О роли пейзажа в художественной литературе (Сочинения по роману М. Ю

Главная / Измена жены

В душе героя за этой скукой таится огромная любовь к жизни. Показать это ученикам можно, обратившись к тем страницам, где герой пишет о природе. Любовь к природе - одно из самых цельных чувств Печорина. Выбрав из повести «Княжна Мери» несколько описаний природы, можно прочесть отрывки, где герой говорит о радости и наслаждении, испытываемых им при общении с природой: «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё,-; чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?». Или: «…я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра… Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума…». Или: «Я помню, - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу».

Как не похожи эти полные лиризма признания на иронические желчные высказывания о «водяном обществе»! В природе Печорин видит полную гармонию и красоту, отсутствие фальши, совершенство и чистоту (сравнение: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка»). Наедине с природой мы видим Печорина совсем иным, чем в общении с людьми. Под влиянием общества искажается человек. Для натур созерцательных закономерен был бы уход от людей в природу. Но Печорин не созерцатель, а деятель. В лирической концовке повести «Княжна Мери» встречаются слова, выражающие устремления героя: «тихие радости и спокойствие душевное» не для него, сжившегося «с бурями и битвами». Где же найти этот желанный мир «тревог и битв», куда приложить «силы необъятные»? «Водяное общество» -. вот арена действий героя, растрачивающего здесь душевное богатство и силы на интриги, любовные похождения, мелкие стычки с Грушницким и драгунским капитаном и т. д. А в душе его жажда целеустремленных действий: «зачем я жил? для какой цели я родился?»

Размышления героя накануне дуэли хорошо прочесть в классе, их можно рекомендовать для заучивания наизусть. «Назначенье высокое» могло определить жизнь героя. Его «силы необъятные» могли найти исход в общественной деятельности. Но возможности для нее нет. Намек на это скрывается в фразе: «честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти…» Николаевская действительность не дала Печорину возможности действовать, лишила его жизнь высокой цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность, ему скучно, он не удовлетворяется ничем. Пи талант, ни способности, ни умение оказаться победителем во всех стычках с судьбой и людьми не приносят Печорину счастья и радости. А сознание несоответствия поступков своим стремлениям ведет к раздвоению личности. Печорин говорит Вернеру: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»
Эта очень существенная особенность - раздвоенность сознания Печорина - не всегда легко воспринимается. Трудность восприятия вызывается сложностью самого понятия рефлексии. С одной стороны, постоянное самонаблюдение, самоанализ, сомнение во всем убивают непосредственность в характере человека, лишают его цельности мировосприятия: человек не может просто жить, чувствовать, действовать, у него все время одновременно идет суд над собой, анализируются все поступки. И это излишнее психологизирование уничтожает силу и полноту чувств и мысли. Ученикам надо это показать на примерах. Печорин лишен возможности искренно ощущать радость и счастье, потому что сделал из самого себя объект для наблюдений, и в результате он начинает сомневаться решительно в каждом движении сердца и анализировать малейший свой поступок. Например, он действительно и непритворно взволнован встречей с Верой, он понимает, что скоро они расстанутся навсегда. Когда она уходит из грота, сердце его болезненно сжимается, «как после первого расставания». Но чувство мгновенно подвергается анализу, подлинное волнение уступает место мысли, что он еще способен волноваться. И в результате чувство отодвигается на задний план, начинается размышление. Или другой пример. Печорин живет в Кисловодске, ожидает приезда Мери: «.. .мне всё кажется, что едет карета, а из окна кареты выглядывает розовое личико». Наконец, Мери приехала. Когда Печорин услышал стук кареты, у него «сердце вздрогнуло». Но вновь сразу же начинается анализ этого непосредственного движения сердца, пока лишь в форме вопроса: «Неужто я влюблен?» - а затем приводится длинное рассуждение о парадоксальности женского ума. И опять чувству уже нет места, непосредственность его убита.

Постоянный самоанализ мешает действовать, между тем одновременно самоанализ имеет и положительные стороны. Именно то, что явление может быть одновременно и положительным и отрицательным, и трудно для понимания школьников. Строгий суд Печорина над самим собой, постоянный самоанализ, мешающий радостно ощущать жизнь, в то же время не позволяет ему удовлетвориться малым, быть довольным «самим собой, своим обедом и женой». Что же касается сомнений, которые часто овладевают героем, они - необходимое условие, один из этапов на пути к познанию истины, они не мешают «решительности характера», как говорит сам герой в «Фаталисте». Однако у Печорина и эта черта доведена до предела. Если бы сомнение у него было только этапом на пути к познанию истины, если бы оно было переходным моментом от мысли к действию, была бы несомненной его положительная роль. Но, как пишет Е. Михайлова, «сомнение, отрицание, неверие,- у Печорина стало хроническим состоянием, превратилось в безнадежный скептицизм. И в этом трагедия Печорина, в этом - проклятое клеймо среды и эпохи».

Двойственность Печорина отражается в его речи. Печорин, действующий и живущий, пишет: «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видал ее! - Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?». Или: «…Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья!». Характер речи в обоих случаях очень эмоциональный. Тон приподнятый, много многоточий, как бы обрывающих мысль автора и показывающих его волнение. В лексике - синонимичность, сосредоточивающая внимание на чувстве героя: он испытывает «беспокойство, отчаяние»; Вера стала ему «дороже всего… дороже жизни…» Так мог бы говорить поэт. А Печорин, рассуждающий, анализирующий, пишет: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия»4. Или: «Признаюсь еще, чувство неприятное, по знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу: это чувство было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться».

В обоих этих случаях интонация строго повествовательная, речь спокойная, ровная, логичная. Предложения сложные по составу, большие. Нет никаких недомолвок -; и ни одного многоточия! Нет живого чувства, волнения - и ни одного восклицания или вопроса: вместо них объяснительное «потому что…» Это уже не речь поэта, а почти деловая протокольная запись. Беспощадный анализ разлагает самые непосредственные и цельные душевные движения. Рефлексия вызвана у Печорина невозможностью действовать. Потребность в действии, не находя выхода, заставляет человека погружаться в свой внутренний мир и ввергает его в мучительное проти

Описание природы Кавказа

Представить себе литературное произведение, в котором бы не было образа природы, крайне сложно, – ведь пейзаж помогает воссоздать реальность описываемых событий, проявляет авторскую точку зрения, раскрывает причины поступков героев.
Пейзаж и природа в романе «Герой нашего времени» позволяют нам, читателям, во всей полноте постичь замысел автора именно потому, что характер описания природы, пейзажные зарисовки разнообразны и точны.

Описание природы Кавказа в романе «Герой нашего времени» создано неравнодушным пером – это чувствует любой читатель, и это действительно так.
С детства Кавказ стал для Лермонтова «волшебной страной», где прекрасна природа и интересны, самобытны люди. Несколько раз возила его, совсем мальчика, бабушка на кавказские воды, поправить здоровье. Тонко чувствующий прелесть и первозданность природы, Лермонтов был очарован ею. Здесь же, в совсем юном возрасте, пришло к нему и первое сильное настоящее чувство. Может быть, благодаря этому пейзажи кавказской природы потому так глубоки и тонки у поэта.

Характеристика места как функция пейзажа в романе

Роль пейзажа в «Герое нашего времени» разнопланова и многогранна. Лермонтов с его помощью обозначает, характеризует место или время сюжетной линии. Так, пейзаж, которым открывается повествование, вводит нас в художественный мир романа, мы с легкостью представляем себе, где именно происходят события. Оказавшийся в Койшаурской долине рассказчик объемно и точно описывает скалы, «неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар», «обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов», ему кажется, что Арагва «обнимается» с другой речкой, «шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

Описание картин природы как преддверие событий

Пейзаж в «Герое нашего времени» часто предваряет события, о которых мы еще не знаем. Например, читатель еще не увидел героя, еще ничего не происходит, просто «солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах», а пейзаж этот оставляет явственное ощущение холода и равнодушия. И ощущение это не обманет нас – от Печорина, встретившегося с Максим Максимычем, который так мечтал увидеть старого приятеля, повеет тем самым холодом.

После испытания поручиком Вуличем судьбы, когда офицеры расходятся по квартирам, Печорин наблюдает спокойные звезды, но показавшийся из-за горизонтов домов месяц «полный и красный, как зарево пожара».

Кажется, нечего ждать – осечка спасла жизнь Вулича, увиденный Печориным «странный отпечаток неизбежной судьбы» на лице офицера-фаталиста рассеялся. Но пейзаж не оставляет спокойствия, и природа не обманывает – Вулич погибает в эту же ночь.

Сочувствуя Печорину, скачущему, «задыхаясь от нетерпенья», чтобы догнать Веру, понимаем, что это невозможно, ведь «солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно».
Раскрытие внутреннего мира главного героя.

Пейзаж в «Герое нашего времени», пожалуй, наиболее важен для раскрытия внутреннего мира главного героя. Выслушав только рассказ Максима Максимыча, мы вряд ли сумели бы найти в Печорине приятные черты, однако именно образы природы, созданные героем в своем журнале, открывают для нас, читателей, сложную, противоречивую его натуру. Взглянув из окна на Пятигорск глазами Печорина, пусть и на мгновение, пока не вспомнит он о маске, которую надо надеть перед появлением в обществе, обнаружим тонко чувствующую, восторженную натуру. «Моя комната наполнилась запахом цветов… Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна. Вид с трех сторон у меня чудесный. … Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона…Амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин… Весело жить в такой земле! ..Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?» Оказывается, есть в жизни Печорина нечто, отчего весело жить, и внутренний мир его значительно богаче, чем могут предположить окружающие.

Подтверждаем наше открытие, читая, как Григорий Печорин после встречи с Верой мчит на лошади «по высокой траве, против пустынного ветра»; как вспоминает: «с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее». Оказывается, вот что может излечить его от любой горечи и беспокойства, вот отчего становится легче на душе.

Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя

Лермонтов использует в своем романе пейзаж и как средство изображения душевного состояния героя. Яркий пример тому – природа в восприятии Печорина до и после дуэли. «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Печорин не притворяется – он снова приоткрывает свой светлый внутренний мир, он естественен, он радуется жизни и ценит ее. «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели» – читаем мы и ощущаем безрадостность состояния героя. И позже: « сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно; ветер свищет и колеблет ставни… Скучно!»

Человек и природа в романе

Человек и природа в романе Лермонтова неоднозначны. Знакомясь с «водяным обществом», историей Вулича, читая о Грушницком, мы не найдем образов природы, пейзажей, с ними связанных, не увидим природу их глазами. В этом случае природа как будто противопоставляется героям, они люди, далекие от естественной жизни.

Печорин, так тонко умеющий чувствовать и воспринимать естественную прелесть жизни, мечтающий о слиянии с ней, не может стать ее частью – таков его удел. Для людей же, не связанных с условностями общества, далеких от «цивилизации», природа – неотделимая часть жизни.

Природа в «Герое нашего времени» Лермонтова является, например, частью жизни контрабандистов – подслушанный Печориным разговор между ундиной и слепым мальчиком дает нам понять это ясно, и здесь автор не представляет нам развернутый пейзаж, наоборот, герои говорят о природе только с практической точки зрения: «буря сильна», «туман густеет».

Мастерство писателя в изображении природы

Мастерство поэта – пейзажиста огромно. Порой он показывает в романе природу как художник – и создается впечатление, что рассматриваешь акварели или рисунки Лермонтова, подобные его картинам «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с верблюдами» или «Сцена из кавказской жизни», – так разнообразны и выразительны эпитеты и метафоры: «умирающая прохлада ночи», «голова Машука», дымящаяся, «как загашенный факел», «как змеи, серые клочки облаков», «золотой туман утра», метель – изгнанница, плачущая о своих раздольных степях». Усиливает выразительность пейзажей и ритм повествования – то сжатый, стремительный, когда речь, например, идет о Печорине, или замедленно-плавный, при описании утреннего Кавказа.

Таким образом, пейзаж и природа в романе «Герой нашего времени» помогают нам понять характеры героев и их переживания, постичь замысел произведения, пробуждают собственные размышления о природе и ее месте в нашей жизни.

Тест по произведению

План сочинения
1. Вступление. Мир природы в творчестве Лермонтова.
2. Основная часть. Пейзаж и его роль в романе.
— Первый пейзаж повести «Бэла» и его значение.
— Второе описание Койшуарской долины.
— Сопоставление пейзажа Лермонтова и Пушкина.
— Многогранность пейзажей Лермонтова.
— Природа и Божественное начало.
— Пейзаж как средство характеристики Максима Максимыча.
— Пейзаж как средство характеристики «издателя».
— Черты романтической поэтики в повести «Бэла».
— Романтический и сентименталистский характер пейзажа в повести «Тамань».
— Динамичность пейзажа в «Тамани».
— Эффекты игры света и тени при создании картин природы.
— Пейзаж как средство передачи настроений героя в повести «Княжна Мери».
— Пейзаж как средство характеристики персонажа.
— Символика пейзажа.
— Соотнесение картин природы с мироощущением героя. и .
— Мотивы лирики поэта в природных образах повести «Княжна Мери».
— Пейзаж и его значение в повести «Фаталист».
3. Заключение. Функции пейзажа у Лермонтова.

Исследователь Рождествин заметил, что развитию чувства природы в Лермонтове способствовали литературные влияния – влияние Руссо, Шатобриана и Гейне . Мир природы и цивилизации противопоставлены в творчестве поэта. И в этом Лермонтов наиболее близок Толстому, в произведениях которого естественность человеческого поведения и гармоничность личности определяется (в том числе) близостью человека к природе.
Попробуем проанализировать описания природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени». В повести «Бэла» пейзажи еще объективны и фотографичны. Это объективные описания окружающей местности, южные ландшафты. Они пока еще лишены той спаянности с душевной жизнью героя, которую наблюдаем мы, к примеру, в «Княжне Мери». Однако и здесь уже они в определенном смысле выступают как средство характеристики персонажа. Первый пейзаж романа – это вид Койшуарской долины. В описании этом переданы впечатления рассказчика – издателя, проезжего офицера и литератора, ставшего попутчиком Максима Максимыча. Офицер этот на Кавказе сравнительно недавно, поэтому восприятие его свежо, все впечатления отличаются новизной и непосредственностью. Вместе с тем писатель здесь отмечает любовь рассказчика к природе, намекая на близость его к Печорину: «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуею». Одновременно мы можем отметить явный литературный талант «издателя», искусное использованием им метафор и эпитетов.
Характерно, что описание Койшуарской долины дано в повести дважды. Вот второй вид ее: «…под нами лежала Койшуарская долина, пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями; голубоватый туман скользил по ней, убегая в соседние теснины от теплых лучей утра; направо и налево гребни гор, один выше другого пересекались, тянулись, покрытые снегами, кустарником; вдали те же горы, но хоть бы две скалы, похожие одна на другую, – и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что кажется, тут бы и остаться жить навеки…».
Описание Лермонтовым Койшуарской долины пересекается с пушкинским описанием ее в «Путешествии в Арзрум». Однако в двух пейзажах есть и различия. Как замечает В. Шкловский, пушкинское описание тематично и сравнительно кратко . Лермонтов же «как бы задерживается» в пейзаже, используя множество ярких красок, передавая свои ощущения, вставляя философские замечания. В этих пейзажах писатель использует цветовые эпитеты («красноватые скалы», «зеленым плющом», «золотая бахрома снегов», «желтые обрывы», «серебряной нитью», «голубоватый туман»), метафору («Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой»), образные сравнения («сверкает, как змея своею чешуею», «пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями»). Вообще, пушкинские описания природы в прозе более лаконичны, зачастую они не связаны с непосредственными чувствами героев, но нередко передают философские мысли автора, создают в произведении определенные мотивы, настроение . Таковы многие пейзажи в «Евгении Онегине» и «Капитанской дочке». Пейзаж Лермонтова же более подробен, картины природы у него не только неизменно связаны с человеческими чувствами, но и даны в субъективном восприятии героя. Порой для писателя характерна «физиологическая точность в описании чувств и ощущений» в восприятии природы человеком, «острый и трезвый анализ их происхождения или их сущности» .
Лермонтов использует в пейзажах яркие, сочные краски. В цветовом спектре здесь присутствуют серебряный, темно-синий, темно-лиловый, серый, голубой, золотистый, зеленый цвета. Но в пейзажах романа важен не только цветовой фон, но и запахи, звуки, освещение. Исследователь Фишер замечает, что пейзажи Лермонтова многозвучны, подвижны, пластичны, и приобретается эта пластичность благодаря «осязательным ощущениям», писатель «передает ощущения зноя и холода, жары и свежести, запахов» . И в этом Лермонтов близок Толстому и Тургеневу.
Вот еще один из пейзажей в повести «Бэла»: «Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка пробегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь…казалось, дорога вела на небо, потому что сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что больно было дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром…». Природа приравнена в творчестве Лермонтова к Божественному началу. В этом пейзаже автор подчеркивает это сравнением («Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы»). Здесь использован эмоциональный эпитет («отрадное чувство»), метафора («в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы»), образное сравнение (облако, «как коршун, ожидающий добычу»). Пейзаж здесь дается писателем в динамике, в действии. И способствуют этому практически все природные образы: дорога, хрустящий снег, облако. Вообще, облака, тучи, туманы играют огромную роль в пейзажах Лермонтова . В «Герое нашего времени» мы часто встречаем эти природные образы. «Густой туман» здесь льется волнами из ущелий, «туманы, клубясь и извиваясь, как змеи», сползают «по морщинам соседних скал», «серое облако» отдыхает на вершине горы.
Другой пейзаж повести дан уже в восприятии рассказчика и Максима Максимыча. «Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею; но на востоке все было так ясно и золотисто, что мы, то есть я и штабс-капитан, совершенно о нем забыли…Да, и штабс-капитан: в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге». Картина эта характеризует уже в большей степени Максима Максимыча. Мы узнаем, что штабс-капитан близок к природе, любит и понимает ее. Одновременно здесь угадывается и скрытый намек на цельность натуры Максима Максимыча, на непосредственность его чувств и восприятия. Рассказчик рассуждает здесь о влиянии природы на человека и замечает, что «удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какою была некогда». Именно эту детскость он подмечает затем в Максиме Максимыче.
В другом пейзаже дана косвенная характеристика рассказчика-издателя. Это картина метели: «Между тем тучи спустились, повалил град, снег; ветер; врываясь в ущелья, ревел, свистал, как Соловей-разбойник, и скоро каменный крест скрылся в тумане…<…> Лошади измучились, мы продрогли; метель гудела сильнее и сильнее, точно наша родимая, северная: только ее дикие напевы были печальнее, заунывнее. «И ты, изгнанница, – думал я, – плачешь о своих широких, раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья, а здесь тебе душно и тесно, как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки»». Здесь содержится намек на изгнанничество проезжего офицера, ставшего спутником Максима Максимыча. Очевидно, он также сослан на Кавказ. Так, Лермонтов постепенно сближает этого персонажа с Печориным, обозначая не только параллельность жизненных событий, но и определенную интеллектуальную, духовную общность. Тем самым у автора мотивируется искренний, неподдельный интерес «издателя» к этому персонажу, его внимательный, изучающий взгляд на него.
В основе сюжета повести «Бэла» лежит романтический мотив – бегство героя из цивилизованного мира в мир природы, любовь к «дикарке». Да и само место действия – Кавказ. Соответственно, пейзажам тоже свойствен романтический колорит: «…хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами».
Романтическим колоритом проникнута и повесть «Тамань». Соответственно, картины природы здесь таинственны и загадочны: ночь, тихая луна, берег моря и пена валунов, темно-синие волны, поднимающийся на море туман. Эти картины напоминают нам также традиционный пейзаж сентименталистов. Однако в Тамани Печорин сталкивается с грубой прозой жизни, история его пребывания там далека от сентиментальности. Поэтому пейзаж здесь – это эстетическое восприятие героя, отношение его к жизни в целом.
Природа в «Тамани» дана в динамике. Так, первый пейзаж повести проникнут состоянием покоя. Именно таково вначале и состояние Печорина. «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона». Затем вся эта картина у Лермонтова как будто приходит в движенье: «Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить». Этот пейзаж сливается с тревогой, постепенно зарождающейся в душе Печорина при встрече его со слепым мальчиком. Вместе с тем пейзаж этот являет собой художественное предварение грядущих событий, когда герой едва не лишился жизни. То же самое значение имеет и следующий пейзаж повести. Однако здесь уже содержится намек на благополучный исход ситуации: «…я с невольным биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот, я думал, она ударится с размаха об берег и разлетится вдребезги; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима».
Отметим контрастность красок в этих картинах: черные снасти корабля изображены на фоне бледной черты небосклона, сверкающая пена валунов – на фоне темных туч. Свет у Лермонтова в этих ночных пейзажах нечеткий, неопределенный – это или свет месяца и звезд, или едва светящийся фонарь на корме корабля. Море покрывается туманной дымкой, всюду идет эта игра света и тени. Как замечает Е. Михайлова, «атмосфера романтической тайны не может быть передана лишь строгой контурной манерой обрисовки предметов, она требует игры теней, глубины фона, фантастики освещения» . Со светотеневыми эффектами у Лермонтова гармонируют и звуки: «беспрерывный ропот темно-синих волн», дуновение ветра, «однообразный шум» моря, «подобный ропоту засыпающего города», то «протяжный и печальный», то «быстрый и живой» напев ундины. «Все это – краски, свет и тени, шумы и шорохи – сливаются в дивную симфонию, то неспокойную по ритму, то неумолимо зовущую в какие-то грустные дали. И с этим так хорошо гармонирует настроение Печорина: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!» .
Аналогично значение первого пейзажа и в повести «Княжна Мери». «Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как последняя туча рассеянной бури, на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…». Здесь Печорин «импрессионистски вводит читателя в изображение своих настроений посредством своеобразной лирической интродукции, посвященной эмоциональному описанию природы» .
Пейзажи в романе часто используются как средство характеристики героя. Так, писатель неоднократно подчеркивает любовь Печорина к природе, его глубинную, неразрывную связь с ней. «…Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра; с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес», – пишет Печорин в своем дневнике. Любуясь серебряною цепью снеговых вершин, он становится настоящим поэтом и философом: «Воздух чист и свеж как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?». Эти чувства, исполненные поэзии, гармонии и тихой умиротворенности, ярко характеризуют Печорина, намекая на то хорошее в его душе, что было дано ему от природы. Рисуя пейзажи в восприятии главного героя, Лермонтов подчеркивает контраст природных задатков Печорина – искренности, жажды сильных чувств, духовной чистоты (именно общение с природой во многом формирует нравственный облик человека) – и его настоящего внутреннего облика, определяющегося в основном эгоизмом, скепсисом, безверием и агрессией.
Пейзажи у Лермонтова нередко символичны. Так, пейзаж перед дуэлью, передавая чувства героя, одновременно символизирует характер Печорина, двойственность его натуры . В утро перед дуэлью с Грушницким, когда Печорин допускает возможность собственной смерти, он больше чем когда-либо любит жизнь, больше чем когда-нибудь прежде он любит природу: «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!». Сочетание первой теплоты лучей солнца с умирающей прохладой ночи здесь символически передает противоречивость души Печорина. Одновременно в картине этой сама природа как будто напоминает герою о ценности жизни, как бы предостерегая его от предстоящего убийства. Однако Печорин осмысляет этот пейзаж лишь в контексте собственного мироощущения. Стоит отметить и особый световой фон данного пейзажа. Фишер писал, что своих световых эффектов Лермонтов достигает тем, что не ограничивается светотенью, он подмечает в природе «миллионы блесков отраженного света: когда светит солнце, блещут горы, блещут реки, потоки и ключи, сверкает каждая росинка» .
Другой пейзаж в этой повести перекликается с картиной Гоголя из поэмы «Мертвые души»: «И в самом деле, здесь все дышит уединением; здесь все таинственно – и густые сени липовых аллей, склоняющихся над потоком, который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь между зеленеющими горами, и ущелья, полные мглою и молчанием, которых ветви разбегаются отсюда во все стороны, и свежесть ароматического воздуха, отягощенного испарениями высоких южных трав и белой акации, и постоянный, сладостно-усыпительный шум студеных ручьев, которые встретясь в конце долины, бегут дружно взапуски… С этой стороны ущелье шире и превращается в зеленую лощину; по ней вьется пыльная дорога. Всякий раз, как я на нее взгляну, мне все кажется, что едет карета, а из кареты выглядывает розовое личико. Уж много карет проехало по этой дороге, – а той все нет». Романтический пейзаж этот ярко характеризует Печорина, открывая в душе его мечтательность и тоску по необретенной и недоступной гармонии.
В заключительных картинах повести у Лермонтова возникают образы, перекликающиеся с его стихотворением «Парус». Печорин здесь сравнивает себя с матросом, душа которого сжилась с «бурями и битвами». Покоя нет в душе героя: «выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце…». Он лишь прислушивается к «однообразному ропоту волн» и вглядывается вдаль, в надежде увидеть «желанный парус». Оба этих образа – незнакомой кареты и «желанного паруса» – передают подспудную мечту героя о счастье, о преодолении своего одиночества. Именно этого лишен Печорин, и в этом глубочайший трагизм данного образа.
В повести «Фаталист» пейзаж, играя роль фона, сливается вместе с тем с философскими размышлениями героя. Здесь возникают мотивы, развитые автором в стихотворении «Дума». «Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в их ничтожных спорах… Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо… на них смотрит с участием… А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия…». Так здесь возникает тема «потерянного поколения».
Таким образом, функции пейзажа в романе разнообразны. Это и описательный, и психологический, и символический пейзаж. Создавая определенный фон, картины природы у Лермонтова тонко передают и состояние героя, его настроение, его чувства. Природа выступает средством характеристики персонажа, обнажая самые глубины души. Пейзажи предваряют будущие события, углубляют философские проблемы, затронутые в романе. Наконец, эти чудные и гармоничные картины являются также средством авторской характеристики.

1. Рождествин А. Природа как источник религиозных чувствований Лермонтова. – В кн.: М.Ю. Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. Составил В.И. Покровский. М., 1916, с. 118.

2. Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. О произведениях Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Гончарова, Толстого, Чехова. М., 1955, с. 194.

3. Там же, с. 194.

4. См.: Пейзаж и его значение в романе «Евгений Онегин».

5. Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. М., 1990, с. 236.

6. Фишер В.М. Стиль Лермонтова. – В кн.: М.Ю. Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. Составил В.И. Покровский. М., 1916, с. 305.

7. Там же, с. 300.

8. Михайлова Е. Проза Лермонтова. М, 1957, с. 265.

9. См.: Соллертинский Е. Пейзаж в прозе Лермонтова. – Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814–1964, М., 1964. Электронная версия. www.feb-web.ru.

10. Виноградов В.В. Указ. соч., с. 247.

11. Там же, с. 247.

12. Фишер В.М. Указ. соч., с. 304.

Роль и значение природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Большую роль в романе « » играет пейзаж. Отметим очень важную его особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения.

Серебристая нить рек и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, блеск снегов на гребнях гор - точные и свежие краски лермонтовской прозы.

В «Бэле» нас восхищают правдиво нарисованные картины нравов горцев, их суровый образ жизни, их бедность. Автор пишет: «Сакля была прилеплена одним боком к скале, три мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и натолкнулся на корову, я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака». Трудно и невесело жил народ Кавказа, угнетаемый своими князьями, а также царским правительством, которое считало их «туземцами России».

Величавые картины горной природы нарисованы весьма талантливо.

Очень важно в раскрытии образа Печорина художественное описание природы в романе. В дневнике Печорина мы часто наталкиваемся на описания пейзажа, связанного с определенными мыслями, чувствами, настроениями героя, что помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера. - поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит.

Печорин мастерски описывает ночь (его дневник, 16 мая) с ее огоньками в окнах и «мрачными, снеговыми горами». Не менее прекрасно звездное небо в повести «Фаталист», вид которого приводит героя к размышлениям о судьбе поколения.

Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему тоскливой. Пейзаж и здесь помогает лучше понять душевное состояние героя.

Этому же служит описание взволнованного моря в «Тамани». Картина, открывающаяся Печорину с площадки, где должна была состояться дуэль, солнце, лучи которого не согревают его после дуэли, - все навевает тоску, вся природа грустит. Только наедине с природой Печорин испытывает глубочайшую радость. «Я не помню утра более голубого и свежего!» - восклицает он, пораженный красотой солнечного восхода в горах. К бескрайним просторам моря, шуму волн устремлены и последние надежды Печорина. Сравнивая себя с матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига, он говорит, что скучает по прибрежному песку, вслушивается в рокот набегающих волн и всматривается в даль, покрытую туманом. Лермонтов очень любил море, его стихотворение «Парус» перекликается с романом «Герой нашего времени». Желанный «парус» ищет в море Печорин. Ни у Лермонтова, ни у героя его романа эта мечта не сбылась: не появился «желанный парус» и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам. Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха». Дивный образ паруса - это тоска по несостоявшейся жизни.

Чудесным пейзажем открывается и повесть « ». Печорин в дневнике пишет: «Вид с трех сторон у меня чудесный». Язык романа - плод большой работы автора. (Язык Печорина очень поэтичен, гибкий строй его речи свидетельствует о человеке большой культуры, обладающем тонким и проницательным умом.) Богатство языка «Героя нашего времени» основывается на трепетном отношении Лермонтова к природе. Он писал роман на Кавказе, южный пейзаж вдохновлял его. В романе автор протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев.

То же самое можно сказать и о пейзаже в стихах Лермонтова. Достаточно вспомнить его знаменитое стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...», шедевр мирового искусства:

  • Когда волнуется желтеющая нива,
  • И свежий лес шумит при звуке ветерка,
  • И прячется в саду малиновая слива
  • Под тенью сладостной зеленого листка...

Все творчество Лермонтова оказало значительное влияние на развитие русской литературы. Знаменитые пейзажи Тургенева, без сомнения, написаны под влиянием лермонтовской прозы, некоторые образы Льва Толстого (рассказ «Набег») напоминают реалистически нарисованные образы Лермонтова. Совершенно очевидно влияние Лермонтова и на Достоевского, и на Блока, и на Есенина. А закончить свое я хочу словами Маяковского: «К нам Лермонтов сходит, презрев времена».

В путевых записках офицера-рассказчика пейзаж выдержан в традиционном романтическом духе, насыщен яркими красками: «Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом…» Можно отметить, что повествователь стремиться дать описание экзотической природы, предназначенное для русского читателя, и носящее поэтому несколько ознакомительный характер. Кроме того, можно сделать предположение о подневольном его пребывании на Кавказе (сравнение метели с изгнанницей).

Большую часть романа составляют записки Печорина, и его личность отражается, в частности, в принадлежащих ему описаниях природы. Индивидуализм главного героя, отделенность его от остального мира не дает ему возможности открыть людям самые потаенные чувства, самые чистые душевные порывы, и они часто проявляются как раз в его отношении к природе: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка». Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты позволяет сохранить душевное равновесие: «С жадностью глотал я благовонный воздух», пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой. Романтическая натура Печорина угадывается, например, в пейзажах «Тамани»: «белые стены», «черные снасти», «бледная черта небосклона» - типично романтический подбор цветов.

Кроме того, природа постоянно противопоставляется миру людей, с их мелкими страстями («Солнце ярко, небо сине – чего бы кажется больше? Зачем тут страсти, желания?..»), причем стремление слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Но в отличие от застывших романтических картин, описанных рассказчиком, пейзажи, принадлежащие перу Печорина, полны движения: поток, «который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь»; ветви, «разбегающиеся отсюда во все стороны»; воздух, «отягощенный испарениями высоких южных трав»; ручьи, которые «бегут дружно взапуски и, наконец, кидаются в Подкумок», - все эти описания подчеркивают внутреннюю энергию Печорина, постоянное его напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний.

Некоторые пейзажи дают дополнительные свидетельства о широте и разносторонности знаний Печорина, его эрудиции: «Воздух был напоен электричеством», - подобные фразы совершенно естественно вплетаются в поток мыслей Печорина. Таким образом, следуя традиции делать природу критерием развития личности, Лермонтов решает эту задачу с помощью новаторских средств.

Отсутствие упоминаний о природе, например, у Грушницкого свидетельствует о его душевной, неспособности глубоко чувствовать. Отсутствие же их у Максима Максимыча вполне оправдано реалистически: человек малообразованный, живущий в суровых условиях, он не привык изливать свои чувства словесно. Однако, сравнивая по воздействию на человека великолепные картины природы со свистом пуль, от которых тоже бьётся сердце, Максим Максимыч обнаруживает неожиданную чувствительность души, и это вынуждает рассказчика сделать признание: «В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге». В этой мысли можно усмотреть и некоторую социальную окраску.

Характеризуя пейзажи романа, моно говорить об их созвучии или противоположности настроению героя, о символичных пейзажах, наводящих на философские размышления, можно рассматривать пейзаж и в других аспектах, но если подходить к теме сточки зрения анализа художественного метода Лермонтова, то можно отметить следующее. Черты романтизма присущи описаниям природы, что связано с определенными традициями в сознании героев – современников Лермонтова. Вместе с тем реалистическая тенденция проявляется, прежде всего, в обосновании восприятия природы социально-психологическими, культурными, интеллектуальными, нравственными особенностями персонажей. Таким образом, и в пейзаже отразилось решение Лермонтовым его главной задачи – изображения современного ему человека, сформировавшегося под влиянием определенных обстоятельств.

Роль пейзажа в раскрытии идейного замысла романа «Герой нашего времени»

Учитель: , МОУ СОШ №8, г. Томска

В процессе аналитического чтения романа «Герой нашего времени» мы поставили перед собою цель выяснить, насколько глубоко понимают старшеклассники пейзажные зарисовки, как они представляют себе характер действующих лиц, специфику литературы как вида искусства.

Одно из обобщающих занятий может быть посвящено пейзажу в романе «Герой нашего времени», так как описания природы играют в нем исключительно важную роль и отличаются высокой художественностью и красотой. Лермонтов выступил в своем романе мастером-реалистом, подчинившим описание картин природы идейно-художественным задачам, тогда как в произведениях романтической школы пейзаж редко был связан с содержанием и являлся лишь декоративным фоном или обрамлением.

На обобщающем занятии учащиеся получают представление о том, что пейзаж в романе Лермонтова служит средством реалистического показа обстановки, в которой будет происходить действие; является одним из звеньев сюжета, помогающих его развитию или позволяющих предполагать дальнейшую судьбу героя; используется автором как один из способов создания образа-персонажа, помогая раскрыть характер героя и передать его душевное состояние; позволяет автору показать и утвердить свои положительные жизненные идеалы.

Пейзаж имеет в романе как объективную, так и субъективную сторону. Объективная заключается в том, что Лермонтов конкретно изображает определенные картины природы, а субъективная – в том, что в образах природы автор выражает человеческие чувства и переживания.


Характер и построение заключительного занятия о пейзаже тесно связаны со всей системой уроков по изучению романа. Чтобы обеспечить активность класса на уроке, рекомендуется дать домашнее задание по анализу двух-трех описаний природы.

Можно предложить ученикам внимательно прочитать дома следующие отрывки:

1) описание Койшаурской долины в начале повести «Бэла»;

2) пейзаж, открывающий повесть «Княжна Мери»;

3) картину утра перед дуэлью Печорина.

Чтение должно быть целенаправленным, поэтому рекомендуется предложить учащимся вопросы, например:

1) какую картину рисует Лермонтов? (При пересказе пейзажей полезно требовать от учеников широкого использования авторских слов и выражений).

3) при помощи каких художественных средств создается картина?

4) какова роль этого пейзажа в романе?

Выяснить с учащимися роль пейзажа можно при анализе первого же описания природы. Оно дает богатый материал и для наблюдений над характерными особенностями лермонтовского пейзажа.

Выразительное чтение описания Койщаурской долины может явиться лучшим ответом на вопрос, какую картину нарисовал здесь Лермонтов. Важно отметить, что Лермонтов рисует реалистическую картину своеобразной кавказской природы, на фоне которой будет развертываться все действие романа. Все изображенное здесь является типичным для Кавказа: горы, скалы с обрывами, ущелья, стремительные горные реки; Лермонтов как будто срисовывает их с натуры. Можно привлечь в качестве наглядного пособия литографию или снимок с рисунка Лермонтова «Кавказский вид с Эльбрусом» или репродукцию с картины Р. Судковского «Дарьяльское ущелье».

Красота природы Кавказа не может не восхищать поэта, и он любуется снеговыми вершинами гор, живописными скалами. Обычно ученики без затруднений отвечают на вопрос, какое чувство вызывает у автора та или иная картина природы. Так, анализируя описание Койшаурской долины, они отмечают восхищение Лермонтова красотой природы, ее величием и мощью. Но не всегда учащимся оказывается посильным анализ художественных средств автора. Велика роль учителя, задача которого – открыть ученикам то, что при самостоятельном чтении осталось для них недоступным. Эмоциональность в описании Койшаурской долины сказывается в первой же фразе: «Славное место эта долина!». Но не только это прямое восхищение делает приводимое описание эмоциональным, эмоциональным оказывается и выбор для изображения гор, скал, ущелий – они говорят о величии природы, ее красоте. Ощущение величия картины природы особенно усиливается благодаря эмоциональным эпитетам, например «неприступные скалы», и выделению слова «высоко », которое не только повторено, но и интонационно усилено предшествующей и последующей паузой.

Живописность картины передается цветовой окраской почти каждого предмета. Ученики найдут такие эпитеты, как «красноватые скалы», «зеленый плющ», «желтые обрывы», «золотая бахрома снегов», «черное ущелье», «серебряная нить». Вид Койшаурской долины благодаря этим зрительным образам кажется нарисованным.

Красочность является отличительной особенностью лермонтовских пейзажей. Всматриваясь в цветовую гамму, нетрудно увидеть, что вершины гор, скалы окрашены в золотые, красноватые тона; то, что внизу – черно и мрачно, даже речка имеет не светлый, а серебряный, то есть холодноватый серый вид. Так передается естественное освещение; вверху все предметы освещены солнцем и кажутся яркими и светлыми, а внизу, в ущелье, солнце не проникает, его лучи задерживаются плотно стоящими горами и скалами. Предметы изображены правдиво, сочетание красок увидено автором в жизни. Картина гор «с золотой бахромой снегов» настраивает радостно, «черное, полное мглою ущелье» и речка, сверкающая, «как змея», рождают настроение тревожное. Так, с первых страниц романа Лермонтов обращает внимание читателя на противоречивость явлений и картин природы, а затем покажет и противоречия в человеческой жизни, в человеческих характерах. Противоречивость явлений действительности определяет избрание автором в качестве одного из основных художественных приемов в романе прием контраста. В процессе изучения «Героя нашего времени» ученики неоднократно видели контраст как композиционный прием автора; теперь можно показать, как этот характерный для Лермонтова прием находит проявление при описании картин природы. В разбираемом пейзаже контрастна картина гор и ущелья, контрастны эпитеты: «красноватые» и «черные», «золотая» и «серебряная», – контрастны чувства радости, восхищения, с одной стороны, и настороженности, тревоги, с другой. Анализируя пейзаж, можно обратить внимание учащихся и на то, что он, как и другие картины природы в романе не кажется безмолвным, неподвижным. Лермонтов любит в природе жизнь, движение, поэтому даже здесь, где нет человека, он выделяет «живые» детали, создавая их метафорами и сравнениями: безымянная речка «шумно вырывается» из ущелья; Арагва сверкает, «как змея».


Пейзаж Койшаурской долины дает первое представление о месте, где будет развертываться действие романа. На фоне кавказской природы, величественной и прекрасной, особенно бессмысленной и пустой кажется жизнь «водяного общества», более понятной делается тоска и неудовлетворенность Печорина, яснее обнаруживаются конфликты между отдельными героями романа.

В пейзаже Койшаурской долины наглядно проявляются почти все основные черты, определяющие неповторимое своеобразие лермонтовских описаний природы: реализм, яркость красок, нескрываемая эмоциональность, насыщенность мыслью, живописность, динамика.

Нередко пейзаж используется в романе Лермонтова как активный композиционный прием, помогающий развитию сюжета или намекающий на возможные изменения в судьбах героев. Такую роль выполняет описание перевала путников через Крестовую гору.

Аналогичную роль выполняют в романе и другие пейзажи. В описании картины природы перед дуэлью начало пейзажа помогает понять настроения и чувства Печорина, а часть его со слов «Там путь всё становился уже…» намекает на возможный трагический исход дуэли и подчеркивает неясность и бесперспективность судьбы Печорина. Коротенькая зарисовка картины вечера во время скачки Печорина в Пятигорск: «Солнце уже спряталось в черной туче», – оттеняет вероятную неудачу Печорина в его попытке догнать Веру.

В дневнике Печорина рядом с записями о событиях и размышлениями о своей судьбе часто появляются описания природы, вызывающей в нем определенные мысли, чувства, настроения, и это помогает читателю проникнуть в духовный мир героя, понять существенные стороны его характера.

Обратимся к некоторым из нарисованных Печориным пейзажей. На одном из уроков по анализу образа Печорина может быть разобрано начало повести «Княжна Мери», где герой рисует вид, открывающийся из окна его комнаты. Это описание позволяет судить о поэтичности Печорина, его любви к природе, о его культуре и образованности, об умении образно рассказывать о виденном, о стремлении к жизни такой же чистой и ясной, какую он видит в природе. Этот пейзаж помогает понять, что Печорин не удовлетворится созерцанием природы, чтобы жить, мыслить и чувствовать себя счастливым ему необходимы люди. Интерес к людям намечен в пейзаже. После описания гор Печорин записывает: «На восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок; шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа». Печорин, страстно любя природу, забывая при виде «кудрявых гор» обо всем, часто населяет ее людьми, всегда отмечая в пейзаже то, что напоминает о человеке.

Иногда картина природы служит у Печорина толчком для мысли, рассуждения, сравнения. Хотя и косвенно, но пейзаж здесь помогает созданию образа. Примером подобного пейзажа является знаменитое описание звездного неба в повести «Фаталист», в которой автор дает оценку не только своей судьбе, но и судьбе своего поколения. Важно, чтобы учащиеся поняли, что мысли о судьбе современников связаны с пейзажем: зловещий, красный, как зарево пожара, месяц, показавшийся из-за «зубчатого горизонта домов», и спокойно сияющие на «темно-голубом своде» звезды, по сравнению с которыми ничтожны «споры за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права». Вид усыпанного звездами неба наводит Печорина на размышление о судьбе его поколения, приводит к мысли о вечности мира.

Кроме Печорина, о природе в романе говорит лишь Максим Максимыч. Оба героя по-своему рисуют пейзаж, и в различии описаний сказывается их индивидуальность. Если у Печорина можно наблюдать живописные, образные, эмоциональные описания, то Максим Максимыч по-житейски, просто, даже деловито рассказывает о природе. Например, он рисует вид из крепости: «Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор; кое-где на ней дымились аулы, ходили табуны; – с другой бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа». Максим Максимыч не стремится показать своего отношения к природе, хотя в слове «прекрасный» и чувствуется понимание им красоты окружающего мира: он хочет рассказать, что вскоре произойдет на том месте, о каком он пишет; а здесь Казбич будет скакать с увезенной Бэлой. старается нарисовать местность почти топографически: широкую поляну, изрытую балками, лес, кустарник на берегу мелкой речки. Такой, до некоторой степени «служебный», подход объясняется военной профессией штабс-капитана, привыкшего оценивать местность с точки зрения ее пригодности для боевых действий. Но Максим Максимыч как миролюбивый в душе человек с удовольствием отмечает детали, говорящие о мирной жизни: дымятся аулы, ходят табуны. Максим Максимыч не размышляет, как Печорин, о природе, и потому в его описании нет сравнений, отсутствуют эмоциональные эпитеты, они заменены точными определениями: широкая поляна, мелкая речка, кремнистые возвышенности.

Широко использует Лермонтов пейзаж и для того, чтобы подчеркнуть состояние, настроение героя. В таком случае пейзаж, не теряя своей реалистичности, делается психологическим, преломляясь через восприятие героя. Вот, например, как выглядит почти тот же прекрасный вид, описанный Максимом Максимычем, в восприятии Печорина: «Вот уже полтора месяца, как я в крепости М; Максим Максимыч ушел на охоту. Я один; сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно, ветер свищет и колеблет ставни... Скучно». Печоринская тоска, уныние окрашивают в мрачные, холодные тона весь пейзаж, даже солнце перестает освещать горы, делаясь для Печорина лишь «желтым пятном».

Примерами пейзажа, помогающего понять душевное состояние героя, могут служить описание взволнованного моря в повести «Тамань»; вид тусклого солнца, лучи которого не грели Печорина после дуэли; картина, открывающаяся герою с площадки, где должна была происходить дуэль («там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи»).

Иногда душевное состояние Печорина раскрывается и подчеркивается картиной природы, контрастирующей с его настроением. Некоторая нервная напряженность Печорина перед дуэлью оттеняется описанием мирного «голубого утра». Ликующая картина, говорящая о сча­стье и красоте жизни, особенно волнует героя, понимающего возможность трагического исхода. Конец этого описания, несмотря на всю реалистичность его, можно назвать в какой-то мере символическим: «дымная даль», куда стремится проникнуть взгляд Печорина, напоминает о его неясном будущем, а «непроницаемая стена утесов» наводит на мысль о неизвестности судьбы Печорина и о том тупике, к какому привела его жизнь.

Так природа помогает в романе понять человека, его характер, его душевное состояние. В свою очередь, человек, как бы оживляя пейзаж, делает его участником своих переживаний. Вполне оправданным оказывается широкое использование при описании картин природы таких художественных средств, как антропоморфизация и анимизация. Учащимся можно не сообщать этих терминов, но следует показать приемы.

Природа живет в романе: ветер ревет и свистит, как Соловей-Разбойник, поток прыгает по черным камням, луч месяца играет по земляному полу хаты, волна готова схватить и унести слепого. Многое в природе напоминает человека. Метафоры, эпитеты, которые создает Лермонтов, переносят на природу приметы жизни человека: луна начинает «одеваться тучами», снега горят «румяным блеском», вершины гор «изрыты морщинами».

Природа является выразительницей самых тонких переживаний и настроений человека, но в то же время изображение ее всегда остается у Лермонтова совершенно реалистическим. В заключение необходимо остановиться еще на одном значении пейзажа, играющего большую роль в раскрытии идейного содержания романа. Роман «Герой нашего времени», отличающийся резко критическим характером по отношению к действительности и порожденным ею героям, в то же время проникнут глубокими жизнеутверждающими идеалами. Лермонтов выражает в нем жажду такой жизни, где будет простор мысли и чувству, где человек сможет найти применение своим силам. Эта мечта Лермонтова нашла отражение в характере героя и в ряде образов, противопоставленных Печорину. Но законченным носителем идеала подлинно прекрасной и свободной жизни является у Лермонтова природа. В современной ему действительности Лермонтов не мог найти эстетического наслаждения, и средством утверждения своего эстетического идеала он сделал изображение непокоренной величественной природы. Близость к природе, созерцание ее доставляют автору наслаждение и радость.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры