Сценарий классного часа культура поведения в семье. Классный час "о культуре поведения в школе"

Главная / Измена жены

Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа.

Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Подготовительная работа: Учащиеся на кружке отрабатывают умения и навыки по работе над созданием презентаций в графическом редакторе PowerPoint.

Оснащение и оборудование:

  • Столы со стульями для групп
  • Задания для групп для обсуждения одной тем
  • Подсказки по каждой теме (общие для всех)
  • Бумага и фломастеры для записи
  • Для каждой группы свой компьютер и дискета
  • Мультимедиа проектор, подключенный к учительскому компьютеру для демонстрации презентаций учащихся.

Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этике, а также разработка обязанностей дежурного класса.

Класс делится классным руководителем на 4 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, рассказывает в какой форме будет он проходить.

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.

  1. Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)
  2. Правила поведения учащихся на занятиях и мероприятиях
  3. Правила поведения в школе
  4. Обязанности дежурного класса

Подсказки

  • Форма
  • Прическа сменная или вторая обувь
  • Приветствие учеников и взрослых
  • Обращение к друг другу
  • Мусор
  • Бережливость
  • Вежливость
  • Опоздания
  • Прогулы
  • Плееры и сотовые телефоны
  • Повседневная речь в школе
  • Манера общения
  • Чужие вещи
  • Поведение в столовой
  • Поведение во время линеек и мероприятий
  • Приход в школу
  • Пропуск уроков
  • Школьное имущество
  • Соблюдение правил безопасности
  • Забота о младших и слабых
  • Решение спорных вопросов
  • Курение в школе
  • Поведение на уроках
  • Поведение на переменах
  • Употребление непристойных выражений
  • Обязанности старшего дежурного по школе
  • Обязанности дежурного класса
  • Поведение на школьных вечерах и дискотеках

В течение 15-20 минут идет обсуждение темы, вносятся предложения и рекомендации, обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге. Затем учащиеся отбирают наиболее важные пункты. Из отобранного материала учащиеся готовят презентацию, которую защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта. На подготовку и защиту презентаций отводится 25 минут.

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОРЛОВСКИЙ РЕСТАВРАЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка классного часа

«Культура в моей жизни»

Подготовил преподаватель:

Е.С.Талбизода

Орел, 2017 уч.год

План-конспект классного часа

Тема: Культура в моей жизни

Тип классного часа: нравственно-культурное воспитание

Цели:

    Воспитывать культуру поведения учащихся

    Ознакомить учащихся с основными понятиями по теме

    Формировать основы поведения в обществе и нравственные принципы у учащихся, воспитывать культуру поведения.

Задачи урока:

    Ознакомить учащихся с основными понятиями по тематике классного часа

    Напомнить учащимся о том, как правильно вести себя в той или иной среде, чтобы их посчитали воспитанными и культурными людьми

    Развить культурные и социально значимые навыки

    Выявить важность правильного поведения в обществе

Тип классного часа: воспитать нравственные и культурные аспекты учащихся, научиться правильному поведению в обществе

Оснащение: доска, компьютер, мультимедийный проектор

Форма организации урока: индивидуальная и групповая деятельность.

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Чехов А.П.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час посвящен теме «Культура поведения» . Мы коснемся не только того, как надо вести себя в обществе, но и в техникуме – том месте, в котором вы проводите основную часть своего времени, но, к сожалению, не всегда можете правильно вести себя. Надеюсь, к концу занятия мы сформулируем важные для нас правила поведения и научимся им следовать. Ну, а сейчас поговорим о том, что же такое культура поведения в общем смысле этого слова.

Под культурой поведения понимают совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики и эстетической культуре. Культура поведения выражает, во-первых, нравственные требования общества, во-вторых, усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия человека. Мы должны четко осознавать, что культура речи имеет глубокий внутренний смысл, так как ее наличие свидетельствует об уважении к другим людям, традициям. Во многом на культуру поведения влияет наша семья, окружение и, конечно, люди, которые являются для нас авторитетами.

А сейчас, мне бы хотелось, чтобы вы поделились на группы.

Перед вами список утверждений, одни из которых относятся к культурному человеку, другие – к человеку, пренебрегающему культурными нормами. Первая группа учащихся будет отбирать утверждения, относящиеся к человеку некультурному, пренебрегающему нормами поведения. Вторая группа выберет утверждения, которые, по их мнению, свойственны культурному человеку.

Итак, на выполнение задания вам дается 5 минут. [см. Приложение 1]

Теперь, давайте сравним наши результаты и определим, кто оказался прав. Первая группа, выступите со списком тех норм, которые характерны для некультурного человека.

(Выступает первая группа, правильные ответы: не уступить место женщине с ребенком в транспорте, сорить на улице, есть, в том числе мороженое на улице, не спрашивая разрешения у впереди идущего человека, пройти, если тротуар узкий, уступить дорогу, если ты старше, не соблюдать правила дорожного движения, проходить на свое место в театре или кино спиной к сидящим, трогать экспонаты в музее, вырывать страницы из книги, рисовать в книге, не возвращать книгу в библиотеку вовремя, бегать на перемене, толкать других, не пропускать вперед женщин и пожилых людей, не помочь пересечь улицу пожилому человеку.

Выступает вторая группа, правильные ответы: обгонять впереди идущих людей слева, уступать место старшим в транспорте, во время спектакля не разговаривать, не пересаживаться, если ты на уроке, поднять руку и ответить, на уроке внимательно слушать учителя, при выходе из транспорта подавать руку сзади идущей женщине или пожилому человеку, всегда говорить «спасибо» и «пожалуйста», вставать, если в кабинет входит преподаватель во время урока).

Как видите, ребята, культура может пригодиться нам в любом месте и при любой ситуации. Иногда бывает крайне неприятно встретить некультурного человека, который поведет себя неподобающим образом в одной из ситуаций, с которыми мы с вами ознакомились. И, согласитесь, как приятно, когда встретишь вежливого и учтивого человека. Так вот старайтесь быть такими!

С культурой поведения можно встретиться не только на улице, в театре, в транспорте и так далее, но и в месте, где вы сейчас находитесь – техникуме. Поэтому для вас наиболее актуально будет научиться вести себя здесь, том месте, которое является для вас вторым домом. Тут и возникает такое понятие, как «коллектив».

Коллекти́в (от лат. collectivus - собирательный ) - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы . В более широком смысле - люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями. В нашем случае, это учебный коллектив. В коллективе человек должен руководствоваться не только своим мнением и потребностями, советоваться с группой и принимать общее решение. Иногда, одно неверно сказанное слово или фраза могут обидеть человека. Именно поэтому нужно уметь правильно вести себя в коллективе.

Как вы думаете, какие качества характеризуют вежливого человека? Как нужно вести себя, чтобы не было обид и ссор?

(Учащиеся придумывают качества, наиболее подходящие для характеристики вежливого человека, участника коллектива. Учитель фиксирует их на доске.

Например: вежливость, доброжелательность, дружелюбие, дорожи честью, помогай слабым, будь справедливым, не унижай других, не допускай ссор и драк, угроз и крика, не будь грубым и резким, не повышай голос, будь добрым и тактичным, поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой и др.)

Существует одно золотое правило: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».Это правило объединяет все религии в мире, ведь Христианство гласит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Приверженцы Ислама говорят: «ни один из вас не уверует, пока не начнет желать своему брату того же, чего желает себе» (Сунна, Хадис). В Конфуцианстве сказано: «Вот закон добра и любви: не делай другому того, чего не пожелал бы себе» («Изречения», 15:23). Буддизм также учит: «Не делай другому того, что ты счел бы злом для себя» («Удана-Варга», 5.18). И наконец, в самых древних сакральных текстах мира, «Ведах » , мы находим следующие слова: «Вот высший долг: не делай никому того, что причинило бы боль тебе» («Махабхарата», 5.1517). Именно поэтому, если мы хотим что-то изменить в мире, мы должны начать с себя.

А сейчас я предлагаю Вам попробовать сделать следующее задание.

(На экране презентация, слайд с картинками)

Я Вам буду показывать картинки, а вы будете говорить с каким из правил, норм поведения они связаны. То есть, что должен или не должен делать воспитанный человек в техникуме. И таким образом, мы сформулируем некоторые из основных правил поведения.

(Картинка 1 – нельзя сидеть в наушниках, слушать музыку на уроке.

Картинка 2 – нельзя ходить по техникуму в верхней одежде,

Картинка 3 – на занятиях необходимо отключать средства мобильной связи,

Картинка 4 – нельзя опаздывать на занятия,

Картинка 5 – если хочешь ответить, нужно поднять руку,

Картинка 6 – нужно внимательно слушать учителя,

Картинка 7 – нельзя кушать на уроке, на парте не должно быть никакой еды,

Картинка 8 – воздерживайтесь от ссор и драк,

Картинка 9 – воздерживайтесь от демонстрации интимных отношений

Картинка 10 – берегите то место, где находитесь)

Хотелось бы добавить, что есть и другие правила поведения, которым мы должны следовать, если мы находимся на уроках и на переменах:

    Соблюдать дисциплину

    В одежде избегать деталей, подчеркивающих принадлежность к субкультуре и чрезмерно открытых фасонов (вызывающе короткие юбки, глубокие декольте и т.д.).

    Быть вежливым с другими обучающимися и преподавателями, уважительно относиться к товарищам.

    Не допускать в помещении техникума нецензурную брань, выражения, унижающие достоинство человека.

    Не допускать случаев психического и физического насилия

    Выполнять требования дежурных преподавателей

    Соблюдать инструкции по охране труда на уроках химии, физики, информатики, биологии, физкультуры, практического обучения.

    Во время перемен не бегать, не толкаться

    В случае любых происшествий или травм немедленно сообщить об этом ближайшему преподавателю, куратору, классному руководителю, завучу, директору техникума.

    Курить разрешено только на строго отведенной для этого площадке.

В заключение нашего классного часа хотелось бы попросить Вас нарисовать для меня что-то, связанное с темой занятия. Это может быть идеальный ученик или какой-то условно запрещающий знак, относящийся к нормам поведения, или даже просто какая-то красиво написанная фраза, связанная с правила поведения в техникуме. Пусть это будет ваша фантазия. И пусть каждый из вас вкратце объяснит, с чем связан его рисунок.

(Учащиеся рисуют и по очереди объясняют свои рисунки)

Спасибо за сегодняшний классный час! Спасибо, что были активны. Я надеюсь, что вы почерпнули для себя много нового и что будете стараться следовать правильному поведению, как в стенах техникума, так и вне. До свидания!

не уступить место женщине с ребенком в транспорте

сорить на улице

есть, в том числе и мороженое на улице

обгонять идущих впереди людей слева

не спрашивая разрешения у впереди идущего человека, пройти, если тротуар узкий

уступить дорогу, если ты старше

уступать место старшим в транспорте

не соблюдать правила дорожного движения

проходить на свое место в театре или кино спиной к сидящим

во время спектакля не разговаривать, не пересаживаться

трогать экспонаты в музее

вырывать страницы из книги

рисовать в книге

если ты на уроке, поднять руку и ответить

не возвращать книгу в библиотеку вовремя

на уроке внимательно слушать учителя

бегать на перемене, толкать других

не пропускать вперед женщин и пожилых людей

при выходе из транспорта подавать руку сзади идущей женщине или пожилому человеку

не помочь пересечь улицу пожилому человеку

всегда говорить «спасибо» и «пожалуйста»

вставать, если в кабинет входит преподаватель во время урока

Авторы: Галюдкина Оксана Максутовна, Нефёдова Лидия Васильевна, Шелудько Светлана Ивановна, КГУ «Майкаинская СОШ №2 отдела образования Баянаульского района», учителя начальных классов, Павлодарская область, п. Майкаин

Цель: формирование навыков культурного поведения в общественных местах;

воспитание уважения к окружающим через освоение правил культурного поведения в обществе.

Первый классный час – освоение правил культурного поведения

Цель: освоение правил культурного поведения в общественных местах, развитие коммуникативных умений и навыков.

Используемая методика: методика Ривина.

I. Мозговая атака (работа в группах).

Кто такой воспитанный человек? Какими он обладает качествами?

Дети обсуждают вопросы в группах и высказывают свое мнение. Командир группы организует работу так, чтобы каждый член группы высказал свое мнение: каждый член группы называет только одно качество воспитанного человека или одно суждение о нем.

II. Учитель обобщает ответы учащихся, представляя образ воспитанного человека. Затем побуждает детей высказать свое мнение о воспитанном человеке, и хотели ли бы они производить на людей такое же впечатление. Подводит к выводу о том, что быть воспитанным человеком – это соблюдать в обществе определенные правила поведения. Сообщает вытекающую из этого разговора цель – усвоение правил культурного поведения в общественных местах.

III. Инструктаж о порядке работы на данном классном часе: освоение правил будет идти в парах сменного состава по методике Ривина; результатом работы должны быть вопросы к текстам и знание правил. Желательно, чтобы к данному классному часу дети уже были знакомы с методикой Ривина, чтобы их внимание было сосредоточено на содержании правил, а не на порядке работы.

Алгоритм работы по методике Ривина:

1. Получи текст.

2. Найди партнера.

3. Договорись, кто первым начнет работу.

4. Прочитай вслух первое правило.

5. Составьте вместе вопрос к первому правилу.

6. Запиши в тетрадь этот вопрос. Рядом запиши имя партнера.

7. Поменяйтесь ролями.

8. Проделайте такую же работу с правилом партнера.

9. Найди другого партнера.

10. Покажи ему проработанное правило.

11. Работайте по алгоритму с пункта №3.

При точном следовании представленному выше алгоритму в то время, как один ученик записывает вопрос, второй в это время просто ожидает его. Чтобы избежать потери времени, более целесообразным представляется другой вариант: вначале ученики обговаривают оба абзаца и формулируют вопросы, а затем одновременно приступают к записыванию этих вопросов.

IV. После освоения одного текста, ученик работает со следующим партнером по методике взаимопроверки и взаимотренажа: проверяют друг друга, дорабатывают каждый свой текст и потом обмениваются текстами. Для этой работы используются вопросы, составленные во время проработки правил по методике Ривина. Дальше продолжают работу по той же схеме: методика Ривина, взаимопроверка, взаимотренаж и обмен текстами.

Тексты с правилами для работы по методике Ривина

«На улице»

1. Выходи на улицу опрятно одетым, чтобы не оскорблять окружающих своим видом.

2. Старайся передвигаться только по тротуару, чтобы не создавать угрозу своей жизни и аварийную ситуацию на дороге.

3. На улице неприлично громко разговаривать, смеяться, ссориться, петь и свистеть, чтобы не мешать окружающим.

4. На улице не едят, потому что это не гигиенично и можно испачкать себя и окружающих.

5. Бумагу и другой мусор следует бросать в урны, чтобы не загрязнять окружающую среду.

«В школьной столовой»

1. Заходи в столовую спокойно, не торопясь, чтобы не привлекать внимания окружающих.

2. Между столиками проходи осторожно, чтобы не мешать остальным и не задеть посуду.

3. В столовой строго придерживайся очереди, чтобы не создавать неразбериху.

4. За столом сиди аккуратно, не клади локти на стол, не разговаривай, так как во время приема пищи это не принято правилами этикета.

5. Убирай за собой со стола грязную посуду, чтобы облегчить труд обслуживающего персонала.

«В школе»

1. Не опаздывай, приходи в школу вовремя, чтобы не мешать учителю вести урок, а классу работать.

2. Уважай учителя и товарищей, так как это норма поведения для воспитанного человека.

3. Не бегай на перемене, чтобы не навредить своему здоровью и здоровью окружающих.

4. Не болтай на уроке, чтобы не отвлекать товарищей от работы.

5. Береги школьное имущество, потому что в него вложен труд других людей.

«В театре»

1. Одевайся в театр красиво и чисто – этим ты проявишь уважение к артистам и зрителям.

2. Не забудь раздеться в гардеробе, чтобы одежда не мешала тебе и окружающим.

3. Заходи в зал вовремя, не позже третьего звонка, чтобы не отвлекать зрителей и не мешать артистам.

4. Во время спектакля веди себя воспитанно, так как это принято нормами поведения.

5. После окончания спектакля поблагодари актеров за представление, потому что они старались для тебя.

«В гостях»

1. Не приходи в гости без приглашения, так как ты можешь нарушить планы своих друзей.

2. Не опаздывай к назначенному часу, чтобы не подвести хозяев.

3. Не приводи с собой друзей, если их не приглашали, так как это может поставить хозяев в неловкое положение.

4. В гостях со всеми познакомься, старайся поддерживать разговор, чтобы себя чувствовать комфортно и не создавать проблем окружающим тебя людям.

5. Не засиживайся в гостях слишком долго, чтобы не показаться назойливым, не утомлять хозяев.

В результате работы с текстами у детей появляются вопросы к текстам, которые используются для взаимопроверки и взаимотренажа.

«На улице»

1. Как нужно одеваться, когда идешь на улицу?

2. По какой части улицы нужно передвигаться?

3. Что неприлично делать на улице?

4. Почему нельзя на улице кушать?

5. Куда необходимо выкидывать мусор?

«В школьной столовой»

1. Как нужно входить в столовую?

2. Как нужно проходить между столиками?

3. Какие правила поведения нужно соблюдать в столовой?

4. Как нужно сидеть за столом?

5. Что нужно сделать после еды?

«В школе»

1. Когда нужно приходить в школу?

2. Как нужно относиться к товарищам и учителю?

3. Как нужно вести себя на перемене?

4. Чего нельзя делать на уроке?

5. Как нужно относиться к школьному имуществу?

«В театре»

1. Как нужно одеваться в театр?

2. Где нужно раздеться?

3. Когда нужно входить в зал?

4. Как нужно вести себя во время спектакля?

5. Что нужно сделать после окончания спектакля?

«В гостях»

1. Почему не следует приходить в гости без приглашения?

2. Можно ли опаздывать в гости?

3. Можно ли брать с собой друзей, если их не приглашали?

4. Как вести себя в гостях по отношению к другим гостям?

5. Как долго следует находиться в гостях?

В конце классного часа создаются команды, которые получают задание приготовиться к турниру.

Второй классный час – турнир (применение правил на практике)

Цель: использование освоенных правил на практике, воспитание взаимной ответственности, формирование умения работать в команде, развитие творчества учащихся, ученического самоуправления, аналитических и оценочных умений и навыков.

Используемая методика : модификация ВОЗ.

Подготовка к этому классному часу начинается сразу после первого классного часа этого цикла и идет всю неделю: дети готовят вопросы, сценки, рисунки, направленные на выявление команды, лучше всех усвоившей правила культурного поведения. Учащиеся консультируются с классным руководителем или другими людьми, по своему усмотрению. Основанный на принципе непрерывности подход к работе над правилами культурного поведения повышает эффективность этой работы.

Ход классного часа

Для проведения турнира создается жюри из нескольких человек, обязанностью которого является, во-первых, определять отвечающую команду (наблюдая за игроками, выявлять, кто первый поднял руку); во-вторых, следить за тем, чтобы отвечающими в команде были по очереди все члены команды; в- третьих, вести счет турнира.

В начале турнира жюри сообщает критерии оценки команд. Важно, чтобы в числе критериев наряду с правильностью и полнотой ответов, артистичностью были активность всех членов команды и согласованность их действий.

I. Подготовка к турниру: команды проговаривают правила поведения с целью проверки своей готовности к турниру (2-3минуты).

II. Представление заданий : команды по очереди представляют задания. Право отвечать жюри предоставляет той команде, которая первой просигналила о своей готовности к ответу (поднятием руки, сигнальной карточки или каким-то другим условным знаком). При этом важно следить за тем, чтобы команды соблюдали следующий порядок: каждый член команды может отвечать повторно только после того, как по одному разу ответили все остальные члены команды. При возникновении у команды затруднений (еще не отвечавшие учащиеся не знают ответа) идет передача знаний от уже отвечавших членов команды в форме сообщения ответов на задание.

Задания к турниру могут представлять собой ситуации неправильного поведения людей в обществе, которые нужно проанализировать и озвучить правильный вариант.

Это могут быть сценки, в которых также нужно будет оценить поведение (поступки) людей с позиции правил культурного поведения.

В турнир могут быть включены задания на артистичность и находчивость: предложить командам изобразить определенную ситуацию: например, сцену знакомства в гостях.

Третий классный час – сбор и обсуждение мнений по методике

Цель: осознание детьми необходимости и важности соблюдения этикета и тех преимуществ, которые дает человеку правильное поведение в обществе; развитие ученического самоуправления, коммуникативных и информационных умений и навыков.

Используемая методика: обратная Ривина.

Количество групп определяется количеством вопросов, по которым дети собирают мнение одноклассников. Оптимальное количество вопросов 4-5. При большом количестве вопросов затянется опрос, на сбор мнений уйдет много времени и главное, ради чего собиралась информация (обсуждение, выводы), будет сделано в спешке и некачественно.

Группы получают задание собрать мнение своих одноклассников по одному из вопросов. В группах командиры обговаривают с членами групп, кто кого будет опрашивать. Стихийное движение по классу приведет к потере времени.

Примерные вопросы по теме

1. Считаешь ли ты обязательным соблюдение правил культурного поведения?

2. Кому живется легче, культурным или некультурным людям? Почему?

3. Что дает человеку культурное поведение в обществе?

Выяснив мнение своих одноклассников по заданному вопросу, ученики опять собираются в группы и обрабатывают собранную информацию, дополнив ее собственным мнением каждого члена группы. Результатом обработки информации должно быть краткое сообщение классу основных идей. Учитель неназойливо проводит коррекцию мнений, организуя при необходимости обсуждение позиций (мнений, сообщений) и подводя детей к нужному выводу.

Четвертый классный час встреча с родителями

(может быть совмещен с родительским собранием на тему «Формирование навыков культурного поведения в семье»)

Цель: укрепление связи семьи и школы, управление воспитанием детей в семье через выработку единства ценностей и подходов к воспитанию детей, создание условий для демонстрации детьми достижений, повышение самооценки детей, формирование чувства собственного достоинства.

Используемая методика: модификация ВПТ.

Ход классного часа

На этом классном часе можно использовать материалы турнира (второго классного часа) или подготовить новые подобного характера.

1. Родители разделены на небольшие группы, за которыми закреплены учащиеся. Используя знание правил и вопросы к текстам, ученики проводят обучение родителей.

2. Следующий этап повторяет схему турнира. Команды представляют свои задания, но отвечают на них родители. В качестве экспертов выступают дети, которые комментируют, дополняют или исправляют ответы своих родителей. Они могут показать правильный ответ в виде сценки.

Другой вариант этого этапа – показ инсценировок как следует и как не следует вести себя. Родители комментируют увиденное, дети дополняют, исправляют их ответы.

Классный час

"О культуре поведения в школе"

Цели : Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа;
профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Мотивация выбора данной темы : учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задача : Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оснащение и оборудование :

  • Столы со стульями для групп
  • Задания для групп для обсуждения одной тем
  • Подсказки по каждой теме (общие для всех)
  • Бумага и фломастеры для записи
  • Мультимедиа проектор
  • Интерактивная доска

Форма проведения : работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета, а также разработка обязанностей дежурного класса.

Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, знакомит с целями мероприятия.

Ход классного часа

До начала выступления учителя включается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!» С классом обсуждается смысл слов песни, ведется поиск связи с тематикой классного часа.

Вводное слово учителя

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора ”, “Бритва скребет, а слово ранит” , “Ласковое слово – это вешний день ”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.

Самостоятельная работа в группах.

Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.

Задание

Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Правила:

  • Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.
  • Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
  • Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
  • Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
  • Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

“Сокровищница народной мудрости”

На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

Смысл каждого высказывания обсуждается.

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.

Темы :

  1. Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)
  2. Правила поведения в школе
  3. Обязанности дежурного класса

Подсказки

  • Форма
  • Прическа сменная или вторая обувь
  • Приветствие учеников и взрослых
  • Обращение к друг другу
  • Мусор
  • Бережливость
  • Вежливость
  • Опоздания
  • Прогулы
  • Плееры и сотовые телефоны
  • Повседневная речь в школе
  • Манера общения
  • Чужие вещи
  • Поведение в столовой
  • Поведение во время линеек и мероприятий
  • Приход в школу
  • Пропуск уроков
  • Школьное имущество
  • Соблюдение правил безопасности
  • Забота о младших и слабых
  • Решение спорных вопросов
  • Курение в школе
  • Поведение на уроках
  • Поведение на переменах
  • Употребление непристойных выражений
  • Обязанности старшего дежурного по школе
  • Обязанности дежурного класса
  • Поведение на школьных вечерах и дискотеках

Задание

В течение 15-20 минут идет обсуждение темы, вносятся предложения и рекомендации, обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге. Затем учащиеся отбирают наиболее важные пункты. Из отобранного материала учащиеся готовят презентацию, которую защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта. На подготовку и защиту презентаций отводится 25 минут.

По окончании классного часа принимается решение.

Решение

Выйти с предложением к другим классам провести подобные классные часы с такими же темами для выработки таких правил поведения в школе, чтобы их выполняли уже все учащиеся школы.

Подведение итогов.

Учитель: Предлагаю вам сейчас сдать экзамен по правилам поведения. Лучшему кто справится с заданиями, будет вручена медаль «Супер вежливость»

Заключительное слово.

Как учиться “вежеству”

До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание, и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.


Классный час « О культуре поведения»

Цели:

1)содействовать формированию познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры;

2)побуждать учащихся к самосовершенствованию.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) на классной доске:

а) тема классного часа и слова поэта Александра Межирова:

Нелёгок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей.

Работа эта – быть среди людей.

б) «чаша мудрости» (можно нарисовать мелом или использовать заранее приготовленный рисунок на бумаге) и прикреплённые к ней листочки с ситуациями, педагогическими задачами, высказываниями или афоризмами из области этикета;

2) Устав школы;

Подготовительная работа.

Классный руководитель накануне данного классного часапредлагаетучащимся выполнить задание:

Всмотритесь и вдумайтесь в вашу школьную жизнь. Что вам нравится в отношениях учеников между собой? Что не нравится? Какими, по вашему мнению, должны быть эти отношения? Подумав обо всём этом, попробуйте составить свод правил учащихся.

Ход проведения.

I. Вступительное слово классного руководителя, в котором называется тема классного часа и зачитываются слова поэта А. Межирова. Совместно с учащимися даётся объяснение понятия «культура поведения». (Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми овокупность форм повседневного поведения человека () называется тема классного часа и слова поэта А. 0000000000000000000000000 ) , в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения).

II. Предлагается работа с «чашей мудрости». Желающие вынимают из «чаши» листок, где обозначены ситуациями, педагогическими задачи, высказывания или афоризмы из области этикета. Прочитав написанное, ученик обосновывает своё решение или комментирует высказывание.

Задания-вопросы:

1.Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь? (В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности. Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, - трусоват.

Настоящую сенсацию произвёл выпущенный в 1775 г. Философский трактат швейцарского писателя Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором автор пытается найти связь духовных качеств человека со строением его скелета и чертами лица. С ним спорил его современник, руководствовавшийся тезисом: внешность обманчива. И хотя споры длятся до сих пор, нельзя отрицать, что 90% строят свои отношения с человеком на основе первого впечатления.)

2.Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, как начать фразу? («Простите пожалуйста …» или «Будьте добры, пожалуйста …»)

3.Зачем люди ходят в гости? (Можно рассказать случай из жизни Вольтера.)

4.Почему родилась поговорка: «Дарёному коню в зубы не смотрят»? (Можно рассказать случай из жизниМоцарта.)

5.Из какой знаменитой книги эти советы?

- Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егда яси (когда ешь).

- Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

- Около своей тарелкой не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего…(«Юности честное зерцало»)

6.Что надо помнить, чтобы по усам текло, а в рот попало? (Необходимо помнить, какие блюда чем есть.)

7.Чему служила раньше частица «с»? (В России в XIX в. частица «с» была распространена как частица вежливого обращения. Она могла присоединяться к любому знаменательному слову. Она возникла из обращения «сударь». Особое распространение получила в чиновничьей сфере и постепенно стала восприниматься как выражение угодливости.)

8.Как охарактеризовать с точки зрения этикета поведение Евгения Онегина?

Все хлопает, Онегин входит.

Идет меж кресел по ногам…

9.Назовите главные, с вашей точки зрения, правила этикета.

«Испив» полностью «чашу мудрости», учащиеся приходят к выводу, что человек живёт в обществе и должен соблюдать определённые правила поведения: правила поведения дома, в школе и других общественных местах.

III. Правила поведения в школе.

Каждый день в школу приходят учителя и ученики. У них одна общая задача – надо сделать так, чтобы все мальчики и все девочки стали настоящими людьми: умными, образованными, трудолюбивыми, счастливыми и полезными членами общества. Задачу эту они решают вместе, но по-разному: одни учат, другие учатся. И возникают между ними отношения… Особые отношения возникают между теми, кто учит; между теми, кто учится; между теми, кто учит, и теми, кто учится. Если у людей общее дело, если они много времени проводят вместе и вступают в сложные взаимоотношения, то становятся необходимыми нормы поведения, которые облегчают и упорядочивают их совместную жизнь и работу. И они существуют. Это «Правила для учащихся».

Классный руководитель зачитывает правила из Устава школы, затем учащиеся представляют свои правила (См. подготовительную работу). После обсуждения составляются общие правила поведения для учащихся класса.

Можно предложить решить следующие задачи:

а) Во время контрольной работы твой товарищ попросил у тебя списать задачу. Как ты поступишь?

1.Дам списать.

2.Не дам списать.

3.Дам списать, а потом буду с ним заниматься, чтобы он сам мог решать.

4.Скажу об этом учителю.

б) Ребята сговариваются всем классом уйти с урока. Ты считаешь, что это неправильно. А как поступишь?

1.Пойду в учительскую и предупрежу учителя.

2.Ничего не скажу и останусь в классе.

3. Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, пойду с ними.

4.Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, останусь в классе.

5.Ничего не говоря, пойду со всеми.

IV. Классный час завершается выводами учащихся по поводу важности соблюдения правил культуры поведения всеми членами общества.

Что поставим в основе воспитанности, которая определяет культуру поведения? (Уважение к человеку.)

В чём проявляется уважение к человеку? (В приветливости, учтивости, тактичности, деликатности, естественности, сдержанности, терпимости.)

Что они определяют? (Степень проявления уважения к другому человеку и способ его выражения.)

Теперь обратитесь к себе и попробуйте установить степень собственного проявления уважения к другим.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры