даже этот бессильный протест знаменателен.
Среди персонажей пьесы, противопоставленных Дикому и Кабанихе, наиболее ясно и здраво судит о "темном царстве" Кулигин. Этот механик-самоучка обладает светлым умом и широкой душой, как многие талантливые люди из народа. Неслучайно и сама фамилия Кулигина напоминает фамилию замечательного изобретателя-самоучки нижегородца Кулибина. Кулигин осуждает собственнические инстинкты купечества, жестокое отношение к человеку, невежество, равнодушие ко всему истинно прекрасному. Противопоставление Кулигина "темного царству" особенно выразительно в сцене столкновения с Диким. Прося денег на солнечные часы, он не о себе заботится, его интересует "для всех вообще обывателей польза". А Дикой даже в толк не возьмет, о чем идет речь, настолько чуждо ему само понятие общественных интересов. Собеседники словно говорят на разных языках. Дикой зачастую просто не понимает слов Кулигина, особенно когда тот цитирует своих любимых поэтов XVIII века. На почтительные реплики, украшенные цитатами, Дикой реагирует весьма своеобразно: "Ты у меня грубить не смей!" - и пугает его городничим.



Кулигин - незаурядный человек. Но не его назвал Добролюбов "лучом света в темном царстве". Почему? Да потому, что он бессилен, слаб в своем протесте. Так же, как и Тихон, как Борис, Кулигин боится самодурной силы, склоняется перед ней. "Нечего делать, надо покориться!" - говорит он смиренно и других учит покорности. Так, он советует Кудряшу: "Лучше уж стерпеть". То же рекомендует он и Борису: "Что же делать-то, сударь. Надо стараться угождать как-нибудь".



Только в пятом акте, потрясенный гибелью Катерины, Кулигин поднимается до открытого протеста. Суровое обвинение звучит в его последних словах: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!" Этими словами герой не только оправдывает самоубийство Катерины, освободившее ее от гнета, но и обвиняет в ее гибели немилосердных судей, погубивших свою жертву.

Монолог Катерины (наизусть)

«Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?
Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития" разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было! Да здесь все как будто из-под неволи.»

Билет № 13

1«Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти...». Социальный статус и духовный мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Ф.М. Достоевский – известный философ и мыслитель. Его произведения поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание».


В “Преступлении и наказании” показан буржуазный̆ Петербург. Не тот яркий, красочный, с морем огней, а город, в котором живут Раскольниковы, Мармеладовы, безжалостные процентщицы, город уличных девиц и многочисленных распивочных.
Поэтому Раскольников и идет на преступление. Его преступление - это крик души, это отзыв, порожденный̆ в ответ на все притеснения и беды народа. Раскольников - это жертва буржуазного общества. Он сам “униженный̆ и оскорбленный”, хотя считает себя “сильной личностью”. Он ушел из университета, ᴨᴏᴛому что нечем было платить за обучение, он живет в какой-то маленькой комнатушке, скорее похожей на гроб, чем на жилище. Раскольников мучительно ищет выход из положения. Но его нет! Само общество виновато в ᴇᴦᴏ положении!
Яркий пример этому - семья Мармеладовых. Сам Мармеладов - конченый человек. Бывший чиновник, он ищет правды в распивочной. Грязь, вонь этой распивочной настраивают против Мармеладова. А что ему остается делать? Он находится за порогом человеческой чести и гордости. Мармеладов понимает свое положение. Он говорит: “В бедности вы еще сохраните свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету... метлой выметают из компании человеческой”. Нищета - это когда не к кому пойти, некому пожаловаться, некому довериться. Мармеладов достоин и недостоин сострадания.
В целом, мы понимаем, что не он виноват в своем положении, а с другой - нельзя опускаться до такой степени, когда уже чуждо все человеческое. Своим пьянством он довел семью до беспросветной нищеты. Страдают все, и в первую очередь - Катерина Ивановна.
Дочь офицера, она уже второй раз выходит замуж, спасая этим своих детей. Но что дал ей ϶ᴛόᴛбрак? То, что она, больная чахоткой, не спала ночами, чтобы выстирать детям одежду! Разве заслужила она это? А что она могла сделать? После смерти Мармеладова Катерина Ивановна оказывается выброшенной на улицу. Она заставляет своих детей просить милостыню. А что можно было делать? Безвыходность положения - вот что показывает Достоевский.
Глубоко несчастна и Соня Мармеладова. Но Соня - это “луч света в темном царстве”. Она выступает как носительница моральных ценностей “униженных и оскорбленных”. Соня, как и Мармеладовы, - жертва несправедливого порядка. Пьянство отца, страдания Катерины Ивановны, обреченных на голод и нищету, заставили её “преступить” свое “я”, отдать свою душу и тело на поругание окружающему миру. Но в отличие от Раскольникова Соня полна нерушимого сознания, что никакие самые гуманные цели не могут оправдать насилие.
Все герои Достоевского кончают свою жизнь смертью. Нет выхода из положения, остается только смерть. Судьбами своих героев Достоевский доказывает, что нет места в буржуазном мире “маленькому” человеку. У всех “униженных и оскорбленных” есть только один выход - быть раздавленными богатой коляской, то есть теми условиями жизни, в которые эти люди поставлены обществом.

Роман “Преступление и наказание” принадлежит к числу тех произведений мировой классики, ценность которых не уменьшается с течением времени.
В своем романе Достоевский ставит вопрос о месте маленького человека в суетливом, постоянно движущемся вперед мире. Роман “Преступление и наказание” принадлежит к числу тех произведений мировой классики, ценность которых не уменьшается с течением времени.
В своем романе Достоевский ставит вопрос о месте маленького человека в суетливом, постоянно движущемся вперед мире.
Нет места в этом городе бедному человеку. У него один выход из положения: либо повторить судьбу Мармеладова, раздавленного богатой коляской, либо судьбу Сони, которая ради спасения детей продает свое тело.
Не только Раскольников, как показывает Достоевский, но и тысячи других людей неизбежно обречены при существующем порядке на раннюю смерть, нищету и бесправие.

Судьба Дуни тоже трагична. Из-за любви к брату она идет работать гувернанткой в дом к Свидригайлову. Из-за него она терпит унижения и позор. И вот появляется Лужин, который хочет жениться на Дуне. Девушка понимает, что, выйдя замуж за Лужина, она станет полностью зависимой от своего “спасителя”. И все это она делает ради брата, ради его будущего. Раскольников не может принять этой жертвы, он делает все, чтобы Дуня не вышла замуж. И Дуня начинает понимать истинные намерения Лужина, начинает бороться за свою гордость.

В своем романе Достоевский ставит вопрос о месте маленького человека в суетливом, постоянно движущемся вперед мире.
В “Преступлении и наказании” показан буржуазный Петербург. Не тот яркий, красочный, с морем огней, а город, в котором живут Раскольниковы, Мармеладовы, безжалостные процентщицы, город уличных девиц и многочисленных распивочных.
Нет места в этом городе бедному человеку. У него один выход из положения: либо повторить судьбу Мармеладова, раздавленного богатой коляской, либо судьбу Сони, которая ради спасения детей продает свое тело.
Поэтому Раскольников и идет на преступление. Его преступление - это крик души, это отзыв, порожденный в ответ на все притеснения и беды народа. Раскольников - это жертва буржуазного общества. Он сам “униженный и оскорбленный”, хотя считает себя “сильной личностью”. Он ушел из университета, потому что нечем было платить за обучение, он живет в какой-то маленькой комнатушке, скорее похожей на гроб, чем на жилище. Раскольников мучительно ищет выход из положения. Но его нет! Само общество виновато в его положении!
Не только Раскольников, как показывает Достоевский, но и тысячи других людей неизбежно обречены при существующем порядке на раннюю смерть, нищету и бесправие.
Яркий пример этому - семья Мармеладовых. Сам Мармеладов - конченый человек. Бывший чиновник, он ищет правды в распивочной. Грязь, вонь этой распивочной настраивают против Мармеладова. А что ему остается делать? Он находится за порогом человеческой чести и гордости. Мармеладов понимает свое положение. Он говорит: “В бедности вы еще сохраните свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету... метлой выметают из компании человеческой”. Нищета - это когда не к кому пойти, некому пожаловаться, некому довериться. Мармеладов достоин и недостоин сострадания. С одной стороны, мы понимаем, что не он виноват в своем положении, а с другой - нельзя опускаться до такой степени, когда уже чуждо все человеческое. Своим пьянством он довел семью до беспросветной нищеты. Страдают все, и в первую очередь - Катерина Ивановна.
Дочь офицера, она уже второй раз выходит замуж, спасая этим своих детей. Но что дал ей этот брак? То, что она, больная чахоткой, не спала ночами, чтобы выстирать детям одежду! Разве заслужила она это? А что она могла сделать? После смерти Мармеладова Катерина Ивановна оказывается выброшенной на улицу. Она заставляет своих детей просить милостыню. А что можно было делать? Безвыходность положения - вот что показывает Достоевский.
Судьба Дуни тоже трагична. Из-за любви к брату она идет работать гувернанткой в дом к Свидригайлову. Из-за него она терпит унижения и позор. И вот появляется Лужин, который хочет жениться на Дуне. Девушка понимает, что, выйдя замуж за Лужина, она станет полностью зависимой от своего “спасителя”. И все это она делает ради брата, ради его будущего. Раскольников не может принять этой жертвы, он делает все, чтобы Дуня не вышла замуж. И Дуня начинает понимать истинные намерения Лужина, начинает бороться за свою гордость.
Глубоко несчастна и Соня Мармеладова. Но Соня - это “луч света в темном царстве”. Она выступает как носительница моральных ценностей “униженных и оскорбленных”. Соня, как и Мармеладовы, - жертва несправедливого порядка. Пьянство отца, страдания Катерины Ивановны, обреченных на голод и нищету, заставили ее “преступить” свое “я”, отдать свою душу и тело на поругание окружающему миру. Но в отличие от Раскольникова Соня полна нерушимого сознания, что никакие самые гуманные цели не могут оправдать насилие.
Все герои Достоевского кончают свою жизнь смертью. Нет выхода из положения, остается только смерть. Судьбами своих героев Достоевский доказывает, что нет места в буржуазном мире “маленькому” человеку. У всех “униженных и оскорбленных” есть только один выход - быть раздавленными богатой коляской, то есть теми условиями жизни, в которые эти люди поставлены капиталистическим обществом. Роман “Преступление и наказание” принадлежит к числу тех произведений мировой классики, ценность которых не уменьшается с течением времени.
В своем романе Достоевский ставит вопрос о месте маленького человека в суетливом, постоянно движущемся вперед мире.
В “Преступлении и наказании” показан буржуазный Петербург. Не тот яркий, красочный, с морем огней, а город, в котором живут Раскольниковы, Мармеладовы, безжалостные процентщицы, город уличных девиц и многочисленных распивочных.
Нет места в этом городе бедному человеку. У него один выход из положения: либо повторить судьбу Мармеладова, раздавленного богатой коляской, либо судьбу Сони, которая ради спасения детей продает свое тело.
Поэтому Раскольников и идет на преступление. Его преступление - это крик души, это отзыв, порожденный в ответ на все притеснения и беды народа. Раскольников - это жертва буржуазного общества. Он сам “униженный и оскорбленный”, хотя считает себя “сильной личностью”. Он ушел из университета, потому что нечем было платить за обучение, он живет в какой-то маленькой комнатушке, скорее похожей на гроб, чем на жилище. Раскольников мучительно ищет выход из положения. Но его нет! Само общество виновато в его положении!
Не только Раскольников, как показывает Достоевский, но и тысячи других людей неизбежно обречены при существующем порядке на раннюю смерть, нищету и бесправие.
Яркий пример этому - семья Мармеладовых. Сам Мармеладов - конченый человек. Бывший чиновник, он ищет правды в распивочной. Грязь, вонь этой распивочной настраивают против Мармеладова. А что ему остается делать? Он находится за порогом человеческой чести и гордости. Мармеладов понимает свое положение. Он говорит: “В бедности вы еще сохраните свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету... метлой выметают из компании человеческой”. Нищета - это когда не к кому пойти, некому пожаловаться, некому довериться. Мармеладов достоин и недостоин сострадания. С одной стороны, мы понимаем, что не он виноват в своем положении, а с другой - нельзя опускаться до такой степени, когда уже чуждо все человеческое. Своим пьянством он довел семью до беспросветной нищеты. Страдают все, и в первую очередь - Катерина Ивановна.
Дочь офицера, она уже второй раз выходит замуж, спасая этим своих детей. Но что дал ей этот брак? То, что она, больная чахоткой, не спала ночами, чтобы выстирать детям одежду! Разве заслужила она это? А что она могла сделать? После смерти Мармеладова Катерина Ивановна оказывается выброшенной на улицу. Она заставляет своих детей просить милостыню. А что можно было делать? Безвыходность положения - вот что показывает Достоевский.
Судьба Дуни тоже трагична. Из-за любви к брату она идет работать гувернанткой в дом к Свидригайлову. Из-за него она терпит унижения и позор. И вот появляется Лужин, который хочет жениться на Дуне. Девушка понимает, что, выйдя замуж за Лужина, она станет полностью зависимой от своего “спасителя”. И все это она делает ради брата, ради его будущего. Раскольников не может принять этой жертвы, он делает все, чтобы Дуня не вышла замуж. И Дуня начинает понимать истинные намерения Лужина, начинает бороться за свою гордость.
Глубоко несчастна и Соня Мармеладова. Но Соня - это “луч света в темном царстве”. Она выступает как носительница моральных ценностей “униженных и оскорбленных”. Соня, как и Мармеладовы, - жертва несправедливого порядка. Пьянство отца, страдания Катерины Ивановны, обреченных на голод и нищету, заставили ее “преступить” свое “я”, отдать свою душу и тело на поругание окружающему миру. Но в отличие от Раскольникова Соня полна нерушимого сознания, что никакие самые гуманные цели не могут оправдать насилие.
Все герои Достоевского кончают свою жизнь смертью. Нет выхода из положения, остается только смерть. Судьбами своих героев Достоевский доказывает, что нет места в буржуазном мире “маленькому” человеку. У всех “униженных и оскорбленных” есть только один выход - быть раздавленными богатой коляской, то есть теми условиями жизни, в которые эти люди поставлены капиталистическим обществом. Роман “Преступление и наказание” принадлежит к числу тех произведений мировой классики, ценность которых не уменьшается с течением времени.
В своем романе Достоевский ставит вопрос о месте маленького человека в суетливом, постоянно движущемся вперед мире.
В “Преступлении и наказании” показан буржуазный Петербург. Не тот яркий, красочный, с морем огней, а город, в котором живут Раскольниковы, Мармеладовы, безжалостные процентщицы, город уличных девиц и многочисленных распивочных.
Нет места в этом городе бедному человеку. У него один выход из положения: либо повторить судьбу Мармеладова, раздавленного богатой коляской, либо судьбу Сони, которая ради спасения детей продает свое тело.
Поэтому Раскольников и идет на преступление. Его преступление - это крик души, это отзыв, порожденный в ответ на все притеснения и беды народа. Раскольников - это жертва буржуазного общества. Он сам “униженный и оскорбленный”, хотя считает себя “сильной личностью”. Он ушел из университета, потому что нечем было платить за обучение, он живет в какой-то маленькой комнатушке, скорее похожей на гроб, чем на жилище. Раскольников мучительно ищет выход из положения. Но его нет! Само общество виновато в его положении!
Не только Раскольников, как показывает Достоевский, но и тысячи других людей неизбежно обречены при существующем порядке на раннюю смерть, нищету и бесправие.
Яркий пример этому - семья Мармеладовых. Сам Мармеладов - конченый человек. Бывший чиновник, он ищет правды в распивочной. Грязь, вонь этой распивочной настраивают против Мармеладова. А что ему остается делать? Он находится за порогом человеческой чести и гордости. Мармеладов понимает свое положение. Он говорит: “В бедности вы еще сохраните свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету... метлой выметают из компании человеческой”. Нищета - это когда не к кому пойти, некому пожаловаться, некому довериться. Мармеладов достоин и недостоин сострадания. С одной стороны, мы понимаем, что не он виноват в своем положении, а с другой - нельзя опускаться до такой степени, когда уже чуждо все человеческое. Своим пьянством он довел семью до беспросветной нищеты. Страдают все, и в первую очередь - Катерина Ивановна.
Дочь офицера, она уже второй раз выходит замуж, спасая этим своих детей. Но что дал ей этот брак? То, что она, больная чахоткой, не спала ночами, чтобы выстирать детям одежду! Разве заслужила она это? А что она могла сделать? После смерти Мармеладова Катерина Ивановна оказывается выброшенной на улицу. Она заставляет своих детей просить милостыню. А что можно было делать? Безвыходность положения - вот что показывает Достоевский.
Судьба Дуни тоже трагична. Из-за любви к брату она идет работать гувернанткой в дом к Свидригайлову. Из-за него она терпит унижения и позор. И вот появляется Лужин, который хочет жениться на Дуне. Девушка понимает, что, выйдя замуж за Лужина, она станет полностью зависимой от своего “спасителя”. И все это она делает ради брата, ради его будущего. Раскольников не может принять этой жертвы, он делает все, чтобы Дуня не вышла замуж. И Дуня начинает понимать истинные намерения Лужина, начинает бороться за свою гордость.
Глубоко несчастна и Соня Мармеладова. Но Соня - это “луч света в темном царстве”. Она выступает как носительница моральных ценностей “униженных и оскорбленных”. Соня, как и Мармеладовы, - жертва несправедливого порядка. Пьянство отца, страдания Катерины Ивановны, обреченных на голод и нищету, заставили ее “преступить” свое “я”, отдать свою душу и тело на поругание окружающему миру. Но в отличие от Раскольникова Соня полна нерушимого сознания, что никакие самые гуманные цели не могут оправдать насилие.
Все герои Достоевского кончают свою жизнь смертью. Нет выхода из положения, остается только смерть. Судьбами своих героев Достоевский доказывает, что нет места в буржуазном мире “маленькому” человеку. У всех “униженных и оскорбленных” есть только один выход - быть раздавленными богатой коляской, то есть теми условиями жизни, в которые эти люди поставлены капиталистическим обществом.

2 «Твоя любовь любому чувству может быть примером …» Любовная тема в лирике А. С. Пушкина (на примере 2-3 стихотворений). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

Наверное, в жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Кому-то она приносит радость и счастье, кому-то - горечь неразделенного чувства, а для кого-то становится источником страданий от невозможности удержать это чувство. Не перечесть всех удивительных и тончайших оттенков любви.

Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант - умение чувствовать любое движение сердца, передавать все оттенки чувств человека в своих стихах. Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.

Любовь и дружба - главные чувства, изображаемые Пушкиным. Герой лирики Пушкина прекрасен во всем - ибо честен и требователен к себе.
Любовь в лирике Пушкина - это способность подняться над мелким и случайным. Высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания с гениальной простотой и глубиной передано в стихотворении «Я вас любил...» (1829). Это стихотворение - образец абсолютного поэтического совершенства. Оно построено на простом и вечно новом признании: «Я вас любил». Оно повторяется три раза, но каждый раз в новом контексте, с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради счастья любимой женщины. Загадочность этих стихов - в их полной безыскусственности, обнаженной простоте и в то же время невероятной емкости и глубине человеческого эмоционального содержания. Поражает свойственное очень немногим бескорыстие любовного чувства, искреннее желание не просто счастья не любящей автора женщине, но новой, счастливой любви для нее.

В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.

Гимном высокому и светлому чувству Любви стало стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье...”(1825 год), посвященное А. П. Керн. Здесь, в Михайловском, Анна Петровна и Александр Пушкин увиделись спустя шесть лет после их первой встречи.

Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Установите связь между автором и произведением
А.Н.Островский < «Бесприданница»
Н.В.Гоголь < «Невский проспект»
А.С.Пушкин < «Медный всадник»

А.Н.Островский < «Гроза»
Н.В.Гоголь < «Портрет»
А.С.Пушкин < «Пиковая дама»
Установите связь между автором и произведением
А.Н.Островский < «Таланты и поклонники»
Н.В.Гоголь < «Женитьба»
М.Ю.Лермонтов < «Маскарад»
Установите связь между автором и произведением
А.Н.Островский < «Без вины виноватые»
Н.В.Гоголь < «Шинель»
М.Ю.Лермонтов < «Демон»

Н.В. Гоголь < Пискарев
А.Н.Островский < Дикой
А.С.Пушкин < Ленский
Установите связь между героем и автором
Н.В. Гоголь < Чартков
А.Н.Островский < Паратов
А.С.Пушкин < Германн
Установите связь между героем и автором
Н.В. Гоголь < Пирогов
А.Н.Островский < Карандышев
А.С.Пушкин < Онегин
Установите связь между героем и автором
Н.В. Гоголь < Башмачкин
А.Н.Островский < Тихон Кабанов
М.Ю.Лермонтов < Григорий Печорин
Установите связь между героем и автором
Н.В. Гоголь < Собакевич
А.Н.Островский < Кулигин
М.Ю.Лермонтов < Арбенин

Дикой < Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Дармоед! Пропади ты пропадом!
Борис < Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием
Кулигин < По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина... Мудрец был Ломоносов, испытатель природы... А ведь тоже из нашего, из простого звания
Установите связь между героем и его репликой
Дикой < Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался!
Борис < Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало
Кулигин < Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти!
Установите связь между героем и его репликой
Кабанова < Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.
Кабанов < Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.
Катерина < Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)
Установите связь между героем и его репликой
Кабанова < Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.
Кабанов < Да мы об вас, маменька, денно и нощно бога молим, чтобы вам, маменька, бог дал здоровья и всякого благополучия и в делах успеху.
Катерина < Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю.
Установите связь между героем и его репликой
Катерина < Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается.
Варвара < Вздор все. Очень нужно слушать, что она городит. Она всем так пророчит. Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает.
Кабанова < Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай. Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь спросишь, так ли все исполнила.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры