Описание картины В. Г

Главная / Измена жены


Василий Перов "Спящие дети". 1870. Холст, масло. 53х61. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Нет задачи для художника сложнее, чем писать детей. Автор выбрал самую подходящую ситуацию - глубокий сон. Это позволило мастеру выполнить работу с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью и необыкновенною любовью.

Солнечный свет, просочившийся сквозь щели стен старого сарая, освещает двух спящих на соломе детей. В этой обычной на первый взгляд ситуации, автор сумел найти множество нюансов и тонкостей, вызывающих у зрителя множество самых положительных эмоций. Сложный ракурс, игра света и тени, подмеченные детали - все наполняет работу трогательной нежностью.

Детские ножки, непривычные к обуви, простенькие бусики на шейке девочки, плохонькая одежонка, рогожка, укрывающая мальчика - эти детали расскажут гораздо больше о героях, чем десятки страниц текста.

Нельзя не заметить той нежности, с какой сам автор относится к своим героям. Он откровенно любуется детьми, уделяя самое пристальное внимание малейшим деталям, свету, фактуре. Картина получила восторженные отзывы критиков, была по достоинству оценена русскими любителями живописи, а также стала украшением зарубежных выставок русского искусства.
источник:Арт Энциклопедия>Геннадий Занегин

Василий Григорьевич Перов (21 декабря 1833 (2 января 1834) - 29 мая (10 июня) 1882) - русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия (Григория) Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой.
Дата рождения точно неизвестна: 21-23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834) года. Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма.

Через несколько лет после рождения Василия его отец был уволен с казённой службы, и семья переехала в Архангельск, затем в родовое имение Криденеров.
Некоторое время Василий Перов жил в Самарской губернии - в имениях братьев, сыновей от первого брака отца. Здесь Василий переболел оспой, и последствие болезни - слабое зрение - осталось у него на всю жизнь.
Интерес к живописи возник у мальчика, когда он наблюдал за работой приглашённого отцом художника. В 1843-1846 годах Василий проходил обучение в арзамасском уездном училище, живя у учителя Фаворского. В это время он продолжал самостоятельные занятия рисованием. Мать желала отдать сына в Нижегородскую гимназию, однако отец получил новое место службы - в селе Пияшное (Пиявочное) - и Василий был отдан учиться в арзамасскую художественную школу А. В. Ступина, где учился (с перерывами) в 1846-1849 годах.
Раньше, чем другим ученикам, Ступин разрешил писать Перову масляными красками, отмечая: «Васенька не пропадёт - у него талант, из него выйдет художник». Школу он не закончил, как свидетельствуют некоторые источники, из-за конфликта с одним из учеников.

Приехав к родителям в Пияшное, Василий Перов приступил к созданию композиции «Распятие» (местонахождение неизвестно), которая писалась весь Великий пост и была окончена на Страстной неделе. Картина была помещена в церкви находившегося рядом села Никольское. В этот период Перов написал ряд портретов и жанровых картин: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гуляние в семик»

Василий Перов "Спящие дети"

Василий Перов "Спящие дети". 1870. Холст, масло. 53х61. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Нет задачи для художника сложнее, чем писать детей. Автор выбрал самую подходящую ситуацию - глубокий сон. Это позволило мастеру выполнить работу с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью и необыкновенною любовью.

Солнечный свет, просочившийся сквозь щели стен старого сарая, освещает двух спящих на соломе детей. В этой обычной на первый взгляд ситуации, автор сумел найти множество нюансов и тонкостей, вызывающих у зрителя множество самых положительных эмоций. Сложный ракурс, игра света и тени, подмеченные детали - все наполняет работу трогательной нежностью.

Детские ножки, непривычные к обуви, простенькие бусики на шейке девочки, плохонькая одежонка, рогожка, укрывающая мальчика - эти детали расскажут гораздо больше о героях, чем десятки страниц текста.

Нельзя не заметить той нежности, с какой сам автор относится к своим героям. Он откровенно любуется детьми, уделяя самое пристальное внимание малейшим деталям, свету, фактуре. Картина получила восторженные отзывы критиков, была по достоинству оценена русскими любителями живописи, а также стала украшением зарубежных выставок русского искусства.
источник:Арт Энциклопедия>Геннадий Занегин

Василий Григорьевич Перов (21 декабря 1833 (2 января 1834) - 29 мая (10 июня) 1882) - русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия (Григория) Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой.
Дата рождения точно неизвестна: 21-23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834) года. Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма.

Через несколько лет после рождения Василия его отец был уволен с казённой службы, и семья переехала в Архангельск, затем в родовое имение Криденеров.
Некоторое время Василий Перов жил в Самарской губернии - в имениях братьев, сыновей от первого брака отца. Здесь Василий переболел оспой, и последствие болезни - слабое зрение - осталось у него на всю жизнь.
Интерес к живописи возник у мальчика, когда он наблюдал за работой приглашённого отцом художника. В 1843-1846 годах Василий проходил обучение в арзамасском уездном училище, живя у учителя Фаворского. В это время он продолжал самостоятельные занятия рисованием. Мать желала отдать сына в Нижегородскую гимназию, однако отец получил новое место службы - в селе Пияшное (Пиявочное) - и Василий был отдан учиться в арзамасскую художественную школу А. В. Ступина, где учился (с перерывами) в 1846-1849 годах.
Раньше, чем другим ученикам, Ступин разрешил писать Перову масляными красками, отмечая: «Васенька не пропадёт - у него талант, из него выйдет художник». Школу он не закончил, как свидетельствуют некоторые источники, из-за конфликта с одним из учеников.

Приехав к родителям в Пияшное, Василий Перов приступил к созданию композиции «Распятие» (местонахождение неизвестно), которая писалась весь Великий пост и была окончена на Страстной неделе. Картина была помещена в церкви находившегося рядом села Никольское. В этот период Перов написал ряд портретов и жанровых картин: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гуляние в семик»

1833/34-1882

"В Московской школе живописи... все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний" ,- писал о замечательном русском художнике Василии Григорьевиче Перове один из его учеников, Михаил Васильевич Нестеров. Перов - это целая эпоха в русской живописи.

Когда молодой художник Перов впервые задумался над тем, каким будет его искусство, в художественной среде считали: "Крик, смех, стон, страдания - явления, недоступные для живописи". Но Перов стремился показать именно страдания одних и жестокость других. Каждая его картина - крик боли и протеста.

Например, его знаменитая "Тройка". Сколько сумел сказать этим небольшим полотном художник! Сюжет прост. Трое ребят-подростков тянут в гору на санях бочку с водой. Темно, холодно, кажется бесконечной обледенелая дорога, из мрака выступают измученные лица детей. На другой картине - "Спящие дети" - художник изобразил двух маленьких нищих, заснувших в каком-то сарае.

Темы своих полотен Перов находил в обыденной жизни. Он передавал то, что видел в жизни: "Проповедь в селе", "Чаепитие в Мытищах", "Сельский крестный ход на пасхе", "Монастырская трапеза". И сколько сочувствия и сострадания в его произведениях, посвященных простым людям: "Проводы покойника", "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Гитарист-бобыль", "Старики-родители на могиле сына"!

Есть у Перова и картины, посвященные русской природе, охоте. Неизвестно, велика ли добыча главного героя "Охотников на привале", но рассказывает он о ней очень выразительно. С таким же мягким юмором написаны "Птицелов", "Рыболов", "Ботаник" и др.

Перов был выдающимся портретистом. О чем-то мучительно задумался Ф. М. Достоевский, пытливо и проницательно смотрит А. Н. Островский, горькая дума во взгляде старого крестьянина - "Фомушки-сыча"...

Много сделал Перов, воспитывая молодежь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Всю жизнь ему приходилось биться с нуждой, бороться за новое искусство.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры