От чего умер сергей вихарев. Казнь балетмейстера

Главная / Измена жены

Некролог

На 56-м году жизни скоропостижно скончался Сергей Вихарев - премьер и педагог-репетитор Мариинского театра, хореограф, открывший России ее балет XIX века.


В историю русского балета он войдет как человек, подаривший нам «Спящую красавицу» - ту, настоящую, феерическую постановку Петипа XIX века, на которой заболел балетом мальчик Бенуа, написавший потом в своих мемуарах: «Едва ли я ошибусь, если скажу, что не будь тогда моего бешеного увлечения “Спящей”... если бы я не заразил своим энтузиазмом друзей, то не было бы и Ballet Russes, и всей порожденной их успехом “балетомании”». Действительно, Сергей Дягилев, главный из друзей Александра Бенуа, покорил русской балетной избыточностью целый мир. Кроме России и ее преемника СССР. На родине «Спящей красавицы» имелся свой взгляд на балетный театр - в нем, как и в советской жизни, не было места излишествам, умеренность и аккуратность академической классики стали аксиомой на долгие десятилетия.

Пока накануне XXI столетия Сергей Вихарев не совершил два своих исторических подвига: первым в России прочитал хореографический текст балета, расшифровав добытые из Гарвардского университета записи современника Петипа, режиссера Императорского балета Николая Сергеева. И пробил стену консерватизма в родном Мариинском театре, добившись восстановления исторического облика спектакля на сцене, где эталоном почиталось скудное благообразие постановки 1950-х годов. Вихаревская «Спящая» предстала ошеломляющим каскадом аттракционов. В их галопирующем потоке оказались уравнены в правах знакомые классические ансамбли и невиданно затейливые костюмы Ивана Всеволожского; горящие камины, бьющие настоящей водой фонтаны и виртуозные антраша Голубой птицы. Грандиозный вальс цветов, как и 100 лет назад, танцевали 72 человека, многолюдные шествия сказочных персонажей конкурировали со скрипичным соло восстановленного музыкального антракта, и в конечном счете прима-балерина оказалась лишь одной из деталей сложной конструкции феерического балета.

И если бы Сергей Вихарев не создал в жизни ничего, кроме этой великой реконструкции, его имя все равно было бы вписано в балетные анналы. Однако его влияние на балетный мир неизмеримо шире и разнообразнее. Поступив в Мариинсий театр в 1980-м, он опередил время на два десятилетия, оказавшись одиноким виртуозом-стилистом среди поколения безнадежного героического балетного застоя. Но ему повезло: Мариинский (тогда еще Кировский) театр начинал меняться, и убежденный «классик», купавшийся в хитросплетениях самых изощренных комбинаций, нашел свою нишу в его огромном репертуаре: в балетах Бурнонвиля и Баланчина, в романтической «Жизели» и стилизованной «Шопениане», в тогда еще стерильной «Спящей» и мирискусническом фокинском «Карнавале».

К концу исполнительской карьеры проявился еще один дар Вихарева: он оказался потрясающим педагогом, способным превратить в бабочку даже медведицу. В Мариинском театре своих педагогов было пруд пруди, фантастическая «Спящая» Вихарева резала консерваторам глаза, его реконструкцию «Баядерки» в театре приняли в штыки, и столичный эстет отправился в Новосибирск. Годы его руководства (1999–2005) стали золотым веком Новосибирского балета: труппа затанцевала как никогда, на постановки самого Вихарева съезжались балетоманы со всей России. Новосибирская реконструкция старинной «Коппелии» была признана эталонной, завоевала «Золотую маску». Большой театр выпросил у Вихарева ее копию и, получив из рук балетмейстера, преобразился: затанцевал изящно, грациозно, тонко и точно.

Так было повсюду, где бы он ни появился,- в Астане, Токио, Милане. Грандиозная реконструкция старинной «Раймонды» стала мировым триумфом театра «Ла Скала». Вихарев, следуя за Петипа, поставил балет с имперским размахом, задействовав в спектакле не только всю труппу и балетную школу, но даже пожарных и навербованных с улицы статистов - под его руководством все они задвигались-затанцевали с куртуазностью истинных придворных.

На родине его уникальные дарования были востребованы едва ли на треть, но грядущий в 2018 году юбилей Петипа обещал переломить эту прискорбную практику. Уже этой осенью Большой театр пригласил Вихарева восстановить его образцовую «Коппелию», а через год он должен был стать одним из постановщиков грандиозного юбилейного гала Большого. Теперь праздниками Петипа займутся последователи (и отчасти оппоненты) Вихарева - Юрий Бурлака и Алексей Ратманский, тоже работающие с записями Сергеева и восстанавливающие облик старинных балетов. Правда, первый из них чрезмерно педантичен и лишен полета фантазии, а второй слишком увлечен хореографической стороной дела. Так что феерий у нас больше не будет: балетный маг исчез с этого света одним прыжком - безмерным и окончательным.

Татьяна Кузнецова

Артист Мариинского театра Сергей Вихарев умер в кресле стоматолога после инъекции снотворного. Анестезиолог в розыске. Следственный комитет проверяет частную клинику доктора Лившиц.

Пресс-служба Мариинского театра/Наташа Разина

Мариинский театр 6 июня объявил дату прощания с заслуженным артистом России, балетмейстером Сергеем Вихаревым. Его смерть на 56-м году названа скоропостижной. О причинах не сообщалось. «Фонтанка» узнала, что Вихарев обратился за стоматологической помощью в клинику на Торжковской, был погружен в медикаментозный сон и больше из него не выходил. Его организм отреагировал на сильнодействующий анестетик пропофол, используемый в Америке для казни преступников.

О смерти Вихарева Мариинский театр сообщил 2 июня. Основная часть некролога была посвящена заслугам артиста, и балетная среда от нехватки информации питалась слухами. Говорили, что Вихарев скончался в Екатеринбурге и чуть ли не на сцене местного театра оперы и балета, для которого специалист ставил «Пахиту». На домыслы поддалась и Уж слишком характерным был финал – сгореть на работе. В духе Вихарева.

6 июня в следственном управлении СК Свердловской области на вопрос «Фонтанки» категорично ответили, что Сергей Вихарев в Екатеринбурге не умирал. Посоветовали поискать в Петербурге.

Известно, что балетмейстер страшился дантистов. Утром в пятницу, 2 июня, он преисполнился решимости и поехал в частную клинику «Доктор Лившиц» на Торжковской улице. Удалять зубы из верхней челюсти и ставить импланты. В зависимости от сложности удаление стоит от 4000 рублей, имплант – от 30 тысяч. Вихарев пришел за заменой нескольких зубов.

Клиникой (юрлицо ООО «Клиника доктора Лившиц», зарегистрировано в 2008 году) владеет ее основатель и гендиректор, она же главврач, Татьяна Лившиц. Член Российского стоматологического общества, ранее числилась совладельцем ООО «Зубастики Кюри-дент» на Петроградской стороне. Персонал – 15 человек, выручка от продажи в 2015-м (более поздние данные в СПАРК отсутствуют) – 15 млн рублей, убыток – 3,4 млн.

«Мы всегда готовы подарить вам радость прекрасных улыбок, снять напряжение и неловкость от дискомфорта неполноценного общения и качества жизни», – говорится в рекламном проспекте клиники.

Для обслуживания Вихарева созвали бригаду. В нее вошли единственный штатный хирург Виталий Калинин, старший администратор Нана Гелашвили (исполняла функции ассистента) и приглашенный анестезиолог, 55-летний Андрей Гольтяков. По данным «Фонтанки», он числится в розыске за судебными приставами. Известен регистрирующим органам Петербурга сменой фамилии, а петербургским мамочкам – работой в роддоме № 2. О нем имеются характеристики на профильных форумах. Не всегда лестные.

По данным «Фонтанки», Гольтяков сделал артисту внутривенную инъекцию препарата «Пропофол». Он эффективен, популярен, но имеет побочные действия в виде снижения артериального давления, нарушения сердечного ритма, кратковременной остановки дыхания. Известны летальные случаи от передозировки (самый известный покойный – Майкл Джексон). В США пропофолом, в том числе, исполняют смертные приговоры.

Во время хирургического вмешательства у Вихарева бригада «Доктора Лившиц» зафиксировала остановку дыхания, остановку сердечной деятельности, отсутствие пульса на сонных артериях. Насколько известно «Фонтанке», в течение получаса, до приезда скорой помощи, сотрудники клиники проводили реанимационные мероприятия, в том числе непрямой массаж сердца. Медики после приезда зафиксировали смерть от неизвестных причин, но предположили тромбоэмболию – закупорку легочной артерии.

К прибытию Следственного комитета Приморского района в клинике оставались штатные Калинин и Гелашвили. Гольтяков отсутствовал.

В рамках доследственной проверки назначено несколько экспертиз, в том числе биохимическая. Особенность пропофола такая, что посмертное вскрытие показывает концентрацию прижизненно введенного препарата.

Опрошенные «Фонтанкой» стоматологи указали на, пожалуй, общие для частных клиник особенности (по сравнению с государственными больницами) – это менее тщательное изучение анамнеза, а соответственно, и отсутствие знаний об аллергических реакциях организма на конкретные препараты, и отсутствие реанимационных комплексов.

«Не сказать, что остановка дыхания и сердца так уж редки при общем наркозе, – пояснил один из собеседников. – Другое дело, что во многих клиниках отсутствует даже мешок Амбу – ручной препарат для искусственной вентиляции легких. Обычно при остановке дыхания получается с помощью этого мешка «раздышать» пациента».

Сегодня Мариинский театр сообщил, что прощание с Сергеем Вихаревым состоится утром 8 июня в фойе бельэтажа Мариинского театра (историческая сцена). Это значит, что СК разрешил родственникам выдать тело. Похоронят артиста на Серафимовском кладбище.

55-летний балетмейстер Мариинского театра, заслуженный артист России Сергей Вихарев умер в кресле стоматолога 2 июня. Сегодня, 8 июня, состоялись похороны Сергея Вихарева в Санкт-Петербурге.

По факту смерти балетмейстера Мариинского театра следственный комитет проводит проверку. Дело в том, что 2 июня Сергей Вихарев находился на приёме в частной стоматологической клинике. Вихарев обратился в клинику для удаления зубов и установки имплантов.

Операцию проводила бригада из трех специалистов. Во время оказания стоматологической помощи ему ввели внутривенно обезболивающий препарат. Из медикаментозного сна Вихарева вывести не смогли - у него остановилось сердце. Через полчаса реанимационных мероприятий была констатирована смерть.

Выяснилось, что анестезиолог ввел Вихареву сильнодействующее вещество пропофол. Оно является сильнодействующим препаратом и у него имеется ряд побочных эффектов, таких как остановка дыхания и сердца. Более того, в США это вещество используют для казни преступников.

Гражданская панихида прошла в фойе бельэтажа исторической сцены Мариинского театра, где Сергей Вихарев многие годы выступал как один из ведущих солистов труппы, а затем работал как балетмейстер.

Похороны Сергея Вихарева прошли на Серафимовском кладбище.

Художественный руководитель Мариинского театра народный артист России Валерий Гергиев сказал, что Сергей Вихарев "был в числе первых как артист и снискал себе очень серьезную репутацию, как археолог балетов прошлого, и его роль и усилия как восстановителя и хранителя исторической или даже музейной хореографии была очень заметна".

Валерий Гергиев отметил работу балетмейстера-реставратора над спектаклем 1899 года по восстановлению балета "Спящая красавица", который многократно был показан и в России, и в Америке, и в Европе.

"Вихарев смело взялся за эту непростую задачу, и мы ему такую возможность предоставили. Он ее решал по мере сил", - сказал Гергиев.

В 1980 году окончил Санкт-Петербургскую Академию русского балета им. А.Я.Вагановой (педагог Владлен Семенов) и был принят в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинского театра). В 1986 году стал солистом балета этого театра.

Танцевал в балетах Б. Эйфмана, А. Полубенцева, В. Карелина. Участвовал в спектаклях Независимой труппы Аллы Сигаловой.

В 1987-1988 гг. был педагогом-репетитором Донецкого государственного академического театра оперы и балета (ныне им. Соловьяненко).

С 2007 года являлся балетмейстером-репетитором Мариинского театра, ставил балеты во многих театрах России и мира.

Балетмейстер Мариинского театра Сергей Вихарев умер в стоматологическом кресле. Ему ввели наркоз внутривенно, но в ходе операции сердце артиста остановилось. Через полчаса реанимационных мероприятий была констатирована смерть, сообщает "Фонтанка".

ПО ТЕМЕ

Следственный комитет России уже приступил к расследованию, передает Flashnord . Назначен ряд экспертиз. Специалисты утверждают, что трагический случай произошел не из-за халатности врачей или по другим причинам, связанным с человеческим фактором. По статистике, смертность во время стоматологической операции не превышает 0,001%.

"Я думаю, что смертность – не более тысячных. Посчитайте сами: в среднем – около 15 миллионов посещений врача-стоматолога в год. В прошлом году было зафиксировано две смерти в стоматологическом кресле", – говорит главный стоматолог Минздрава России, член-корреспондент РАН Олег Янушевич.

Риск возникновения осложнений, когда пациент находится под общим наркозом, существует во время любых операций, заверил он. И не только в стоматологии.

"В любой медицине есть риск осложнений, которые возникают при погружении человека в глубокий наркоз. Но необходимость применения наркоза на сегодняшний день для стоматологических процедур весьма сомнительна. Я не рекомендую его использовать, особенно взрослым людям. Потому что у них гораздо выше риск осложнений от наркоза", – рассказал главный стоматолог Минздрава в интервью RT.

Гибель балетмейстера не осталась незамеченной россиянами. Интернет-пользователи выражают соболезнование близким в соцсетях. Поклонники таланта артиста не хотят верить, что его больше нет.

В историю русского балета он войдет как человек, подаривший нам «Спящую красавицу» — ту, настоящую, феерическую постановку Петипа XIX века, на которой заболел балетом мальчик Бенуа, написавший потом в своих мемуарах: «Едва ли я ошибусь, если скажу, что не будь тогда моего бешеного увлечения “Спящей”... если бы я не заразил своим энтузиазмом друзей, то не было бы и Ballet Russes, и всей порожденной их успехом “балетомании”». Действительно, Сергей Дягилев, главный из друзей Александра Бенуа, покорил русской балетной избыточностью целый мир.

Кроме России и ее преемника СССР. На родине «Спящей красавицы» имелся свой взгляд на балетный театр — в нем, как и в советской жизни, не было места излишествам, умеренность и аккуратность академической классики стали аксиомой на долгие десятилетия.

Пока накануне XXI столетия Сергей Вихарев не совершил два своих исторических подвига: первым в России прочитал хореографический текст балета, расшифровав добытые из Гарвардского университета записи современника Петипа, режиссера Императорского балета Николая Сергеева. И пробил стену консерватизма в родном Мариинском театре, добившись восстановления исторического облика спектакля на сцене, где эталоном почиталось скудное благообразие постановки 1950-х годов. Вихаревская «Спящая» предстала ошеломляющим каскадом аттракционов. В их галопирующем потоке оказались уравнены в правах знакомые классические ансамбли и невиданно затейливые костюмы Ивана Всеволожского; горящие камины, бьющие настоящей водой фонтаны и виртуозные антраша Голубой птицы. Грандиозный вальс цветов, как и 100 лет назад, танцевали 72 человека, многолюдные шествия сказочных персонажей конкурировали со скрипичным соло восстановленного музыкального антракта, и в конечном счете прима-балерина оказалась лишь одной из деталей сложной конструкции феерического балета.

И если бы Сергей Вихарев не создал в жизни ничего, кроме этой великой реконструкции, его имя все равно было бы вписано в балетные анналы. Однако его влияние на балетный мир неизмеримо шире и разнообразнее. Поступив в Мариинсий театр в 1980-м, он опередил время на два десятилетия, оказавшись одиноким виртуозом-стилистом среди поколения безнадежного героического балетного застоя. Но ему повезло: Мариинский (тогда еще Кировский) театр начинал меняться, и убежденный «классик», купавшийся в хитросплетениях самых изощренных комбинаций, нашел свою нишу в его огромном репертуаре: в балетах Бурнонвиля и Баланчина, в романтической «Жизели» и стилизованной «Шопениане», в тогда еще стерильной «Спящей» и мирискусническом фокинском «Карнавале».

К концу исполнительской карьеры проявился еще один дар Вихарева: он оказался потрясающим педагогом, способным превратить в бабочку даже медведицу. В Мариинском театре своих педагогов было пруд пруди, фантастическая «Спящая» Вихарева резала консерваторам глаза, его реконструкцию «Баядерки» в театре приняли в штыки, и столичный эстет отправился в Новосибирск. Годы его руководства (1999-2005) стали золотым веком Новосибирского балета: труппа затанцевала как никогда, на постановки самого Вихарева съезжались балетоманы со всей России. Новосибирская реконструкция старинной «Коппелии» была признана эталонной, завоевала «Золотую маску». Большой театр выпросил у Вихарева ее копию и, получив из рук балетмейстера, преобразился: затанцевал изящно, грациозно, тонко и точно.

Так было повсюду, где бы он ни появился,— в Астане, Токио, Милане. Грандиозная реконструкция старинной «Раймонды» стала мировым триумфом театра «Ла Скала». Вихарев, следуя за Петипа, поставил балет с имперским размахом, задействовав в спектакле не только всю труппу и балетную школу, но даже пожарных и навербованных с улицы статистов — под его руководством все они задвигались-затанцевали с куртуазностью истинных придворных.

На родине его уникальные дарования были востребованы едва ли на треть, но грядущий в 2018 году юбилей Петипа обещал переломить эту прискорбную практику. Уже этой осенью Большой театр пригласил Вихарева восстановить его образцовую «Коппелию», а через год он должен был стать одним из постановщиков грандиозного юбилейного гала Большого. Теперь праздниками Петипа займутся последователи (и отчасти оппоненты) Вихарева — Юрий Бурлака и Алексей Ратманский, тоже работающие с записями Сергеева и восстанавливающие облик старинных балетов. Правда, первый из них чрезмерно педантичен и лишен полета фантазии, а второй слишком увлечен хореографической стороной дела. Так что феерий у нас больше не будет: балетный маг исчез с этого света одним прыжком — безмерным и окончательным.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры