Ольга кобылянская. Биография кобылянской ольги юлиановны

Главная / Измена жены

Родилась Ольга Кобылянская 27 ноября 1863 года в городке Гура-Гумора в Южной Буковине в многодетной семье мелкого чиновника. С детских лет она знала не только украинскую, но и польский и немецкий языки, на которых говорили в ее семье. Детство и юность будущей писательницы прошли в румынско-немецких городках Гура-Гумора, Сучава, Кимполунг. Позже она жила в с. Димка, а с 1891 года у Черновцах.

В Южной Буковине, заселенной преимущественно немцами и румынами, жили и украинский. Но украинских школ или культурно-образовательных заведений в 60 - 80-е годы здесь не было. Немецкая школа не могла дать Кобылянской любых знаний по истории культуры украинского народа. Первые литературные произведения О. Кобылянской, написанные на немецком языке еще без четкого представления, "что значит слово" литература ", приходится на начало 80-х гг. ("Гортенза, или очерк из жизни одной девушки", "Судьба или воля?"). Ранние неопубликованные произведения Кобылянской ("Гортенза", "Рисунок из народной жизни на Буковине", "Видение", "Человек из народа" и др.) сегодня сохраняют преимущественно познавательное значение, отражая отдельные сцены из жизни местечковой интеллигенции, людей из народа.

Немецкий язык, как и немецкая культура, сыграли положительную роль в жизни и творчестве Кобылянской. Они, как справедливо заметила Леся Украинский, помогли Кобылянской выйти в широкий мир общечеловеческой культуры. Но для утверждения Кобылянской как украинской писательницы необходимо было глубоко знать не только украинский язык, но и достояние украинской литературы. Эту истину она все яснее стала осознавать и с конца 80-х годов настойчиво изучает культурное наследие своего народа, проявляет все больший интерес к его жизни.

Тогда же она принимает активное участие в так называемом феминистической движении, который затронул многие наболевшие вопросы, над которыми задумывались представители передовой интеллигенции. Став в 1894 году одной из инициаторок создания "Общества русских женщин на Буковине", Кобылянская обосновала цель этого движения в брошюре "Немного об идее женского движения". Писательница поставила вопрос о тяжелом положении женщины "среднего слоя", активно выступила за равноправие женщины и мужчины, за ее право на достойную человека жизнь.

Эти мысли оказались в ранних произведениях писательницы. В некоторых из них ("Гортенза", "Она вышла замуж" и др.), изображая духовный мир своих героинь, писательница делает упор на их поисках личного счастья. В "Человеку", а еще больше в "Царевна" личное счастье героинь Кобылянской большей или меньшей степени уже связывается с социальными проблемами, активной позицией человека в жизни, с необходимостью бороться с обстоятельствами, которые сковывают развитие его духовных сил.

Продолжая проблематику "Человека", повесть "Царевна" (1895 ) свидетельствовала о расширении мировоз зрения писательницы, углубления ее реалистической манере, средств психологического анализа. Повесть имеет сложную творческую историю. Писалась она и доопрацьовувалась длительное время (1888 - 1893 ), первоначальный текст ее был немецкий, поздний - украинский. Напечатана повесть была в газете "Буковина" (1895 ) и того же года вышла в Черновцах отдельным изданием.

Коснувшись морально-этических проблем жизни интеллигенции в таких новеллах, как "Аристократка" (1896 ), "Impromptu phantasie",Кобылянская продолжает разрабатывать их в последующих произведениях и создает три целостных образы женщин-интеллигенток в рассказе "Valse melancolique" (1898 ). Впоследствии она возвращается к этой теме в повестях "Ниоба" (1905 ), "Через кладку", "За ситуациями" (1913 ).

Тема интеллигенции проходит через все творчество Кобилянськои - от ее ранних рассказов и повестей к "Апостола черни".

Изображение жизни села, его социально-психологических и морально-этических проблем стало второй ведущей линией творчества Кобылянской."Дневники" писательницы убедительно свидетельствуют, что во второй половине 80-х годов она уже задумывается над судьбой народа, связывая проникновения в его жизнь с овладением социалистических идей. В новелле "Нищенка" (1895 ) писательница впервые показывает человека из народа, который оказался без средств к существованию, живет с милостыни. В середине 90-х гг писательница углубляет знания жизни крестьянства, чему способствуют ее тесные контакты с жителями буковинских сел, в частности Дымки, что впоследствии войдет в ее творчество страшной трагедией-братоубийством ("Земля").

Глубоко правдивые картины из жизни села Кобылянская дала в новеллах "Банк ру-стикальний", "На полях", "У Иоанна", "Время", "Некультурная".

Выдающимся достижением украинской литературы, весомым вкладом писательницы в разработку темы земли в мировой литературе есть повесть Кобылянской "Земля". "Факты, побудившие меня написать" Землю ", правдивы.Лица почти все что к другу также из жизни взятые. Я просто физически терпела под зьявиськом тех фактов, и когда писала, ох как волнами рыдала! .. "- Вспоминает О. Кобылянская в автобиографическом очерке" О себе самую "Именно это дало основания Франко назвать" Землю "произведением, которое, помимо художественной ценности, "будет иметь длительное значение еще и как документ способа мышления нашего народа во время нынешнего тяжелого лихолетья".

В начале 90-х годов, разрабатывая проблемы, намеченные в ранних произведениях, писательница стремится расширить сферу своих художественных поисков, обращается к абстрактно-символических т ем и образов ("Аккорды", "Крест", "Луна" и др.), пишет ряд стихотворений в прозе, среди которых есть мастерские художественные миниатюры. Кобылянская печатает отдельные произведения в модернистских журналах "Мир", "Украинская хата".

Реалистические и романтические тенденции творчества Кобылянской своеобразно сочетаются в одном из ее лучших произведений - повести "В воскресенье рано зелье копала", в основе которой - мотив романтической песни-баллады "Ой не ходи, Гриша, да и на вечерницы", неоднократно прорабатывался украинскими писателями, в частности М. Старицкий в драме под одноименным названием. Повесть переведена на многие языки, инсценированной, с успехом идет на сценах театров нашей страны.

Творчество Кобылянской 20 - 30-х, в период, когда Северная Буковина оказалась под властью боярской Румынии, проходила в особенно сложных и тяжелых условиях. Украинский язык и культура в этом крае жестоко преследовались, однако и в таких условиях Кобылянская налаживает контакты с украинской литературной молодежью прогрессивного журнала "Луч" (1921 - 1923 ), с львовским месячником "Новые пути", с харьковским издательством "Рух", где в течение 1927 - 1929 гг. вышли ее "Сочинения" в девяти томах.

В произведениях Кобылянской периода первой мировой войны и времен боярско-румынской оккупации Северной Буковины появились некоторые новые мотивы. В рассказы писательницы вошла тема войны ("Иуда", "Письмо осужденного солдата к своей жене", "Навстречу судьбе" (1917 ), "Сошел с ума" (1923 ) и др.), которая была одной из ведущих в творчестве В. Стефаника, Марка Черемшины, О. Маковея, К. Гриневичевой и др.

В некоторых рассказах и новеллах послевоенного периода Кобылянская обратилась к отражению тех морально-этических проблем, ставших предметом художественного анализа во многих ее произведениях, написанных в конце XIX - начале XX в. Так, мотивы "Земли" находят своеобразное продолжение и определенное углубление в социально-бытовом рассказе "Волчица".

Творчество Кобылянской 20 - 30-х подпадает под определенное влияние символизма ("Снится", "Пресвятая богородица,помилуй нас!"). В романе "Апостол черни" писательница определенной степени идеализирует буковинское духовенство, наделяя таких духовных пастырей, как о.Захария, многими гражданскими и христианскими добродетелями.

Выступив в середине 90-х как украинская писательница с рассказами и повестями из жизни интеллигенции, Кобылянская течение почти полувека создала десятки рассказов, очерков, новелл, повестей, критических и публицистических статей, переводов, оставила значительное по объему переписки. Большая часть ее произведений написана на немецком языке. Из них лишь некоторые были напечатаны в периодических изданиях; в 1901 году они вышли отдельной книгой под названием"Kleinrussische Novellen". Отдельное идейно-тематическую группу составляют мемуарные и публицистические произведения Кобылянской, написанные в советский период ее деятельности.

Обстоятельствами жизни и творчеством Кобылянская глубоко вросла в буковинский почву. Вместе с тем она никогда не замыкалась в узких этнографических рамках и охватывала зрением всю Украину. Активная участница общеукраинского литературного процесса, Кобылянская постоянно общалась с культурами других народов, в частности тех, которые жили в Австро-Венгерской империи. Благодаря новаторству, созвучия прогрессивным тенденциям мировой литературы проза Кобылянской в ее вершинных проявлениях вызывала и вызывает значительный интерес не только в нашей стране, но и за ее пределами. Лучшие произведения писательницы вышли в переводах на многие языки, в частности славянскими, сыграли и играют важную роль в межславянских литературных контактах, поднимая международный престиж украинского художественного слова.

) - украинская писательница . Член Союза писателей СССР.

Биография

Ольга Кобылянская родилась в многодетной семье секретаря уездного суда. Отец, Юлиан Кобылянский, родился в Галичине. Мать, Мария Вернер, происходила из немецкой семьи. Ее родственником был известный немецкий поэт-романтик Захария Вернер. Будучи немкой, из любви к своему мужу Мария Вернер выучила украинский язык, приняла греко-католическую веру и воспитывала всех детей в уважении и любви к украинству.

Так как в городке не было никакой школы, отец Ольги, заботясь о будущем своих детей, добился в 1869 году своего перевода в Сучаву . Там семья прожила три года. Братья Ольги в Сучаве начали посещать немецкую гимназию. В Сучаве Ольга знакомится с местным священником и писателем Николаем Устияновичем. Между семьями в целом, так и между дочерьми - Ольгой Кобылянской и Ольгой Устиянович - зарождаются дружеские отношения, которые сохранились до конца жизни писательницы.

К 1875 году семья переехала в город Кимполунг (Кымполунге). Там Ольга окончила четыре класса начальной школы. Все обучение проходило на немецком языке. В четырнадцатилетнем возрасте Ольга начала писать стихи, а также писать дневник на немецком языке.

В восемнадцатилетнем возрасте Ольга познакомилась с художницей Августой Кохановской (одной из основательниц женского движения в Галичине, ставшей первым иллюстратором произведений Ольги), врачом Софией Окуневской (первой женщиной-врачом в Австро-Венгрии), писательницей Натальей Кобринской. Более того, Ольга была влюблена в брата Натальи Евгения. Общение с ними способствовало формированию мировоззрения Ольги. Подруги посоветовали писательнице писать на украинском языке.

В 1886 году вышел в свет рассказ Ольги Кобылянской «Она вышла замуж» (на немецком языке). Позднее он стал основой повести под названием «Человек».

С 1891 г. - Ольга Кобылянская живет в Черновцах.

В 1903 году Ольга оказалась парализованной из-за осложнений, вызванных простудой, и писала свои произведения, не вставая с больничной койки.

Морально-этические проблемы жизни интеллигенции Кобылянская подняла в таких новеллах, как «Аристократка» (1896), «Impromptu phantasie». Она продолжает разрабатывать их в последующих произведениях и создает три целостных образа женщин-интеллигенток в рассказе «Valse melancolique» (1898). Впоследствии она возвращается к этой теме в повестях «Ниоба» (1905), «Через кладку», «За ситуациями» (1913).

Тема интеллигенции проходит через все творчество Кобылянской - от ее ранних рассказов и повестей к «Апостолу черни».

Изображение жизни села, его социально-психологических и морально-этических проблем стало второй ведущей линией творчества Кобылянской. В новелле «Нищая» (1895) писательница впервые показывает человека из народа, оказавшегося без средств к существованию, живущего с милостыни.

В начале 1890-х гг. писательница стремится расширить сферу своих художественных поисков, обращается к абстрактно-символическим темам и образам («Аккорды», «Крест», «Луна» и др.), пишет ряд стихотворений в прозе, среди которых есть мастерские художественные миниатюры. Кобылянская печатается в модернистских журналах «Мир», «Украинский дом».

В середине 90-х гг. XIX в. писательница углубляет знания жизни крестьянства, чему способствуют ее тесные контакты с жителями буковинских сел, в частности Дымки, что впоследствии войдет в ее творчество страшной трагедией-братоубийством («Земля»). Глубоко правдивые картины из жизни села Кобылянская дала в новеллах «Банк рустикальный», «На полях», «У св. Ивана», «Время».

Реалистичные и романтические тенденции творчества Кобылянской своеобразно сочетаются в одном из ее лучших произведений - повести «В воскресенье рано зелье копала», в основе которой - мотив романтической песни-баллады «Ой не ходи, Григорий, и на вечерницы», неоднократно прорабатываемой украинскими писателями. Повесть переведена на многие языки, инсценированной, с успехом идет на сценах театров Украины.

Творчество Кобылянской в 1920-1930-х годах, в период, когда Северная Буковина оказалась под властью Румынии, проходила в особенно сложных и тяжелых условиях. Украинский язык и культура в этом крае жестоко преследовались, но и в таких условиях Кобылянская налаживает контакты с украинской литературной молодежью прогрессивного журнала «Луч» (1921 - 1923), с львовским месячником «Новые пути», с харьковским издательством «Движение», где в течение 1927-1929 гг вышли ее «Сочинения» в девяти томах.

В произведениях Кобылянской периода Первой мировой войны и времен румынской оккупации Северной Буковины появились некоторые новые мотивы. В рассказы писательницы вошла тема войны («Иуда», «Письмо осужденного солдата к своей жене», «Навстречу судьбе» (1917), «Сошел с ума» (1923) и др.).

В некоторых рассказах и новеллах послевоенного периода Кобылянская обратилась к отображению тех морально-этических проблем, которые стали предметом художественного анализа в ее произведениях, написанных еще в конце 19 - начале 20 в. Так, мотивы «Земли» находят своеобразное продолжение и определенное углубление в социально-бытовом рассказе «Волчица».

Творчество Кобылянской в 20-30-х гг. XX в. подпадает под определенное влияние символизма («Снится», «Пресвятая богородица, помилуй нас»).

Обстоятельствами жизни и творчеством Кобылянская глубоко вросла в буковинскую почву. Вместе с тем она никогда не замыкалась в узких этнографических рамках и охватывала зрением всю Украину. Активная участница общеукраинского литературного процесса, Кобылянская постоянно общалась с культурами других народов, в частности тех, которые жили в Австро-Венгерской империи.

Благодаря новаторству, созвучности прогрессивным тенденциям мировой литературы проза Кобылянской вызывала и вызывает значительный интерес не только в Украине, но и за ее пределами. Лучшие произведения писательницы вышли в переводах на многие языки.

Озвучте свое мнение!

Ольга Кобылянская – украинская жемчужина мировой литературы

Ольга Юлиановна Кобылянская родилась 27 ноября 1863 года – умерла 21 марта 1942 года.

Полька по крови отца и немка по матери, родившаяся в захолустном городе Гура-Гуморулуй Австро-Венгерской империи (Южная Буковина, современная Румыния), она выучила украинский язык и стала одним из самых оригинальных и талантливых писателей Украины, чьи произведения "Земля", "В воскресенье рано траву собирала", "Человек", "Царевна", "Некультурная" и др. вошли в золотой фонд мировой литературы.

В 40 лет (1903) оказалась парализованной из-за осложнений, вызванных простудой, и написала многие произведения, не вставая с больничной койки. Она первой создала иной образ украинской женщины, отойдя от "стандарта" забитой и угнетенной мужем селянки, показав образованных, сложных и многогранных по характеру украинских женщин, стремящихся к равноправию с мужчинами в обществе и семье. Об этом они много спорили со своей лучшей подругой между которыми не было никаких тайн в литературной и личной жизни.

Ольга Кобылянская стала классиком при жизни, которого уважали и кем восхищались (часто критиковали за феминизм, "идеализацию женщин" и "культа красоты и индивидуализма") писатели , Василий Стефаник, композитор , историк . В Черновцах, где Кобылянская жила с 1891 до смерти, работал кружок ее поклонников, а сама писательница отстаивала украинский язык и в боярской Румынии, и в советской Украине, и при немецкой оккупации. Более того, активно выступила в СМИ против агрессии Германии, опубликовав ряд статей с ярким экспрессивным характером. В ее квартире гестапо был проведен обыск, в результате которого большинство рукописей изъяли, из них многие исчезли и не найдены до сих пор. Правительство Румынии, поддерживающее нацистов, предало Ольгу Кобылянскую военному суду. Но оккупанты так и не смогли совершить его: писательница умерла до начала процесса.

Еще более сложными были ее отношения с Советским Союзом. В 1927 г. Кремль помог прославленной, но больной украинской писательнице, жившей в боярской Румынии, приняв ее в Союз писателей СССР и назначив персональную пенсию, и начал издавать ее произведения. Одновременно с этим известны слова Ольги Кобылянской: "Как-нибудь проживем, только бы большевики не пришли."

Достижения Ольги Кобылянской

Писательница говорила, что ее заслуга в том, что смогла привлечь внимание читателей "к настоящим Марусям, Ганнусям и Катрусям, которые должны стать женщинами европейского характера".

Она была человеком с европейским мышлением, была в курсе всех культурных, политических, литературных событий того времени, имела изысканный вкус во всем: от моды до литературы и бытовых мелочей.

Один из главных вопросов "всей жизни и творчества" писательницы – эмансипация, равноправие женщин с мужчинами. Она первой в украинской литературе затронула тему женщины-интеллигентки, стремящейся не только к личному счастью, но и вырваться из "болота" мещанства.

Но сама по себе Ольга не была "холодной эмансипированной" феминисткой. Напротив, была весьма привлекательна и женственна, "жгучей брюнеткой с бархатными глазами", сохранившей до самой смерти стройную фигуру.

Долгое время полагали, что Кобылянская откровенно пишет "в интересах советской власти". Аргументировали это тем, что во многих украинских и всесоюзных газетах было напечатано около полусотни статей, подписанных ее именем. Однако недавно было установлено, что эти материалы не принадлежали перу украинского классика.

Более того, ни одной рукописи данных текстов не найдено, а в статьях есть немало ошибок, которые Кобылянская не могла допустить. Собственно, сам стиль не ее. Стоит вспомнить и слова самой писательницы, сказанные ею одному из журналистов после присоединения Буковины к Советской Украине: "Якось проживемо, тільки б більшовики не прийшли".

Ольга Кобылянская, автор многих шедевров не только украинской, но всемирной литературы, всегда восхищалась простым украинским народом, его мудростью, смелостью, непокоренным духом даже в самых лихих обстоятельствах. Во многих произведениях классика эти черты украинцев становятся лейтмотивами, в том числе в изображении украинской женщины.

Литературоведы отмечают, что именно Ольга Кобылянская стала первым в истории украинской литературы писателем, кто показал образ украинской женщины совершенно по-новому: это была не "традиционно" забитая, угнетенная селянка, а интеллигентка, женщина, стремящаяся к знаниям, к просвещению, выступавшая за равноправие в обществе между женщинами и мужчинами. Как тут не вспомнить, что Ольга сама участвовала в феминистическом движении, был одним из инициаторов "Общества русских женщин на Буковине".

Женщина в творчестве Кобылянской – это "живая", не стереотипная, личность, обладающая универсальным духовным миром, истоки которого происходят из украинского народа. Она смелая, но вместе с тем нежная, она противоречива, но склонна к компромиссам, она любящая и страдающая, но готовая пожертвовать всем, если это "настоящие" чувства.

Порой женщина Кобылянской превосходит по человеческим качествам мужских персонажей ее коллег, хотя писательница не склонна к идеализации. Напротив, во многих ее работах с невероятной глубиной психологизмом исследуется "сознательное" и "бессознательное" в мотивах поступков женщин, прослеживается становление их собственного мироощущения и, соответственно, действий согласно данному восприятию окружающего света и тех ситуаций, в которых они оказываются.

Особенно ярко такие женские персонажи выписаны в произведениях "Гортенза", "Она вишла замуж", "Человек", "Царевна", Аристократка", "Impromptu phantasie", "Valse melancolique", "Ниоба", "Через кладку", "За ситуациями" и др.

Изображая духовный мир своих героинь, Кобылянская прослеживает его становление в преломлении судеб большинства женщин – поиска личного счастья. Однако постепенно личностное тесно сплетается с социальными проблемами общества, и женщины Кобылянской все чаще и чаще проявляют себя именно с позиции общественной деятельности, когда вынуждены сами выбирать путь борьбы с обстоятельствами, преодолевая их, закаляя характер, поднимаясь до новых высот.

Это было новаторством для украинской литературы, ведь Кобылянская показала Женщину как Личность, не менее достойную уважения и восхищения, чем Мужчина, Женщину, которую можно назвать прототипом "эмансипированной" женщины европейской литературы наших дней ("Человек", "Царевна").

Кроме того, Ольга Кобылянская стала новатором в жанрово-стилистическом исполнении: писательница объединила романтизм, реализм и символизм в единое целое, что можно называть ее индивидуальным творческим методом ("Аккорды", "Крест", "Луна", "Снится", "Пресвятая богородица, помилуй нас", стихотворения в прозе).

Одной из первых в истории всемирной литературы и первой в Украине сотворила полноценный жанр поэзии в прозе, показав, что захватывающим лирическим может быть не только поэтическое, зарифмованное слово. В этих произведениях Кобылянской отражен чарующий, волшебный свет Украины с ее неописуемой красоты природой, богатством духовного мира украинцев, опоэтизирован их повседневный быт.

Великим достижением украинской литературы стала повесть Ольги Кобылянской "Земля", переведенная на множество языков мира. Этим произведением писательница положила начало символизму как течению модернизма в украинской литературе.

Леся Украинка считала, что произведение достойно того, чтобы войти в сокровищницу мировой литературы. Эти взгляды разделяли и многие другие великие писатели Украины, в том числе Михайло Коцюбинский и Иван Франко.

Впечатленный до глубины души "Землей", М. Коцюбинский написал письмо автору произведения.

"Пишу до Вас під свіжим вражінням од Вашої повісті "Земля". Я звичайно багато читаю, але признаюся, що давно читав щось таке гарне, таке захоплююче, як "Земля". Я просто зачарований Вашою повістю - все: і природа, і люди, і психологія їх - все це робить таке сильне вражіння, все це виявляє таку свіжість і силу таланту, що, од серця дякуючи Вам за пережиті емоції, я радів за нашу літературу." (С письма М. Коцюбинского О. Кобылянской)

А Иван Франко говорил, что "Земля" крім літературної та мовної вартості, матиме тривале значення ще й як документ способу мислення нашого народу…".

Сама Кобылянская говорила о "Земле", что все персонажи в произведении невымышленные, они взяты из жизни. Также писательница вспоминала, что страдала, впечатленная теми фактами, которые описывала, но "рыдая, продолжала писать".

Одно из лучших произведений писательницы – повесть ""В воскресенье рано траву собирала", сочетающее романтическое и реалистическое в ее творчестве, – переведена на многие языки, с успехом идет на сценах театров Украины.

Писательница впервые в украинской литературе подняла вопрос о положении женщины в обществе, выступая за равноправие женщин с мужчинами ("Гортенза", "Она вишла замуж", "Человек", "Царевна" и др.)

Именно Кобылянская ввела в литературу Украины новый тип персонажа – женщины-интеллигентки ("Аристократка", "Impromptu phantasie", "Valse melancolique", "Ниоба", "Через кладку", "За ситуациями" и др.)

Также впервые в украинской литературе благодаря творчеству писательницы появился образ "нового человека из народа" – человека, оказавшегося без средств к существованию, вынужденного жить на милостыню ("Нищая").

Интересные факты из жизни О. Кобылянской.

Отец будущей писательницы Юлиан Кобылянский родился в Галичине. Он принадлежал к шляхетскому роду, который имел свой герб и происходил из Приднепровья.

Мать, Мария Вернер, по национальности немка. Ее родственником был известный немецкий поэт-романтик Захария Вернер. Из любви к своему мужу выучила украинский язык, приняла грекокатолическую веру, воспитывая всех детей в уважении и любви к Украине и всему украинскому.

Брат Ольги Степан был живописцем (нарисовал в том числе и портреты сестры). Еще один брат – Юлиан – известный филолог, автор нескольких учебников.

Ольга Кобылянская самостоятельно выучила украинский язык. Также знала польский и немецкий языки.

Одним из стимулов писать на родном языке была влюбленность Ольги в Евгения Озаркевича, брата своей подруги Натальи Кобринской.

Ольга активно участвовала в феминистском движении.

Одно из лучших произведений Кобылянской – повесть "Царевна" – писалось и дорабатывалась на протяжении пяти лет (1888 - 1893). Первоначальный текст был написан на немецком языке. Окончательный вариант – на украинском. Напечатана повесть была в газете "Буковина" в 1895 году и в том же году вышла в Черновцах отдельным изданием.

Дружила с Лесей Украинкой. Подруги не только обсуждали литературные планы и идеи, но и делились друг с другом подробностями из личной жизни, поддерживая одна другую.

Об одном из самых великих своих творений повести "Земля" Ольга Кобылянская писала в автобиографическом очерке, что все факты и персонажи реальны, взяты из жизни. Она призналась, что во время работы над "Землей" страдала физически от тех фактов, с которыми работала, под их впечатлением часто рыдала, но продолжала писать.

Она так и не вышла замуж. Ее безответной любовью, оставшейся на всю жизнь стал Осип Маковей, – редактор газеты "Буковина". Он открыл ее талант, правил и редактировал тексты, помогал 24-летней Ольге выработать свой оригинальный стиль. Девушка была влюблена, Осип Маковей предложил руку и сердце совершенно иной даме.

Биография Льги Кобылянской.

Ольга Кобылянская родилась 27 ноября 1863 года в городе Гура-Гумора (Румыния) в многодетной семье. Ее отец был секретарем уездного суда, а мать всю жизнь посвятила воспитанию детей.

Поскольку в городке не было никакой школы, отец Ольги, желая дать детям образование, в 1869 году переводится в Сучаву, где семья прожила три года. Там девочка вместе с братьями посещает немецкую гимназию.

К 1875 году семья переехала в Кимполунг, где Ольга окончила четыре класса начальной школы. А поскольку Буковина тогда являлась колонией Австро-Венгрии, то все обучение проходило на немецком языке.

Первые произведения написала в 14 лет. Это были "Гортенза, или очерк из жизни одной девушки", "Судьба или воля?", а также неопубликованные "Зарисовка из народной жизни на Буковине", "Видение", "Человек из народа".

В восемнадцатилетнем возрасте Ольга знакомится с украинской художницей Августой Кохановской (в дальнейшем иллюстрировала новеллы Кобылянской), первой украинской женщиной-врачом в Австро-Венгрии Софией Окуневской, одной из основательниц женского движения в Галичине писательницей Натальей Кобринской. Эти женщины оказали огромное влияние на формирование мировоззрения девушки. Именно они посоветовали ей заниматься творчеством на украинском языке.

В 1886 году Ольга Кобылянская публикует рассказ на немецком языке "Она вышла замуж", который стал основой для будущей первой широко известной повести "Человек" (1892).

В 1894 г. становится одним из инициаторов создания "Общества русских женщин на Буковине".

В начале 1900-х годов Ольга написала "Аккорды", "Крест", "Луна", многие из стихотворений в прозе. Некоторые произведения печатались в журналах "Мир" и "Украинский дом".

В 1901 году Ольга Кобылянская публикует "Землю" – жемчужину украинской и мировой литературы. Впоследствии произведение было экранизировано.

В 1903 году Ольга была частично парализована из-за простуды, давшей осложнение.

В годы Первой мировой войны (Буковина была затронута боевыми действиями) создает "Снится", "Юда", "Навстречу судьбе", "Письмо осужденного солдата своей жене" – произведения, наполненные болью от потерь, страданий, смертей, но в то же время подчеркивающие мужество украинского народа, преодолевающего немыслимые бедствия войны.

После первой мировой войны, в условиях оккупированной Румынией Буковины, когда запрещен был украинский язык, Кобылянская активно сотрудничает с журналом украинской литературной молодежи "Луч", с львовским журналом "Новые пути", с харьковским изданием "Рух". В них вышли ее произведения в 9-ти томах.

В 1927 году Украина отпраздновала 40-летие общественной и литературной деятельности Ольги Кобылянской. Правительство страны назначило ей персональную пенсию, а в Харькове (в то время – столица Украины) приступили к выпуску полного собрания произведений писательницы.

22 ноября 1940 года состоялось торжественное заседание в честь 55-летия творческой деятельности Кобылянской. Она была награждена грамотой Президиума Верховного Совета Украинской Советской Республики. Ее приняли в Союз писателей Украины. А в Киеве был издан двухтомник ее произведений.

В первые годы Второй мировой войны парализованная Ольга Кобылянская не имела возможности эвакуироваться из Черновцов. Однако активно выступала с осуждением действий нацистов. Вследствие этого в ее квартире прошел обыск, рукописи были изъяты, и некоторые из них до сих пор не найдены.

Правительство Румынии намеревалось публично казнить Кобылянскую. Но не смогло, так как 21 марта 1942 года писательница умерла. Похоронена на Черновицком кладбище.

Увековечивание памяти Ольги Кобылянской.

В городе Гура-Гумора, где родилась писательница, установлен памятник и назван сквер ее именем.

В ряде украинских городов именем Кобылянской названы улицы, в том числе в Черновцах.

В Черновцах открыт литературно-мемориальный музей Кобылянской, Черновицкий музыкально-драматический театр носит имя Ольги Кобылянской.

В Черновцах установлен памятник великой украинской писательнице.

В селе Унгурь Окницкого района (Молдова) открыт музей и памятник украинской писательнице Ольге Кобылянской, а местному лицею присвоено ее имя.

Ольга Кобылянская в социальных сетях.

В "Одноклассниках" по запросу "Ольга Кобилянська" найдена 1 группа.

Во "Вконтакте" по запросу "Ольга Кобилянська" найдено 2 сообщества.

В Youtube по запросу "Ольга Кобилянська" – 1 400 ответов.

Документальный фильм: Ольга Кобылянская.

Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию об Ольге Кобылянской?

Для анализа популярности запроса "Ольга Кобылянская" используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод, что по состоянию на 16 января 2016 г. количество запросов за месяц составило 5 506, что видно на скрине.

За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов зарегистрировано в феврале 2014 г. – 71 881 запрос за месяц.

    Кобылянская Ольга Юлиановна - (27.11.1863, Гура Хуморулуй, ныне у. Сучава, Румыния, ‒ 21.3.1942, Черновицы), украинская писательница. В произведениях «Человек» (1886‒91, изд. 1894), «Он и Она» (1892, изд. 1895), «Царевна» (1888‒95, отд. изд. 1896), «Покорность» (1898), «Что я …

    КОБЫЛЯНСКАЯ Ольга Юлиановна - (1863 1942) украинская писательница. Изображала жизнь буковинского крестьянства. Социально психологический роман Земля (1902), рассказы … Большой Энциклопедический словарь

    Кобылянская Ольга Юлиановна - (1863 1942), украинская писательница. Социально психологический роман «Земля» (1902), рассказы о жизни буковинского крестьянства. * * * КОБЫЛЯНСКАЯ Ольга Юлиановна КОБЫЛЯНСКАЯ Ольга Юлиановна (1863 1942), украинская писательница. Изображала жизнь … Энциклопедический словарь

    КОБЫЛЯНСКАЯ Ольга Юлиановна - (1863—1942), украинская писательница. Пов. «Покорность» (1898), «В воскресенье утром зелье копала…» (1909), «В поисках ситуаций» (1913) и др. Социально психол. ром. «Земля» (1902). Рассказы «У св. Ивана» (1896), «Иуда» (1915), «Письмо… … Литературный энциклопедический словарь

    Кобылянская Ольга Юлиановна

    Ольга Юлиановна Кобылянская - Повесть Ольги Кобылянской «Природа», Черновцы, 1897 Почтовая марка СССР,посвящённая О. Кобылянской Ольга Юлиановна Кобылянская (укр. Ольга Юліанівн … Википедия

    Кобылянская - Кобылянская: Кобылянская (с 1917 Суворовская) станица на Дону Кобылянская, Ольга Юлиановна (1863 1942) украинская писательница … Википедия

    Кобылянская - Ольга Юлиановна (27.11.1863, Гура Хуморулуй, ныне у. Сучава, Румыния, 21.3.1942, Черновицы), украинская писательница. В произведениях «Человек» (1886 91, изд. 1894), «Он и Она» (1892, изд. 1895), «Царевна» (1888 95, отд. изд. 1896),… … Большая советская энциклопедия

    Спектакли национального академического драматического театра им. Ивана Франко - Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/30 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

    Черновцы - (до 1944 Черновицы), город в Украине, центр Черновицкой области, на р. Прут. Железнодорожный узел. 261 тыс. жителей (1996). Лёгкая (ПО: чулочное, хлопчатобумажное, трикотажное, обувное, швейное и др.), машиностроительная и металлообрабатывающая… … Энциклопедический словарь

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры