Сочинение Грибоедов А.С. Бессмертная комедия «Горе от ума Почему комедия горе от ума бессмертна

Главная / Измена жены

комедия грибоедов герой речь

"Уже более 150 лет привлекает читателей бессмертная комедия Грибоедова "Горе от ума" каждое новое поколение перечитывает её заново, находя в ней созвучие с тем, что его сегодня волнует".

Гончаров в своей статье "Мильон терзаний" писал о "Горе от ума", -- что оно "все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности". Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы, по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

Автор единственного вполне зрелого и завершённого произведения, к тому же не опубликованного целиком при его жизни, Грибоедов приобрел необычайную популярность среди современников и оказал огромное влияние на последующее развитие русской культуры. Вот уже почти полтора столетия живет комедия "Горе от ума", не старея, волнуя и вдохновляя многие поколения,для которых она стала частью их собственной духовной жизни, вошла в их сознание и речь.

После нескольких лет, когда критика не упоминала комедию Грибоедова, Ушаков написал статью. Он правильно определяет историческое значение комедии "Горе от ума". Называет произведение Грибоедова "бессмертным творением" и видит лучшее доказательство "высокого достоинства" комедии в её необычайной популярности, в том, что её знает чуть ли не наизусть каждый "грамотный россиянин".

Так же Белинский объяснял тот факт, что, вопреки стараниям цензуры, она "ещё до печати и представления разлилась по России бурным потоком" и приобрела бессмертие.

Имя Грибоедова неизменно стоит рядом с именами Крылова, Пушкина и Гоголя.

Гончаров, сравнивая Чацкого с Онегиным и Печориным, подчеркивает, что Чацкий, в отличие от них, - "искренний и горячий деятель" : "ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век, и в этом все его значение и весь ум", и поэтому-то "Чацкий остается и останется всегда в живых". Он "неизбежен при каждой смене одного века другим".

"Горе от ума" появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё ещё живет своею нетленной жизнью, переживет и ещё много эпох и все не утратит своей жизненности.

Эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом. Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное, затем, кажется, чтобы было легче их удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка.

Великая комедия и сейчас остается молодой и свежей. Она сохранила свое общественное звучание, свою сатирическую соль, свое художественное очарование. Она продолжает триумфальное шествие по сценам российских театров. Ее изучают в школе.

Российский народ, построивший новую жизнь, показавший всему человечеству прямую и широкую дорогу в лучшее будущее, помнит, ценит и любит великого писателя и его бессмертную комедию. Сейчас, более чем когда-либо, громко и убедительно звучат слова, написанные на могильном памятнике Грибоедова: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской..."

Сто семьдесят лет разделяет наше время и создание бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», но и до-сегодняшнего дня она не потеряла своей значимости и актуальности.

Разве в наше время нет людей, готовых «порадеть родному человечку», и тех, кто хочет «служить делу, а не лицам»? Разве не встретишь в наши дни девушек, видящих в удачливом карьеристе героя своего романа? А проблема отношений отцов и дочерей, которую так широко освещает автор в своем произведении?
О яркой типичности некоторых образов, близких или далеких, вызывающих мою симпатию или антипатию, но никогда не оставляющих меня равнодушной, мне хотелось бы поведать вам в моем сочинении.

Следуя правилам приличия, вспомню сначала о хозяине дома — Павле Афанасьевиче. Он отец дочери-невесты, о чем ни на минуту не может забыть. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» — вздыхает Павел Афанасьевич. Ее необходимо выдать замуж. Но, конечно, не просто «сбыть с рук». Достойный зять — вот главная проблема, которая мучает нашего «уважаемого»1 родителя. Его надежды на хорошую партию связаны со Скалозубом: ведь он «золотой мешок и метит в генералы». Чем не мечта любого отца! (Заметьте, не невесты.) Как беззастенчиво лебезит Фамусов перед будущим генералом, льстит ему, шумно восторгается каждым словом этого откровенно глупого «воина», во время боевых действий отсидевшегося «в траншее»! Комичен и сам Скалозуб — его ума не хватает даже на то, чтобы усвоить основные правила приличного поведения. Он постоянно громогласно острит и хохочет, рассуждает о «многих каналах» добывания чинов, о счастье и товариществе в то время, когда товарищи «перебиты» и ему достаются звания. Но что интересно: Скалозуб смешон всегда «одинаково». Гораздо более сложен образ Фамусова: он интересен автору. И Грибоедов делает его смешным «по-разному». Он просто комичен, когда лебезит перед бравым полковником, заигрывает с Лизой или прикидывается святошей, читая нравоучения Софье. Но его рассуждения о службе: «подписано, так с плеч долой», его восхищение дядюшкой Максимом Петровичем, его гнев на Чацкого и униженный страх перед судом «княгини Марьи Алексеевы» уже не только смешны. Они и страшны, страшны своей глубокой безнравственностью и беспринципностью. Страшны тем, что свойственны отнюдь не только Фамусову, — это жизненные установки всего фамусовского мира, всего «века минувшего».

Если я не очень утомила моего великодушного читателя, позволю себе смелость рассказать о наиболее интересным и близком мне персонаже этой бессмертной комедии — А. Чацком.

Обаяние образа Чацкого заключается для меня в силе его ума, убеждений, он их высказывает горячо и страстно, они им выстраданы. Он не озабочен тем, много ли людей поверят ему и поддержат его сейчас. Он убежден в истине своих слов, поэтому стоек и упорен. Чацкий говорит от лица передового поколения. Он «положительно умен,.. — писал Гончаров. — Речь "его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен».

Рабской морали Фамусовых и молчаливых Чацкий противопоставляет высокое, декабристское понимание чести и долга. Подобно самому Грибоедову, он видит «не в наслажденьи жизни цель», а в служении обществу, родине.

Детство Чацкого прошло в доме Фамусова, «низкопоклонство» и пустота жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение «... но потом Он съехал, уж у нас ему казалось скучно, И редко посещал наш дом», — говорит впоследствии Софья. В своих монологах Чацкий подвергает разоблачению крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерную мораль, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. В самом остром политическом монологе «А судьи кто?..» он резко обличает «прошедшего житья подлейшие черты». Чацкий обрушивается на тех «негодяев знатных», которые меняют своих слуг на борзых собак, сгоняют для своих затей на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей» и распродают их «поодиночке». Горячие обличения Чацкого — совершенно в духе умонастроений декабристов, которые клялись в своем уставе Союза Благоденствия бороться со всякой неправдой и воспитывать в себе и окружающих доблестных граждан свободной России. Чацкий оставил службу, мундир его не прельщает. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он. Точно так же Рылеев, выходя в отставку, сказал: «служить могут лишь одни подлецы».

Чацкий, как и декабристы, бичует дворянское общество за низкопоклонство перед всем иноземным, за презрение к родному языку и обычаям:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий возвращается в Москву, полный надежд и мечтаний. В чужих краях он истосковался по родине, «и дым отечества» ему «сладок и приятен». Но здесь его ждет личная драма. Измученный сомнениями, но все еще надеющийся, он узнает наконец горькую истину. Не называя имени, любимая им девушка признается, что «иные» ей милее Чацкого. Но виновата ли Софья?

Уехав путешествовать на три года, Чацкий оставляет любимую девушку одну. Он «хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли», вероятно, хотел побывать за границей, а может быть, там и был, так как Софья говорит:

Ах! Если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далеко?

И девушка, воспитанная на романах с Кузнецкого моста, от которых «ей сна нет», встречает Молчалива и видит в нем героя своего романа:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Но это и понятно! Она молода, неопытна.

А что же Чацкий? С Софьей он глух и слеп. «Вот я за что его люблю», — говорит Софья о Молчалине. Что же наш герой? Услышал, понял? Нет, ничего подобного: «Шалит, она его не любит».

Чацкий не способен отнестись к Молчалину и его «талантам» всерьез. А между тем это «жалчайшее созданье» не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял место в сердце Софьи, именно он — счастливый соперник главного героя. Брошенные слова: «молчаливы блаженствуют на свете...» — оказываются пророчеством.

Именно молчалины, идеал которых «и награжденья брать, и весело пожить», дойти «до степеней известных», становятся и в наши дни столпами общества. На них опирается любая власть сегодня: ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их «талант» — «умеренность и аккуратность».

Спустя полвека после создания «Горе от ума», в 80-е годы, Молчалин вновь заявил о себе в Очерке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Молчалины». Салтыков-Щедрин увидел в Молчалине одну из самых страшных фигур русского общества. Он «по достоинству» оценил молчаливых и мрачную роль, сыгранную ими в обществе. По его словам, именно молчалины являются создателями тех сумерек, благодаря которым «настоящий заправский человек не может сделать и шага, не раскроив себе лба».

Возвращаясь в Москву, Чацкий предвидел встречу с представителями фамусовского общества. Однако реальная действительность оказалась куда более мрачной. Старые друзья были заражены в той или иной мере фамусовщиной. Встреча с Репетиловым раскрыла Чацкому поверхностность и пустоту либерализма многих. Чацкий понял, что фамусовские идеалы и принципы очень живучи, что слишком рано он назвал «век минувший» «преданием».

«Комедия «Горе от ума» — драма о крушении ума человека в России, о скорби, которую испытал представитель ума в России», — замечает А. В. Луначарский.

Чацкий ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой, свободолюбивый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обезвредить: возводит на него клевету. Причиной «сумасшествия» Чацкого многие из гостей Фамусова считают просвещение, науку. Сами они люди невежественные, хотя берутся обо всем судить, считая, что их мнения непререкаемы. Сплетни, клевета — вот испытанное оружие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого, но старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова, из Москвы, тискать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Самостоятельность поступков и суждений еще нередко и сегодня продолжает обрекать человека на острые испытания в жизни.

А. Д. Сахаров — Чацкий нашего времени — своей судьбой лишний раз доказал нам правильность этого утверждения. И уже мы, современники, затаив дыхание у экранов телевизоров, учились у него, Человека, рожденного всем лучшим, что нам оставила великая русская интеллигенция, мужеству бороться, порой в одиночку, порой с наивной распахнутостью, но упрямо и бескорыстно за справедливость обретенной истины.

Именно такие личности, как Сахаров, доказывают, что Грибоедов и его комедия принадлежат вечности. Ей сто семьдесят один год, а нам вновь и вновь хочется перелистать страницы комедии, и кажется, что ее герои до сих пор живут рядом с нами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Сюжет комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт человека прогрессивных убеждений -- Александра Андреевича Чацкого -- с консервативным фамусовским обществом. Единственный персонаж, задуманный как близкий Чацкому-- это Софья Павловна Фамусова. Ради встречи с ней Чацкий приезжает в Москву после трехлетнего отсутствия. Он и не подозревает, что ее избранником стал Молчалин: возникает типичная ситуация “любовного треугольника”. Развитие сюжета определяется и желанием Чацкого выяснить, кому отдано сердце Софьи. Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими ее людьми и прежде всего с ее отцом Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Взгляды Чацкого несовместимы с воззрениями фамусовского общества, а скрывать их он не умеет. Грибоедов блистательно показывает, насколько Чацкий чужд этому обществу, в котором живет Софья. Таким образом, девушка оказывается как бы на пересечении всех “силовых линий” этой комедии. Грибоедов, создавая столь сложный и.противоречивый образ, писал: “Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку...” Он представил женский характер большой силы и глубины. Образу Софьи довольно долго “не везло” с критикой. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству образ Софьи и ее роль в пьесе. “Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота -- все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”,-- пишет Гончаров.

Софья -- персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии, так же как и Чацкий, она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок -- это не делает ситуацию смешной, а, напротив, усугубляет ее драматизм. У Софьи очень сильно чувство любви, но в то же время любовь ее безрадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что ее избранник, Молчалин, никогда не будет принят отцом: в фамусовском обществе браки совершаются по расчету. Отец мечтает выдать дочь за Скалозуба, но она способна адекватно оценить личность жениха:

Он слова умного не выговорил сроду,

Мне все равно, что за него, что в воду.

Софья мечтает о любви, причем о необыкновенной любви. Мысль о браке со Скалозубом омрачает жизнь девушки, и внутренне она уже готова к борьбе. Чувства настолько переполняют ее душу, что она исповедуется в своей любви сначала служанке Лизе, а затем и Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно так удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”

Софья выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Как ей кажется, она относится к нему здраво и критически:

Конечно, нет в нем этого ума.

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивет...

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Вероятно, ей кажется, что, мечтая о браке с Молчалиным, она поступает очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, для нее открывается истинная сущность ее возлюбленного. Молчалин так низок, так подл в сцене с Лизой, что по сравнению с ним Софья ведет себя в этой ситуации с большим достоинством:

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина. но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?

Вероятно, проблема заключалась не в самой Софье, а во всей системе женского образования, которое имело конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, т. е. для благополучного замужества. Софья не умеет думать, не способна отвечать за каждый свой шаг -- вот в чем ее беда. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти собственный путь. С одной стороны, ее воспитывают книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки, восхищается их верностью и преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Но она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии женские образы представлены так, что мы видим весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости, от княжон Тугоуховских до графини-бабушки. Такова удачная, благополучная жизнь светской дамы, повторить которую стремится любая барышня, и Софья тоже: замужество, законодательница в светских гостиных, почтение окружающих, и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этой жизни Чацкий не подходит, а вот Молчалин -- просто идеал! Ей необходим “муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей -- высокий идеал московских всех мужей”. Поэтому, даже отказавшись от Молчалина, Софья, скорее всего, не откажется от поклонника “молчалинского типа”.

Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. В комедии Грибоедова Софья благодаря своему характеру оказывается в совершенно особом положении, занимая в конфликте Чацкого и фамусовского общества как бы срединное место. Отдельными чертами своей натуры Софья близка Чацкому, но в конечном итоге оказывается его противником. Это противоречие делает Софью одним из самых оригинальных образов комедии Грибоедова “Горе от ума”.

Подобные документы

    Сюжетная основа комедии Грибоедова "Горе от ума" - конфликт молодого дворянина с обществом. Характеристика литературного образа Чацкого - патриота, защитника "свободной жизни", язвительно критикующего крепостнический произвол. Линия любви Чацкого и Софьи.

    сочинение , добавлен 08.11.2010

    А.С. Пушкин о судьбе Грибоедова. Детство и юность Грибоедова. Ссылка в Персию, служба на Кавказе. Успех комедии "Горе от ума", особенности ее поэтики. А.С. Пушкин о главном конфликте комедии и об уме Чацкого. Фамусовский мир, драма Чацкого и Софьи.

    реферат , добавлен 18.07.2011

    Главная тема комедии Грибоедова "Горе от ума" - столкновение и смена двух эпох русской жизни. Ознакомление с драматическим образом Софьи Фамусовой - вначале романтической и сентиментальной, а вскоре - раздраженной и мстительной московской барышни.

    сочинение , добавлен 08.11.2010

    История создания и публикация комедии "Горе от ума"; идейно-философское содержание произведения. Характеристика образов Чацкого, Софьи, Молчалина, Фамусова и Хлестовой. Особенности речи в произведении Грибоедова как средства индивидуализации героев.

    реферат , добавлен 16.10.2014

    Историческое значение комедии "Горе от ума", выявление основного конфликта произведения. Ознакомление с критическими интерпретациями структуры пьесы Грибоедова. Рассмотрение особенностей построения образов Чацкого, Софии Фамусовой и других персонажей.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2011

    Комедия "Горе от ума" Александра Грибоедова - первое произведение с точной реакцией на текущие события и политическая декларация декабристов. Характеристики и трактовки образа главного героя Чацкого. Тип приспособленца – Молчалин. Критика Катенина.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2009

    Актуальность, стилевое своеобразие, новаторство и идейный смысл произведения А. Грибоедова. Проблема ума как ключевая проблема пьесы, типы ума: "интеллектуальность" и "приспособляемость". Комедия "Горе от ума" - зеркало феодально-крепостнической России.

    сочинение , добавлен 08.02.2009

    Классификация основных литературных элементов произведения А.С. Грибоедова "Горе от ума" (классицизм, романтизм, реализм); характеристика главных героев (Загорекого, Хлестова, Софьи, Чацкого, Скалозуба); определение эпизодов, цитат и деталей сочинения.

    презентация , добавлен 07.06.2011

    Биографические сведения о знаменитом русском драматурге и поэте А. Грибоедове. Творческая история комедии "Горе от ума". Общее понятие крылатых выражений. Афористические строки в стихах русских поэтов. Крылатые фразы в комедии Грибоедова "Горе от ума".

    презентация , добавлен 16.12.2014

    Комедия Грибоедова "Горе от ума" входит в число самых известных произведений русской литературы. Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Чацкий открыл в русской литературе галерею "лишних" людей.

Философское звучание комедии «Горе от ума», общечеловеческий смысл комедии. «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира» (И. А. Гончаров). Комедия «Горе от ума» в оценке А. С. Пушкина. Реализм комедии. Конфликт и его развитие. Чацкий против фамусовского общества. «Мильон терзаний» Чацкого. Ум — ценнейшее качество человека. А разве ушла в прошлое проблема горя от ума? Борьба ума с глупостью длится на протяжении всей истории человечества.

Вопросы для повторения

— Почему комедия названа «Горе от ума»?

— Что разделяет Чацкого и фамусовскую Москву? Что привело Чацкого к разрыву с ней?

— Почему Софья оказалась в лагере противников Чацкого? «Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть» Молчалин?

— Кто распустил слух о сумасшествии Чацкого и почему он так быстро распространился?

— Какие надежды Чацкого оказались иллюзиями и почему? Боролся ли Чацкий за осуществление своих надежд? Какие стороны его характера близки вам? Современен ли Чацкий?

— Почему Софья «не глупая предпочитает дурака умному» (А. С. Грибоедов)?

Чтение наизусть

Монолог Чацкого

Темы сочинений по комедии «Горе от ума »

Нравственный облик и жизненные идеалы Чацкого.

«Мильон терзаний» Чацкого.

Чацкий и Софья. Значение их образов в комедии.

Чацкий против фамусовского общества.

Москва в изображении Грибоедова.

Чацкий и фамусовская Москва.

«Горе от ума» Грибоедова — комедия на века.

«В группе 20 лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва» (И. А. Гончаров).

Чацкий и Молчалин.

Я — Чацкий.

Сцена бала в комедии Грибоедова «Горе от ума» и ее роль в пьесе.

«Почему не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров).

Чацкий и Онегин: кто значительнее?

Декабристская направленность комедии Грибоедова «Горе от ума».

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской...» (Нина Чавчавадзе).

Чацкий и Фамусов.

Чтение и рецензирование сочинений , определение жанра

1. «Почему не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров).

2. Я — Чацкий.

«Почему не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров)

Н. А. Некрасов

А. С. Грибоедов — один из гениев земли русской, писатель, дипломат, композитор... Чтобы прославиться, ему не нужно было писать десяток произведений. Благодаря всего лишь одной комедии «Горе от ума» его имя стало известно.

Почему же спустя два века комедия, а вместе с ней и ее главный герой не только не состарились, но и продолжают пользоваться возрастающим интересом? В чем же ее бессмертие?

Как мне кажется, поистине бессмертной ее делает образ Чацкого. Его образ можно связать с передовыми людьми как того времени, так и настоящего.

Ворвавшись в сонную тишину фамусовского дома, Чацкий становится неуместен в нем. Там не нужны его искренние чувства, его страстная любовь и вера:

Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног.

Осуждение лживой морали фамусовского общества, наигран-ность их речей делают Чацкого «опасным человеком». Чацкий осуждает общество, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея». Разве это не характерно порой для нашего времени?

Ум — это ценнейшее качество человека. А разве ушла в прошлое проблема горя от ума? Комедия «Горе от ума» убеждает нас в этом. Борьба ума с глупостью длится на протяжении всей истории человечества. Как много можно привести примеров, когда над умом и справедливостью одерживает победу глупость и невежество.

Комедию «Горе от ума» нельзя не назвать злободневной, так как главная проблема, поставленная в ней, до сих пор не теряет своей остроты. Это отметил И. А. Гончаров спустя 50 лет после создания произведения в своем критическом этюде «Мильон терзаний»: «Но пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других...»

Эти слова критика не потеряли свою актуальность, хотя и написаны больше века назад. До сих пор мы наблюдаем борьбу между старым и новым, застоявшимся и передовым, пошлым и высоким.

За что же борется Чацкий? В образе главного героя автор показал человека, вступившего на путь борьбы с ложью и пошлостью. В Чацком Грибоедов показал не только героя своего времени, но и дал образ борца за свободу и правду. Разрыв Чацкого с фамусовским обществом произошел потому, что он мог служить, а не прислуживаться:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Он беспощадно клеймит позором «мучителей толпу»:

Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!

Александр Андреевич Чацкий посвящает себя искусству, науке, отказывается от чинов, ненавидит «негодяев знатных».

Вслед за Гончаровым в конце XX века и мы можем сказать, что комедия не потеряла своей актуальности. Ее образы поражают жизненностью и осязаемостью. Через написанное рукой величайшего мастера мы чувствуем вокруг себя тупых скалозубов, подлецов молчалиных, блаженствующих Фамусовых.

Если бы Чацкий только боролся против крепостного права, вряд ли комедия имела успех в наше время. Чацкий осуждает и неправый суд, который защищает людей, имеющих власть и деньги: «А судьи кто?»

По словам Гончарова, «Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым... Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого...».

В образе Чацкого заключена огромная обобщающая сила, поэтому Гончаров и отнес его к вечным проявлениям бунтующей в человечестве энергии обновления.

Как истинно великое произведение, классическая комедия Грибоедова «Горе от ума» ставит проблемы надвременные. Написанное около двух веков назад, произведение поднимает актуальные проблемы. И главный герой комедии волнует нас и вдохновляет своей стойкостью, мужеством и оптимизмом.

Но я считаю, что не только содержание дает комедии связь с нашим временем. Разве не стали нарицательными имена главных героев? А как часто мы употребляем выражения из комедии, ставшие крылатыми: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?», «Ба! знакомые все лица...». В своем произведении Грибоедов с величайшим мастерством соединил разговорный язык с литературным, простонародный — с лексикой образованного дворянства.

Глубина изображения жизни, яркая типичность образов, меткий и живой язык, оригинальность жанра и композиции — все это обеспечило долголетие комедии и бессмертие ее талантливого создателя.

Комедия «Горе от ума» является одним из памятников мировой культуры, «вечной книгой», ярчайшим художественным документом эпохи декабризма. По выходе в свет комедия была признана моментально, и пророческие слова А. Бестужева: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее среди первых творений народных» — казались излишне экзальтированными. Но замечательным качеством комедии оказалось то, что полифонизм ее содержания становился все ощутимее с ходом времени, почему и «не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

Рецензия. В сочинении по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова на фактическом материале комедии убедительно показано, что главным критерием формирования человека как личности является его высокая идейная убежденность, а мерилом ценности личности являются его духовное богатство, патриотизм, служение Отечеству.

В сочинении доказана незаурядность Чацкого, говорится о значении образа героя комедии Грибоедова для современности. Суждения автора сочинения самостоятельны, глубоки.

Я — Чацкий

(По комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)

Я — человек, которого приняли за сумасшедшего, и человек, который все-таки прав!

Нет, я не утверждаю, что объявившие меня сумасшедшим («Он не в своем уме», «Безумный по всему», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений») не правы во всем, но в большинстве случаев они умышленно возводят напраслину или глубоко заблуждаются.

Что меня привело в дом Фамусова — так это любовь к Софье:

Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног.
Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше семисот пронесся, ветер, буря...

Но когда я узнал, что Софья любит другого, то вместо того чтобы добиваться ее взаимности, ссылаясь на давнюю любовь к ней, я стараюсь объяснить Софье ее страшное заблуждение.

Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!
В нем Загорецкий не умрет!
Вы давече его мне исчисляли свойства.
Но многие забыли? — да?

И наконец, поговорив с самим Молчалиным, я убедился, что Софья на многое в жизни смотрит его глазами.

С такими чувствами, с такой душой любим!..

И вот я одинок. Но я освободился от иллюзий по отношению к Софье.

Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.

Я разглядел своих многоликих врагов, еще лучше осознал свои цели.

Я долго путешествовал и думал, что знаю людей, их мысли, их думы. Ан нет...

Мечтанья с глаз долой — и спала пелена.

В кругу Фамусова говорят только о чинах, деньгах, достижениях, осуждают науку:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина...
...Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Женятся по расчету:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячи две родовых —
Тот и жених.
Все это неприемлемо для меня.

Вот поэтому каждое новое лицо, которое появляется в комедии, становится по отношению ко мне во враждебную позицию, и страшно злословят не только те, которые имели прямые столкновения со мной, но и лица, ни разу со мной не говорившие:

Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых...
И мне остается единственное:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Рецензия. Сочинение-эссе интересно по форме — взглядом на Чацкого как бы изнутри. Очень личностное, яркое, взволнованное.

Современное прочтение классики

Новейшие публикации по А. С. Грибоедову

Велагин А. П. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: Прочитаем вместе. — М.: Просвещение, 1991. — С. 24.

Струве П. Б. Лицо и гений Грибоедова // Литература в школе. — 1994. — № 1.

Баженов А. К тайне «горя»: Идеи и образы комедии «Горе от ума» // Литература в школе. — 1996. — № 4, 5.

Ланщиков А. И. «Горе от ума» как зеркало русской жизни // Литература в школе. — 1997. — № 5.

2. Бессмертное произведение Грибоедова

комедия грибоедов герой речь

"Уже более 150 лет привлекает читателей бессмертная комедия Грибоедова "Горе от ума" каждое новое поколение перечитывает её заново, находя в ней созвучие с тем, что его сегодня волнует".

Гончаров в своей статье "Мильон терзаний" писал о "Горе от ума", -- что оно "все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности". Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы, по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

Автор единственного вполне зрелого и завершённого произведения, к тому же не опубликованного целиком при его жизни, Грибоедов приобрел необычайную популярность среди современников и оказал огромное влияние на последующее развитие русской культуры. Вот уже почти полтора столетия живет комедия "Горе от ума", не старея, волнуя и вдохновляя многие поколения,для которых она стала частью их собственной духовной жизни, вошла в их сознание и речь.

После нескольких лет, когда критика не упоминала комедию Грибоедова, Ушаков написал статью. Он правильно определяет историческое значение комедии "Горе от ума". Называет произведение Грибоедова "бессмертным творением" и видит лучшее доказательство "высокого достоинства" комедии в её необычайной популярности, в том, что её знает чуть ли не наизусть каждый "грамотный россиянин".

Так же Белинский объяснял тот факт, что, вопреки стараниям цензуры, она "ещё до печати и представления разлилась по России бурным потоком" и приобрела бессмертие.

Имя Грибоедова неизменно стоит рядом с именами Крылова, Пушкина и Гоголя.

Гончаров, сравнивая Чацкого с Онегиным и Печориным, подчеркивает, что Чацкий, в отличие от них, - "искренний и горячий деятель" : "ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век, и в этом все его значение и весь ум", и поэтому-то "Чацкий остается и останется всегда в живых". Он "неизбежен при каждой смене одного века другим".

"Горе от ума" появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё ещё живет своею нетленной жизнью, переживет и ещё много эпох и все не утратит своей жизненности.

Эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом. Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное, затем, кажется, чтобы было легче их удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка.

Великая комедия и сейчас остается молодой и свежей. Она сохранила свое общественное звучание, свою сатирическую соль, свое художественное очарование. Она продолжает триумфальное шествие по сценам российских театров. Ее изучают в школе.

Российский народ, построивший новую жизнь, показавший всему человечеству прямую и широкую дорогу в лучшее будущее, помнит, ценит и любит великого писателя и его бессмертную комедию. Сейчас, более чем когда-либо, громко и убедительно звучат слова, написанные на могильном памятнике Грибоедова: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской..."

Анализ комедии "Горе от ума"

Анализ литературного произведения и текста с точки зрения научных традиций и путей осмысления категорий в ХХ в.

Литературный текст - структура, состоящая из элементарных знаков, которые составляют определенное единство. Литературное произведение - художественный мир, созданный автором и воспроизведен реципиентом, в терминологии Ф. де Соссюра...

Гротеск как основа художественной системы "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Если в раннем творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина почти отсутствовали приёмы резкого сатирического преувеличения, то ко времени создания "Истории одного города" писатель уже максимально использовал необыкновенные сравнения и уподобления...

Драматические произведения Алыкула Осмонова

Определяющей своеобразностью драматического произведения является то, что почти весь текст сочинения представляется речью персонажей. В диалогах действующие лица обмениваются мнениями, выражают свое отношение к предмету разговора...

Идейно-тематическое своеобразие стихотворения О. Мандельштама "Мы живем под собою не чуя страны..."

Стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…» является центром мандельштамовской агиографии. Оно было написанным в состоянии страшного смятения, в котором Мандельштам находился...

Исследование межтекстовых связей в сказке И. Литвак "Тридевятое царство и золотой рожок"

Прежде чем анализировать сказку, нам представляется важным представить информацию об авторе и его произведении. Автор, Илья Ассирович Литвак, начинал как музыкант...

Образ "маленького человека" в произведениях русских классиков

Писателем, предвосхитившим образ маленького человека, еще до Пушкина, стал Александр Сергеевич Грибоедов. В комедии Грибоедова «Горе от ума» показано столкновение "века нынешнего" и "века минувшего". Первые - это люди, которые живут...

Отражение Первой мировой войны в художественной мировой литературе

Роман "Огонь" Анри Барбюса - это первое произведение о Первой мировой войне, в котором открылось новое качество разговора об этой человеческой трагедии. Этот роман появился в 1916 году и приобрел колоссальную известность...

Поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

М.Е. Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Д.И.Фонвизина, А.С. Грибоедова и Н.В.Гоголя...

Проблема человека и общества в русской литературе XIX века

Рассмотрим, например, комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», которая сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом...

Роль символики в раскрытии идейного замысла поэмы "Двенадцать" А.А. Блока

"right"> «Двенадцать» - вещь пронзительная, "right">кажется, единственно значительная "right">из того, что появилось в области "right">поэзии за революцию. "right">С.Н.Булгаков...

1.1 Отождествление личности Лермонтова и Печорина - «разноголосый хор мнений» М.Ю. Лермонтов принадлежит к гениальным писателям девятнадцатого века, произведения которых являются поистине шедеврами русской классической литературы...

Сложность и многогранность образов главных героев в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Сразу же после опубликования повести «Бэла» Белинский на страницах журнала «Московский наблюдатель» публикует критическую сталью на повесть. Белинский отмечает, что «проза Лермонтова достойна его высокого поэтического дарования»...

Стилистическая функция сенсориальных образов в романе Бориса Виана "Пена дней"

Жизнь и творческий путь Бориса Виана не были легкими и заурядными. Неспокойная предвоенная обстановка, тяжелые военные и послевоенные годы, в которые и был написан роман "Пена дней", наложили свой отпечаток на все творчество писателя...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры