С чем сталкивается человек на войне. Рассуждение-сочинение на тему "человек на войне" по литературным произведениям

Главная / Измена жены

Урок литературы в 5 классе.
Педагогическая мастерская.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №8 г.Томмот
Сергеенко Людмила Вячеславовна.
ТЕМА: Якутия – моя малая Родина.
ЦЕЛЬ: научить ребят элементам творческой работы, выработать умение самостоятельно мыслить, работать с моделями, рисунками, текстом. Развитие ассоциативного мышления уч-ся.
Воспитание любви к родному краю и бережному отношению ко всему, что нас окружает.
Ход урока:
1.Саморегуляция. (проводит учитель)

Сядьте поудобнее, прикройте глаза. Помните, что вы сегодня не на уроке, а в творческой мастерской. Я ваш мастер, а вы не просто подмастерья, а творцы. Расслабьтесь. Настройте себя на успех, активную работу. Мысленно повторяйте вслед за мной: « Все мои мышцы расслабились, я успокоился, я стараюсь как можно лучше понять и осмыслить, о чем пойдет речь. Я теперь могу легко выразить словами свои мысли. Я становлюсь интересным человеком. Меня все с удовольствием слушают»
2.Индуктор (мотивация творческой деятельности уч-ся)

Вспомним песню « С чего начинается родина»
Мы живем в Якутии. Якутия – это наша малая родина.
Произнесите медленно слово РОДИНА. Что вы видите, когда произносите это слово? Нарисуйте эту картину словами.
3.Составление уч-ся ассоциативного ряда.

При слове родина я вижу: бесконечные просторы, цветы около дома, речку Алдан, своих друзей.
(учитель записывает на доске, а ребята у себя на листочках)
4.Набор словаря.
- Нарисуйте земной шар. Получится круг. Круг – это символ вечности, символ вечной жизни.
Разделите его пополам по горизонтали. В верхней половине запишите теплые (приятные) слова, связанные со словом «родина».
В нижней половине запишите холодные (неприятные) слова к этому слову.
5.Социализация и обогащение.

Прочитайте теплые слова по цепочке, дописывайте те, которых у вас нет.
Чувствуете, как согревают эти слова, от них так и веет теплом, светом, добротой, вечностью.
Холодные слова читать не будем.
6.Память.

А теперь вспомните свой фотоальбом. Там обязательно найдется фотография, которая вам нравится больше всего, сделанная на фоне природы. Вспомните, при каких обстоятельствах и когда была сделана эта фотография. Запишите отдельными словами свои чувства, ощущения в этот момент. Как влияла природа на ваше состояние и настроение?
7.Читаем вслух и дополняем свои списки.
8.Этап сосредоточения.

Нарисуйте свое сердце, представьте, что это карта России. Звездочкой отметьте место нахождения нашей малой родины.
Звездочка – символ удачи, счастья, света.
Всмотритесь в полученное изображение: в каждом сердце незримо живет образ малой родины – места, где человек родился, вырос, где находятся его корни. Эти корни удивительно крепки, они напоминают о единстве Земли и Человека.
А теперь сосредоточьте внимание на рисунке и вспомните, не приходилось ли вам быть врагом по отношению к своей звездочке?
Не обижали ли вы свою землю, растения, животных, птиц?
Мысленно ответьте честно своему сердцу и дайте себе слово не повторять такого никогда, а наоборот, научиться самому и научить других любить родную землю, относиться к ней бережно и с любовью. Так, как это делали ее поэты и писатели.
9.Поэтические образы.
Прочитать стихотворения о Якутии.

Семен Данилов – народный поэт Якутии. Нежно и мудро воспевал он родной край, просто и красиво выражал любовь и гордость и Якутией, и Россией.
Стихотворение « Подснежники».
Сквозь толщу вечной мерзлоты,
Как выстрел, выбившись наружу,
Неукротимые цветы
Стоят и в непогодь, и в стужу.
Ты мужество их оцени,
Взгляни, восторга не скрывая, -
Среди снегов цветут они,
Суровый край мой украшая.

Какие чувства поэта выражены в этом стихотворении? Согласны ли вы с ним?

Стихотворение «Моя Якутия»
Нам хорошо средь вечной мерзлоты,
Поющим с леденящими ветрами.
Мы высекаем из морозов пламя
И не боимся зимней темноты.
Мы дышим вольным воздухом одним –
Якуты, чукчи, русские, эвены –
И никакой земли во всей вселенной
Иной, чем наша, вовсе не хотим.

Какова основная мысль стихотворения?

Моисей Ефимов – современный поэт Якутии.

Стихотворение « Ода вечной мерзлоте»
Край таежный, край любимый мой,
Дивная якутская равнина!
Воздух здесь и летом, и зимой
Свеж, как нельмовая строганина.
Ну, а если все-таки за год
Наберется грязи и отбросов –
Все сметет весенний ледоход,
Смелет все – и никаких вопросов.
Ничего не смыслят в жизни те,
Кто твердит в досужие минуты:
Мол, живут на вечной мерзлоте
Эти разнесчастные якуты.
Да, земля суровая у нас,
Жизнь трудна и нелегка работа:
В недрах превращаются в алмаз
Пролитые нами капли пота.
Но одну заветную мечту
Берегу в душе, пока живу я:
Сохранить бы эту чистоту,
Молодость и свежесть вековую.
Задание: запишите слова и словосочетания, связанные с темой
« Якутия – моя малая родина».
10.Ситуация разрыва.

Еще раз напишите слово «родина». Составьте слова из букв этого слова. (Дина, Ира, Лора)
Символично?
Родина – рождает, род

11.Набор словаря.
- Подберите рифмы к данным словам:
родина – ромашка –
Алдан - Томмот –
Земля - снежок –
Березы - сосны
Ель - речка –
- Подберите удачные рифмовки.
12.Создание текста.

Раздаются карточки с началом творческих работ.
Есть на карте родины Люблю я родину свою
Мне хочется сказать о Томмоте Есть такой уголок в России
Мне в жизни повезло Когда мне грустно.
Здравствуй, Алдан Якутия – край золота и алмазов
(ребята выполняют работу в течение 10 минут)
13.Социализация.
Чтение работ уч-ся.
14.Рефлексия.

Что было трудным на уроке?
Что было интересным?
Какое настроение было у вас на уроке?
О чем бы вы хотели поговорить на следующих мастерских?

Асаналиева Нургуль Чынтемировна
(МКОУ Панинская СОШ)

Человек на войне и правда о нем
(по материалам прозы К.Д.Воробьева)

В последние годы не утихают споры о том, как и для чего преподавать литературу сегодня, каков общественный заказ на предмет, который во все времена – и в дореволюционной, и в советской истории – оставался главным идеологическим предметом. К всестороннему обсуждению современного состояния школьного преподавания литературы есть все основания и в настоящий момент. Подчиненный сдаче ЕГЭ, предмет перестал выполнять свою наиглавнейшую роль – воспитательную, перестал формировать сознание школьника, его мировоззренческую позицию.
Размышление над книгой как процесс внутреннего становления сложен и требует от учащегося серьезной работы души, времени на преодоление возрастных и психологических барьеров. Поэтому и интерес к книге в школьной аудитории проявляется только тогда, когда «вдумываемся, вслушиваемся, читаем»
Высший уровень художественного восприятия произведения литературы достигается, если читатель душой и разумом постигает жизненные явления, запечатленные в художественных образах, видит особенности авторского стиля, испытывает полноту эстетического чувства и делает нравственные выводы для себя.
«Передавая уму и сердцу ученика литературное произведение, мы должны помнить, что литература – это искусство»
Единство аналитического и эмоционального в читательской деятельности чрезвычайно сложный процесс, и нелегко добиться этого на практике Так возникает потребность в организации учителем учебного процесса, для установления духовного контакта между учащимся и автором.
Наиболее «благодарный» литературный материал, который позволяет учителю организовать поле восприятия, эмоционального взаимодействия с текстом, но вместе с тем требует большой аналитической работы – это литература о Великой Отечественной войне.
Произведения советских писателей изучаются в 11 классе, когда возраст и аналитические навыки учащихся «совпадают» с задачами изучения.
Литература о войне стремится осмыслить нравственный опыт минувшего. Подвиг нашего народа в Великой отечественной войне – это «тот моральный капитал, из которого новые поколения черпают духовную силу», но также война тесно связана с современностью, так как в ней видятся ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.
Начиная с 60-х годов ХХ века, литература получила возможность в полной мере охватить войну и как этап жизни народа, и как значительное явление истории всего человечества. Именно в эти годы появляется ряд писателей, избравших главной темой своего творчества тему войны (Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, А.Адамович, В.Астафьев, К.Воробьев)
Заявленный военной прозой (60 – 90 г.г.) взгляд на войну, потребовал от писателей пристальнее вглядеться в человека на войне, показать его в сложной психологической ситуации. Недавние лейтенанты, ставшие писателями, внесли в развитие темы особый психологизм, изображали людские судьбы в их противоречивой сложности, использовали при создании картин войны особую систему деталей. Книги этих авторов обогатили литературу опытом пережитого. Беру для аналитического чтения произведения К.Д.Воробьева, так как они невелики по объему (повети, рассказы), но емки по художественной наполняемости.
В 60 –90 –е годы в литературе, обращенной к опыту Великой Отечественной войны, усилилось внимание к общечеловеческим ценностям: совести, доброте, справедливости. Особый гуманизм военной прозы проявился в признании несовместимости войн с идеалами человеческого общежития, хотя в то же время военная проза раскрыла сущность фашизма, неизбежность вооруженной борьбы против него.
Война, как совершенно правильно поняли и показали ее писатели, явилась продолжением бытия советского человека в иных, чрезвычайных условиях. Она не в состоянии изменить нравственные основы жизни. Ни совесть, ни вера не противопоставлены военной действительности. Они сосуществуют в ней.
Объектом пристального внимания авторов является отдельный человек. Герой выступает в роли и наблюдателя и участника событий, что дает возможность показать особенность конфликта, не выходя за рамки одной человеческой судьбы.
Сюжетная линия судьбы героя К.Воробьева начинается с узнавания мира. До начала военных действий он находится в единстве с окружающей действительностью, в которой все гармонично. Когда появлялись «юнкерсы»(«Убиты под Москвой»), «рота согласно приникала к раздетой ноябрем земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишечьи звонко и почти радостно» (147) «Впереди - и уже недалеко – должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и все они шли не нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из его временно примолкших бастионов» (148).
Объектом пристального внимания автора является отдельный человек. Он сам –часть целого и целостного представления в его представлении мира, и согласие с миром лишь подчеркивает
вечность жизни. Его воображению смерть рисуется как нечто неопределенное, не имеющее к нему никакого отношения, но обязательно картинно-героическое: «надо упасть кверху лицом, а не вниз и не на бок, и руки надо разбросать, а не скрючить, и ноги тоже раскинуть, чтобы носки сапог стояли прямо»(«Крик» (138)). Отрытый в полный профиль окоп вызывает мысль о домашнем тепле и уюте, совершенно не напоминая могилу: « все это (окоп – А.Н.) было сделано с тем сосредоточенным старанием, которое полностью исключает чувство тревоги и опасности. Видно, оттого окоп и не выглядел так, как положено на войне: в нем было что-то затаенно-мирное и почти легкомысленное» (156).
И все же сознание героя чутко улавливает несовпадение априорного представления о войне с той реальной картиной, которая предстала перед его глазами. «немцы безудержно продвигались вперед, к Москве...Это было, конечно правдой, потому что потому что об этом говорил сам Сталин. Именно об этом, но только один раз, прошедшим летом. А о том, что мы будем бить врага только на его территории, что огневой залп нашего любого соединения в несколько раз превосходит чужой, - об этом и еще о многом, многом другом, непоколебимом и неприступном, Алексей – воспитанник Красной Армии – знал с десяти лет. И в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны» (152 – 153). Герой какое-то время сопротивляется открывшейся истине, не совпадающей с официальными мифами, но уже первый бой разрушает эту двойственность, уничтожает иллюзорность романтических представлений о войне и вносит в сознание героя чувство горечи и утраты той наивно-детской веры, для которой нет основания.
Первый бой становится началом пути солдата на войне. Однако личный опыт находится в связи с общей судьбой народа. И здесь каждый выбирает себе дорогу. Своеобразной метафорой войны служит окоп с ходами сообщения «в церковь, на кладбище и в опустевший коровник» (152), обозначая возможные варианты судьбы человека на войне. Длинное каменное строение коровника, из которого несло «сывороткой, мочой и болотом», напоминает о плене, «заброшенное кладбище за толстой кирпичной стеной» - знак трагической сущности войны, несущей уничтожение всему живому. И над всем этим возносится «церковь без креста» как знак общей для всех беды. («Убиты под Москвой»)
Война неизбежно ведет к гибели, и все же церковь выступает как знак общей веры, не порушенной годами лихолетий, веры, которая «уходила куда-то в преисподнюю» - символически - в самую глубину народного представления о смысле бытия. Выход в бессмертие может значить только одно – победу человеческого начала над бесчеловечием войны.
К.Воробьев сразу выделяет главную проблему: конфликт из частного и возрастного (неопытность молодых бойцов) перерастает в более значимый. Сложность борьбы и победы над врагом для солдата заключается в том, что надо было победить врага внутри себя. Автор показывает, как герой формирует себя в соответствии не с официальным, а народным опытом. Личность, обретшая самостоятельность, достигшая нравственной свободы, способна противостоять бездуховности, насилию, в какие бы формы они ни облекались.
В финале от героя отторгается оболочка неведения и, задыхаясь от внезапного открытия, врывается в жизнь новый человек, с иным, чем прежде, знанием жизни. Герой, ничего не забыл из прошлого, не простил себе неведения и допущенных ошибок, но, избрав раз и навсегда самостоятельный путь, обрел право исполнить долг солдата, защитника Родины.
Важную концептуальную роль играет финал повести «Убиты под Москвой». Алексей должен вступить в неравный бой с фашистским танком. Танк олицетворяет бездушную силищу, механическое выражение сущности войны, бесстрастное и потому враждебное человеческой природе порождение. «До танка оставалось несколько метров, - Алексей хорошо различал теперь крутой скос его лба, ручьями лившиеся отполированные траки гусениц и, снова болезненно-остро ощутив присутствие тут своего детства, забыв все слова, нажитые им без деда Матвея, пронзительно, но никому не слышно крикнул: «Я тебе, матери твоей черт! Я тебе зараз»(199).
Из неравного сражения Алексей вышел победителем, потому что должен был выжить, ибо теперь ему есть что хранить. Опыт деда Матвея, капитана Рюмина стали звеньями общенародной судьбы, того единения, что вмещает в себя понятие Родины. Почувствовав личную ответственность за происходящее, герой поднялся до понимания высшей ценности бытия, которое утверждало право на жизнь всего сущего. В единстве живого, естественного, человеческого мира вырабатываются те ценности, которые искони помогли человеку выжить. Личность, унаследовав опыт поколений, усвоив его как основное правило жизни, получает право представлять собой народ, Россию
Бороться и победить войну можно, если противопоставить войне-машине иную систему ценностей. Это способна сделать личность, свободная от идеологических догм и вобравшая в себя опыт народной жизни, который помогает герою выжить не только физически, но и духовно.

Список литературы:
1. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения:Пособие для учителя., М., 1985. С. 39
2.К.Д.Воробьев.Собр.соч.в 3-х т. Т1. Повести/Сост.В.В.Воробьева;-М.: Современник, 1991.- 479 с. Здесь и далее цитируется по данному изданию

Вещикова Анатолия

Работа написана думающим человеком, который любит читать хорошие книги и размышлять над ними.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Человек на войне.

Конкурсное сочинение

Ученицы 10 в класса Вещиковой Анатолии.

«Война - … самое гадкое дело в жизни», - писал Лев Толстой. К сожалению, не все понимают эту неоспоримую истину. Когда же человечество скажет «нет» войне, которая способна превратить в диких зверей людей, рождённых для того, чтобы жить братьями?

Возвращаясь с фронтов Великой Отечественной, наши прадеды и деды не могли представить себе, что воевать придётся их правнукам и внукам. Но уже позади афганские события, в которых погибло свыше пятнадцати тысяч солдат и офицеров, две войны в Чечне. Разве на полях сражений под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Курском советские бойцы умирали для того, чтобы спустя десятилетия после окончания Великой Отечественной войны гибли люди? Нет, каждый из нас рождается на Земле для жизни. Надо всеми силами бороться за мир, который, по мнению Анатоля Франса, нужен для того, чтобы «человек мог вырасти в человека».

Много книг о различных войнах написано русскими и зарубежными классиками, но наиболее сильное впечатление произвела на меня повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка».

В этом произведении нет масштабных картин Великой Отечественной войны, хотя книга посвящена «всем воевавшим подо Ржевом – живым и мёртвым». В повести мало батальных сцен, внимание писателя сосредоточено на отдельном человеке. Кондратьев стремится выяснить, как удаётся рядовому бойцу наперекор тяжёлым обстоятельствам сохранить высокие нравственные качества.

Главному герою повести писатель не даёт даже фамилии. Кондратьев хочет показать, что Сашка не выделяется из толпы, он лишь один из многих защитников Отечества, а не исключительная личность.

На мой взгляд, образ Сашки – большая творческая удача автора произведения. Когда читаешь повесть, невольно ловишь себя на мысли, что кондратьевский герой – человек светоносный, располагающий к себе, внушающий полное доверие.

Впервые мы встречаемся с Сашкой, когда тот заступает на ночной пост, имея «никудышнего напарника», у которого «то там колет, то в другом месте свербит». Но верит боец, что товарищ не симулянт, а «вправду недужный да ослабший от голодухи человек», поэтому и отправляет его отдыхать в шалаш. Человечность Сашки сразу подкупает читателя. Находясь в дозоре, солдат думает о своём командире, оставшемся без обуви, и хочет боец снять с убитого немца валенки для своего лейтенанта. Сашка способен не только позаботиться о ротном, но и выручить его в трудную минуту. Так во время боя видит солдат растерянное лицо командира, который взводит на ходу затвор автомата, а тот «молчит». Понимает Сашка, что ротный расстрелял диск, вот и отдаёт свои боеприпасы офицеру, не думая о том, что самому патронов может не хватить.

Герой В. Кондратьева – мыслящий человек. Ему понятны причины неудач Красной Армии на фронте: «сильнее немец пока и воюет осторожно, людьми не раскидывается, ночами бережётся». Сашке ясно, что отступление советских войск вызвано не только «недохватом снарядов и мин», но и неумением воевать как следует командиров и рядовых. Понимая это, герой повести всё же верит в победу, честно выполняет свой солдатский долг, хотя воспринимает сначала войну романтически.

Сашка мечтает совершить подвиг, ещё «сидя в глубоком тылу» на Дальнем Востоке. Тщеславные мысли покидают героя лишь только тогда, когда он попадает на фронт. На передовой Сашке становится ясно, что война – тяжёлый, напряжённый труд, постоянные встречи лицом к лицу со смертью. Страшно солдату на фронте, но не дрожит за свою жизнь Сашка, не стремится спрятаться за чужую спину. Меньше всего он думает о себе. Автор так описывает поведение героя в экстремальных ситуациях, что читатель воспринимает Сашкины поступки как нечто само собой разумеющееся. По мнению бойца, мужчина – защитник всех, кто физически слабее. Сашка не видит ничего героического в том, что спасает от верной смерти медсестру Зину, прикрыв её во время бомбёжки своим телом. Девушка нравится бойцу, но она любит другого человека. Сашка признаёт за всеми право строить жизнь по-своему. Узнав о том, что Зине дорог не он, герой повести В.Кондратьева находит в себе силы, чтобы уйти с дороги любимой женщины, не держит на неё зла: «…неосудима Зина… Просто война…».

Автор, на мой взгляд, очень удачно использует в повести один художественный приём. О Сашкиных фронтовых буднях рассказывает писатель, но на всё происходящее он смотрит глазами героя. Когда-то Фёдор Михайлович Достоевский наблюдал за действиями Раскольникова, как бы находясь в его беспокойном внутреннем мире. В. Кондратьев продолжает традицию великого классика и глубоко проникает в психологию героя, хотя диалогов Сашки самим с собой писатель даёт совсем немного.

Самым ярким эпизодом в повести является допрос комбатом пленного немца, доставленного Сашкой в штаб. Фашист молчит, и капитан отдаёт приказ расстрелять гитлеровца. Боец хватает пленного за грудки и кричит: «Да говори ты, гад! Убивать же будут!». Сашка не думает в данный момент о себе. Солдат, который в присутствии офицера пытается спасти жизнь врагу, рискует попасть под трибунал. Что же заставляет героя повести пойти на такой шаг? Русский солдат не хочет быть лжецом даже в глазах фашиста. Ведь Сашка показывал немцу листовку, в которой было написано, что пленных в Красной Армии не расстреливают. Советский солдат знает цену человеческой жизни. Он не может убить безоружного врага. На какую же нравственную высоту должен подняться человек, чтобы,рискуя, отстаивать собственную правоту! А Сашка борется за правду и побеждает. Комбат отменяет своё решение и приказывает вести фашиста в штаб дивизии.

О герое В.Кондратьева можно говорить много. Ярким, запоминающимся получился у писателя этот образ. Когда читаешь повесть, невольно ловишь себя на мысли, что наш народ выиграл войну с фашистами потому, что таких людей, как Сашка, было большинство. Нелегка их фронтовая судьба, но и в тяжелейших ситуациях следует оставаться человеком.

Сашка, как гоголевский герой Тарас Бульба, для которого «нет уз святее товарищества», за друга пойдёт на любое испытание. Мне бы хотелось иметь такого товарища, как Сашка, но, к сожалению, он литературный герой, а не реальный человек.

У повести открытый финал. С Сашкой мы расстаёмся, когда он приезжает в Москву, откуда предстоит ему неблизкий путь домой. Уцелеет ли этот замечательный человек в войне? Вернётся ли домой после победы? Хочется надеяться, что он выживет, выстоит. Сашка – сильный духом человек, храбрый воин, патриот. Если суждено бойцу погибнуть, то смерть он примет, по-моему, как настоящий герой, не уронит чести и достоинства русского солдата. И тогда люди будут помнить Сашку, потому что, как сказал Джеймс Олдридж, «…человек, который умирает за правое дело, оставляет свой след. И мы отчасти живём за его счёт, оплачиваемый его кровью, его смертью. Поэтому он, в сущности, продолжает жить, ибо мы слишком многим ему обязаны, чтобы его забыть… Никто не забыт и ничто не забыто».

Жестокие реалии и романтика

В военной прозе

Цели: раскрыть особенности прозаических произведений о войне, обратив внимание на глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны.

Ход урока

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она - спасена.

А. Твардовский

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают наизусть, анализируют стихотворение военной поры или представляют творчество одного из поэтов фронтовиков.

Поэзия Великой Отечественной войны. Это строки радости побед и боли потери близких и родных, в них отражена история нашей родины и судьба русского человека в те страшные годы.

Со временем все меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски прошагал»... Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому темная вода».

Память о войне... Правда о войне... Она жива и в прозаических произведениях.

II. Вступительное слово.

Война жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова...

Почему-то именно эти строки А. Твардовского вспоминаются при чтении или перечитывании книг о войне.

Попробуйте записать свои впечатления от нашей беседы, взяв эпиграфом эти слова.

Наверное, каждому приходилось слышать фразу: «Есть о войне хорошие книги, но правда ещё не вся», И речь, мне кажется, идет не о какой-то личной, только тебе известной правде о сражении, полководце, событии, без которой никакой полной правды быть не может, - речь идет о правде общей, единой, самой главной - о правде народной.

Настоящий талант ищет эту правду не в широком эпическом охвате многих лиц, событий, лет, не в глобальных философских обобщениях, а в конкретностях жизни, в её реальных проявлениях. Словно писатель убеждает себя: ничего из того, что легло на весы добра и зла, не упущено, не забыто...

«Я не знал тогда и не мог знать, что из всего нашего класса, из тех ребят, что пошли на фронт, мне единственному суждено живым вернуться с войны...» - это напишет Г. Бакланов.

«Я глянул на убитого в стереотрубу. Свежая кровь блестит на солнце, и на нее уже липнут мухи, роятся над ним. Здесь, на плацдарме, великое множество мух», - это тоже Г. Бакланов.

«У меня до сих пор стоит в ушах крик ребенка, который летит в колодец. Слышали ли вы когда-нибудь этот крик? Вы не смогли бы его слышать, вы не смогли бы его выдержать. Ребенок летит и кричит, кричит как откуда-то из-под земли, с того света», - это напишет С. Алексиевич, и словно в ответ ей, этому крику, навсегда вошедшему в душу, раздастся другой, из сарая, который уже обложен соломой, облит бензином: «Мамочка, милая, просись и ты, жечь нас будут...» - это А. Адамович.



И реквием по своему поколению прозвучат строки поэта-фронтовика:

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

Разрыв - и умирает друг,

И смерть опять проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет охота.

Будь проклят сорок первый год

И вмерзшая в снега пехота.

Это о тех, кто погиб, выполняя свой солдатский долг, долг защитника Отечества, родного дома.

Читая книги о войне, понимаешь, что подвиг - это не романтические приключения, а труд с риском и опасностями. Например, одно из довольно часто описываемых событий - захват пленного. Можно вспомнить сдержанного, умудренного жизнью капитана Травкина Э. Казакевича, который добудет у немца важнейшие сведения о готовящемся танковом прорыве, и Синцова с товарищем по роте из трилогии К. Симонова «Живые и мертвые», когда обещают они генералу Орлову взять «языка», а генерала настигает разрыв мины, и теперь слово, данное мертвому, особенно крепко, даже снято, и притащат они немца ценой тяжелого ранения и потери ноги напарника по ночному поиску...

И будет рисковать собой Кузнецов, из повести Д. Медведева «Это было под Ровно», выкрадывая немецкого полковника с его сверхсекретными документами.

Ужасает жестокой правдой о войне книга А. Адамовича «Каратели». В ней - о тех бывших военнопленных, кто сделал свой выбор, сохранив себе жизнь, вырвавшись из концлагеря, стал в ряды карательного отряда. Суть этого выбора откроется, когда Николай Белый, один из тех, кто надел чужую форму, подвергается испытанию: в руку суют пистолет, немец упирает свой ствол тебе в спину - и марш к огромному, кажущемуся бесконечному рву, у края которого стоят люди, обреченные на смерть, и ты, именно ты, должен выстрелить, И сколько ты раз выстрелишь, столько и сигарет получишь в поощрение, и слышит бывший лейтенант Красной армии Белый Николай Афанасьевич, как потрясенно воскликнет его сосед:



Да што вы, люди, я не можу!

Не можешь - тогда вались туда, в эту яму, пусть останутся только те, кто сможет нажать на курок.

Чтобы это великое испытание, которому подвергается душа человека, стало особенно зримым, автор доводит его до трагической вершины. В русской литературе мерилом ценности человека было отношение к ребенку, наверное, поэтому, следуя классическим традициям, Адамович дает своему герою высшее испытание: Белый видит, как на краю рва мальчик «сидит лягушонком, колотится всеми позвонками и просит, плачет: «Дядя, хутчэй дядя, скорей!» Ему так невыносимо страшно, что он выстрел торопит как избавление от нечеловеческого ужаса! Так сможет Белый выстрелить или нет?

Автор останавливает описание, продолжения не будет, но зато следующая сцена начнется словами: «Лейтенант Белый вел свой цуг по улице...» Цуг - это по-немецки взвод, а бывший лейтенант - его командир. Значит, смог он, да еще повышение получил, и идут они на работу - убивать деревню Борки.

Адамович не скрывает невероятной тяжести выбора таких «бывших лейтенантов». Но помнит Муравьев, что был десятым, кто шагнул из ворот лагеря к столам с колбасой и хлебом, последним, а его товарищи, полуживые, изголодавшиеся, смотрели «на белые ломти с красной колбасой» и не сделали того шага, который сделал он. И так просто и страшно скажут родители своему сыну, пришедшему в дом в немецкой форме: «Лучше бы тебя убили...»

Нет ничего опаснее, говорит Адамович, чем забыть о том, что было с людьми. Вспоминать мучительно, но забыть - смертельно опасно, для всего человечества. Потому что мир может устоять только на принципах гуманизма, любви, милосердия и убежденности, что кроме твоей бесценной жизни есть еще ценности, те, которые делают этот мир миром людей и сохраняют человеку то, что делает его человеком, даже в бесчеловечной атмосфере войны.

III. Обсуждение самостоятельно прочитанной повести К. Воробьева «Убиты под Москвой».

Вы самостоятельно прочитали повесть Воробьева «Убиты под Москвой» о судьбе 239 кремлевских курсантов, погибших под Москвой за пять дней ноября 1941 года. Так и просится сказать: «невинно убиенных». Прав В. П. Астафьев: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой...»

Обнаженная правда писателя, попавшего в декабре 1941 года под Клином в плен контуженым, открывает народную трагедию 1941 года. По словам, жены К. Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. Чтобы сказать о том, чему был свидетелем, нужен, казалось, какой-то сверхчеловеческий язык, и К. Воробьев находит такие слова, которые передают нам беспощадную, страшную правду первых месяцев войны.

Кто в центре событий повести Воробьева?

Это юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые капитаном Рюминым на фронт, который «рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти».

«- Двести сорок человек? И все одного роста?

Рост 183, - сказал капитан».

Они богатыри: и внешне похожи на былинных героев, и внутренне. Наверное, именно это почувствовал в них «маленький, измученный подполковник», который «зачем-то привстал на носки сапог».

Курсанты молоды, а в юности так свойственно подражать.

Кто и почему стал для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения?

Это капитан Рюмин: он воплотил в себе достоинство и честь настоящего русского офицера. Ему «подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок». Радуясь «своему гибкому молодому телу в статной командирской шинели», главный герой повести, Алексей Ястребов, думает о себе: «Как наш капитан».

Рота обречена, гибель курсантов неизбежна - они в окружении...

Зачем понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника?

«…У него окончательно созрело и четко оформилось то подлинное, на его взгляд, боевое решение - единственно правильное решение. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашась. Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении». Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибли даже не удостоившись боя: «Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта - своя тоже - вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины - смертью или победой». Ему было важно, чтобы кремлевцы сохранили в себе все человеческое.

Почему Рюмин решился на самоубийство?

Понял трагичность положения: «За это нас нельзя простить. Никогда!» Осознал невозможность что-либо изменить.

Чем стало это самоубийство для Ястребова?

Когда Алексей увидел смерть Рюмина, «он обнаружил неожиданное и незнакомое явление ему мира, в котором не стало ничего малого, далекого и непонятного. Теперь все, что когда-то уже было и могло еще быть, приобрело в его глазах новую, громадную значительность, близость и сокровенность, и все это - бывшее, настоящее и грядущее - требовало к себе предельно бережного внимания и отношения». Таким образом, капитан Рюмин - представитель старшего поколения, человек, по К. Воробьеву, сохранивший лучшие традиции русской армии, черты и качества русского офицера.

А какой предстает личность молодого человека на войне? Какие качества воплощает автор в Алексее Ястребове? Что более всего нам дорого в нем?

Герой К. Воробьева наделен автором способностью глубоко и сильно чувствовать все живое. Он радуется «легкому, голубому, нетронутому чистому» снегу, отдававшему «запахом перезревших антоновских яблок». «Немного морозное, сквозное и хрупкое, как стекло», утро («Снег не блестел, а сиял огнисто, переливчато-радужно и слепяще») вызывает в нем «какое-то неуемное, притаившееся счастье, - радость этому хрупкому утру, радость беспричинная, гордая и тайная, с которой хотелось быть наедине, но чтобы кто-нибудь видел это издали».

Человечный и совестливый Алексей Ястребов острейшим образом переживает и обдумывает все, что происходит с Ним и его товарищами. «Все его существо противилось тому, что происходило, - он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось... в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны».

Какую роль играют в произведении Воробьева пейзажные зарисовки?

Природа и война. Пейзажные фоны еще резче подчеркивают хрупкость жизни на войне, противоестественность войны.

Какое чувство помогает курсантам, вооруженным только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином противостоять врагу?

Неистребимо высокое чувство патриотизма в героях повести, неиссякаема их любовь к Родине. Они приняли на себя бремя ответственности за судьбу отчизны, не отделяя от нее свою судьбу, себя: «Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом».

Чувство ответственности за судьбу отечества заставляет Алексея Ястребова быть особенно требовательным к себе («Нет, сначала я сам. Надо сперва самому...») Это чувство помогает ему одержать победу над собой, над своей слабостью и страхом. Когда Алексей узнал о гибели шести ребят, первая его мысль: «Я не пойду». Но он поглядел на курсантов и понял, что должен идти туда и все видеть. Все видеть, что уже есть и что еще будет.

Константин Воробьев выделяет высочайшую человечность Ястребова, «сердце которого упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов; он не мог заставить себя думать о них иначе, как о людях, которых он знал или не знал - безразлично. Но какие же эти? Какие?»

Именно человечность и эти мучительные вопросы заставляют его, «обессиленного, смятого холодной внутренней дрожью», подойти к убитому им немцу: «Я только посмотрю. Кто он? Какой?» В дневниках Воробьева есть такая запись: «Он мог назвать их палачами и выродками, а сердце упрямилось поверить в их людоедскую жестокость, потому что в физическом облике их все было от обыкновенных людей». Алексей одерживает победу потому, что в трагически жестоком мире, где «хозяин всему теперь война. Всему!», сохранил достоинство и человечность, кровную, неразрывную связь с детством, с малой Родиной.

Каковы ваши впечатления от прочитанного произведения?

Верный окопной правде войны, К. Воробьев, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле.

Вышла повесть в февральском номере журнала «Новый мир» за 1963 год, потом увидела свет в издательстве «Советская Россия». В архиве писателя сохранился первый вариант повести: «Прошло, может быть, несколько часов, а может, всего несколько минут, и Алексей услыхал над собой гортанный окрик на чу жом языке:

Герр лейтенант, да ист айн руссишер офицер!

Из обвалившейся могилы тащили его резко, дружно и сильно, и он очутился сидящим у ног немцев. Один из них был в желтых сапогах с широкими раструбами голенищ. Алексей долго и тупо глядел только на эти сапоги - он где-то видел их давным-давно, и, подчиняясь чему-то тайному и властному, что, помимо скомканной воли, судорожно искало пути к спасению жизни, он почти с надеждой взглянул в лицо обладателя этих знакомых сапог. Немец засмеялся и несильно толкнул его ногой в бок:

Эс ист аус мит дир, Рус. Капут.

Алексей понял и стал подниматься. Спине и тому месту на теле, куда пнул немец сапогом, было уже давно тепло и отрадно, и, опершись на руки, он оглянулся и увидел полыхающие скирды»...

К. Воробьеву предложили изменить конец повести, сделать его оптимистичным.

Подумайте, какой вариант логически вытекает из её содержания? Почему писатель согласился изменить конец по вести?

Первый вариант более органичен (и это убедительно и ярко показано в повести), он выражает трагедию первых месяцев войны. Но К. Воробьев считал, что с точки зрения исторической правды оба варианта правомерны и правдивы. Об этом он писал в одном из своих писем в 1961 году: «Концовка в «Убиты под Москвой» может быть иной: герой, Алексей, жив и идет из окружения».

Как вы думаете, какое значение имеют такие книги, как повесть Воробьева?

Книга «Убиты под Москвой», как и другие честные и подлинно талантливые произведения, не только сохраняет нашу историческую память, усиленную глубоким, искренним переживанием трагической истории кремлевских курсантов, но и становится повестью-предупреждением: почему льется кровь сегодня?.. И что тогда зависит от нас?

IV. Творческая работа (или можно дать в качестве домашнего задания).

Напишите рассуждение, взяв эпиграфом слова, предложенные в начале урока:

Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова...

Задание для отдельной группы:

Перед вами стихотворение поэта, павшего за Родину во время Великой Отечественной войны

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!

Что? Пули в каску безопасней капель?

И всадники проносятся со свистом

Вертящихся пропеллерами сабель.

Я раньше думал: «лейтенант»

Звучит «налейте нам»,

И, зная топографию,

Он топает по гравию.

Война ж совсем не фейерверк.

А просто - трудная работа,

черна от пота -

Скользит по пахоте пехота.

И глина в чавкающем топоте

До мозга костей промерзших ног

Наворачивается на чоботы

Весом хлеба в месячный паек.

На бойцах и пуговицы вроде

Чешуи тяжелых орденов.

Не до ордена.

Была бы Родина

С ежедневным Бородино!

В чем для вас смысл судьбы молодого предвоенного поколения, какой она предстает в повести К. Воробьева и стихотворении М. Кульчицкого?

Урок 27

Литература 50-90-х годов.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры