Особенности проблематики произведения “Горячий снег” Ю. Бондарева

Главная / Измена жены

Сочинение

Отгремели последние взрывы, врылись в землю последние пули, протекли последние слезы матерей и жен. Но ушла ли война? Можно ли с уверенностью сказать, что не будет никогда такого, что больше не поднимет человек руку на человека. К сожалению, так сказать нельзя. Проблема войны актуальна и сегодня. Такое может повториться где угодно, когда угодно и с кем угодно.

Именно поэтому военная литература о героической борьбе русского народа против фашистов интересна и сегодня. Именно поэтому необходимо изучать произведения В. Быкова, Ю. Бондарева и других. И я надеюсь, что эти великие произведения, написанные о войне, предостерегут людей от ошибок, и больше не повторятся взрыв от снаряда на нашей земле. Но даже если взрослые люди будут настолько глупы, чтобы решиться на подобные действия, то тогда нужно знать, как вести себя в таких ужасных ситуациях, как не потерять свою душу.

Ю. Бондарев в своих произведениях ставил перед читателем множество проблем. Важнейшая из них, и не только во время войны, — это проблема выбора. Нередко от выбора зависит вся сущность человека, хотя этот выбор осуществляется всякий раз по-иному. Меня эта тема привлекает потому, что она дает возможность исследовать не саму войну, а возможности человеческого духа, проявляющиеся на войне.

Выбор, о котором говорит Быков, — понятие, связанное с процессом самоопределения человека в этом мире, с его готовностью взять свою судьбу в собственные руки. Проблема выбора всегда интересовала и продолжает привлекать внимание писателей потому, что позволяет поставить человека в необычные, экстремальные условия и посмотреть, что же тот будет делать. Это дает широчайший полет фантазии автору произведения. Да и читателям интересны такие повороты событий, потому что каждый подставляет себя на место персонажа и примеривает на себя описанную ситуацию. От того, как поступил бы читатель, и зависит его оценка героя художественного произведения.

В этом разрезе мне особенно интересен роман Ю. Бондарев «Горячий снег». Бондарев интересно и многопланово раскрывает проблему выбора. Его герои истинно и искренне требовательны к себе и чуть снисходительны к слабостям других. Они упорны в отстаивании своего духовного мира и высоких нравственных ценностей своего народа. В романе «Горячий снег» обстоятельства боя потребовали от всех его участников высшего напряжения физических и духовных сил, а критическая ситуация до предела обнажила сущность каждого и определила, кто есть кто. Не все выдержали это испытание. Но все оставшиеся в живых изменились до неузнаваемости и через страдания открыли для себя новые нравственные истины.

Особенно интересно в этом произведении столкновение Дроздовского и Кузнецова. Кузнецов, скорее всего, нравится всем читателям и принимается сразу. А Дроздовский и отношение к нему не так однозначны.

Мы как бы разрываемся между двумя полюсами. С одной стороны, совершенное неприятие этого героя как положительного (такова в общих чертах и позиция автора), ведь Дроздовский увидел в Сталинграде, прежде всего, возможность для немедленного карьерного взлета. Он торопит солдат, не давая им передышки. Командуя стрелять по самолету, жаждет выделиться, не упустить шанс.

С другой стороны, мы поддерживаем этот характер как пример того типа командира, который необходим в военной обстановке. Ведь на войне от приказов командира зависит не только жизнь бойцов, но и победа или поражение всей страны. По долгу службы он не имеет права жалеть ни себя, ни других.

Но как раскрывается проблема выбора на примере столкновения характеров Дроздовского и Кузнецова? Дело в том, что Кузнецов всегда делает правильный выбор, так сказать долгосрочный, то есть рассчитанный, может быть, не на победу в настоящем, а на победу всего народа. В нем живет осознание высокой ответственности, чувство общей судьбы, жажда слитности. И потому так радостны для Кузнецова мгновения, когда он ощущает силу сплоченности и единства людей, потому он остается спокойным и уравновешенным в любой ситуации — он понимает идею происходящего. Война не сломает его, это мы понимаем окончательно.

Духовный же мир Дроздовского не выдержал напора войны. Ее напряжение не всем по силам. Но в конце боя он, подавленный смертью Зои, начинает смутно понимать высший смысл свершившегося. Война предстает перед ним как огромный черновой труд народа.

Многие, осуждают Дроздовского или жалеют его. Но автор дает герою второй шанс, потому что понятно, что со временем он сумеет преодолеть себя, поймет, что и в жестких условиях войны такие ценности, как человечность, братство, не теряют своего смысла, не забываются. Наоборот, они органически сочетаются с понятиями долга, любви к отечеству и становятся в судьбе человека и народа решающими.

Потому так символично становится название романа — «Горячий снег». И означает он ту несокрушимую духовную силу, которая была воплощена в командирах и солдатах, истоки которой в горячей любви к стране, которую они были намерены защищать до конца.

Рассказ «Горячий снег»

«Горячий снег» Юрия Бондарева, появившийся в 1969 году, после «Тишины» и «Родственников», возвращал нас к военным событиям зимы 1942 года.

«Горячий снег», если сравнить его с предыдущими романами и повестями автора, произведение во многих отношениях новое. И прежде всего по новому ощущению жизни и истории. Этот роман возник и развернулся на более широком основании, что сказалось в новизне и богатстве его содержания, более масштабного и философически размышляющего, тяготеющего к новой жанровой структуре. И вместе с тем он часть биографии самого писателя. Биографии, понимаемой как непрерывность жизни человека и человечества.

В 1995 году праздновали 50-летие великой победы русского народа, победы в Великой Отечественной войне. Столько лет прошло, но не может стереться в памяти та великая эпоха, тот великий подвиг русского народа. С тех пор прошло более 50 лет. С каждым годом остаётся всё меньше и меньше людей, чья юность совпала с тем страшным временем, кому пришлось жить, любить и защищать Родину в трагические "сороковые роковые". Воспоминания о тех годах запечатлены во многих пр-иях. События, отраженные в них, не позволяют нам, современным читателям, забыть великий подвиг народа.*** "А зори здесь тихие..." Б.Васильева, "Сашка" Б.Кондратьева, "Иван" и "Зося" В.Богомолова - во всех этих и многих других замечательных книгах о войне нераздельно слились "война, беда, мечта и юность". В тот же ряд можно поставить и роман Ю.Бондорева "Горячий снег".*** Действие пр-ия происходит в 1942 году. Идут жестокие бои под Сталинградом. В этот переломный момент решается дальнейший ход всей войны. На фоне глобального исторического события показаны судьбы отдельных людей, причудливое переплетение воинской доблести, трусости, любви и духовного взросления героев.***Автор неоднократно подчеркивает молодость бойцов, их безусые лица, пушок на лице, никогда не знавшем бритвы, ведь армия генерала Бессонова была сформирована из солдат, впервые идущих в бой. *** Молодости свойственны беспечность, мечты о подвиге и славе. Сын генерала Бессонова, окончив пехотное училище, был назначен в действующую армию. "Сияя малиновыми кубиками, щегольски скрипя командирским ремнём, портупеей, весь праздничный, счастливый, парадный, но, казалось, несколько игрушечный", он с восторгом говорил: "А теперь, слава богу, на фронт, дадут роту или взвод - всем выпускникам дают, - и начнется настоящая жизнь". Но в эти мечты о славе и подвигах вторгается суровая действительность. Армия, в кот. служл Виктор Бессонов, была окружена, он попал в плен. Атмосфера всеобщего недоверия к пленным, характерная для того времени, ясно гворит о будущем сыне Бессонова. Юноша погибнет либо в плену, либо в советском лагере. *** Не менее трагична судьба юного солдата Сергуненкова. Он вынужден выполнять бессмысленный невыполнимый приказ своего командира Дроздовского - уничтожить вражескую самоходку и идти при этом на верную смерть.*** "Товарищ лейтенант, вас очень прошу, - прошептал он одними губами, - ежели со мной что... мамаше сообщите: без вести, мол, я... У ней более никого..." *** Сергуненков был убит. *** Испытывал искренние патриотические чувства и лейтенант Давлатян, вместе с Кузнецовым сразу из училища отправленный на фронт. Он признавался другу:"Я так мечтал попасть на передовую, я так хотел подбить хоть один танк!" Но был ранен в первые минуты боя. Немецкий танк полностью раздавил его взвод."Бессмысленно, бессмысленно всё со мной. Почему мне не везёт? Почему я невезучий?" - плакал наивный мальчик. Он сожалел, что не видел настоящего боя. Кузнецов, целый день сдерживавший танки, смертельно уставший, поседевший за удни сутки, говорит ему: "Я завидую тебе, Гога". За день войны Кузнецов стал старше на двадцать лет. Он видел смерть Касымова, Сергуненкова, помнил сжавшуююся калачиком на снегу Зою.*** Этот бой объединил всех: солдат, командиров, генералов. Все они стали близки между собой по духу. Угроза смерти и общее дело стерли границы между чинами. После боя Кузнецов устало и спокойно делал доклад генералу."Голос его по-уставному ещё силился набрать бесстрастную и ровную крепость;в тоне, во взгляде сумрачная, немальчишеская серьёзность, без тени робости перед генералом".*** Война ужасна, она диктует свои жестокие законы, ломает судьбы людей, но не всех. Человек, попадая в экстремальные ситуации, проявляет себя неожиданно, полностью раскрывается, как личность. Война - проверка характера. Перичем могут проявиться как хорошие, так и плохие черты, которые в обычной жизни незаметны. *** Два главных героя романа, Дроздовский и Кузнецов, проходили такую проверку в бою.*** Кузнецов не смог послать товарища под пули, сам оставаясь в это время в укрытии, а разделил участь бойца Уханова, отправившись вместе с ним на выполнение задания.*** Дроздовский же, попав в недобрую ситуацию, не смог переступить через своё "я". Он искренне мечтал отличиться в бою, совершить геройский поступок, но в решительный момент струсил, послав солдата на смерть, - имел право приказывать. И любые оправдания перед товарищами были бессысленны.*** Наряду с правдивым показом фронтовых будней. главным в романе Ю.Бондарева является также изображение духовного мира людей, тех тонких и сложных отношений, которые складываются во фронтовой обстановке. Жизнь сильнее войны, герои молоды, хотят любить и быть любимыми.*** Дроздовский и Кузнецов полюбили одну и ту же девушку - санинструктора Зою. Но в любви Дроздовского больше эгоизма, чем истинного чувства. И это проявилось в эпизоде, когда он приказывает Зое в составе группы бойцов отправиться на поиски обмороженных разведчиков. Зоя смертельно ранена, но Дроздовский в этот момент думает не о ней, а о своей жизни. Кузнецов же во время обстрела батареи закрывает её своим телом. Он никогда не простит Дроздовскому её бессмысленной смерти.*** Правдиво изображая войну, писатель показывает, насколько она враждебна жизни, любви, человеческому существованию, особенно юности. Он хочет, чтобы мы все, живущие в мирное время, ощутили сильнее, как много мужества и духовной стойкости потребовала от человека та война.

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны.Совсем скоро (2 февраля 2013 года) страна будет отмечать 70-летие сталинградской битвы. И сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и сорбытия тех героических дней. Чем дальше уходим мы от тех героических дней, тем ценнее становится военная летопись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОГВ(С)ОКУ В(С)ОШ при

ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области

Урок литературы на Всероссийскую Интернет-конференцию

« ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ»



подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск - 2012

«Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

(к 70-летию Сталинградской битвы).

Цели:

  1. Образовательная – уяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны; вызвать у учащихся интерес к литературе на военную тематику, к личности и творчеству Ю.Бондарева, в частности к роману «Горячий снег», выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о подвиге, создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах лейтенантов Дроздовского и Кузнецова и др. Показать духовные искания главных героев романа. Протест писателя – гуманиста против попрания естественного права человека на жизнь.

2. Воспитательная – показать, что внимание автора сосредоточено на поступках и состояниях человека; помочь учащимся осознать огромную актуальность произведений о войне и поднятых в них проблем; содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию как война; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, какие бедствия и разрушения несет война, но когда решается судьба Родины, тогда все берут в руки оружие, тогда все встают на её защиту.

3. Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения. ; продолжить формирование навыка анализа художественного произведения; продолжить воспитание чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ.

Метапредметные учебно -информационные умения:

Умение извлекать информацию из разных источников;

Умение составлять план;

Умение отбирать материал по заданной теме;

Умение составлять письменные тезисы;

Умение подбирать цитаты;

Умение составлять таблицы.

Оборудование: портрет Ю.В.Бондарева, тексты худ. произведения, кинофрагменты фильма Г. Егиазарова « Горячий снег»

Методические приемы : Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Эпиграф на доске :

О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас ПОБЕДА. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли. В таком вопросе, как этот, не должно быть и не может быть забвенья.

К.Симонов

Время проведения : 90 минут

Подготовка к уроку

Подготовить сообщения:

1. Путь дивизии к Сталинграду (главы 1 и 2);

2. Бой батарейцев (главы 13 – 18);

3. Смерть санинструктора Зои (глава 23);

4 Допрос немецкого майора Эриха Дица (глава 25).

5. Два лейтенанта.

6.Генерал Бессонов.

7. Любовь в романе «Горячий снег».

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в СТАЛИНГРАДСКОЙ битве (2 февраля 1943 года). Но и сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и события тех героических дней. И чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, чем меньше остаётся в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели. В своих произведениях они воспевают мужество и героизм нашего народа, нашей доблестной армии, миллионов и миллионов людей, вынесших на своих плечах все тяготы войны и совершивших подвиг во имя мира на Земле.

Великая Отечественная война потребовала от каждого человека напряжения всех его душевных и физических сил. Она не только не отменила, но сделала ещё более острыми нравственные проблемы. Ведь ясность целей и задач на войне не должна была служить оправданием какой-либо моральной неразборчивости. Она не освобождала человека от необходимости в полной мере отвечать за свои поступки. Жизнь на войне - это жизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами и трудностями. Сложнее всего в ту пору приходилось писателям, для которых война была настоящим потрясением. Они были переполнены увиденным и пережитым, поэтому стремились правдиво показать, какой высокой ценой досталась нам победа над врагом. Те писатели, которые пришли в литературу после войны, а в годы испытаний сами воевали на передовой, отстаивали своё право на так называемую «окопную правду». Их творчество получило наименование «прозы лейтенантов».. Излюбленный жанр этих писателей - лирическая повесть, написанная от первого лица, пусть не всегда строго автобиографичная, но насквозь пропитанная авторскими переживаниями и воспоминаниями о фронтовой юности. В их книгах на смену общим планам, обобщённым картинам, панорамным рассуждениям, героической патетике пришёл новый опыт. Он заключался в том, что войну выиграли не только штабы и армии, в их собирательном значении, но и простой солдат в серой шинели, отец, брат, муж, сын. Эти произведения высветили крупные планы человека на войне, его душу, жившую болью по оставленным в тылу родным сердцам, его веру в себя и своих товарищей. Конечно, у каждого писателя была своя война, но обыденный фронтовой опыт почти не имел отличий. Они смогли донести его до читателя так, что артиллерийская канонада и автоматные очереди не заглушают стонов и шёпота, а в пороховом дыму и пыли от взорвавшихся снарядов и мин можно разглядеть в глазах людей решимость и страх, муку и ярость. И ещё одно общее есть у этих писателей - это «память сердца», страстное желание поведать правду о той войне.

В иной художественной манере повествует о героических качествах народа Ю. Бондарев в романе «Горячий снег». Это произведение о беспредельных возможностях людей, для которых защита Родины, чувство долга являются органической потребностью. В романе рассказывается о том, как, несмотря на возрастающие трудности и напряжение, в людях усиливается воля к победе. И всякий раз кажется: вот уже предел человеческих возможностей. Но солдаты, офицеры, генералы, измотанные боями, бессонницей, постоянным нервным напряжением, находят силы снова вступать в поединок с танками, идти в атаку, спасать товарищей . (Серафимова В.Д. Русская литература второй половины двадцатого века. Учебный минимум для абитуриентов. - М.: Высшая школа, 2008. - с. 169..)

История создания романа «Горячий снег»

(Сообщение ученика)

Роман «Горячий снег» был написан Бондаревым в 1969 году. К этому времени писатель был уже признанным мастером отечественной прозы. К созданию этого произведения его подвигла солдатская память (далее написанное курсивом зачитать выразительно):

« Я вспоминал многое, что за протяжённостью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони…

Конечно, если бы я не принимал участия в сражении, которое 2-ая гвардейская армия вела в заволжских степях в лютый декабрь 42-го года с танковыми дивизиями Манштейна, то, возможно, роман был бы несколько иным. Личный опыт и время, что пролегло между той битвой и работой над романом, позволили мне написать именно так, а не иначе ».

В романе рассказывается о грандиозной Сталинградской битве, битве, которая привела к коренному перелому в войне. Мысль о Сталинграде становится в романе центральной. Здесь повествуется о грандиозной битве наших войск с дивизиями Манштейна, пытающимися прорваться к окружённой группировке Паулюса. Но враг столкнулся с таким сопротивлением, которое превосходило всякие человеческие возможности. Даже сейчас с каким-то удивлённым уважением вспоминают о силе духа советских воинов те, кто в минувшей войне был на стороне гитлеровцев. И совсем не случайно уже престарелый отставной фельдмаршал Манштейн отказался встретиться с писателем Ю.Бондаревым, узнав, что тот работает над книгой о Сталинградской битве.

Роман Бондарева стал произведением о героизме и мужестве, о внутренней красоте нашего современника, победившего фашизм в кровавой войне. Рассказывая о создании романа «Горячий снег», Ю.Бондарев так определил понятие героизма на войне:

« Мне кажется, героизм – это постоянное преодоление в сознании своём сомнений, неуверенности, страха. Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на двоих, замерзшая смазка в затворах автоматов; пальцы в заиндевевших рукавицах не сгибаются от холода; злоба на повара, запоздавшего на передовую; отвратительное посасывание под ложечкой при виде входящих в пике «юнкерсов»; гибель товарищей… А через минуту надо идти в бой, навстречу всему враждебному, что хочет убить тебя. В эти мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты – быть или не быть, это миг преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе. Но он определил победу в минувшей войне, потому что воевали миллионы».

Обратимся к названию романа «Горячий снег»

В одном интервью Ю.Бондарев отметил, что название книги – труднейшее звено творческого поиска, ведь первое ощущение рождается в душе читателя от названия романа. Название романа – это краткое выражение его идеи. Заглавие «Горячий снег» символично, многозначно. Первоначально роман был назван «Дни милосердия».

Какие эпизоды помогают понять название романа?

Каков смысл названия «Горячий снег?

Дома вы должны были подобрать эпизоды, помогающие раскрыть идейный замысел писателя .

Делают сообщение подготовленные ученики.

Давайте еще раз вернемся к этим эпизодам:

1. путь дивизии к Сталинграду (главы 1 и 2);

(Сформированную армию Бессонова срочно перебрасывают под Сталинград. Эшелон мчался по полям, завьюженным белой мутью, « низкое, без лучей солнце грузным малиновым шаром висело над ними». За окном волны нескончаемых сугробов, утренний покой, тишина: «Заискрились под солнцем крыши деревеньки, зеркалами вспыхивали приваленные пышными сугробами низкие оконца» На эшелон пикировала тройка «мессершмиттов». Искрящийся снег, который ещё совсем недавно поражал своей чистотой, становится врагом: на белом безбрежном поле беззащитны солдаты в серых шинелях и полушубках ).

2. бой батарейцев (главы 13 – 18);

(Горящий снег подчеркивает масштабность и трагизм боя, который всего лишь эпизод великой битвы на Волге, беспредельность человеческих возможностей, когда решается участь Родины. Все было исковеркано, опалено, недвижно мертво. «… молниеносные секунды мгновенно стерли с земли всех, кто был здесь, людей его взвода, которых он по-человечески ещё не успел узнать… Снежная крупа намела белые островки, и «кузнецов поразился этой равнодушной отвратительной белизне снега».

3. смерть санинструктора Зои (глава 23);

(После гибели Зои Елагиной Кузнецов вместо радости человека, оставшегося в живых, испытывает неотступное чувство вины: шуршит снежная крупа, белеет запорошенный снегом бугорок с санитарной сумкой…Кузнецову казалось, что сейчас выйдет из сумрака Зоя, чернота её глаз блеснет из-за бахромы инея на ресницах, и она скажет шепотом: «Кузнечик, тебе и мне приснилось, что я погибла»… что-то жарко и горько сдвинулось в его горле… Он плакал так одиноко, задушевно и отчаянно впервые в жизни, и, когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от слез». Снег становится горячим от глубины человеческого чувства .)

4 допрос немецкого майора Эриха Дица (глава 25).

(Майор Диц за полторы недели до Сталинградской битвы прибыл из Франции. Бескрайние русские просторы показались ему десятками Франций». Его пугали пустые зимние степи и беспредельные снега. «Франция – это солнце, юг, радость… - говорит майор Диц. – А в России горит снег»

Два лейтенанта (Анализ эпизода и кинофрагмента)

(Кузнецов – недавний выпускник военного училища. Он обладает человечностью, нравственной чистотой, пониманием ответственности за судьбы товарищей. Он не мыслит себя вне людей и над ними.)

Всем своим творчеством Ю. Бондарев утверждает мысль, что истинная героика обусловлена нравственным миром личности, её пониманием своего места в общенародной борьбе. И лишь тот способен подняться до героического поступка, подвига, кто живет единой жизнью с народом, всего себя отдавая общему делу, не заботясь о личном преуспевании. Именно таким человеком показан в романе лейтенант Кузнецов. Кузнецов постоянно находится в тесном общении с товарищами.

(Для Дроздовского главным в жизни было желание выделиться, подняться над другими. Отсюда внешний лоск, требование беспрекословного выполнения любого его приказания, высокомерие в общении с подчиненными. В Дроздовском многое идет от желания произвести впечатление. На самом деле он слаб, эгоистичен. Он лишь упивается своей властью над подчиненными, не чувствуя никакой ответственности перед ними. Такая власть неразумна и аморальна. В критических обстоятельствах он демонстрирует безволие истеричность, неумение воевать. Со своей женой, Зоей Елагиной, он обращается, как с рядовым подчиненным. Он боится открыть перед товарищами, что она его жена. После боя, после смерти Зои Дроздовский окончательно внутренне сломлен и вызывает к себе лишь презрение оставшихся в живых батарейцев.)

Дроздовский - одинок.

ВЫВОД. Один из важнейших конфликтов в романе - конфликт между Кузнецовым и Дроздовским. Этому конфликту отдано немало места, он обнажается очень резко и легко прослеживается от начала до конца. Поначалу напряженность, уходящая еще в предысторию романа; несогласуемость характеров, манер, темпераментов, даже стиля речи: мягкому, раздумчивому Кузнецову, кажется, трудно выносить отрывистую, командную, непререкаемую речь Дроздовского. Долгие часы сражения, бессмысленная гибель Сергуненкова, смертельное ранение Зои, в котором отчасти повинен Дроз-довский, - все это образует пропасть между двумя молодыми офицерами, нравственную несовместимость их существований.

В финале пропасть эта обозначается еще резче: четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском котелке только что полученные ордена, и глоток, который каждый из них сделает, это прежде всего глоток поминальный - в нем горечь и горе утрат. Орден получил и Дроздовский, ведь для Бессонова, который наградил его, - он уцелевший, раненый командир выстоявшей батареи, генерал не знает о тяжкой вине Дроздовского и скорее всего никогда не узнает. В этом тоже реальность войны. Но недаром писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского котелка.

Два командира (анализ эпизода и просмотр кинофрагмента)

(Генерал Бессонов стал наибольшей удачей среди образов военачальников. Он строг с подчинёнными, сух в обращении с окружающими. Такое представление о нём подчёркивают уже первые портретные штрихи (стр. 170). Он знал, что в суровых испытаниях войны необходима жестокая требовательность к себе и другим. Но чем ближе мы знакомимся с генералом, тем всё более отчётливо начинаем обнаруживать в нём черты человека совестливого и глубокого. Внешне сухой, не склонный к откровенным излияниям, трудно сходящийся с людьми, он обладает талантом военного командира, организатора, пониманием солдатской души, а вместе с тем властностью, непреклонностью. Ему далеко не безразлична цена, какой будет достигнута победа (стр. 272). Бессонов не прощает слабостей, не приемлет жестокость. Глубина его духовного мира, его душевная щедрость раскрываются в переживаниях за судьбу без вести пропавшего сына, в горестных раздумьях о погибшем Веснине

(Веснин – человек скорее штатский. Он словно бы смягчает суровость Бессонова, становится мостиком между ним и генеральским окружением. У Веснина, как и у Бессонова, «подпорчена» биография: родной брат первой жены в конце тридцатых был осуждён, о чём прекрасно помнит начальник контрразведки Осин. Только намечена в романе семейная драма Веснина: о причинах его развода с женой можно только догадываться. Кстати, в этом вообще особенность прозы Ю.Бондарева, часто лишь намечающего проблему, но не развивающего её, как, например, в случае с сыном Бессонова. Гибель Веснина в бою хотя и может считаться героической, однако отчасти сам Веснин, отказавшийся отступить, оказался виновен в трагическом исходе стычки с немцами.

ТЕМА ЛЮБВИ в романе. (Сообщение ученика и анализ кинофрагмента )

Наверное, самое загадочное из мира человеческих отношений в романе - это возникающая между Кузнецовым и Зоей любовь.

Война, ее жестокость и кровь, ее сроки, опрокидывающие привычные представления о времени, - именно она способствовала столь стремительному развитию этой любви. Ведь это чувство складывалось в те короткие часы марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих чувств. И начинается все это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Зоей и Дроздовским. А вскоре - так мало времени проходит - Кузнецов уже горько оплакивает погибшую Зою, и именно из этих строчек взято название романа, когда Кузнецов вытирал мокрое от слез лицо, «снег на рукаве ватника был горячим от его слез».

Обманувшись поначалу в лейтенанте Дроздовском, лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа, открывается нам как личность нравственная, цельная, готовая на самопожертвование, способная объять своим сердцем боль и страдания многих. Она как бы проходит через множество испытаний, от назойливого интереса до грубого отвержения. Но ее доброты, ее терпения и участливости достает на всех, она воистину сестра солдатам. Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу реальность женским началом, лаской и нежностью.

Горячий снег (стихотворение посвящено Юрию Бондареву) Просмотр последних кадров кинофильма Г.Егиазарова, где звучит песня на слова М.Львова «Горячий снег» или читает подготовленный ученик.

Клубились яростно метели

По Сталинградской по земле

Артиллерийские дуэли

Кипели бешено во мгле

Дымились потные шинели

И шли солдаты по земле.

Машинам жарко и пехоте

И наше сердце не в броне.

И падал в битве человек

В горячий снег, в кровавый снег.

Смертельной битвы этой ветер,

Как бы расплавленный металл

Сжигал и плавил все на свете,

Что даже снег горячим стал.


И за чертой – последней, страшной,

Бывало, танк и человек

Встречались в схватке рукопашной,

И превращался в пепел снег.

Хватал руками человек

Горячий снег, кровавый снег.

Опали белые метели

Цветами стали по весне.

Большие годы пролетели,

А ты все сердцем – на войне,

Где отпевали нас метели,

Где в землю лучшие легли.

…А дома – мамы поседели.

…У дома – вишни зацвели.

А у тебя в глазах навек –

Горячий снег, горячий снег…

1973 год

Минута молчания. Читается текст (подготовленный ученик)

Из сообщения Совинформбюро.

Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окруженного севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск.

Дивизии вступали в Сталинград.

Глубоким снегом город был завален.

Пустыней веяло от каменных громад,

От пепелищ и каменных развалин.

Заря была похожа на стрелу –

Она пробила тучи над буграми.

Взметали взрывы щебень и золу,

И эхо отвечало им громами.

Вперед, гвардейцы!

Здравствуй, Сталинград!

(В Кондратенко « Утро ПОБЕДЫ»)

ИТОГ УРОКА

Роман Бондарева стал произведением о героизме и мужестве, о внутренней красоте нашего современника, победившего фашизм в кровавой войне. Ю.Бондарев так определил понятие героизма на войне:

«Мне кажется, героизм – это постоянное преодоление в сознании своём сомнений, неуверенности, страха. Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на двоих, замерзшая смазка в затворах автоматов; пальцы в заиндевевших рукавицах не сгибаются от холода; злоба на повара, запоздавшего на передовую; отвратительное посасывание под ложечкой при виде входящих в пике «юнкерсов»; гибель товарищей… А через минуту надо идти в бой, навстречу всему враждебному, что хочет убить тебя. В эти мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты – быть или не быть, это миг преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе. Но он определил победу в минувшей войне, потому что воевали миллионы».

В «Горячем снеге» нет таких сцен, в которых бы впрямую говорилось о любви к Родине, нет и подобных рассуждений. Любовь и ненависть герои выражают своими подвигами, поступками, смелостью, поразительной решительностью. Они делают то, чего даже не ожидали от самих себя. Вот это, наверное, и есть настоящая любовь, а слова мало что значат. Война, описанная Бондаревым, приобретает всенародный характер. Она не щадит ни кого: ни женщин, ни детей, поэтому и на защиту вышли все. Писатели помогают нам увидеть, как совершается великое, состоящее из малого. Подчеркивают важность происходившего

Пройдут годы, и мир станет другим. Изменятся интересы, пристрастия, идеалы людей. И тогда произведения Ю. В.Бондарева будут опять прочитываться по-новому. Истинная литература не стареет .

Дополнение к уроку.

СРАВНИТЕ роман Ю.В.Бондарева и фильм Г.Егиазарова «Горячий снег»

Как в фильме передан тект романа: сюжет, композиция, изображение событий, героев?

Совпадает ли ваше представление о Кузнецове и Дроздовском с игрой Б.Токарева и Н.Еременко?

Чем интересен Г.Жженов в роли Бессонова?

Что больше взволновало – книга или фильм?

Напишите мини-сочинение «Мои впечатления о фильме и книге.»

(Было предложено посмотреть фильм «Горячий снег» полностью 6.12 на 5 канале)

Сочинение «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» (предложить по желанию)

Список использованной литературы

1. Бондарев Ю. Горячий снег. - М.: «Военное издательство», 1984 год.

2. Быков В.В., Воробьев К.Д., Некрасов В.П. Великая Отечественная война в русской литературе. - М.: АСТ, Астрель, 2005.

3. Бузник В.В. О ранней прозе Юрия Бондарева, «Литература в школе», №3, 1995 год Великая Отечественная война в русской литературе. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2009.

4. Венок славы. Т. 4. Сталинградская битва, М. «Современник», 1987 год.

5. Кузьмичев И. «Боль памяти. Великая Отечественная война в советской литературе», горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1985 год

6. Козлов И. Юрий Бондарев (Штрихи творческого портрета), журнал «Литература в школе» №4, 1976г стр. 7-18

7. Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе. Выпуск 4. - М.: Художественная литература. Москва, 1985

8.. Серафимова В.Д. Русская литература второй половины двадцатого века. Учебный минимум для абитуриентов. - М.: Высшая школа, 2008.

9. Статья Пантелеевой Л.Т. «Произведения о Великой Отечественной войне на уроках внеклассного чтения», журнал «Литература в школе». Номер неизвестен.

В годы Великой Отечественной войны писатель служил артиллеристом, прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. Среди книг Юрия Бондарева о войне, “Горячий снег” занимает особое место, в ней автор по-новому решает нравственные вопросы, поставленные еще в его первых повестях – “Батальоны просят огня” и “Последние залпы”. Эти три книги о войне – целостный и эволюционирующий мир, достигший в “Горячем снеге” наибольшей полноты и образной силы.

События романа разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной

советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий сдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и, возможно, даже сроки окончания самой войны. Время действия ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои романа самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.

В “Горячем снеге” время стиснуто даже плотнее, чем в повести

“Батальоны просят огня”. Это недолгий марш выгрузившейся из эшелонов армии генерала Бессонова и бой, так много решивший в судьбе страны; это стылые морозные зори, два дня и две нескончаемые декабрьские ночи. Не знающий передышек и лирических отступлений, будто у автора от постоянного напряжения перехвачено дыхание, роман отличается прямотой, непосредственной связью сюжета с подлинными событиями Великой Отечественной войны, с одним из ее решающих моментов. Жизнь и смерть героев романа, сами их судьбы освещаются тревожным светом подлинной истории, в результате чего все обретает особую весомость, значительность.

События на батарее Дроздовского поглощают едва ли не все читательское внимание, действие сосредоточено по преимуществу вокруг небольшого числа персонажей. Кузнецов, Уханов, Рубин и их товарищи – частица великой армии, они – народ. Герои обладают его лучшими духовными, нравственными чертами.

Этот образ вставшего на войну народа возникает перед нами в богатстве и разнообразии характеров, а вместе с тем и в их целостности. Он не исчерпывается ни образами молодых лейтенантов – командиров артиллерийских взводов, ни колоритными фигурами солдат – вроде немного трусливого Чибисова, спокойного и опытного наводчика Евстигнеева или прямолинейного и грубого ездового Рубина; ни старшими офицерами, такими, как командир дивизии полковник Деев или командующий армией генерал Бессонов. Только все вместе, при всей разнице чинов и званий, они составляют образ сражающегося народа. Сила и новизна романа заключается в том, что единство это достигнуто как бы само собой, запечатлено без особых усилий автора – живой, движущейся жизнью.

Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших ее сил. Умирают герои “Горячего снега” – санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый ездовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет Касымов и многие другие…

В романе смерть – это нарушение высшей справедливости и гармонии. Вспомним, как смотрит Кузнецов на убитого Касымова: “Сейчас под головой Касымова лежал снарядный ящик, и юношеское, безусое лицо его, недавно живое, смуглое, ставшее мертвенно-белым, истонченным жуткой красотой смерти, удивленно смотрело влажно-вишневыми полуоткрытыми глазами на свою грудь, на разорванную в клочья, иссеченную телогрейку, точно и после смерти не постиг, как же это убило его и почему он так и не смог встать к прицелу”.

Еще острее ощущает Кузнецов необратимость потери ездового Сергуненкова. Ведь здесь полностью раскрыта причина его гибели. Кузнецов оказался бессильным свидетелем того, как Дроздовский послал на верную смерть Сергуненкова, и он уже знает, что навсегда проклянет себя за то, что видел, присутствовал, а изменить ничего не сумел.

В “Горячем снеге” все человеческое в людях, их характеры раскрываются именно на войне, в зависимости с нею, под ее огнем, когда, кажется, и головы не поднять. Хроника сражения не расскажет о его участниках – бой в “Горячем снеге?> нельзя отделить от судеб и характеров людей.

Важно прошлое персонажей романа. У иных оно почти безоблачно, у других так сложно и драматично, что не остается позади, отодвинутая войной, а сопровождает человека и в сражении юго-западнее Сталинграда. События прошлого определили военную судьбу Уханова: одаренный, полный энергии офицер, которому бы и командовать батареей, но он только сержант. Крутой, мятежный характер Уханова определяет и его жизненный путь. Прошлые беды Чибисова, едва не сломившие его (он провел несколько месяцев в немецком плену), отозвались в нем страхом и многое определяют в его поведении. Так или иначе в романе проскальзывает прошлое и Зои Елагиной, и Касымова, и Сергуненкова, и нелюдимого Рубина, чью отвагу и верность солдатскому долгу мы сумеем оценить только в самом конце.

Особенно важно в романе прошлое генерала Бессонова. Мысль о сыне, попавшем в немецкий плен, затрудняет его действия и в Ставке, и на фронте. А когда фашистская листовка, сообщающая о том, что сын Бессонова попал в плен, попадает в контрразведку фронта, в руки подполковника Осина, кажется, что возникла угроза и для служебного положения генерала.

Наверное, самое главное человеческое чувство в романе – это возникающая между Кузнецовым и Зоей любовь. Война, ее жестокость и кровь, ее сроки, опрокидывающие привычные представления о времени, – именно она способствовала столь стремительному развитию этой любви, когда нет времени для размышлений и анализа своих чувств. И начинается все это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к Дроздовскому. А вскоре – так мало времени проходит – он уже горько оплакивает погибшую Зою, и именно отсюда взято название романа, как бы подчеркивая самое важное для автора: когда Кузнецов вытирал мокрое от слез лицо, “снег на рукаве ватника был горячим от его слез”.

Обманувшись поначалу в лейтенанте Дроздовском, лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа открывается нам как личность нравственная, цельная, готовая на самопожертвование, способная прочувствовать всем своим сердцем боль и страдания многих. Она проходит через множество испытаний. Но ее доброты, ее терпения и участия достает на всех, она воистину сестра солдатам. Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу книги, ее главные события, ее суровую, жестокую реальность женской лаской и нежностью.

Один из важнейших конфликтов в романе – конфликт между Кузнецовым и Дроздовским. Этому отдано немало места, он обнажается очень резко и легко прослеживается от начала до конца. Поначалу напряженность, корни которой еще в предыстории романа; несогласуемость характеров, манер, темпераментов, даже стиля речи: мягкому, раздумчивому Кузнецову, кажется, трудно выносить отрывистую, командную, непререкаемую речь Дроздовского. Долгие часы сражения, бессмысленная гибель Сергуненкова, смертельное ранение Зои, в котором отчасти повинен Дроздовский, – все это образует пропасть между двумя молодыми офицерами, их нравственную несовместимость.

В финале пропасть эта обозначается еще резче: четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском котелке только что полученные ордена, и глоток, который каждый из них сделает, это прежде всего глоток поминальный – в нем горечь и горе утрат. Орден получил и Дроздовский, ведь для Бессонова, который наградил его, – он уцелевший, раненый командир выстоявшей батареи, генерал не знает о его вине и, скорее всего, никогда не узнает. В этом тоже реальность войны. Но недаром писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского котелка.

Наибольшей высоты этическая, философская мысль романа, а также его эмоциональная напряженность достигает в финале, когда происходит неожиданное сближение Бессонова и Кузнецова. Это сближение без непосредственной близости: Бессонов наградил своего офицера наравне с другими и двинулся дальше. Для него Кузнецов всего лишь один из тех, кто насмерть стоял на рубеже реки Мышкова. Их близость оказывается более важной: это близость мысли, духа, взгляда на жизнь. Например, потрясенный гибелью Веснина, Бессонов винит себя в том, что из-за своей необщительности и подозрительности он помешал дружбе между ними (“такими, как хотел Веснин, и какими они должны быть”). Или Кузнецов, который ничем не мог помочь гибнущему на его глазах расчету Чубарикова, терзающийся пронзительной мыслью о том, что все это, “казалось, должно было произойти потому, что он не успел сблизиться с ними, понять каждого, полюбить…”.

Разделенные несоразмерностью обязанностей, лейтенант Кузнецов и командующий армией генерал Бессонов движутся к одной цели – не только военной, но и духовной. Ничего не подозревая о мыслях друг друга, они думают об одном и том же, ищут одну истину. Оба требовательно спрашивают себя о цели жизни и о соответствии ей своих поступков и устремлений. Их разделяет возраст и роднит, как отца с сыном, а то и как брата с братом, любовь к Родине и принадлежность к народу и к человечеству в высшем смысле этих слов.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. ” Горячий снег ” Юрия Бондарева, появившийся в 1969 году, возвратил нас к военным событиям зимы 1942 года. Впервые название города на Волге мы слышим...
  2. В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. Среди книг Юрия Бондарева о войне “Горячий снег” занимает...

В армии он с августа сорок второго, в боях был дважды ранен. Затем - артиллерийское училище и снова фронт. После участия в сражении под Сталинградом Ю. Бондарев в боевых порядках артиллерии дошел до границ Чехословакии. Печататься стал уже после войны; в сорок девятом году опубликован первый рассказ «В пути».
Начав трудиться на литературном поприще, Ю. Бондарев не сразу берется за создание книг о войне. Он как бы выжидает, чтобы увиденное и пережитое им на фронте «улеглось», «отстоялось», прошло проверку временем. Герои его рассказов, составивших сборник «На большой реке» (1953), как и герои первой повести «Юность командиров» (1956), - люди, вернувшиеся с войны, люди, приобщающиеся к мирным профессиям или решившие посвятить себя военному делу. Работая над этими произведениями, Ю. Бондарев овладевает началами писательского мастерства, перо его обретает все большую уверенность. В пятьдесят седьмом году писатель публикует повесть «Батальоны просят огня».

Вскоре появляется и повесть «Последние залпы» (1959).
Именно они, эти две небольшие по объему повести, делают имя писателя Юрия Бондарева широко известным. Герои этих книг - молодые артиллеристы, сверстники автора капитаны Ермаков и Новиков, лейтенант Овчинников, младший лейтенант Алехин, санинструкторы Шура и Лена, другие солдаты и офицеры - запомнились и полюбились читателю. Читатель по достоинству оценил не только умение автора достоверно изображать драматически острые боевые эпизоды, фронтовой быт артиллеристов, но и его стремление проникнуть во внутренний мир своих героев, показать их переживания во время боя, когда человек оказывается на грани жизни и смерти.
Повести «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», - рассказывал впоследствии Ю. Бондарев,- родились, я бы сказал, от живых людей, от тех, которых я встречал на войне, с которыми вместе шагал по дорогам сталинградских степей, Украины и Польши, толкал плечом орудия, вытаскивал их из осенней грязи, стрелял, стоял на прямой наводке...
В состоянии некоей одержимости я писал эти повести, и меня все время не покидало чувство, что возвращаю к жизни тех, о которых никто ничего не знает и о которых знаю только я, и только я должен, обязан о них рассказать все».


После этих двух повестей писатель на некоторое время отходит от темы войны. Он создает романы «Тишина» (1962), «Двое» (1964), повесть «Родственники» (1969), в центре которых иные проблемы. Но все эти годы он вынашивает замысел новой книги, в которой хочет сказать о неповторимом трагическом и героическом времени больше, масштабнее и глубже, нежели в первых своих военных повестях. Работа над новой книгой - романом «Горячий снег» - заняла почти пять лет. В шестьдесят девятом году, в канун двадцатипятилетия нашей победы в Великой Отечественной войне, роман был опубликован.
«Горячий снег» воссоздает картину напряженнейшего сражения, которое разгорелось в декабре сорок второго года юго-западнее Сталинграда, когда немецкое командование предприняло отчаянную попытку спасти свои окруженные в районе Сталинграда войска. Герои романа - солдаты и офицеры новой, только что сформированной армии, срочно перебрасываемой к месту сражения, чтобы любой ценой сорвать эту попытку гитлеровцев.
Поначалу предполагалось, что свежесформированная армия вольется в состав войск Донского фронта и будет участвовать в ликвидации окруженных вражеских дивизий. Именно такую задачу поставил Сталин командующему армией генералу Бессонову: «Без задержки вводите в дело свою армию.


Желаю вам, товарищ Бессонов, в составе фронта Рокоссовского успешно сжимать и уничтожать группировку Паулюса...» Но в тот момент, когда армия Бессонова еще только выгружалась северо-западнее Сталинграда, немцы начали свое контрнаступление из района Котельниково, обеспечив на участке прорыва значительный перевес в силах. По предложению представителя Ставки принимается решение хорошо оснащенную армию Бессонова взять из Донского фронта и незамедлительно перегруппировать на юго-запад против ударной группы Манштейна.
В сильный мороз, без остановок, без привалов армия Бессонова форсированным маршем двинулась с севера на юг, чтобы, преодолев расстояние в двести километров, раньше немцев выйти на рубеж реки Мышкова. Это был последний естественный рубеж, за которым для немецких танков открывалась гладкая, ровная степь вплоть до самого Сталинграда. Солдаты и офицеры бессоновской армии недоумевают: почему Сталинград остался у них за спиной? Почему они двигаются не к нему, а от него? Для настроений героев романа характерен следующий разговор, происходящий на марше между двумя командирами огневых взводов лейтенантами Давлатяном и Кузнецовым:

«- Ты ничего не замечаешь? - заговорил Давлатян, пристраиваясь к шагу Кузнецова. - Сначала мы шли на запад, а потом повернули на юг. Куда мы идем?
- На передовую.
- Сам знаю, что на передовую, вот уж, понимаешь, угадал! - Давлатян фыркнул даже, но его длинные, сливовые глаза были внимательны. - Сталин, град ведь сзади теперь. Скажи, вот ты воевал... Почему нам не объявили пункт назначения? Куда мы можем прийти? Это тайна, нет? Ты что-нибудь знаешь? Неужели не в Сталинград?
Все равно на передовую, Гога, - ответил Кузнецов. - Только на передовую, и больше никуда...
Это что, афоризм, да? Я что, должен засмеяться? Сам знаю. Но где же здесь может быть фронт? Мы идем куда-то на юго-запад. Хочешь посмотреть по компасу?
Я знаю, что на юго-запад.
Слушай, если мы идем не в Сталинград, - это ужасно. Там колошматят немцев, а нас куда-то к бесу на кулички?»


Ни Давлатян, ни Кузнецов, ни подчиненные им сержанты и солдаты не знали еще в тот момент, какие неимоверно тяжкие боевые испытания ждут их впереди. Выйдя ночью в заданный район, части бессоновской армии с ходу, без отдыха-дорога каждая минута - стали занимать оборону на северном берегу реки, начали вгрызаться в твердую, как железо, мерзлую землю. Теперь было уже всем известно, с какой целью это делается.
И форсированный марш, и занятие рубежа обороны - все это написано так выразительно, так зримо, что создается ощущение, будто ты сам, обжигаемый степным декабрьским ветром, шагаешь по бескрайней сталинградской степи вместе со взводом Кузнецова или Давлатяна, хватаешь сухими, обветренными губами колючий снег и тебе кажется, что если через полчаса, через пятнадцать, десять минут не будет привала, ты рухнешь на эту заснеженную землю и встать у тебя уже не будет сил; будто ты сам, весь мокрый от пота, долбишь киркой глубоко промерзшую, звенящую землю, оборудуя огневые позиции батареи, и, останавливаясь на секунду, чтоб перевести дух, вслушиваешься в гнетущую, пугающую тишину там, на юге, откуда должен появиться враг... Но особенно сильно дана в романе картина самого боя.
Так написать бой мог только непосредственный его участник, находившийся на переднем крае. И так, во всех волнующих подробностях зафиксировать его в своей памяти, с такой художественной силой донести атмосферу боя до читателей мог только талантливый писатель. В книге «Взгляд в биографию» Ю. Бондарев пишет:
«Я хорошо помню неистовые бомбежки, когда небо чернотой соединилось с землей, и эти песочного цвета стада танков в снежной степи, ползущие на наши батареи. Я помню раскаленные стволы орудий, непрерывный гром выстрелов, скрежет, лязг гусениц, распахнутые телогрейки солдат, мелькающие со снарядами руки заряжающих, черный от копоти пот на лицах наводчиков, черно-белые смерчи разрывов, покачивающиеся стволы немецких самоходок, скрещенные трассы в степи, жаркие костры подожженных танков, чадящий нефтяной дым, застилавший тусклый, словно суженный пятачок морозного солнца.

В нескольких местах ударная армия Манштейна - танки генерал-полковника Гота - прорвала нашу оборону, приблизилась к окруженной группировке Паулюса на шестьдесят километров, и немецкие танковые экипажи уже видели багровое зарево над Сталинградом. Манштейн радировал Паулюсу: «Мы придем! Держитесь! Победа близка!».

Но они не пришли. Мы выкатывали орудия впереди пехоты на прямую наводку перед танками. Железный рев моторов врывался нам в уши. Мы стреляли почти в упор, видя так близко круглые зевы танковых стволов, что казалось, они нацелены были в наши зрачки. Все горело, рвалось, сверкало в снежной степи. Мы задыхались от наползавшего на орудия мазутного дыма, от ядовитого запаха горелой брони. В секундных промежутках между выстрелами хватали пригоршнями очерненный снег на брустверах, глотали его, чтобы утолить жажду. Она жгла нас так же, как радость и ненависть, как одержимость боя, ибо мы уже чувствовали - кончилась пора отступлений»

То, что здесь сжато, спрессовано до трех абзацев, в романе занимает центральное место, составляет его контрапункт. Танково-артиллерийский бой длится целые сутки. Мы видим его нарастающее напряжение, его перипетии, его кризисные моменты. Видим и глазами командира огневого взвода лейтенанта Кузнецова, который знает, что его задача - уничтожить немецкие танки, лезущие на занимаемый батареей рубеж, и глазами командующего армией генерала Бессонова, который управляет в бою действиями десятков тысяч людей и несет ответственность за исход всего сражения перед командующим и Военным советом фронта, перед Ставкой, перед партией и народом.
За несколько минут до бомбового удара немецкой авиации по нашему переднему краю генерал, посетивший огневые позиции артиллеристов, обращается к командиру батареи Дроздовскому: «- Что ж... Всем в укрытие, лейтенант. Как говорят, пережить бомбежку! А потом - самое главное: пойдут танки... Ни шагу назад! И выбивать танки. Стоять - и о смерти забыть! Не думать о ней ни при каких обстоятельствах!» Отдавая такой приказ, Бессонов понимал, какой дорогой ценой будет оплачено его выполнение, но он знал, что «за все на войне надо платить кровью - за неуспех и за успех, ибо другой платы нет, ничем ее заменить нельзя».
И артиллеристы в этом упорном, тяжелом, длившемся сутки бою не сделали ни шагу назад. Они продолжали сражаться и тогда, когда от всей батареи уцелело лишь одно орудие, когда от взвода лейтенанта Кузнецова осталось в строю вместе с ним всего четыре человека.
«Горячий снег» - роман прежде всего психологический. Еще в повестях «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» описание батальных сцен не было для Ю. Бондарева основной и единственной целью. Его интересовала психология советского человека на войне, привлекало то, что переживают, чувствуют, думают люди в момент боя, когда в любую секунду твоя жизнь может оборваться. В романе это стремление к изображению внутреннего мира героев, к исследованию психологических, нравственных мотивов их поведения в исключительных обстоятельствах, складывавшихся на фронте, стало еще более ощутимым, еще более плодотворным.
Персонажи романа - и лейтенант Кузнецов, в образе которого угадываются черты биографии автора, и комсорг лейтенант Давлатян, получивший в этом бою смертельное ранение, и командир батареи лейтенант Дроздовский, и санинструктор Зоя Елагина, и командиры орудий, заряжающие, наводчики, ездовые, и командир дивизии полковник Деев, и командующий армией генерал Бессонов, и член Военного совета армии дивизионный комиссар Веснин - все это по-настоящему живые люди, отличающиеся друг от друга не только воинскими званиями или должностями, не только возрастом и внешним обликом. У каждого из них свой душевный оклад, свой характер, свои нравственные устои, свои воспоминания о кажущейся теперь бесконечно далекой довоенной жизни. Они по-разному реагируют на происходящее, по-разному ведут себя в одних и тех же ситуациях. Одни из них, захваченные азартом боя, действительно перестают думать о смерти, других, как замкового Чибисова, страх перед ней сковывает и пригибает к земле...

По-разному складываются на фронте и отношения людей между собой. Ведь война - это не только бои, это и подготовка к ним, и моменты затишья между боями; это и особый, фронтовой быт. В романе показаны сложные взаимоотношения лейтенанта Кузнецова и командира батареи Дроздовского, которому Кузнецов обязан подчиняться, но действия которого ему далеко не всегда кажутся правильными. Они узнали друг друга еще в артиллерийском училище, и уже тогда Кузнецов подметил излишнюю самоуверенность, заносчивость, эгоизм, какую-то душевную черствость своего будущего командира батареи.
Автор не случайно углубляется в исследование взаимоотношений Кузнецова и Дроздовского. Это имеет существенное значение для идейного замысла романа. Речь идет о разных взглядах на ценность человеческой личности. Себялюбие, душевная черствость, равнодушие оборачиваются на фронте - и это впечатляюще показано в романе - лишними потерями.
Санинструктор батареи Зоя Елагина - единственный женский образ в романе. Юрий Бондарев тонко показывает, как самим своим присутствием эта девушка смягчает суровый фронтовой быт, облагораживающе действует на огрубевшие мужские души, вызывая нежные воспоминания о матерях, женах, сестрах, любимых, с которыми разлучила их война. В своем белом полушубке, в аккуратных белых валенках, в белых вышитых рукавичках Зоя выглядит будто и «не военная совсем, вся от этого празднично чистая, зимняя, будто из другого, спокойного, далекого мира...»


Война не пощадила Зою Елагину. Ее тело, накрытое плащ-палаткой, приносят на огневые позиции батареи, и оставшиеся в живых артиллеристы молча глядят на нее, будто ожидая, что она сможет откинуть плащ-палатку, ответить им улыбкой, движением, ласковым певучим голосом, знакомым всей батарее: «Мальчики, родненькие, что вы на меня так смотрите? Я жива...»
В «Горячем снеге» Юрий Бондарев создает новый для него образ военачальника крупного масштаба. Командующий армией Петр Александрович Бессонов - кадровый военный, человек, наделенный ясным, трезвым умом, далекий от всякого рода скоропалительных решений и беспочвенных иллюзий. В управлении войсками на поле боя он проявляет завидную выдержку, мудрую осмотрительность и необходимую твердость, решительность и смелость.

Пожалуй, только он один знает, как ему неимоверно трудно. Трудно не только от сознания огромной ответственности за судьбы вверенных его командованию людей. Трудно еще и потому, что, как кровоточащая рана, неотступно беспокоит его судьба сына. Выпускник военного училища лейтенант Виктор Бессонов был направлен на Волховский фронт, попал в окружение, и в списках вышедших из окружения его фамилия не значится. Не исключено, следовательно, самое страшное - вражеский плен...
Обладающий сложным характером, внешне угрюмый, замкнутый, трудно сходящийся с людьми, излишне, может, официальный в общении с ними даже в редкие минуты отдыха, генерал Бессонов в то же время внутренне удивительно человечен. Наиболее ярко это показано автором в эпизоде, когда командарм, приказав адъютанту взять с собой награды, отправляется утром после боя на позиции артиллеристов. Мы хорошо помним этот волнующий эпизод и по роману, и по заключительным кадрам одноименного кинофильма.
«...Бессонов, на каждом шагу наталкиваясь на то, что вчера еще было батареей полного состава, шел вдоль огневых - мимо срезанных и начисто сметенных, как стальными косами, брустверов, мимо изъязвленных осколками разбитых орудий, земляных нагромождений, черно разъятых пастей воронок...

Он остановился. Кинулось в глаза: четверо артиллеристов, в донельзя замурзанных, закопченных, помятых шинелях, вытягивались перед ним возле последнего орудия батареи. Костерок, угасая, тлел прямо на орудийной позиции...
На лицах четверых оспины въевшейся в обветренную кожу гари, темный, застывший пот, нездоровый блеск в косточках зрачков; кайма порохового налета на рукавах, на шапках. Тот, кто при виде Бессонова негромко подал команду: «Смирно!», хмуро-спокойный, невысокий лейтенант, перешагнул через станину и, чуть подтянувшись, поднес руку к шапке, готовясь докладывать...
Прервав доклад жестом руки, узнавая его, этого мрачно-сероглазого, с запекшимися губами, обострившимся на исхудалом лице носом лейтенанта, с оторванными пуговицами на шинели, в бурых пятнах снарядной смазки на полах, с облетевшей эмалью кубиков в петлицах, покрытых слюдой инея, Бессонов проговорил:
Не надо доклада... Все понимаю... Помню фамилию командира батареи, а вашу забыл...
Командир первого взвода лейтенант Кузнецов...
Значит, ваша батарея подбила вот эти танки?
Да, товарищ генерал. Сегодня мы стреляли по танкам, но у нас оставалось только семь снарядов... Танки были подбиты вчера...
Голос его по-уставному еще силился набрать бесстрастную и ровную крепость; в тоне, во взгляде сумрачная, немальчишеская серьезность, без тени робости перед генералом, будто мальчик этот, командир взвода, ценой своей жизни перешел через что-то, и теперь это понятое что-то сухо стояло в его глазах, застыв, не проливаясь.

И с колючей судорогой в горле от этого голоса, взгляда лейтенанта, от этого будто повторенного, схожего выражения на трех грубых, сизо-красных лицах артиллеристов, стоявших меж станинами, позади своего командира взвода, Бессонов хотел спросить, жив ли командир батареи, где он, кто из них выносил разведчика и немца, но не спросил, не смог... Ожигающий ветер неистово набрасывался на огневую, загибал воротник, полы полушубка, выдавливал из его воспаленных век слезы, и Бессонов, не вытирая этих благодарных и горьких ожигающих слез, уже не стесняясь внимания затихших вокруг командиров, тяжело оперся на палочку...

И потом, вручая всем четверым ордена Красного Знамени от имени верховной власти, давшей ему великое и опасное право командовать и решать судьбы десятков тысяч людей, он насилу выговорил:
- Все, что лично могу... Все, что могу... Спасибо за подбитые танки. Это было главное - выбить у них танки. Это было главное...
И, надевая перчатку, быстро пошел по ходу сообщения в сторону моста...»

Итак, «Горячий снег» - еще одна книга о Сталинградской битве, прибавившаяся к тем, что уже созданы о ней в нашей литературе. Но Юрий Бондарев сумел сказать о великой битве, которая переломила весь ход второй мировой войны, по-своему, свежо и впечатляюще. Кстати, это еще один из убедительных примеров того, насколько действительно неисчерпаема тема Великой Отечественной войны для наших художников слова.

Интересно почитать:
1. Бондарев, Юрий Васильевич. Тишина; Выбор: романы / Ю.В. Бондарев.- М. : Известия, 1983 .- 736 с.
2. Бондарев, Юрий Васильевич. Собрание сочинений в 8-ми томах / Ю.В. Бондарев.- М. : Голос: Русский Архив, 1993.
3. Т. 2: Горячий снег: роман, рассказы, статья. - 400 с.

Источник фото: illuzion-cinema.ru, www.liveinternet.ru, www.proza.ru, nnm.me, twoe-kino.ru, www.fast-torrent.ru, ruskino.ru, www.ex.ua, bookz.ru, rusrand.ru

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры