Проблема ответственности перед обществом аргументы из литературы. Проверьте,пожалуйста,мое сочинение по критериям егэ

Главная / Измена жены

Достижение цели

1.И А. Гончаров «Обломов» Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, своей лени и распущенности, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

2. В своем позднем романе «Острие бритвы» У.С. Моэм рисует жизненный путь молодого американца Ларри, половину жизни проведшего за книгами, а другую - в путешествиях, труде, поиске и самосовершенствовании. Его образ ярко выделяется на фоне молодых людей его круга, тратящих свою жизнь и незаурядные способности впустую на исполнение мимолетных прихотей, на развлечения, на беззаботное существование в роскоши и праздности. Ларри выбрал свой путь и, не обращая внимания на непонимание и порицание близких людей, искал смысл жизни в лишениях, странствиях и скитаниях по всему миру. Он целиком отдался духовному началу, чтобы достичь просветления разума, очищения духа, открыть смысл вселенной.

Роль книг в жизни человека

1. Книги были для Горького спасительным контрастом «свинцовым мерзостям», жестокости и несчастьям окружающей жизни. В повести «В людях» повар Смурый говорит: « Читай книги – это самое лучшее!» «Книга для меня – чудо,- скажет Горький уже в конце жизни.

2. В романе Николая Островского «Как закалялась сталь» герой Павка Корчагин в ответ на удивлённый вопрос хирурга о том, откуда берётся мужество так стойко переносить невыносимую боль, отвечает: «Читайте «Овод», тогда поймёте». Часто книга помогает принять единственно верное решение, побуждает к подвигу. Такими произведениями были «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, поэма «Василий Тёркин» А.Твардовского, повесть «Всем смертям назло!» Владислава Титова.

Значимость труда

1. Жизненная драма героя одноименного романа в стихах, написанного величайшим русским поэтом А.С. Пушкиным, Евгения Онегина, человека умного и незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви».

Хамство

1. Главный герой повести М.А. Булгакова "Собачье сердце", профессор Преображенский - потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям.

2. Возмущаясь чужим хамством, люди часто не замечают, что и сами порой ведут себя столь же возмутительно. Пожалуй, лучше всего это можно увидеть на примере отношения родителей к детям. Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих, хамство. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, еслиона позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его.

Человек и власть

1. История знает много неудачных попыток насильно сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра 1 генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказывать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими. их заставляли любить, работать, учиться … И лишенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты.

2. Проблемой романа “Мы” является проблема власти. Замятин очень интересно написал главу о Дне Единогласия, о выборе Благодетеля. Самое интересное то, что люди даже и не помышляют о том, чтобы выбрать кого-то другого н

Проблема одиночества

1К теме одиночества не раз обращались писатели в своих произведениях. Так, одним из самых известных героев, сознательно обрекающих себя на одиночество, является Евгений Базаров из романа И.Тургенева «Отцы и дети». Герой достаточно пренебрежительно относится к своим друзьям, родителям и окружающим его людям. Я думаю, в конце романа, будучи на смертном одре, Базаров отходит от своей «теории» и принимает любящих его людей.

2. Героем-одиночкой является Печорин из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени». Его неблагодарность и пренебрежение близкими людьми особенно проявляется в отношениях с Максимом Максимычем.

Проблема эгоизма

1"Эгоистом поневоле" сделала среда Онегина. Он равнодушен к судьбам других людей, делает их и самого себя несчастливыми. Взаимопонимание, гуманное отношение к окружающим отсутствует. Все это порождает глубокое разочарование и одиночество героя.

2.Раскольников из эгоистического стремления утвердить свою силу совершил безумный поступок: "... надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек? Смоглу ли я переступить или не смогу! ... Тварь ли я дрожащая или право имею". Но после автор приводит своего героя к мысли о необходимости жить и утверждать себя в жизни не через человеконенавистничество, а через любовь и доброту, через служение людям

Проблема ответственности человека за свои поступки

1"Человек, осознающий ответственность перед родиной, окружающими людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таковым является герой романа "Война и мир" М. Кутузов. Он, будучи великим русским полководцем, в душе является воплощением простоты, добра и правды. В решающие моменты военных действий Кутузов ведет себя как настоящий русский патриот, который чувствует ответственность за свою страну и ее жителей. Его большое чистое сердце обливается кровью, когда он видит, как гибнут его солдаты, подставляя грудь под нож за свою родину, ибо он в ответе за жизнь каждого солдата в отдельности и всего народа в целом.

2.Страшная катастрофа в Аше произошла из-за того, что экскаваторщик ковшом зацепил трубу газопровода. В этом месте, спустя много лет, образовался разрыв, газ вырвался наружу, а потом пришла настоящая беда: в страшном пожаре погибло около тысячи человек.

Каждый человек совершает ошибки, случайно или умышленно это происходит, но в любом случае, он должен будет за них отвечать.
Вспомним, роман М. БулгаковА “Мастер и Маргарита”. Прокуратор Иудеи символизирует трусость и подлость, в последствии, наказанную. Побоявшись Иешуа, он приговорил его к смерти и думал, что таким образом избавится от страхов навсегда. Но власть еще не показывает величие человека.

Из-за содеянных поступков Прокуратор страдает и на Земле и в вечной жизни.
Зло всегда будет наказано. В подтверждение тому обратимся

К басням И. А. Крылова. В каждой из них присутствует мораль, в которой заключается основная мысль всего произведения. В каждой басне отрицательный герой обязательно будет наказан за безнравственные поступки.

Необходимо наказывать злодеяния, а не поступать, так как надсмотрщики из басни Крылова о Мишке, воровавшие мед. Они “Отставку Мишке дали и приказали, чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут. А Мишенька и ухом не ведет”.

Несомненно, бороться с воровством, обманом и другими злодеяниями трудно, если вокруг царит безнаказанность. По прочтении басен Крылова нам становится ясно, что каждый должен

В полной мере отвечать за свои поступки.
Существует множество пословиц и поговорок, посвященных теме ответственности человека за свои поступки. Например, Долг платежом красен; В чужом лазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем; Не всякий в дело гож, кто лицом пригож; Взялся за уж, не говорю, что не дюж; Конь о четырех ногах, да спотыкается; Двумя ложками кашу не едят; Не с кого спрашивать, когда сам виноват; Как постелешь, так и выспишься. Смысл этих высказываний один: каждый из нас имеет право на ошибку, все мы ошибаемся и оступаемся, за свои ошибки мы должны платить, чтобы они нам послужили уроком.

Но если же человек намеренно совершает какое-либо злодеяние, то наказан он будет еще хуже и еще жестче.
В. Солоухин в одной из своих публицистических статей пишет о том, что красота живет в душе человека. Однако у строителей, увлекшихся только экономическими и политическими соображениями, отсутствует один простейший критерий насколько эстетично будут выглядеть сооружения сегодня и тем более завтра. Действительно, проблема ответственности за свои поступки актуальна во все времена и остро стоит в современном обществе.
Каждый из нас должен отвечать за свои поступки. Все, кто совершил что-то плохое будет наказан и наоборот – человек, совершивший доброе дело, обязательно будет поощрен судьбой. Ведь ничего е проходит бесследно, каждый наш поступок, каждое слово и действие, влияет на нашу судьбу, и только от нас зависит, как она сложится.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Что такое ответственность? Понятие ответственности можно рассматривать со многих сторон. С давних времен философы и ученые размышляли над определением ответственности. С философской точки зрения ответственность – это понятие, отражающее объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом. Человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать […]...
  2. Он даже и не знал того, что новая Жизнь не даром же ему достается, что Ее еще надо дорого купить, заплатить За нее великим, будущим подвигом… Ф. М. Достоевский Роман (бессмертное произведение) Достоевского не случайно назван “Преступление и наказание”, хотя большая его часть посвящена преступлению Раскольникова и связанным с ним событием. Автор указывает на неизбежность […]...
  3. В центре нашего внимания текст Даниила Александровича Гранина, русского писателя и киносценариста, в котором описана проблема ответственности за свои слова и поступки. Обдумывая эту проблему, автор отправляет своих читателей в далекое прошлое, когда Россией правил Петр I. Монарх налаживал в стране кораблестроение, но при этом и не забывал про богатства нашего леса. Верфи требовали много […]...
  4. Каждый человек биосоциальное существо. Это значит, что помимо биологических потребностей у нас также имеются социальные. Такие как общение, различные виды взаимоотношений. Во взаимоотношениях у людей часто возникают проблемы, ведь люди не всегда готовы понимать друг друга. Тема человеческих взаимоотношений очень важна в современном обществе, ведь все чаще мы становимся свидетелями сложностей в отношениях, отсутствия гуманности, […]...
  5. Одной из основных проблем рассказа Л. Н. Тол­стого “После бала” является проблема моральной ответственности. Интерес писателя сосредоточен на жизненной позиции человека; в центре произ­ведения – этический поиск, попытка главного героя ответить на вопросы о смысле жизни, о доб­ре и зле, правде и справедливости. Причем сю­жет построен таким образом, что вначале произ­ведения читатель знакомится с уже […]...
  6. Эссе “Мы легко забываем свои проступки, когда они известны лишь нам одним”. У многих из нас есть за спиной такие поступки, за которые может быть стыдно. Кого-то долго и настойчиво грызет совесть, кому-то удается забыть о столь неприятном моменте своей жизни, третьи – вступают в сделку с совестью, находят себе оправдание или придумывают наказание. В […]...
  7. В центре нашего внимания текст Юрия Васильевича Бондарева, советского писателя, в котором описана проблема ответственности человека за сохранение жизни на Земле. В своем тексте автор рассуждает о том, что современный человек не понимает последствий своего воздействия на мир. Бондарев показывает своим читателям ужасную историю о том, во что превратился наш мир. Люди не замечают той […]...
  8. Рассказ “Ионыч” – еще один пример “футлярной жизни”. Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, “не имея свободного часу”. Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все “картежники, алкоголики, хрипуны”, они раздражают […]...
  9. Мысль об ответственности человека за жизнь на Земле присутствует в каждом произведении писателя, потому что в этом он видит смысл жизни человека. Буранный Эдигей – один из тех, на которых земля держится. Он связан со своей эпохой, он сын своего времени. Он не занимает ответственных постов, он просто человек и труженик. Для писателя человек значителен […]...
  10. ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА” Интерес к творчеству выдающегося русского писателя Л. Н. Толстого с годами не уменьшается. Его произведения волновали поколение наших родителей, а сегодня волнуют нас, потому что проблемы, которые поднимает писатель в своих произведениях, – вечные. У Л. Н. Толстого всегда было свое собственное представление о […]...
  11. Каждый из нас – индивид, отдельная крупинка в огромном обществе. От каждого из нас зависит наша история, жизнь общества, наше развитие. Именно поэтому мы должны отвечать за свои действия, не совершать непоправимо глупых поступков, стремиться к хорошему. Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее “Война и мир” рассуждает именно об этом. Писатель говорит о том, что […]...
  12. Святой обязанностью и ответственностью всех без исключения людей считается защита природы. Убеждаешься в очередной раз в правоте данного мнения, когда занимаешься чтением рассказа К. Паустовского “Заячьи лапы”. Решением автора стало обращение к актуальной проблеме современности, касающейся ответственности людей перед природой. Сегодня каждый из нас обязан прийти к осознанию той истины, что ответственность перед природой – […]...
  13. -Нет священней слова “Труд!”. -И на место в жизни право Только тем, чьи дни в трудах… -Только труженикам слава. Это строчки из стихотворения В. Брюсова “Труд”. Поэт написал гимн труду на благо общество. Проблема значимости труда в жизни человека затрагивалась многими писателями и поэтами, так как она является злободневной и не теряет своей актуальности даже […]...
  14. Об ответственности Иногда человек одним поступком может изменить свою судьбу. Проблема текста состоит в следующем: человек часто идет на поводу своих желаний; боится ответственных решений; боится того, что труд его будет неимоверно тяжелым. Но больше всего некоторые люди боятся рутины и скуки в том деле, которое им поручили. Комментируя проблему, можно утверждать, что в таких […]...
  15. Роман (бессмертное произведение) ” Мастер и Маргарита ” по праву считается лучшим произведением Михаила Афанасьевича Булгакова. Бесспорно, это одно из самых интересных и захватывающих произведений литературы XX века. Роман (бессмертное произведение) можно назвать сатирической летописью жизни Москвы 20-30-х годов. В нем, помимо прочих проблем, затронута Проблема выбора и личной ответственности. Булгаков заставляет своих героев выбирать […]...
  16. Каждому хоть раз в жизни доводилось совершать ошибки, но не каждый поддавался анализу. Вероятно, каждый из нас хоть раз задумывался над тем, что могло бы быть, если бы поступить по другому? И возможно ли вообще что-то исправить, как не допустить их вновь? Жизнь преподносит нам уроки, а мы лишь жалеем, что все так произошло. Времени […]...
  17. Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” И. А. Бунин – не просто блистательный писатель, но и тонкий психолог, умеющий в своих произведениях детально описывать персонажей и окружающую их обстановку. Даже представляя несложный сюжет, он художественно передавал богатство мыслей, образов и символики. Таким и видится рассказ “Господин из Сан-Франциско”. Несмотря […]...
  18. Более глубокую трактовку темы маленького человека мы находим в поэме Пушкина “Медный всадник”. Здесь пробле­ма решается уже в социально-философском ключе, а цен­тральным конфликтом становится противоречие между ма- леньким человеком и государством. Мелкий петербургский чиновник Евгений в результате наводнения теряет любимое существо, сходит с ума и в конце концов погибает. Казалось бы, какое отношение имеет эта […]...
  19. Природа всегда ассоциируется с чем-то прекрасным. Многие люди искусства в своих творениях восхваляют ее красоту. Как же природа способна воспитать человека? Порой мы забываем, что природа – самое удивительное и непредсказуемое, что окружает нас. В ее силах изменить судьбу, забрать или спасти чью-то жизнь. Природа красива и жестока. Ее обидчики непременно заплатят за свои поступки. […]...
  20. Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – особое произведение, в котором автору удалось гармонично соединить в единое целое реальность и миф, романтичность и сатирическое описание повседневной жизни, сарказм, иронию и бесстрастие объективного отражения тогдашнего общества. А как же в романе прослеживается мотив вечных человеческих ценностей? Какие же силы способны формировать судьбы людей и исторический процесс […]...
  21. А. Островский в своем произведении “Гроза” писал, что в любое время, любого века в обществе будут существовать многие проблемы и актуальность свою они не утеряют даже по прошествии многих лет. В пьесе “Гроза” мы видим множество героев, которые обладают качествами, нередко и сейчас встречающимися в современном обществе. Вспомним Бориса, который был почтителен с “ругателем” Диким; […]...
  22. Проблема человека и власти, проблема преступления власти против личности становится в Советской России актуальной уже в 20-е гт. XX в. – в годы, когда государство явно и ярко приобретает черты тоталитарного государства. Проблема русского национального характера в контексте тра­гической эпохи стала сквозной темой отечественной литературы XX в. Ее исследуют Андрей Платонов, Михаил Шолохов, Михаил Булгаков, […]...
  23. Тема нравственной ответственности человека в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Тема нравственной ответственности – традиционная для русской литературы (Пушкин, Толстой, Достоевский и др.). II. Главная часть 1. Нравственная ответственность человека у Чехова – это ответственность перед самим собой, перед людьми и даже пе­ред будущим. 2. Люди, у которых атрофирована совесть, а следователь­но, и чувство нравственной […]...
  24. Я провела свои летние каникулы хорошо. Я отдыхала на Черном море) Каталась в Дельфинарии на дельфинах. Забавно и круто. Потом я каталась на катере. Вид моря не забывемый, А КАК КРАСИВО-ТО!)) Мы еще ходили в Кафе “Черная Лагуна” хоть и название не очень, а кормят потрясно)) Когда заходишь в воду, то там есть такие маленькие […]...
  25. Нравственное достоинство – это качество, которым, несомненно, должен обладать каждый из нас. Нравственность – основа правильной жизни, а достоинство – основа жизни благородной. Каждый из нас должен воспитывать в себе эти качества и закладывать их в подрастающее поколение. Каждый писатель и поэт, для того, чтобы создать правильное, достойное произведение должен уметь преподносить правду и обладать […]...
  26. Человеческая история необъятно богата и интересна. А особенно интересна история нашего государства. Сколько людей, событий, дат, фактов, слухов и подвигов она помнит! Но все-таки, есть люди, которых помнят и знают все, их можно назвать героями того времени. Первый, кого я хотела бы упомянуть, герой не только своего времени, но и человечества в целом, русский гений […]...
  27. Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе А. П. Чехова Антон Павлович Чехов – один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. Облик Чехова – человека и писателя – не тускнеет, он остается дорогим для людей всех стран и […]...
  28. Быть взрослым, значит отвечать за свои поступки, уметь нести наказание за совершенное дело. Быть взрослым, значит уметь содержать свою семью, это не означает достичь какого – то определенного возраста. Быть взрослым – значит стать человеком, который может отвечать за себя и доверенных ему людей или за что-то другое. Быть взрослым – это значит осознавать меру […]...
  29. “Добро всегда побеждает зло”, – эти слова нередко встречались каждому из нас. Ведь с самого раннего детства нас учат совершать только хорошие поступки и остерегаться злых, потому что они разрушают нашу жизнь. Несмотря на то, что многие понимают всю важность этих слов, зло на земле все же существует. Но с ним необходимо бороться. Федор Михайлович […]...
  30. Роман “Мастер и Маргарита” писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть, содержит огромное количество глубоко философских мыслей. В этом произведении затрагивается огромное количество тем: тема истинного и ложного творчества, бескорыстной любви, преступлений […]...
  31. Кто такой человек? Это живое высокоорганизованное существо, у которого развита способность активно передвигаться, питаться, размножаться. Однако это всего лишь биологическая сторона вопроса. Но если смотреть с духовной стороны, то у человека, как и у всех живых существ, есть душа, сердце, совесть. Но полностью ли используют это люди? Всегда ли они поступают по отношению к другим […]...
  32. Одиночество человека. Человек по своей сути живое существо, которое должно жить в коллективе. Не зря развитие человечества ускорило свои темпы только когда люди начали жить в коллективе, где каждый имел свою роль и назначение. Кажется, что в современном мире, где каждый день человек встречает тысячу знакомых и незнакомых людей, общается с ними, работает в коллективе, […]...
  33. Проблема воспитания и обучения является важной проблемой всех времен и народов. Ведь именно воспитание является фундаментом в жизни каждого человека. Именно от того, как будет воспитан человек, какая атмосфера будет царить в его семье, будет зависеть его будущее, его характер и его жизненные цели. Обучение, также несомненно важно в жизни каждого человека, ведь без образования […]...
  34. ­Катерина в борьбе за свои человеческие права Центральное место в драме Островского “Гроза” отведено Катерине. За этой героиней сразу после публикации закрепилась репутация “луча света в темном царстве”. Из среды других женщин города Калинова ее выделял сильный характер. Она была честна, прямолинейна, искренна и вольнолюбива. Помимо этого, Катерина обладала редкой в их среде моральной чистотой […]...
  35. Любовь – это прекрасное чувство, которое в жизни должен обязательно испытать каждый. Любовь дарит человеку счастье, свободу, гармонию. Проблема любви и отношений является актуальной во все времена, ведь влюбленные существовали, существуют и будут существовать до конца веков. Проблема любви хорошо освещена в литературе. Вспомним роман Александра Сергеевича ПушкинА “Евгений Онегин”. Мы видим, как сильно порой […]...
  36. Юмор и веселье – составная часть жизни каждого из нас. Но не все люди веселые, кто-то ходит грустным, кто-то мечтательнм или расстроенным. Кто такой веселый человек? Какие качества ему присущи, каковы черты характера свойственны? Звание “веселый” дается не каждому. Прежде всего, такой человек должен уметь шутить, смеяться, поддерживать беседу с другими посредством юмора. Однако во […]...
  37. Гончаров Иван Александрович родился 6 июня 1812 г. в состоятельной купеческой семье. Отец Александр Иванович неоднократно избирался городским головой Симбирска. Он скончался, когда Ивану было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна, а также бывший морской офицер Николай Николаевич Трегубов, человек передовых взглядов, знакомый с декабристами. К литературному творчеству Гончаров обратился в годы университетской учебы. […]...
  38. Сочинение на тему “Права человека” Каждый человек от рождения имеет естественные права. Все они закреплены в Декларации прав человека, принятой международным сообществом. Удивительно, но людям потребовались целые столетия, чтобы понять свои права и утвердить их. А ведь они такие простые и ясные! Я думаю, что если все люди будут уважать свои и чужие права, на […]...
  39. Цель: помочь ученикам понять содержание произведения, его идейно-художественные особенности; развивать навыки выделения главных эпизодов и деталей, высказывание своей мысли о прочитанном и обосновании ее; воспитывать стремление к познанию, к расширению своего кругозора, чувство ответственности за свои поступки. Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы. Тип урока: комбинированный. Ход урока I. Мотивация учебной деятельности учеников. – […]...
  40. Понятие чести сопровождало человека на протяжении всей истории. Видимо, оно существовало еще с тех времен, когда наши предки вместе забивали мамонтов, – потому что в этом деле тоже, вероятно, существовала какая-то система добродетелей, некий моральный кодекс. Впоследствии чувство чести, собственного достоинства не позволяло повиноваться врагам, сдаваться в плен, предавать друзей. И это не обязательно свойственно […]...

В предложенном тексте Иосиф Моисеевич Фейгенберг поднимает проблему ответственности за поступки. Каждый человек сталкивается с непростым выбором, в котором боится ошибиться. Страх заставляет перекладывать принятие решения на других людей, уходить от вопроса.

Данная проблема актуальна на протяжении всего существования людей. Автор в предложении 12 делает акцент на том, что абсолютно каждый человек вынужден принимать «очень важные и нелёгкие» решения. Действительно, в обилие мелких бытовых вопросов иногда встревают важные дилеммы, поиск ответа на которые является долгим и мучительным. Также Иосиф Моисеевич Фейгенберг в предложении 18 отмечает желание «снизить ответственность» из-за страха о последствиях. Человек лишает себя возможности принять решение, и результат, каким бы он ни был, не будет принадлежать ему.

Позиция профессора по рассматриваемой проблеме очевидна: необходимо нести ответственность за свои поступки и не перекладывать её на других людей, даже если кто-то посоветовал сделать именно так.

Я полностью согласна с мнением Иосифа Моисеевича Фейгенберга. Без сомнений, боязнь принятия решений должна быть преодолена, ибо расплата за малодушие – потеря авторитета в обществе. Никто не застрахован от ошибок, но держать ответ за их последствия необходимо абсолютно всем.

В качестве доказательства своего мнения приведу аргументы из художественной литературы. В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Николай Ростов проиграл в карты крупную сумму денег. Несмотря на бедственное финансовое положение его семьи, деньги были выплачены, честь молодого человека не пострадала. Необдуманный поступок героя привёл к весьма неприятным для Ростовых последствиям. Но Николай, как настоящий дворянин, вынес этот груз ответственности.

Аналогичная ситуация прослеживается в романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Едва покинув родительское гнездо, Пётр Гринёв проиграл сто рублей, что вызвало гнев его дядьки-слуги. Савельич категорически отказывался выдавать требуемую сумму, однако Гринёв настоял. Поступок молодого человека был импульсивным, но честь, которую надо «беречь с молоду», он сохранил. Безусловно, герой ругал себя за легкомыслие, однако своё слово сдержал.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что ответственность за свои поступки нужно нести самому. В противном случае, будет потеряна честь, авторитет и самоуважение.

Показать текст целиком

(1) Между экзаменами в школе и жизненным экзаменом существует огромная разница.
(2) В школе ученики сдают экзамен, в случае неудачи иногда пересдают. (З)Жизненные экзамены - это поступки, их не сдают, а совершают и в случае неудачи иногда серьёзно расплачиваются. (4)«Перепоступить» невозможно - возможно только решиться на новый поступок в уже изменившейся ситуации.
(5) На школьном экзамене в интонации ответа ученика, а иногда и в самой формулировке ответа звучит оттенок неуверенности: «скорее всего», «мне кажется», «я думаю». (6)При оценке ученика традиционно учитывается лишь совпадение его ответа с правильным, степень уверенности ученика в правильности его ответа учитывается очень мало. (7)В жизни же надо не

Просто высказаться о возможных действиях - нужно решиться на их выполнение, на поступок.
(8) Если прогноз последствий однозначен, то выбор действий не представляет трудностей, а просто требует точного расчёта. (9)Но в жизни прогноз будущего, включающего и результаты собственных действий, чаще всего носит вероятностный характер. (10)И вот, имея лишь вероятностный прогноз будущего, человек должен решиться на вполне определённое действие.
(11) И чем неопределённее прогноз результата, тем труднее становится решиться на определённые действия, на определённый поступок.
(12) Каждый человек на всём протяжении своей жизни стоит перед необходимостью принимать решения, порой очень важные и нелёгкие, чреватые серьёзными последствиями.
(13) Мать решает, как разумнее распорядиться делами ребёнка в сложной ситуации, и от её решения зависит будущее ребёнка. (14)Учитель решает вопрос о воспитании своих учеников, и от этого зависит, каким будет следующее поколение. (15)От решения, которое принимает врач, зависит здоровье, а порой и жизнь человека. (16)И каждый раз, принимая решение, человек берёт на себя ответственность за его последствия.
(17) Принимая решение, человек берёт на себя ответственность перед законом, перед людьми, перед совестью. (18)Нередко возникает желание уклониться от принятия решения, снизить свою ответственность. (19)Стремление уйти от принятия решения (и от ответственности!) довольно широко распространено, хотя и не всегда осознаётся. (20)Однако попытки переложить на кого–то принятие решения - это иллюзия, самообман. (21)Ведь это не чьё–то, а моё решение поступить так, как кто–то мне посоветовал (или даже приказал). (22)3начит, я (или в том числе и я) несу ответственность за последствия своих действий. (23)Это, впрочем, не значит, что не нужно следовать чужим советам.
(24) Надо только помнить, что ты сам принял решение, чьему совету следовать, и сам отвечаешь за это решение.
(25)Так как же быть в ситуации, когда необходимо принять ответственное решение?
(26) Нужно собрать друзей или коллег и принять решение коллективно?
(27)Но опыт показывает, что коллективно принятое решение (принятое по голосованию большинством) может оказаться хуже, чем решение любого участника этого голосования, если бы он был один и чувствовал на себе полную ответственность. (28)Такая попытка принятия «коллективного решения» ведёт к коллективной безответственности: любой участник голосования может разрешить себе не чувствовать на своих плечах полный груз ответственности.
(29) Но возможен другой тип совещания, когда задача его участников - изложить свои соображения и аргументацию, а задача руководителя - принять решение. (ЗО)Такой совет, безусловно, полезен.
(31) Именно таким был знаменитый военный Совет в Филях в 1812 году. (32)После Боро–динской битвы пытаться остановить французов значило для русской армии понести новые большие потери. (ЗЗ)Кутузов склоняется к решению без боя сдать противнику Москву.
(34) Война же, полагал он, всё равно будет выиграна.
(35) Однако вряд ли Кутузов считал, что при такой тактике победа обеспечена стопроцентно; ведь если бы это было так, то и Наполеон осознал бы это и не полез в ловушку. (Зб)Принимая решение, Кутузов брал на себя колоссальную ответственность перед ис

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема ответственности за свои поступки»

Текст из ЕГЭ

(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии. (5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду.

(6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:

(7)–Мам, а почему нельзя?

(8)–Потому что… – раздражённо отвечала мать. (9)–Вон у отца отпрашивайся!

(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.(11)–Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло! (21)–Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена. (23)–Ты иди мой руки и давай садись ужинать… (24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там еёне найдут.(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.(34)–Ну, получается, что я обманул тебя!(35)–Меня? – она улыбнулась. (36)–Разве ты меня обманул?(37)–А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.(39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но с … понял, что никогда не сделает этого.(42)–Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.(44)«Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп.

(по С. С. Качалову)

Вступление

Каждый из нас несет ответственность за то, что мы делаем, говорим или даже думаем. Рано или поздно придется держать ответ перед окружающими или перед самими собой за то, что совершили мы против своей совести или против общепринятых нравственных норм.

Проблема

С подобной ситуацией столкнулся Сергей Николаевич Плетенкин — главный герой текста С. С. Качалова. На примере жизнеописания своего героя, рассказа одного удивительного случая из его повседневности автор поднимает проблему ответственности за свои поступки.

Комментарий

В тексте несколькими словами обрисована простая и неторопливая жизнь Плетенкина. У него есть жена и дочь, быт налажен, работа приносит стабильный доход. Иногда, в особо удачные дни, ему удается еще и неплохо подработать, довозя людей за деньги.

В тексте представлен как раз один из таких удачных дней. Вернувшись домой, где его уже ждал горячи ужин, Плетенкин рассказал жене, как ему удалось удачно выманить деньги из встретившейся по пути женщины. За проезд он попросил 300 рублей, явно завысив цену, видя, что перед ним женщина состоятельная. Та подала ему 500, на что Сергей Николаевич не нашел сдачи. Девушка попросила его оставить сдачу себе. Вот такая удача.

Уже спустя некоторое время герой понял, что знал эту женщину, что, будучи старшеклассником, обманул ее, воспользовался ее доверием. Не первая красавица, Наташа Абросимова (так звали случайную попутчицу) в юности не пользовалась особым вниманием парней. Плетенкин начал ухаживать за ней, провожать домой, и за это попросил девушку написать за него сочинение на общегородской конкурс. Та с радостью согласилась.

Когда же молодой человек конкурс выиграл и получил путевку в Санкт-Петербург, он даже здороваться с Наташей перестал. И только на выпускном нашел в себе силы повиниться. Но девушка только сказала: «Разве ты меня обманул?» И ушла, оставив в памяти героя лишь свой тоскливый глубокий взгляд. Таким взглядом смотрела она на него и сегодня.

Нахмурившись от своих воспоминаний, Плетенкин решил, что при встрече отдаст ей все деньги. Но тут же понял, что никогда этого не сделает.

Авторская позиция

Автор убежден, что нечестный поступок не имеет срока давности. Рано или поздно он напомнит о себе и заставит платить по счетам. Дважды обманув девушку, герой рассказа, в первую очередь, обманул самого себя. И это чувство вины перед ней не покинет его до конца дней.

Своя позиция

С автором невозможно не согласиться. Решаясь на какое-то действие или поступок, необходимо хорошенько подумать, каково тебе с этим будет жить, не пожалеешь ли ты потом. Потому что исправить то, что натворил, не всегда будет возможным.

Аргумент №1

В литературе практически в каждом произведении раскрывается тема ответственности за собственные поступки. К примеру, в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского многие герои несут на себе тяжесть ответственности за совершенные ими действия. Родион Раскольников, убивая старушку-процентщицу, а вместе с ней и ее слабоумную сестру на сносях, настолько претерпевал муки совести, что буквально лишался чувств.

Поняв, что все его поступки не имеют оправдания, он на каторге в молитвах добывал себе прощение у бога, перечитывая Евангелие и вспоминая самого светлого человека в своей жизни – Соню Мармеладову.

Аргумент №2

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» главный герой Эраст, обманувший Лизу, продавший свою любовь за женитьбу на богатой даме, всю оставшуюся жизнь будет мучаться от того, что стал причиной гибели молодой и наивной девушки. Его бездумные эгоистичные поступки привели к тому, что бросилась в реку искренне любящая его Лиза, не сумев перенести предательство и ложь любимого человека.

Заключение

Что бы мы ни делали в жизни, к чему бы ни стремились, всегда есть то, что ограничивает нас – наша совесть. Идти

вопреки ей нельзя, так как впоследствии она не раз напомнит о себе. Мы ответственны за собственную судьбу, за собственную жизнь и за свои поступки, хорошие и плохие. Жить нужно так, чтобы впоследствии не было стыдно за самих себя и совершенные действия.

Приветствую вас, дорогие друзья. Сегодня я хотела бы поразмышлять и пригласить вас к обсуждению на следующую тему. Все мы когда-то сталкиваемся с последствиями безответственности. Грозно обличаем, сотрясаем воздух, но иногда и пользуемся советом классика «на себя оборотиться». И не всегда видим «в зеркале» отражение, которое радует.

Вот об этом сегодня и поговорим: все ли мы осознаем ответственность за совершение поступков, и чем аукается нам и нашим близким беспечность.

Раньше я как-то не задумывалась над этой темой, а когда стала мамой все чаще и чаще меня стали посещать подобные мысли и вот их я постараюсь изложить в данном посте.

Хорошо известно, что ряд великих ученых серьезно задумывались о последствиях собственных научных открытий. Хрестоматийный пример: роль Эйнштейна в создании американцами атомной бомбы. Накануне Второй мировой ученые США узнали о том, что в Германии ведутся соответствующие исследования, и обратились с письмом к президенту Рузвельту. Обращение «стимулировало» начать такие же работы в Америке. Позже Эйнштейн сожалел, что был в числе подписавших эту петицию, хотя и понимал, что тогдашний порыв был объяснимым.

Много внимания проблема ответственности за свои поступки привлекает в религии и построенные на их основе философские учения. Грехи, то есть наши неблаговидные поступки, обязательно наказываются. И это справедливо, правильно, поскольку необходимо учить человечество задумываться о последствиях своих деяний.

Таков лейтмотив.

Но есть выход, говорят те же постулаты. Да, мы несовершенны, но способны учиться, а для этого надо сначала проанализировать поступки. И раскаиваться в своих ошибках.

Порой обыватель эту сторону религиозных верований искажает, попросту ерничает, что мол хорошо придумали священники: согрешил - помолился, и все, свободен. Чист, можно снова грешить.

Суть-то в другом: каждый должен искренне оценить свои поступки. Честно признать, в чем был неправ, устыдиться, если не просто ошибался, а кривил душой, малодушничал. Особенно, если при этом пострадали другие люди.

Только это - глубокая нравственная работа и подлинное, а не показное раскаяние служит нашему духовному росту. Неслучайно история знает примеры, когда даже люди, совершившие преступление, наказанные по закону, потом приходили к вере или даже без церкви пересматривали свою позицию и дальше жили насыщенной нравственной жизнью, помогая обретать смысл и душевное равновесие другим.

В литературе и искусстве

Детально проработана тема нравственного выбора в литературе и искусстве. Начиная с самых простых детских стихов, например, про того же зайку, брошенного хозяйкой, авторы вместе с нами решают эту дилемму.

Нет ни одного произведения классиков мировой литературы, где бы ни ставился, в том или ином ракурсе, этот вопрос: «Быть или не быть?» Речь, понятно, не о том, жить ли, существовать или уйти в мир иной. Это задачка иного, морального плана: «Быть ли порядочным человеком?»

Даже не стану здесь начинать перечислять примеры поскольку их огромное количество. Все вы сами вспомните, какая из книг произвела на вас наиболее сильное впечатление, заставила задуматься о предназначении человека и иных аспектах его бытия.

У живописцев свои изобразительные средства. Они без единого слова подводят нас к тем же мыслям. Скажем, известное полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына» будит воспоминания о наших ошибках в воспитании детей, которые потом аукаются всей семье.

Картина Василия Верещагина «Апофеоз войны» стала жутким упреком тем, кто развязывает кровавые противостояния народов. А какие картины больше всего произвели на вас впечатления? Вызвали эмоции? Заставили задуматься?

Но ведь не только «сильные мира сего» участвуют в исторических событиях. Все мы несем свою долю личной ответственности.

Настоящим потрясением в 80-е годы прошлого века стал фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Он как раз об этом: все возвращается, ничто не проходит бесследно. Мы можем заставить себя забыть о своих неблаговидных поступках, но возмездие все равно настигнет, и хуже всего, что расплачиваться приходится чаще всего детям и внукам.

Поразительно, что картина Абуладзе нашими «профессиональными критиками» была поначалу принята в штыки, во всяком случае, многими. Режиссера обвиняли в «потакании низменным настроениям масс» и прочих «грехах».

Не меньшую дискуссию вызвал другой фильм, документальный «Легко ли быть молодым?» Ругали, хвалили, но главное их достоинство несомненно: многих подобные заметные явления искусства заставили задуматься о своей позиции.

Политики, руководители и все-все-все

Есть довольно распространенная категория людей, которые винят во всех бедах других. Виноваты родители, учителя, врачи, коллеги, соседи, начальство и т.д. Для того, чтобы на себя принять ответственность за свои поступки, аргументы искать не хочется. В любой компании мы видим таких «обличителей», гневно распинающихся по поводу беспредела власти, хамства в магазинах, некомпетентности полиции и т.д. Попробуйте их спросить, что они сделали, чтобы хоть что-то исправить! Снова будут распыляться о том, что мы - люди маленькие, а другие «за это зарплату получают» и т.д.

В советские времена поколение учили гражданской ответственности с детства. «Раньше думай о Родине, а потом о себе…» - пели в советских школах.

Теперь многие уверены, что там, на западе, все как-то само собой решается, а у нас - бардак. На секундочку: в благополучных скандинавских странах каждый житель является участником доброго десятка общественных организаций. Примерно как у нас раньше было: ДОСААФ, Красный Крест и т.д. Понятно, что далеко не все там «пашут», кто-то просто числится, кто-то время от времени включается в некие мероприятия. Но участие в делах на общее благо - это особая форма ответственности.

Когда вы патрулируете вместе с группой других родителей территорию около школы или в микрорайоне, вы поднимаетесь над своим узким мирком и начинаете осознавать, как действительно непросто решить ту же проблему подростковой наркомании, безнадзорности. Когда нам «фиолетово», «параллельно», что происходит в соседней квартире, почему голодный парнишка сидит с сигаретой в подъезде, а не идет домой, не надо удивляться, что кто-то когда-то столь же равнодушно пройдет и мимо вашего ребенка в беде или сложной ситуации.

Хорошо, оставим пока ответственность широкого плана. Но и дома, и в трудовом коллективе немало желающих «спихнуть» свои обязанности на других. И не задумываться о последствиях своих поступков и проступков.

Очень грозными оказываются последствия врачебных или педагогических ошибок. Тут «ценой вопроса» вполне может быть и жизнь, и поломанные судьбы многих людей. Поэтому еще на стадии выбора профессии стоит серьезно задуматься, посильна ли нам, нашим детям эта ноша. Вообще, наше ли это. А если уверены, если это действительно дело жизни, воспитывать в себе ответственность необходимо.

Все начинается с семьи...

Это аксиома, банальность, может быть, набившая оскомину. Но для меня это истина!

За повседневными хлопотами, карьерными «подвигами», выяснением отношений по типу «кто в доме хозяин» мы порой об этом забываем.

Но если мы своего ребенка не научим ответственному отношению к поступкам, он никогда не будет счастливым. Потому что безалаберность неизбежно приведет к печальным последствиям.

Вот пока и все, что я хотела сказать вам, дорогие наши читатели!

Читайте , обсуждайте предложенные здесь темы с друзьями, коллегами, членами семьи.

Учитесь вместе с нами!

До новых встреч, новых открытий.

С вами была Екатерина Калмыкова

Комментариев: 28

    Ответить 07.03.2016 22:53

      Ответить 09.03.2016 16:14

        Ответить 10.03.2016 00:41

          Ответить 15.03.2016 10:23

            Ответить 17.03.2016 23:22

              18.03.2016 21:58

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры