Олег Аккуратов — уникальный слепой пианист. Олег аккуратов или феноменальный пианист Олег аккуратов биография

Главная / Измена жены

Года в городе Ейск, Краснодарский край. Слепой от рождения, в четыре года мальчик начал проявлять неординарные музыкальные способности, наигрывая на фортепиано услышанные мелодии. Педагоги Ейской музыкальной школы, потрясенные игрой Олега, немедленно приняли мальчика в 1 класс. А уже через два года он поступил в специализированную музыкальную школу для слепых и слабовидящих детей города Армавир Краснодарского края.

Позже параллельно обучению в школе Олег учился в Московском Государственном музыкальном колледже эстрадного и джазового искусства, в классе преподавателя Михаила Окуня. Окончив в 2008 году музыкальный колледж, Олег поступил на эстрадно-джазовое отделение Института музыки Московского университета культуры и искусства. В 2015 году Олег с отличием окончил Ростовскую государственную консерваторию в 2017 – Аспирантуру по специальности «камерная музыка».

Был участником концерта с выдающейся оперной певицей Монсерат Кабалье , выступал вместе с Эвелин Гленни .

Как участник Всемирного сводного хора ЮНЕСКО принимал участие в мировой премьере международной благотворительной акции «Тысячи городов мира», выступал в резиденции Папы Римского .

Олег Аккуратов обладает выдающимися музыкальными способностями: абсолютным слухом, музыкальной памятью, чувством ритма. Виртуозно играет джаз, классические произведения. Великолепно поет на многих языках: английском, немецком, французском, испанском, португальском, японском, китайском, корейском и других.

Ранее жил в посёлке Моревка недалеко от Ейска. Работал солистом театра «Русская опера», художественным руководителем и солистом Ейского джазового оркестра МИЧ-Бэнд (фортепиано).

В 2013 году Олег Аккуратов стал настоящей сенсацией фестиваля Игоря Бутмана «Триумф Джаза». В мае того же года Олег вместе с контрабасисткой Кейт Дэвис, барабанщиком Марком Уитфилдом и саксофонистом Франческо Кафисо участвовал в международном проекте Игоря Бутмана «Будущее джаза» и проектах «Черешневый лес» в Москве, «Акваджаз. Sochi Jazz Festival» в Сочи.

В марте 2014 года его выступление завершало церемонию закрытия XI Паралимпийских игр в Сочи.

В апреле 2015 года по приглашению Уинтона Марсалиса Олег выступил в Rose Hall нью-йоркского Линкольн-центра вместе с Jazz at Lincoln Center Orchestra.

В 2016 году на лейбле Butman Music Records вышёл дебютный альбом пианиста «Golden Sunray», записанный с Квартетом Игоря Бутмана, а в 2018 – классический альбом с сонатами Л.В. Бетховена выпустила легендарная фирма «Мелодия»

1 февраля 2017 года в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки состоялся первый Большой сольный концерт Олега. В октябре того же года Олег в составе собственного трио выступил для нескольких тысяч гостей ХIХ Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи.

В 2018 году Олег Аккуратов стал участником Гала-концерта Международного дня джаза, организованного ЮНЕСКО, был удостоен Премии мэра Москвы, а также занял второе место на престижнейшем конкурсе Sarah Vaughan International Jazz Vocal Competition, проходящем на родине джаза, в США.

Если вы ещё до сих пор не знаете такое имя, как , то сейчас вы сможете познакомиться с ним поближе и просто гордиться, что в нашей стране рождаются такие редкие таланты.

Почему феноменальный пианист?

Дело в том, что Олег родился слепым ребёнком и был, так скажем, «обделён» всеми ощущениями, связанными со зрительным восприятием мира. Однако взамен зрения ему достался абсолютный слух, музыкальная память и прекрасное чувство ритма. Он с детства проявлял особую любовь к музыке и уже в четыре года впервые наигрывал услышанные мелодии на фортепиано. Отсюда и начался его уверенный восход на олимп славы.

К шести годам Олега взяли в музыкальную специализированную школу для слепых и слабовидящих детей. Однако она была при интернате, куда он и переехал. Там его обучили читать ноты по системе Брайля.

На сегодняшний день Олег Аккуратов считается виртуозом своего дела. Он становился лауреатом многих конкурсов, как государственных, так и международных. Выступал даже на одной площадке с Монсерат Кабалье, в резиденции Папы Римского. И проявлял себя на многих других музыкальных проектах. Сегодня его имя в большей степени называют, как — звезда джаза.

Но выделяют его всё-таки, думаю, совсем другие качества. Хотя он и обладает многими способностями, которые, скорее всего, наработал в прошлых воплощениях, прежде всего его отличает огромное стремление «быть и жить». Упорство и выдержка, сила воли и уверенность, твёрдость и дисциплина – сделали его тем, кем он является сейчас. А именно знаменитым пианистом, пусть и слепым, от этого его талант и мастерство только возрастает.

Его пример показывает нам, что, несмотря на физические и внешние обстоятельства (он рос фактически с бабушкой и дедушкой), можно оставаться не просто Человеком с большой буквы, но и стремиться, добиваться своей цели. Он смело шёл вперёд навстречу своей мечте. Пользовался всеми возможностями, что дарила ему Вселенная и показал, что

Пианист Олег Аккуратов – джазовый и академический музыкант. Ноты, гармонии и мелодии прочно вошли в его жизнь с 3-х лет, когда отец отдал его в специальную музыкальную школу в Ейске. Олег не видит с рождения, и на всех выступлениях его сопровождает папа – самый близкий ему и надежный человек.

Именно он сыграл наиболее значимую роль в воспитании будущего признанного пианиста. Олег Аккуратов тепло отзывается и о своих бабушке и дедушке – у них он перенял трудолюбие. Слава к юному Олегу пришла не сразу, но когда его стали приглашать на различные события классического и джазового формата, он стал с еще большим усердием проводить время за фортепиано.

В интервью порталу JazzPeople Олег Аккуратов признался, что самым любимым его занятием является заучивание наизусть крупных музыкальных произведений и гастролирование по миру с концертами.

О воспитании и отношениях в семье

– Олег, какое влияние оказали на ваше воспитание ваш отец и бабушка с дедушкой?

– Меня воспитывали не только бабушка и дедушка. Основная ответственность легла на плечи моего отца, с которым у нас прекрасные отношения. Он для меня не просто родной человек, но и наставник. При этом я не могу сказать, что учился у него чему-то конкретному – мы постоянно с ним находимся в контакте, мы вместе гастролировали по Индии, Китаю, Канаде, Америке, он бывает на всех моих концертах.


Академический и джазовый пианист Олег Аккуратов на репетиции

Я благодарен ему за то, что он всегда поддерживает меня. Я занимаюсь музыкой с детства, и все этим годы он рядом со мной. Его жизнь тоже связана с музыкой, и во многом благодаря его опыту, я могу развиваться глядя на него не только в музыкальном направлении, но и получать жизненный опыт.

Отец бывает на всех моих концертах

О сотрудничестве с Игорем Бутманом

– С чего началось ваше сотрудничество с Игорем Бутманом в 2013 году?

– Игорь Михайлович приехал к нам в Ростов-на-Дону на год раньше, в 2012-м. Я принимал участие в конкурсе «Мир джаза», в котором он был председателем жюри. Авторитетные судьи высоко оценили мое исполнение джазовых стандартов, в частности композицию Over the Rainbow Эрролла Гарнера и Cotton Tail , и присудили мне Гран-при.

Тогда же сделал мне предложение о сотрудничестве. Одним из первых наших совместных выступлений за рубеж было на Международном джазовом фестивале в Латвии – World Jazz Festival. Я благодарен ему за возможность гастролировать по разным городам и странам, играть потрясающую музыку с джазовыми музыкантами первой величины.

О джазе и классике

– Вы играете и джаз, и классическую музыку. Какое их этих двух направлений вам все же ближе и почему?

– Прежде всего я отмечу, что несмотря на то, что я играю классику и джаз, другие музыкальные направления меня тоже интересуют. В классике, например, музыкант должен соблюдать точность текста, динамику. В джазе тоже есть свои каноны, но он отличается большей импровизацией, главная его черта – свобода самовыражения. Ограничить ее нельзя, но и выйти за пределы стилистики тоже.

Обладая талантом, его нужно непременно демонстрировать публике

О музыке как образе жизни

– Музыка – уже неотъемлемая часть вашей жизни. Когда к вам пришла известность и как вы к ней относитесь?


Олегу Аккуратову одинаково сильно нравится играть классические и джазовые произведения

– Известность, думаю, пришла ко мне потому, что я много участвовал в конкурсах и демонстрировал свои музыкальные способности на публике. Если бы я, даже обладая талантом от рождения, не рассказывал о нем широкой аудитории, о нем бы никто не узнал, потому что никто бы так и не услышал мою музыку.

Я могу сказать, что большая сцена стала мне открываться в мои 14-15 лет. Уже тогда я стал одинаково много играть и классическую музыку, и джазовую.

Относительно того, как я отношусь к известности, интересный вопрос. По-настоящему известным артист становится тогда, когда востребован везде и всюду – его постоянно приглашают играть на концертах, вести фестивали, участвовать в шоу на телевидении и на радио.

– Что для вас важно в музыке более всего?

– Мне интересно играть обширные музыкальные произведения, например, сонаты Бетховена или Прокофьева, поэтому, как это ни странно, я очень люблю ноты. Мне нравится, и у меня получается запоминать большие сочинения на несколько листов. Я не скажу, что это очень просто, но у меня это вызывает определенный интерес, и я чувствую, что развиваюсь как инструменталист. Мне в этом помогают хорошая память и музыкальный слух.

Различать оттенки в произведении – для меня главное


Музыка для Олега Аккуратова – его особый мир, наполненные красками и эмоциями

Не менее важным я считаю необходимость соблюсти стиль композитора – нельзя играть Шопена как Моцарта, а Моцарта как Шопена. Различать оттенки в произведении – вот что я тоже считаю главным. Если говорить о джазе, то создавая музыку в латиноамериканском или этническом стиле, нужно соблюдать традиции этих музыкальных течений. Сюда же относится и техника игры – звучание меняется в зависимости от прикосновения к клавишам рояля.

О мотивации

– Почему вы изо дня в день продолжаете заниматься музыкой?


Кроме занятий музыкой Олегу нравится слушать аудиокниги с поэзией

– Я музыкант, и считаю, что в моей жизни так это и должно быть, если я хочу добиться успеха на профессиональном уровне. Я играю каждый день, занятия могут занимать у меня по 6-8 часов.

Свободное время у меня, конечно, тоже есть. Я могу послушать аудиокниги – мне в основном нравится поэзия: стихи Ахматовой, Цветаевой, Заболоцкого, Гумилева, Пушкина, Лермонтова.

Даже когда я не играю музыку, она все равно со мной. Музыка – это моя душа, мой язык, мои чувства, это мой мир. Музыкой я живу, дышу и дорожу.

Беседовала Виктория Мэлл
Фото предоставлены гостем интервью

Документальный фильм «Синкопа» об Олеге Аккуратове

Олег Аккуратов - человек-сенсация и человек-праздник. Виртуозный академический пианист, вдохновенный джазовый импровизатор, певец, аранжировщик. Музыка - это его жизнь, его воздух и основное средство коммуникации с миром.

На сегодняшний день Олег Аккуратов уже одержал немало побед в в престижных музыкальных конкурсах (только Гран-При и первые места!). У него за плечами опыт выступления на лучших сценах России, Европы, Америки, Китая, творческие работы с такими знаменитыми музыкантами как Людмила Гурченко и Монсеррат Кабалье, концерты с джазовыми звездами: знаменитым трубачом Уинтоном Марсалисом, вокалисткой Деборой Браун, международные гастроли с Оркестром Игоря Бутмана .

1 февраля 2017 года состоялся первый Большой сольный концерт Олега Аккуратова на сцене Московского Международного Дома Музыки. Накануне выступления мы поговорили с Олегом о его судьбе и творчестве.

    Расскажи, пожалуйста, о годах обучения в Ростовской Консерватории. Ты попал туда после многих лет освоения музыкальных произведений с использованием системы Брайля. Сложно было адаптироваться к программе ВУЗа?

Надо сказать, что подход к обучению в консерватории оказался для меня значительно легче, чем в музыкальной школе. Нотная система Брайля отличается от обычной плоскопечатной тем, что выпуклые шеститочия, обозначающие ноты, нужно “читать” руками. То есть в музыкальной школе мне приходилось одной рукой следить за нотами, а другой играть. Таким образом правую и левую руку нужно было учить отдельно, а потом соединять! В Консерватории я отошел от Брайля и переключился на компьютер - с помощью обычного плеера Nero ShowTime я замедлял темп и слушал каждый отрывок по 20 или по 200 раз, постепенно запоминая и воспроизводя музыкальное произведение.

Обучаться в ростовской консерватории мне было очень легко и приятно. С моим замечательным преподавателем, заслуженным артистом России Владимиром Самуиловичем Дайчем, я познакомился еще в 2002 году, то есть задолго до поступления в консерваторию. После перевода в Ростов из Московского института культуры, он стал моим профессором по классу фортепиано. Я с огромным удовольствием завершил у него курс классического фортепиано, а сейчас учусь в аспирантуре по специальности «камерный ансамбль».

    Каким же музыкантом ты сам себя считаешь - академическим или джазовым?

Да, я перешел на джаз, и больше известен публике, наверное, именно благодаря джазу, но я никогда не переставал играть классику. Можно даже сказать, что джаз - это мой второй предмет, в большей степени хобби. При этом джазом я занимаюсь неустанно, также как с детства занимался классикой. И все-таки моя база, основа - это академическое фортепиано. Даже, когда я обучался по джазовой специальности в Московском Колледже эстрадного и джа​зового искусства, я всегда играл при этом и классику.

Буквально в конце прошлого года, 2 декабря у меня был большой сольный концерт в Филармонии Ростова-на-Дону (прекрасная акустика в зале, недавно они заменили рояли, так что играть там одно удовольствие). Я исполнил два отделения классической программы: две сонаты Бетховена - «Аврора» и «Аппассионата», ноктюрн ми-бемоль мажор и полонез Шопена, и семь пьес из цикла Чайковского "Времена года". Только классика и никакого джаза! А на бис - ми-мажорную сонату Скарлатти. Публика в конце просто неистовствовала!

    Когда ты почувствовал себя уверенным джазовым исполнителем? Когда поверил в себя как в джазового пианиста?

После московского конкурса "Рояль в джазе". Я тогда учился у Михаила Моисеевича Окуня . Председателем жюри был Игорь Бриль , и Михаил Моисеевич также сидел среди судей. И тогда я почувствовал уверенность в выборе и стал отдавать джазу больше времени и сил, начал конкретно развиваться в этом направлении.

_______________

В ноябре 2006 года Олег Аккуратов получил Гран-при в номинации «Исполнитель джазовой музыки» и диплом I степени в номинации «Композиция, аранжировка и импровизация» на российском конкурсе молодых исполнителей джазовой музыки «Рояль в джазе» в Москве.

_______________

Но, наверное, еще важнее оказалась победа, которую я одержал два года спустя - на Международном конкурсе пианистов в Новосибирске, моя первая весомая победа во “взрослом” музыкальном конкурсе. Там принимали участие и студенты, и выпускники, и состоявшиеся музыканты. Я сыграл три тура именно классической программы, выиграл и до сих пор помню название каждой пьесы, с которой выступал в конкурсе.

    Кто из джазовых мастеров тебе близок и интересен?

Мне ближе традиция, чем contemporary jazz. Я люблю старых пианистов - Арта Тейтума , Оскара Питерсона, Дени Уилсона, Эрла Гарднера, Файнаса Ньюборна (не все, конечно, его помнят, но многие). Потом, естественно, Чик Кориа и Хэрби Хэнкок. Это уже более современные музыканты, но в их музыке именно то, что мне близко. Потом Гонсало Рубалькаба , Винтон Келли (мне он очень нравится, потому что играл именно традицию). Если говорить про вокалистов, то мне очень нравится и Фрэнк Синатра , и Элла Фицджеральд, Нэт Кинг Коул , Джулия Лондон, Дина Вашингтон, Натали Коул. Они все совершенно разные и каждый по-своему уникален. Есть очень неплохие современные джазовые певицы. Например Дэбора Браун, я с ней выступал в Ейске как пианист и вокалист. И, конечно, Ди Ди Бриджуотер. И Дайан Шур с ее огромным диапазоном - от си-бемоль большой октавы до си-бемоль второй октавы.

    Сколько часов в день ты посвящаешь музыке? сколько времени занимаешься на иструменте?

Да, было время, когда в детстве я обязательно играл по два часа в день. Но я вырос и давно уже перешел на другой формат занятий - посвящаю музыке практически 24 часа в сутки. Утром я поднимаюсь, сажусь к роялю, что-нибудь учу, слушаю, занимаюсь, узнаю что-то новое и интересное в музыке. И это не только работа с инструментом, это еще и работа с голосом - я постоянно совершенствую вокал, расширяю свою академическую базу по методике Александра Ведерникова. Это и есть моя жизнь!

А помимо музыки я люблю слушать "говорящие книжки", люблю стихи Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой, весь Серебряный век. И классику - Пушкина, Лермонтова, Тютчева...

    Насколько тебе сложно работать в плотнейшем гастрольном графике, на самых разных площадках и в разных форматах?

Мне не тяжело, а наоборот очень приятно много выступать с самыми разными программами. Потому что я крайне неравнодушен к музыке - и к классике и к джазу. Музыка - это мое все, это моя душа, это мой язык, это свет, это тепло, это трепетность, это все, чем я дорожу.

______________________________________________

Рассказывает папа Олега - Борис Игоревич Аккуратов

Наш Олег - это человек, рожденный в музыке. И об этом я могу судить объективно, а не только как его отец! Его талант оценили многие великие и уважаемые люди, музыканты. Олег учился в классе знаменитого джазового пианиста Михаила Окуня , близко общался с Людмилой Марковной Гурченко, выступал вместе с ней, участвовал в ее фильме.

Но и про свою семью и свои корни он никогда не забывал! Мы часто с Олегом поем дома, я беру в руки свою тульскую гармонь, играем ламбаду, поем казачьи песни... У нас ведь был свой казачий ансамбль "Курень" - мы выходили на курени, играли на выборах, выезжали в станицы.

Олег был с детства “зачарованным музыкой”. Вот помню - только принесли из роддома, совсем маленький, плакал в своей кроватке, но стоило включить музыку - затихал и слушал. Едва подрос, пошел, дотянулся до нашего старенького пианино "Кубань"… и начал повторять тему из Первого концерта Чайковского, который услышал по радио! Сначала одной рукой, а потом и вторую руку поставил на клавиатуру. Сам! И когда в пять лет он поехал в армавирский интернат, то один из старых, опытных преподавателей музыки сказал: "У этого мальчика руки от природы, с рождения поставлены правильно".

С пятилетнего возраста Олег учился в Армавирской специализированной музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей (мальчик родился незрячим, у него двусторонняя атрофия зрительного нерва). Закончил школу с отличием. Еще во время учебы, да и после нее Олег очень много ездил по разным конкурсам и концертам, за что огромное спасибо педагогам, придававшим большое значение его образованию и развитию.

Когда-то мне задали вопрос - не жалко ли было вам, отцу, маленького дитяку пятилетнего сдать в интернат. Да такого не может быть, чтобы я не переживал! Я же оторвал ребенка, первенца любимого от сердца. Но именно благодаря этому Олег стал жить и учиться в своей сфере, со своими ребятами, с прекрасными педагогами. Он был не просто равным среди равных, он чувствовал себя одним из лучших! Чего конечно не случилось бы в нашей простой соседской школе. В интернате он никогда не ощущал свой недостаток, прекрасно учился, развивал свой талант. И смог достичь многого! Олег не только талантливый музыкант, он владеет несколькими иностранными языками, по английски объясняется практически без акцента, о чем ему неоднократно говорили на гастролях в Америке. Понимает и может объясняться на немецком и итальянском! Олег - слухач, как и все в нашей семье, он легко воспринимает и воспроизводит чужую речь.

И еще я хочу сказать, что Олег - большой труженик, он трудился всегда, даже совсем маленьким. Буквально не отходил от рояля. И это для него была не просто игра или упражнение, музыка стала его духовной жизнью. И какие бы сложности у него не происходили, он никогда не переставал работать. А случалось очень разное... Однажды у него был травмирован палец на руке, лечили, разрабатывал руку заново. Но никогда не отступал.

VI международный фестиваль Будущее джаза в КЗ им. П.И.Чайковского


Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана, Олег Аккуратов и Энтони Стронг


Концерт А Бу и Олега Аккуратова


Московский джазовый оркестр. Концерт к 100-летию Телониуса Монка


Полной слепотой.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Аслан Ахмадов и Олег Аккуратов – Три года ты мне снилась

    ✪ Триумф джаза (Фантини и Олег Аккуратов)

    ✪ Концерт Олега Аккуратова

    Субтитры

Биография

Как участник Всемирного сводного хора ЮНЕСКО принимал участие в мировой премьере международной благотворительной акции «Тысячи городов мира», выступал в резиденции Папы Римского .

Олег Аккуратов обладает выдающимися музыкальными способностями: абсолютным слухом, музыкальной памятью, чувством ритма. Виртуозно играет джаз, классические произведения. Может петь по-английски и по-немецки, самостоятельно научившись этому, слушая песни по аудиоплееру. Услышав мелодию, например по радио, может по памяти сыграть её на фортепиано. Любит поэзию и знает наизусть много стихов.

С 2013 года Олег Аккуратов тесно сотрудничает с Народным артистом России Игорем Бутманом. В составе Квартета Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра Олег совершил гастроли по Латвии, Израилю, Нидерландам, Италии, Индии, США и Канаде.

В 2013 году Олег Аккуратов стал настоящей сенсацией фестиваля «Триумф Джа­за»

В мае того же года Олег вместе с контрабасисткой Кейт Дэвис, барабанщиком Марком Уитфилдом и саксофонистом Франческо Кафисо стал участником международного проекта Игоря Бутмана "Будущее джаза" , с которым выступил на фестивалях "Черешневый лес" в Москве и "Акваджаз. Sochi Jazz Festival" в Сочи.

В апреле 2015 года по приглашению Уинтона Марсалиса Олег выступил в Rose Hall нью-йоркского Линкольн-центра вместе с Jazz at Lincoln Center Orchestra.

В апреле 2016 года на лейбле Butman Music Records вы­шёл дебютный альбом пианиста “Golden Sunray”, записанный с Квартетом Игоря Бутмана.

1 февраля 2017 года в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки состоялся первый Большой сольный концерт Олега с участием Игоря Бутмана и специальных гостей

Конкурсы и премии

О нём

Один из лучших джазовых пианистов познакомил меня с Олегом. И это знакомство так меня поразило, что если бы он был сиротой, я бы его усыновила. Ведь это мечта иметь такого ребёнка! С тех пор у меня появилась цель: сделать всё возможное, чтобы о нём узнал весь свет. Я показывала Олега известным людям, брала с собой на концерты, вместе мы пели на творческом вечере Эльдара Рязанова , и это выступление произвело настоящий фурор в зале… Впереди было столько планов, такие перспективы открывались, и вдруг узнаю, что он не вернулся из Моревки. Олег, по сути, ещё ребенок. Он просто не понимает, что если рядом не будет настоящих учителей и наставников, он лишается будущего. А все мы лишаемся чуда его таланта. Людмила Гурченко , народная артистка
За 10 лет обучения этого гениального ребёнка я ни разу не слышал голоса отца. И узнать, что теперь он импресарио Олега, было просто дико. Хотел сказать прямым текстом, так, чтобы Олег обязательно услышал: «Чтобы папа был твоим импресарио, нужно владеть языками, разбираться в музыке, знать дирижёров и директоров концертных залов». Я рад, что у мальчика появилась семья, но, боюсь, через полгода он поймёт, что остался ни с чем. Деньги от продажи квартиры быстро закончатся, и Олег будет вынужден играть в ресторане, хотя прокормить такую большую семью он вряд ли сумеет. Ну а вернуться на высокий уровень классической музыки будет просто невозможно.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры