Презентация на тему: "правописание корней -раст-(-ращ-) -рос- -раст- -ращ- -рос-". скачать бесплатно и без регистрации

Главная / Измена жены

Раст--ращ--рос- РАСТи РАСТение выРАСТи заРАСТи выРАЩивать выРАЩивание РОСли заРОСли выРОСли Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице. Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице.





1. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли. 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли.


2. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли. 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли.


3. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить. 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить.


4. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква Е 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру). 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру).


5. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать. 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать.

Тема урока : Правописание корней РАСТ, РАЩ, РОС

Цель: 1. формирование навыка правописания корней –раст, - ращ, - рос;

2. развитие исследовательской компетентности учащихся;

3. воспитание бережного отношения к природе.

Ход урока .

Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных - О – А-. Давайте вместе попробуем определить тему урока.

- Посмотрите на доску и скажите, что означают вопросительные знаки на схеме?

(Безударные гласные в корне делятся на 3 группы: 1-проверяемые, 2-непроверяемые, 3-чередующиеся)

- Что нужно помнить, чтобы правильно написать безударные гласные 1, 2, 3 группы? ( Дети рассказывают правила на правописание проверяемых гласных в корне, непроверяемых гласных в корне, чередующихся гласных в корне)

2. Прочитайте выразительно текст.

Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. Свежая трава, тополь под окном, стая галок, вьющихся у телеантенн над крышами домов, - это фон или часть нашей жизни? Внимание к прилетевшим пернатым, к цветущему лугу, к росткам посаженной рощицы2 , к растущим вдоль озера камышам – источник2 интереса и любви к ним, залог взаимной радости природы и человека.

- Определите тему текста. Озаглавьте. В течение урока мы будем обращаться к нему.

3. А сейчас, пользуясь перфокартами, выпишите из текста слова с безударными гласными, распределив их в 3 колонки

Непроверяемые

безударные

Проверяемые

безударные

Чередующиеся гласные

(Проверка)

4.Итак, обратимся к словам с чередующимися гласными О-А. Внимательно посмотрите на слова этого столбика и скажите, о правописании каких корней мы будем говорить сегодня на уроке?

-Как называют эти корни и почему?

(Корни пишутся в словах, значение которых связано с ростом, развитием,

т. е. с жизнью)

- Сформулируйте тему урока.

(Правописание корней –РАСТ-РАЩ-РОС-)

- Сформулируйте грамматическую тему урока.

(Научиться правильно выбирать и писать гласную в корнях –РАСТ-РАЩ-РОС-)

- Сформулируйте речевую тему урока.

(Развитие речи: совершенствование умения выступать публично)

5.От чего зависит написание гласных - О – А - в корнях? К уроку подготовлен исследовательский проект, который даст ответ на этот вопрос.

Выступление учащихся:

Проект «Правописание корней с чередованием гласных О –А в корне»

Мы подготовили исследовательский проект «Правописание корней с чередованием гласных О – А в корне».

Творческое название проекта «Корни жизни».

Цель нашего проекта – научиться правильно писать корни -РАСТ-, - РАЩ-, - РОС-, в которых чередуются гласные О-А.

Выдвинули гипотезу. Объясним значение слова ГИПОТЕЗА.

ГИПОТЕЗА – это предположение, выдвигаемое для объяснения каких – либо явлений. Какова же наша гипотеза?

    Если правописанием командуют согласные СТ и Щ, то в корне пишется А. Если в корне согласные СТ и Щ отсутствуют, то пишется О.

Мы знаем, что корнями с чередованием гласных О –А могут командовать:

    Суффикс –А - (корни КОС-КАС, ЛАГ-ЛОЖ) Ударение (корни ЗОР-ЗАР, ГОР-ГАР) Смысл (корни РОВН-РАВН, МАК-МОК)

А кто же командует корнями РАСТ – РАЩ - РОС?

Провели исследование: отобрали тексты, определили круг слов, с которыми будем работать и проследили за их написанием. Оказалось, что в словах с данными корнями ни суффикс –А-, ни ударение, ни смысл не играют роли. Оставалось обратить внимание на согласные в корне.

Мы знаем о таком языковом явлении как чередование согласных. Сочетание –СТ - чередуется со –Щ-. Доказательство этого положения представлено на доске:

Блестеть – блещет

свистеть - свищет

чистить – очищенный

растить – выращенный

Значит, в корне РАЩ, как и в корне РАСТ пишется –А-.

Чтобы выяснить, все ли наши одноклассники могут отличить корень –РАСТ - от приставки –РАС - и корня, начинающегося с буквы –Т-, мы подобрали примеры, записали их вперемешку, распечатали карточки на каждого ученика и попросили распределить слова в два столбика.

    Не выполнили задание – 0 % или 0 человек из 5 Выполнили задание с 1 ошибкой – 2 человека из 5 Выполнили задание без ошибок – 1 человек из 5

Где же мы можем встретить слова с корнем жизни?

На природе, в лесу, с жизнью человека эти слова тоже связаны. Корнями жизни называют корни РАСТ, РАЩ, РОС, так как они присутствуют в словах, связанных с ростом, с жизнью, с развитием.

Результатами нашего исследования явилось создание визитной карточки корней. Каждому из присутствующих на уроке мы дарим её, как напоминание, подсказку.

РАСТ //РАЩ – РОС

6. Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали выступление и вспомнили ли вы, когда в корнях пишется –А-, а когда –О-. Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы

Запишите эти слова в тетрадь . (Работа учащихся. Проверка)

Предложите вариант названия кроссворда.

7. Объясните значение слова РОСТОВЩИК, составив предложение по схеме.

8. Пользуясь своими записями или дидактическим материалом, приведите примеры слов с корнями РАСТ, РАЩ, РОС и объясните их написание:

(Примеры и объяснение написания слов с корнями РАСТ-РАЩ-РОС)

Итак, ваши примеры ещё раз подтвердили, что корни РАСТ, РАЩ, РОС являются КОРНЯМИ ЖИЗНИ.

9. Пригреет солнышко землю посильней, и в лесу, не дожидаясь, когда же стает весь снег, сначала робко, а затем всё смелее и смелее появляются первые цветы.

Какое настроение вызывает у вас появление первых цветов? Подберите эпитеты к слову настроение. (Хорошее, радостное)

А ещё можно сказать «Светлое, ликующее, торжественное, праздничное, изумительное, очаровательное».

Но почему-то не все люди бережно относятся к первым цветам.

Запишем предложение:

Учёные создали Красную книгу и перечислили в ней исчезающие от бездумного варварства человека растения: ландыши, колокольчики, ночные фиалки.

- Объясните постановку знаков препинания в предложении. Какое слово является обобщающим? Объясните орфограмму в этом слове.

-Проверьте написание остальных слов в предложении .

(Проверка)

-Почему книгу исчезающих растений и животных назвали Красной? Что общего у Красной книги и светофора?

(Красный свет светофора означает опасность для жизни. Убийство природы опасно для жизни человечества).

10. Отгадайте, о каких цветах идёт речь в следующих загадках.

А) Природой бережно спелёнутый,

Завернутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист… (Ландыш)

-Как вы догадались, что загадка о ландыше? (Спелёнутым может быть ребёнок, завёрнутый в листик ландыш на тонкой ножке напоминает спелёнутого ребёнка.)

-Какое изобразительно-выразительное средство языка помогло отгадать загадку? (Метафора)

Что это такое?

Б) Цветок – петушок растёт на опушке,

Хохлатый подбородок, хохлатая макушка. (Хохлатки)

Давайте обратимся к тексту, прочитаем его и определим основную мысль текста и нашего разговора о первоцветах.

(Растительный мир – источник нашего интереса и любви к нему, залог взаимной радости природы и человека)

-Совершенно верно. И поэтому мы

От всех сомнений и смятений,

От всех ушибов и толчков

Лечиться можем у растений-

У их цветочков и ростков.

-Какие слова этого четверостишия иллюстрируют грамматическую тему нашего урока?

15. Чтобы проверить наши знания, выполним тест.

Тест «Правописание гласных - А - и –О - в корнях с чередованием»

1 вариант

Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

р…стовщик о а о а

выр…стить а а о о

подр…сли о а а о

отр…сль а о а о

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква –О-?

1) р. стение, водор. сли

2) выр. щивать, возр. ст

3) р. сток, зар. сли

4) подр. стая, выр. сти

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква –А-?

А. подр. стал

Б. подр. сший

В. отр. сль

Г. разр. стается

1) А, В, Г 2) А, Б, Г 3) А, В 4) Б, Г

2 вариант

1. Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

зар..сли о а а о

р..сток о а а о

Р..стов о а а о

р..стительность о а о а

2.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква – А-?

1) возр. ст, зар. сли

2) отр. слевой, ср. щение

3) подр. стал, Р. стислав

4) ср. слись, выр. сший

3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква –О-?

А. р. стить

Б. выр. сли

В. водор. сли

Г. р. стовщик

1) А, Г 2) Б, В, Г 3) Б, В 4) А, Б, В

16. Подведение итогов урока.

17. Домашнее задание: составьте обращение к первоклассникам о бережном отношении к природе.

Дидактический материал к уроку

«Правописание корней - РАСТ -, - РАЩ-, - РОС-».

Загадки

Р..стёт вниз головой, 2. В землю Тит зашёл,

Не летом р..стёт, а зимой. Синю шапку нашёл.

Чуть солнце её припечёт, Из земли выр..стал -

Заплачет она и умрёт. Весь мир одевал.

3. Девица красна в землю вр..сла.

4 . И зелен, и густ – на грядке выр..с куст. Начали щипать – стали

плакать и рыдать.

5. Рос Демид, выр..с, на белый свет вылез, сквозь землю прошёл,

красну шапку нашёл.

6. В летнюю пору р..стут золотые горы.

7 . Что вниз вершиной р..стёт?

8 . Вокруг озера лес р..стёт.

9. Не сеют, не сажают, сами выр..стают.

10 .Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет и р..стёт.

Пословицы

1.Р..стения тянутся к свету, а народы к миру.

2.Сломить дерево – секунда, а выр..стить – годы.

3. И камень лёжа мхом обр..стает.

4.Где сосна взр..сла, там она и красна.

Словарные диктанты

Зар..сли шиповника, р..стительность тундры, отр..сль

промышленности, южные р..стения, морские водор..сли, р..сли

осинки, разр..стались травы, зар..сла тропинка, ср..слись стволы,

прор..сла пшеница.

Подр..стала рассада, выр..сли помидоры, р..стительный мир

пустыни, отр..слевое хозяйство, пожилой возр..ст, интересное

р..стение, зелёные р..сточки, огромные зар..сли орешника,

полезные водор..сли.

Творческий диктант

Используя слова для справок и их значения, составьте предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое были выражены именем существительным.

1. Молодой лес. 2. Отдельная область деятельности, науки, производства. 3. Частый кустарник, которым зар..сло какое-нибудь место. 4. Дать р..стки. 5. Стать ветвистее, гуще, больше.

Слова для справок: пор..сль, отр..сль, зар..сли, прор..сти, разр..стись

Объяснительные диктанты

1. Красная книга р..стений.

Как радует нас красота и аромат полевых цветов! Но часто к ним тянутся жадные руки и безжалостно рвут их. Эти красивые цветы и ценные лекарственные р..стения могут исчезнуть навсегда. Многие из них занесены в «Красную книгу р..стений».

Зар..сли расступились, и дети вышли к крохотному водоёмчику. Возле самого края сцепилась корнями и плавала целая куча болотных р..стений. Вверх из корней р..сли зелёные стебли, а в воду спускались, как белые ниточки, тоненькие корешки.

Г. Скребицкий

3. Почва .

Почвой называют верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором р..стут р..стения. В борьбе с разрушением почвы человеку помогает р..стительность. Почву защищают от размывания различные р..стения: лесные, полевые, степные, луговые. Люди высаживают кустарники, чтобы не р..сли овраги.

М. Скаткин

4. Водор..сли.

Морские водор..сли полезны и вкусны. Из них приготавливают хлеб, печенье, кексы, конфеты. Их едят и свежими. Морские водор..сли накапливают в своих тканях необходимые для жизни металлы и вещества. Если человек использует в пище водор..сли, он укрепляет своё здоровье.

И. Акимушкин

Выборочный диктант

Это интересно.

Пшеница – самое первое хлебное р..стение, которое посеял человек. Рожь быстро р..стёт, сама, без помощи человека, справляется со многими сорными травами. Семена свёклы так прочно ср..стаются, что их невозможно разделить. Если клубочки семян свёклы посеять, из каждого выр..стает несколько р..стков. В июле зар..сли тмина выглядят так, словно на них набросили белое кружево: это от обилия мелких беленьких цветков.

    Вообще-то, по правилу в этом корне с чередующимися безударными гласными а пишется перед -ст- и -щ-: растение, вырасти, прирастать, отрастать. Исключения: росток, Ростов, Ростислав.

    Буква о пишется, если нет -ст- и -щ-: вырос, оброс, заросли.Исключение: отрасль.

    Правописание гласных А и О в корнях РАСТ - РАЩ и РОС.

    Букву А нужно писать перед согласными СТ и Щ, а перед согласным С пишем букву О.

    Например,

    выращенный - выращенная - выращенное - выращенные, выращивали - выращиваем и т. п. (пишем букву А, потому что перед Щ),

    растение, растили, вырастили, прорастили, возрастной, возраст, подрасти и т. п. (пишем букву А, потому что перед СТ),

    выросли, переросли, заросли, поросль, недоросль и т. п. (пишем букву О, потому что перед С).

    Есть и слова-исключения, правописание гласных в которых нужно просто запомнить, так как они не подчиняются правилу выше (см. картинку ниже):

    Как вариант: растение, возраст

    проросли, выросли

    пророщенный.

    Слов с чередующимися гласными на правило раст - рос - ращ достаточно много в русском языке. Известны слова

    растение и возраст, но росточек.

    Правило простое, при внимательном прочтении и выполнении нескольких упражнений определить, какую гласную писать не составит труда.

    Примеры слов с корнем РАСТ:

    Растаем, прирастаем, вырастать, растение, возраст, вырастить, подрастающий, разрастись, нарастание, растительность, возрастной.

    Примеры слов с корнем РОС:

    Заросли, росла, выросла, выросший, срослось, недоросль, перерос, приросли.

    Примеры слов с корнем РАЩ:

    Сращивание, отращивать, выращивать, наращивание, заращивать, выращенный.

    Что бы не путаться какую нужно писать гласную в корне, запоминаем правило:

    Гласную А - пишем перед СТ, Щ

    Гласную О - пишем в остальных случаях

    Есть слова исключения, которые нужно запомнить: ростовщик, отрасль, росток, Ростов, Ростислав.

    Корень -раст- в таких словах: растение, возраст, возрастание, вырастить, нарастить, растущий, дикорастущий, разрастись, возрастающий, возрастной, растительность, взрастить..

    Корень -рос- в таких словах: заросли, выросли, поросль, недоросль, рос, подрос, выросший, переросший...

    Корень -ращ- в таких словах: наращивание, проращивать, сращивать, выращивать, ращу, взращенный...

    Корень -раст-

    Раст-ет, -раст-ение, -раст-ить, -раст-ил, вы-раст-ил - все слова происходят от слова растение.

    Корень -рос-

    Рос-ток, по-рос-ль, вы-рос-, -рос-товщик, -Рос-тов, -рос-а, с-рос-лись.

    Корень -ращ-

    вы-ращ-ивать, с-ращ-ивать, на-ращ-вивать - все слова происходят от слова ращу.

    Корни -раст- и -рощ- относятся к правилу чередования гласных с -а-а на -о- и наоборот. Правило гласит: буква -о- пишется в корне слова перед всеми согласными, кроме -ст- и -щ-щ. Перед -ст-, -щ- пишется буква -а-. Из этого правила и происходит два схожих корня, несущих один смысл -рас-, -раст-, -рощ-. Пример: вырАщивать, вырОс.

    Раст: вырастили, растение, возраст, растить, растущий

    Рос: рослый, росток, подросток, вырос, заросли, зарос

    Ращ: выращу, выращивание, взращу, приращивание, наращивание

    Вот только некоторые примеры слов с этими корнями. Остальные слова можно найти в интернете

    Не всегда можно проверить безударный гласный в корне слова. Это нельзя сделать в случае чередования гласных о//а, как, например, в корне раст-/ращ-/рос- .

    Примеры слов с корнем раст-/ращ- :

    растение, расти, растет, растущий, прирастет, растениеводство, пышная растительность, растительное масло, отрасти, отращнная борода, зарасти, правильно заращенный, вовремя прорасти, прорастать, проращенное зерно, подрастать, подрасти, подрастающее поколение, взрастить, взращнный, нарасти, нарастить, нарастающий, прирасти, прирастить, приращнный, срастаться, дорасти до полки, выращивать, выращенный.

    Примеры слов с корнем рос-:

    водоросли, водорослевый, поросль, порослевый, росла, подросли, наросла, приросла, проросла, отросли, срослись, доросла до крыши, выросла быстро.

    Запомним написание слов-исключений : росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик и производных слов - отраслевой, ростковый, заросток, проросток, подростковый, ростовщица, ростовский и пр.

    В корне с орфограммой Чередующиеся гласные в корне раст-// -рос-//-ращ- перед ст пишется буква а, перед с - буква о, перед щ - буква а.

    Примеры слов с корнем -раст -

    • раст ение,
    • расти,
    • подрастать,
    • взрастить,
    • возрастать
    • возраст.

    Примеры слов с корнем -рос -

    • выросли,
    • поросль,
    • подрос,
    • заросли.

    Примеры слов с корнем -ращ -

    • наращивать,
    • выращивать,
    • взращивать.

    Необходимо помнить об исключениях : росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

    раст - возраст,

    раст - возрастание,

    раст - вырастить,

    раст - растущий.

    рос - заросли,

    рос - выросли,

    рос - поросль,

    рос - подрос,

    рос - выросший.

    ращ - наращивание,

    ращ - проращивать,

    ращ - сращивать,

    Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

    1. Корни с буквами а и о .

    гар - гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением - а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

    зар - зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением - а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).


    кас - кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

    клан - клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением - о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

    крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением "покрывать каплями, брызгами": кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а - в словах со значением "покрывать мелкими пятнышками, точками": краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении "покрывать крапинами, наносить крап"), вкрапле́ние . Под ударением - только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

    лаг - лог - лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж - о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

    мак - мок - моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением "окунать, погружать в жидкость": макать, макнуть, обмакнуть ; буква о - в словах со значением "становиться мокрым": намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением "осушать чем-н. впитывающим влагу": промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч - всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34 , примечание 2).


    пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

    плав - плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением - только а : пла́вать, лесоспла́в .

    Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

    равн - ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный "одинаковый", напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - "сделать равными по длине"), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

    Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный "гладкий, прямой, без неровностей", напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

    Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

    разн - розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).


    рос(т) - рас(т) - ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст - буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

    Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

    скак - скок - скач - скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением - о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34 , примечание 2).

    Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

    Ср.: проскачу́ (сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь") и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит "быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться").


    твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество ), но и а (тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

    2. Корни с буквами и и е .

    блес(к,т) - блещ - блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и - перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

    вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́ ) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

    лип - леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

    сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́ ) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением - и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .


    Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36 .

    Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

    Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

    • запомнить чередование гласных в корнях – раст-ращ-рос;
    • распознавать слова с чередующимися гласными а-о в корнях – раст-ращ-рос;
    • уметь обосновывать выбор гласных в этих корнях.

    Ход урока

    1. Слово учителя . Сегодня мы с вами знакомимся с необычными корнями. Почему необычными? Потому что, во-первых, они связаны с жизнью, а во-вторых, гласные в этих корнях все время меняются, и называются они чередующимися. Предоставляю вашему вниманию 3 предложения:

    А) «Выро сла моя девочка!»– ласково сказала мама.
    Б) Из доброго семечка выра стает добрая яблонька.
    В) Выра щенные с любовью, дети отдадут и свою любовь людям.

    – Назовите, пожалуйста, корни в словах выросла, вырастает, выращенные. Да, это и есть корни жизни!

    2. Познакомимся с правилом их написания в учебнике, рассмотрим таблицу (параграф 85, стр.178)

    3. А теперь я хочу предложить вам еще несколько интересных словосочетаний:

    А) ро сток розы
    Б) город Ро стов
    В) мальчик по имени Ро стислав
    Г) жадный ро стовщик (объяснить лексическое значение слова ростовщик – человек, который дает деньги под проценты, то есть в «рост»)
    Д) отра сли промышленности (отрасль – это отдельная область науки, производства)

    – Что необычного вы заметили? Да, почему же в словах росток, Ростов, Ростислав пишется в корне буква О? А в слове отрасль буква А? Ведь мы же говорили о корнях – раст-ращ-рос-? Да потому что это слова-исключения. Давайте запишем их и постараемся запомнить!

    4. А теперь небольшая тренировка (отработка способа действия по выбору орфограммы в корне):

    Листья ра стения, молодая поро сль, ро сток розы, разра стаются розы. Отра сль промышленности, морские водоро сли, выра щивание молодняка, заро сли камыша, город Ро стов.

    5. Тренировку мы с вами провели, немного устали, и нам нужно отдохнуть. Я называю слова, и если в корне слова будет буква А, то вы поднимаете руки вверх, а если буква О, то опускаете голову вниз:

    Расти, растительность, волосы отросли, растения, росточек, взрастить, заросли, подрастать, отрасль, водоросли, произрастать, выращенный.

    6. А теперь сосредоточимся – нам предстоит решить грамматическую задачу.

    Задание: найдите «лишнее» слово. Объясните правописание всех слов.

    Выр…сли, ор…сили, отр…сль.
    Р…стительный, р…столстеть, р…стяпа.

    7. – Зачем возрастаю? – Снегурка спросила меня.

    – Я знаю, что скоро растаю.

    Лишь только увижу веселую стаю,

    Растаю, по камням звеня.

    Вопрос: каким правилом вы воспользуетесь при написании глаголов возрастаю– растаю?

    8. И заключительный этап нашего урока – самостоятельная работа. Запишем одно интересное предложение:

    Пос…дили бер…жные руки р…сточек в землю, и начала из него р…сти вишенка: р…сла, подр…стала и выр…сла в пышное деревце.

    9. Подытожим урок! Вот вы и познакомились с «корнями жизни». Назовите их еще раз! А самое главное – не ошибайтесь в их написании и помните про слова-исключения!

    10. Домашнее задание (самостоятельный выбор учащихся)

    Вариант 1: упр.441(учебник)
    Вариант 2:
    придумать предложения со всеми словами-исключениями.
    Вариант 3: сочинение-миниатюра на тему «Морская жизнь» с использованием «корней жизни»!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры