Поместное дворянство евгений онегин цитаты. Чем похоже и чем различается столичное и поместное дворянство в романе «Евгений Онегин»? Провинциальное поместное дворянство

Главная / Измена жены

Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгении Онегин»

Многие страницы романа «Евгений Онегин» посвящены изображению столичного и провинциального дворянства - образу жизни, нравам и вкусам.

Поэт был противником домашнего образования. Поверхностное обучение («чему-нибудь и как-нибудь») становится началом поверхностного отношения молодых дворян к искусству (Онегин зевает в театре) и литературе («Не мог он ямба от хорея... отличить»), причиной «тоскующей лени», неспособности к труду.

Описывая образ жизни столичного «повесы» (утренняя прогулка на бульваре, обед в модном ресторане, посещение театра и, наконец, поездка на бал), автор в своих отступлениях дает очерк светских нравов («Причудницы большого света!»).

У автора вызывают презрение нравы, царящие в среде «светской черни»: распространенный в этой среде «хладнокровный разврат», отношение к любви как к «науке», показная добродетель и «модная спесь» светских дам:

Они, суровым поведеньем

Пугая робкую любовь,

Ее привлечь умели вновь...

В среде «светской черни» искажены и опошлены такие высокие понятия, как любовь и дружба. «Друзья» из числа светской черни лицемерны, а подчас и опасны.

Незаурядные, духовно свободные, мыслящие натуры плохо вписываются в ограничительные рамки светской лжеморали:

Пылких душ неосторожность

Самолюбивую ничтожность

Иль оскорбляет, иль смешит...

Светская среда отвергает независимые умы и приветствует посредственность. «Общество» одобряет тех,

Кто странным снам не предавался,

Кто черни светской не чуждался,

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

Л в тридцать выгодно женат...

Однако к числу столичных дворян относятся также представители старинной знати, в среде которых ценятся образованность и ум, благородство манер, строгий вкус, неприятие пошлого и вульгарного - словом, все то, что принято связывать с понятием аристократизма. Став княгиней, Татьяна «твердо в роль свою вошла», стала подлинной аристократкой. Она научилась владеть собой, сдерживать свои чувства: «Как сильно ни была она / Удивлена, поражена... В ней сохранился тот же тон...» Повествуя о вечерах в доме князя N. Пушкин воссоздает особую атмосферу этих светских раутов, на которых присутствовал «цвет столицы». Автор любуется «порядком стройным олигархических бесед», описывает непринужденную беседу гостей, в которой нет «глупого жеманства», пошлых тем или «вечных истин».

Столичное дворянство - это среда, в которой много лет вращался Онегин. Здесь формировался его характер, отсюда он вынес жизненные привычки, надолго определившие его судьбу.

Поместное дворянство представлено в романе, прежде всего семьей Лариных, а также соседями Онегина (которых он избегал, опасаясь разговоров «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне»). На примере семьи Лариных автор рассказывает о быте поместных дворян, о круге их чтения, вкусах и привычках. Ларина-старшая вышла замуж против своей воли, по настоянию родителей. Вначале она «рвалась и плакала», оказавшись в деревне; верная девическим привычкам, она носила узкий корсет, писала чувствительные стихи, называла служанок на французский лад, но позднее привыкла к своей новой жизни и освоилась в роли хозяйки. Как многие провинциальные помещицы, Ларина «самодержавно» управляла своим супругом и деятельно занималась хозяйством:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы...

Патриархальный уклад жизни сближает помещиков с простым народом. Татьяна умывается снегом, как крестьянские девушки. Самый близкий человек для нее - няня, простая крестьянка. Супруги Ларины соблюдают посты и празднуют масленицу, любят «круглые качели», хоровод и подблюдные песни. Их дом всегда открыт для гостей. Если Онегин, живя в Петербурге, питался исключительно блюдами французской или английской кухни, то в семье Лариных принята традиционная русская еда. Онегин по нескольку часов проводил перед зеркалом. Ларин «в халате ел и пил», его жена носила шлафрок и чепец. Описывая смерть Ларина, автор пишет не без иронии: «Он умер в час перед обедом...», подчеркивая характерную особенность поместной жизни: время всех событий (даже смерти) отсчитывают от времени еды. «Привычки милой старины» сохранились в семье Лариных, и после смерти отца. Ларина-старшая осталась такой же радушной хозяйкой.

Однако жизнь в провинции имеет и свои отрицательные стороны. Прежде всего, это оторванность от мира, культурное отставание от жизни столиц. На именины Татьяны автор приводит весь «цвет» провинциального дворянства - пустяковых, буяновых, скотининых, петушковых... Пушкин не случайно использует здесь «определяющие» фамилии, которые напоминают об угасшей литературной традиции XVIII века: на «пир огромный» явились персонажи минувшего века.

Описывая в своем романе дворянское сословие, Пушкин избегает однозначных оценок. Уездная глубинка, как и столичный свет, пронизана противоречивыми влияниями прошлого и настоящего, отражает светлые и темные стороны жизни.

В данном романе автор открыто и без прикрас показывает обе стороны дворянства. Все старой закалки представители высшего света, выдержанные, благородные, имеют острый пытливый ум. Для них нет ярких эмоций и пошлости, если аристократ и чувствуют презрение или удивление, он этого не показывает, разговоры ведутся на высоко духовные тематики.

Поместное дворянство это часть людей, которые относятся к дворянскому роду, но не имеют должного образования, их манеры не излучают изысканности. Все поступки лицемерны, направлены на удовлетворение своих низменных потребностей. Обучение такие сливки общества зачастую получают дома.

Соответственно, все науки изучены поверхностно, нужных знаний не получено, поэтому и разговоры у таких дворян пустые, жеманные с излишней высокомерностью, которую они оправдывают своим отношением к знати.

В данном произведении поместное дворянство выражено в семье Лариных и их соседях, Онегин не ходил к ним в гости, чтобы постоянно не слышать, рассказов о крестьянах, о том, как засолить грибы или правильно кормить свиней.

Мать Татьяны была со знатной семьи, когда она вышла замуж и приехала жить в деревню, сначала долго сопротивлялась обстоятельствам, носила красивые наряды, говорила на французском языке. Но вскоре эта жизнь ее сломала, она привыкла к обществу крестьян, стала управлять хозяйством.

Пример того что Татьяна тоже сблизилась с крестьянами, она может умыться снегом, дружит со своей няней, уклад жизни приносит свои коррективы даже в самые изысканные и высоко духовные натуры. Онегин, чтобы выйти на обед переодевается, приводит себя в порядок, Ларины же могут садиться за стол в халатах, чепце и повседневной одежде.

Многие привычки поместного дворянства, это пережитки прошлого, но с другой стороны, это сохранение традиций наших предков. Сам Онегин представитель столичной аристократии, образован, культурен, но все свое время проводит на балах ресторанах. Много времени проводит в своем кабинете, где ухаживает за собой, то читает книги. Вот поэтому, это однообразие его ввело в депрессию, ему все надоело.

Сам он очень умен, ум всесторонне развит, взгляды на жизнь у него прогрессивные, он понимает и воспринимает все прекрасное в этом мире. А весь остальной круг аристократов, пуст, лицемерен, эгоистичен. Их видимая занятость и деятельность, на самом деле ничего не производит и не приносит никакой пользы. Только бесконечная трата времени, огромных сумм денег на балы и развлечения.

Онегин не находит себе места в столичных аристократических кругах, ему там скучно и не интересно. В то же время Татьяна в своем поместье в кругу то крестьян, то собравшихся в очередной день поужинать у соседей и поговорить о том, как прошел день.

Чтобы уйти от этого не приносящего удовлетворения общества, Онегин приехал в деревню, Татьяна стала читать романы. Татьяна развита духовно, она любит природу, воспитанная, умная и тонкая личность. Вскоре эта героиня станет настоящей светской дамой с необходимым уровнем образования. При этом она простая и искренняя, эти лучшие черты русского характера, автор дал нашей героине.

Просто же живущие в глубинке дворяне невоспитанные, имеют привычки крестьян, но сохранили обычаи предков. В итоге в каждом из данных обществ есть, что-то положительное и отрицательное, это две неразделимые части общества.

Сочинение Столичное и поместное дворянство

Одной из главных сюжетных линией романа является описание русского дворянства. В произведении «Евгений Онегин» во всех подробностях описывается быт и нравы общества. Читая ты, будто оказываешься в том времени. Светскую и деревенскую жизнь А.С.Пушкин описывал на собственном опыте. Отношение автора неоднозначно к разным слоям общества, он высмеивает светское общество, и с симпатией пишет о поместном дворянстве

Столичное дворянство выражается в распорядке дня Онегина - утро начинается после полудня, небольшая прогулка до ресторана, после обеда поход в театр, а в ночь главное торжество бал. А утром когда просыпается рабочий Петербург, дворяне уезжают с бала. Столичное дворянство можно описать, как суетливое, праздное, а основной их чертой является скука. В их жизни есть только балы, сплетни, каждый боится мнения окружающих. Они все гонятся за модой, чтоб наряд был лучше, чем у другого. Люди из высшего общества эгоистичны и равнодушны, они искусственные, на людях все мило улыбаются, а за спиной зло судачат. Знания и чувства поверхностные, в таком обществе никогда не смогла бы вырасти такая, как Татьяна Ларина. В этом обществе жизнь наполнена постоянными балами, карточными играми, интригами. Идут года, люди стареют, а жизнь их не изменяется

Провинциальное дворянство это дань старине, здесь правит патриархат и семейные ценности. В деревне жизнь медленная, все идет своим чередом, ничего значительно не изменяется. Люди невежественные и не очень умные, основные темы для разговоров это сенокос и псарни, если и случается что-то неординарное, это будут обсуждать очень долго. Сплетни здесь ходят как будто домашние, так как все они как большая семья и каждый знает друг о друге все. Развлечений в деревне не много это поход на охоту или в гости, главным торжеством считается бал, на котором сохранились еще старинные традиции. Пушкин через фамилии отчетливо изображает характеры помещиков (Скотинины, Буянов, Петушков)

Провинциальное дворянство это карикатура на столичное. Чтобы показать свое воспитание в высшем обществе, достаточно было прекрасно знать французский язык, уметь танцевать и обладать манерами светского человека. Именно в столичном обществе люди становятся лицемерами, скрывают свои чувства. Пушкин описывая разные слои общества отдает свое предпочтение помещикам живущим в деревне, которые еще сохранили народные традиции и жизненные принципы.

  • Сочинение Жерков в романе Война и мир: образ и характеристика

    Одной из самых значимых тем в творчестве Толстого является тема чести и достоинства русского офицера. Характеристика Жеркова полностью помогли понять, почему русская армия одержала поражение в войне 1805-1807 годах.

  • Сочинение

    В романе "Евгений Онегин" Пушкин с замечательной полнотой развернул картины русской жизни первой четверти XIX века. Перед глазами читателя живой, движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.

    В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же "однообразна и пестра" жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состояли в поисках новых, еще не приевшихся развлечений. Желание перемен заставляет Евгения уехать в деревню, затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов. Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей "равнодушною княгиней", хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.

    Здесь можно встретить и проласовых, "заслуживших известность низостью души", и "перекрахмаленных нахалов", и "диктаторов бальных", и пожилых дам "в чепцах и розах, с виду злых", и "девиц, не улыбающихся лиц". Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим правилам благопристойного лицемерия, играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской. Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:

    А мне, Онегин, пышность эта,
    Постылой жизни мишура,
    Мои успехи в вихре света,
    Мой модный дом и вечера,
    Что в них? Сейчас отдать я рада
    Всю эту ветошь маскарада,
    Весь этот блеск, и шум, и чад
    За полку книг, за дикий сад,
    За наше бедное жилище...

    Та же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими сатирическими красками рисует Пушкин коллективный портрет московского барства:

    Но в них не видно перемены,
    Все в них на старый образец:
    У тетушки княжны Елены
    Все тот же тюлевый чепец;
    Все белится Лукерья Львовна,
    Все то же лжет Любовь Петровна,
    Иван Петрович так же глуп,
    Семен Петрович так же скуп...

    В этом описании обращает на себя внимание настойчивое повторение мелких бытовых деталей, их неизменность. А это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

    Татьяна вслушаться желает
    В беседы, в общий разговор;
    Но всех в гостиной занимает
    Такой бессвязный, пошлый вздор,
    Все в них так бледно, равнодушно;
    Они клевещут даже скучно...

    В шумном московском свете задают тон "франты записные", "гусары отпускные", "архивны юноши", самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится суетная жизнь, лишенная всякого внутреннего содержания.

    Они хранили в жизни мирной
    Привычки милой старины;
    У них на масленице жирной
    Водились русские блины;
    Два раза в год они говели,
    Любили русские качели,
    Подблюдны песни, хоровод... Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям, радушие и хлебосольство. Но Пушкин вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков. Наоборот, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасающая примитивность интересов, которая проявляется и в обычных темах разговоров, и в занятиях, и в абсолютно пустой и бесцельно прожитой жизни. Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что был простой и добрый малый", "в халате ел и пил" и "умер в час перед обедом". Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который "лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил". Этим добродушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строфах умещается вся ее духовная биография, состоящая в довольно быстром перерождении жеманной сентиментальной барышни в заправскую полновластную помещицу, портрет которой мы видим в романе.

    Она езжала по работам,
    Солила на зиму грибы,
    Вела расходы, брила лбы,
    Ходила в баню по субботам,
    Служанок била осердясь —
    Все это мужа не спросясь.

    С своей супругою дородной
    Приехал толстый Пустяков;
    Гвоздин, хозяин превосходный,
    Владелец нищих мужиков...

    Эти герои настолько примитивны, что не требуют развернутой характеристики, которая может заключаться даже в одной фамилии. Интересы этих людей ограничиваются поглощением пищи и разговорами "о вине, о псарне, о своей родне". Почему же Татьяна стремится из роскошного Петербурга в этот скудный, убогий мирок? Наверное, потому, что он ей привычен, здесь можно не скрывать своих чувств, не играть роль великолепной светской княгини. Здесь можно погрузиться в привычный мир книг и чудесной сельской природы. Но Татьяна остается в свете, прекрасно видя его пустоту. Онегин тоже не в состоянии порвать с обществом, не принимая его. Несчастливые судьбы героев романа являются результатом их конфликта и со столичным, и с провинциальным обществом, которое, однако, порождает в их душах покорность мнению света, благодаря которой друзья стреляются на дуэли, а любящие друг друга люди расстаются.

    Значит, широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг актуальных социальных и нравственных проблем 20-х годов XIX столетия.

    Изображение жизни поместного и столичного дворянства . Роман Пушкина «Евгений Онегин» - первый русский ре­алистический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь в 20-е годы XIX века. Это было время подъема националь­ного самосознания, пробужденного войной 1812 года, усиления недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержав­но-крепостническим строем.

    Пушкин, передовой человек своей эпохи, не мог пройти мимо самых насущных злободневных тогда вопросов и откликнулся на них романом «Евгений Онегин», справедливо названным кри­тиком Белинским «энциклопедией русской жизни».

    Одним из вопросов, поднятых на страницах романа, был воп­рос о русском дворянстве, провинциальном и столичном. В своем романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворян­ства и дал меткую характеристику представителям этого общест- ия. За добродушием автора часто стоит весьма ироническое опи­сание того или иного героя. Например, когда речь заходит о дя­дюшке Онегина, который живет в своем имении, поэт пишет:

    Лет сорок с ключницей бранился,

    В окно смотрел и мух давил.

    С такой же иронией поэт говорит и о «жизни мирной» семьи Лариных, но ему нравятся их «привычки милой старины». И за эту близость к народным обычаям Пушкин с симпатией относит­ся к семейству Лариных. К ним еще не дошли веяния света, и все так же лихо у них отплясывают мазурку, пекут на масленицу блины, «два раза в год говеют» и «носят блюда по чинам». Сам Ларин Дмитрий «…был добрый малый, в прошедшем веке запоз­далый». Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».

    Очень образно показал нам поэт гостей Лариных, съехавших­ся на именины Татьяны. Здесь и «толстый Пустяков», и «Гвоз- дин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и «уезд­ный франтик Петушков», и «отставной советник Флянов, тяже­лый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут». «Скотинины - чета седая» - как бы из «Недоросля» перекоче­вали в роман Пушкина. Таково провинциальное дворянство XIX ве­ка, недалеко ушедшее по своим взглядам и образу жизни от дво­рянства XVIII столетия.

    Помещики жили по старинке, ничем не утруждали себя, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем благополу­чии, имели «наливок целый строй» и, собравшись вместе, говори­ли «…о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» и осуждали друг друга. Дальше этих разговоров интересы их не шли. Разве что раз­говор о новых людях, появлявшихся в их обществе, о которых со­чиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать за­муж дочек и буквально ловили для них женихов. Так было с Лен­ским: «Все дочек прочили своих за полурусского соседа».

    Культурные запросы провинциальных дворян тоже были очень низки. Пушкин всего в нескольких словах дает меткую и полную характеристику жестокости помещиков. Так, Ларина «брила лбы» провинившимся крестьянам, «служанок била осер­дясь».

    Жестокая и жадная крепостница, она заставляла девушек петь при сборе ягод, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».

    Когда Евгений, приехав в деревню, «ярем… барщины старин­ной оброком легким заменил», то «…в углу своем надулся, уви­дя в этом страшный вред, его расчетливый сосед», наверное, такой, как Скотинины или тот же Гвоздин. Все, о чем рассказы­вает поэт, - правда; это и его личное наблюдение за жизнью провинциального дворянства, в ссылке в Михайловском он ви­дел это все своими глазами.

    В романе изображается и жизнь столичного аристократиче­ского общества. Жизнь дворян - сплошной праздник. Именно система самодержавно-крепостнического строя позволяла им вес­ти такой образ жизни. Театры, балы, рестораны - это основное занятие столичного дворянства. Трудиться они не хотели, так как «труд упорный им был тошен». Пустую, бездеятельную жизнь в светском обществе считали нормальным явлением. Ав­тор романа подробно познакомил нас с «занятиями Евгения Онеги­на и на примере одного дня, проведенного им, показал, что жизнь общества была очень «однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера». Пушкин же, критически относящийся к такой жизни, сатирически рисует типичных представителей высшего света. Цвет столицы - это «необходимые глупцы», «на все сер­дитые господа», «диктаторы», «с виду злые дамы» и «не улы­бающиеся девицы». Без цели, без движения вперед - вот каки­ми мы увидели дворян-аристократов, наполнивших светские гостиные Петербурга и Москвы:

    Все в них так бледно, равнодушно:

    Они клевещут даже скучно,

    В бесплодной сухости речей,

    Расспросов, сплетен и вестей

    Не вспыхнет мысли в целы сутки.

    Хоть невзначай, хоть наобум.

    Как поместное дворянство, так и столичное преклонялось пе­ред всем иностранным. В каждом доме дворянина были загра­ничные предметы роскоши, которые Париж и «Лондон щепе­тильный… за лес и сало возят нам». Везде носили одежду на за­граничный манер и говорили по-французски:

    Но панталоны, фрак, жилет,

    Всех этих слов на русском нет.

    Татьяна, «русская душою», попав в петербургское общество, выучила науку «властвовать собою», о которой говорил ей Оне­гин. Высший свет может любого перевоспитать в светского чело­века, каким он должен быть в понимании «судей решительных и строгих», чтоб о нем «твердили целый век: какой прекрасный человек».

    С раннего детства дворянам прививали черты человека- кирьериста, который должен быть хватом или франтом, чтоб «жизни холод с летами вытерпеть умел», чтоб «черни светской не чуждался» и в тридцать лет «был выгодно женат».

    Характеристика дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой одну цель - добиться славы и чинов. Пушкин верен своим принципам и всегда в произведениях осуждающе от­носится к такого рода людям. В романе «Евгений Онегин» он сатирически обличает образ жизни поместного и столичного дворянства. При этом поэт точно указывает на главного врага, позволяющего дворянству вести такой образ жизни, - самодер­жавно-крепостнический строй.

    В романе «Евгений Онегин» Пушкин легкими штрихами обрисовал дворянство – людей, в обществе которых вращался Евгений Онегин, и с кем, помимо главных героев, ему приходилось поддерживать отношения, общаться. Столичное дворянство разительно отличалось от губернских помещиков, живших в глубинке. Этот разрыв был тем более заметным, чем реже помещики выезжали в столицу. Интересы, уровень культуры, образованность тех и других зачастую оказывались на разных ступенях.

    Образы помещиков и великосветского дворянства только отчасти были вымышленными. Сам Пушкин вращался в их среде, и большинство картин, изображенных в произведении, были подсмотрены на светских раутах, балах, обедах. С провинциальным обществом поэт общался во время вынужденной ссылки в Михайловском и в период пребывания в Болдино. Поэтому жизнь дворянства, что в деревне, что в Москве и Петербурге изображена поэтам со знанием дела.

    Провинциальное поместное дворянство

    Наряду с , семейством Лариных в губернии жили и другие помещики. С большинством из них читатель знакомится на именинах у . Но некоторые штрихи-наброски к портретам соседей-помещиков можно увидеть во второй главе, когда Онегин поселился в деревне. Простые по своему душевному складу, даже несколько примитивные люди пытались подружиться с новым соседом, но как только он видел приближавшиеся дрожки, он садился на коня и уезжал с заднего крыльца, чтобы не быть замеченным. Маневр новоявленного помещика был замечен, и оскорбленные в своих лучших побуждениях соседи прекратили свои попытки свести с Онегиным дружбу. Интересно описывает Пушкин реакцию на замену барщины оброком:

    Зато в углу своем надулся,
    Увидя в этом страшный вред,
    Его расчетливый сосед;
    Другой лукаво улыбнулся,
    И в голос все решили так,
    Что он опаснейший чудак.

    Отношение дворян к Онегину стало неприязненным. Острые на язык сплетники стали говорить о нем:

    «Сосед наш неуч; сумасбродит;
    Он фармазон; он пьет одно
    Стаканом красное вино;
    Он дамам к ручке не подходит;
    Все да да нет; не скажет да-с
    Иль нет-с ». Таков был общий глас.

    Придуманные россказни способны показать уровень интеллекта и образованности людей. И поскольку он оставлял желать лучшего, Ленский тоже был не в восторге от своих соседей, хотя из вежливости наносил им визиты. Хотя

    Господ соседственных селений
    Ему не нравились пиры;

    Некоторые помещики, у которых подрастали дочери, мечтали заполучить «богатого соседа» к себе в зятья. И поскольку Ленский не стремился попасть в чьи-нибудь умело расставленные сети, он тоже все реже стал навещать своих соседей:

    Бежал он их беседы шумной.
    Их разговор благоразумный
    О сенокосе, о вине,
    О псарне, о своей родне.

    К тому же Ленский был влюблен в Ольгу Ларину и почти все свои вечера проводил в их семействе.

    На именины к Татьяне съехались почти все соседи:

    С своей супругою дородной
    Приехал толстый Пустяков;
    Гвоздин, хозяин превосходный,
    Владелец нищих мужиков;

    Тут Пушкина явно иронизирует. Но, сожалению, подобных Гвоздиных, обдиравших как липку, своих мужиков, среди помещиков было немало.

    Скотинины, чета седая,
    С детьми всех возрастов, считая
    От тридцати до двух годов;
    Уездный франтик Петушков,
    Мой брат двоюродный, Буянов,
    В пуху, в картузе с козырьком
    (Как вам, конечно, он знаком),
    И отставной советник Флянов,
    Тяжелый сплетник, старый плут,
    Обжора, взяточник и шут.

    XXVII

    С семьей Панфила Харликова
    Приехал и мосье Трике,
    Остряк, недавно из Тамбова,
    В очках и в рыжем парике.

    Пушкину не нужно тратить длинные строфы на характеристику гостей-помещиков. Фамилии говорили сами за себя.

    На празднике присутствовали не только помещики, представлявшие несколько поколений. Старшее поколение представляли Скотинины, чета седая, им явно было за 50, отставной советник Флянов, ему тоже было далеко за 40. В каждом семействе были дети, составившие молодое поколение, которые были рады полковому оркестру и танцам.

    Провинциальное дворянство пытается подражать столице, устраивая балы и праздники, но здесь все намного скромнее. Если в Петербурге предлагаются блюда, приготовленные французскими поварами из заморских продуктов, то в провинции на стол выставляются собственные запасы. Пересоленный жирный пирог готовился дворовыми поварами, настойки и наливки делались из ягод и фруктов, собранных в собственном саду.

    В следующей главе, где описывается подготовка к дуэли, читатель познакомится с еще одним помещиком

    Зарецкий, некогда буян,
    Картежной шайки атаман,
    Глава повес, трибун трактирный,
    Теперь же добрый и простой
    Отец семейства холостой,
    Надежный друг, помещик мирный
    И даже честный человек.

    Это его, побаивается Онегин, так и не решившись предложить Ленскому примирение. Он знал, что Зарецкий мог

    Друзей поссорить молодых
    И на барьер поставить их,
    Иль помириться их заставить,
    Дабы позавтракать втроем,
    И после тайно обесславить
    Веселой шуткою, враньем.

    Московское дворянское общество

    Татьяна попала в Москву не случайно. Она приехала вместе с матерью на ярмарку невест. В Москве жила близкая родня Лариных, и Татьяна с матерью остановилась у них. В Москве Татьяна близко столкнулась с дворянским обществом, которое было более архаичным и застывшим, чем в Петербурге или провинции.

    В Москве Таня была встречена родней тепло и душевно. Старушки рассыпались в воспоминаниях, «младые грации Москвы», присмотревшись к новой родственнице и подруге, находили с ней общий язык, делились секретами красоты и моды, рассказывали о своих сердечных победах и пытались выпытать у Татьяны ее секреты. Но

    тайну сердца своего,
    Заветный клад и слез и счастья,
    Хранит безмолвно между тем
    И им не делится ни с кем.

    В особняк тетушки Алины приезжали гости. Чтобы не выглядеть излишне рассеянной или высокомерной,

    Татьяна вслушаться желает
    В беседы, в общий разговор;
    Но всех в гостиной занимает
    Такой бессвязный, пошлый вздор;
    Все в них так бледно, равнодушно;
    Они клевещут даже скучно.

    Все это было не интересно романтически настроенной девушке, которая в глубине души, возможно, ждала какого-то чуда. Она нередко стояла где-нибудь в сторонке, и только

    Архивны юноши толпою
    На Таню чопорно глядят
    И про нее между собою
    Неблагосклонно говорят.

    Конечно, подобные «архивны юноши» не могли заинтересовать юную барышню. Здесь Пушкин применил старославянскую форму прилагательного, чтобы подчеркнуть принадлежность «юношей» к «прошлому веку». В конце XVIII- первой половине XIXвека поздние браки были не редкость. Мужчины были вынуждены служить, чтобы сделать определенное состояние, и только потом женились. Но в невесты они выбирали юных девушек. Так что неравные в возрастном отношении браки были в то время – не редкость. Они смотрели свысока на провинциальную барышню.

    Вместе с матушкой или кузинами Татьяна посещала театры, ее вывозили на московские балы.

    Там теснота, волненье, жар,
    Музыки грохот, свеч блистанье,
    Мельканье, вихорь быстрых пар,
    Красавиц легкие уборы,
    Людьми пестреющие хоры,
    Невест обширный полукруг,
    Всё чувства поражает вдруг.
    Здесь кажут франты записные
    Свое нахальство, свой жилет
    И невнимательный лорнет.
    Сюда гусары отпускные
    Спешат явиться, прогреметь,
    Блеснуть, пленить и улететь.

    На одном из балов на Татьяну обратил внимание ее будущий муж.

    Дворяне Петербурга

    В первой части поэтического романа светское общество Петербурга было описано легкими набросками, взглядом со стороны. Об отце Онегина Пушкин пишет, что

    Служив отлично благородно,
    Долгами жил его отец,
    Давал три бала ежегодно,
    И промотался наконец.

    Не один Онегин-старший жил подобным образом. Для многих дворян это было нормой. Еще один штрих светского общества Петербурга:

    Вот мой Онегин на свободе;
    Острижен по последней моде,
    Как dandy лондонский одет -
    И наконец увидел свет.
    Он по-французски совершенно
    Мог изъясняться и писал;
    Легко мазурку танцевал
    И кланялся непринужденно;
    Чего ж вам больше? Свет решил,
    Что он умен и очень мил.

    Описанием , Пушкин показывает, какие интересы и мировоззрения у аристократической молодежи.

    Никого не смущает, что молодой человек нигде не служит. Если у дворянской фамилии имеются поместья и крепостные, то зачем служить? В глазах некоторых мамаш, возможно, Онегин был неплохой партией для замужества их дочерей. Это одна из причин, почему в свете принимают и приглашают молодых людей на балы и обеды.

    Бывало, он еще в постеле:
    К нему записочки несут.
    Что? Приглашенья? В самом деле,
    Три дома на вечер зовут:
    Там будет бал, там детский праздник.

    Но Онегин, как известно, не стремился связать себя узами брака. Хотя был знатоком «науки страсти нежной».

    Пушкин описывает бал, на который прибыл Онегин. Это описание также служит наброском к характеристике петербуржских нравов. На таких балах молодые люди знакомились, влюблялись

    Я был от балов без ума:
    Верней нет места для признаний
    И для вручения письма.
    О вы, почтенные супруги!
    Вам предложу свои услуги;
    Прошу мою заметить речь:
    Я вас хочу предостеречь.
    Вы также, маменьки, построже
    За дочерьми смотрите вслед:
    Держите прямо свой лорнет!

    В конце романа петербуржское светское общество уже не столь безлико, как в начале.

    Сквозь тесный ряд аристократов,
    Военных франтов, дипломатов
    И гордых дам она скользит;
    Вот села тихо и глядит,
    Любуясь шумной теснотою,
    Мельканьем платьев и речей,
    Явленьем медленным гостей
    Перед хозяйкой молодою…

    Автор знакомит читателя с Ниной Воронской, ослепительной красавицей. Подробный портрет светского общества столицы Пушкин дает в описании обеда в доме Татьяны. Здесь собрались, как тогда говорили, все сливки общества. Описывая людей, присутствующих на обеде, Пушкин показывает, как высоко поднялась Татьяна по иерархической лестнице, выйдя замуж за князя, военного офицера и ветерана Отечественной войны 1812 года.

    цвет столицы,
    И знать, и моды образцы,
    Везде встречаемые лицы,
    Необходимые глупцы;
    Тут были дамы пожилые
    В чепцах и в розах, с виду злые;
    Тут было несколько девиц,
    Не улыбающихся лиц;
    Тут был посланник, говоривший
    О государственных делах;
    Тут был в душистых сединах
    Старик, по-старому шутивший:
    Отменно тонко и умно,
    Что нынче несколько смешно.

    Тут был на эпиграммы падкий,
    На всё сердитый господин:

    Но, наряду с представителями высшего света, на обеде присутствовали несколько случайных лиц, попавших сюда по различным обстоятельствам

    Тут был Проласов, заслуживший
    Известность низостью души,
    Во всех альбомах притупивший,
    St.-Priest, твои карандаши;
    В дверях другой диктатор бальный
    Стоял картинкою журнальной,
    Румян, как вербный херувим,
    Затянут, нем и недвижим,
    И путешественник залётный,
    Перекрахмаленный нахал.

    Дворянский статус предъявлял очень высокие требования к своим представителям. И в России было немало по-настоящему достойных дворян. Но в романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает наряду с блеском и роскошью, пороки, пустоту и пошлость. Склонность к затратам, жизнь не по средствам, и стремление к подражательству, нежелание служить и приносить пользу обществу, непрактичность и беспечность светского общества показаны в романе в полной мере. Эти строки были призваны заставить задуматься читателей, большинство из которых представляли это самое дворянство, пересмотреть свой образ жизни. Не удивительно, что «Евгений Онегин» был принят читающей публикой неоднозначно, и не всегда благосклонно.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры