Православные молитвы. Вечернее молитвенное правило

Главная / Измена жены

Здравствуйте, уважаемые читатели! Православные люди придерживаются определенных молитвенных правил и каждый день читают утренние и вечерние молитвы.

С давних пор отход ко сну у человечества ассоциировался с высшими силами, многие задавали себе вопрос, ложась спать, а наступит ли следующий день для них. Поэтому очень важно было молитвы вечерние читать, перед тем как лечь спать.

Традиции православных христиан

Испокон веков в конце дня люди возвращаются в свой дом вечером после тяжелого трудового дня, разговаривают со своими родными и близкими, желают им хорошего и спокойного сна.

При этом на Древней Руси никогда не забывали о Господе, ведь именно он давал людям уверенность в завтрашнем дне, вселял в души надежду и умиротворение.

Состояние покоя было очень важно обрести на сон грядущий , именно в таком состоянии человек чувствовал себя полностью расслабившимся и отдохнувшим, готовым приступать к новым свершениям утром.

Молитвы на сон грядущий были созданы святыми людьми в первые века после принятия христианской веры, их также называют правилами, так как читать их нужно регулярно.

На сегодняшний день вечерние молитвы для начинающих доступны в любом виде. Православный христианин может не только заучивать священный текст наизусть, но и слушать его в виде аудиозаписи, смотреть видеозапись с ним или просто читать онлайн.

При этом Господу будет неважен выбранный способ чтения правил, главное, чтобы в этом присутствовала глубокая вера и желание служить ему искренне.

Данные тексты были составлены священнослужителями на церковнославянском языке, к сожалению, этот язык сегодня многими забыт и его трудно воспринимать визуально, ранее он входил в обязательную программу, изучаемую в школах. Сегодня его изучают лишь филологи и те, кто собирается стать священнослужителем.

На сегодняшний день тексты большинства вечерних молитв адаптированы под современного человека, то есть их можно читать на русском языке, так их смысл становится более понятным.

Как читают священные тексты на сон грядущий

Многие начинающие христиане интересуются вопросами, какие именно вечерние правила нужно читать, во сколько, и как читать. Стоит отметить, что на чтение молитвенных слов уйдет примерно 15 минут, читать такие тексты следует медленно, вдумываясь в каждое слово, в душе человека должны происходить некие изменения, осознание того, что читаешь.

Святые отцы рекомендуют читать молитвы на сон грядущий каждый день, потратив на это лишние полчаса, которые можно было бы провести за компьютером или за просмотром телевизора. Очень важно читать правила перед причастием и во время великого поста.

Также некоторых людей интересует вопрос можно ли читать сидя вечерние молитвы. По поводу данного вопроса существует несколько мнений.

Большинство верующих людей считает, что обращаться к Господу нужно только стоя перед иконами. Но, дома многие люди читают священные тексты и в сидячем положении. Также допускается общение с Богом сидя тем людям, которые по каким-либо причинам не могут вообще стоять, или могут, но не долго.

Что входит в вечерние молитвы

  • Первым делом христианин должен прочесть обращение к Святой Троице;
  • Далее читается наизусть всем известная молитва «Отче наш» (читать молитву можно не только на сон грядущий, но и тогда, когда есть сильная потребность в общении с Богом);
  • Затем человек должен поочередно обратиться к Богу Отцу, Святому Духу, Иисусу Христу. Это обращение было составлено монахом Макарием Великим, автором многих священных текстов.

Обращение к Святой Троице

Отче наш


Моление Макария Великого


Также люди в вечерних молитвах часто обращаются к Богу с прошением об отпущении грехов. Это связано с тем, что ночь — время покоя, но в этом состоянии человек слаб, так как его душой могут овладеть бесы, подвергая ее различным соблазнам и искушениями, с которыми очень трудно бороться.

Чтобы бесы не посещали и справиться с их искушениями было легче, необходимо очистить душу с помощью покаяния.

Кроме того, в правилах, читаемых вечером, христианину важно обратиться и к своему Ангелу Хранителю. Каждый человек, прошедший обряд крещения, имеет своего Ангела Хранителя, который охраняет его душу и тело, подсказывает своему подопечному, как нужно поступить в том или ином случае.

Известно, что символом христианской веры является Крест, поэтому существует и ему молитва. Все знают, что Крест символизирует жертву, принесенную Иисусом Христом за грехи, совершенные человечеством. Крестное знамение означает защиту от сил тьмы, поэтому важно не забывать креститься при чтении вечерних правил.

Когда читать слова молитвы на сон грядущий

У каждого человека свой режим, но стоит учитывать, что время по церковным суткам исчисляется по иному. Вечерние правила можно начинать читать после трех часов дня. Людей также интересует, в какое время вечером можно это делать, можно ли ночью. Священнослужители рекомендуют прочитывать молитвы на сон грядущий до 12 часов ночи.

Если человек посещает вечерние службы в храме, то правила нужно зачитывать после ее окончания. Читать священные тексты можно и дома, взяв молитвенник с крупным шрифтом и не спеша произносить фразы.

Считается, что одна молитва, произнесенная с чувством и пониманием, способна заменить собой десяток тех, что были прочтены наспех, и их глубокий смысл не был понят человеком.

Начинающим христианам очень важно при чтении вечерних молитв не отвлекаться на посторонние мысли, быть собранными, стараться понять их суть, только при соблюдении данных условий будет получена духовная польза.

Когда отходишь ко сну, произноси:
В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.

Вознесение молитвенных слов перед сном необходимо православному христианину для обретения защиты и опоры в ночное время. Испокон веков матери просили защиты для своих чад у Господа, обращаясь к нему с молитвами на сон грядущий.

Святые всегда слышат искренние слова обращения к ним и стремятся уберечь своих подопечных и ниспослать им милость.

До свидания, дорогие гости и читатели блога, делитесь интересной и полезной информацией с помощью социальных сетей! Подписывайтесь на обновления блога!

Они считаются мощным оберегом от неприятностей, бед и даже кошмарных сновидений. Не зря многие христиане утром и вечером начинают читать молитвы, чтобы во сне не подвергнуться негативному магическому воздействию. Считается, что именно во сне сатана не только соблазняет дурными делами, но и может стать проводником негативной энергии. Почему нужно обязательно ? И что они дают в итоге различным людям?

Что за молитвы и как их читать

В зависимости от конкретной задачи, которая вас волнует больше всего, все вечерние молитвы нужно разделить на 3 вида. Первые считаются оберегами и их читают просто для того, чтобы выразить свою благодарность Богу, а также уберечься от дурных сновидений и негативного магического воздействия. Можно просто перекреститься со словами: «Господи помилуй!» несколько раз и зажечь свечу или лампаду как оберег. Но этот способ годится при дефиците времени, когда человек сильно устал или ему не угрожает никакая опасность и беда.

Вторая молитва читается, если человек хочет особенно поблагодарить Бога за хорошо прожитый день или помолиться подольше. Обычно Господь слышит ваши слова и просьбы именно в вечернее или ночное время. Для этого можно прочесть несколько молитв, например "Отче Наш", "Верую" и многие другие. Есть и специальная вечерняя молитва на сон грядущий, которую читают для хороших снов и просто как оберег от злой силы. Обычно её читают детям и в случае, если вам хочется по-особому отблагодарить Бога за благодать. Вот её текст.

Но в некоторых ситуациях вечерняя молитва на сон грядущий поможет вам избавиться от наваждений и кошмаров. Или если вы чувствуете на себе негативное магическое воздействие. Обычно молитва на ночь вместе с дневным ритуалом, направленным на нейтрализацию негатива, порчи и сглаза, избавляет от кошмаров и позволяет спокойно спать даже впечатлительным детям.

Как она действует

Прежде чем уснуть, мы думаем о том, как прошел день. И все бы хорошо, если бы просто думали. Но, к сожалению, нередко люди до утра не могут заснуть, буквально сходя с ума от атак, которые устраивают их же мысли. Христиане практически свободны от многих подобных вещей, и в этом им помогает правильный образ жизни и вечерняя молитва на сон грядущий. Вот отчего так важно обращаться перед сном ко Всесвятой Троице. Чтобы сон проходил легко, в обязательном порядке следует поговорить с Творцом, защитив себя от всевозможных внутренних и внешних бурь. Причем как вещественных, так и духовных.

Зачем нужны вечерние молитвы

Каждый христианин - это, по сути, воин, который встал на борьбу за свет, любовь и правду в своей душе, а также за свою судьбу в вечной жизни, которая наступит вместе со Вторым Пришествием Иисуса Христа и воскресением умерших тел.

Враг рода человеческого - дьявол, который, согласно Священному Преданию (история человечества, которая частично передается из уст в уста), был сразу против, чтобы Бог создавал еще кого-то, кроме Ангелов, ведь эти духовные существа и так обладали всеми достоинствами и огромными возможностями. И были уже созданы Творцом животные , которые являлись плотскими существами. Гордый денница недоумевал, зачем добавлять еще одно плотоносное существо, животное - человека?

Но Господь желал создать такое творенье, которое бы объединило в себе все остальные его созданья - и духовные, и материальные. Поэтому появились еще одни существа, ангелы по сути, но имеющие свое материальное выражение - люди.

Первый человек, Адам, был тем первым плодоносным ангелом, венцом творения, в котором Бог объединил практически несовместимое - дух и материю, «подружил» небо и землю. Дьявол был охвачен ревностью и оскорблен, что Бог не учел его мнение, а заодно понял, насколько человек дорог Богу. И решил отомстить. Поскольку самому Творцу он не мог причинить никакого вреда, бывший ангел решил нанести удар по любимому творению Божьему.

Согласно Преданию (и частично Писанию), Бог в полдень посещал Адама в раю и обучал его тайнам Вселенной. Первый человек один, а потом и вместе со своей женщиной Евой быстро постигал науку. Адам проник в суть многих вещей и потому смог дать имена животным сообразно задумке Бога о каждом из них. Дьявол понял, что вскоре люди разовьются так, что станут серьезными соперниками на арене первенства, которая существовала только в сознании падшего и выродившегося в садиста обычного ангела. Те Ангелы, которые остались с Богом и Его правдой, лишь радовались своим новым брату и сестре, с радостью принимая новых членов огромной семьи.

Дьявол решил «ловить момент» , пока падшие и искалеченные духи еще остаются умнее и опытнее бесхитростных и чистых людей, так привязанных к Отцу, что свято соблюдают запрет на вкушение от Древа познания добра и зла. Тогда сатана, как известно, войдя в тело змия, подполз к Еве, как к более младшей и неопытной и, оболгав Творца, что Тот не позволяет вкушать с Древа, потому что будто боится, что люди станут Ему подобны, подговорил Еву вкусить плод.

В тот момент, когда младшая поддалась на лукавство и искаженную ложь, сатана нас, людей, практически духовно убил: плод от Древа дал такие последствия, что первые плотоносные ангелы оказались неспособны жить по-Божьи и лишились райского блаженства. Убил нас он и физически - через грех и пришла к нам смерть, то есть неспособность тела жить вечно. Потому мы называем дьявола, бывшего когда-то одним из самых прекрасных и светоносных ангелов, которого собратья звали Люцифером - Утренняя Звезда:

  • отцом всякой лжи,
  • врагом рода человеческого,
  • человекоубийцей,
  • человеконенавистником и т. д.

Но любящий Отец Небесный не позволил погибнуть своему любимому творению, которое тоже, как и Ангелы, был сотворен вечным. Люди продолжили расти, множиться и развиваться, но в иных условиях, проходя суровую школу жизни на земле, где предоставляется выбор: с Богом нам дальше жить или без Него.

На пути каждого из нас, вне зависимости от веры и образа жизни, стояли, стоят и будут стоять в лютой злобе ненавидящие нас враги духовные, которые пойдут на любую ложь, лишь бы совратить нас, подчинить себе, отвлечь от Небесного Отца. Известно, что сатана «похвалялся», что он всех до единого подчинит себе и будет властвовать над нами в аду.

Господь создал ад , специально отведенное место, которое он лишил Своего активного участия и благодати для того, чтобы те, кто не желает быть с Ним, имели такую возможность. Михаил Архангел сбросил туда дьявола, и вместе с ним туда отправились те, кто перешел на сторону лжеца и гордеца.

И теперь бесы желают только одного: утащить за собой как можно больше людей, чтобы издеваться над ними всю вечность и мстить за то, что Бог по-прежнему любит человека , да еще и ради спасения и совместной жизни с ним в Небесном Царстве, в раю, распялся за нас, да еще и смерть победил!

Так неужели нам никак нельзя отделаться от этой духовной мерзости? Можно. Иисус сказал: «род сей», то есть демоны и бесы, изгоняются «молитвой и постом». Именно поэтому каждому, кто решил оказать сопротивление и вернуться к вечной жизни и любви с Богом, надлежит почаще обращать внимание на своего Родителя - Отца Небесного - и общаться с Ним, молиться. Молитва на ночь перед сном оградит от бесовских испытаний (искушений) и поможет в различных нуждах.

Краткое вечернее молитвенное правило

Для сильной защиты святыми отцами, которые смогли победить дьявола и стяжать постоянное пребывание Божие в своей душе, на основе своего опыта составили несколько молитвенных правил. Одно из них - это полунощница. Но для современного человека, живущего в сумасшедший век скоростей и нагрузок, она слишком тяжела и длинна.

Поэтому сейчас это полунощное правило, состоящее из молитв и чтения псалмов Давида, осталось лишь в монастырской жизни, изредка в мирской. А для мирян было заменено на сокращенное правило - молитвы на сон грядущий. Полные старинные молитвы сейчас вычитывают монахи или староверы, не признавшие нововведений и послаблений.

Относительно новое вечернее правило состоит из 10 молитв , которые адресованы к каждой ипостаси Троицы:

  • первая молитва посвящена Отцу - Творцу всего живого,
  • вторая - Его Сыну и нашему Спасителю, благодаря Которому человек имеет возможность вернуться в свою «первую благодать»,
  • третья - Святому Духу, третьей ипостаси Божией.

Также правило включает в себя молитвы Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а завершается обязательным исповеданием грехов своему Творцу. Последняя фраза - это отправка своего духа Богу и просьба сберечь и сохранить его, пока молившийся будет пребывать во сне.

Все это правило направлено на ежевечернюю подготовку человека к возможной смерти - переходу в духовный мир и ожиданию в индивидуально подготовленном духовном пространстве Второго Пришествия Иисуса и Страшного (последнего) суда, который решит судьбу человека в вечности. Об этом свидетельствует кроткая, сокрушенная молитва святого Иоанна Дамаскина, читаемая внимательным молящимся с особенным трепетом.

Начинается она словами «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет?». Она настраивает на отрешение от земных ценностей и побуждает вспомнить о своей небесной родине каждого человека, деликатно напоминая о том, что жизнь конечна и Бог обязательно спросит человека, что же он решил: возвращаться в «первую благодать» и предпочесть жизнь с Богом в раю, или выбрать греховную жизнь, и тогда ближе по состоянию ему будет ад и его насельники.

Также просит христианин в своей беседе с Богом «ненавидящих и обидящих» его простить. Бог будет судить христианина не только по молитвам и по искреннему раскаянию в грехах, но и по тому, молился ли он за своих врагов.

Еще более сокращенное молитвенное правило

К сожалению, современные реалии жизни таковы, что для рядового христианина и это сокращенное, по сравнению с полунощницей, правило оказывается не по силам. Официально признанного церковью сокращения и без того краткого правила не существует. Однако в сети размещены некоторые варианты сокращений и даже полной замены. Насколько душеполезно эта замена, вопрос остается открытым. Но в ситуации, когда духовный потенциал христианина может быть выражен словами «либо так, либо никак», в качестве огромного допущения может сгодиться. Но при одном условии - на это должно быть благословение священника.

Благословение позволит не ударяться в самодеятельность и в гордыню, а действовать по послушанию, а оно является одной из добродетелей, которые угодны Богу.

Существует как минимум два варианта:

  • Серафимово правило,
  • Сокращенное до нескольких молитвословий вечернее правило.

Серафимово правило (молитва на сон грядущий короткая 3 сильных)

Это краткое правило, которое благословил преподобный Серафим Саровский людям, которые не по лености, но по тяжести работы не имели возможности прочитывать ежедневно полный вариант.

Оно включает в себя три молитвы:

  • Отче наш (читается трижды),
  • Богородице Дево, радуйся (читается трижды),
  • Символ веры («Верую») - читается один раз.

Сокращенное обиходное правило

Схематично оно выглядит так:

Также стоит отметить, что молитвы написаны пусть и русскими буквами, но на церковно-славянском языке, поэтому некоторые слова могут быть непонятны. В таком случае необходимо обратиться к толкованию этих слов, чтобы разговор с Богом не превратился в чтение своего рода заклинаний. Это богоугодное дело. Любимый Богом Давид, прадед Пресвятой Богородицы, пишет в своих псалмах в наставление верующим «пойте Богу, пойте разумно», то есть разумейте, что говорите, понимайте.

Чудесные случаи с молящимися на ночь

В укрепление веры и для побуждения на молитвенный подвиг приведем несколько примеров того, что бывает, когда человек включает в свою жизнь ежевечерний разговор с Отцом Небесным.

Избавление от дурных мыслей и образов

Некую женщину нередко терзали дурные мысли: они непрерывно лезли в ее голову, когда она уже ложилась спать. Воображение рисовало ей различные неприятные картины, неприличные сцены. Вскоре это переросло в большую проблему. Поняв, что не справляется своими силами, она отправилась в храм на исповедь. Священник, выслушав, сказал, что это бесы заставляют ее смотреть и слушать все эти вещи, чтобы она приняла их как свои и тем согрешила, приложив к ним свою волю, свобй выбор. Служитель Божий порекомендовал ей каждый вечер читать молитвы на сон грядущий. Незаметно искушения прекратились, как будто никогда и не были .

Избавление от бесовских снов

Бесы, чтобы смутить и подчинить себе человека, часто пытаются его запугать. Для этого они выискивают слабые стороны, страсти или страхи и начинают их «раздувать».Так и случилось с одним мужчиной, который испытывал мистические страхи - он боялся, что яркие сны, которые снились ему едва ли не каждую ночь, на самом деле вещие. Разжигал страх тот факт, что некоторые эпизоды из сновидений действительно сбывались, и начинали происходить вещи, которые вполне можно было принять за знаки, указания на возможные события.

Все это окончательно загнало впечатлительного человека в угол. Разговоры с психологом не принесли длительного эффекта, и мужчина отправился в храм на исповедь, поняв, что это последнее средство. Священник благословил его читать вечернее правило. Мужчина вскоре отметил, что неоднозначные сны и события, которые можно было бы принять за знаки или знамения, начали отступать, и он сам перестал многое из этого воспринимать всерьез, сосредоточившись на более важных вещах в своей жизни, в том числе духовной.

Помощь Божия молящейся вдове

Некая молодая женщина рано овдовела и осталась одна с малолетним ребенком на руках. В ужасе она поехала к одному духовному человеку, старцу, в святое место, спросить, как же ей жить дальше. Тот велел ей не унывать, жить дальше, объяснил, что муж ее жив, здоров, что утрачена только «одежда» его души, а личность его сохранена. Наказал относиться к супругу как к просто уехавшему «в длительную командировку» и благословил молиться каждое утро и вечер установленными Церковью правилами, а также приступать ко Причастию каждые 2 недели.

Перепуганная женщина, которая старалась по мере сил выполнять благословение священника, отметила, что каждый день она имела поддержку свыше. Ей удавались абсолютно все дела (а их навалилось после ухода супруга очень много), Господь устроил ей денежные выплаты и подработку, малыша быстро приняли в детский сад. В итоге она каждый день благодарит Господа за помощь, поддержку и любовь, за то, что она с малышом ни в чем не нуждается, и молится за любимого супруга, так же, как и при его земной жизни.

Одна верующая женщина из соседнего храма позвала ее вместе съездить в Троице-Сергиеву Лавру. В пути они вместе читали утренние и ночные молитвы православные, останавливаясь для этого в удобных местах. В монастыре они вместе молились за ушедшего супруга и подали за него сорокоуст. На следующую ночь вдове приснился любимый муж, который стоял в очереди за некими духовными наградами в некоем месте, наподобие небольшого храма. Сон начался с того момента, как ее супруг приступает к священному лицу и получает из его рук некую награду.

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и прошений. Толкования и цитаты Святых Отцов. Иконы.

Молитвы вечерние (на сон грядущий)

Молитвы на сон грядущим

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный…*

Трисвятое по Отче наш.*

*Объяснение начальных молитв см. в " "

Тропари

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского.

Всякого бо ответа недоумеющие - не находя себе никакого оправдания (недоумети - не знать, что предпринять, быть неискусным; слово ответ здесь является переводом греческого слова "защита), "оправдание" - ср. русское: "призвать к ответу").

На Тя бо уповахом - потому что мы на Тебя положились (так в греческом тексте молитвы; уповахом - форма 1-го лица множ. числа прошедшего времени - аориста - глагола уповати; церковнословянский вариант означает: мы на Тебя надеялись). Зело - сильно. Ниже - и не. Яко благоутробен - так как Ты милосерден. Ны - нас. Вси дела руку Твоею - все мы - творения рук Твоих (тире просияло бы это выражение: вслед за греческим оригиналом в славянском переводе пропущен глагол-связка, в полной форме звучало бы: вси есмы дела руку Твоею; руку Твоею - форма родит. падежа двойств. числа).

Тобою - в знач.: через Тебя.

Эти тропари - творение преподобного Иоанна Дамаскина.

Господи, помилуй. (12 раз)

Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу

Боже вечный и Царю всякого создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением; и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да восстав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. Избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Даже в час сей доспети - дожить до этого часа (доспети - достигнуть). Яже сотворих - которые я сотворил (соделал). Смиренную - здесь: жалкую, негодную (берегите себя от страшной опасности лжесмирения и горделивого признания себя смиренным!). В нощи сей сон прейти - проспать эту ночь, "пройти поприще" сна этой ночи. От смиреннаго ми ложа (в некоторых молитвословах: от смиреннаго моего ложа) - от моего жалкого, скудного ложа (смиренный часто означает: "низкий, низменный" даже и просто в физическом смысле). Попперу - одолею, попру. Похотей лукавых - злых желаний.

И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. С этими словами молитвы своеобразно перекликаются другие слова из из поучения преподобного Макария о молитве: "Истинное основание молитвы таково: быть внимательным к помыслам и совершать молитву в великом безмолвии и мире. Человеку молящемуся надобно все усилие свое обращать на помыслы и что служит пищею лукавым помыслам, то отсекать, а устремляться мыслью к Богу и хотения помыслов не исполнять, но кружащиеся помыслы собирать отовсюду воедино, различая естественные помыслы от лукавых. Душа под грехом уподобляется как бы большому лесу на горе или тростнику на реке, или какой-нибудь чаще терний и дерев, посему намеревающиеся проходить сим местом должны протягивать вперед руки и с усилием и с трудом раздвигать пред собой ветви. Так и душу окружает целый лес помыслов, внушаемых сопротивною силою, почему потребны великая рачительность и внимательность ума, чтобы человеку отличать чуждые помыслы, внушаемые сопротивною силою".

Молитва 2-я, святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу

Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай. Иисусе, добрый Пастырю Твоих овец, не предаждь мене крамоле змиине, и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть. Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, спяща мя сохрани немерцающим светом, Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое на ложи моем; просвети ум мой светом разума святаго Евангелия Твоего, душу любовию Креста Твоего, сердце чистотою словесе Твоего, тело мое Твоею страстию безстрастною; мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя во время подобно на Твое славословие. Яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом во веки. Аминь.

Сам совершен сый - будучи Сам совершен (сый - причастие от глагола быти: являющийся, сущий). Крамоле - волнению, смуте мятежу. Желанию сатанину - воле сатаны (на волю сатаны). Семя тли - семя погибели. Немерцающим - немеркнущим. Даждь - дай. Светом разума - здесь: светом разумения. Твоею страстию безстрастною - Твоим страданием, чуждым страсти. Время подобно - подобающее время.

Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу

Господи, царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но горее скота, вольныя моя грехи и невольныя, ведомыя и неведомыя; яже от юности и от науки злы, и яже суть от нагльства и уныния. Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чужую видев, и тою уязвлен бых сердцем, или неподобная глаголах, или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения; или о молитве не радих, или ино что содеях лукавое, не помню, та бо вся и больша сих содеях. Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойного раба Твоего, и остави мя, и отпусти, и прости мя, яко Благ и Человеколюбец; да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз; и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем и Единородным Его Сыном, ныне и присно, и во веки. Аминь.

Вся, елика Ти согреших - все, в чем я согрешил перед Тобой (вся, елика - все, сколько; согреших - я согрешил). Днесь - сегодня. Паче же - и более того. Горе - хуже, горше. Яже - которые. От юности - с юности, с юных лет (а не "по причине юности"). От науки злы - от злого научения. От нагльства - от бесстыдства, дерзости. Аще - если. Кляхся - я клялся. Похулих е - похулил его (далее в молитве следует еще ряд глаголов в форме 1-го лица прошедшего времени - аориста; укорих - я укорил; оклеветах - я оклеветал; опечалих - я опечалил, и т.д.). Безгодно - не вовремя. Свадих - возбуждал ссоры, ссорил кого-либо. Стоящу ми на молитве - когда я стоял на молитве. О лукавствии мира сего подвижеся - устремился к мирскому (к лжи мира сего). Лукавое - злое, дурное. Доброту чужую видев - видя чужую красоту (или же добрые свойства вообще: доброта означает и красоту внешнюю, и вообще совершенство). Тою уязвлен бых сердцем - ею был уязвлен в сердце. Неподобная глаголах - говорил не подобающее, непристойное. Моя же суть безчисленная согрешения - тогда как мои согрешения бесчисленны. Та бо вся и больша сих содеях - потому что я сделал все это и больше того.

В начале молитвы и в конце ее упоминается среди причин многочисленных грехов уныние: …Прости вся, елика Ти согреших… от уныния… Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего… Уныние принадлежит к числу восьми главных страстей, и борьба с этой страстью неизбежна для всякого христианина.

***

"Ставшему на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом каким-либо благовидным предлогом".

Преподобный Иоанн Лиственничик

***

"Душа, уязвленная стрелою этой разорительной страсти, действительно засыпает для всякого стремления к добродетели и наблюдения за своими духовными чувствами… Главное, что производит в нас дух уныния, есть то, что он разленивает, от дел отбивает и праздности научает. Ум празднолюбца ни о чем другом не помышляет, как о пище и чреве, пока, встретив где-либо содружество в каком-либо мужчине или женщине, цепенеющих в такой же холодности, ввяжется в их дела и нужды… Противодейство ему главное будет: не уступай, сиди за делом".

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

***

"Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно - и дух уныния бежит от тебя".

Преподобный Нил Синайский

***

В этой покаянной молитве приводится целый список грехов, которыми мы грешим ежедневно; чтобы это ежедневное покаяние было искренним, следует вникнуть в суть исповедуемых здесь грехов, в их связь и различие. О некоторых из них стоит сказать особо.

…Аще именем Твоим кляхся… Вот слова Самого Господа Иисуса Христа: Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф.5:33-37). Несомненно, слова вечернего исповедания грехов говорят не только о непосредственной клятве, но и о всяком нарушении 3-й заповеди Закона Божия - о божбе и поминании имени Божия всуе (заметьте, что к нарушению этой же заповеди относит катихизис и невнимательность в молитве - как произнесение имени Божия с нарушением благоговения и лживое).

…Или похулих е в помышлении моем… Этими словами исповедаются хульные помыслы - отвратительные, грязные мысли и представления, возникающие прежде всего во время молитвы и за богослужением.

"Кого дух хулы беспокоит и кто хочет избавиться от него, тот пусть знает несомненно, что не душа его виновна в таких помыслах, но нечистый бес… Посему и мы, презирая его и вменяя за ничто влагаемые им помыслы, скажем ему: Отойди от Меня, сатана: Господу Богу Моему поклонюся и Ему одному послужу (ср.: Мф.4:10); слова твои да обратятся на главу твою!"

"Кто одержал победу над сею страстью, тот отринул гордость". "Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных помыслов: ибо причина и корень второго есть первое". К этим же, внутренне связанным с хулой, грехам против ближнего обращает наше внимание и молитва-исповедь:

…Или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих… Здесь говорится о прямом укоре (укорих), о запальчивом несправедливом осуждении (оклеветах кого гневом моим); наконец даже "справедливый" и не высказанный впрямую гнев так или иначе огорчает наших ближних (опечалих). Покаянная молитва обращает нас к корню этих грехов против ближнего: …или о чем прогневахся… Гнев принадлежит к числу восьми главнейших страстей.

"Ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость".

Преподобный Иоанн Листвичник

***

"Не полезно гневаться, как без причины, так и по основательной причине; ибо справедливо воспрещено сие Господом (см.: Мф.5:22)".

Преподобный Нил Синайский

***

Гнев допустим лишь на бесов и на себя: "Гневайтеся на грех, то есть на самих себя и на диавола, чтобы не согрешить против Бога".

Преподобный Исихий Иерусалимский

***

…Или брата моего опечалих… Казалось бы, об этом грехе только что говорилось; но выше шла речь о печали, вызванной проявлениями гнева, а опечалить брата моего может и невнимание, и неразумие, и просто моя общая греховность.

…Или свдих… Свадити - ссорить, возбуждать раздор.

…Или кого осудих… Напомним слова апостола: Кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак.4:11-12).

…Или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся… Но выше уже говорилось: или о чем прогневахся; повтор ли это? Пожалуй приставка раз - указывает на другое качество, другой уровень исповедуемой страсти: достаточно сильную охваченность гневом (прогневахся может относиться и к мимолетному чувству).

…Или доброту чужую видев, и тою уязвлен бых сердцем… Уязвлен бых сердцем - то есть был ранен в самое сердце, получил болезненную сердечную рану (язву). Многозначность слова доброта позволяет отнести эту фразу как к соблазну чей-либо внешней красотой (сластолюбивым помыслам, жгучим и болезненным), так и к зависти, всегда мучительной; применяйте эти слова к вашей собственной душевной язве.

…Или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения… Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф.7:3-5).

Создатель этой молитвы - преподобный Ефрем Сирин…

Молитва 4-я, святого Макария Великого

Что Ти принесу, или что Ти воздам, великодаровитый Безсмертный Царю, щедре и человеколюбче Господи, яко ленящася мене на Твое угождение, и ничтоже благо сотворша, привел еси на конец мимошедшаго дне сего, обращение и спасение души моей строя? Милостив ми буди грешному и обнаженному всякаго дела блага, возстави падшую мою душу, осквернившуюся в безмерных согрешениях, и отыми от мене весь помысл лукавый видимаго сего жития. Прости моя согрешения, едине Безгрешнее, яже Ти согреших в сей день, ведением и неведением, словом, и делом, и помышлением, и всеми моими чувствы. Ты Сам, покрывая, сохрани мя от всякаго сопротивнаго обстояния Божественною Твоею властию, и неизреченным человеколюбием, и силою. Очисти, Боже, очисти множество грехов моих. Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго, и спаси страстную мою душу, и осени мя светом лица Твоего, егда приидеши во славе, и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания, и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене, и просвети ми разумныя очи сердечныя, да не усну в смерть. И посли ми Ангела мирна, хранителя и наставника души и телу моему, да избавит мя от враг моих; да восстав со одра моего, принесу Ти благодарственныя мольбы. Ей, Господи, услыши мя грешнаго и убогаго раба Твоего, изволением и совестию; даруй ми воставшу словесем Твоим поучитися, и уныние бесовское далече от мене отгнано быти сотвори Твоими Ангелы; да благословлю имя Твое святое, и прославлю, и славлю Пречистую Богородицу Марию, Юже дал еси нам грешным заступление, и приими Сию молящуюся за ны; вем бо, яко подражает Твое человеколюбие, и молящися не престает. Тоя заступлением, и Честнаго Креста знамением, и всех святых Твоих ради, убогую душу мою соблюди, Иисусе Христе Боже наш, яко Свят еси, и препрославлен во веки. Аминь.

Великодаровитый - ниспосылающий великие дары, щедрый. Яко ленящася мене на Твое угождение - что меня, ленящегося служить Тебе. И ничтоже благо сотворша - и не сделавшего ничего хорошего. Привел еси на конец - Ты привел к концу. Мимошедшаго - прошедшего. Строя - здесь: устраивая. Обнаженному всякаго дела блага - лишенному каких-либо добрых дел (образ благодати, а также добрых дел, как одежды, одевающей человека, неоднократен в Новом Завете и очень част в богослужебной поэзии и аскетической литературе. Ср. слова Бога Вседержителя в Апокалипсисе: Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его - Откр.16:15).

Яже Ти согреших - которыми я согрешил пред Тобою (яже - которые, согреших - я согрешил: форма 1-го лица ед. ч. Прошедшего времени - аориста). От всякаго сопративнаго обстояния - от всякого натиска зла. Лукаваго - здесь: Диавола. Страстную - исполненную страстей, подверженную страстям. Егда - когда. Детель - дело, деятельность. Отжени - отгони. Ей - да, воистину. Изволением и совестию - В знач. : в изъявлении моей воли и в совести моей (изволение - произволение, свободная воля, - и совесть в этом выражении принадлежит молящемуся, исходит от него). Ми воставшу - мне, когда я встану. Словесем Твоим поучитися - поучаться закону Твоему (то же выражение в утренней молитве ко Пресвятой Троице). Юже дал еси - Которую Ты дал. Веем бо - ибо я знаю. Яко - что. Подражает - усиливает, взывает к (буквально: подталкивает). Тоя - Ее.

Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго… и всю сатанину детель отжени от мене. Эти слова молитвы преподобного Макария Великого дополним словами из его поучения: "Видимый мир, от царей и до нищих, весь в смятении, в борьбе, и ничто из них не знает тому причины… Прившедший грех, как разумная некая сила и сущность сатаны, посеял всякое зло: он тайно действует на внутреннего человека и на ум и борется с ним помыслами; люди же не знают, что делают сие побуждаемые чуждой некоей силой, напротив того, думают, что это естественно и что делают сие по собственному рассуждению. Но в самом уме имеющие мир Христов и озарение Христово знают, откуда воздвигается все это".

Молитва 5-я

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла; яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Еже согреших - в чем я согрешил. Яко - как. Ми - мне. Яко Ты еси - потому что Ты.

Молитва 6-я

Господи Боже наш, в Негоже веровахом, и Егоже имя паче всякаго имене призываем, даждь нам, ко сну отходящим, ослабу души и телу, и соблюди нас от всякаго мечтания, и темныя сласти кроме; устави стремление страстей, угаси разжжения восстания телеснаго. Даждь нам целомудренне пожити делы и словесы; да добродетельное жительство восприемлюще, обетованных не отпадем благих Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь.

Паче - более. Ослабу - облегчение. Темныя сласти кроме - незатронутыми нечистой похотью (сласть - чувственное наслаждение, похоть; кроме - вне). Устави - уйми, прекрати. Восприемлюще - приняв, получив обратно (обратите внимание, что само слово указывает на возвращение к неоскверненному образу жизни!). Обетованных - обещанных. Благих - благ.

Эта вечерняя молитва вся устремлена к целомудрию, на противоборство похоти - темныя сласти. Такие выражения, как: стремление страстей и разжжения востания телеснаго, не стоит переводить на современный русский язык: на церковнославянском они понятнее, потому что указывают на целое мировоззрение, запечатленное в них. Современные христиане живут в мире, буквально охваченном блудным безумием, поэтому даже для состоящего в браке мирянина, стремящегося жить с Богом, борьба за то, чтобы целомудренне пожити делы и словесы, по-своему не менее напряжена, чем для монаха. Молитва - незаменимое оружие в этой борьбе.

Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста (24 молитвы, по числу часов дня и ночи)

Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя. Господи, избави мя всякого неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. Господи, избави мя от всякаго искушения. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение. Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр помилуй мя, видя немощь души моея. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней, и даруй ми конец благий. Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.

Согреших - я согрешил (прошедшее время - аорист). Еже помрачи - которое помрачило (помрачи - также аорист, но форма 3-го лица). В книзе животней - в книге жизни. Аще и ничтоже благо сотворих - хотя я и ничего доброго не сделал. Студнаго - гнусного (буквально: стыдного; студ - стыд).

Господи, в покаянии приими мя. Господи, не остави мене. Господи, не введи мене в напасть. Господи, даждь ми мысль благу. Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь.

Корень благих - корень (то есть основу) всего доброго, всякого блага. Веси - Ты знаешь (Тебе ведомо). Яко твориши, якоже Ты волиши - что Ты творишь то, что Ты хочешь.

Великий учитель молитвы, святитель Феофан Затворник, придавал огромное значение этим молитвам и рекомендовал их многим своим духовным детям как основу молитвенного правила, как школу непрестанного богомыслия. Вот некоторые отрывки из его писем:

"Как читать молитовки святого Златоуста (24 в вечерних молитвах на сон)? Читайте их перед молитвословием, чтобы собралось внимание воедино… Но и во всякое время мысленно повторяйте. Это лучший способ приучить себя к памятованию о Боге, а памятование сие есть основа духовной жизни. Поклоны поясные класть, а иногда и земные". - "Молитовки святого Златоуста можете употреблять вместо своего домашнего правила и утром. Заучите их и обдумайте всякую… В них вся жизнь духовная поминается… Сколько раз каждую поминать - это определите так, чтобы стоять на молитве столько же, сколько обычно простаиваете на правиле. К ним можете приложить и свои молитовки - выбрать из псалмов: какой стишок по сердцу, тот и запишите… Употребляя на правиле сии молитовки со вниманием, скоро навыкните стоять на молитве нерассеянно. Молитву Иисусову вставляйте в среду их. Например, десять раз проговорив: "Господи, не лиши мене небесных Твоих благ", - прилагайте: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную". - "Назначение кратких молитовок - способствовать собранию мыслей и трезвению. Сила не в словах, а в чувстве к Богу. Оно скоро образуется у трудящихся над молитвою. Вот это и есть умная молитва. Ум, стоя в сердце, зрит Бога и умно исповедуется Ему призыванием Его… Чувство к Богу есть непрестанная молитва без слов".

Молитва 8-я, ко Господу нашему Иисусу Христу

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Честнейшия Матери Твоея, и безплотных Твоих Ангел, Пророка же и Предтечи и Крестителя Твоего, богоглаголивых же апостол, светлых и добропобедных мученик, преподобных и богоносных отец, и всех святых молитвами, избави мя настоящаго обстояния бесовскаго. Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива. Ей, Господи мой, Утешение мое, Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся, исторгни мя от окаянства, и утешение подаждь души моей окаянней. Всади в сердце мое творити Твоя повеления, и оставити лукавая деяния, и получити блаженства Твоя: на Тя бо, Господи, уповах, спаси мя.

Настоящаго обстояния бесовскаго - нынешнего окружения бесами, бесовской осады. Не хотяй - не хотящий. Но якоже обратитися и живу бытии ему - но чтобы он обратился и был жив. Зияющаго пожрети мя - разверзшего пасть, чтобы поглотить меня (зияти - разевать пасть). Иже…оболкийся - облекшийся.

…Не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему… В молитве приводятся слова Господа из Книги пророка Иезекииля: Не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу бытии ему (Иез.33:11). Вот этот стих в русском переводе Библии: Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?

Молитва 9-я, ко Пресвятой Богородице, Петра Студийского

К Тебе Пречистей Божией Матери аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепеща: не ужели Господь поразит мя, и по часе паки таяжде творю: ведущи сия, Владычице моя Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши, и благая творити да подаси ми. Веси бо, Владычице моя Богородице, яко отнюд имам в ненависти злая моя дела, и всею мыслию люблю закон Бога моего; но не веем, Госпоже Пречистая, откуда яже неавижду, та и люблю, а благая преступаю. Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодейства, и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Веси - Ты ведаешь. И многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся - и хотя многократно каюсь, оказываюсь неверен Богу (обманываю Бога). Паки таяжде творю - снова делаю то же самое. Ведущи сия - зная это. Благая творити да подаси ми - делать доброе да подашь мне. Яко отнюд имам в ненависти - что я совершенно ненавижу. Злая моя - злые мои. Не веем - Яне знаю. Откуду яже неавижду, та и люблю - почему то, что я ненавижу, то самое и люблю (буквально: откуда [те дела], которые я ненавижу, те и люблю). Благая - благие. Да бых аз отселе престал сквернодейства - чтобы я отныне прекратил злые дела. Прочее - впредь. Пожил бых - пожил бы.

Эта молитва ко Пресвятой Богородице - вопль человека, познавшего, как мало может его воля к добру противодействовать греху. И покаяние, вполне искреннее, и любовь всею мыслию к закону Божию, и ненависть к злым делам сами по себе не способны спасти человека от рабства греху. Словам этой молитвы близки слова апостола Павла: …Я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то… уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо я знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. И так я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, принадлежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим.7:14-23). Преодолеть и победить закон греховный возможно только Божией помощью, силою Божией благодати, о которой мы и взываем в наших молитвах.

Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице

Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу, и Твоими молитвами настави мя на деяния благая; да прочее время живота моего без порока прейду, и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

Страстную - 1) подверженную страстям; 2) несчастную, страдающую; здесь совмещаются оба значения. Живота моего - жизни моей. Тобою - здесь: Твоей помощью, через Тебя. Обрящу - обрету.

Молитва 11-я, ко святому Ангелу-Хранителю

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякого лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коем гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы, и Матери Господа моего Иисуса Христа, и всех святых. Аминь.

Вся, елика согреших - все, в чем я согрешил (елика - сколько). Днешний - нынешний. От всякого лукавствия - от всей лжи, всех хитростей. Противнаго ми - противостоящего, противодействующего мне. Ни в коем гресе - никаким грехом. Достойна мя покажеши - явишь меня достойным.

Кондак Пресвятой Богородице

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твой, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Взбранной Воеводе - непобедимой Воеводе (взбранный - непобедимый в бранях - сражениях). Победительная - победное (пение, то есть победную песнь). Яко избавльшеся от злых - так как избавились (буквально: как избавившиеся) от зла (от бед). Благодарственная - благодарственное (благодарственную песнь). Восписуем Ти - воспеваем (буквально: пишем) Тебе. Яко имущая державу - (Ты), как имеющая силу. Неневестная - не вступившая в брак (буквальный перевод греческого слова).

Акафист Пресвятой Богородице, начинающийся этим кондаком, написан в VII веке в Константинополе. Это - первый (и прекраснейший) из акафистов, ставший образцом для всех последующих. Все 12 икосов акафиста заканчиваются многократными "перепевами" Архангельского приветствия Пресвятой Деве - "радуйся!", заключительное из которых - Радуйся, Невесто Неневестная! Мы величаем небесную чистоту Неискусобрачной Девы, неизреченно родившей Христа Бога нашего, и в Своей чистоте "Честнейшая Херувим" Невеста Неневестная предстает пред нами как величайшая воительница с силами зла - Взбранная Воевода, имущая державу непобедимую.

Радуйся, Невесто Неневестная! Если мы обратимся к греческому языку, на котором написан акафист, то увидим, что все эти три слова, буквальной точностью переведенные на церковнославянский язык и вошедшие в наше религиозное сознание, должны были восприниматься греками несколько иначе, чем воспринимаем их мы.

Радуйся - приветствие Архангела Гавриила, донесенное до нас Евангелием, - и до Рождества Христова, и после него было на греческом языке обычным приветствием - тем же, что наше "здравствуй". В явлении Ангела, в его дивных и таинственных словах внутренний смысл приветствия, забываемый в обыденной жизни, конечно, обновился и засиял со всею силой; акафист Пресвятой Богородице (и всякий позднейший вдохновенно сочиненный акафист), весь пронизанный этим "радуйся!" и искрящийся радостью величания, также воскрешает дремлющее в обыденном языке значение греческого слова. Но в русском (и древнерусском) языке приветствовали друг друга не словом "радуйся", а словом "здравствуй" (в котором мы обычно забываем пожелания здоровья). "Радуйся" остается для нас словом всегда более насыщенным, особенным - осознанным словом о радости, неповторимым приветствием для пречистой Девы Марии и святых Божиих.

Невесто Неневестная - прямой, буквальный перевод двух греческих слов. Церковнословянскому невеста соответствует греческое слово "нимфа", которое означает не только девушку-невесту, но и новобрачную жену, и молодую женщину. Новый Завет (и греческий перевод Библии) придал этому слову огромную мистическую глубину: Невеста Агнца в Откровении Иоанна Богослова (Откр.19:7; 21, 22, 17) не только предназначена Ему, но и стоит с Ним в таинственном браке; это образ и Богоматери, и Церкви (в ней мы узнаем невесту Песни Песней и прочих книг Писания). А греческое слово, переведенное славянским словом неневестная - это отрицательная форма от первого слова, означающая "не вступившая в брак"; это слово было вполне обычно для греческого языка. Для греческого, но не для славянского! Ведь в славянском невеста - это именно не-ведомая, непознанная (то есть как раз то, чему соответствует греческое неневестная) девушка, не вступившая в брак, хотя и предназначенная к нему; слово само несет в себе значение чистоты. Внутри славянского языка слово неневестная труднообъяснимо. Оно вносит новый оттенок смысла в выражение акафиста: Чистая Невеста, но - Неневестная, не обыкновенная, не сопоставимая ни с какой иной невестой.

Другие славянские эпитеты Богородицы, соответствующие слову Неневестная, - Неискусобрачная, Неискусомужняя.

Взбранной Воеводе победительная… Эти слова почти все мы привыкли на слух воспринимать как единое целое, поэтому не чувствуем структуру фразы (достаточно простую): (кому?) Взбранной Воеводе (мы) восписуем (что?) победительная благодарственная, то есть победную благодарственную песнь, (почему?) яко избавльшеся от злых - так как избавились от бед.

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша.

Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Богородице Дево, не презри мене грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Тобою - здесь: через Тебя, Твоим заступничеством. Под кровом - под покровом.

Молитвы "Преславная Приснодево…" и "Все упование мое…" - творения преподобного Иоанна Дамаскина.

Молитва святого Иоанникия

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе.

Создатель этой молитвы, святой Иоанникий Великий, повторял ее после каждого стиха читаемых им на правиле псалмов, таким образом постоянно возводя ум к Пресвятой Троице.

Окончание молитв

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне:

Господи, помилуй. (Трижды)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Мы видим, что после тех молитв, которые в разделе "Молитвы утренние" являются завершающими и помечены словами "Окончание молитв", в разделе "Молитвы на сон грядущим" (в большинстве молитвословов) следуют еще некоторые молитвословия, более прямо относящиеся к отходу ко сну (молитву святого Иоанна Дамаскина полагается читать, указывая на постель, при чтении молитвы "Да воскреснет Бог" осеняются знамением креста и ложе, и четыре стороны света). Одно из следствий этого: мы можем более гибко приспосабливать общее правило к собственным условиям жизни, к своему внутреннему состоянию. Так, для некоторых людей (или в некоторых обстоятельствах жизни) удобнее оказывается прочитать первую часть молитв на сон грядущим еще вечером, достаточно рано - возможно, до полного завершения всех дел, - а непосредственно перед сном, уже близ ложа своего, прочитать оставшиеся молитвы. Совместное чтение молитв на сон грядущим - например, в семье, - можно завершать именно на "Достойно есть…" и общем благословении, а молитвы начиная с молитвы святого Иоанна Дамаскина прочитывать каждому…, у своего ложа.

Такая практика существовала в Древней Руси. При Иване Грозном в XVI веке был обычай прибавлять еще несколько молитв, буквально отходя ко сну и к своему ложу (состав этих молитв не совпадал с нашими). /Дополнение протоиерея Сергия Правдолюбова.

Молитва святого Иоанна Дамаскина (читай ее, указывая на твою постель)

Владыко Человеколюбче, не ужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем? Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю; Тебе Господа Бога моего всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся небесныя Силы, и святаго Ангела хранителя моего. Вем убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего, но достоин есмь всякого осуждения и муки. Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя. Аще бо праведника спасеши, ничто велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойни бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милость Твою; о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию; и якоже хощеши, устрой о мне вещь.

Се - вот. Ми - мне. Вем убо - итак, я знаю. Яко - здесь: что. Аще бо праведника спасеши - потому что если Ты спасешь праведника. Ничтоже велие - в этом нет ничего великого (велий - великий). И аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно - и если помилуешь чистого, в этом нет ничего удивительного. Достойни бо суть - потому что они достойны. О сем - здесь: в этом, этим. Неизглаголанней - несказанной.

Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него.

Заступник души моей буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих; избави мя от них и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец.

Преславную Божию Матерь, и святых Ангел Святейшую, немолчно воспоим сердцем и усты, Богородицу сию исповедающие, яко воистинну рождшую нам Бога воплощена, и молящуюся непрестанно о душах наших.

Укрепихся - я укрепился (прошедшее время - аорист). Речь, безусловно, о враге невидимом - диаволе.

Богородицу сию исповедающие - исповедуя (открыто провозглашая), что Она - Богородица.

Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Это слова из псалма: Призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него (Пс.12:4-5).

Знаменуй себя крестом и говори молитву Честному Кресту

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящи Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в весели глаголющих: радуйся, Пречистый и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.

Расточатся - рассеятся. Врази - враги. Яко - как. От лица - в знач.: перед. Глаголющих - говорящих. Прогоняяй - прогоняющий. Пропятаго - распятого. Честный - достойный почестей, славный. Супостата - врага.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его… Начало молитвы взято из псалма: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко таит воск от лица огня, тако да погибнут грешницы (грешники) от лица Божия (Пс.67:1-2). Эти же стихи псалма поются на Пасхальной службе, перемежаемые тропарем Пасхи. Слова о Господе Иисусе Христе, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, также напоминают нам тропарь (смертию смерть поправ) и другие песнопения Пасхи. Сила Креста Господня неотрывна от Воскресения Христова; смерть и Воскресение Христово делают Крест "знамением победы", оттого так и сильна эта молитва, произносимая с верою и с любовью к Честному Кресту, отгонять от нас силы зла.

Или кратко молитва о Кресте

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Молитва

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

"У каждого христианина должно быть правило". (Св. Иоанн Златоуст)

"Если сотворить правило без лености, то великую награду от Бога получишь и грехов отпущение". (Св. Иннокентий Иркутский)


I. Поклоны начальные

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Постой мало, молча и затем молись неспешно со страхом Божиим, если возможно, то и со слезами, крепко веруя, что "Дух Святый подкрепляет нас в немощах наших: ибо мы не знаем, о чем молиться, и как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим. 8,26).


Боже, милостив буди мне грешному (поклон).

Боже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон).

Создавши мя Господи, помилуй мя (поклон).

Без числа согреших. Господи, прости мя (поклон).

Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (поклон).

Ангеле, хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя (поклон).

Святый (имя твоего Святого), моли Бога о мне (поклон).


II. Молитвы начальные

Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный; помилуй нас (трижды).

Примечание. Во время от Святой Пасхи до Пятидесятницы молитва Св. Духу - "Царю небесный" не читается. В неделю св. Пасхи не читается все трисвятое, а заменяется тропарем "Христос воскресе..." трижды. Также до отдания Пасхи вместо "Достойно есть, яко воистину" читается или поется: "Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на Тебе возсия; ликуй ныне и веселися Сионе, ты же Чистая красуйся Богородице, о востании Рождества Твоего".


Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша имени Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веке веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Tвое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.


Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу (поклон).

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти.

Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей. Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей, Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы. (псал. 50.)

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых;

12. И жизни будущаго века. Аминь.


Молитва утренняя (читай только утром)

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав, прибегаю и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим; и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель, и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Молитва вечерняя (читай только вечером)

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец, прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего хранителя пошли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла; яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим и Тебе славу возсылаем. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веке веков. Аминь.


Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже в дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную: в немощех сущия посети, и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Императору споборствуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велице Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших, и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных, и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и всех Твоих Святых, яко благословен еси во веки веков. Аминь (поклон).


Помянник о живых

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения (поклон). Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая (поклон).


Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мене и творящия ми напасти, и не остави их погибнути меня ради грешнаго (поклон).


Ускори, Господи, просветить неведущих Тя (язычников) светом Евангелия Твоего, и погибельными ересьми и расколом ослепленная вразуми и присоедини ко Святей Твоей Апостольской и Соборной Церкви (поклон).


О усопших

Помяни, Господи, души успоших рабов Твоих родителей моих (имена их) и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоя безконечныя и блаженныя жизни наслаждение (поклон).


Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежде воскресения отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память (трижды).


Окончание молитв

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша.


Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый! Троице Святая, слава Тебе.


Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Господи помилуй (трижды). Благослови.


Отпуст

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и святаго (помяни Святаго настоящаго дня) и всех святых, помилуй нас. Аминь. (три поклона).

Примечание 1-е. Утром, не совершивши молитвы, не приступай ни к пище, ни к питью, ни к какому делу. Перед началом всякого дела молись так: "Господи, благослови! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". По окончании дела произнеси: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веке веков. Аминь".

Перед вкушением пищи читай: "Отче наш"... до конца, затем крестом благослови пищу и питье. (В семье благословляет старший в доме.) По окончании трапезы (пищи) читай "Достойно есть яко воистину..." до конца, ибо Пресвятая Дева Мария через рождение Сына Божия даровала всему миру "истинную пищу и истинное питие" (Иоан. 6, 55), т.е. Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. В течение всего дня держи в сердце своем самую краткую, но самую спасительную молитву: "Господи, помилуй!"...


Примечание 2-е. Если тебе предстоит спешное дело и ты очень занят работой, или же находишься в немощи, то никогда не читай наскоро правила без должного внимания, не гневи Бога, и не умножай своих грехов: лучше прочитать одну молитву не спешно, благоговейно, чем несколько молитв наспех, торопливо. Поэтому сильно занятому человеку следует, по благословению преподобномученика Макария Каневского, прочитать одну молитву - "Отче наш..." Если же имеешь времени несколько больше, то, по благословению преп. Серафима Саровского чуд. - прочитай "Отче наш" три раза, "Богородице Дево, радуйся", три раза и "Верую" - один раз.

Примечание 3-е. Если же ты, наоборот, имеешь не мало свободного времени, то отнюдь не проводи его праздно, потому что праздность есть мать пороков, но хотя бы ты был уже не способен к труду по болезни, или старости, - заполняй время подвигом молитвенным, да обретешь великую милость у Господа Бога.


(Текст приводится по книге: Епископ Никольск-Уссурийский Павел; "От святой купели и до гроба", 1915 г.)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры