Сборник идеальных эссе по обществознанию. Анализ рассказа «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Главная / Измена жены

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2017

Ответы к стр. 28 – 30

9. Прочитай полное название сказки. Что ты из него можешь узнать?

Из заголовка можно узнать о героях сказки . (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”)

10. Докажи, что это сказка. Найди в ней признаки сказки. Напиши.

Есть устойчивые эпитеты и выражения, троекратные повторы, чудеса и чудесные превращения, добро побеждает зло .

11. В этой сказке отсутствует зачин. Как ты думаешь, почему? Допиши.

Это говорит о том, что действие происходит здесь, рядом, на Русской земле .

12. По ходу работы над сказкой составь два списка героев.

13. Перечисли героев сказки, которых можно назвать нейтральными (то есть не положительными и не отрицательными).

Корабельщики, гонец, 33 богатыря .

14. Выбери героя сказки и дай ему характеристику по следующему плану.
1. Имя героя и кем он является.
2. Где живёт этот герой.
3. Внешность и характер героя.
4. Поступки героя и их оценка.
5. Отношение автора к герою.
6. Твоё отношение к герою.

Князь Гвидон - сын царя Салтана. Живёт на чудном острове. Прекрасный, сильный, смелый, отважный юноша. Он защищает слабых (спас Царевну Лебедь от коршуна), справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту. Мне нравится Гвидон тем, что он очень целеустремлённый.

15. Прочитай русские пословицы. Объясни их смысл.

Зависть прежде нас родилась. Зависть всегда была и будет.

Завистливый злее волка голодного. П ословица предостерегает от завистливых людей, как наиболее злых и опасных.

Где несчастье, там зависти нет. Люди огорчаются только успеху и благополучию другого.

Где счастье плодится, там и зависть родится. Успех ближнего порождает зависть.

16. Как ты понимаешь эти выражения? Объясни.

Чёрная зависть – завидовать другому человеку «по-злому». Поведение ткачихи, поварихи с сватьей бабой Бабарихой – классический пример чёрной зависти.

Белая зависть – завидовать «по-доброму», т.е осознанно не желать и не делать ближнему зла.

17. Какую роль сыграла зависть в сказке? Напиши.

Царь облагодетельствовал всех трёх девиц, которые “пряли под окном”, но одну – больше остальных. Именно зависть двух других едва не обернулась трагедией для царевны и её новорожденного сына. Но нет худа без добра. Бочка, брошенная в море, приплыла к чудному острову, где князь обрёл истинное счастье.

Произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» было написано известным русским писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковом-Щедриным в 1869 году. К этому времени сатирика уже отправляли в ссылку за вольнодумие, но и после возвращения из неё Салтыков-Щедрин писал довольно смелые для того времени произведения. Опубликовать повесть в России удалось с большим трудом, преодолевая запреты цензуры. Благодаря стараниям И. С. Тургенева произведение Салтыкова-Щедрина уже в 1881 году было издано в Париже на французском языке.

Несмотря на то, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» присутствуют фантастические элементы, это произведение относится к литературному направлению реализм . Одним из любимых жанров Салтыкова-Щедрина была сказка , и писатель создал удивительные произведения, в которых присутствует волшебство. Но это действительно уникальные повести: в них автор обличает истинную сущность помещиков своего времени, насмехается над их неприспособленностью, обнажает сущность такого социального явления, как взяточничество. Поэтому «Сказки для детей изрядного возраста» считаются реалистическими . Если до Салтыкова-Щедрина писатели обращались к сказкам, чтобы уйти от действительности в фантастический мир, то этот грандиозный сатирик показывает окружающий мир без прикрас. Эту мрачную действительность сглаживает лишь сказочный стиль написания.

Композиция произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» очень похожа на композицию большинства народных сказок. Она состоит из трёх элементов: сказочный зачин «Жили да были» , предвещающий развитие фантастических событий; кульминация , то есть, встреча генералов с мужиком; развязка , «счастливый» конец, в котором генералы получают большую сумму денег, а мужик – рюмку водки да пятак серебра. Автор, иронизируя, отмечает жизненную несправедливость: власть, не ударившая палец о палец, купается в золоте, тогда как простой народ, выполняющий всю работу, остаётся ни с чем.

В сказке можно условно выделить две сюжетные линии : до появления мужика и после. В первой линии Салтыков-Щедрин раскрывает образы генералов . Мы видим, что герои схожи, но автор всё равно наделил каждого из них особенным характером: если первый генерал просто глуп и ленив, то второй ещё и груб. Этот факт указывает на замысел автора: изобразить генералов, как типичных людей, имеющих власть, но при этом не безликими существами.

Во второй сюжетной линии центральное место занимает образ мужика, а также взаимоотношения между ним и генералами. Писатель противопоставляет мужицкие старания лени и беспомощности людей, находящихся выше его по званию.

Проанализировав основные сюжетные линии сказки, можно утверждать, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два противоположных социальных слоя: народ и власть. Во взаимоотношениях этих двух лагерей и заключена главная проблема произведения.

Второй лагерь представлен двумя генералами, которые всю свою жизнь прослужили «в какой-то там регистратуре» , «ничего не понимали» и ничего не умели. Салтыков-Щедрин с первых строк произведения начинает высмеивать представителей власти с их непомерной гордостью и при этом чрезвычайной неприспособленностью. Создаётся образ исключительно отрицательных персонажей, эгоистичных и ленивых. Автор специально не наделяет их именами, чтобы показать типичность таких интеллигентов.

В первый же лагерь автор помещает всего одного героя: безымянного мужичка, который безмолвно подчиняется всем приказам генералов. Писатель наделяет его сказочными способностями: то он делает силок из собственных волос, то печет провизию на костре, созданном из двух кусочков дерева. Салтыков-Щедрин подчёркивает, что как бы генералы не ругали его, мужик никогда не говорил слова поперёк. Автор с грустью рисует литературный образ трудолюбивого народа , который привык беспрекословно подчиняться властным лицам.

Почему же Салтыков-Щедрин выбрал жанр сказки , хотя он ставит в произведении такие сложные темы, как социальное неравенство, злоупотребление властью, жизненная несправедливость? Таким образом писатель обходил строгие законы цензуры. Если бы Салтыков-Щедрин попробовал опубликовать свои мысли в рамках публицистической статьи, то его бы немедленно отправили в повторную ссылку. Таким образом, написание сказок, под которыми скрыта ужасающая действительность, помогло ему иносказательно выразить своё отношение к важнейшим проблемам того времени, сделало его новатором в области русской реалистической прозы.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это сатирическая сказка , в которой поднимаются важнейшие проблемы, не потерявшие своей актуальности и в наше время.

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание

…Он, пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца, да и на ус себе намотал. Был он пискарь просвещённый, умеренно-либеральный, и очень твёрдо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, – сказал он себе, – а не то как раз пропадёшь!» – и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в неё было можно, а никому другому – не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке. Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно – именно только одному поместиться впору. Вторым делом, насчет житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят – он будет моцион делать, а днём – станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть всё-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полден, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться. Так он и поступал. Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днём забирался в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать – да что в полдень промыслишь! В это время и комар под лист от жары прячется, и букашка под кору хоронится. Поглотает воды – и шабаш! Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и всё-то думает: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?» Задремлет, грешным делом, а во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл. Не помня себя от восторга, перевернётся на другой бок – глядь, ан у него целых полрыла из норы высунулось... Что, если б в это время щучёнок поблизости был! ведь он бы его из норы-то вытащил! Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак. Стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза. Только усы по течению воды пошевеливаются. Вот когда он страху набрался! И целых полдня, покуда совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а он тем временем всё дрожал, всё дрожал. В другой раз, только что успел он перед зорькой в нору воротиться, только что сладко зевнул, в предвкушении сна, – глядит, откуда ни возьмись, у самой норы щука стоит и зубами хлопает. И тоже целый день его стерегла, словно видом его одним сыта была. А он и щуку надул: не вышел из норы, да и шабаш. И не раз, и не два это с ним случалось, а почесть что каждый день. И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Слава тебе, господи! жив!» Но этого мало: он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья. Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он и попал было в уху, так и тут нашёлся старичок, который его вызволил! А нынче, как рыба-то в реках повывелась, и пискари в честь попали. Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!» И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь»)

Показать текст целиком

В сказке "Премудрый пискарь" Салтыков-Щедрин изображает главного героя - пискаря - забитым трусишкой, который "прожил сто лет" и при это не завел ни семьи, ни друзей. Жизненная философия этого персонажа отражается в его словах: "как бы только самому прожить". Пискарь готов "куска" не доедать, "ночей" не досыпать, лишь бы лишний раз не подвергаться опасности, которую он видит везде. Автор иронизирует над героем и его жизненной позицией, что проявляется в р

В рассказе «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин противопоставляет невежество и беспомощность правящих кругов смекалистости и деятельности простого народа.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов).

Проблематика:
⦁ взаимоотношения между разными слоями общества, народом и властью;
⦁ угнетение и обирание крестьянства царскими чиновниками и помещиками даже после отмены крепостного права.

Сказочный зачин:
«Жили да были два генерала … »

Завязка:

Два генерала оказываются на необитаемом острове.

Кульминация:

Встреча генералов с мужиком. Он их кормит, строит корабль, на котором все трое плывут в Петербург.

Развязка:

«Счастливый» конец: генералы возвращаются к своей обеспеченной жизни в Петербурге, получают большую сумму денег, а мужик —
«рюмку водки да пятак серебра».

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока народ не перестанет добровольно заковывать себя в кандалы, но его сознание
совсем ещё не готово к свободе.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ В форму сатирической сказки спрятано общественно-политическое содержание.
⦁ Положительный герой — трудолюбивый мужик — тоже высмеивается.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Сочетание реального и фантастического : на необитаемом острове находят номер «Московских ведомостей», мужик в пригоршне варит суп.
⦁ Ирония: мужик переживает, угодил ли генералам; сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам; нарвав им «по десятку самых спелых яблоков», себе берёт «одно, кислое»; малую плату за труд считает справедливой.
⦁ Смешанный стиль речи : фольклорные обороты, разговорные и канцелярские слова.
⦁ Алогизм: генералы не знают, что булки пекут из муки.

В своих диалогах генералы говорят о еде и о вещах самых простых: о том, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт», «отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот», о том, как найти запад и восток. Разговоры генералов показывают их полное невежество.

Найдя мужика, который «от работы отлынивает», они сначала набросились на него с руганью: «Негодованию генералов предела не было», — но затем сменили гнев на милость. Об этой милости писатель говорит с горькой иронией: « … напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»»

Радость генералов от «усердия» «любезного друга» сменилась новой милостью: они привязали мужика верёвкой к дереву, «чтоб не убёг». И, наконец, самая большая милость, на которую они были способны, — выслали они мужику «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!».

Автор смеётся и над генералами, и над мужиком, но смех этот разный, он выражает различное отношение автора к своим героям. Над генералами писатель смеётся зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением, над сознанием важности собственного существования.

Салтыков-Щедрин показывает, как близко под тонким слоем цивилизованности лежит у них звериный инстинкт.

Отношение автора к «мужичине» совершенно иное. Салтыков-Щедрин восхищается его способностью выполнять любую работу в самых тяжёлых условиях, его изобретательностью и настойчивостью, и в то же время словно недоумевает, глядя на его покорность и безропотность: как можно дать привязать себя той верёвкой, которую ты сам свил?

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры