Нижегородская драма. Нижегородский государственный академический театр драмы имени М

Главная / Измена жены

Родилась 8 февраля 1949 года в Москве в семье военнослужащего.

Заслуженная артистка РСФСР (11.03.1983).
Народная артистка России (1.03.1994).

Первая попытка, в 1966 году, поступить в театральное училище закончилась неудачей. Однако, в следующем году поступила в драматическую студию при Центральном детском театре. В студии училась три года, а в 1970 году была принята в труппу Центрального детского театра, где проработала 7 лет.

В 1977-1991 годы - актриса Московского театра им. Моссовета, где сыграла немало центральных ролей в спектаклях современных авторов. Параллельно с работой в театре в 1978-1982 годах училась в Государственном институте театрального искусства им. А.В. Луначарского на курсе у Оскара Яковлевича Ремеза.

С 1993 года - актриса Малого театра.

В кино с 1973 года. Одна из первых больших ролей в кино - Сюзанна в детективе Самсона Самсонова "Чисто английское убийство" (1974).

Среди лучших ролей в кино - Людмила в фильме Владимира Меньшова "Москва слезам не верит" (1980), Алла в картине Татьяны Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся" (1981), Нина Соломатина "Карнавал" (1981), Надя Клюева в комедии Геральда Бежанова "Самая обаятельная и привлекательная" (1985), Галина Кадетова в лирической комедии Леонида Квинихидзе "Артистка из Грибова" (1988), Катя в фильме "Китайская бабушка" (2009).

В актрисе уникальным образом сочетаются неповторимое комедийное и яркое драматическое дарование.

{{togglerText}}

Сергей Владимирович принимает участие в проектах театра «Галактика» – играет Петра Гринева в постановке «Капитанская дочка».

За мастерство в фехтовании Сергей отмечен призом «За лучший трюк» на фестивале «Серебряная шпага» Ассоциации каскадеров России и Профсоюза каскадеров.

Первой работой в кино стал эпизод в «Тайнах любви». Далее последовали большая роль Володи в фильме «Ночь длиною в жизнь». Следующим героем Кемпо стал хоккеист Зимин в фильме «Легенда № 17».

Нижегородский государственный академический театр Драмы имени М. Горького - один из старейших в России, ему более 200 лет.

Он ведет свою летопись с 1798 года, когда был открыт крепостной театр князя Н. Г. Шаховского и 7 февраля состоялся первый публичный спектакль по комедии Д.И. Фонвизина "Выбор гувернера".

Под театр был перестроен один из городских домов князя на углу Большой и Малой Печерских улиц. Репертуар театра был таким же как и на столичных сценах. Кроме комедий, трагедий, водевилей ставились оперы и балеты.

С 1798 года Нижегородский театр возглавляли:
1798-1824 князь Н.Г. Шаховской
1824-1827 - наследники князя
1827-1839 антрепренер И.А. Распутин
1847-1877 Ф.К. Смольков
1877-1881 разные антрепренеры
1881-1891 Д.А. Бельский

Многие лучшие страницы летописи Нижегородского театра связаны с деятельностью выдающегося русского актера, режиссера и антрепренера Николая Ивановича Собольщикова-Самарина, работавшего на нижегородской сцене в 1892-99 годах. Его именем освящено и нынешнее здание красавца-театра на Большой Покровской улице, построенного в 1896 году. Автором проекта был главный архитектор императорских театров академик В.А. Шретер, а работами руководил молодой нижегородский архитектор П.П. Малиновский.

17 июля 1894 года был заложен первый камень в фундаменте будущего театра, а 14 мая 1896 года состоялось торжественное открытие нового театра парадным спектаклем- оперой М.И. Глинки "Жизнь за царя " с участием молодого Ф.И. Шаляпина

Сам Собольщиков-Самарин рассказывал о театре так:
"Я был в восторге от нового здания. Все в нем радовало меня. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, я забуду тернистый путь провинциального актера, что здесь осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз, когда я входил в новый театр, меня охватывал какой-то трепет и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно".

Первого сентября 1896 года драмой А.И. Сумбатова-Южина "Листья шелестят" открыла новый сезон драматическая труппа, возглавляемая Н.И.Собольщиковым- Самариным. Собольщикову-Самарину принадлежит огромная роль в развитии Нижегородского театра в новый период с 1924 по 1945 год. При нем определились основные творческие принципы театра, сложился интересный репертуар, сформировалась богатая актерская труппа в составе которой были замечательные артисты:
А.Н. Самарина, Н.А. Левкоев, Т.П. Рождественская, В.И.Разумов, М.К. Высоцкий, В.П. Голодкова, П.Д.Муромцев, П.Б. Юдин, Е.Н. Агуров, М.М Белоусов, В.Ф. Васильев, А.Н. Горянская, А.А. Дубенский, О.Д. Кашутина, М.А. Прокопович, В.А. Соколовский, С.В. Юренев и др. Из всей классической драматургии Собольщикову ближе всего были Островский и Горький.

Главные режиссеры театра
1893-1899 Н.И. Собольщиков-Самарин
1899-1900 С.А. Корсиков- Андреев
1900-1902 К.Н. Незлобин
1902-1908 Д.И. Басманов
1908-1910 М.Е. Евгеньев
1911-1912 П.П. Струйский
1912-1913 И.В. Лозановский
1913-1916 А.А. Сумароков
1916-1918 И.А. Ростовцев
1918-1922 режиссерская коллегия
1922-1924 С.Я. Ступецкий
1924-1936 Н.И. Собольщиков-Самарин (с 1936 по 1945 - художественный консультант)
1936-1940 Е.А. Брилль (Заслуженный деятель искусств РФ)
1940-1942 В.З Масс
1942-1956 Н.А. Покровский (Народный артист РФ)
1956-1962 М.А. Гершт (Заслуженный деятель искусств РФ)
1962-1971 Б.Д. Воронов (заслуженный деятель исскуств РФ)
1971-1975 К.М. Дубинин
1975-1979 Г.В. Меньшенин (заслуженный деятель искусств РФ)
1979-1985 А.А Кошелев
1985-1988 О.И. Джангишерашвили (Заслуженный деятель искусств РФ)
1988-1991 Е.Д. Табачников (Заслуженный деятель искусств РФ)

В 1942 году художественное руководство театра возглавил талантливый актер и режиссер Н.А. Покровский, остававшийся на этом посту до 1956 года. Это был яркий период в жизни творческого коллектива, отмеченный, в первую очередь, глубокими постановками горьковской драматургии. Одним из лучших спектаклей Покровского были "Варвары". Журнал "Театр" писал о нем:
"В 1943 году М. Прокопович раскрыла в Надежде Монаховой ту строгую чистоту, высокую требовательность к человеку, бескомпромиссность чувств и поступков, которые были свойственны потом и ее Варваре в "Дачниках". Эти традиции пронесла через свои горьковские роли Э. Суслова: Лидия Сомова, Антонина Достигаева и Полина из "Фальшивой монеты"- каждая по-своему вставали, как живой укор опустившемуся, омещанившемуся миру, его "жадным...жалким обывателям" .

Журнал "Театр" Е. Балатова

С 1956 по 1962 год главным режиссером театра был народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР М.А. Гершт. Ученик и последователь выдающегося режиссера А.Я.Таирова, Гершт сочетал в своем творчестве яркую зрелищность, масштабность и остроту формы с психологической глубиной и философским проникновением в драматургию. При нем труппа пополнилась талантливыми актерами, среди которых ныне широко известные народные артисты России Л.С. Дроздова, В.В.Вихров, Н.Г. Волошин, В.Я.Дворжецкий, В.Я.Самойлов, В.И.Кузнецов.

В 1968 году театру присвоено звание "Академический".

Все мероприятия в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 отменены (в соответствии с приказом Министерства культуры России №363 от 17 марта 2020г.)

НЕ СКУЧАЙТЕ! ИДИТЕ В ТЕАТР ДРАМЫ ОНЛАЙН!

  • Нижегородский театр драмы предлагает посмотреть записи любимых спектаклей прошлых сезонов.

Международный день театра - праздник не только для тех, кто служит в театре, но и для театралов, которые поддерживают театр эмоционально и материально. Поэтому свой профессиональный праздник Нижегородский государственный академический театр драмы собирается отметить вместе со своим зрителем. К сожалению, во время карантина это возможно только в виртуальном пространстве. Но все-таки возможно! Театр приготовил уникальный подарок всем своим поклонникам и новым зрителям – возможность посмотреть спектакли, которые нельзя больше увидеть на сцене театра. Эти спектакли уже исключены из репертуара театра, но остались в видеозаписях.
В период с 27 марта по 5 апреля театр будет публиковать ссылки на видеозаписи спектаклей для бесплатного просмотра на официальном сайте театра и в группах театра в социальных сетях: ВКонтакте ; Фейсбук, Инстаграм.
Спектакли будут доступны к просмотру согласно виртуальной афише (в течение трех дней с указанной даты).

Виртуальная афиша:

27 марта в 18.00 - М. Горький, "Фальшивая монета" (12+)
Режиссёр-постановщик - Р.Горяев (Санкт-Петербург). Двойники, шулеры, агенты полиции, красивые женщины на грани нервного срыва. Люди и страсти, ненависть и любовь, детективный сюжет и... черти, принявшие человеческий облик, - все это ждет вас в спектакле "Фальшивая монета". Автор пьесы - неожиданный и загадочный писатель М.Горький, не "великий пролетарский писатель" и "основоположник соцреализма". Такого Горького вы еще не видели! Поклонники классики, этот спектакль для вас!

30 марта в 18.00 - Ф.М. Достоевский, "Опискин" (12+)
Комедия в 2х действиях. Инсценировка В.Ю.Саркисова по повести "Село Степанчиково и его обитатели". Режиссер-постановщик и музыкальное оформление В.Саркисов (г.Москва). В доме отставного полковника Ростанева события разворачиваются с необычайной быстротой. А движущая сила - Ф.Опискин, необразованный, поверхностный человек, но искусный манипулятор. Он подчинил себе всех - от хозяина дома до старого лакея. Выглядит всё это странно, нелепо, смешно и печально одновременно.


2 апреля в 18.00 - М. Горький "Васса" (12+)
Сцены семейной жизни в 2хдействиях. Режиссёр-постановщик - М.Абрамов. Прототипом главной героини горьковской пьесы стала вдова нижегородского пароходчика и домовладельца купчиха Кашина. Создатели спектакля считают, что Горький, вопреки расхожему мнению, создал образ хрупкой женщины, затронул тему женского одиночества. Внимание авторов постановки сосредоточено на личной трагедии Вассы Петровны. Она измучена мыслями о разрушающейся семье, на её глазах умирает муж, дети начинают делить наследство. Она пытается манипулировать обстоятельствами и людьми, но они ей уже неподвластны.


5 апреля в 18.00 - В. Кондратьев, "Отпуск по ранению" (12+)
Нефронтовая история в 2х частях. Режиссер-постановщик - И.Зубжицкая (Санкт-Петербург). Май-июнь 1942 г. В.Канаев - с фронта, с передовой - появляется на пороге родного дома в Москве. А в столице - коктейль-холл, кафе-автомат; показывают фильмы в кинотеатрах, ходят на лекции студенты архитектурного института, который Володя оставил, чтобы добровольцем пойти на фронт. Как проживет лейтенант Володька, прошедший фронтовую "мясорубку" вчерашний школьник, положенные ему полтора отпускных месяца в "мирной обстановке", какие встречи и откровения ему предстоят, какой выбор он сделает, проходя непростое искушение, когда обретшему любовь предлагается ни больше ни меньше как… надежда на жизнь.

  • Нижегородский театр драмы предлагает не скучать в условиях вынужденного карантина и предлагает вам посмотреть видеозаписи некоторых спектаклей, размещенных на портале Культура.РФ

Павел I (зима 2019) на Портале культурного наследия России Культура РФ
Д.Мережковский, "Павел I", 12+, драма в 2х действиях, режиссёр-постановщик - Е.Невежина. Исторический сюжет и символический театральный язык в спектакле по пьесе идеолога русского символизма Д.Мережковского. Пьеса "Павел I" - выдающееся произведение Мережковского-драматурга. В.Брюсов подчеркивал "благородство и строгость облика" этой пьесы, сопоставлял ее с шекспировскими "хрониками". "Написанная мною в Париже драма "Павел I" тотчас по выходе в свет, в 1908 г., была конфискована. Через 4 года меня судили за нее, обвиняя в "дерзостном неуважении к верховной власти". Оправдали только по счастливой случайности". (Д.С.Мережковский "Автобиографическая заметка").

Госпола Головлёвы (02.11.2019) на Портале культурного наследия России Культура РФ
М.Е.Салтыков-Щедрин, "Господа Головлёвы", 16+. Умопомрачение в 2-х частях по мотивам одноименного романа, инсценировка Владимира Жеребцова. "Роман "Господа Головлевы" - одна из вершин творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина и русской литературы XIX в., – говорит режиссёр-постановщик спектакля И.Сакаев. - Материал позволяет объединить очень хороших артистов разных возрастов в одну драматическую историю. Историю не благостную, а конфликтную, болезненную и очень русскую. Она далеко не игривая, но при этом очень чувственная, страстная. У Салтыкова-Щедрина нет равнодушных персонажей: если уж они ненавидят, то искренне, если вожделеют, то всем телом, если боятся, то всем своим существом. Разрушение семьи, паноптикум "по-родственному" выстраиваются в апокалиптическую картину жуткого и в то же время притягательного мира".

Волки и овцы (весна 2018 г.) на Портале культурного наследия России Культура.рф
А.Н.Островский "Волки и овцы", 12+, комедия в 2х действиях, режиссер-постановщик А.Решетникова. Пьесы великого А.Островского ставят на российской сцене почти 200 лет. И будут ставить всегда. По-своему, по-разному. В театре - свои "Волки и овцы", свой Островский, увиденный глазами режиссера А.Решетниковой, сценографа Б.Шлямина, художника по костюмам А.Климова и артистов. На сцене - по-прежнему современная история о помещице-"рэкетирше": обман, мошенничество, любовь-нелюбовь, кипение страстей. Ирония, парадоксы, множество тонких наблюдений, посвященных мужской и женской природе, и множество невероятно смешных моментов. Вечная комедия русской жизни.

Вишневый сад (весна 2013 г.) на Портале культурного наследия России Культура.рф
А.П.Чехов, "Вишневый сад", 12+, комедия в двух действиях, режиссер-постановщик и музыкальное оформление В.Саркисов. После спектакля зрители говорят, что открыли в пьесе Чехова то, чего раньше не замечали. Стоит посмотреть этот многослойный, пронзительный спектакль, решённый в стилистике черно-белого кино начала века, чтобы ответить себе на вопросы о России, Европе, прожитом нами ХХ в. и о нашей с вами собственной судьбе.

Дядя Ваня (весна 2013 г.) на Портале культурного наследия России Культура.рф
А.П.Чехов, "Дядя Ваня", 12+, пьеса в двух действиях, режиссер-постановщик и музыкальное оформление В.Саркисов. Режиссёру спектакля В.Саркисову удалось поставить "не драму в жизни, а драму самой жизни". Каждый из героев проживает свою историю, которые по замыслу автора и режиссёра объединяются в общую драму жизни. Каждый герой, каждый актёр солирует в спектакле, но не нарушает чеховскую ансамбливость. Интересен взгляд режиссёра на образы героев пьесы, особенно на образ дяди Вани. Долгое время его рассматривали как героя-резонёра, приписывали ему черты бунтаря и мученика. Для Саркисова дядя Ваня - это обаятельный чудак, трагический в своём комизме. Саркисов вернулся к истокам, чеховской объективности с его вниманием к обыкновенному человеку. Этот спектакль не о судьбе интеллигенции на рубеже 19-20 веков, он о людях вне временных рамок, о человеческих чувствах и потерянных жизнях.

Приятного вам просмотра и до новых встреч в театре!

Нижегородский театр драмы им. М. Горького (Нижний Новгород, Россия) - репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, я забуду тернистый путь провинциального актера, что здесь осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз, когда я входил в новый театр, меня охватывал какой-то трепет и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно.

Н. И. Собольщиков-Самарин

Нижегородский государственный академический театр драмы имени М. Горького - один из старейших в России, ему более 200 лет. История театра начинается с того времени, когда князь Шаховской, переехав на постоянное жительство в Нижний Новгород и перевезя в город труппу и имущество своего крепостного театра, открыл Нижегородский публичный театр, а его крепостные актеры сыграли в нем первый спектакль по комедии Д. И. Фонвизина «Выбор гувернера».

Князь сам подбирал пьесы для постановок, отдавая предпочтение классическому репертуару, причем кроме комедий, трагедий и водевилей в его театре ставились также оперы и балеты.

История театра

До 1838 г. театр регулярно давал спектакли - до тех пор, пока не началась частая смена владельцев. Именно на этот непростой период пришлось повеление Николая I об устройстве нового театрального здания и театральной площади. Увы, уже в 1953 г. театр сгорел, чтобы вновь открыться спустя два года в доме купца Петра Бугрова.

Однако дела театра только ухудшались. Актерам платить было нечем, требовались деньги на ремонт, а антрепренеры все менялись и менялись, не в силах изменить ситуацию. Все шло к тому, что театр в Нижнем Новгороде окончательно прекратит свое существование.

Спасла положение Всероссийская промышленно-художественная выставка, которая должна была проводиться в Нижнем Новгороде в 1896 г. Городской Думой было решено, что отсутствие театра в такой ситуации вполне может скомпрометировать город, а потому его нужно срочно отремонтировать.

В 1968 г. театру присвоено звание «академический». Здесь работают 6 народных артистов России, 1 заслуженный деятель искусств РФ, 6 заслуженных артистов России, 5 заслуженных работников культуры РФ.

Репертуар театра

Репертуар театра всегда строился на лучших образцах мировой классики и современной драматургии. Нижегородский театр драмы - единственный в стране, на сцене которого начиная с 1901 г. поставлены все пьесы великого земляка М. Горького и отдельные инсценировки его прозы.

Театр с 1896 г. располагается в одном из красивейших зданий на центральной улице города, построенном по проекту главного архитектора императорских театров академика В. А. Шретера.

В последние годы театр принимал участие в международных и всероссийских театральных фестивалях и форумах в

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры