Н крымов биография зимний вечер. Картина "Зимний вечер" Крымова: описание

Главная / Измена жены

Я смотрю на картину «Зимний вечер», которую нарисовал известный художник-пейзажист Н. П. Крымов. На ней изображена деревня в зимних красках. Глядя на эту картину возникает чувство спокойствия и умиротворения. Кажется что, не смотря на огромное количество снега, этот зимний вечер теплый и солнечный.

На первый план картины, художник вынес замерзшую реку, чистую и прозрачную, потому что лед изображен на ней гладким. У берега из подо-льда можно разглядеть темные пятна, их еще называют островками мелководья. А у самого берега мы видим растущий кустарник. Несколько птичек уселись на кромке льда и на самом кусте. Мне кажется что художник, рисуя свой пейзаж, находился на противоположном берегу, возможно, даже на пригорке.

На втором плане деревенские избы, а за ними и растущий лес. Можно предположить, что в лесу растут дубы и тополя. Лес художник выделил, создав контраст светлого желтоватого неба, и темных домов. Перед домами раскинулись просторы со снежными сугробами, но снег не кажется тяжелым. Наоборот он кажется легким и воздушным, потому что художник изобразил его голубым цветом. В окне одной из изб, можно разглядеть мерцающий свет, немного левее можно увидеть купола колокольни. У одного из домов стоят два воза наверно с сеном, по узкой тропинке двигаются жители этого села.

Для изображения снега автор пользуется разными оттенками и белого и нежно голубого цветов. Я думаю, художник хотел в своей картине передать нам настроение деревенской атмосферы. Глядя на произведение у меня возникает чувство покоя и умиротворения. Хочется стать одним из тех жителей, которые идут по тропинке. Вдохнуть морозного воздуха и окунуться в атмосферу деревенской жизни. Спасибо Крымову, за то, что подарил несколько минут фантастического путешествия, в мир фантазий

Известный русский художник-пейзажист Николай Крымов в своем твоччестве имеет множество прекрасных пейзажей, среди которых, своим зимним колоритом выделяется картина «Зимний вечер» созданная автором в 1919 году. Живописец изображает небольшое русское село расположенное в одной из российских глубинок. Как мы видим оно покрыто снегом и не наблюдается ни одной накатанной дороги. Возможно, именно это и придает ему какой-то мифический вид. Заснеженный простор и заледеневшая река, словно из какой-то старинной русской сказки. Кажется, еще немного и мы увидим, как к реке за водой на печи поедет Емеля.

Стоят короткие зимние дни и в окнах уже горит свет, хотя солнце еще не спешит спрятаться за горизонтом и его лучи еще освещают крыши домов, на которых так ярко искрится серебристо - белый снег. Но снег, который уже в тени, художник изображает целой гаммой оттенков от небесно- лазурного до светло-фиолетового.

Перед зрителем на переднем плане полотна отображена заледеневшая речушка, на которой видны островки мелководья, а на самом берегу растут кустарники. Лед на реке при почти горизонтальном солнечном освещении выглядит бледно-бирюзовым.

На берегу, как темные пятнышки, нахохлившись, сидят несколько ворон. Они внимательно наблюдают за перемещением двух возов, доверху нагруженных сеном. Птицы надеются на дороге или около домов найти оброненные крошки или несколько зерен, ведь зима выдалась очень снежной и холодной.

За рекой поле в нетронутых сугробах проложена неширокая извилистая тропинка, по которой сельские жители спешат до дома, пока совсем не стемнело, чтобы вернуться домой. Среди пещих людей можно различить несколько ребятишек, которым снежная зима только в радость. Можно покататься на санках и коньках, построить снежный городок, слепить снеговика, да и мало ли на Руси придумано разнообразных зимних забав.

Уютные домики расположились группами. Когда мы лицезреем этот зимний пейзаж, то нам кажется, что они прижались друг к другу, словно пытаясь согреться.

Как можно догадаться в этом зимнем пейзаже художником изображена не деревня, так как в России, деревни были малочисленными и в них не строили церкви. Прихожане по обычаю собирались с окрестных деревень в ближайшее село. Вот и здесь вдали видна небольшая церковь с колокольней, на золоченом куполе которой отражаются закатные лучи.

Несколько салатно-песочное небо этого зимнего вечера создает мягкий контраст с освещенными закатным солнцем деревьями, окружающим село. И весь этот зимний пейзаж с небольшими жанровыми сценками показывает величественность и красоту русской природы. Полотно навевает покой и умиротворение. А сочетание холодных и теплых тонов на снежном покрове и предзакатного неба создает впечатление необыкновенной свежести и легкого морозца. Такое небо часто может быть предвестником ярко-багрового заката и по народным приметам предвещает на следующий день сильный ветер.

Крымов придает снегу пушистость и воздушность, что создает особое очарование неброской красоте русской природы. Мы прекрасно знаем, что зимы бывают разные: это и метели и сильнейшие морозы, и частые оттепели. Художник показывает нам зиму снежную, но добрую, подбирая невероятные сочетания оттенков, чтобы изобразить прекрасный зимний вечер.

В настоящее время полотно Николая Крымова «Зимний вечер» находится в экспозиции Казанского Государственного музея изобразительных искусств.

Известным русским художником-пейзажистом Николаем Петровичем Крымовым за весь период творчества было написано множество картин. Большинство из них представляет собой изображение безлюдной природы, показанной зрителю весьма поэтично.

Одним из прекраснейших пейзажей художника является картина «Зимний вечер». Крымовым она была создана в 1919 г. На этом полотне автор изобразил неброскую красоту родной русской природы и то, что ему особенно было по душе - мороз, снег, а также величавость и спокойствие зимы.

«Портрет» России

Картина Н. П. Крымова «Зимний вечер» уже с первого взгляда дает нам представление о ее авторе как о мастере гармоничного пейзажа. Полотно, на котором изображена средняя полоса России, отличается не только реалистичностью, но и тонким умением отображения натуральных красок окружающего мира.

В своей картине «Зимний вечер» Крымов смог точно воссоздать природу родной стороны и жизнь крестьянства. Именно поэтому пейзаж можно назвать «портретом» России, который автор смог увидеть в обычном скромном уголке страны.

Общий план

Учебные планы предусматривают изучение школьниками картины «Зимний вечер» в 6 классе. Тогда же учащимся предлагается сделать ее описание. Свои представления о пейзаже дети оформляют в виде сочинения. Одним из обязательных его пунктов является описание общего плана картины. Он представляет собой изображение деревенской околицы. Это менее десятка небольших деревянных строений, а также виднеющийся церковный купол. Изображены на переднем плане и двое саней, на которых везут дрова. Это и есть все основные детали картины, при рассмотрении которой на душе у зрителя не может не появиться чувство теплоты и умиротворения. И это несмотря на то, что на полотне изображена снежная зима.

Основа картины

О чем еще необходимо рассказать при написании сочинения (6 класс) по картине «Зимний вечер» Крымова? Основная часть изображенного на полотне пейзажа занята снегом. Он пушистый и белый. На кусте, торчащем из-под сугроба, сидят несколько небольших пташек, словно стремящихся поймать последние солнечные лучи заката.

Расположенные несколько поодаль деревянные дома смотрятся довольно темными. Именно поэтому белый снег, покрывающий крыши крестьянских строений, выглядит особенно контрастно. Темными пятнами на картине выделяются и люди, спешащие с мороза в тепло.

Не зря художник настолько сильно подчеркивает вид снега. Ведь он, белый и пушистый, - настоящий атрибут русской зимы. Н. Крымов в своей картине передает не только красоту русского пейзажа. Он позволяет нам понять ощущения и звуки природы. От картины веет на зрителя зимним холодом и в то же время она согревает его воспоминаниями и родным теплом.

На изображении снег пушистый и воздушный. И такой прием придает особое очарование неброскому по своей красоте уголку русской природы. Мы знаем, что погодные условия зимой бывают самые разные. Порой кружат метели, приходят сильные морозы или наступают оттепели. Автор же показал нам зиму пусть снежную, но при этом добрую, подобрав для этого невероятное сочетание оттенков для отображения прекрасного вечера.

Передний план

Любуясь картиной «Зимний вечер», первое, что мы видим - это закованная льдом река. Она располагается на первом плане полотна художника. Вода в речушке прозрачная и чистая. У берега виднеются из-под льда небольшие островки мелководья. Возле речушки растут кусты. На их ветках сидят, греясь друг о друга, небольшие птички. Подобное изображение свидетельствует о том, что на картине Н. Крымова «Зимний вечер» мы видим день морозный, но не слишком холодный. Скорее всего, из-за этого на реке нет людей. Ведь лед тонкий, и, идя по нему, можно провалиться. При практически горизонтальном естественном освещении он окрашен в бледно-бирюзовый тон.

Наверняка художник рисовал, расположившись на противоположном, более высоком берегу реки. Ведь все изображение на картине «Зимний вечер», как и взгляд художника, устремлено сверху вниз.

Зимняя природа

Глядя на картину «Зимний вечер», становится понятно, что живописец изображает на своем полотне село, находящееся где-то в русской глубинке. Оно полностью покрыто снегом. Невозможно найти здесь и хотя бы одну накатанную дорогу. Именно это придает картине «Зимний вечер» некий мифический вид.

Заснеженный простор вместе с заледеневшей рекой кажутся вышедшими из какой-либо русской сказки. Создается впечатление, что пройдет еще немного времени, и за водой к реке поедет на своей печи Емеля. При этом зимняя природа, изображенная на картине художника, тихая. Она словно уснула, и, кажется, останется такой до самой весны.

Задний план

Что непременно включается в описание картины Крымова «Зимний вечер»? Картина, от которой сложно оторвать взгляд, демонстрирует нам на заднем плане околицу деревушки, состоящей из нескольких домиков. У первого из них виднеется выстроенный амбар. Деревня не может быть маленькой. Ведь в противном случае в ней не было бы церкви, купол колокольни которой виден за жилыми постройками и освещается закатными лучами. Скорее всего, на картине изображено село. Ведь именно в эти относительно большие населенные пункты по обычаю шли прихожане со всех окрестных деревень.

Лес

Рассматривая картину Крымова «Зимний вечер», в 6 классе дети непременно должны дать описание той природы, которая находится за деревней. Это возвышающиеся над жилыми домами, тополя и дубы.

Художник изобразил лес на фоне яркого неба и белого снега, создав этим яркий контраст. Справа на полотне возвышается могучая сосна с пышной кроной и искривленными ветками. Слева находится довольно густой лес, состоящий из лиственных деревьев. В центре картины автор изобразил высокие деревья с куполообразной кроной. Все они окрашены в рыжевато-коричневые тона, которые им подарили лучи заходящего солнца.

Небо

Описание картины «Зимний вечер» позволяет ощутить красоту и величественность русской природы. На своем полотне автор изобразил небо в несколько салатно-песочных тонах и без единого облачка. Это позволило ему создать мягкий его контраст с деревьями, освещенными закатным солнцем, которые возвышаются на заднем плане домов.

При любовании полотном приходит чувство умиротворенности и покоя. При этом сочетание автором холодных и теплых тонов, в которых написан снежный покров и предзакатное небо, навевает впечатление легкого морозца и необыкновенной свежести.

Описывая картину «Зимний вечер», можно предположить, что скоро в этом уютном уголке России можно будет насладиться ярко-багровым закатом. Ведь такое чистое небо часто становится его предвестником. А согласно народным приметам, на следующий день в деревушке после спокойного и тихого дня может подуть сильный ветер.

Оттенки снега

Никогда не являются чисто формальным отображением действительности хорошие картины художников. «Зимний вечер» можно отнести к таким из них. Ведь при просмотре полотна не просто любуешься пейзажем, а, кажется, слышишь стоящую в деревушке звенящую тишину. Подобного ощущения позволяет добиться огромное снежное поле, расположенное перед жилыми постройками. Крымов для его изображения гениально использовал палитры цвета. Снег передан различными оттенками. Основной его цвет - нежно-голубой. Кроме этого, на картине видны синевато-черные тени. Они падают от домов. В тени снег изображен самой разнообразной гаммой оттенков. Это тона, которые начинаются небесно-лазурным и заканчиваются светло-фиолетовым.

Снег на картине не изображен переливающимся в солнечных лучах. Ведь небесное светило уже готово спрятаться за горизонт. Там, где нет теней, снег светлый, а где они падают на поле - темно-синий. Благодаря большому количеству оттенков у зрителя, любующегося картиной, возникает ощущение тепла. Этого и добивался Крымов, применяя разнообразную цветовую гамму. Именно благодаря ей автор придал своему полотну искренность и чувственность.

Закат

То действие, которое изображено на полотне художника Крымова, происходит в вечерние часы. О том, что солнце стремится скрыться за горизонтом, говорят нам розоватые оттенки неба. Свидетельством о наступлении вечера являются и все остальные краски природы. Ведь на закате они уже не блестят так, как это происходит в утренние часы. В это время несколько усиливается мороз и появляется тишина, умиротворенность и спокойствие. На закат дня указывают нам и тени, падающие на снежное поле. Они ложатся на сугробы, придавая им глубину и пышность.

На картине изображен зимний вечер, когда в окнах уже зажегся свет. Однако, несмотря на это, полотно очень светлое. Возможно, это от того, что мы видим большое количество снега, а может просто еще не так уж и поздно. Но это все же вечерние, предзакатные часы.

Люди

По тоненьким тропинкам, протоптанным между сугробами, можно судить о том, что зима уже полностью вступила в свои права. Однако художник дает нам понять, что люди вовсе не боятся ее и не желают сидеть дома.

На снегу можно видеть многочисленные тени, которые оставляют лучи заходящего солнца. Причем они не только от кустов. Падают тени и от четырех человеческих фигурок, идущих по узкой тропинке, протоптанной в сугробе. Скорее всего, это крестьяне, которые торопятся поскорее дойти к своему теплому и уютному жилью. Тропинка настолько узкая, что люди идут друг за другом. Впереди, предположительно, муж, жена и ребенок. Все они одеты в темные шубки. Поодаль стоит еще один человек. Почему он немного отстал от всех? Эту тайну художник нам не раскрыл. Он предоставил возможность зрителю самому додумать сюжет. Но при этом у людей хорошо различима главная особенность - они все смотрят вдаль. Возможно, ребенка заинтересовали птицы, а взрослые любуются прекрасным зимним вечером.

На переднем плане картины можно рассмотреть темные точки, в которых угадываются деревенские дети, катающиеся на санках с горки. Уже скоро станет темно, и они тоже побегут к себе домой.

В левой части картины виднеется проселок с движущимися по нему двумя санями, запряженными лошадьми. Повозки нагружены стогами сена. Люди, управляющими лошадьми, также спешат закончить свою работу. Ведь сделать это надо, пока еще совсем не стемнело.

Люди, которые идут по тропинке и лошади, тянущие за собой сани с сеном, наполняют картину движением и жизнью, указывая нам на ту связь, которая существует между человеком и природой.

Художник при написании картины явно находился на значительном расстоянии от деревни. Об этом говорят нам маленькие по своим размерам изображения лошадей, неясные небольшие фигурки людей, а также строения и дома, в которых невозможно рассмотреть конкретные детали. Общей массой на полотне выступают и деревья.

Глядя на картину, мы явно ощущаем глубокую тишину. Она нарушается лишь легким поскрипыванием снежного покрова под ногами идущих, тонким повизгиванием полозьев повозок, пеньем птиц и приглушенными ударами колокола.

Заключение

Картина «Зимний вечер» написана Н. Крымовым с большой любовью и тщательностью. Это становится понятным по широкой палитре оттенков и по разнообразию включенных в изображение деталей. Художник смог создать нужную атмосферу, благодаря которой зритель представляет себя стоящим на пригорке, любующимся деревушкой, ощущающим мороз и постепенно надвигающиеся сумерки.

Вся написанная картина обычна для деревни. Это настоящие русские селения, в которых живут простые люди, любящие окружающую природу и благодарные за свою жизнь.

Картина до сих пор продолжает создавать в душе зрителей умиротворенный и спокойный настрой. Наверняка каждый человек мечтал, хоть раз в своей жизни пожить в деревне, ощутив спокойствие, а также человеческое счастье. Испытать его можно только в таком тихом месте, а не в городе, где жизнь протекает в совершенно другом ритме.

На сегодняшний день подлинник картины Николая Петровича Крымова «Зимний вечер» является одним из экспонатов, находящихся в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств, который открыт в Казани.

Заледеневшая речка на переднем плане тоже имеет свои оттенки. Лед, укрывший водоем, практически сливается со снегом, поскольку имеет такой же бледно-бирюзовый цвет. О том, что это река, говорят только кустарники и птицы, усевшиеся на них.

Такое различное соединение цветов снега как нельзя лучше раскрывают ту самую русскую морозную зиму, к которой привык каждый человек. Именно такого снега ждут каждый год, именно он придает миру одновременное ощущение холода, свежести, чистоты и праздничного настроения.

Небо у Крымова имеет особую колористику – оно одновременно салатового и песочного оттенка, которые удивительным образом гармонируют между собой. Небесный свод словно обнимает окружающий пейзаж и жизнь людей, демонстрируя потрясающую красоту природы. От такого пейзажа веет умиротворением и покоем, который создает гармоничное сочетание теплых и холодных красок. Как правило, такой необычный закат – это время морозного и одновременно теплого дня.

У Крымова снег пушистый и одновременно воздушный. Он несет в себе неброскую красоту и демонстрирует разнообразие русской зимы, в которой есть метели, есть морозные дни и оттепели. На картине «Зимний вечер» изображена та зима, которую любят многие – морозная, воздушная, добрая и невероятно очаровательная благодаря сочетанию цветов.

«Зимний вечер» - это достаточно гармоничный пейзаж, в котором чудесным образом переплелись несовместимые оттенки. Крымов мастерки передал природные красоты, сумел органично соединить их с жизненным укладом русской деревеньки. Этот фрагмент из привычной человеческой жизни, становиться «портретом» как всей России, так и родного края художника.

Описание картины «Зимний вечер» Н. Крымова

Каждый мазок кисти Н. Крымова – это очарование красоты природы, мастерство семейных традиций живописи и глубокая душевность. Сказать, о том, что художник любил свой край – это ничего не сказать. Он восхищался каждым мгновением, проведенном в нем.

Графические изображения и театральные декорации Крымова – нечто особое для мира искусства. Рано получивший признание, мастер был тем редким счастливчиком, чье полотно украсило Третьяковку еще во времена учебы. Все ранние и последующие работы художника дышат символизмом, чему немало способствовала работа оформителя журнала «Золотое руно». Его пейзажи – это не традиционное изображение природы, а гобелен, так похожий на тот, который ткали средневековые дамы. Его красочное марево напоминает мираж, облеченный в форму русской традиционной предметности и объемности изображения.

Картина «Зимний вечер» - одна из таких работ. Традиционный пейзаж средней полосы России – это реализм и символизм одновременно. Это та самая природа, которая неразрывно связана с жизнью людей. Крымов – один из немногих, кто умел рисовать «портреты» России в скромном, привычном для каждого зрителя, виде.

Передний план картины занимает река, покрытая льдом, вдоль которой находятся небольшие кустарники с облепившими их птицами. Солнце, скрывшееся за горизонтом – это задний фон, который и влияет на всю колористику полотна. Маленькие деревянные домики отражают свет уходящего солнца и горят своим собственным светом. Зима в самом разгаре – об этом сообщают многочисленные тропинки, что ведут к деревне.

Центральную часть картины занимает изображение людей, которые хотят попасть домой побыстрее. Теплая одежда свидетельствует о морозной поре, которая вызывает у зрителя звуковые ассоциации: кажется, что уже слышен скрип снега под обувь. Одна из женщин останавливается, то ли задумавшись о чем-то, то ли чтобы полюбоваться красотой зимнего пейзажа. В деревню направляются сани, которые везут сено для лошадей. Их всадники идут рядом, направляясь к амбару в одном из дворов.

На картине «Зимний вечер» нет общепринятого понятия «пейзаж», которое подразумевает природные виды. В контекст вписаны живые люди, что и придает полотну динамики и насыщает его жизнью. След человека здесь во всем: в протоптанной тропинке, в домах, в лошадях и фигурах, и даже в церкви на заднем плане картины. Дети, которые съезжают с горки на санках – это основной «двигатель», который, пусть и написан несколькими точками, но говорит о том, что зимняя жизнь не уныла, а красочна и динамична.

Левая часть картины – это еще один момент движения. Поселок, расположенный по диагонали, к которому двигаются повозки с сеном, говорит о том, что в нем кипит жизнь. Склоняющийся к вечеру короткий зимний день словно заставляет людей двигаться быстрее. Кофейного цвета деревянные домики, от которых веет теплотой, являются символом домашнего уюта на полотне Крымова. Церковь на косогоре с горящим золотым светом куполом, вселяет в людей надежду, придает гармонии и завершенности холсту.

Зимняя пора у Крымова – размеренная и тихая. Природа, погруженная с сон и ковер бело-голубого снега, казалось бы, должны наполнять все вокруг безмолвием, но этого не происходит. Есть человеческий фактор, который создает живой и одновременно слаженный быт вокруг себя.

Зрители могут вспомнить все строки русских классиков о зиме, и каждая из них отразит восприятие Крымовым зимнего вечера: он неспешен, умиротворен, размерен и неизбежен и вместе с тем имеет особое звучание. Его музыка погружает каждого человека в тихий предвечерний час, когда отчетливо слышен скрип полозьев, смех детей и приглушенные удары церковных колоколов.

Цветовое решение картины несколько необычно для изображения зимнего вечера. Крымов ведь тяготел к символизму, а эти люди всегда искали необычные способы изображения мира. Зеленоватый закат солнца придает необычности картины, но вместе с тем подчеркивает мягкость спускающихся сумерек. Снег, написанный художником, является уникальной игрой целой гаммы оттенков – от тона небесной лазури до светло-фиолетового колера. Цвета эти расположены по восходящей от левого нижнего угла, именно они меняют окраску снега, оставляя его девственно-белым на крышах. Такой переход неслучаен – он создает мелодичные и похрустывающие звуковые эффекты.

Как давно вы смотрели на картину? Именно на рисунок, выполненный кистью и красками? Картина «Зимний вечер» пейзажиста Николая Петровича Крымова - простенькая, казалось бы, вещь с незамысловатым сюжетом. Но она заставляет задуматься.

И как же удивляешься и поражаешься мельчайшим деталям картин! Как же хочется рассматривать их и стараться понять настроение художника и его мысли в момент написания полотна!

Николай Крымов

Возможно, не столь популярен, как Васнецов или Малевич. Но его вклад в искусство сложно переоценить. Родившись в семье художника П. А. Крымова в 1884 году, мальчик получил навыки рисования уже в детстве. Отец с удовольствием показывал сыну основные приемы писания картин и рассказывал о композиции, цвете и освещении. Все это отразилось на мировосприятии Николая и его жизненных стремлениях.

Картина Крымова «Зимний вечер» - ярчайшая иллюстрация его представлений об изобразительном искусстве. Обучаясь в пейзажной мастерской А. М. Васнецова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, молодой художник пробовал себя в разных направлениях: и как оформитель, и как график, и позднее как сценографист. Но буквально с первых мазков кистью он примкнул к символизму, полагая, что картина должна передавать настроение своей цветовой гаммой.

Простенький пейзаж

Именно так - простенько - писал Н. П. Крымов. Картина «Зимний вечер» представляет собой пейзаж деревенской околицы. Несколько строений, церковный купол да пара саней с дровами - вот почти и вся картина. Конечно, есть на ней и деревья, и птицы на кустах, и люди, идущие по своим делам. Но все это не прорисовано детально, не выделено ярким цветом.

И в тоже время одного взгляда достаточно, чтобы понять - на дворе сильный мороз. И уже наступают сумерки. Это то время суток, когда окошки еще пропускают Когда сидишь в избе, кажется, что не так уж и холодно на улице. Такой он теплый и уютный, солнечный свет.

Русская зима

Картина «Зимний вечер» - это снег. Глядя на нее, создается такое ощущение, что художнику важно было показать именно вездесущность снега. Ведь это одна из главных зимы. Снег лежит везде: им припорошены крыши домов, плотно укрыта земля, под ним прячутся кустарники, которые изображены на переднем плане.

Он переливается в лучах заходящего солнца, а тени, которые отбрасывают отвалы тропинок, точно говорят о высоте снежных сугробов. Сразу становится понятно, что зима наступила не вчера, она уже давно вступила в свои права.

И даже приглушенность цвета не мешает определить красоту снежной русской зимы. Скрывшееся за горизонтом солнце изменило яркий дневной блеск снега на синеватый блик. Но даже этот оттенок передает пушистость снежного покрова. А в тех местах, где есть еще солнечные лучики, мы видим прозрачно-розовый снежок, который хочется взять в руки.

Возвращение домой

Что еще сумел донести до зрителя Крымов? Картина «Зимний вечер», описание которой и занимает нас сегодня, не перегружена объектами. И, тем не менее, в центре мы видим возвращающихся людей. Мы не знаем, что выгнало их на улицу в зимний день, но то, что они движутся к теплу и дому, настраивает и нас на уютные воспоминания о зимних вечерах.

Присмотревшись к тому, как движется семья с ребенком, мы понимаем, что тропинки протоптаны давно. Они довольно широкие для того, чтобы можно было разойтись со встречными прохожими. А значит, люди привыкли к таким сложным условиям и научились им противостоять.

Также домой везут копны сена и сани, Перед глазами появляются домашние животные, которые будут накормлены через пару минут. От этого равномерного быта как-то и сам успокаиваешься и понимаешь, что никакие жизненные невзгоды (вроде этого высокого снега) не могут изменить обязательный ход вещей. Картина «Зимний вечер» вполне подойдет для занятий медитацией и релаксацией. Мягкие тона и масса места для размышлений. Остается только включить неспешную музыку.

Нечеткие образы

Непрорисованными показывает нам и людей картина Крымова «Зимний вечер». Описание теплой одежды вполне оправдывает это, ведь шубы, валенки, теплые платки и шапки не оставляют места для утонченности и изящества. Фигуры людей вообще больше похожи на пятнышки краски, но в том-то и талант художника, чтобы вот так, без деталей и четких мазков кисти, передать не только задуманный образ, но и его настроение.

Картина Н. Крымова «Зимний вечер» светится теплотой и уютом. Глядя, как человеческие фигурки слегка наклонены вперед, понимаешь, что люди торопятся в тепло избы. А рассматривая их тяжелые одежды, просто сам ощущаешь, как нелегко идти по снегу. Пусть и по протоптанным дорожкам.

Точно так же, нечетко, обозначены на первом плане фигурки птиц. Они не спрятались под не испугались холодов, а расселись прямо на снегу. Но распушили перья и нахохлились - берегут силы, и от этого стали больше похожи на комочки чего-то живого, чем на порхающих легких птиц.

Деревушка

Картина Крымова «Зимний вечер» (описание ее - наша сегодняшняя задача) показывает деревушку. Складывается впечатление, что это именно маленькое скопление нескольких домов. Даже не окраина деревни, потому что за домами поднимаются массивные деревья.

Конечно, художник отлично разбирается в пропорциях, у него развито чувство меры. Но присмотритесь, как он расположил объекты на картине: даже на заднем плане дома во много раз превосходят людей, как бы обозначая свою солидность и значимость. И при этом мы понимаем, насколько они малы на самом деле. Достаточно сравнить деревья и избушки.

Невольно задумываешься, что символизирует картина «Зимний вечер». Крымов ведь именно символизм исповедовал в своем творчестве. И вот, глядя на скопление избушек, расположившихся посреди снежных просторов, понимаешь, что только близость друг к другу сделает нас теплее и добрее, а наш мир - уютнее. Ведь даже в пословицах мы встречаем указания на это: в тесноте, да не в обиде, например.

А то, что все - и люди, и сани с сеном - направляются в сторону домов, тоже имеет огромное значение. Только в родном доме мы получим желанное тепло и умиротворение. А колокольня, расположенная вдали, - символ надежды на добро и светлое будущее.

Лес

На заднем плане холста изображен лес. Сейчас совершенно неясно, какие именно деревья растут в этой местности - дубы, тополя, липы… Понятно лишь одно: такой пейзаж характерен для средней полосы России. Ведь на севере не растут такие высокие деревья, а в тундре или тайге не бывает такого количества пустого места.

И снова невольно задумываешься о том, что говорит нам Крымов. Картина «Зимний вечер», описание которой раскрывает значение каждого символа, передает защищенность человека. Бескрайние снежные просторы переходят в теплые и добротные (хоть и небогатые) дома. А избы от ветров и вьюг оберегают вековые деревья.

Присмотревшись повнимательнее, мы увидим и стремление к жизни, переданное художником. Мох и маленькие кустарники на первом плане отлично символизируют это. Они пробиваются даже сквозь такое количество снега, чтобы дотянуться к зимнему солнышку.

Закат

Картина Н. Крымова «Зимний вечер» - это совершенно точная передача цветовых нюансов. Взгляните на небо. Сразу видно, что оно низкое, по-зимнему тяжелое, но чистое и прозрачное от мороза.

Зеленоватый цвет закатного неба несколько непривычен для наших глаз. Но это очень точно подмеченная особенность предвечерней поры. По нескольким переливам розового на снегу и в небе, а также по отблеску солнечного света в окошке избы становится ясно, что закат будет розовым и спокойным.

И чистое безоблачное небо не предвещает никакой беды или неожиданности. Снова от одного взгляда на картину становится спокойно и приходит понимание: все идет своим чередом.

Цветовая гамма

Картина Крымова «Зимний вечер» - еще одно подтверждение мастерства и профессионализма художника. Он мастерски использует палитру цветов для того, чтобы передать все оттенки деревьев, неба, снега…

Ведь что мы обычно видим, выходя на улицу зимой? Черные силуэты деревьев да белый снег. Но ведь все не так! Тени от людей - темно-синие, крыши домов засыпаны чистейшим белым снегом, а переходы голубых и розовых тонов на первом плане картины точно передают освещенность и предзакатную пору.

И вот что удивительно: казалось бы, картина «Зимний вечер» должна передавать холод и сумрак. А на самом деле при взгляде на нее становится тепло и уютно. Этот эффект тоже создан цветовой гаммой. Черные деревья на самом деле темно-коричневые. По холодному снегу бегают теплые розовые блики. Купол колокольни почти блестит желтым светом.

И еще несколько слов об авторе

Иногда, глядя на такие пейзажи, невольно задумываешься: почему такая простая, как «Зимний вечер», картина (описание ее может состоять всего из нескольких фраз) заставляет остановиться и буквально замереть перед ней? И дело не в умиротворении, не в знакомом каждому человеку зимнему виду.

Скорее всего, нужно говорить о том, что художник добавил пейзажу нотки жизни: идущие люди, сани, запряженные лошадьми. Это придает картине динамику, она становится иллюстрацией к любому стихотворению, воспевающему русскую зиму.

Многие считают, что Крымов - везунчик: редкому художнику выпадает честь быть представленным в Третьяковской галерее при жизни. Но это еще и огромная работа над собой, развитие таланта и желание показать миру простую и величественную красоту окружающей нас природы.

Сочинение по картине

Представленное описание поможет вам познакомиться с замечательным произведением русской живописи, а также написать Школьники знакомятся с "Зимним вечером" Крымова в шестом классе. В своей работе ребятам необходимо описать картину и те чувства, которые она у них вызвала.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры