Отношение к деньгам и богатству челкаша. Анализ произведения «Челкаш» М

Главная / Измена жены

Максим Горький писал свои произведения в стиле реализм, в первоначальных его произведениях чувствуются нотки романтики. Персонажи повестей и рассказов живут в гармонии с природой. Все герои творений Горького очень интересные личности, которые по-своему смотрят на окружающий мир. Так и у наших двух главных героев возник конфликт, из-за того что каждый по своему воспринимал мир.

Писатель показывает нам Челкашина как человека, который не имеет за плечами ничего, он любит алкоголь, одет грязно, одежда порвана, обуви нет. От него неприятно пахнет и ведет он себя не адекватно. У мужчины был острый нос, хищный взгляд, темные усы и печальные глаза.

Второго главного героя автор показывает нам с совершенно другой стороны. Это молодой юноша, в небесно-голубой рубашке, в простых штанишках. Его головной убор уже совсем износился, но он с гордостью несет его на своей голове. Парень очень массивный, у него сильные плечи и руки, русые волосы, загорелое тело. Его глаза светло-голубого цвета наполнены добротой. Это два совершено противоположных персонажа.

Один раз Гаврила пошел в трактир, там он изрядно выпил. В тот момент в этом помещении находился Челкашин, он долго и вдумчиво смотрел на него и думал, что именно он сможет изменить судьбу Гаврилы на свое усмотрение. Что он не повторит тех ужасных ошибок, которые сделала Челкашин. Челкашин видит молодого парня, он смотрел и его грызла совесть, что он уже довольно стар, а парень совсем юн и у него все впереди. Здесь автор описал нам Челкашина как человека, который может страдать, вдумываться в свои поступки.

Когда эти двое мужчин шли на преступление, в голове у каждого была мысль о деньгах. Гаврила охвачен страхом, А Челкашиным завладело зло, он злится на всю работу, на своего напарника, на лодки, которые расположены поблизости. Там находились сторожа. Напарники делят свою добычу – украденные деньги, но Челкашин решает отдать свою долю в количестве 540 рублей. А Гавриле поначалу кажется, что слишком мало они украли, ему мало даже своей части и он просит у напарника еще и вдруг он решается признаться о мыслях, в которых хочет убить Челкашина, тот забирает деньги себе. И Гаврила кидается в бой со своим противником, они дерутся за деньги.

Тут мы видим, как на глазах меняется отношение к герою. Челкашин на самом деле не плохой человек, он очень добрый и мягкосердечный в душе, самое главное, что он чувствует свободу. А Гаврила проявил себя как подлый, злой парень, за деньги он готов даже на убийство. Он будет унижаться лишь для того что бы иметь в руках богатство.

Подводя итог можно сказать, что нельзя судить людей, глядя на внешность и описание. Главная черта человека - это его поступки. Челкашин остался человеком даже и при таких обстоятельствах, а настоящая сущность Гаврила проявилась, как только разговор зашел за деньги.

Сочинение Челкаш и Гаврила

"Челкаш" - произведение Максима Горького, которое было создано в 1895 году. Книга была написана в стиле реализма с небольшими нотками романтизма. Все персонажи рассказа жили в гармонии с окружающим миром и природой. Каждый персонаж, созданный Горьким, имеет своё, уникальное мировоззрение. Наши 2 героя - Челкаш и Гаврила, имели свои взгляды на окружающий мир, из-за чего и произошел их конфликт.

Челкашин - человек, которого не интересовало ничего кроме выпивки. У него не было ничего, только порванная, грязная одежда и обувь. Выглядел он неопрятно и имел неприятный запах. Челкаш был алкоголиком и вел себя неадекватно. Он имел взгляд настоящего хищника, темные усы и острый нос.

Второй персонаж - Гаврила, полная противоположность Челкаша. Это был крепкий и сильный юноша, глаза и внешний вид которого излучали доброту. Одет он был поопрятнее чем Челкаш, носил светло-голубую рубашку и изношенный головной убор.

Однажды, когда Гаврила пришел в трактир и напился там, его увидел Челкаш. Тот увидев молодого юношу, начал задумываться о своем возрасте. Он с сожалением и угрызением совести думал о том, что в своем старом возрасте не имеет за спиной ничего. Он хотел попытаться изменить судьбу Гаврила, чтобы не допустить того, чтобы юноша превратился в такого-же старого пьяницу как и он. В этой сцене автор преподносит Челкаша как человека, который способен обдумывать свои поступки и умеет сожалеть.

Челкашин очень любил находиться возле море. Когда рядом с ним огромная, свободная и наполненная силой синева, он мог почувствовать себя свободным ото всех невзгод. Гаврила же, не любил свободу, она вызывала у него чувство страха.

Во время преступления, на которые пошли наши герои, у них возник конфликт. Молодой юноша был охвачен страхом, а Челкаш озлобился на всех. Ему не нравилось всё, напарник, лодки, то как все происходило. Челкашин решил отдать свою часть украденного - 540 рублей, но Гаврилой завладела сильная жадность. Он думал, что украденных денег ему будет мало, затем он признается Челкашу в том, что хочет убить его и забрать все деньги себе. Услышав это, Челкаш забирает деньги себе, в следствии чего, у них начинается схватка за украденное добро.

В этой сцене автор показывает нам истинные характеры героев. Оказывается, Челкаш не такой уж и плохой, он был очень добр и мягкосердечен, ему было не так важно богатство, как получение полной свободы. Гаврила же, оказался жадным и подлым преступником, который готов пойти на всё, даже на убийство, ради того, чтобы получить деньги. Этот человек был готов пойти на любое преступление, пусть даже самое подлое, ради того, чтобы разбогатеть.

Мораль этого рассказа довольно проста - нельзя судить о человеке по внешности и первому впечатлению. Грязный и неухоженный старик Челкаш оказался добрым и в какой-то мере честным человеком. А Гаврила, который выглядел как прекрасный молодой юноша, оказался последним подлецом.

Вариант 3

Как и во многих рассказах, в произведении «Челкаш» Горький отражает тему человеческих взаимоотношений и описывает природные красоты, углубляясь в момент, как природа взаимосвязана с душевным состоянием своих персонажей.

Перед нами предстают два героя - Челкаш и Гаврила, которые отличаются друг от друга. Они встречаются в порту. И если Челкаш показан бродягой без места жительства и привыкший, воровать, то Гаврила попал в это место после неудачных усилий найти работу. Гришка был заметен своим телосложением, которое было похоже на ястребиное. Усы у него постоянно вздрагивали, а руки он постоянно закладывал назад, потирая нервно ладони. Когда Челкашу удалось что-то своровать, то он удачно продавал вещь. Выручку же от продажи тут же пропивал.

А история у Гаврилы была совсем иная. Ему не повезло с заработками на Кубани, и поэтому, возвращаясь, домой, он понимал, что теперь ему была одна дорога - наняться в батраки. Челкаш обратил внимание на него в тот момент, когда он шел и раздумывал, где бы найти напарника, который пошел с ним воровать. Постепенно, беседуя с ним, мы видим, как Челкаш, выслушав рассказ парня, вначале хотел поругать его и даже ударить, но в последнюю минуту у него появилась некая жалость к Гавриле. Гришка, когда имевший дом, семью и родных, стал в одночасье заядлым алкоголиком и вором, но не законченным человеком. Он показан нам как сильная и гордая натура, так как ко всем имеет особый подход, и с каждым может договориться. Ему нравилось море, такое могучее и свободное, как он сам.

Но, Гаврила, казавшийся вначале безобидным парнем, показывает нам, что это подлый человек. Когда дело завершилось с успехом, и перед его глазами появились огромные деньги, тут его прорвало. Мы увидели, насколько он алчный. Тут же у нас пропадает всякая жалость к этому сельскому парню. Особенно он выглядит жалким рабом, когда упав перед Челкашом, умоляет отдать ему все деньги. Челкаш, же, преисполненный чувством жалости и злости к нему, бросил добычу. Именно тогда он понял, что поступает, как герой, так как точно знал, что не будет таким, как этот парень. Но, когда Гаврила, сказал ему, что хотел его ликвидировать, Челкаш сильно разозлился. Забрав деньги, он пошел своей дорогой. Однако, парень,бросил в него камень, а когда понял, что у него не получилось убить Челкаша, стал опять просить у него прощения. И тут мы видим, как Гришка оказался на высоте. Он оставил этому подлому человеку деньги и ушел. Здесь отчетливо видно, что писатель отдал предпочтение Человеку, который показал себя человеком с высокими моральными качествами, не терявшему собственного достоинства ни при какой ситуации.

  • Характеристика и образ Заметова в романе Преступление и наказание Достоевского

    Образ Александра Григорьевича Заметова, который являлся второстепенным героем в данном произведении, показан очень ярко и интересно. Он показан служащим в полицейском отделении, который трудился на должности письмоводителя

  • Критика о повести Бедная Лиза Карамзина и отзывы о произведении

    Известное художественное произведение в жанре сентиментализма вызвало и до сих пор вызывает интерес у читателей и литературного сообщества.

  • Сочинение Родная литература

    Родная литература на то и родная, что она нам дана и близка. Вот дана нам природа нашей страны, она нам знакома и приятна, хотя мы можем понимать, что у нее свои особенности. Но мы ее любим! Я к тому, что наша родная литература иногда грустная

  • План
    Введение
    Сопоставление героев помогает автору ярче изобразить своих персонажей.
    Основная часть
    Челкаш - представитель «дна» большого города. Портрет героя.
    Гаврила приехал из деревни на заработки. Портрет героя.
    Разное понимание героями свободы. Их отношение к морю.
    Нравственное превосходство Челкаша.
    Достоинство Челкаша и его презрение к духовному рабству вызывает уважение автора.
    Гаврила жаден и может пойти на убийство ради денег
    Заключение
    При сопоставлении двух героев мы видим, что Челкаш- более гордый и свободный человек.
    Сравнительная характеристика двух героев в произведении помогает автору ярче и нагляднее изобразить своих персонажей. При сопоставлении образы героев могут раскрыться с самой неожиданной стороны. Так произошло с Челкашем и Гаврилой из рассказа М. Горького «Челкаш».
    Челкаш - представитель «дна» большого города. Он хорошо знаком всем, работающим в гавани, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Автор подчеркивает его сходство с хищником - «старый травленый волк», у него усы, как у кота, и особенно он похож на степного ястреба своей «хищной худобой» и «прицеливающейся» походкой.
    Гаврила приехал из деревни на заработки, но неудачно. Он добродушный, доверчивый и, по определению Челкаша, похож на теленка. Гаврила соглашается работать с Челка- шем, потому что ему нужны деньги, но он не знает, о какой работе идет речь. Гаврила доверяет Челкашу, особенно когда их кормят в трактире в кредит, это для Гаврилы доказательство, что Челкаш - уважаемый в городе человек.
    Оба героя ценят свободу, но понимают ее по-разному. Для Гаврилы это материальное благополучие. Тогда он сможет вернуться домой, поправить хозяйство, жениться. Нет денег - придется идти «в зятья» и во всем зависеть от тестя, батрачить на него. Челкаш не дорожит деньгами, для него свобода - понятие более широкое. Он свободен от собственности, от семьи, с которой давно расстался, от общественных условностей. У него нет корней, ему все равно, где жить, но он любил море. Автор подчеркивает сходство морской стихии, бескрайней и мощной, и свободолюбивой натуры героя. На море он чувствовал, что его душа очищается «от житейской скверны». Гаврила же, наоборот, боится моря, отсутствие почвы под ногами вселяет в него страх. Челкаш знает, на что идет, и не боится рисковать. Гаврила, поняв, во что его втянули, напуган до смерти. Он боится и того, что его поймают, и греха - загубить свою душу.
    Увидев у Челкаша пачку денег, Гаврила забывает о грехе и согласен за деньги снова пойти на воровство. Душу-то ведь, может, и «не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься». Он униженно валяется у Челкаша в ногах, выпрашивая деньги, и в эту минуту автор показывает нравственное превосходство Челкаша: он «чувствовал, что он - вор, гуляка, оторванный от всего родного, - никогда не будет таким жадным, таким, Не помнящим себя».
    Его достоинство и презрение к духовному рабству человека вызывают уважение и восхищение автора. А жадность Гаврилы такова, что он готов пойти ради денег на убийство, и действительно совершает такую попытку. Он раскаивается потом в ней, но деньги, предложенные Челкашем, взял.
    Поэтому при сопоставлении этих двух героев мы видим, что Челкаш - человек более гордый и свободный, и симпатии автора на его стороне.

    Рассказ «Челкаш» был написан в 1894 году. Эту историю М. Горький услышал в г. Николаеве, когда лежал в больнице, от соседа в палате. Его публикация состоялась в 1895 году в июньском номере журнала «Русское богатство». В данной статье будет сделан анализ произведения «Челкаш».

    Вводная часть

    В порту под жарким солнцем грузчики разложили свою нехитрую и простую еду. К ним подошел хорошо поломанный жизнью вор Гришка Челкаш и узнал, что его друг и постоянный напарник Мишка сломал ногу. Это несколько озадачило Григория, потому что ночью предстояло доходное дельце. Он огляделся по сторонам и увидел деревенского коренастого парня, широкоплечего, с голубыми глазами. Вид у него был простодушный. Челкаш быстро познакомился с Гаврилой и уговорил его принять участие в ночной авантюре. Знакомство с рассказом требуется, чтобы был понятен анализ произведения «Челкаш».

    Ночной вояж

    Ночью Гаврила, трясясь от страха, сидел на веслах, а Челкаш правил. Наконец они доплыли до стены. Григорий забрал у трусливого напарника весла, паспорт и котомку, а потом исчез. Челкаш появился внезапно, передал напарнику что-то тяжелое, весла и его вещи. Теперь надо вернуться в гавань, не попасть под огни патрульного таможенного крейсера. Гаврила от страха чуть не потерял сознание. Челкаш хорошенько его пнул, сел на весла, а Гаврилу посадил за руль. Они добрались без приключений и быстро заснули. Утром Григорий проснулся первым и ушел. Когда он вернулся, то разбудил Гаврилу и отдал ему его долю. Знание действия, происходящего в рассказе, поможет сделать анализ произведения «Челкаш».

    Развязка

    Когда Челкаш отсчитывал деньги, то его неприятно поразил жадный деревенского парня. Крестьянин упрашивает отдать ему все. Герой с брезгливостью к такой жадности бросил деньги. Гаврила принялся их собирать и рассказывать, что хотел из-за них убить подельника.

    Гришка просто озверел, забрал у него деньги и пошел, Засвистел камень и попал в голову Челкаша. Он повалился на песок недвижимый. Крестьянин от ужаса, что он наделал, побежал приводить в чувство своего напарника. Когда Гришка пришел в себя, то забрал себе сотню, остальное отдал Гавриле. Они разошлись в разные стороны. Теперь, ознакомившись с содержанием рассказа, мы можем произвести анализ произведения «Челкаш».

    Герои: Челкаш и Гаврила

    Дух романтики и связи с природой пронизывает все ранние произведения М. Горького. Челкаш свободен от законов общества.

    Он вор и бездомный пьяница. Длинный, костлявый, сутулый, он похож на степного ястреба. Настроение Челкаша отличное - ночью будет заработок.

    Гаврила - крепкий деревенский парень, возвращается домой. Он не заработал денег на Кубани. Настроен он уныло.

    Горький подробно описывает мысли каждого из них, прежде чем они договорятся о разбое ночью. Челкаш - гордая натура, вспоминает свою прежнюю жизнь, жену, родителей. Его мысли перескакивают на забитого деревенского парня, которому он может помочь. Главный герой безмерно любит море. В его стихии он чувствует себя свободным, и мысли о прошлом там его не беспокоят. Мы рассматриваем героев рассказа «Челкаш» (Горький). Анализ произведения без их характеров не будет полным.

    Гаврила

    Не таков Гаврила. Моря, темноты, возможной поимки он безмерно боится. Он труслив, алчен. Эти качества толкают его на прямое преступление, когда утром он первый раз в жизни увидел большие деньги. Сначала Гаврила падает на колени перед Челкашом, выпрашивая деньги, потому что он всего лишь «подлый раб».

    Главный герой, испытывая к мелкой душонке брезгливость, жалость и ненависть, бросает ему все деньги. Узнав, что Гаврила хотел его убить, Челкаш приходит в ярость. Он впервые так сильно зол. Григорий забирает деньги и уходит. Гаврила, не в силах совладать с жадностью, стремится убить подельника, но от этого ничтожной душонке становится страшно. Он снова вымаливает прощение у главного героя - человека широкой души. Челкашбросает деньги жалкому Гавриле. Он, пошатываясь, навсегда уходит. Рассмотрев главных героев, можно проанализировать рассказ в целом.

    Анализ произведения «Челкаш» (Максим Горький)

    Вначале идет подробное описание порта и его жизни. Далее появляются герои. Горький подчеркивает холодные серые глаза и нос, горбатый и хищный, и гордый свободный нрав. Гаврила - добродушный парень, который верит в Бога, как оказалось, готов на все ради денег. Сначала кажется, что злодей Челкаш заставляет свернуть с прямого пути на воровскую дорожку простодушного Гаврилу. Море - важный и значимый компонент рассказа. Оно, как выявляет натуры героев.

    Челкаш любит его силу, мощь, бескрайность и свободу. Гаврила его боится, молится и просит Григория отпустить его. Особенно страшно становится крестьянину, когда прожекторы освещают морскую даль. Он принимает свет корабля за символ возмездия и дает себе обещание заказать молебен Николаю Чудотворцу. Утром разыгрывается драма из-за жадности, которая охватила Гаврилу. Ему показалось, что Челкаш дал ему мало денег. Он на грани убийства, и никакие мысли о Боге его не смущают. Раненый им Челкаш с гадливостью отдает почти все деньги, которые Гаврила быстро прячет. Все следы крови смываются дождем. Вода не в силах смыть грязь с души боящегося Бога Гаврилы. Горький рассказывает, как теряет человеческий образ крестьянин, как низко падает существо, считающее себя человеком, когда речь заходит о наживе. Рассказ построен на принципах антитезы. На этом заканчивается «Челкаш». Анализ произведения кратко осуществлен.

    Челкаш и Гаврила – жертвы капиталистического мира?

    (По рассказу М.Горького «Челкаш»)

    Петрова Наталия Николаевна,

    учитель Каменниковской сош

    Рыбинского района

    Урок: традиционный.

    Тип урока: изучение нового материала

    Цель: на примере рассказа М.Горького «Челкаш» показать несправедливость общества, где правят деньги, а также непредсказуемость нашей жизни, ложное и настоящее, что часто человек с определённой внешностью не соответствует своему внутреннему «содержанию».

    Учебник: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.

    Аннотация к уроку: урок традиционный с использованием приёмов из технологии критического мышления: кластеры, сопоставительная таблица, прогнозирование, синквейны; отрабатываются разные виды работы с текстом, умение аргументировано высказывать свою точку зрения, находить нужные факты и эпизоды в тексте, анализировать ключевые эпизоды повести, прививаются нравственные правила человеческого общества: честность, искренность, благородство. Предваряющее домашнее задание: чтение статьи о М.Горьком (с.198-199), чтение рассказа «Челкаш» (предисловие и часть 1).

    Ход урока:

      Проверка д/з. Самостоятельное чтение дома статьи о Горьком даёт возможность ответить на вопросы А с.198 и В1 с.199, а также спрогнозировать сюжет и особенность рассказа «Челкаш». Обсуждение.

      Обсуждение прочитанной дома части рассказа «Челкаш».

    Где происходит действие? В какое время? Обозначьте цвета и звуки.

    Как поняли фразу – первое предложение третьего абзаца (гимн торговле).

    Гавань – это пароходы с товаром и люди, которые здесь работают. Разделимся на группы и дадим характеристику им, заполнив кластеры: «Пароходы» и «Люди».

    Обсуждение получившегося. – Какие художественные приёмы использует Горький для создания более выразительных образов? Примеры? Зачем он это делает? (Детали картины создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга; ощущение беспросветности, несправедливости…).

    Почему автор называет сопоставление пароходов и людей «жестокой иронией»? (люди, с одной стороны, – творцы, создали такие гиганты-пароходы, ведут торговлю, вроде бы, должны быть деньги, но, с другой стороны, они – нищие, ничего не имеют, «созданное людьми поработило и обезличило их»).

    Что даёт нам, читателям, это описание? Какие чувства испытываете и что предчувствуете? (напряжённое чувство, дальше будет что-то страшное, нехорошее; в такой ситуации ничего светлого быть не может…).

    Гришка Челкаш, главный герой рассказа, появляется на самых первых строчках первой главы. Вспомните его описание: внешность, на кого похож, походка, речь и т.д. На какие слова Горький делает акцент. Зачем? Выразите ваше первое мнение о герое.

    Впервые здесь в рассказе встречается слова босяцкие , босяки . Как понимаете?

    Как диалоги Гришки с другими рабочими, сторожем порта помогают нам понять его характер?

    Одновременно заполняется сопоставительная таблица (приём из технологии РКМЧП):

    Гришка Челкаш

    Линии сопоставления

    Черты характера

    Отношение к другим

    Отношение других

    В этой же главе мы встречаемся с другим героем рассказа – Гаврилой. Дополним таблицу, цитируя, вспоминая факты из прочитанной части, касающиеся личности этого героя.

    Чем заканчивается часть 1? Перечитайте внутренний монолог Челкаша. Что вы о нём скажете? Ваше отношение?

      Часть 2 . самостоятельное чтение в классе. Обсуждение.

    О чём эта часть?

    Как ведут себя герои в одной и той же ситуации?

    Что нового ещё узнаём о героях? Что можно добавить в таблицу?

    Каково ваше отношение к обоим героям? Оно меняется?

      Часть 3. Осталась последняя часть. Дело сделано. Мы подтвердили себе, что Челкаш – вор, опытный, смелый, всё всегда обдумывающий, но рискующий ради больших денег, ради отдыха и развлечений, которые будут потом. Отношение большинства из вас к нему – отрицательное, и это понятно. К Гавриле отношение другое. Увалень, трудяга-крестьянин, сойдясь с Челкашом, преступил закон, стал вором, соучастником. Его искренне жаль, за него переживаем: как бы его благие намерения не закончились плачевно (ведь мы знаем «хищного» Гришку!).

    Читаем вслух часть 3 (приём «чтение с остановками» из технологии РКМЧП)

    1) до с.222 до вопроса «Что это тебя корчит»?

    Так какое же действие героев оставил Горький нам напоследок?

    Деньги. Каково отношение к ним наших героев? Каковы их поступки? Сравните. Каково ваше отношение к происходящему?

    2) до слов «… Дай ты их мне!»

    Ожидали такое?

    Перечитайте слова, описывающие состояние Гаврилы, Челкаша. Вывод?

    Как, думаете, поступит Челкаш?

    3) до конца рассказа.

    Выскажите ваше отношение к происходящему. Что ожидали, а что нет?

    И ещё один момент, который нельзя упустить в рассказе: это море. Его описание мы видим на протяжении всего рассказа. Какой смысл оно несёт? (место действия, подчёркивается характер главного героя…). Почему последние строки повествования заканчиваются опять морским пейзажем?

    5. Выводы.

    Какова тематика и проблематика рассказа Горького?

    Вернёмся к теме нашего урока: подтвердите ещё раз, что и Челкаш, и Гаврила – жертвы капиталистического мира?

    С какими особенностями ранних рассказов Горького мы познакомились?

    6. Д/з: 1) составить план рассказа (по желанию - цитатный); 2) письменное рассуждение – с.228 вопрос В 10; 3) по желанию – синквейны.

    «ЖЕСТОКАЯ ИРОНИЯ»

    «СОЗДАННОЕ ЛЮДЬМИ ПОРАБОТИЛО И ОБЕЗЛИЧЕЛО ИХ»


    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры