Пиковая дама. опера в трех действиях, семи картинах

Главная / Измена жены

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Петербург. В Летнем саду много гуляющих, дети играют под присмотром нянюшек и гувернанток. Сурин и Чекалинский беседуют о своем приятеле Германе: все ночи напролет, мрачный и молчаливый, он проводит в игорном доме, но не прикасается к картам. Странным поведением Германа удивлен и граф Томский. Ему Герман открывает тайну: он страстно влюблен в прекрасную незнакомку, но она богата, знатна, и принадлежать ему не может. К друзьям присоединяется князь Елецкий. Он сообщает о своей предстоящей женитьбе. В сопровождении старой Графини приближается Лиза, в которой Герман узнает свою избранницу; в отчаянии он убеждается, что Лиза – невеста Елецкого.

При виде мрачной фигуры Германа, его пылающего страстью взора зловещие предчувствия охватывают Графиню и Лизу. Тягостное оцепенение рассеивает Томский. Он рассказывает светский анекдот о Графине. В дни молодости она однажды проиграла в Париже все свое состояние. Ценой любовного свидания молодая красавица узнала тайну трех карт и, поставив на них, вернула проигрыш. Сурин и Чекалинский решают подшутить над Германом – они предлагают ему узнать у старухи тайну трех карт. Но мысли Германа поглощены Лизой. Начинается гроза. В бурном порыве страсти Герман клянется добиться любви Лизы или погибнуть.

Картина вторая

Комната Лизы. Вечереет. Свою опечаленную подругу девушки развлекают русской пляской. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи, что любит Германа. Неожиданно Герман появляется на балконе. Он пылко признается Лизе в любви. Стук в дверь прерывает свидание. Входит старая Графиня. Скрывшись на балконе, Герман вспоминает о тайне трех карт. После ухода Графини жажда жизни и любви с новой силой пробуждается в нем. Лиза охвачена ответным чувством.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина третья

Бал в доме богатого столичного сановника. На бал прибывает царственная особа. Все с воодушевлением встречают императрицу. Князь Елецкий, встревоженный холодностью невесты, уверяет ее в своей любви и преданности.

Среди гостей Герман. Замаскированные Чекалинский и Сурин продолжают подшучивать над приятелем; их таинственное нашептывание о магических картах угнетающе действуют на его расстроенное воображение. Начинается представление – пастораль «Искренность пастушки». По окончании представления Герман сталкивается со старой Графиней; снова мысль о богатстве, которое сулят три карты, овладевает Германом. Получив от Лизы ключи от потайной двери, он решает выведать у старухи тайну.

Картина четвертая

Ночь. Пустая спальня Графини. Входит Герман; он с волнением всматривается в портрет Графини в молодости, но, заслышав приближающиеся шаги, прячется. В сопровождении приживалок возвращается Графиня. Недовольная балом, она предается воспоминаниям о прошлом и засыпает. Неожиданно перед ней появляется Герман. Он умоляет открыть тайну трех карт. Графиня в ужасе молчит. Взбешенный Герман грозит пистолетом; испуганная старуха падает замертво. Герман в отчаянии. Близкий к безумию, он не слышит упреков прибежавшей на шум Лизы. Лишь одна мысль владеет им: Графиня мертва, а тайны он не узнал.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина пятая

Комната Германа в казармах. Поздний вечер. Герман перечитывает письмо Лизы: она просит прийти его в полночь на свидание. Герман снова переживает случившееся, в его воображении встают картины смерти и похорон старухи. В вое ветра ему слышится заупокойное пение. Германа охватывает ужас. Он хочет бежать, но ему мерещится призрак Графини. Она называет ему заветные карты: «Тройка, семерка и туз». Герман повторяет их как в бреду.

Картина шестая

Зимняя канавка. Здесь Лиза должна встретиться с Германом. Она хочет верить, что любимый не виновен в смерти Графини. Башенные часы бьют полночь. Лиза теряет последнюю надежду. Герман приходит с большим опозданием: ни Лиза, ни ее любовь для него уже не существуют. В его обезумевшем мозгу лишь одна картина: игорный дом, где он раздобудет богатство.
В порыве безумия он отталкивает от себя Лизу и с криком: «В игорный дом!» - убегает.
Лиза в отчаянии бросается в реку.

Картина седьмая

Зал игорного дома. Герман одну за другой ставит две карты, названные Графиней, и выигрывает. Все ошеломлены. Упоенный победой, Герман ставит на карту весь выигрыш. Вызов Германа принимает князь Елецкий. Герман объявляет туза, но… вместо туза в руках его оказывается дама пик. В исступлении смотрит он на карту, в ней ему чудится дьявольская усмешка старой Графини. В припадке безумия он кончает с собой. В последнюю минуту в сознании Германа возникает светлый образ Лизы. С ее именем на устах он умирает.

"Пиковая дама" - шедевр, объединяющий двух мировых гениев, родившихся на русской земле: Александра Сергеевича Пушкина и Петра Ильича Чайковского.

Опера является одним из самых исполняемых русских сочинений за границей наряду с оперой "Борис Годунов" М. П. Мусоргского.

Сочинение А. С. Пушкина

Основа оперы - повесть Пушкина "Пиковая дама". Закончена была в 1833 году, и ее печатный публикационный дебют состоялся на следующий, 1834, год.

Сюжет носит мистический характер, затронуты такие темы, как фортуна, участь, высшие силы, жребий и рок.

Повесть имеет прототипов и реальную основу. Ее сюжет поэту подсказал молодой князь Голицын. Вот только в действительности живший, он после проигрыша в карточной игре смог отыграться, благодаря подсказке Натальи Петровны Голицыной - его бабки. Она получила данный совет от некого Сен-Жермена.

Вероятно, Пушкин писал повесть в селе Болдино Нижегородской области, но, к сожалению, рукописный оригинал не сохранился

Данная повесть - пожалуй, первое произведение, которое снискало успех не только в России, но и за рубежом еще при жизни поэта.

Действующие лица и сюжет

Основные герои "Пиковой дамы" Пушкина:

  • Инженер Германн является главным героем. Он ни разу не брал в руки карты, пока случайно не услышал о некой тайне трех карт, с помощью которых можно выиграть крупное состояние.
  • Анна Федотовна Томская - та самая хранительница желанного секрета.
  • Лиза - молодая наивная девушка и воспитанница, благодаря которой главный герой смог проникнуть в дом графини.

В ночь после похорон во сне Германну является призрак графини и все-таки оглашает тайну карт. Он не упускает возможности и садится за игру с обеспеченными противниками. Первый день оказывается удачным, и поставленная на 47 тысяч тройка дарит счастливцу победу.

На 2-й день фортуна в лице семерки снова поворачивается к нему лицом, и Германн вновь выходит из игры победителем.

На 3-й день уже окрыленный и предвкушающий полную победу Германн ставит абсолютно все на заветный туз и проигрывает. Открыв карту, он видит пиковую даму, которая таинственным образом начинает обретать черты сходства с умершей графиней.

Главный герой не выдерживает такой подлости и со временем теряет рассудок, а несчастная Лиза, забыв все это как страшный сон, выходит замуж за добропорядочного мужчину.

Опера "Пиковая дама"

Опера является одним из известнейших произведений Петра Ильича Чайковского. Она была написана в 1890 году. Произведение создано по мотивам одноименного сочинения А. С. Пушкина.

История создания

Композитор работал над ней во Флоренции, удивительно, но опера была написана всего за сорок четыре дня. Впрочем, замысел постановки музыкального произведения на сцене Мариинского театра возник гораздо раньше и принадлежал И. А. Всеволожскому. Первоначально переговоры о создании оперы вели с другими композиторами - Кленовским Н. С. и Вилламовым А. А. Позже, в 1887 году, состоялся первый разговор Всеволожского с Чайковским. Композитор отказался наотрез от работы над оперой. Однако вместо него за дело взялся его младший брат - Модест Ильич (талантливый либреттист). Постепенно изменилось отношение к опере и у Петра Ильича, и в 1889 году, композитор переосмыслил свое решение, и, бросив свои дела, изучил либретто (литературный фундамент, на базе которого создаются вокальные и балетные сочинения), написанное его младшим братом. В январе 1890 года он, находясь в Италии, начал работу над оперой.

Работа началась в бурном и энергичном темпе, композитор даже сам написал текст к двум своим ариям (героя Елецкого во II действии и героини Лизы в III). Позже в сочинение Чайковский добавил 7-е действие - застольную песню Германа.

Премьера мирового масштаба состоялась 19 декабря 1890 года в знаменитейшем Мариинском театре под руководством дирижера Эдуарда Направника.

Московский дебют состоялся осенью 1891 года в Большом театре, дирижировал Ипполит Альтани.

Опера имела успех у публики, и было решено отправиться с ней на гастроли в Европу и Америку. 11 октября 1892 года состоялась премьера за границей, в Праге, в чешском переводе.

Модест Чайковский, взяв за основу повесть Пушкина, сохранил всех главных действующих героев и сюжет в целом, но, несмотря на это, либретто значительно отличалось от литературного оригинала:

  • Герман испытывал к Лизе настоящую, искреннюю и пылкую любовь. Для сравнения - в повести главный герой лишь использовал наивность и чувства девушки.
  • Елизавета - далеко не бедная воспитанница старухи, а ее богатая преемница с внушительным наследством, которое досталось ей после кончины графини. Это не несчастная и безмолвная натура, а наоборот - пылко любящая и страстная девушка, готовая пойти на все ради главного героя.
  • Герман не просто сходит с ума, а заканчивает свою жизнь самоубийством после сокрушительного проигрыша в карты.
  • Лиза принимает решение отречься от новоиспеченного мужа Елецкого и умирает, не имя сил пережить безумия своего возлюбленного.

Либретто "Пиковой дамы" написано в стихах, а произведение А. С. Пушкина - в прозе. Помимо важных деталей, вокальный текст отличается и эмоциональным посылом. Чайковский трепетно переживает судьбу каждого героя, пропуская их чувства через самого себя. Пушкин же описывал обстановку в стиле светского юмора и относился к героям весьма равнодушно.

Стоит отметить, что в либретто "Пиковой дамы" имя главного героя пишут с одной буквой «н». Дело все в том, что в сочинении Пушкина Германн - это, вероятно, фамилия немецкого происхождения, потому и удвоена согласная. В либретто же происхождение его неизвестно, вследствие чего можно сделать вывод, что это его имя.

Каждое в отдельности

Опера состоит из 7 картин в 3 действиях. События происходят в конце XVIII столетия в городе Петербурге.

Ниже представлено либретто оперы "Пиковая дама" по действиям.

Действие первое

Первая картина. В летнем саду происходит диалог между офицерами Суриным и Чекалинским. Они рассуждают о загадочных поступках друга Германа, который все свое время посвящает игральному дому, но сам при этом не берется за карты. Спустя некоторое время показывается и сам главный герой в компании Томского - графа поместья. Он рассказывает о своих страстных чувствах к девушке, даже не имея представления о ее имени. В этот момент появляется Елецкий и сообщает о скорой помолвке. Герман с ужасом осознает, что она - тот самый объект его вожделения, когда видит Томскую со своей подопечной Лизой. Обе дамы испытывают тревожные чувства, ощутив на себе заинтересованный взгляд главного героя.

Граф Томский рассказывает анекдот про графиню, которая в далекой юности потерпела фиаско, проиграв все состояние. От Сен-Жермена она узнает о тайне трех карт, взамен подарив ему одно свидание. В результате она смогла вернуть себе свое состояние. После данной "смешной" истории светские приятели Сурин с Чекалинским в шутку предлагают Герману пойти по тому же пути. Но ему это неинтересно, все его мысли сосредоточены на объекте любви.

Вторая картина. В преддверии ночи Лиза сидит в печальном настроении. Подруги пытаются успокоить девушку, но все их попытки напрасны. Лишь оставшись наедине с самой собой, она признается в страстных чувствах к неизвестному молодому человеку. В подходящий момент является тот самый незнакомец и изливает душевную боль, умоляя девушку ответить на его чувства. В ответ у нее катятся слезы, слезы сожаления и сочувствия. Непреднамеренное свидание прерывает графиня, и спрятавшийся Герман при виде старухи вдруг вспоминает о тайне трех карт. После ее ухода Лиза признается в ответных чувствах.

Действие второе

Третья картина. События происходят на балу, где Елецкий, обеспокоенный равнодушием своей будущей невесты, пылко признается ей в любви, но при этом не ограничивает свободу девушки. Друзья Германа, надев маски, продолжают издеваться над ним, но герою эти шутки совсем не по душе. Лиза отдает ему ключи от комнаты графини, и Герман воспринимает ее поступок как намек самой судьбы.

Четвертая картина. Главный герой, пробравшись в комнату графини Томской, заглядывается на ее портрет, ощущая зловещую роковую энергетику. Дождавшись старуху, Герман умоляет открыть ему желанную тайну, однако графиня остается неподвижной. Не выдержав молчания, он решается на шантаж с помощью пистолета, но несчастная женщина сразу валится без чувств. На звук прибегает Лиза и понимает, что Герману была нужна лишь разгадка трех карт.

Действие третье

Пятая картина. Герман, находясь в казарме, читает письмо от Лизы, в котором она назначает ему встречу. В памяти оживают воспоминания похорон графини. Вдруг за окном слышится стук. Свеча потухает, и Герману видится ожившая Томская, которая не по своей воле открывает ему тайну трех карт.

Шестая картина. Елизавета, ожидая свидания на набережной, испытывает сомнения и окончательно теряет надежду увидеть возлюбленного. Но, на ее удивление, появляется Герман. Спустя некоторое время Лиза замечает, что с ним что-то неладное и убеждается в его виновности. Герман, одержимый выигрышем, покидает место встречи. Не в силах выдержать всю боль разочарования, девушка кидается в воду.

Седьмая картина. Игровое веселье прерывает разгоряченный Герман. Он предлагает сыграть в карты и одерживает победу в первых двух партиях. В третий раз его противником становится князь Елецкий, но потерявшему рассудок Герману уже все равно. По сюжету «Пиковой дамы», с тремя картами (тройка, семерка и туз) старой графини удалось выиграть. Герман был близок к победе, зная этот секрет. Однако вместо должного туза в его руках оказывается дама пик, в изображении которой ему видятся черты умершей старухи.

Не в силах выдержать всего происходящего, главный герой закалывает самого себя, и в прозревшем (на оставшиеся несколько секунд) сознании возникает образ его светлой невинной любви - Лизы. "Красавица! Богиня! Ангел!" - доносятся последние слова из уст главного героя.

Состав и вокальные партии

В опере «Пиковая дама» задействовано 24 вокалиста, помимо сольных исполнителей важную роль играет хор, а также опора всего процесса - оркестр.

Каждый действующий герой имеют свою партию, написанную под определенный тембр голоса:

  • Герман являлся тенором;
  • Лиза имела звонкое и легкое сопрано;
  • Графиня (Пиковая дама) обладала низким меццо или контральто;
  • Томский с Елецким - баритоны.

Из I действия знаменита ария Германа "Прости, небесное создание", а из II - ария Елецкого "Я вас люблю".

В III действии невозможно не отметить невероятной звучности арию Лизы "Ах, истомилась я горем" и завершающую Германа со знаменитой, уже ставшей крылатым выражением, фразой: "Что наша жизнь? Игра!".

Подводя итог

Опера "Пиковая дама" Петра Чайковского - одна из вершин мирового оперного искусства, удивительное по силе и глубине музыкально-драматическое произведение. Некоторые детали сюжета были изменены, но, что действительно важно - иные акценты, смысл которых обострить конфликты «жизнь - смерть», «человек - судьба», «любовь - игра».

Благодаря не только Петру, но и Модесту Чайковскому - автору либретто "Пиковой дамы" - опера стала мировым шедевром.

Итак, действие перенесено в век Екатерины II. Главный герой совсем не похож на своего прототипа. Это восторженный романтик, наделенный возвышенной душой. Он боготворит Лизу, свою "красавицу, богиню", не смея целовать след ее ноги. Все его ариозо первого действия - страстные признания в любви. Желание разбогатеть - не цель, а средство преодолеть разделяющую их с Лизой социальную пропасть (ведь Лиза в опере - не приживалка, а богатая внучка Графини). "Три карты знать - и я богат", - восклицает он, - "и вместе с ней могу бежать прочь от людей". Эта идея все более овладевает им, вытесняя любовь к Лизе. Трагизм душевной борьбы Германа усугубляется его столкновением с грозной силой рока. Воплощением этой силы является Графиня. Герой гибнет, и все-таки в музыке Чайковского торжествует любовь: в финале оперы звучит светлая тема любви, как гимн ее красоте, могучему порыву человеческой души к свету, радости и счастью. Предсмертное обращение Германа к Лизе как бы искупает его вину и вселяет надежду на спасение его мятежной души.Сюжет повести обыгрывают излюбленную Пушкиным (как и другими романтиками) тему непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в уки карт и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю, про то как его бабушка-графиня будучи в Париже проиграла крупную сумму в карты под своё слово. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермен ,
но вместо денег тот раскрыл ей секрет про то, как угадать в игре три карты сразу. Графиня, благодаря секрету полностью отыгралась.

Наталья Петровна Голицына - прототип графини из "Пиковой дамы"

Германн,соблазнив её воспитанницу, Лизу, проникает в спальню к графине и мольбами и угрозами пытается выведать заветный секрет. Увидев в его руках незаряженный пистолет, графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза ибросает на него взгляд. Вечером её призрак является Германну и говорит,что три карты («тройка , семёрка , туз ») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Три карты становятся для Германна навязчивой идеей:

В Москву приезжает знаменитый картёжник миллионер Чекалинский. Германн ставит весь свой капитал на тройку, выигрывает и удваивает его. Наследующий день он ставит все свои деньги на семёрку, выигрывает и опять удваивает капитал. На третий день Германн ставит деньги (уже около двухсот тысяч) на туза, но выпадает дама. Германн видит на карте усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню. Разорившийся Германн попадает в лечебницу для душевнобольных , где ни на что не реагирует и поминутно «бормочет необыкновенно скоро: — Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»

Князь Елецкий (из оперы «Пиковая дама»)
Я вас люблю, люблю безмерно,

Без вас не мыслю дня прожить.

И подвиг силы беспримерной

Готов сейчас для вас свершить,

Ах, я терзаюсь этой далью,

Состражду вам я всей душой,

Печалюсь вашей я печалью

И плачу вашею слезой...

Состражду вам я всей душой!

Седьмая картина начинается бытовыми эпизодами: застольной песней гостей, легкомысленной песней Томского «Если б милые девицы» (на слова Г. Р. Державина). С появлением Германа музыка становится нервно-возбужденной.
Тревожно-настороженный септет «Здесь что-нибудь не так» передает волнение, охватившее игроков. Упоение победой и жестокая радость слышатся в арии Германа «Что наша жизнь? Игра!». В предсмертную минуту его мысли вновь обращены к Лизе, — в оркестре возникает трепетно-нежный образ любви.

Герман (из оперы «Пиковая дама»)

Что наша жизнь - игра,

Добро и зло, одни мечты.

Труд, честность, сказки для бабья,

Кто прав, кто счастлив здесь, друзья,

Сегодня ты, а завтра я.

Так бросьте же борьбу,

Ловите миг удачи,

Пусть неудачник плачет,

Пусть неудачник плачет,

Кляня, кляня свою судьбу.

Что верно - смерть одна,

Как берег моря суеты.

Нам всем прибежище она,

Кто ж ей милей из нас, друзья,

Сегодня ты, а завтра я.

Так бросьте же борьбу,

Ловите миг удачи,

Пусть неудачник плачет,

Пусть неудачник плачет,

Кляня свою судьбу.

Хор гостей и играющих (из оперы «Пиковая дама»)

Юности не вечно длиться

Будем пить и веселиться!

Будем жизнию играть!
Старости не долго ждать!
Юности не вечно длиться,
Старости не долго ждать!
Нам не долго ждать.
Старости не долго ждать!

Не долго ждать.
Пусть потонет наша младость
В неге, картах и вине!
Пусть потонет наша младость
В неге, картах и вине!

В них одна на свете радость,
Жизнь промчится как во сне!
Юности не вечно длиться,
Старости не долго ждать!
Нам не долго ждать.
Старости не долго ждать!
Не долго ждать.
Лиза и Полина (из оперы «Пиковая дама»)

Комната Лизы. Дверь на балкон, выходящий в сад.

Вторая картина распадается на две половины — бытовую и любовно-лирическую. Идиллический дуэт Полины и Лизы «Уж вечер» овеян светлой грустью. Мрачно и обреченно звучит романс Полины «Подруги милые». Контрастом ему служит живая плясовая песня «Ну-ка, светик-Машенька». Вторую половину картины открывает ариозо Лизы «Откуда эти слезы» — проникновенный монолог, полный глубокого чувства. Тоска Лизы сменяется восторженным признанием «О, слушай, ночь».

Лиза за клавесином. Около нее Полина; здесь же подруги. Лиза и Полина поют идиллический дуэт на слова Жуковского («Уж вечер... облаков померкнули края»). Подруги выражают восторг. Лиза просит Полину спеть одну. Полина поет. Мрачно и обреченно звучит ее романс «Подруги милые». Он как бы воскрешает старые добрые времена — не зря аккомпанемент в нем звучит на клавесине. Здесь либреттист воспользовался стихотворением Батюшкова. В нем формулируется идея, впервые получившая выражение в XVII веке в латинской фразе, ставшей тогда крылатой: «Et in Arcadia ego», означающей: «И в Аркадии (то есть в раю) я (смерть) есть»;


в XVIII веке, то есть в то время, которое вспоминается в опере, эта фраза переосмысливалась, и теперь она означала: «И я когда-то жил в Аркадии» (что является насилием над грамматикой латинского оригинала), и именно об этом поет Полина: «И я, как вы, жила в Аркадии счастливой». Эту латинскую фразу часто можно было встретить на надгробиях (такую сцену дважды изобразил Н.Пуссен); Полина, тоже, как и Лиза, аккомпанируя себе на клавесине, завершает свой романс словами: «Но что ж досталось мне в сих радостных местах? Могила!») Все тронуты и взволнованы. Но теперь сама Полина желает внести более веселую ноту и предлагает спеть «русскую в честь жениха с невестой!»
(то есть Лизы и князя Елецкого). Подруги бьют в ладоши. Лиза, не принимая участия в веселье, стоит у балкона. Полина и подруги запевают, потом пускаются в пляс. Входит гувернантка и кладет конец веселью девушек, сообщая, что графиня,
услышав шум, рассердилась. Барышни расходятся. Лиза провожает Полину. Входит горничная (Маша); она тушит свечи, оставляя только одну, и хочет затворить балкон, но Лиза останавливает ее. Оставшись одна, Лиза предается раздумьям, она тихо плачет. Звучит ее ариозо «Откуда эти слезы». Лиза обращается к ночи и поверяет ей тайну души своей: «Она
мрачна, как ты, она как взор очей печальный, покой и счастье у меня отнявших...»

Уж вечер...

Облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает,

Угасает.
Прилепа (из оперы «Пиковая дама»)
Мой миленький дружок,

Любезный пастушок,

О ком я воздыхаю

И страсть открыть желаю,

Ах, не пришел плясать.
Миловзор (из оперы «Пиковая дама»)
Я здесь, но скучен, томен,

Смотри, как похудал!

Не буду больше скромен,

Я долго страсть скрывал.

Не будет больше скромен,

Он долго страсть скрывал.

Нежно печальное и страстное ариозо Германа «Прости, небесное созданье» прерывается появлением Графини: музыка приобретает трагический оттенок; возникают острые, нервные ритмы, зловещие оркестровые краски. Вторая картина завершается утверждением светлой темы любви. В третьей картине (второй акт) фоном развивающейся драмы становятся сцены столичного быта. Начальный хор в духе приветственных кантат екатерининской эпохи — своеобразная заставка картины. Ария князя Елецкого «Я вас люблю» обрисовывает его благородство и сдержанность. Пастораль «Искренность
пастушки» — стилизация музыки XVIII века; изящные, грациозные песни и танцы обрамляют идиллический любовный дуэт Прилепы и Миловзора.

Прости небесное созданье,

Что я нарушил твой покой.

Прости, но страстного не отвергай признанья,

Не отвергай с тоской...

О, пожалей, я умирая,

Несу к тебе свою мольбу,

Взгляни с высот небесных рая

На смертную борьбу,

Души, истерзанной мученьем

Любви к тебе... В финале в момент встречи Лизы и Германа в оркестре звучит искаженная мелодия любви: в сознании Германа наступил перелом, отныне им руководит не любовь, а неотвязная мысль о трех картах. Четвертая картина,
центральная в опере, насыщена тревогой и драматизмом. Она начинается оркестровым вступлением, в котором угадываются интонации любовных признаний Германа. Хор приживалок («Благодетельница наша») и песенка Графини (мелодия из оперы Гретри «Ричард Львиное Сердце») сменяются музыкой зловеще затаенного характера. Ей контрастирует проникнутое страстным чувством ариозо Германа «Если когда-нибудь знали вы чувство любви»

Либретто М.И. Чайковского по повести А.С.Пушкина

1 действие

1 картина

Петербург. Летний сад. Проходя мимо оживленных групп гуляющих, Сурин рассказывает Чекалинскому о вчерашней карточной игре: как всегда около игорного стола сидел Герман, он всю ночь мрачно смотрел на игру других, но сам не принимал в ней участия.

В сад приходят Герман и граф Томский. Герман влюблен в девушку, имени которой он не знает, ему известно только, что она знатна и поэтому не может быть его женой.

Князь Елецкий сообщает своим друзьям, что он женится. Герман спрашивает, кто его невеста. «Вот она», - говорит Елецкий, указывая на Лизу, сопровождающую свою бабушку - старую графиню, прозванную Пиковой дамой. Лиза - та девушка, в которую влюблен Герман.

«Счастливый день, тебя благословляю!» - говорит Елецкий. «Несчастный день, тебя я проклинаю!» - восклицает Герман.

Томский рассказывает окружающим, что в молодости графиня была красавицей. Страстная картежница, она однажды, находясь в Париже, проигралась дотла.

Граф Сен-Жермен назвал ей три беспроигрышные карты, которые и помогли «московской Венере» вернуть состояние. Графине предсказано, что ей принесет смерть тот, кто, горя пылкой страстью, придет к ней узнать, какие это карты. Рассказ Томского производит сильное впечатление на Германа.

Сад опустел. Начинается гроза. Буря не страшит Германа. Он клянется, что Лиза будет принадлежать ему, или он умрет.

2 картина

Комната Лизы в доме графини. У Лизы собрались подруги. Лиза и Полина поют дуэт «Уж вечер; облаков померкнули края…». Полина исполняет грустный романс «Подруги милые», но тут же переходит на русскую плясовую песню «Ну-ка, светик-Машенька». Веселье прервано строгой гувернанткой - графиня сердится: уже поздно, девушки мешают ей спать. Девушки расходятся.

Оставшись одна, Лиза поверяет «царице ночи» свою сокровенную тайну: она любит Германа.

В дверях балкона появляется Герман. Он признается Лизе в своей любви.

Но раздается властный стук в дверь. Старая графиня сама приходит к Лизе, чтобы узнать причину шума, нарушающего ее покой. Успевший укрыться в глубину балкона Герман вспоминает легенду о трех картах. На мгновенье любовь к Лизе отступает перед жгучим желанием узнать тайну карт.

Графиня уходит, и Герман приходит в себя. С еще большей силой страсти он говорит Лизе о своей любви. Сначала Лиза умоляет его уйти, но затем, покоренная силой его чувства, произносит слова ответного признания.

2 действие

1 картина

Бал у богатого сановника. Елецкий замечает, что Лиза печальна, и просит поведать ему причину ее печали. Но Лиза уклоняется от объяснения. Ее не трогают мольбы жениха, она равнодушна к Елецкому.

Лиза передает Герману ключ от потайной двери дома графини: им нужно встретиться. Путь в комнату Лизы лежит через спальню бабушки. Герману кажется, что сама судьба помогает ему узнать три заветные карты.

2 картина

Спальня графини. Отсюда Герман должен проникнуть в комнату Лизы. Одержимый желанием узнать три карты, Герман решает остаться здесь и добиться от графини заветного ответа.

Вернувшаяся с бала графиня, прогнав приживалок и горничных, вспоминает свою юность, блестящие балы в Париже.

Внезапно появившийся Герман просит графиню открыть ему тайну трех карт. Старуха молчит. Герман, угрожая пистолетом, требует назвать ему эти три карты. Графиня от страха умирает.

Услышав шум, Лиза вбегает в спальню. Увидев мертвую графиню, она в отчаянии восклицает: «Не я тебе была нужна, а карты!».

3 действие

1 картина

Комната Германа в казармах. Герман читает письмо Лизы. Она просит его придти на набережную для объяснения.

Воспоминания о смерти и похоронах графини преследуют Германа: ему чудится призрак старухи. Она приказывает Герману жениться на Лизе, и тогда три карты - тройка, семерка, туз - выиграют кряду.

2 картина

Набережная Канавки. Близится полночь. Лиза ждет Германа. Но его все нет.
Когда Лиза теряет надежду, Герман приходит. На мгновение обоим кажется, что счастье не оставит их, что забыты все страданья. Но, одержимый мыслью о трех картах, Герман отталкивает Лизу и убегает в игорный дом. Лиза бросается в воду.

3 картина

Карточная игра в игорном доме в разгаре. Все свои деньги Герман ставит на названную призраком карту: тройку, и выигрывает. Ставка удвоена. Вторая карта – семерка – снова приносит ему удачу.

Герман в крайнем возбуждении бросает окружающим вызов - сыграть с ним еще раз. Вызов Германа принимает Елецкий. Третья карта Германа оказывается не тузом, а пиковой дамой. Карта бита. Герману мерещится призрак графини. Он сходит с ума и стреляется.

Действие происходит в Петербурге в конце XVIII в.

Созд. янв. 1890, Флоренция - июнь 1890, Фроловское.

Первое исполнение 7 дек. 1890, Петербург, Мариинский театр. Дирижер Э.Ф.Направник. Режиссер Г.П.Кондратьев. Танцы и интермедия поставлены М.Петипа. Художники: В.В.Васильев - д. I, кар. 1, А.С.Янов - д. I, карт. 2, Г.Левот - д. II, карт. 3 и д. III, карт. 7, К.М.Иванов - д. III, карт. 4 и д. III, карт. 6, И.П.Андреев - д. III, карт. 5. Костюмы по рисункам Е.П.Пономарева.

д. I, 1к.
Солнечный Летний сад. В обстановке благоденствия и радости прогуливается толпа горожан, дети в сопровождении нянюшек и гувернанток. Офицеры Сурин и Чекалинский делятся впечатлениями о странном поведении своего приятеля Германа. Все ночи напролет он проводит в игорном доме, но даже не пытается испробовать судьбу. Вскоре появляется и сам Герман в сопровождении графа Томского. Ему открывает Герман душу: он страстно, пылко влюблен, хотя имени своей избранницы не знает. Присоединившийся к компании офицеров князь Елецкий рассказывает о предстоящей скоро женитьбе: "Светлый ангел согласие дал свою судьбу с моею сочетать!" Герман в ужасе узнает, что невеста князя и есть предмет его страсти, когда мимо проходит Графиня в сопровождении своей внучки, Лизы.

Обе женщины охвачены тяжелыми предчувствиями, гипнотизированные горящим взглядом несчастного Германа. Тем временем Томский рассказывает присутствующим светский анекдот о графине, которая, будучи юной московской "львицей", проиграла все состояние и "ценой одного рандеву", узнав роковую тайну трех всегда выигрывающих карт, одолела судьбу: "Раз мужу те карты она назвала, в другой раз их юный красавец узнал, но в эту же ночь, лишь осталась одна, к ней призрак явился и грозно сказал: "Получишь смертельный удар ты от третьего, кто, пылко, страстно любя, прийдет, чтобы силой узнать у тебя три карты, три карты, три карты!" Герман внимает рассказу с особым напряжением. Сурин и Чекалинский подшучивают над ним и предлагают выведать у старухи тайну карт. Начинается гроза. Сад пустеет. Лишь Герман встречает разбушевавшуюся стихию "с открытым забралом", у него в душе клокочет огонь не меньшей силы: "Нет, князь! Пока я жив, тебе я не отдам ее, не знаю как, но отниму!" - восклицает он.

2 к.
В сумерки девушки музицируют в комнате Лизы, стараясь развеселить опечаленную, несмотря на состоявшуюся помолвку с князем, девушку. Оставшись одна, она поверяет ночи свою тайну: "И вся моя душа во власти его!" - признается она в любви к таинственному незнакомцу, в глазах которого прочла "огонь палящей страсти". Неожиданно на балконе возникает Герман, который пришел к ней перед тем, как уйти из жизни. Его пылкое объяснение увлекает Лизу. Стук разбуженной Графини его прерывает. Спрятавшийся за портьеру Герман возбужден самим видом старухи, в лице которой ему чудится страшный призрак смерти. Не в силах больше скрывать свои чувства, Лиза отдается во власть Германа.

II д., 1 к.
В доме богатого столичного сановника бал. Елецкий, встревоженный холодностью Лизы, уверяет ее в безмерности своей любви. Чекалинский и Сурин в масках издеваются над Германом, нашептывая ему: "Не ты ли тот третий, кто, страстно любя, прийдет чтоб узнать от нее три карты, три карты, три карты?" Герман взволнован, их слова возбуждают его воображение. По окончании представления "Искренность пастушки" он сталкивается с Графиней. И когда Лиза отдает ему ключи от спальни Графини, которая ведет в ее комнату,Герман воспринимает это как предзнаменование. Сегодня ночью он узнает тайну трех карт - путь завладеть рукой Лизы.

2 к.
Герман пробирается в спальню Графини. С трепетом всматривается он в портрет московской красавицы, с которой связан "какой-то тайной силой". Вот и она в сопровождении приживалок. Графиня недовольна, ей не по вкусу нынешние нравы, обычаи, она с тоской вспоминает прошлое и засыпает в кресле. Неожиданно перед ней возникает Герман, умоляющий открыть тайну трех карт: "Вы можете составить счастье целой жизни, и оно вам ничего не будет стоить!" Но Графиня, онемевшая от испуга, недвижима. Под угрозой пистолета она испускает дух. "Она мертва, а тайны не узнал я", - сокрушается близкий к умопомрачению Герман в ответ на упреки вошедшей Лизы.

III д. 1к.
Герман в казармах. Он читает письмо Лизы, простившей его, где она назначает ему свидание на набережной. В воображении встают картины похорон старухи, слышится заупокойное пение. Возникший призрак Графини в белом похоронном саване вещает: "Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют сряду. Запомни! Тройка! Семерка! Туз!" "Тройка... Семерка... Туз..." - как заклинание повторяет Герман.

2 к.
Лиза ждет Германа на набережной у Канавки. Ее разрывают сомнения: "Ах, истомилась, исстрадалась я", - в отчаяньи восклицает она. В момент, когда часы бьют полночь, и Лиза окончательно разуверилась в возлюбленном, он появляется. Но Герман, поначалу повторяющий за Лизой слова любви, одержим уже другой идеей. Пытаясь увлечь девушку поспешить за ним в игорный дом, он с криком убегает. Поняв неотвратимость произошедшего, девушка бросается в реку.

3 к. Игроки веселятся за карточным столом. Их развлекает Томский шутливой песенкой. В разгаре игры появляется взбудораженный Герман. Дважды подряд, предлагая крупные ставки, он выигрывает. "Сам черт с тобой играет заодно", - возглашают присутствующие. Игра продолжается. На сей раз против Германа князь Елецкий. И вместо беспроигрышного туза в его руках оказывается дама пик. Герману видятся на карте черты умершей старухи: "Проклятая! Что надобно тебе! Жизнь моя? Возьми, возьми ее!" Он закалывается. В проясненном сознании возникает образ Лизы: "Красавица! Богиня! Ангел!" С этими словами Герман умирает.

Опера была заказана Чайковскому дирекцией императорских театров. Сюжет предложен И.А.Всеволожским . Начало переговоров с дирекцией относится к 1887/88 годам. Первоначально Ч. отказался и лишь в 1889 г. решил писать оперу на этот сюжет. На совещании в дирекции императорских театров в конце 1889 г. были обсуждены сценарий, планировка сцен оперы, постановочные моменты, элементы оформления спектакля. В эскизах опера сочинена с 19/31 янв. по 3/15 марта во Флоренции. В июле - дек. 1890 Ч. внес множество изменений в партитуру, в литературный текст, речитативы, вокальные партии; по желанию Н.Н.Фигнера было также создано два варианта арии Германа из 7-й карт. (разные тональности). Все эти изменения зафиксированы в корректурных оттисках переложения для пения с фортепиано, пометах, различных вставках 1-го и 2-го изд.

При создании эскизов Ч. активно перерабатывал либретто. Он существенно изменил текст, ввел сценические ремарки, сделал сокращения, сочинил собственные тексты для арии Елецкого, арии Лизы, хора "Ну-ка, светик Машенька".

В либретто использованы стихи Батюшкова (в романсе Полины), В.А.Жуковского (в дуэте Полины и Лизы), Г.Р.Державина (в заключительной сцене), П.М.Карабанова (в интермедии).

В сцене в спальне графини использована старинная французская песня " Vive Henri IV". В той же сцене с несущественными изменениями заимствовано начало арии Лоретты из оперы А.Гретри "Ричард Львиное сердце". В заключительной сцене использована вторая половина песни (полонеза) "Гром победы, раздавайся" И.А.Козловского.

Перед началом работы над оперой Чайковский находился в подавленном состоянии, в чем он признавался в письме к А.К.Глазунову: "Переживаю очень загадочную стадию на пути к могиле. Что-то такое совершается внутри меня, для меня самого непонятное. Какая-то усталость от жизни, какое-то разочарование: по временам безумная тоска, но не та, в глубине которой предвидение нового прилива любви к жизни, а нечто безнадежное, финальное... А вместе с этим охота писать страшная... С одной стороны чувствую, что как будто моя песенка уже спета, а с другой - непреодолимое желание затянуть или все ту же жизнь, или еще лучше новую песенку"...

Чайковский очень любил и высоко ценил свою оперу "Пиковая дама", называя ее шедевром. Она была написана в эскизах в течение 44 дней во Флоренции. Сюжет заимствован из одноименной повести Пушкина. Либретто написано братом композитора М.И.Чайковским, хотя некоторые тексты написал сам Чайковский. Опера сочинялась скоро и с особой страстью. После ее завершения композитор написал струнный секстет "Воспоминание о Флоренции" , посвятив его городу, в котором он создал своей любимое детище.

Ч. хорошо осознавал значение "Пиковой дамы" даже в процессе работы. Вот строки его письма князю Константину Константиновичу : "Я писал ее с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака "Пиковой дамы") и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей" (от 3 авг. 1890 г.). И еще одна красноречивая самооценка: "... или я ужасно ошибаюсь, или "Пиковая дама" в самом деле шедевр..." Эта самооценка оказалась пророческой. Характеристика композитором идеи Четвертой симфонии как нельзя лучше отвечает основному смыслу его оперного шедевра: "Это - фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели". "Все новое, сравнительно с Пушкиным, в сюжете... - отмечает либреттист оперы М.И.Чайковский, - перенесение времени действия в эпоху Екатерины и введение любовно-драматического элемента". Добавим, что Герман в опере не рассчетливый и честолюбивый игрок с "душой Мефистофеля", а бедный офицер, "теплое, живое отношение" к которому со стороны самого автора рождает и наш ответный отклик - скорее сочувствие, чем осуждение. Лиза превращена из бедной воспитанницы во внучку старой графини. К тому же она - невеста и, в отличии от неимущего Германа, ее жених - знатный и богатый князь Елецкий. Все это усиливает мотив социального неравенства, разделяющий героев. Толкуя по-своему пушкинскую повесть, Ч. одновременно укрупнил ее.

Особенностью оперы является то обстоятельство, что главный герой ее, Герман, присутствует на сцене и поет во всех семи картинах оперы, что требовало от певца высокого мастерства и выносливости. Партия Германа писалась в расчете на замечательного русского тенора Н.Н.Фигнера , который и стал ее первым исполнителем.

Композитор сам принимал участие в подготовке петербургской премьеры, проходя партии Германа и Лизы с супругами Фигнер . По отзывам критики, "яркий темперамент Фигнера придал каждой фразе в соответствующих сильных моментах очень большую рельефность. В чисто лирических местах... пение Фигнера было проникнуто очаровательной мягкостью и задушевностью". "Фигнер и петербургский оркестр... сделали истинные чудеса", - писал впоследствии Чайковский. Успех "Пиковой дамы", как и предвидел ее автор, был потрясающим. С таким же невероятным успехом "Пиковую даму" приняли в Киеве 12 дней спустя после петербургской премьеры в исполнении оперной антрепризы И.П.Прянишникова под управлением И.В.Прибика с известным артистом М.Е.Медведевым в роли Германа. 4 ноября 1891 "Пиковую даму" давали в Москве в Большом театре. Автор присутствовал на спектакле, как и на первых представлениях в Петербурге и Киеве и принимал участие в репетиционной работе. Дирижировал И.К.Альтани. Главные роли исполняли выдающиеся артисты: М.Е.Медведев (Герман), перешедший из Киева в Москву, М.А.Дейша-Сионицкая (Лиза), П.А.Хохлов (Елецкий), Б.Б.Корсов (Томский) и А.П.Крутикова (Графиня). Очень тщательно была подготовлена постановка в национальном театре Праги под управлением дирижера А.Чеха (12 окт. - 30 сент. 1892 г.) - первое исполнение "Пиковой дамы" за рубежом.

П. Е. Вайдман

«ПИКОВАЯ ДАМА». Запись в mp3

Действующие лица и исполнители:
Герман - Никандр Ханаев (тенор), Лиза - Ксения Держинская (сопрано), Графиня - Бронислава Златогорова (контральто), Граф Томский - Александр Батурин (баритон), Князь Елецкий - Пантелеймон Норцов (баритон), Полина/Миловзор (Дафнис) - Мария Максакова (меццо-сопрано), Прилепа/Хлоя - Валерия Барсова (сопрано), Златогор - Владимир Политковский (баритон), Чекалинский - Сергей Остроумов (тенор), Сурин - Иван Маншавин (тенор), Чаплицкий - Михаил Новоженин (бас), Нарумов - Константин Терехин (бас), Маша - Надежда Чубиенко (сопрано), Гувернантка - Маргарита Шервинская (контральто), Церемонимейстер - Пётр Белинник (тенор).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры