Смотреть что такое "Орфей в аду" в других словарях. Орфей спускается в ад Долговая нагрузка россиян - на максимуме

Главная / Измена жены

Действие пьесы разворачивается в «маленьком городке одного из южных штатов». Владельца универсального магазина Джейба Торренса, вожака местного ку-клукс-клана, привозят из больницы, где после тщательного обследования врачи пришли к выводу, что дни его сочтены. Этот живой мертвец даже на пороге могилы способен вселять ужас в близких людей, и хотя на сцене он почти не появляется, стук его палки сверху, когда он зовёт к постели жену Лейди, не раз зловеще раздаётся на протяжении действия.

Лейди значительно моложе мужа. Двадцать лет назад, когда её, восемнадцатилетнюю девушку, бросил Дэвид Катрир, которому родные подыскали выгодную невесту, а отцовское кафе вместе с отцом, итальянцем, продававшим спиртное не только белым, но и неграм, спалили ку-клукс-клановцы, ей, оставшейся без средств к существованию, пришлось согласиться на брак с Торренсом - по сути, продать себя. Одного она не подозревает: муж был предводителем дикой банды в ту ночь, когда погиб её отец.

Магазин расположен на первом этаже дома, где живут Торренсы, и поэтому возвращение Джейба из больницы видят клиенты, оказавшиеся там в этот момент. Среди них и местная отщепенка Кэрол Катрир, сестра бывшего любовника Лейди. Она, по существу, живёт в машине, в «своём маленьком домике на колёсах», в вечном движении, но с обязательными остановками у каждого бара. Кэрол органически не выносит одиночества, редко ночует одна, и в городе её считают нимфоманкой. Кэрол не всегда была такой. Когда-то она, наделённая обострённым чувством справедливости, выступала за права негров, добивалась для них бесплатных больниц, даже участвовала в марше протеста. Однако те же круги, что расправились с отцом Лейди, усмирили и эту бунтарку.

Она первая обращает внимание на появление в лавке Вэла, которого привела сюда Ви Толбет, жена местного шерифа, - та слышала, что Лейди ищет помощника в делах. «Дикая красота» молодого человека, странная куртка из змеиной кожи, его пьянящий взгляд будоражат бывшую «активистку», а ныне обыкновенную искательницу приключений. Он кажется ей чуть ли не посланцем иной цивилизации, но на все её заигрывания Вэл кратко отвечает, что подобные приключения его больше не волнуют. Пить без просыху, курить до одурения, шататься Бог знает где с первой встречной - все это хорошо для двадцатилетних оболтусов, а не для человека, которому сегодня исполнилось тридцать.

А вот на Лейди он реагирует совершенно иначе. Вернувшись в лавку за забытой гитарой, он сталкивается с женщиной. Завязывается разговор, возникает ощущение родственности душ, их тянет друг к другу. Лейди казалось, что за все эти годы существования подле Джейба она «заморозила» себя, подавила все живые чувства, но сейчас она постепенно оттаивает, вслушиваясь в лёгкий поэтический монолог Вэла. А тот рассказывает о редких маленьких птичках, которые всю жизнь находятся в полёте одни-одинёшеньки («у них совсем нет лапок, у этих маленьких птичек, вся жизнь - на крыльях, и спят на ветре: раскинут ночью крылышки, а постелью им - ветер»). Так они и живут и «никогда не слетают на землю».

Неожиданно для себя Лейди начинает откровенничать со странным незнакомцем, даже приоткрывает завесу над своим неудачным браком. Она согласна взять Вэла на работу. После ухода Вэла она дотрагивается до гитары, которую молодой человек все же забыл, и впервые за долгие годы легко и радостно смеётся.

Вэл - поэт, его сила в чётком видении противоположностей мира. Для него жизнь - это борьба сильных и слабых, зла и добра, смерти и любви.

Но есть не только сильные и слабые люди. Есть такие, «на которых тавро ещё не выжжено». Вэл и Лейди принадлежат именно к такому типу: как бы ни складывалась жизнь - душа их свободна. Они неизбежно становятся любовниками, и Вэл поселяется в маленькой комнатушке, примыкающей к магазину. О том, что Вэл живёт здесь, Джейбу неизвестно, и когда однажды сиделка по просьбе хозяина магазина помогает ему рано утром сойти вниз, пребывание в лавке Вэла - полная неожиданность для него. Джейб моментально понимает, что к чему, и, чтобы сделать больно жене, выпаливает в гневе, что это он с дружками поджёг дом её отца. Лейди такое в голову даже не приходило - она вся каменеет.

Вэл уже многим намозолил в городе глаза. Обывателей раздражает, что он дружелюбен с неграми, не гнушается общаться с отщепенкой Кэрол Катрир, а шериф Толбет даже приревновал к нему свою стареющую жену, которой молодой человек всего лишь симпатизирует: ему духовно близка эта художница, фантазёрка, грезящая наяву и совершенно непонятая мужем. Шериф приказывает Вэлу покинуть город в двадцать четыре часа. Тем временем Лейди, сгорая от любви к Вэлу и от ненависти к Джейбу, готовится к открытию кондитерской при магазине. Для неё эта кондитерская - нечто вроде дани памяти отцу, она мечтает, что здесь все будет как когда-то в отцовском кафе у виноградников: будет литься музыка, влюблённые будут назначать здесь свидания. Она страстно мечтает, чтобы умирающий муж увидел перед смертью - виноградник снова открыт! Воскрес из мёртвых!

Но предчувствие торжества над мужем меркнет перед открытием того, что она беременна. Лейди вне себя от радости. С криком: «Я победила тебя. Смерть! Я снова жива!» она взбегает по лестнице, словно забыв, что там наверху находится Джейб. А тот, исчахнувший и жёлтый, пересиливая себя, появляется на площадке с револьвером в руке. Кажется, что он действительно сама Смерть. Лейди в испуге бросается к неподвижно стоящему Вэлу и прикрывает его своим телом. Цепляясь за перила, старик стреляет, и смертельно раненная Лейди падает. Коварный муж бросает револьвер к ногам Лейди и зовёт на помощь, крича, что работник застрелил жену и грабит лавку. Вэл бросается к двери - туда, где стоит машина Кэрол: женщина ещё сегодня, узнав о предупреждении шерифа, предлагала отвезти его куда-нибудь подальше. За сценой слышатся хриплые мужские крики, выстрелы. Вэлу уйти не удалось. На полу тихо умирает Лейди. На этот раз Смерть победила Жизнь.

Пересказала

В двух действиях, четырёх картинах. Либретто Г. Кремье и Л. Галеви.

Первое исполнение состоялось 21 октября 1858 года в Париже.
Премьера новой редакции: 7 февраля 1874 года, Париж.

Действующие лица:

Общественное мнение; Орфей, греческий музыкант (тенор); Эвридика, жена его (сопрано); Юпитер, главный бог (баритон); Юнона, жена его (меццо-сопрано); Плутон, в первом действии под видом пастуха Ариста, бог ада (бас); Меркурий, бог торговли и воровства (тенор); Марс, бог войны (баритон); Вакх, бог пьянства (бас); Диана, богиня охоты (сопрано); Стикс, в прошлом король Беотии, после смерти поступивший в лакеи к Плутону (бас); Аполлон, бог поэзии; Эскулап, домашний врач на Олимпе; Геркулес, герой, не в пример другим произведенный в боги; Минерва, богиня мудрости; Венера, богиня любви; Купидон, ее сын; Фортуна, богиня счастья; Геба, кухарка на Олимпе; греческие богини и боги, музы, вакханки, фавны и пр.

Действие происходит в классической Греции, на Олимпе и в аду.

«Орфей в аду» – первый успех Оффенбаха в жанре, который он назвал опера-буфф. Это ярчайший пример пародийных спектаклей, в дальнейшем получивших даже наименование «оффенбахиад». Композитор пародирует черты серьезной оперы, популярные античные сюжеты, как бы выворачивая их наизнанку. Музыка оперетты – остроумный сплав из «серьезных» интонаций, напоминающих Моцарта и Глюка, с канканом и буффонадой.

На премьере «Орфей в аду» не имел успеха, так как публика не поняла пародии. Лишь после того, как в одной из серьезных парижских газет появилась статья видного театрального критика Жюля Жанена, в которой он назвал оперетту памфлетом на современность и резко обрушился на нее, «Орфей в аду» стал пользоваться огромным успехом. Именно он принес Оффенбаху славу, которую упрочили последующие его произведения.

Первое действие

Первая картина. «Смерть Эвридики» . Красивая местность в окрестности Фив. С одной стороны хижина Ариста с надписью: «Арист, медовый фабрикант, продажа оптом и в розницу», с другой – хижина Орфея с надписью: «Орфей, директор Фивской консерватории, дает уроки музыки и настраивает фортепиано».

После нежных, выдержанных в прозрачной классической манере звуков увертюры, неожиданно заканчивающейся канканом, появляется Общественное мнение. Оно предупреждает: «Крупный грех я не караю, но уж мелкие грешки мелким людям не прощаю...» После своего выступления Общественное мнение исчезает.

Эвридика, собирая цветы, поет изящную и легкомысленную песенку «Чье сердце растревожит рана». Она кладет букет к двери своего возлюбленного Ариста. В эту минуту ее замечает Орфей и, плененный изящной фигурой, играет на скрипке страстную мелодию. Узнав жену, он затевает с ней ссору. Их дуэт изящен и лукав, пленительно легок. Ссорящиеся супруги уходят, а с другой стороны появляется Арист с пасторальной песней (ее мелодией начиналась увертюра).

Оказывается, Орфей просил Плутона помочь ему избавиться от Эвридики, и Плутон, переодевшись пастухом, явился для этого на землю. Возвращается Эвридика. Арист целует ее, и она умирает. Предсмертные куплеты «Как сладостно я умираю» звучат нежно и просветленно. Пастух превращается в Плутона и с Эвридикой на руках проваливается.

Входит Орфей и видит на своих дверях прощальную надпись, которую успела сделать Эвридика. Он счастлив, но перед ним возникает Общественное мнение и требует, чтобы Орфей шел на Олимп молить Юпитера вернуть ему жену. Орфей подчиняется. Буффонный марш – дуэт Орфея и Общественного мнения «Честь, тебя честь призывает»– завершает картину.

Вторая картина. «Олимп» . Боги спят, возлежа на облаках. Томно звучит хор «Как сладко нам спится». Сопровождаемая трубными звуками, является Диана. Между богами начинается перепалка: все жалуются на жизнь, Юпитер – на падение нравов. Им все недовольны, и он разгоняет богов ударами грома. Но они вновь врываются с воинственным хором «К оружью! Боги, все за мной», в котором звучит мелодия «Марсельезы». Юпитер пытается остановить возмущение, обвиняет Плутона в похищении жены у Орфея. В ответ Плутон напоминает о многочисленных шашнях самого Юпитера, и все боги по очереди поют сложенные об этом веселые куплеты («Ты, чтоб к Алкмене подобраться»).

В разгар ссоры, пока Юнона лежит в обмороке, Меркурий докладывает о приходе Орфея и Общественного мнения. Боги суетливо приводят себя в порядок. Финал акта – большая ансамблевая сцена, в которой Орфей вопреки собственному желанию просит вернуть Эвридику. Звучит цитата из Глюка «Потерял я Эвридику». Все боги во главе с Юпитером под бодрый марш отправляются за ней в царство Плутона.

Второе действие

Третья картина. «Аркадский принц» . Покои Плутона. Эвридика скучает, лежа на кушетке. Стикс пытается объясниться ей в любви и поет куплеты «Когда я был аркадским принцем». Услышав шум, Стикс уводит Эвридику в ее комнату, а в покои Плутона входят Плутон с Юпитером. Уверенный, что Эвридика где-то здесь, Юпитер оставляет свою фотографию в военном мундире и, сопровождаемый Плутоном, удаляется. Эвридика, вернувшись, тут же находит портрет. Она восхищена. Юпитер возвращается в обличье мухи и, жужжа, увивается вокруг Эвридики. Их «Летучий дуэт» заканчивается тем, что Юпитер похищает Эвридику у Плутона.

Четвертая картина. «Ад» . В парадном зале за столом сидят все боги Олимпа. Среди них Эвридика в наряде вакханки. Все пьют и веселятся. Радостно, празднично звучит хор, боги танцуют менуэт, затем галоп. Юпитер и Эвридика хотят тихонько убежать, но Плутон загораживает им дорогу: пусть Эвридика не досталась ему, но Юпитер обещал ее вернуть мужу! Издалека доносятся звуки скрипки. В глубине, в водах реки Стикс, показывается лодка. Общественное мнение сидит на веслах, Орфей играет на скрипке. Лодка причаливает, и Орфей обращается к Юпитеру, но громовержец перебивает его: скрипач может забрать жену с одним условием – если дойдет до своей лодки не оглядываясь, что бы ни происходило. Плутон пытается что-то сказать, но Юпитер отметает все возражения. Медленно движется к лодке процессия – Общественное мнение, затем Орфей, за ним Эвридика, ведомая Стиксом. Юпитер, ворча про себя: «Ну что как этот идиот жену-то уведет», потрясает молнией в воздухе. К ногам Орфея падает искра, тот оборачивается, раздастся удар грома. Эвридика, превращенная в вакханку, возвращается к весело пляшущим богам.

Л. Михеева, А. Орелович

Акт 1

Общественное Мнение объясняет свою роль в опере, как защитницы морали. Её цель – переделать историю музыканта Орфея и красавицы Эвридики (которые будучи мужем и женой ненавидят друг друга) в назидательную историю о любви и супружеской верности. К несчастью, Эвридика тайно любит пастуха Ариста, а Орфей – пастушку Хлою. Когда однажды ночью Орфей путает свою жену с любовницей, всё открывается и Эвридика требует развода. Орфей, боясь реакции Общественного Мнения на скандал, заставляет Эвридику молчать, мучая её своей игрой на скрипке, которую та терпеть не может.

В следующей сцене появляется пастух Арист (на самом деле это - переодетый бог Плутон) и поёт песенку о том, как он ненавидит пасти овец.) Эвридика обнаруживает ловушку на ферме Ариста, и думает что она подстроена Орфеем для убийства её любовника. На самом деле ловушка – результат сговора между Орфеем и Плутоном, чтоб убить Эвридику для того чтоб Плутон мог заполучить её для себя, а Орфей получить свободу. Плутон заманивает Эвридику в ловушку, она погибает, но затем открывает, что смерть не так уж плоха, если бог смерти влюблён в тебя. Плутон и Эвридика весело и с песнями снисходят в Ад, Орфей избавился от нелюбимой жены, все довольны. Но тут вмешивается Общественное Мнение, и угрожая испортить музыкальную карьеру Орфея, заставляет его спустится в Ад и спасти жену. Орфей неохотно соглашается.

Боги и полубоги заснули от скуки. Становится немного веселее, когда появляется богиня охоты Диана и поет о своём новом любовнике Актеоне. Юпитер, шокированный поведением своей дочери, которой полагается быть девственной богиней, превращает Актеона в белого оленя.

Затем является Плутон, рассказывает о прелестях адской жизни, и в итоге подымает небожителей на бунт против Юпитера из-за невкусного нектара, омерзительной амброзии и смертельной тоски мифической жизни. На Олимпе происходит революция, но новости о прибытии Орфея заставляют богов принять подобающий вид и не ударить лицом в грязь перед Общественным Мнением смертных.

Орфей просит вернуть ему Эвридику, Плутон не соглашается и Юпитер решает спустится в Ад чтобы лично разобраться в сложившейся ситуации. Остальные боги умоляют его взять их с собой, Юпитер соглашается, все ликуют.

Плутон вынужден скрывать любовницу от Юпитера и от её мужа. Эвридика, оставленная без общества, скучает. Лакей Джон Стикс не скрашивает её одиночества, а только утомляет постоянными рассказами о том, как он был королём Беотии, пока не умер.

Юпитер открывает, где спрятана Эвридика, и проникает в её темницу через замочную скважину, превратившись в муху. Они встречаются, влюбляются и поют любовный дуэт, причем партия Юпитера целиком состоит их жужжания. Позже он открывает Эвридике, кто он и обещает свою помощь.

Сцена представляет пир богов в аду, где нет нектара и амброзии, но зато имеется вино. Эвридика проникает на пир, переодевшись вакханкой и готовится к побегу, который устаивает для неё новый любовник – Юпитер. Но задуманный побег срывается, когда следует приглашение на танец. Увы, Юпитер умеет тацевать только старинный медленный менуэт, а все остальные находят этот танец ужасно скучным. После менуэта следует самая знаменитая часть оперы – «Адский галоп». (мелодия галопа положила начало танцу Кан-кан). Все танцуют, но веселье прерывается унылыми звуками скрипки, извещающими о появлении Орфея, который явился за своей женой. Но у Юпитера есть план, и он обещает не отдавать Эвридику обратно мужу. Согласно мифу, Орфей не должен оглядываться назад, иначе он потеряет Эвридику навсегда (что Орфей вовсе не прочь сделать). Но Общественное Мнение зорко надзирает За Орфеем и не даёт ему сжульничать. Тогда Юпитер кидает молнию за спину Орфея, от испуга тот отпрыгивает и оглядывается назад. Все заканчивается счастливо.

Annotation

Оперетта для актеров в трех действиях с прологом и эпилогом по мотивам Кальцабиджи, Кремье и Галеви.

Музыка Жака Оффенбаха.

Петер Хакс

Действие первое

Действие второе

Действие третье

Петер Хакс

Орфей в аду

Действующие лица:

Эвридика

Плутон/ Аристей/ Муха

Прозерпина

Джон Стикс

3 фурии, 3 проклятых короля. 3 диких зверя, 2 дерева и 1 скала

Купидон, сопрано

Действие первое

Увертюра. Перед занавесом.

Орфея знает вся Эллада,

Он принц, певец и музыкант,

На Эвридике счастливо женат,

О лучшей доле и мечтать не надо.

Царит согласье в доме этих двух.

Ее прекрасна плоть, его возвышен дух.

Но вспомним, что под нашими ногами

Подземный мир присутствует всегда,

Любого может подстеречь беда:

Земля разверзнется - и ты уже не с нами.

Змея Плутона (случай просто дикий!)

Вонзила жало в тело Эвридики.

Мы вам напомним древнее преданье:

Жена Орфея угодила в ад.

Но суть сюжета - не в ее страданье,

А в том, что он повел ее назад.

Он за женой в подземный мир сошел

И в доме дьявола ее нашел.

Какое счастье услыхать в разлуке,

Живя среди амуров, змей, чертей,

Любимой песни жалобные звуки

И угадать, что музыкант - Орфей.

Она в его объятиях ликует.

Супружеская верность торжествует.

Понятно, что финальный брачный гимн

Мог сочинить лишь Оффенбах один.

Но есть в смешной истории вопрос:

Что, если к счастью отнестись всерьез?

Что если наших дней перевороты

Неведомые примут обороты?

Пролог уходит.

Занавес раздвигается. Долина, невдалеке храм, два дерева, скала с расселиной. Эвридика прячется за деревом.

ЭВРИДИКА

За городской оградой

Вновь заалел восток.

Вновь вывел на луг овечек стадо

Красавец-пастушок.

С той поры, как этот мальчик

В шляпе набекрень

Предо мной весь день маячит,

Я хожу, как тень.

Из-за кого?

Все глаза я проглядела,

Я побледнела, похудела

Из-за него.

Мой муж, скрипач отличный

Ходит на службу в храм.

Он благонравный и приличный,

Но он - не бальзам.

Ах, горячка не проходит, Хоть вины за мною нет.

Тот сосед, что в поле бродит,

Застит мне весь белый свет.

О ком? О ком?

О ком мечтаю я тайком?

Ах, не о том, а о другом.

И что потом?

ЭВРИДИКА

Как раз в это время красавец-пастух Аристей появляется на дороге. Спрячусь за дерево, чтобы он меня не увидел.

Орфей; она бежит обратно, сталкивается с ним, пугается.

Вы испугались, мадам, оказавшись в объятиях вашего супруга?

ЭВРИДИКА

Я не ожидала встретить кого-нибудь в столь уединенном месте.

Можно спросить, что привело вас в это уединенное место?

ЭВРИДИКА

Спросить можно, сударь.

ЭВРИДИКА

Ответить нельзя.

Я настаиваю.

ЭВРИДИКА

Гуляете, значит. И куда же вы направляетесь?

ЭВРИДИКА

Никуда. Так просто, отдыхаю.

Ах, отдыхаете, вот и ответ на мой вопрос. И от чего же вы отдыхаете?

ЭВРИДИКА

Сами знаете.

Интересно, какова цель вашей прогулки?

ЭВРИДИКА

Сама не знаю.

Однако, цель есть всегда. Там, куда приходишь, каждый раз обнаруживаешь, что это и было целью.

ЭВРИДИКА

Какое-то смутное влечение…

Влечение? Что же влекло вас, мадам?

ЭВРИДИКА

Настроение, тоска…

Тоска, мадам? И о чем же вы тоскуете?

ЭВРИДИКА

Вот пристал.

Я должен это знать, мадам. Это вопрос приличия.

ЭВРИДИКА

Положа руку на сердце, не знаю.

Руку на сердце? Вам не пристало так говорить, это мужская клятва. Рука на женском сердце - чепуха.

ЭВРИДИКА

Скажите еще, что я изменяю вам с каким-то соперником.

Нет, я совершенно уверен, что вы никогда не предпочтете супругу другого мужчину.

ЭВРИДИКА

Совершенно уверены, сударь?

Совершенно.

ЭВРИДИКА

И откуда же такая уверенность?

Я прославил своим искусством Фракию и Фессалию, а эти пейзажи до моего появления считались медвежьими углами. Я слишком ценю свой дар, чтобы поддаваться чувству ревности. Предпочесть мне другого, было бы невыгодной сделкой.

ЭВРИДИКА

Ну, вот и позвольте мне идти куда глаза глядят.

Мадам, вы мне понадобились, но вас не было дома.

ЭВРИДИКА

Не повезло вам.

Мадам, я собирался исполнить для вас мой последний скрипичный концерт. Он только что закончен.

ЭВРИДИКА

Какая жалость.

К счастью, я захватил с собой инструмент. Вон он лежит за той скалой. Так что не отчаивайтесь, сейчас я принесу его и буду полностью в вашем распоряжении. Уходит)

ЭВРИДИКА

Ваша скрипка наводит такую же скуку, как ваша благопристойность.

ОРФЕЙ возвращается

А вот и я. Признайтесь, вы никак не ожидали, что я прихвачу инструмент. Сыграю концерт здесь.

ЭВРИДИКА

Вот видите, цель вашей прогулки состояла в том, чтобы послушать мой концерт.

ЭВРИДИКА

Сомневаюсь, что захочу слушать.

Не сомневаюсь, что сыграю.

ЭВРИДИКА

Не желаю слушать.

Что за ответ?

ЭВРИДИКА

Нет, нет и нет!

Война с супругом?

Да это бред!

ЭВРИДИКА

Нет, не бред!

Бунт против нового сочиненья?

ЭВРИДИКА

Да, против вас.

Вы не хотите составить мненье?

ЭВРИДИКА

Нет. Не сейчас.

Не буду слушать,

Терзая уши,

Такую чушь я

И дребедень.

С утра до ночи и целый день

От ваших трелей терплю мигрень.

Смычок возьму скрипичный,

Привью вам вкус отличный!

ЭВРИДИКА

Не боюсь, не боюсь!

Я вам не подчинюсь!

Закройте ротик, женщина,

Отворите слух.

Свой концерт новейший

Исполнит вам супруг.

ЭВРИДИКА

Умоляю, я не желаю!

Не стоит умолять.

Извольте мне внимать,

Не то я рассержусь.

ЭВРИДИКА

Опус ваш плох,

Жалок, убог.

Нет, он хорош!

Он очень хорош, клянусь!

ЭВРИДИКА

Это беспредел.

Это - не предел.

ЭВРИДИКА

Нет, нет, нет.

Пощадите!

Когда музыка

Исходит криком,

То этот крик

Есть божий рык.

ЭВРИДИКА

Невыносимо!

Теряю силы.

Сейчас умру.

Меня мутит!

Воротит! Рвет!

Ну да, звучит.

Ну да, берет.

Еще одна вещь.

Все для вас.

Опус шесть.

ЭВРИДИКА

Меня мутит!

Воротит! Рвет!

Ах, нестерпимые муки!

Сладкие, томные звуки.

ЭВРИДИКА

Нет, нет, нет!

ОРФЕЙ по-французски

Вот тремоло,

Престо, престо,

Ларго, ларго

Пиччикато,

Престо, аморозо, ажитато.

ЭВРИДИКА

Сударь, музыка свободна.

Жрец вроде вас

Ей не указ.

Вам навязать любовь угодно?

А мы не станем слушать вас.

Неблагородно

Звуками музыки нас истязать.

Тирания ни к чему,

Коль ни слуху, ни уму

Искусству нечего сказать.

Я не имел чести вам понравиться?

ЭВРИДИКА

Не особенно.

Вы сопроводите меня домой?

ЭВРИДИКА

Сожалею, у меня еще есть дела.

Позвольте удалиться. Уходит.

ЭВРИДИКА

Он думает, я ему изменяю? А вдруг он прав? Фу, я о себе лучшего мнения. - Вон идет красавец и богач Аристей, и я не позволю ему никаких вольностей.

Плутон под видом Аристея, с тремя овцами

Я Аристей-пастух, и род мой очень древний.

Сударыня, за мной последуйте в деревню.

Зеленые луга мой окружают двор.

Вы радостей таких не знали до сих пор.

Много места есть в подвале,

Тишь и благодать.

У меня на сеновале

Будем сладко спать.

Вы покой там обретете,

Уверяю вас.

Поглядите и умрете.

Мыза высший класс, высший класс.

Мыза высший класс.

Живем в достатке

Блюдем порядки,

Не зная забот.

На этой мызе

Классной мызе

Так-то вот.

Мы всех там коровок доим,

Все ходят под ярмом.

И пчелки летают роем,

И мед мы сладкий пьем.

Всех свинок по осени режем

На окорока.

Все пашни сдаем в аренду,

И плата высока, высока,

Плата высока.

Живем в достатке,

Блюдем порядки,

Не знаем забот

На этой мызе,

Классной мызе.

Так-то вот.

Описывать ад как идиллию - не слишком ли заумно? Думаете, натяжка? Но в этом нет ничего особенного. Азы политики. Мадам Орфей, если не ошибаюсь?

ЭВРИДИКА

Что вы себе воображаете! Я просто вышла за город полюбоваться на ваших очаровательных зверушек. Снимает туфли, танцует и поет с овцами.

ЭВРИДИКА

Мы на травке, на муравке

Пляшем и поем.

Чистые, пушистые

С Эвридикой.

ЭВРИДИКА

Мы ребятки, мы ягнятки,

Мы копытцем бьем.

Вздорные, задорные

С Эвридикой.

ЭВРИДИКА

Кто мне скажет, кто расскажет

О моей судьбе?

Кто мой милый, кто постылый?

Бе-бе-бе-бе-бе.

Хватит! Замужняя баба, а так жеманится. Я увлекся мыслью совратить эту особу, а мужчине в моих летах уже не подобает влюбляться. Чего только не вытворяют женщины, особенно пока они еще живы. Вот когда они мертвы, их еще можно выносить. - Мегера, Тизифона, Алекто, сюда! Одеваться!

Овцы превращаются в черных фурий, с волосами в виде змей. Они наряжают Аристея в костюм Плутона, бога подземного царства. Музыка.

Я хочу дать волю стихиям. Не знаю, хорошо ли я пою, но вижу в этом свое истинное дарование. Гроза. А теперь, милое мое змеиное отродье, прелестные мои гадючки… А ну, девушки, ужальте-ка ее наповал! Фурии шипят на Эвридику, она каменеет. Отличное шипенье, фурии. Эвридике. Я Плутон. Очаровательная тень, угодно вам последовать за мной в подземное царство?

ЭВРИДИКА как бы в трансе

Конечно, сударь, весьма охотно. Мы всегда принимаем сторону победителя, разве не так?

ПЛУТОН отвешивает ей поклон

Вашу руку, мадам.

Щупает ее пульс и, держа руку на пульсе, уводит вниз по наклонной плоскости.

ЭВРИДИКА

Свою судьбу мы уважаем,

Не тратя сил в пустой борьбе.

Мы лишь страданья умножаем

Когда противимся судьбе.

Раз на меня беда свалилась,

Свою беду я подберу.

Я вниз спущусь. Уже спустилась.

Раз я мертва, то я умру.

Музыка. Они спускаются в люк.

Фурии собираются уходить… Входит Орфей. Снимает шляпу. Фурии отвечают на приветствие.

Эвридика, вы еще здесь? Плохая видимость, скверное освещение. Странно, только что солнце стояло прямо над головой, и вдруг воцарились глубокие сумерки. Странный сдвиг в природе. Я еще даже не обедал, а уже пора ужинать. Эвридика! - Что я вижу, всемогущие боги! Ее туфелька застряла в крышке люка. Значит, Эвридика спустилась в ад! О, я самый несчастный из мужей! Кто еще согласится меня слушать?

На заднем плане появляется Купидон.

Принадлежали мы друг другу.

О горе, горе, увы!

Я был ей муж, в окошке свет.

О горе, горе, увы!

Я так любил сыграть ей фугу,

О горе, горе, увы!

Или ноктюрн, иль менуэт.

О горе, горе, увы!

О горе, увы

О горе, увы,

Она так любила слушать концерт.

И КУПИДОН исподтишка насмехаясь над ним

Она так любила его концерт.

Утрата душу рвет на части.

О горе, горе, увы.

Зачем, Плутон, сказать молю,

О горе, горе, увы.

Мое похитили вы счастье,

О горе, горе, увы,

О, горе, увы,

О горе, увы.

Украли публику мою.

И КУПИДОН

Украли публику твою.

Жалкое ничтожество, тряпка.

Что вы изволили сказать, сударь? Кто вы такой?

Я Купидон, бог любви, я изволил сказать: перестаньте хныкать, действуйте.

Да поймите же, моя Эвридика потеряна безвозвратно.

Безвозвратно. Настоящая любовь не знает такого слова.

Моя любовь настоящая.

Я и сам в шоке, она мне часто надоедала. А теперь, когда она провалилась сквозь землю, мне ее страшно недостает.

Уважаемый маэстро, видите вон ту расселину в скале? На ваше счастье, это и есть вход в подземный мир, в андерграунд. Ступайте туда и потребуйте от моего коллеги Плутона, чтобы он вернул вам вашу даму. Не так уж это трудно.

Вы уверены?

В бой, в бой, в бой!

Ты сразишься с целым адом.

Вниз с поднятой головой,

С поднятой головой,

С поднятой головой,

Пусть вернет, пусть отдаст андерграунд

Ту, что черт унес с собой.

Ах, как можно? Не надо!

Ведь из ада выхода нет,

Выхода нет,

Выхода нет.

Не вернет никакой андерграунд

То, что черт забрал на тот свет.

Туда, туда, туда,

Да, в бой!

Вперед, на тот свет.

В бой с поднятой головой,

С поднятой головой

На битву, вперед!

Вперед в добрый час!

Пусть вернет нам андерграунд

То, что отнял он у нас.

Орфей зажимает нос и спускается в ад. Занавес.

Интерлюдия.

Действие второе

Любовное гнездышко Плутона. Эвридика неглиже сидит на краю постели. Мегера.

МЕГЕРА с реверансом

Меня зовут Мегера, я ваша горничная.

ЭВРИДИКА

У тебя змеи в волосах?

Эта укладка мне к лицу, не правда ли?

ЭВРИДИКА

Они жалят?

Только по утрам, когда я причесываюсь.

ЭВРИДИКА

Значит, их не стоит бояться?

Не стоит. Другое дело - волосы на лобке. Когда его милость, хозяин…

ЭВРИДИКА

Плутон, вот именно, когда он придет?

Его милость сожалеет, он все еще занят.

ЭВРИДИКА

Занят! Он заставляет себя ждать. Вот уже целых два дня.

А как же, милая барышня. Преступление кратко, наказание продолжительно.

ЭВРИДИКА

Что за наглое создание! Этот ваш бог смерти говорит: «Раздевайтесь, мадам!», и оставляет меня в одиночестве. Разве он не знает, что если красивая женщина скучает, она способна ужаснуть самого черта?

Его милость это знает, но в настоящий момент он находится в распоряжении своей супруги.

ЭВРИДИКА

Значит, имеется супруга?

Да, мадам Прозерпина.

ЭВРИДИКА

Так господин Плутон женат?

Разумеется. Все они женаты.

ЭВРИДИКА

Не ожидала. Может, я и доверчива, и наивна, но никогда бы не подумала, что князь тьмы такой же обманщик, как любой мужчина. Чтобы черт нарушил свое слово, невероятно! И очень неприятно.

Он просил передать, что вырвется к вам при первой возможности.

ЭВРИДИКА

Сегодня я вообще не желаю его видеть.

Тем лучше для его милости.

ЭВРИДИКА

Ах ты, наглая дрянь, дай мне только здесь освоиться, и можешь искать себе другое место.

Будьте уверены, милая барышня, вы никогда здесь не освоитесь. Делает реверанс. Бе-бе-бе-бе. Уходит.

ЭВРИДИКА

Не больно-то и хотелось. Несмотря на весь здешний комфорт. Впрочем, и комфорт оставляет желать лучшего. Постель, например, как бы это сказать, беу, бывшая в употреблении, А ночная сорочка? Похоже, ни разу не была в стирке. А это помещение? Не то спальня, не то проходная. Какая-то убогая роскошь, спесивая и потрепанная. Ну, поплясала я на лужку с овечками, что может быть невинней? О какой-либо вине с моей стороны не может быть и речи.

ЭВРИДИКА

Ах, зря я надежды питала,

Вела с пастухом разговор.

Разок на лужку поплясала,

А это уже перебор.

За то, что плясала со стадом,

Плутон меня в ад уволок.

Не надо, не надо, не надо

К баранам ходить на лужок.

Стыд и срам!

Всего один раз оступилась -

И ухнула в тарары,

В глубокую пропасть скатилась

С высокой-высокой горы.

Мученья кромешного ада

Сулит мне безжалостный бог.

Не надо, не надо, не надо

К баранам ходить на лужок.

Стыд и срам!

Джон Стикс

ЭВРИДИКА

А это что за огрызок человека? Я чуть не поперхнулась при виде его.

А она милашка, милашка. Моя бы воля…

ЭВРИДИКА

Кто он такой, чего хочет?

Вы меня звали, мадам?

ЭВРИДИКА

Тем хуже.

ЭВРИДИКА

Если бы звали, это означало бы, что мадам чего-то желает. Вздыхает. Но так как вы, мадам, меня не звали, у вас, значит, нет желаний. Уходит. Ей-богу, она милашка. Возвращается. Мадам позовет меня впоследствии?

ЭВРИДИКА

Откуда мне знать? Вы о чем?

Вот если бы мадам меня позвали, я бы поспешил явиться. Ах, я достоин сожаленья.

ЭВРИДИКА

Причем тут я?

Кажется, мадам принимает во мне участие, поэтому я вам откроюсь. Поверьте, мадам, я самый лучший в мире поклонник, ибо обладаю нежным сердцем и слабо соображаю. Женщина, которая меня полюбит, будет очень счастлива.

ЭВРИДИКА

Он совершенно спятил. Я почти верю, что он изнемогает.

У меня только один недостаток, мадам, я сразу в нем признаюсь. Выпиваю, мадам. Но поймите, нет ничего бескорыстнее, чем любовь покойника.

ЭВРИДИКА

В самом деле, изнемогает. Не приближайтесь, несчастный.

Мадам отвергает меня, после такого признания? Поскольку я всего лишь посыльный? Ох, уж эти мне светские дамы. Все они хороши, все одинаковы. У нас тут есть один мужик, Тантал, которого вечно мучит жажда. Они подсовывают ему разные фрукты, а когда он разевает рот, они уводят эти фрукты у него из-под носа. Вот что такое ад. Мадам, вы показываете все и не даете ничего.

ЭВРИДИКА

Он позволяет себе описывать мои собственные ощущения. Вот наглец.

Обслуга испытывает муки, а мадам считает это дерзостью?

ЭВРИДИКА

Конечно. Тем более, что они похожи на мои.

Я тоже скончался не для того, чтобы носить эту ливрею. Мадам, когда моя особа пребывала на земле…

ЭВРИДИКА

Еще одно слово, и я затопаю ногами и заору.

Когда моя особа… Эвридика топает ногами и орет. Ах, она - милашка. Поет.

Я принцем был Аркадии милой

Беспечно жизнь моя текла,

Но смерть меня не пощадила,

Подстерегла из-за угла.

Здесь нет ни роскоши, ни блеска,

Одна лишь страсть осталась мне.

Мадам, мадам, куда мне деться?

Я вас люблю в аду, на дне,

Сгорая в призрачном огне.

Ах, никому я здесь не нужен,

Служу посыльным и ворчу:

Эх, мне бы выбраться наружу

Назад, в Аркадию хочу.

Cвеча поникла и сгорела.

Надеюсь, образ вам знаком?

И хоть мое истлело тело,

Трепещет сердце огоньком.

Джон Стикс. Слыхали о таком?

СТИКС наливает себе полный стакан

Мадам, позвольте выпить за ваше здоровье. Пьет.

ЭВРИДИКА

Так вот в чем дело? Он не спятил, бедняга, он пьян.

Вы ложно толкуете замечания, которые я обронил относительно моей склонности к выпивке. Как часто нас не понимают именно те, кого мы любим! Это называется роковым стечением обстоятельств. Да, иногда я позволяю себе сделать глоток, но воды! Клянусь, мадам, чистой воды.

ЭВРИДИКА

Воды из Леты, реки забвения. Если вы всю жизнь были кем-то, а теперь вы - ничто, поверьте мне, мадам, это - весьма своеобразный опыт. Наливает себе стакан.

ЭВРИДИКА

Интересно, поможет? Она осушает его стакан,

он доливает себе.

Мадам, вы разделяете мою участь, пользуясь теми же средствами.

Я разделяю его участь? О чем он?

Да, мы товарищи по несчастью.

ЭВРИДИКА осушает его стакан, он доливает себе.

Товарищи? Да вы нахал!

Вы не любите меня, господин Плутон не любит вас, разделенной любви не существует, даже здесь, в преисподней.

Тизифона.

ТИЗИФОНА

Меня зовут Тизифона, я горничная. Господин Плутон…

ЭВРИДИКА

Знаю, находится в распоряжении супруги.

ТИЗИФОНА

Господин Плутон желает нанести вам визит, мадам.

ЭВРИДИКА

Вот как? Желает?

ТИЗИФОНА

Да, госпожа супруга удалилась на полчаса. И он не хочет ни в коем случае упустить счастливую возможность.

ЭВРИДИКА

Ты можешь идти.

Тизифона уходит.

ЭВРИДИКА Стиксу

И ты тоже.

Как прикажете, мадам.

ЭВРИДИКА

Стоп. Подойди-ка.

С радостью.

ЭВРИДИКА выпивает его стакан

Передай своему хозяину, что мужчина, оскорбивший меня в лучших чувствах, не переступит этого порога.

СТИКС хочет налить себе

Бутылка пуста. Поразительная жестокость. Уходит.

В комнате возникает Плутон в образе Мухи.

ЭВРИДИКА

Это старый черт Плутон в виде Мухи. Одна из его метаморфоз. А ведь я строго запретила ему переступать порог. И что толку? Если уж мы совершили одну большую ошибку, у нас остается только одна возможность: повторить ее. Притворюсь, что не узнаю его, и с меня взятки гладки. Как ты попала сюда, милая мошка?

Через замочную скважину.

ЭВРИДИКА

Приблизься, моя прелесть.

До чего испорчена, типичная домашняя хозяйка.

ЭВРИДИКА

Он в муху решил превратиться.

Прощу его, так уж и быть.

На хитрость пришлось мне пуститься,

Чтоб стойкость ее победить.

Пожужжим,

Поговорим.

ЭВРИДИКА

Что за насекомое

Смеет здесь жужжать?

Дело давно мне знакомое.

Ей-ей, ей не устоять.

ЭВРИДИКА

Жучок ли? Мушка.?

Ей не устоять.

ЭВРИДИКА

Лети ко мне, златая мошка,

Ворчун-жучок, мой толстячок,

В свою постель злодей Плутошка

Меня так грубо уволок.

Лети сюда, утешь бедняжку,

Присядь на грудь, ползи, лизни,

Ведь мне так грустно, ведь мне так тяжко,

Верни своим жужжаньем жизнь.

Если с бабой не ломаться,

Придется ей на милость сдаться.

ЭВРИДИКА

Где тут кончик у тебя?

Без меня!

ЭВРИДИКА

А ты подлая, подлая ты мошка!

Вот два крыла, шесть лапок, моя крошка.

ЭВРИДИКА

Он не дается мне назло.

Тебе опять не повезло.

ЭВРИДИКА снимает с груди платок

Берегитесь, мой хороший,

Сейчас я шаль на вас наброшу.

Царь мушиный, ты в плену!

Лови же, ну!

ЭВРИДИКА

Вот он и попался,

Зря сопротивлялся.

Нет, не я ей в плен попался,

Я ее поймал.

ЭВРИДИКА

Сколько он ни упирался,

В плен ко мне попал.

Ну, жужжи же…

ОБА щека к щеке

Прелесть моя! Мой навек!

Твой навек!

Стук в дверь.

АЛЕКТО из-за двери

Ваша милость, ваша милость!

В чем дело?

АЛЕКТО из-за двери

Там ее милость, ваша милость.

ЭВРИДИКА

С кем вы разговариваете?

Ее зовут Алекто, это горничная. Вынимает ключ, отпирает дверь.

Ее милость освободилась и скоро будет здесь.

Скажи ей, что я иду.

Как, это вы?

Кто же еще?

ЭВРИДИКА

ЭВРИДИКА

И вы посмели во второй раз преследовать меня?

Почему бы и нет?

ЭВРИДИКА

И вы во второй раз меня покидаете?

Будьте же разумной, и в любви бывают будни. Я не всегда принадлежу себе. И послушайте, моей супруге незачем знать о вашем присутствии в этих апартаментах, зарубите это себе на носу.

ЭВРИДИКА

Убирайтесь прочь.

Я вас покидаю. Целует ей руку. Жди меня. До скорого. Улетает.

ЭВРИДИКА

А еще преисподняя! Черт!

Мы говорим «Плутон», милая барышня. Мы все тут объясняемся по-латыни.

ЭВРИДИКА

Черт! Черт! Черт!

ЭВРИДИКА

Невыносимая, подлая измена.

Как вам угодно, милая барышня. Моя хозяйка, богиня Прозерпина, имеет честь пригласить вас на небольшой прием в семейном кругу. Сегодня вечером в одиннадцать часов. Будет очень скучно. Уходит.

ЭВРИДИКА

Мало того, что я терплю лишения, не хватало только унижений. Несчастная моя судьба, отвечай, за что ты меня терзаешь? А может быть, это и не судьба виновата, а мое собственное легкомыслие? Бросается на постель. Издалека доносятся звуки скрипки. Орфей? Неужели? Приподнимается на постели. Орфей, мой мучитель, теперь ты мой спаситель?

Перед сценой опускается решетка. На страже Король Польши, в шлеме и с алебардой.

КОРОЛЬ ПОЛЬШИ

Я был король веселой Польши,

Я все, что мог, от жизни брал.

Увы, не веселюсь я больше,

С тех пор как черт меня побрал.

В железном шлеме, с алебардой

Служу в аду я сатане.

Я состою в бесовской гвардии,

А Польша только снится мне.

Ах, нет уж больше милой Польши.

Король Венгрии, тоже в шлеме, с алебардой.

КОРОЛЬ ПОЛЬШИ

Стой, кто идет?

КОРОЛЬ ВЕНГРИИ

КОРОЛЬ ПОЛЬШИ

Живой или мертвец?

КОРОЛЬ ВЕНГРИИ

КОРОЛЬ ПОЛЬШИ

КОРОЛЬ ВЕНГРИИ

Я королем венгерским звался,

Любил токайское вино,

Но к черту в лапы я попался,

Торчу в аду уже давно.

На этой службе в преисподней

Зарплата - сущие гроши.

Эх, лучше б я сидел на троне

И веселился от души.

Я королем венгерским звался.

КОРОЛЬ ПОЛЬШИ

Все пока спокойно?

КОРОЛЬ ВЕНГРИИ

Все спокойно.

КОРОЛЬ ПОЛЬШИ

Смена караула, приятель.

Они расходятся. Король Пруссии.

КОРОЛЬ ПРУССИИ

Я прусский трон не занимаю,

Я нынче цербером служу.

Я бедных грешников терзаю,

Я ад дозором обхожу.

На этой вахте бесконечной

Торчу я долгие года.

Который час?

Король Венгрии.

КОРОЛЬ ВЕНГРИИ

Да вечный, вечный.

КОРОЛЬ ПРУССИИ

Когда рассвет?

Король Польши.

КОРОЛЬ ПОЛЬШИ

А никогда.

Я прусский трон не занимаю.

(Он прусский трон не занимает).

Мы здесь чиновники, чинуши,

Угрюмо службу мы несем.

Терзаем проклятые души,

И сами прокляты во всем.

Мы бдим бессменно, инфернально.

Будь ты скрипач, певец, поэт,

Подземный мир не музыкальный,

Сюда Орфею хода нет.

Занавес. Перед занавесом с одной стороны Проклятые короли, с другой - Орфей.

А потому оставь надежду,

Коль скоро ты вошел сюда.

Здесь остается все по-прежнему,

И даже хуже, чем всегда.

В аду нет ничего хорошего,

И не горит в туннеле свет.

Кромешный ад - мир вздора пошлого,

Страна, где будущего нет.

Они раскланиваются и уходят.

Действие третье

Преисподняя. Салон. Софа, два кресла. Плутон, Мегера, Тизифона, Алекто, в отличном настроении, с метелками для пыли.

Чем вам не курорт?

А бабы - самый первый сорт.

Восславим ад, мы ад восславим.

Чем вам не курорт?

А бабы - самый первый сорт.

У нас для полировки

Начальственной головки

Есть кисточки - метелки

Мы лучший персонал.

Мы трудимся прилежно,

А шеф нас любит нежно.

Мы фурии, мы телки,

Мы нынче правим бал.

Восславим ад, мы ад восславим.

Чем вам не курорт?

А бабы - самый первый сорт.

Сейчас, милорд.

Фурии визжат и замирают, отпрянув друг от друга.

Почему перестали, куколки? Это всего лишь моя жена.

Прозерпина.

Входите, вы не помешаете.

ПРОЗЕРПИНА

Прошу вас, друг мой, приведите в порядок свою одежду.

С каких это пор вы так щепетильны?

Эвридика.

Милая барышня! Что привело вас сюда?

ПРОЗЕРПИНА

Я пригласила эту даму в гости.

ПРОЗЕРПИНА

Поскольку вырисовывается перспектива вечной совместной жизни, я как хозяйка дома почла это своим долгом.

Благодарю за внимание. Доверительно. Не знаю, стоило ли посылать ей приглашение. У нее весьма сомнительная репутация.

ПРОЗЕРПИНА

Но коль скоро вы удостаиваете ее своим обществом, мне достаточно вашей рекомендации.

Моя дорогая жена Прозерпина. Мадам Эвридика.

ПРОЗЕРПИНА

Ах, мадам чертова невеста.

ЭВРИДИКА

Добрый вечер, мадам чертова жена.

Давайте присядем, раз уж мы в кои то веки встретились. Прозерпина садится на середину софы, Плутон и Эвридика располагаются в креслах. Стакан анисовки? Отличный ликер, адской крепости.

ПРОЗЕРПИНА

Я слышала, вы к нам надолго?

ЭВРИДИКА

Да нет. Если смогу этого избежать.

ПРОЗЕРПИНА

Едва ли это вам удастся. Здесь время течет медленно. Все всегда на это жалуются.

ЭВРИДИКА

Честно говоря, у меня есть основание предполагать, что мой супруг собирается забрать меня отсюда.

ПРОЗЕРПИНА

А у меня есть основание предполагать, что вы тешите себя несбыточной надеждой.

ЭВРИДИКА

ПРОЗЕРПИНА

Как вы относитесь к вашему мужу?

ЭВРИДИКА

Как жена к мужу, полагаю.

ПРОЗЕРПИНА

Вам можно позавидовать. Давайте посмотрим. Поднимает ее с кресла, рассматривает со всех сторон. Очаровательна, просто очаровательна. Округлые плечи, пышная грудь. Капризные алые губы. Низкий лоб, признак невежества и своеволия. Похотливость в сочетании с глупостью, все шансы на успех у мужчин. Какая досада, что вы напали именно на моего супруга.

Мадам, наша гостья мертва. Не станете же вы обвинять меня в сексуальных домогательствах к подчиненным.

ПРОЗЕРПИНА

С неподчиненными вам вряд ли бы повезло. Должна признать, что, будучи его женой, не нахожу объяснений его успеху у некоторых дам. Вероятно, эта его претензия на светскость, дьявольское обаяние производит неотразимое впечатление на женщин скромного достатка.

Не собачьтесь, девочки. Я желаю, чтобы вы стали добрыми подругами.

ПРОЗЕРПИНА

Станем, можете не сомневаться. Он вас морочит. Ему принадлежит половина мира, вся ночная сторона, а он ведет себя как мужлан.

ЭВРИДИКА

Верно. В его подходах есть что-то сермяжное.

От такой слышу! И она еще увязалась за мной сюда.

ЭВРИДИКА

Надеюсь, мадам не подумает обо мне ничего такого.

ПРОЗЕРПИНА

Не ссорьтесь, не стоит труда. Другие мужья преуменьшают число своих похождений, а этот преувеличивает его в десятки раз. Он обожает признаваться в изменах. Столько воображаемых грехов при такой скудости воображения.

ЭВРИДИКА

Похоже, он только и умеет, что лгать?

ПРОЗЕРПИНА

Если мужчина научился чему-то стоящему, разве выйдет из него черт?

Джон Стикс.

В чем дело?

Ваша милость, там какой-то господин просится в ад. Говорит, он Орфей.

Орфей, есть у нас такой знакомый? Не знаем мы никакого Орфея.

Он говорит, все его знают.

ПРОЗЕРПИНА

Ты зачем отнимаешь у нас время, олух? Прочь отсюда, ступай в Ахерон, кипяти смолу.

С удовольствием.

ЭВРИДИКА

Орфей! Ах, это мой супруг.

Только его не хватало. Вот досада. Отчего он умер?

Его привел стражник. Похоже, он жив.

Жив. Фу, гадость. Чего ему тут надо, если он не умер?

ЭВРИДИКА

Я же говорила, он заберет меня.

Ты что, не слышал, что сказала хозяйка? В Ахерон! Бросьте его в кипящую смолу.

Понимаю, хозяин. Действовать по обычной схеме.

ПРОЗЕРПИНА

С другой стороны, почему бы и не взглянуть на него. Приведите сюда господина Орфея.

Слушаюсь. Уходит.

ПРОЗЕРПИНА

Мы же очень рады, что наша дорогая мадам Эвридика не скрывает от нас своего знаменитого мужа.

ЭВРИДИКА

Интересно, я еще нравлюсь ему? Ведь я мертва.

Стикс возвращается. Трое проклятых Королей приводят закованного в цепи Орфея.

КОРОЛЬ ПОЛЬШИ

Разрешите доложить: вот он проник в ад, не имея пропуска.

КОРОЛЬ ВЕНГРИИ

Взят под стражу, доставлен сюда.

Невыносимое рвение.

КОРОЛЬ ПРУССИИ

Так точно, ваше ничтожество.

Господин бог мертвых, речь идет о моей супруге Эвридике. Я требую, чтобы вы вернули ее к жизни.

К жизни? Вы хотели сказать: вам?

Разумеется.

Ко мне не предъявляют требований. Я бог.

Да, но я артист.

Скрипач, что ли? Посыльный. Дармоед. Пролетарий индустрии развлечений. Царапаете кишки и обходите публику со шляпой в руках.

Я очень хороший скрипач.

Какая разница?

Я лучший скрипач всех времен и народов.

Другое дело. Бросьте его в какую-нибудь клоаку.

ПРОЗЕРПИНА

Почему мы не попросим господина Орфея присесть? Присаживайтесь, уважаемый маэстро.

Вы очень любезны.

ПРОЗЕРПИНА

Да, и снимите с него эти цепи. Орфей садится на софу, между Прозерпиной и Плутоном. Могу я представить вас вашей жене? Впрочем, что за чепуха, вы же знакомы.

Выпьете анисовки? Чертовски крепкий ликер.

Благодарю, нет.

Благодарю, нет.

Ну да, ведь она перекроет ваш отвратительно свежий запах.

ПРОЗЕРПИНА

Позвольте спросить, что привело вас к нам?

ОРФЕЙ поет

Эвридику я утратил.

ЭВРИДИКА поет

Ах, он счастья не найдет.

ОРФЕЙ играет на скрипке

ВСЕ, КРОМЕ ПЛУТОНА

Ах, от горя он умрет.

Вырубай свою музыку. Не надо музыки. Стряхивает пепел сигары. Музыка умолкает. Скверно уже и то, что ему позволено говорить. Музыка - это всегда перебор. Давайте спокойно все обсудим. Вы любите свою жену?

Не настолько, чтобы это помешало мне творить, я артист. Но отношусь к ней неплохо, вы правы.

Если ваш брак столь удачен, как объяснить пребывание этой дамы в покоях тьмы? Вы полагаете, что она ушла от вас так уж совсем против своей воли? И - хотя до сих пор я не имел чести знать вас - совсем без вашей вины?

Ну, конечно, она случайно провалилась. Провалы, знаете ли, случаются.

Замечание разумное, но неглубокое.

Сир, я никогда не стремился на глубину, большую, чем разум.

Вынужден вам отказать. Я и сам предпочел бы избавиться от вашей жены, но у меня правило не выпускать отсюда никого. Это вопрос принципа. А то все начнут шастать туда-сюда. Рад знакомству, господин Орфей. Могу вас заверить, что лично займусь вашей супругой.

ПРОЗЕРПИНА

Не дайте запугать себя этими угрозами. Как любовник он отнюдь не вошел в историю.

Я не вошел в историю?

ПРОЗЕРПИНА

История фиксирует успехи. Я просто сказала, что вы не можете похвастаться успехами. Я же не говорю, что вы не пытались их добиться.

ПРОЗЕРПИНА

Раз нимфа Мята с ним связалась.

Ее травой теперь зовут.

Что с этой дурочкою сталось?

Ее как жвачку все жуют.

Да, да, да.

Если бабу клеит черт,

Та от холода помрет.

ПРОЗЕРПИНА

С какою бешеною силой

Белянку-травку он желал.

Ее я в тополь превратила,

Он чуть свой кран не обломал.

Да, да, да.

Если бабу клеит черт,

Та от холода помрет.

ПРОЗЕРПИНА

Гекаты-ведьмы домогаясь,

Пытался взять ее во сне.

Мы с ней местами поменялись,

И он залез в постель к жене.

Да, да, да.

Если бабу клеит черт,

Та от холода помрет.

ПРОЗЕРПИНА

Пробравшись в рай под видом Змея,

Он Еве пошлости шептал,

Но переспать не смог он с нею.

А вот Адам с ней переспал.

Да, да, да.

Если бабу клеит черт,

Та от холода помрет.

ПРОЗЕРПИНА

Он изнасиловал монашку,

У Мейербера есть сюжет.

Роберто-Дьявол, сын бедняжки,

Был весь в отца: глуп с малых лет.

Да, да, да.

Если бабу клеит черт,

Та от холода помрет.

ПЛУТОН проникновенно

Мадам, копаясь за столом в грязном белье, вы подрываете мой авторитет. Жена может сказать мужу все, но не в присутствии обслуживающего персонала. Возможно, вы добьетесь мнимого преимущества, но, в конечном счете, вам же будет хуже.

ПРОЗЕРПИНА

Ах, мсье Орфей, сколько уж этих адских невест перебывало у нас в гостях. И всех их постигло бы разочарование, узнай они, что черт - это бог импотенции.

Заткнитесь, мадам.

ЭВРИДИКА

Я подтверждаю эти слухи,

Он мне все уши прожужжал.

Сегодня он в обличье мухи

Мой андерграунд осаждал.

Да, да, да.

Все модели на помост

Тянут дьявола за хвост.

Тянут, да, за хвост.

Как, вам угодно стучать на меня, мадемуазель? Я мог бы много распространяться о том, сколько жизни таится в вашем лукавом маленьком трупе, но дорожу своим понятием о скромности. Прозерпине. Мадам, в государстве, коего правительница позволяет себе публично высмеивать темные и сомнительные пристрастия своего супруга, нельзя исключить возможность революции.

Восстаньте, привидения!

Вот она, революция, в точности, как я сказал. Мне остается только занять кресло и штудировать биографию Карла Первого. Так и делает.

СТИКС, КОРОЛИ, ФУРИИ

К оружью, демоны и тени,

Расплаты время настает.

К оружью, толпы привидений,

Устроим мы переворот.

К оружью, толпы привидений.

Так это, значит, бунт?

Затеяли вы бунт?

Что за наважденье?

Так точно, бунт.

Волненье.

Долой нарушенья и преступленья.

Нам ненавистно ваше правленье.

Сплошь перегибы и перебор.

Сплошь перекосы.

Бабы у шефа как на подбор.

А мы не хотим оставаться с носом.

Раз бабой делиться порок не желает,

Ее справедливость от скверны спасает.

Стикс, Короли, Фурии, Орфей, Эвридика выходят вперед.

ПРОЗЕРПИНА

Мистер Стикс, я правильно поняла, что народ упрекает своего бога в аморальности?

Да, шеф удерживает за собой всех баб. У народа больше не осталось ни единой бабы.

ПРОЗЕРПИНА

И что вы хотите с ним сделать?

Народ будет судить его, а затем отрубит голову. Как ни жаль, мадам, почти ничего другого нам не остается.

ПРОЗЕРПИНА

Насколько мне известно, он давно решил возвратить эту даму ее предыдущему владельцу. Разве не так?

ПЛУТОН Именно так… Мадам Эвридика, не нужно никаких упреков, вы меня посетили, я был с вами любезен, вы воспользовались женской прерогативой изменять свое мнение, что ж, я не навязываю вам своего покровительства. Забирайте ее, сударь, желаю вам удачи. Надеюсь, этот инцидент не оставит неизгладимых следов в моей душе. Незаслуженные обиды делают мужчину вспыльчивым. Вы свободны, таково желание моих подданных, впрочем, как и мое. Стоп, есть одно условие вашего освобождения. Прежде, чем мсье Орфей достигнет высшего света, он не имеет права оборачиваться. Ни разу. Иначе он потеряет жену безвозвратно.

Это условие легко выполнимо. Я никогда не оглядываюсь назад. Мы преодолеваем трудности, неуклонно шагая вперед.

Ступайте.

ЭВРИДИКА

Не так. Не могли бы вы, по крайней мере, сказать: «Прощайте».

Прощайте.

Такого слыхом не слыхали,

Чтоб жертв из ада отпускали.

ПРОЗЕРПИНА

Прошу забрать жену, Орфей.

Я не желаю знаться с ней.

АДСКИЙ ПЕРСОНАЛ

Пока, лала,

Ну и дела!

ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА

Мы вышли из ночной тюрьмы,

На белый свет вернемся мы.

Из черной тьмы.

Орфей шагает, играя на скрипке. Эвридика следует за ним.

АДСКИЙ ПЕРСОНАЛ

Великий час!

Ступайте, люди, прочь.

Весь ад - за вас,

Вас отпускает ночь.

Ну и дела!

Перемена декораций. Преисподняя исчезает.

Эпилог

Купидон, наверху.

Я торчу здесь в ожидании моих подопечных, и опасаюсь за благополучный исход их авантюры. Разве можно себе представить, что кто-то выйдет живым из царства теней? А, с другой стороны, дамы и господа, разве любовь не должна побеждать?

Доберется он до цели,

До родного очага?

Ускользнуть они сумели

От заклятого врага?

Я весь дрожу от нетерпенья,

Как удалось им возвращенье?

Вновь и вновь

Чудеса творит любовь.

Да, их творит любовь.

Орфей и Эвридика, поднимаются все выше.

Он шагает и играет,

А за ним жена идет.

Как она ему внимает!

Ни на шаг не отстает.

Кто Купидону отдается,

Тому фортуна улыбнется.

Вновь и вновь

Чудеса творит любовь.

Да, их творит любовь.

ЭВРИДИКА

Но я даже прошу вас играть. Пожалуйста.

Вам это не понравится.

ЭВРИДИКА

Сыграйте хоть коротенькую каденцию, на ваш вкус.

Вы, правда, желаете, чтобы я играл?

ЭВРИДИКА

Желаю. Всей душой.

ЭВРИДИКА

Ну да, не томите.

Будь по-вашему, мадам, если вы и впрямь того желаете.

О выкидыш природы, лютое зверье.

Стыд обрети и совесть. Играю для нее.

Он исполняет соло на скрипке. Звери застывают в позах слушателей концертов.

ЭВРИДИКА и КУПИДОН Орфей играет, звери танцуют.

Кто рычит, терзая нам уши?

Кто оскалился кровожадно?

Не реви, зверье, помолчи.

Помолчи, зверье, послушай.

Слушать музыку так отрадно.

Светлый Феб, наш Аполлон,

Мы тебя поем.

Образуется гран-рон,

Все мы в пляс пойдем.

Ты не скалься, зверь, улыбнись.

Слушать музыку отрадно.

Три диких Зверя, два Дерева и Скала неожиданно начинают играть на скрипках. Без всякого оркестрового сопровождения, они исполняют вступление к галопу.

Боги, человеки,

Скалы, травы, реки,

Звери, птицы -

Все пойдет кружиться.

Хоп, хоп, хоп!

Чтобы все сначала

Началось с финала.

Сказочный галоп!

Галоп нон-стоп!

Занавес. Все выходят на поклоны, в том числе Плутон, Прозерпина, Стикс. Они поют для зрителей, мягко, доверительно, почти философски.

Мы для вас сыграли

Хеппи-энд в финале,

Всем известный миф.

Хоп, хоп, хоп!

В нашей оперетте

И везде на свете

И всегда - галоп.

Галоп нон-стоп.

Перед Новым 2015 годом актуально: и Орфей, и ад, и пародия, и сибирский очень юный барабанщик, и чудеса.

Леонид Шиловский из Новосибирска в возрасте трех лет, а на самом деле четырех [*], исполняет знаменитый канкан или «инфернальный галоп» из оперы-буфф Жака Оффенбаха «Орфей в аду» вместе с Концертным духовым оркестром Новосибирской филармонии на сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца, Новосибирск, 19 февраля 2014 года.

В видеозаписи звучит отрывок из оперы-буфф в 2-х действиях, 4-х картинах «Орфей в аду» /«Orphée aux enfers». Композитор Жак Оффенбах (1819-1880) /Jacques Offenbach. Либретто Эктор Кремьё и Людовик Галеви . Первое исполнение состоялось 21 октября 1858 года в Париже. В конце поста будет «Орфей в аду» в версии французской Лионской оперы.

Царь богов Юпитер и Эвридика. «Orphée aux enfers». Юпитер - Вотье, Эвридика - Жанна Гранье. Théâtre de la Gaîté, Париж. Сцена из спектакля 1887 года. Фотография компании «Ателье Надара». via

Сюжет оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду» таков. В пародии на античный миф об Орфее и его жене Эвридике супруги вовсе не любят друг друга. Орфею приглянулась пастушка Хлоя, а у Эвридики - страстный роман с пастухом Аристом, который на самом деле - бог подземного царства Плутон. Кроме того, Эвридика терпеть не может музыку Орфея.


Но главные герои безумно боятся персонифицированного Общественного Мнения. Втайне от него Арист-Плутон уговаривает Орфея подстроить несчастный случай, в результате которого Эвридика погибает. Орфей обретает свободу, а Плутон - возлюбленную. Однако Общественное Мнение требует от Орфея спуститься в ад, чтобы вернуть Эвридику в мир живых.

3.

Варвара Васильевна Стрельская — Общественное мнение. Оперетта «Орфей в аду». Александринский театр, 1859 ?. via

Олимпийские боги безумно скучают у себя на Олимпе, а потому охотно соглашаются помочь Орфею найти жену, чтобы не ударить лицом в грязь перед земным Общественным Мнением, а заодно и посмотреть, так ли весело в аду у Плутона, как он им рассказывает. Громовержец-Юпитер обернулся мухой и первым обнаружил Эвридику, влетев в ее темницу. Столь странный облик верховного бога не помешал вспыхнуть страсти. Влюбленные решают бежать из владений Плутона.

4.

Актер Дезире в роли Юпитера, по сюжету в целях конспирации переодетый в костюм мушки. 1858 / Désiré dans le rôle de Jupiter, en costume de mouche. 1858. via

Но вскоре Юпитер теряет свою привлекательность для Эвридики: на веселом адском пиру он может танцевать только степенный менуэт. А все отплясывают веселый канкан, столь знаменитый и по сей день. Появляется Орфей. Его унылая скрипка ненавистна Эвридике...

5.

Эвридика. Лиз Тотен. 1858 / Lise Tautin en costume d"Eurydice. 1858. via

Плутон, чтобы успокоить Общественное Мнение, соглашается выдать мужу жену, но с условием не оглядываться до прибытия в земной мир. Внезапно за спиной Орфея сверкает молния. От неожиданности он оглядывается. Эвридика с удовольствием остается в веселом аду, а Орфей возвращается к земным радостям.

6.

Театральная афиша 1874 года к оперетте "Орфей в аду" / 1874 playbill from a French production of Orpheus in the Underworld. Author Jules Cheret (1836-1932). via

«Орфей в аду» - первая удача французского композитора Жака Оффенбаха в жанре, который он назвал опера-буфф /opéra-bouffe. Это ярчайший пример пародийных спектаклей, в дальнейшем получивших даже наименование «оффенбахиад». Композитор пародирует черты серьезной оперы, популярные античные сюжеты, как бы выворачивая их наизнанку. Музыка оперетты - остроумный сплав из «серьезных» интонаций, напоминающих Моцарта и Глюка, с канканом и буффонадой.

На премьере «Орфей в аду» не имел успеха, так как публика не поняла пародии.

Лишь после того, как в одной из серьезных парижских газет появилась статья видного театрального критика Жюля Жанена, в которой он назвал оперетту памфлетом на современность и резко обрушился на нее, «Орфей в аду» стал пользоваться огромным успехом. Именно он принес Оффенбаху славу, которую упрочили последующие его произведения.

Про Лёню Шиловского.

Родители его обычные люди, отец - отделочник, мама - домохозяйка. Простые, да не совсем - очень религиозные; насколько можно понять, адепты одной из евангелистских церквей. Мама Надя поет в хоре в евангелистской церкви, папа Денис играет там на соло-гитаре во время служб. С двух лет родители брали ребенка на богослужения, где он познакомился с музыкальными инструментами и ударной установкой. Так началась его стихийная учеба музыке. Еще играл на кастрюлях.

Папа мальчика говорит о богоизбранности сына. Вот почему:

1. 4 года семья хотела ребенка. Будущая мама Лёни долго молилась о его послании. Однажды во время духовной учебы скорое рождение ребенка семье предсказал почти незнакомый проповедник. Он указал пальцем на Дениса и сказал: «Через год станешь отцом». Так и случилось.

2. Прославился мальчик после выхода в финал телешоу «Минута славы». На некоем религиозном сборе отец Денис прочитал вдохновившие его слова из Библии, вышел после этого из палатки и тут ему духовная сестра говорит, что надо отправиться на «Минуту славы» - Денис понял, что это знак, и последовал совету. Знак оказался верным.

3. Барабанить ребенка никто не учил - научился сам.

И другие причины.

К четырем годам маленький ударник уже успел порадовать своей игрой не только телезрителей Первого канала, но и участников нескольких банкетов и корпоративных мероприятий, его часто приглашают на праздники и даже в такие места, как колония для несовершеннолетних.

Родители абсолютно уверены, что ребенок вундеркинд и его ждет великое будущее.

Говорят, что сейчас в мире академической музыки есть негласное правило — кто не начал рано, тот безнадежно опоздал. На международных конкурсах побеждают китайские вундеркинды — в пять лет они уже виртуозно владеют инструментом. Таким образом, юный барабанщик Леня «вовремя выстрелил». Это слова заведующей концертной практикой Новосибирского музыкального колледжа.

Богоизбранный или просто талантливый, но четырехлетний мальчик, играющий с настоящим оркестром на сцене филармонии - зрелище достойное восхищения.

Примечание :
[*] 3 года - так в анонсе концерта и во всех описаниях к видео, где Леня исполняет канкан с новосибирским оркестром, но 4 года на момент этого выступления мальчику уже два месяца как исполнилось. Понятно почему так объявляется: 3 года с PR позиций звучит гораздо лучше; чем меньше возраст, тем больше умиления; да и "После трех уже поздно "; но это всё не важно - ребенок на сцене филармонии блистателен. Видеозапись попалось мне на глаза на испанской Facebook-странице - т.е. разошлось по миру. Потом уж выяснилось, что мальчик наш будет.

7.
В заключение - вариант канкана Жака Оффенбаха в исполнении Лионской оперы - оперы Нувель /Opéra de Lyon, opéra Nouvel.

Канкан из оперетты Жака Оффенбаха "Орфей в аду". Постановка Лионского национального театра оперы, 1997 год.

8.
И для желающих насладиться полным вариантом в высоком качестве: опера-буфф "Orphee aux Enfers" на французском языке с русскими субтитрами, Opera National de Lyon.

Жак Оффенбах "Орфей в аду". 1997 г. Лионская опера. Русские субтитры.

Eurydice - Natalie Dessay
Orphée - Yann Beuron
Aristée / Pluton - Jean-Paul Fouchécourt
Jupiter - Laurent Naouri
L"Opinion Publique - Martine Olmeda
John Styx - Steven Cole
Cupidon - Cassandre Berthon
Mercure - Etienne Lescroart
Diane - Virginie Pochon
Junon - Lydie Pruvot
Vénus - Maryline Fallot
Minerve - Alketa Cela
La violoniste - Sherman Pleismer

Orchestre de l"Opéra National de Lyon
Orchestre de Chambre de Grenoble
Direction musicale - Marc Minkowski

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры