О предназначении и призвании человека. «Пробегаю в памяти всё мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем… Отрывок зачем я жил

Главная / Измена жены

Предлагаю вам ознакомиться с отрывком из произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени «, прочитав который, вы решите для себя стоит ли книга вашего внимания (если вы еще с ней незнакомы).

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни. И с той поры сколько
раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в
изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся — мечта исчезает… остается удвоенный голод и отчаяние! И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно.

Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!

«Роман Лермонтова Герой нашего времени» - Цели урока: Водяное общество. Вопросы для обсуждения: Почему в основе сюжета каждой повести лежат необычные события? «Печально я гляжу на наше поколенье…». Вера. Печорин. Лермонтовский период – время глубоких разочарований, вызванных разгромом декабристов. Роман – исследование внутреннего мира героя.

«Печорин» - В истории с Бэлой характер Печорина представляется необычным и загадочным. Незаурядность, самобытность личности Печорина ярче всего проявляется в повести "Княжна Мери". Печорину интересен только свой собственный внутренний мир. Обобщающий урок по роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.

«Роман Герой нашего времени» - Едет на курорт в Пятигорск. Онегин. «Максим Максимыч». Молодой человек, сосланный за дуэль, из Петербурга по пути в Казань останавливается в Тамани. В казачьи станицы. Раскрытие Печорина в собственном дневнике «Журнал Печорина». «Фата-лист». «Фаталист». Принадлежат к светскому обществу. 1840 год - издатель Краевский уговорил Лермонтова отдать роман в печать.

«Журнал Печорина» - Следственно, вы меня любить не можете… II «Княжна Мери». Журнал Печорина Предисловие. Вера в гроте. 1879. Вера! – вскрикнул я невольно. Я пожал плечами и раскланялся с секундантами Грушницкого. Л.Е. Фейнберг. Д. Шмаринов. Объяснение Печорина с Мери. 1891. Дуэль Печорина с Грушницким. 1890-1891. 16-го мая.

«Урок Герой нашего времени» - Прижизненные портреты М.Ю.Лермонтова. Подведём итоги. Сделайте вывод, используя теоретический материал, полученный ранее. М.Ю.Лермонтов. Портрет –средство характеристики героя. Кто является в романе «героем своего времени»? Кто даёт портрет Печорина? Работа в группах. Приемы создания художественного образа человека.

«Лермонтов роман» - После прочтения второй части: После прочтения первой части: «Герой нашего времени»- Максим Максимыч. «Княжна Мери». Николай Первый. Какую жизнь ведёт поколение? Презрение или ненависть к человечеству!» (из письма жене). Не планировался как единое целое. М.Ю.Лермонтов. А.А.Краевский предложил название «Один из героев нашего времени».

Всего в теме 18 презентаций

Помните, что говорит лермонтовский Печорин?

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни.

Это слова о несбывшейся, несостоявшейся жизни, о жизни, растраченной без цели, погубленной. А сколько людей на каком-то этапе с ужасом осознают, что они растратили лучшие годы впустую и пришли к зрелости или старости опустошенными и бесплодными? Как часто случается, что благородные стремления и надежды юности не осуществляются в зрелые годы из-за того, что человек не сумел вовремя угадать свое призвание и пойти в правильном направлении. И как важно, стоя на перепутье, найти свою дорогу - ту, что предначертана Богом лично тебе. Как важно вовремя услышать призывающий голос Бога и отозваться на него.

Сегодня я хочу говорить с вами о призвании. И прежде всего напомню вам несколько эпизодов из Библии, где речь идет о том, как Бог призывает людей на пророческое служение.

Вот рассказ о призвании Моисея, который пас овец в пустыне и вдруг увидел вдалеке терновый куст, охваченный пламенем: куст горел, но не сгорал. Подойдя ближе, Моисей услышал голос Бога: "Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая... Я Бог отца твоего... Я увидел страдание народа Моего в Египте... и иду избавить его от руки Египтян... Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону... и выведи из Египта народ Мой". Начинается долгий спор Моисея с Богом. Моисей говорит: "Кто я, чтобы мне идти к фараону?" Бог отвечает: "Я буду с тобою". Моисей сомневается: "А вдруг они скажут мне: как имя Его?" Бог называет имя Свое: "Я есмь Сущий. Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам". Моисей снова спрашивает: "А если они не поверят мне... и скажут: не явился тебе Господь?" Бог обещает Моисею силу чудотворения: "Это для того, чтобы поверили тебе, что послал тебя Господь". Моисей все еще колеблется: "Господи! человек я не речистый, я тяжело говорю и косноязычен". Бог отвечает: "Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим? Не Я ли, Господь? Я буду при устах твоих". Наконец, Моисей, исчерпав все аргументы, воскликнул: "Господи! пошли другого, кого можешь послать". Тогда возгорелся гнев Божий на Моисея, и Бог сказал ему, что он будет общаться с народом через посредство брата своего Аарона: Бог будет говорить Моисею, Моисей - Аарону, а Аарон - народу (Исх. 3:1 - 4:16).

Мы видим, что Бог хочет использовать Моисея как орудие для спасения народа: Бог Сам идет избавить Израиля, Он Сам будет "при устах" Моисея. Моисей колеблется, сознавая свое несовершенство, вступает в пререкание с Богом. В конце концов он принимает миссию, возложенную на него Богом, но принимает как крест, как бремя, которое суждено ему нести вопреки его воле. Миссия, которую возлагает на человека Бог, бывает по человеческим меркам неподъемной, неисполнимой. Но Бог Сам приходит на помощь человеку и помогает ему нести его служение.

Другой рассказ - о призвании пророка Исаии. Находясь в храме, он увидел Господа на престоле, окруженного серафимами. В изумлении и ужасе он восклицает: "Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами... и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа". К нему спускается один из серафимов, прикасается горящим углем к его устам и говорит: "Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен". В этот момент Исаия слышит голос Бога: "Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?" И отвечает: "Вот я, пошли меня". И Бог говорит: "Пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего" (Ис. 6:1-10).

В отличие от Моисея, который чувствовал себя не готовым к миссии пророка и вождя, Исаия не только готов - он сам предлагает себя в качестве посланника Божия. Но не может человек "с нечистыми устами" пойти к народу и говорить от лица Божия: он должен очиститься и переродиться. Поэтому угль прикасается к его устам в знак очищения от греха, и он получает от Бога новые уста и новый язык. Это перерождение, сделавшее человека пророком, прекрасно выражено Пушкиным в известном стихотворении:

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык...
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп, в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".

Еще один рассказ - о призвании Иеремии, который слышит слово Господне: "Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя". Иеремия отвечает: "О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод". Но Господь отвечает: "Не говори: я молод, ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Я буду с тобою, чтобы избавлять тебя". Господь касается уст пророка, говоря: "Вот, Я вложил слова Мои в уста твои". Здесь та же тема: человек чувствует себя неготовым к высокой миссии, отказывается от нее, но Господь властно говорит: "Ты пойдешь и возвестишь" (Иер. 1:4-9).

Наконец, рассказ о призвании Иезекииля. Увидев славу Господню, он падает на землю. Но Бог говорит: "Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым". И протягивает ему книжный свиток, на котором написано "плач, и стон, и горе", требуя съесть его. Иезекииль съедает свиток, ощутив вкус его, сладкий, как вкус меда. Тогда Бог говорит: "Встань и пойди... к сынам народа твоего... и скажи им: так говорит Господь Бог! будут ли они слушать, или не будут" (Иез. 2:1-3:11). Здесь как бы подчеркивается, что пророк должен, прежде чем он выйдет к народу и будет говорить с людьми от лица Бога, впитать в себя все горе людское, весь человеческий опыт страдания.

Теперь можно спросить: какое отношение все сказанное имеет к нам? Самое прямое. В какой-то решающий момент нашей жизни Господь обращается к каждому из нас с призывом "пойди". Одни из нас напряженно ждут этого момента и чувствуют себя готовыми немедленно вступить на указанный путь; другие оказываются застигнутыми врасплох и, услышав зов Бога, сомневаются и колеблются. И в том, и в другом случае самое важное - услышать голос Бога, обращенный к нам, отозваться на него. Самое важное - понять, чту Бог хочет тебе сказать, не упустить момент, когда Бог говорит с тобою. На зов Божий можно отозваться сразу, ни минуты не раздумывая, со всей горячностью сердца. Но можно откликнуться и после продолжительного размышления, "на трезвую голову", тщательно взвесив все "за" и "против". Бог терпелив: Он не торопит человека, оказавшегося не готовым откликнуться на зов. Главное - отозваться рано или поздно и пойти туда, куда Бог зовет тебя.

Иногда жизнь складывается так, что человек очень рано начинает осознавать, к чему он призван. Тогда вопрос о выборе пути решается сам собой: человек становится тем, чем он всегда хотел быть.

Но нередко юноша на пороге зрелости не знает, чему посвятить жизнь. У него либо слишком много вариантов, и он колеблется, не зная, что выбрать. Или, наоборот, ему кажется, что он ни на что не способен, и он в нерешительности стоит на перепутье. Как в таком случае быть? Как молодому верующему человеку найти свое призвание и не обмануться, не ошибиться, не вступить на ложный путь?
Прежде всего, нужно помнить, что "от Господа пути человека исправляются". Твоя жизнь будет по-настоящему достойной и драгоценной только в том случае, если ты проживешь ее так, как это угодно Богу. Бог всегда считается с твоей волей, но попробуй и ты узнать Его волю: может быть, Его воля и твоя совпадут. "Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою". Эти слова или другие подобные им могут стать ежедневной молитвой христианина, который еще не нашел своего пути. Не надо бояться молиться Богу своими словами, изливать перед Ним чувства сердца. Если ты усердно молишься о том, чтобы Господь Сам открыл тебе твое призвание, такая молитва не останется неуслышанной.

Для того, чтобы найти свое призвание, нужно учиться, нужно работать над собой, воспитывать себя. Без кропотливого и многолетнего труда нельзя достичь высот ни в одном деле.

Пытаясь найти ответ на вопрос о своем призвании, ты можешь и, наверное, должен советоваться со своим духовником. Но здесь важно помнить, что никакой, даже самый опытный духовник не вправе брать на себя решение твоей судьбы. Главные, кардинальные решения - такие, как выбор профессии, выбор будущего спутника жизни, - ты должен принимать сам и нести за них полную ответственность. Если ошибешься, тебе придется впоследствии исправлять свою ошибку; если же другой ошибется, ты будешь ценой собственной жизни, собственного счастья исправлять чужую ошибку. Духовник - это советник, помощник, спутник и проводник на твоем пути к Богу. Он - не оракул, слово которого не подлежало бы обдумыванию и обсуждению. Советы духовника надо сверять со своим внутренним голосом, а также с многовековым опытом Церкви и со Священным Писанием.

Думая о выборе пути, нужно вслушиваться и в свой внутренний голос, который нередко оказывается более безошибочным руководителем, чем кто бы то ни было из людей. Нельзя жить просто так, "убивая" время: нужно дорожить временем настоящей жизни, которое так драгоценно! Каждый день нужно думать: ради чего я живу, каковы плоды моей жизни, в чем мое призвание? Если же ты уже нашел свое призвание, нужно всегда думать: верен ли ты ему, достоин ли возложенной на тебя миссии?

В день моего рукоположения в сан священника одна старушка подошла ко мне в храме и сказала: "Помни, сынок, что ты получил великий дар. Ты теперь каждый день должен спрашивать себя: для чего ты стал священником?" С тех пор я каждый день спрашиваю себя: для чего я принял сан, достойно ли я несу великое звание служителя Божия, в чем смысл этого служения для меня?

Скажу несколько слов о том, как я решился стать священником. С самого раннего возраста я занимался музыкой - играл на скрипке, фортепиано, потом учился по классу композиции в школе и консерватории. Музыка была, да и сейчас остается неотъемлемой частью моего естества. Но уже в пятнадцатилетнем возрасте я "влюбился" в Православную Церковь - прежде всего, в ее Литургию. Прислуживая в алтаре, я чувствовал, что присутствую при самом важном, самом значительном таинстве, которое совершается на земле, - таинстве Евхаристии: перед этим таинством бледнело даже самое высокое искусство.
Именно тогда я стал задумываться о священстве. Проповедь, исповедь и другие аспекты деятельности священника не особенно привлекали меня, но предстояние алтарю, возможность совершать Литургию влекли неотразимо. После нескольких лет раздумий - продолжить музыкальную карьеру или стать священником - я избрал последнее. И никогда еще, ни одного дня, ни одной минуты не пожалел о принятом тогда решении.

Оглядываясь назад, вижу, что это решение было принято мною прежде всего под воздействием внутреннего голоса: это был ответ на зов сердца. Но, конечно, я также советовался с опытными старцами и духовниками и молился о том, чтобы Господь открыл мне мой путь. И в какой-то момент Бог Сам направил мою ладью к тихой гавани, войдя в которую я обрел душевный покой, ибо нашел то, что искал.

Рассказывая об этом, я вовсе не хочу сказать, что служение Церкви - единственное достойное занятие. Можно быть христианским музыкантом, христианским художником; можно иметь и не очень почетную профессию, но при этом достичь духовных и нравственных высот. Не забудем, что Сам Христос был плотником, о Котором говорили с презрением: "Не плотник ли Он, сын Марии?" (Мк. 6:3). Каждая профессия может быть христианизирована, и каждый человек, вне зависимости от своей профессии, может быть не только достойным христианином, но и святым.

Вопрос о призвании вообще не сводится к вопросу о выборе профессии. В конечном итоге, каждый христианин на всяком месте призван быть пророком и апостолом Христа, призван "глаголом жечь сердца людей", всей своей жизнью свидетельствовать о Боге. Каждый христианин должен быть солью земли и светом мира. "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5:16). Именно в этом - главная миссия христианина, его наивысшее предназначение и призвание.

Сочинение: Лермонтов. М.Ю. - Герой нашего времени - "Роман-трагедия пробудивший сознание. Смысл названия "Герой нашего времени"."

"Роман-трагедия пробудивший сознание. Смысл названия "Герой нашего времени"."

Роман-трагедия пробудивший сознание. Смысл названия "Герой нашего времени". Жгучее чувство личности.

В 1839 году была опубликована повесть Михаила Юрьевича Лермонтова "Бэла" затем "Тамань" и "Фаталист". В 1840 году эти три повести вышли как главы романа "Герой нашего времени", а затем свет увидел всё произведение в целом. Роман поднимает проблему судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья. Героическая попытка "ста прапорщиков" изменить общественный строй России обернулась трагедией для целого поколения мыслящих людей. Десятилетия, последовавшие за разгромом восстания декабристов, были годами реакции, политического гнёта. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда во имя грядущего, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине. Подавляющее большинство мыслящих людей тридцатых годов составляли как раз те, кто не сумел или не успел обрести эту ясность цели, у кого сложившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру. Композиция романа очень сложна. Главный герой и его жизнь предстают перед читателем с трех точек зрения. Композиционная сложность напрямую связана с психологической сложностью героя. Неоднозначность характера Григория Александровича Печорина, противоречивость его образа можно обнаружить при исследовании его духовного облика, анализируя его взаимоотношения с другими персонажами. Поэтому личность героя, его биография, внутренний мир, философские искания являются центром повествования. Этот духовный психологизм является следствием особенностей "нашего времени". "Наше время" - эпоха, в которой люди, овладевшие культурой, были обречены на жизнь беспощадную, поскольку историческая действитель-ность не могла дать удовлетворение их порывам и общественно полезной деятельности. Тяжелая атмосфера, доносы, ссылки, слежка сделали для передовых людей невозможным выражение собственных политических взглядов. Ценилась серая посредственность, в то время как любая живая мысль душилась. Главным являлись порядок и благонамеренность. И для человека мыслящего, стремящегося к познанию мира, это время было крайне тяжелым. В литературе это привело к появлению нового "героя". Употребив это слово, автор не подразумевает его прямой, героический смысл. Наоборот, но подчеркивает, что время героических людей прошло. Человек стремится замкнуться в себе, погружается в самоанализ. Этим и занимается главный герой романа Печорин. Судьба главного героя была отражением судеб его поколения. Через поступки Печорина Лермонтов характеризует болезнь своего поколения - привлекательность зла. В своем журнале герой пишет: "Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого…" Действительно, зло привлекательно, и главный герой подтверждает это своими поступками. Его поступки злы, но их ждут от него, поэтому он их совершает. Именно в этом и заключается трагедия пробудившегося сознания. Печорину открылся свет во всей ничтожности и убогости. Его мучает вопрос о пределах свободы личности. В рассказе "Фаталист" герой размышляет над тем, может ли человек сам решать свою судьбу или все в жизни определяется неведомой, неотвратимой силой? Следует отметить, что в постдекабристскую эпоху фатализм стал вопросом времени. Он освобождал человека от ответственности за судьбу мира, уводил от борьбы, сеял отступенческие настроения. Стоит ли жить, если в жизни неизменно торжествует зло? Не является ли торжество зла законом божьим? Пробуждается сознание героя, он как бы прозревает и сознает, что мир устроен несовершенно, хотя сам он стремится к идеалу. "Пробегаю в памяти всё мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.." Он не знает цели, но чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни. Он сожалеет, что "не угадал своего назначения" и "утратил на веке пыл" благородных стремлений. "Силы необъятные" не находят настоящего применения, и человек мельчает. Сознание несоответствия своих поступков подлинному характеру ведет к раздвоению личности. В душе Печорина давно живут два человека: один действует, а другой судит его поступки. Печорин не может полно ощущать радость и счастье, потому что сделал из себя постоянный объект для наблюдения. Такой непрекращающийся самоанализ мешает герою отдаться целиком не только чувству, но и действию, хотя в характере его одним из ведущих качеств является активность, волевое начало. Не получив настоящего развития, эти качества постепенно угасли, и Печорин, в ком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию с надеждой умереть "где-нибудь по дороге". Итак,
в романе Лермонтова показана трагедия пробудившегося сознания главного героя. Но, поскольку судьба Печорина была отражением судеб многих умных, одаренных и ярких людей, можно говорить о трагедии пробудившегося сознания целого поколения.

«Зачем я жил? для какой цели я родился?…» Мне кажется, что это вопрос на все времена. Над этим вопросом размышляли герой XIX века, они волновали и мыслящих людей XX, не потеряли актуальности они и сегодня. Рано или поздно, но, подводя итог, мы спрашиваем себя об этом. И чем раньше – тем лучше. Многое тогда можно успеть, немало исправить.

В бессонную ночь, накануне дуэли с Грушницким, герой романа Лермонтова, как бы подводя итог прожитой жизни, тоже спрашивает: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: Зачем я жил? Для какой цели я родился?… А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлении, лучший цвет жизни». Горек упрек. Какое горестное и трудное признание, заставляющее задуматься: почему же в реальной жизни ему оказалось другое, назначение, другой путь, другие страсти?

Приступая к созданию романа «Герой нашего времени», для Лермонтова на первом плане окажется история души Печорина. «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Писателя интересует не биография жизни героя, он ищет разгадку тайны души. А вместе с Лермонтовым постичь эту душу пытаемся и мы, читатели. «Герой нашего времени…»,- говорит писатель в предисловии к роману, — это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. И кажется все просто: разгадка тайны души уже раскрыта. Создавая этот портрет «современного человека» Лермонтов сразу и определяет наше читательское отношение к нему. И далеко не позитивное. Но вот читаем отрывок из дневника Печорина, где он накануне дуэли с Грушницким записал: « И, может быть, завтра я умру!… и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие- лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». Невольно задаешься вопросом: кто же тогда он, герой своего времени? Безнравственный человек? Но зачем писатель ставит его нам в пример, называя героем своего времени? А, может быть, прав Лермонтов, утверждая, что нравственность от этого порочного портрета только выиграет? «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины». И нельзя не согласиться с этой мыслью писателя.

Чего проще! Взять за единственный исходный пункт какую-то справедливую истину и подтягивать под нее реальную жизнь. Учиться можно и нужно не только на идеалах, но и на ошибках других. Нравственное зерно можно извлечь из любой области человеческой жизни. Более того, показав нам портрет, состоящий только из пороков, Лермонтов и не собирается сделаться исправителем людских пороков. Он никогда на страницах романа не упрекает своего героя, не осуждает его. Лермонтов лишь постигает тайну души. Как врач, он ставит диагноз болезни: «нравственный калека». «А как ее излечить — это уж бог знает».

Композиционно Лермонтов выстраивает главы романа так, что мы получаем возможность постепенного знакомства с Печориным. В начале романа мы видим личность Печорина глазами Максима Максимыча и создаем свое первое впечатление о нем. И лишь когда мы услышим голос автора, прочитаем путевые записи Печорина, мы можем сказать свое окончательное мнение о нем.

А пока что, услышав рассказ Максима Максимыча, мы замечаем некую раздвоенность поступков героя, странности их: «Славный был малый… Только немножко странен…в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один…» Бывалый штабс- капитан, прослуживший всю жизнь на Кавказе, вдали от цивилизации, простой, бесхитростный Максим Максимыч рассказал много хорошего, но ему трудно, понять некоторые тонкости в поведении и характере героя. Он видит только внешнее в Печорине, объясняя это тем, что «…есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Доброму, доверчивому Максиму Максимычу даже невдомек, что «странности» героя – есть не что иное, как отражение какой-то напряженной внутренней работы мысли.

А потом мы услышим печальную повесть о Бэле. Загубленная судьба Бэлы оставляет в душе осадок разочарованности и даже неприязни героя. Зачем? Зачем меняет Бэлу на лошадь, ему не принадлежащую? Зачем настойчиво добивается любви дикарки, а потом резко охладевает? Что это какой-то эксперимент над жизнью? А в результате… Погибла Бэла. Казбич, вообразив, будто Азамат с согласия отца украл у него лошадь, убивает отца. Поступки не только недостойные, они жестокие. Но вот что странно… Резко замахнувшись, почему-то не опустишь руку на Печорина, она так и застынет в воздухе без движения, потому что понимаешь: нет горше муки той, которая грызет тебя изнутри. Нет ничего тяжелее, чем суд над самим собой. Тяжело переживал Печорин болезнь и смерть Бэлы. Все дни болезни он сидел у ее постели, и во все время «ни одной слезы на ресницах его» (когда сердце каменеет от горя, страдания, глаза не слезят). И еще расскажет Максим Максимыч «…а минуты через три она скончалась… он поднял голову и засмеялся… У меня мороз пробежал по коже от этого смеха!» И этот дикий смех — не признак ли глубокого раскаяния, невыносимого горя, осуждения, безысходности.

Новые грани души Печорина открывает нам монолог героя, переданный Максимом Максимычем. Оказывается, душа Печорина сложна и противоречива.

«Во мне душа испорчена светом», — вот в чем причина душевных мук и терзаний. У Печорина, сердце ненасытное, «воображение, беспокойное». Ему все мало, он пресытился удовольствиями, которые получал за деньги; ему надоело общество, в котором ни одной умной мысли, его раздражает любовь светских красавиц. Он устал от этой жизни, жаждет другой. Печальная история с Бэлой – это новая попытка что-то изменить в своей жизни. Печорин словно проверяет на себе, возможно ли сближение человека из цивилизации и «естественного» природного человека. И что же на поверку оказалось? «… Я опять, ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Чем глубже знакомимся мы с Печориным, тем тверже убеждаемся в противоречивости, раздвоенности характера и поступков Печорина. Противоречив даже внешний облик героя. Это широкие плечи и почти женская рука; что-то детское в улыбке и проницательный тяжелый взгляд; это свежее летнее утро и усталое равнодушие Печорина; это его небрежная и ленивая походка, при которой он не размахивал руками. Особо нужно сказать о глазах Печорина. …Они не смеялись, когда он смеялся! Это признак,- или злого нрава, или глубокой постоянный грусти».

Если руки Печорина в какой-то мере сказали мне о том, кто он, то глаза – какой он. Какое же из этих двух предположений справедливо: злой Печорин или грустный? Злой, и не только. Печорин бессердечен.

В любом произведении есть свои, незабываемые страницы. В моей душе и в сознании самыми гениальными страницами – это страницы повести «Максим Максимыч». Невольно переживаешь эти страницы, как личное оскорбление. Они вызывают глубокое сочувствие и бесконечную нежность по отношению к обманутому штабс – капитану. И в то же время – негодование по адресу Печорина. Вот они, эти страницы. «…Бедный старик, в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности…». «Ведь сейчас прибежит!» (по себе судил старик). Увидев Печорина, он бежит что было мочи, «он едва мог дышать»; «пот градом катился с лица его; колени его дрожали; мокрые клочки седых волос приклеились ко лбу его…», «он хотел кинуться на шею Печорину…». И как же он был награжден? «Но тот довольно холодно протянул ему руки». И со словами: «Однако, прощайте, мне пора…Я спешу», — и коляска тронулась с места. А бедный старик все еще стоял на том же месте.

«Неужели я не тот же?»- спросит Печорин, расставаясь с Максимом Максимычем. Нет, тот же, идущий по пути неизбежной раздвоенности. По-прежнему Печорин совершает поступки, недостойные его богатой натуре, по сути тот же эксперимент над жизнью. Ради своего любопытства, которое ему чуть не стоило жизни, он вторгается в жизнь «честных контрабандистов», таким образом, нарушает их устоявшуюся жизнь и потом сам же испытывает угрызение совести: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» И тут же, противореча своему раскаянию, равнодушно бросит: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…» Зачем-то настойчиво добивается любви княжны Мэри, чтоб потом скакать. «Я вас не люблю». Зачем-то разыгрывает Грушницкого.

И только в журнале Печорина мы видим героя такого, каким он был наедине сам с собой. Дневниковые записи — это исповедь героя, помогающая нам понять, почему же Печорину так и не удалось применить свои «необъятные силы», осуществить свое «назначение высокое, глубже осмыслить внутренний мир героя.

Да, характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»
Каковы же причины этой раздвоенности?

«Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…»- признается Печорин. Он научился быть скрытым, стал злопамятным, желчным, завистливым, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой, в котором живы нравственные понятия, но нравственное чувство умерло.

Трагическое противоречие в характере Печорина в том, что он оказался «топором в руках судьбы». «Как орудие казни он упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления».

Печорин- эгоист. Главным принципов жизни Печорина стала свобода; свобода, переходящая в индивидуализм. И остается только сожалеть, что «силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла», а вопрос: зачем я жил? для какой цели я родился?- без ответа.

И все же однажды уже замахнувшись, но, так и не опустив руку, мнение о нем мне хочется сформулировать иначе.
Беда, вина и трагедия Печорина – это трагедия «лишних» людей, то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела.

Трагична судьба Печориных, которые ни на минуту не свободны от вопроса «зачем я жил? для какой цели я родился?…»

«Неужели мое единственное назначение на земле — разрушать, чужие надежды?»- спрашивает Печорин в одной из первых записей. А вот другая Печоринская запись: «Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко… Я сел на скамью и задумался… Я чувствовал необходимость излить свои, мысли в дружеском разговоре… Но с кем? …» «Что делает теперь Вера?»- думал я. — Я бы дорого дал, чтоб в эту минуту пожать ее руку». Что же это за «минута», за которую Печорин готов платить «дорого». Разные «минуты» были в жизни Печорина. Минуты злого нрава, когда разрушались чужие надежды. А, может, вспомнил он минуты, когда наедине с собой он ощущал «запах цветов, растущих в скромном палисаднике, а, может, видел ветки цветущих черешен, которые смотрели ему в окно, а ветер усыпал письменный стол их белыми лепестками». И казалось ему, как весело жить в такой земле.

А, может, это была минута пронзительной печоринской боли от сознания того, что зло в нем – не есть проявление его истинной натуры, а лишь свидетельство того, насколько глубоко укоренилась в Печорине болезненная тоска. И как тяжело ему жить в своей раздвоенности.

Ушли в прошлое и Печорин и его время, но нравственные проблемы, которые ставит и разрешает Лермонтов в своем романе: зачем я жил? что такое счастье, в чем смысл жизни, есть ли у человека судьба, почему люди умные и энергичные порой превращаются в «нравственных калек»?- не потеряли актуальности и сегодня. Нравственные принципы, выведенные Печориным, встречаются и сегодня. Пусть не типичны они для нашего времени, но все же встречаются.

Отчего и сегодня, встречаются эгоисты, равнодушные люди? Наверное, оттого, что в основе таких людей лежит порочный печоринский принцип: «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Откуда и сегодня встречается бешеная погоня «за приманками страстей?» Потому что в понятии немногих «счастье – насыщенная гордость».

Когда человек обрекает себя на одиночество, не способен ни к дружбе, ни к любви? Наверное, тогда, когда в своих отношениях с людьми руководствуется одним из печоринских принципов: «Из двух друзей всегда один раб другого».

А нравственные проблемы, например: зависит ли человек от общества, обязан ли он уважать окружающих людей, не имеющих никакого отношения к его судьбе, должен ли человек дорожить своей свободой, как высшей ценностью – это проблемы на все времена.

Вот то нравственное верно, которое мы извлекаем сегодня, перечитывая роман заново.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры