Софья и Лиза в комедии Грибоедова “Горе от ума”. Софья и Лиза в комедии Грибоедова “Горе от ума” Софья и Молчалин - горе от любви

Главная / Измена жены

Главная особенность комедии заключается во взаимодействии двух конфликтов – любовного, главными действующими лицами которого являются Софья и Чацкий, и общественно-идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами.
Софья – основной сюжетный партнер Чацкого, она занимает особое место в системе персонажей комедии. Любовный конфликт с Софией вовлек героя в конфликт со всеми в обществе, послужил, по словам Гончарова, “мотивом, поводом к раздражениям, к тому “мильону терзаний”, под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль”. София не принимает сторону Чацкого, но не принадлежит и к единомышленникам Фамусова, хотя жила и воспитывалась в его доме. Она человек замкнутый, скрытный, к ней трудно подступиться.
В характере Софии есть качества, резко выделяющие ее среди людей фамусовского общества. Это, прежде всего, независимость суждений, которая выражается в ее пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням: “Что мне молва? Кто хочет, так и судит.”. Тем не менее, София знает “законы” фамусовского общества

И не прочь воспользоваться ими. Например, она ловко подключает общественное мнение, чтобы отомстить бывшему возлюбленному.
В характере Софии есть не только положительные, но и отрицательные черты. “Смесь хороших инстинктов с ложью” увидел в этом образе Гончаров. Своеволие, упрямство, капризность, дополненные размытыми представлениями о морали, делают ее одинаково способной и на хорошие, и на дурные поступки. Ведь оклеветав Чацкого, Софья поступила безнравственно, хотя и осталась, единственная среди собравшихся в доме Фамусова гостей, убежденной в том, что Чацкий – совершенно нормальный человек.
София умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит ее в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина, она настолько ослеплена своим чувством, что не замечает, “как портрет выходит пошл” (Гончаров).
София, любительница французских романов, очень сентиментальна. Она идеализирует Молчалина, даже не пытаясь узнать, каков он на самом деле, не замечая его “пошлости” и притворства.
Отношение Софии к Чацкому совершенно иное. Она не любит его, поэтому не желает выслушать, не стремится понять его, избегает объяснений. София несправедлива к Чацкому, считая его черствым и бессердечным: “Не человек, змея”. София приписывает ему злобное желание “унизить” и “кольнуть” всякого, и даже не пытается скрыть свое безразличие к нему: “На что вы мне?”.
София, главная виновница душевных терзаний Чацкого, сама вызывает сочувствие. По-своему искренняя и страстная, она полностью отдается любви, не замечая, что Молчалин лицемерит. Эта любовь – своеобразный вызов героини и отцу, который озабочен тем, чтобы найти ей богатого жениха.
София самолюбива, горда, умеет внушить уважение к себе. В финале комедии ее любовь сменяется презрением к Молчалину: “Упреков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их.”. София осознает самообман, винит только себя и искренне раскаивается. В последних сценах “Горя от ума” от прежней капризной и самоуверенной Софьи не остается и следа. Судьба Софьи, на первый взгляд, неожиданна, но в полном соответствии с логикой ее характера, сближается с трагической судьбой отвергнутого ею Чацкого, Действительно, как тонко заметил Гончаров, в финале комедии ей приходится “тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается “мильон терзаний”. Развязка любовного сюжета комедии обернулась для умной Софии горем, жизненной катастрофой.
Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и во взаимоотношениях в Софьей. Вот почему в комедии образ Софьи играет немаловажную роль.
Чацкий, отсутствовавший три года, возвратившись, замечает, что Софья, его любимая девушка, очень изменилась – и внутренне, и внешне, и по отношению к нему, Чацкому. Сцена встречи бывших влюбленных построена автором на контрасте: Чацкий, оживленный, болтливый, спешащий узнать новости, и Софья, отвечающая на многочисленные вопросы сначала неохотно, затем с раздражением. От Чацкого не укрывается странное поведение Софьи:
Удивлены? И только? Вот прием!
Как будто не прошло недели;
Как будто бы вчера вдвоем
Мы мочи нет друг другу надоели.
Ни на волос любви! Куда как хороши!
В этом маленьком диалоге происходит завязка двух основных сюжешыл лнни5 Чацкий-Софья и Чацкий – фамусовское общество. В разговоре с Фамусовым, в котором тот раскрывает свою жизненную философию “и награжденья брать и весело пожить, Чацкий узнает, что Фамусов не выдает Софью за него замуж потому, что у него на примете есть завидный жених – Скалозуб. В этой сцене видно, как Фамусов всячески угождает гостю, и как пренебрежительно относится к Чацкому, замечая, впрочем, что “он малый с головой”, но в службе не видит смысла.
Отсюда и начинается борьба Чацкого за Софью, поиск человека, которого она любит. Желание разобраться в чувствах девушки и ведет к обострению взаимоотношений героя со средой. В разговорах со скалозубом, Фамусовым, Молчалиным Чацкий не скрывает своего резко отрицательного отношения к крепостничеству, отвергает предрассудки, страстно отстаивает идеалы справедливости, свободы, просвещения. Чем более он пытается понять. Что случилось с Софьей, тем более узнает фамусовское общество, и тем более протестует против него. Таким образом, частная линия (Чацкий-Софья) осложняется общественной коллизией, которая становится ведущей. Образ Софьи – своеобразная пружина, движущая основной конфликт пьесы.
Однако образ ценен и с точки зрения того, что происходит с личностью в фамусов-ском обществе. Эта девушка наделена хорошими качествами: она умна, обладает сильным характером. Софья любознательна, много читает (отец замечает – ей сна нет от французских книг), свободна от предрассудков в любви.
Эта девушка поневоле симпатична. В Софье нас привлекает способность глубоко переживать и искренне любить. Когда ей открылось истинное лицо Молчалина, она сумела признать свою ошибку и не уронить свое достоинство, хотя ей было нестерпимо больно.
Все же Софья дитя фамусовского общества. Все лучшие качества ее характера не могут получить развития в нем. Поэтому Софья оказалась способна на подлость, наговорив на Чацкого, не увидела в Молчалине беспринципного и безнравственного человека.
В своем произведении Грибоедов сумел новаторски подойти к жанру комедии.

  1. Своей Комедией А. С. Грибоедов сделал решительный Щаг (по определению В. Г. Белинского) От “пошлого стертого ме-ханизма старинной Драмы” к новому, реалистическому методу. Еще задолго до Грибоедова великий Фонвизин Стал...
  2. Главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь...
  3. Всякая комедия, как вид драматического произведения, предназначена для постановки на сцене. Следовательно, чтобы понять комедию лучше, чтобы разобраться в ее ситуациях, характерах и идеях, мы должны при чтении комедии представить...
  4. Комизм в “Горе от ума” создается не нарочитыми комическими положениями, а правдивым изображением пошлых сторон жизни, осмеянием всего низкого и подлого. С русской комедией XVIII – начала XIX в. “Горе...
  5. Полемизируя с утверждениями реакционного лагеря, Бестужев и близкие к декабристскому литературному кругу В. Ф. Одоевский и О. М. Сомов указывали на правдивость изображения в “Горе от ума” барской среды, на...
  6. Замысел “Горя от ума”, по-видимому, возникает у Грибоедова в 1816 г. Непосредственно к работе над комедией драматург приступил позднее. Два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821...
  7. Гоу” Г-дова – социально-поли-тическая реалистическая комедия, одно из самых злободневных произведений русской литературы. Комедия “Гоу” была написана в 20 годы XIX века, когда после Отечественной войны 1812 года в русском...
  8. Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” – конфликт нового и старого, прогрессивного и реакционного, просвещения и крепостничества. Художественными средствами Грибоедов выразил протест передовой части русского дворянства против...
  9. В своей комедии “Горе от ума” Грибоедов прямо противопоставляет Чацкого всем остальным (без исключения) персонажам. Противостоит главному герою общество Фамусова и его окружения: Молчалин, Скалозуб, Репетилов и прочие. В их...
  10. “Горе от ума” – реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному,...
  11. В заключительной сцене комедии Чацкий, обращаясь к Софье, говорит: Зачем мне прямо не сказали, Что все прошедшее вы обратили в смех? Что самом деле, что помешало Софье сказать Чацкому “нет”?...
  12. Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения. В наше время...
  13. Комедия Грибоедова была написана в первой четверти XIX века, после войны 1812 года. В это время общество в России разделилось на два лагеря. В первый входили сановники XVIII века, люди,...
  14. Художественное совершенство пьесы А. С. Грибоедова было понятно не сразу. Пушкин назвал ее “бурей в стакане воды”, а к Шацкому отнесся критично. Но особых споров комедия не вызвала и была...
  15. Что возмущает Чацкого в эпизоде с “французиком из Бордо”? Прежде чем ответить на данный вопрос, мне хотелось бы ненадолго вернуться в прошлые события и посмотреть, как развивалось действие комедии до...
  16. Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20-х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. В литературе того времени еще имел...
  17. Комедия “Горе от ума” является отражением острой политической борьбы, происходившей в начале 19 в. между реакционерами-крепостниками, стремившимися во всем сохранить самодержавно-крепостнический строй, и прогрессивным дворянством. Столкновение “века минувшего” и “века...
  18. Героев комедии “Горе от ума” можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные Герои, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как Типы,...

Расчетливому прагматизму Софьи противопоставлены искренность и душевная открытость Лизы. Два характера и две разных судьбы, в которых как бы две эпохи: старая, патриархальная, и новая, где не надо торговать чувствами. Софья, глядя на свою подругу Наталью Дмитриевну, подготавливает, "дрессирует" будущего мужа - Молчалина. Это рынок, где молодая женщина - товар, и она хочет совершить выгодную торговую сделку. Лиза иная, поэтому иначе сложится ее судьба.
Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи - с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего".
Завязка общественного конфликта происходит во втором действии. Разговор Фамусова и Чацкого о Софье переходит в некий поединок "отцов" и "детей", спорящих о России. Причем Грибоедов постоянно указывает на противоречия Чацкого - господина слов и Чацкого - господина дел. Так, во втором действии он говорит о жестоком отношении к крестьянам и слугам, тогда как в первом сам не заметил Лизы, как не замечают шкаф или стул, да и имением-то своим Чацкий управляет оплошно.
"Все, что он говорит, - очень умно! Но кому он это говорит?" - писал Пушкин.
Действительно, ведь ключевая ремарка в третьем действии гласит: "Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам". Он остается один - кульминация общественного конфликта. Кому же он говорит? Может быть, себе? Сам, не зная того, он разговаривает с собой, пытаясь уладить бой "сердца" и "ума". Составив в своем уме схему жизни, он пытается "подогнать" под нее жизнь, нарушить ее законы, поэтому она и отворачивается от него, не забывается при этом и любовный конфликт. Чтобы подробнее раскрыть тему сочинения, можно попытаться рассмотреть ситуацию в пьесе как любовную коллизию. Тут, в нарушение всех канонов классицизма, вместо любовного треугольника мы видим по меньшей мере четырехугольник. Чацкий любит Софью, Софья - Молчалина, Молчалин заигрывает с Лизой (вслед за Фамусовым), а Лизанька неравнодушна к Петруше. При такой сложной любовной линии единство действия нарушается, да еще все это перемешивается с общественной инт-. ригой. Но в том-то и дело, что общественный конфликт не получил бы развития, ответь Софья на любовь Чацкого.
Софья же не принимает его рационализма. Вообще оба эти конфликта взаимосвязаны, и если согласиться с Блоком, что "Горе от ума" есть произведение "...символическое, в истинном смысле этого слова", то Софья и есть символ России, где Чацкий чужой, ведь "он умен по-иному... умен не по-русски. По-чужому. По-чуждому.
Известно, что схему жизни составили себе все герои пьесы: Молчалин, Фамусов, Скалозуб, Софья... Именно Софья, которой "сна нет от французских книг", пытается прожить свою жизнь как роман. Однако роман Софьи на русский лад. Как заметил Баженов, история ее любви к Молчалину не фривольна, как у ее "французских соотечественниц", она чиста и одухотворена, но все же это лишь книжная выдумка. В душе Софьи тоже нет согласия. Может быть, поэтому в афише она указана как Софья, то есть "мудрая", но Павловна - дочь Фамусова, а значит, в чем-то похожая на него.
Однако в конце комедии она все же прозревает, "ломается" ее мечта, а не она сама. Чацкий тоже показан в эволюции. Но о его внутренней перемене можно судить лишь со слов о прошлом. Так, уезжая, он доверительно разговаривал с Лизой: "Недаром, Лиза, плачу..." - тогда как на протяжении всего действия не сказал ей ни слова. Интересен еще один, почти бессловесный, персонаж - лакей Петрушка. Он молча исполняет приказы Фамусова, но открывается с неожиданной стороны, когда Лизанька говорит о нем: "А как не полюбить буфетчика Петрушу?" В этой фразе присутствует скрытая ирония автора.
Итак, суть произведения раскрывается через общественный (Чацкий и общество), интимный (Чацкий и Софья, Молчалин и Софья, Молчалин и Лиза), личный (Чацкий и Чацкий, Софья и Софья...) конфликты, что Грибоедов мастерски изобразил с помощью ремарок, внесценических персонажей, диалогов и монологов. И конечно, образы Софьи и Лизы очень важны в раскрытии идей пьесы.


В годы отсутствия Чацкого именно с этими качествами своего отца и приходилось считаться Софье: Да батюшка задуматься принудит: Брюзглив, неугомонен, скор, Таков всегда…

Тут нужно было или покоряться, или обманывать: Бывает хуже, с рук сойдет…

Так в годы ее нравственного созревания ложь и страх постепенно отравляли ее душу. А Молчалин - вот он, каждый день рядом; он ведь тоже терпит от батюшки… С другой стороны, батюшка покровительствует Молчалину, ввел его в свой дом. Это ведь очень прозрачно: Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим - будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок… знаете, кто в бедности рожден…

Молчалин… А Чацкий? Как же все-таки произошло это «замещение»? Только потому, что жили под одной крышей?

Если прислушаться к тем похвалам, которые Софья расточает Молчалину, то не трудно заметить, что она явно противопоставляет его Чацкому. Молчалин

…уступчив, скромен, тих… Чужих и вкривь и вкось не рубит…

А Чацкого она выдает за бессердечного и тщеславного насмешника, который даже «ошибкою… добро о ком-нибудь сказать» не может и

Который свет ругает наповал, Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал…

Но ведь это вопиющая неправда! Стало быть, за эти три года она просто перестала понимать Чацкого. Почему?

Тут снова нужно вспомнить о той среде, в которой она жила без Чацкого. В эти годы она стала выезжать в свет уже как взрослая девушка. И ее красота, ее ум не могли не обратить внимание московских кавалеров. В доме Фамусовых они не появились: вечер был домашний. Но их вестник и невольный обличитель приехал - правда, как человек свой, к самому разъезду. К числу светских волокит Репети-лов, наверно, не принадлежал, хотя бы потому, что был женат. Но компания, к, которой он пристроился, была преимущественно холостая. «Сок умной молодежи» - так аттестует Репетилов своих друзей. Не трудно представить себе, что это была за молодежь, раз она терпела в своей среде таких людей, как тот же Репетилов.

Чацкие появились сравнительно недавно, но о них всё больше и больше говорили в свете. Молодые москвичи решили, что умные смелые разговоры и речи Чацких - это самый последний крик моды. По свидетельству И. Д. Якуш-кина, в то время «свободное выражение мыслей было принадлежностью не только всякого порядочного человека, но и всякого, кто хотел казаться порядочным человеком» ".

И вот Софья с ее молодым, еще не окрепшим умом с первых шагов в свете оказалась среди таких пустозвонов и самодовольных шутов. Она не могла не заметить, что слова и фразы, которыми щеголяли молодые друзья Репетило-ва - холостые и женатые,- были похожи на те, что она уже слышала из уст Чацкого. И она стала думать, что светские зубоскалы - это единомышленники Чацкого, тем более что они и сами на это то и дело намекали.

Мы с ним… у нас… одни и те же вкусы.

Так в душе Софьи облик ее благородного друга стал постепенно замутняться чуждыми его личности впечатлениями, а потом и вовсе как бы совместился, слился с масками карикатурных подражаний. И вот теперь, после горького опыта светской жизни, она с еще большим жаром принялась за чтение. А самой влиятельной и распространенной в то время была сентиментальная литература. В ней-то Софья и почерпнула идеал молодого человека: скромного, чувствительного, умного, доброжелательного и самоотверженного.

Все это не укрылось от наблюдательности Молчалина. Заметив в Софье ее сентиментальные склонности, Молча-лин, за глаза издеваясь над «плачевной кралей», как умел приладил к своей пошло-благообразной фигуре личину чувствительности-и достиг успеха!

Возьмет он руку, к сердцу жмет… Ни слова вольного…

Чацкому все это еще предстояло уразуметь. Уклончиво-насмешливый тон, в каком Софья с ним разговаривала, несколько озадачил его, но не больше. Свои отношения с ней он намеревался определить, не справляясь ни с мнением Москвы, ни с волей Фамусова. Именно поэтому на его вопрос:

Обрыскал свет: не хочешь ли жениться? -Чацкий ответил в духе своих оптимистических убеждений, по-видимому даже и не намереваясь задеть отцовское самолюбие:А вам на что?Тут-то Фамусов и заявил о своих правах:Меня не худо бы спроситься, Ведь я ей несколько сродни; По крайней мере искони Отцом недаром называли.

Его победительная ирония опирается не только на сознание своих прав, но и на уверенность в поддержке всего московского общества: «отцом недаром называли». Потому-то он тут же и переходит от иронической интонации к ультимативной.
Но может быть, после фамусовского гимна Максиму Петровичу Чацкому лучше было бы прекратить спор - за полной его бесполезностью? Может быть, здесь-то и началось «метание бисера»? И да и нет. Для Чацкого его взгляды и убеждения были не только достоянием его интеллекта, они были основой его личности и его чувства чести. Ведь спор шел о выборе жизненного пути, и Чацкий должен был сказать отцу своей возлюбленной, что он ни в чем не отступит от своих убеждений.

А как же сватанье? Не забыл ли Чацкий в горячке спора о цели своего приезда? По логике его рассуждений спор с Фамусовым и даже ссора с ним не могли уронить его в глазах Софьи. Напротив. Еще лучше, если Софья узнает об этом из уст Павла Афанасьевича: ведь батюшкиных взглядов, думает Чацкий, она никогда не разделяла. Чацкий не допускает мысли, что умная Софья могла полюбить Молчалина, который «прежде был так глуп», он принял ее обморок за обыкновенное следствие необыкновенно обостренной чувствительности:

Безделица ее тревожит.Однако самые горькие испытания были еще впереди.

У многих читателей при знакомстве с героями произведения А.С.Грибоедова "Горе от ума" возникает вопрос: "Почему Софья, "девушка не глупая", предпочитает дурака умному человеку?"

Образ Софьи выполняет в комедии важную роль, так как основной конфликт и развитие сюжета происходят в результате любовной интриги. Софью любит Чацкий, ради неё он приезжает в Москву, в дом Фамусова. Почему же Софья оказала предпочтение Молчалину?

Героиня произведения очень молода, ей всего семнадцать лет. Вряд ли можно говорить о каких-то устоявшихся убеждениях, сознательном выборе жизненного пути. Воспитывалась Софья, как и многие московские барышни, на дому: её обучали танцам, пению, игре на фортепьяно и французскому языку. Она любит музыку, достаточно, видимо, начитанна, предпочитает французские романы, сентиментальные произведения. Об этом говорит её отец, важный чиновник Фамусов:

Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг.

Софье нравился когда-то Чацкий, но она не считает эти чувства серьёзными:

Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой...
Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далёко?

Юная Софья высказала очень характерную для фамусовского общества мысль: "Зачем ума искать...". Эта фраза позволяет понять, что под словом "ум" подразумевалась образованность. И действительно, ведь Чацкий уехал, чтобы продолжить образование, а Софья, как и многие другие, считала это ненужным. Становится понятным, почему главный герой получил "горе от ума", ведь из-за своего стремления "увидеть свет", получить образование, он три года находился вдали от любимой, а затем и совсем потерял её. Да и в отношениях с соотечественниками, поделившись своими просвещёнными взглядами, герой испытал унижения, оскорбления, был отвергнут обществом, что также стало следствием его критического взгляда на современную действительность. А Софья к тому времени уже выбрала другого, того, кто особым умом не отличался:

Конечно, нет в нём этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит.
Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Можно проследить возникновение у героини чувства к Молчалину по высказываниям самой Софьи:

Милый человек, один из тех, кого мы
Увидим – будто век знакомы...

Действительно, рядом, в их доме, живёт молодой человек, умеющий быть услужливым: вовремя скажет комплимент, смотрит влюблёнными глазами. А у девушки как раз наступила пора грёз, желание любить и быть любимой:

Возьмёт он руку, к сердцу жмёт,
Из глубины души вздохнёт,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Софья привыкает к Молчалину, потом ей кажется, что он «дороже всех сокровищ», хотя умом осознаёт, насколько он ей «не пара»:
...и вкрадчив, и умён,
Но робок... знаете, кто в бедности рождён...

Девушка невольно сравнивает Молчалина с Чацким. В разговоре со служанкой Лизой, а потом и с самим Чацким подчёркивает недостатки одного и достоинства другого:

Счастлив там, где люди посмешнее (о Чацком).
Кого люблю я, не таков:
Молчалин за других себя забыть готов,
Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело...

За время отсутствия Чацкого Софья повзрослела, у неё появились какие-то собственные принципы и взгляды на жизнь, о которых он не имеет представления. При возвращении в Москву герой не способен быть объективным по отношению к той, в которую влюблён, да и невозможно за день-два разглядеть внутренний мир человека, с которым не виделся долгое время. Он не знает, что Софья сознательно выбрала Молчалина из возможных кандидатов в женихи, и Чацкий в её планах не присутствовал. При встрече через три года он кажется ей язвительным, желчным, нетерпимым: «Не человек, змея!» Софье гораздо проще с любезным и услужливым Молчалиным, который стал дорог.

Как большинство влюблённых, Чацкий идеализирует любимую. Он считает Софью умной, доброй, справедливой, восхищается её красотой. А когда подозревает наличие соперника, то не может поверить, что Софья, с её сердцем и умом, предпочла Молчалина: невозможно любить ничтожного человека, который ради карьеры или другой какой-либо выгоды готов льстить, унижаться, угождать хотя бы тем, что вовремя погладит чью-то собачку. Но так рассуждает Чацкий, который о нравственности имеет довольно строгие понятия. Однако он не может знать, видит ли Софья то же самое в поведении Молчалина и что думает она по поводу его моральных качеств.

А Софья приписывает своему другу те качества, которые ей нравились в героях книг, или, возможно, она судит о необходимых достоинствах мужчины, будущего мужа, по мнениям тётушек, знакомых дам. Защищая Молчалина от насмешек Чацкого, девушка рассказывает, как приобрёл её друг хорошие отношения со всеми и в доме, и по службе, потому что он «смирнейший» и добрейший человек, почитает старших, уступчив, скромен, тих:

В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, –
Вот я за что его люблю.

Чацкий лучше многих понял, как Софья «создала» образ любимого:

Быть может, качеств ваших тьму,
Любуясь им, вы придали ему.

Когда он догадывается, что уважения к Молчалину у Софьи, возможно, и нет, то советует девушке приглядеться к человеку более внимательно, но переубедить уже невозможно.

Таким образом, Софья сама объяснила, кого она выбрала героем своего романа и почему ей не нужен умный, то есть образованный муж. Её задевают высказывания Чацкого о Молчалине, она считает, что это от зависти, и в отместку пускает слух о странностях Чацкого: «Он не в своём уме». Этот поступок, как и многое другое в поведении Софьи, характеризует её отрицательно, но в той среде, где выросла, она была самой обычной барышней, хотя в чём-то, возможно, превосходила некоторых сверстниц.

Когда героиня случайно услышала признание Молчалина Лизе в том, что он никогда не любил Софью, девушка потрясена подлостью и низостью своего избранника. Её возмущает, как Молчалин объяснил своё притворство: оказывается, ухаживания были «в угодность дочери» большого человека, то есть ради того, чтобы лучше шли дела по службе. И Софья гневно отвергает мольбы Молчалина о прощении, в ней говорят гордость, обида, оскорблённое самолюбие. Возможно, у неё и не было настоящей любви к человеку, который за одно мгновение вызвал такое презрение. Однако Чацкий предполагает другой вариант:

Подумайте, всегда вы сможете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –
Высокий идеал московских всех мужей.

Любила ли Софья Молчалина по-настоящему – сложно сказать, этого не понял и умный Чацкий. Но вот Чацкого она не любила, это точно, иначе не объявила бы его сумасшедшим. А он помнил о ней всегда, скучал в разлуке, мечтал о встрече. Софья удивила его и причинила страдания. Обида и боль заставляют Чацкого покинуть дом Фамусовых, уехать из Москвы без всякой надежды на счастье с любимой.

Неизвестна дальнейшая судьба Софьи, которую отец хотел бы временно выслать из Москвы, но можно предположить, что ей предстоит брак по расчёту и типичная для московской барыни размеренная жизнь. И об участи Молчалина автор не сообщает. Один только Чацкий сам решает, что делать дальше, и уезжает туда, "где оскорблённому есть чувству уголок".

Рецензии

Как бы сейчас говорила Софья у Грибоедова?
Ше Марк
”В своём труде «Марксизм и вопросы языкознания» товарищ Сталин
говорит, что «язык относится к числу общественных явлений, действующих
за всё время существования общества»”.. Я специально начал с этой
цитаты, чтобы ВЫ почувствовали дыхание того времени: даже через
два года после смерти Сталина люди боялись его. А до XX-го съезда
(на котором Хрущёв осудил культ личности) ещё был целый год.
Короче, какое общество, такой и язык. Он меняется вместе с изменением
общества.
Если бы Грибоедов жил в наше время, то, как бы разговаривала у него
Софья? Думаю, что, понасмотревшись сериалов о бандитах, зэках, ментах и
улицах с разбитыми фонарями она не говорила бы так витиевато:
”Счастливые часов не наблюдают”, а сказала бы просто и понятно:
”Где кайф, котлы не рубят!”.
ЛИТЕРАТУРА
Шевалдышев, Суворов, Корндорф. Учебник английского языка.
Изд-во литературы на иностранных языках. М. 1955

Какой ужас Вы нарисовали! Однако вынуждена согласиться, что упали низко не только культура, нравственность, но и язык, который всё больше опошляется, становится дрянным и грязным. Скудеет разум, за ним и речь.
Правда, сохраняют всё в достойном виде люди, не поддающиеся разложению и гнили. В таких семьях и молодое поколение продолжает традиции.
Воспитанию и образованию большое значение стали придавать и в XVIII веке, когда Фонвизин показал, кого воспитывают невежеcтвенные помещики, готовя Митрофанушек на службу Отечеству. А в XIX веке господа дворяне говорили уже на французском, дети их читали французскую классику, хотя владели и языком Ломоносова. И большое спасибо Пушкину надо сказать за развитие русского языка! Но особенно важным стало образование в годы советской власти, когда стало всеобщим, доступным и крестьянину, и рабочему.
А вот теперь, в обществе собственников, рвущихся к прибылям и доходам любыми путями за счёт народа, довелось увидеть весь этот ужас: трудно стало ставить образование, язык и литературу выше потребительских запросов. Капиталистам умные не нужны, потому и рады они видеть жующих животных, готовых купить хоть водку, хоть курительные смеси.
Спасибо за Ваше неравнодушие.

Софья и Лиза в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы

Героини «Горя от ума» - Софья и Лиза - казалось бы, участвуют лишь в развитии любовной интриги и никак не вовлечены в конфликт «века нынешнего» и «века минувшего». Девушки, с одной стороны, связаны достаточно типичными для мировой драматургии отношениями госпожи и служанки. В пьесах Шекспира, Бомарше, Мольера мы не раз встречаемся с ситуацией, когда умная и находчивая служанка помогает своей хозяйке устроить судьбу или найти выход из трудной жизненной ситуации. С другой стороны, обе девушки вовлечены в сложные любовные перипетии. Софья без ума от Молчалина, секретаря своего отца, хотя понимает, что устроить судьбу с ним будет очень сложно или почти невозможно. Молчалин - человек без средств и знатного происхождения, почти что слуга. Софью любит Чацкий, вернувшийся после трехлетнего отсутствия в Москву, а Фамусов хочет, чтобы его дочь вышла замуж за полковника Скалозуба. Молчалин, хотя и изображает любовь к Софье, отдает предпочтение Лизе, которая, к тому же, является предметом посягательств и самого хозяина дома - Фамусова. Лиза любит челоека своего круга - буфетчика Петрушу. Таким образом, хозяйка и госпожа являются героинями, на которых держится любовная интрига.

Хотя Лиза в доме Фамусовых всего лишь служанка, она важное действующее лицо пьесы; не случайно автор помещает ее не в конце списка действующих лиц, как это было принято делать, а сразу после Фамусова и Софьи. Кроме того, Лиза является практически главной героиней первого действия. Именно она появляется на сцене первой, спасает Соью от гнева отца и даже переводит часы, изменяя тем самым время действия:

Переведу часы, хоть знаю: будет гонка,
Заставлю их играть.

Обе - Лиза и Софья - молодые красивые девушки. Конкретных описаний автор не дает; мы можем судить об их внешних данных лишь по тому впечатлению, которое они производят на окружающих. Так, Фамусов, заигрывая с Лизой, говорит о ней: «Ой! зелье, баловница», Молчалин также не устает твердить о красоте служанки: «Какое личико твое!» Но главное, что бросается в глаза в предполагаемом образе Лизы,- это ее живость и веселый нрав. «Веселое созданье ты! Живое!» - говорит ей все тот же Молчалин.

Лишь влюбленный Чацкий не замечает никого, кроме Софьи:

Да-с, а теперь,
В семнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо…

Он же говорит рассеянно Фамусову: «Как Софья Павловна у вас похорошела!» - и не раз потом на протяжении пьесы повторяет: «Как хороша!». Молчалин же отнюдь не прельщен внешним видом Софьи: «Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного», - признается он Лизе.

Что касается Софьи, то образ ее по праву считается одним из самых сложных в ряду персонажей «Горя от ума». Нельзя не согласиться с Пушкиным, что она «начертана неясно». Софья не лишена ума, но предпочитает Молчалина Чацкому. Не будучи жестокой, она идет на низость, распускаю слухи о безумии Чацкого.

Конечно, Софья идеализирует Молчалина. Ей кажется, что он человек доброй души и положительных качеств, лишь он «семейство осчастливит». Чацкий прав, когда говорит Софье: «Качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему». Но любовь ее, видимо, вполне искренняя, а сама девушка обладает горячим сердцем и пылкой натурой. «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?» - произносит она. Софья живет мыслями о предмете своей страсти, Она понимает, что отец не отдаст ее за Молчалина, и все время готовится к борьбе. Чацкий знает ее очень давно, и, веря в ее ум, он долгое время не может признать того очевидного факта, что Софья влюлена в ничтожнейшего человека.

Ей очевидна глупость Скалозуба: «Он слова умного не выговорил сроду». Да и в самом Молчалине она не видит ума. Защищая своего возлюбленного, она говорит:

Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума…

Софья начитана, образована. Многие ее реплики стали пословицами и поговорками («Счастливые часов не наблюдают», «Шел в комнату, попал в другую», «Герой не моего романа»).

Проблема Софьи, видимо, не в том, что ей недостает ума, а в том, что она не умеет и не приучена думать. Она жизнь свою ведет по общепринятым образцам. Ее воспитывают французские романы. Зачитываясь историями о любви знатной девушки и бедного юноши или наоборот, она и отношения с Молчалиным строит в соответствии с ними. Покорность, скромность и безропотность Молчалина Софья принимает за любовь. Она и мысли не держит о том, что Молчалин притворяется. Не случись Софье подслушать разговор ее избранника со служанкой, она бы так и осталась уверенной в его любви.

Софья выросла в атмосфере безнравственных заонов фамусовского общества. Именно поэтому она так легко идет на подлость по отношению к Чацкому, оклеветав его. Это ведь достаточно типичный для света способ решать свои проблемы. Может, Молчалин и хорош для Софьи: она ценит его робость и немноголовность, потому что ей нужен «муж-мальчик», «муж-слуга», потакающий капризам жены, Более того, имено устами Софьи высказывает Грибоедов отношение общества к незнатным людям, Когда Чацкий спрашиает ее, не женат ли еще француз Гильоме на какой-ниудь княгине, то Софья, как подобает барышне ее круа, бросает с презрением: «Танцмейстер! Можно ли!»

Лиза совсем другая. Хоть и служанка, она оказывается порой если не умнее своей госпожи, то, по крайей мере, рассудительнее. У нее на все трезвый взгляд. Она твердит барышне, что «в любви не будет этой проа», понимая, что Фамусов желает для дочери мужа богатого и «при звездах». «И золотой мешок, и метит в генералы», - так характеризует остроумная Лиза одновременно и Скалозуба, и идеал зятя Фамусова. Она же в состоянии оценить и достоинства Чацкого:

Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!

Лиза хорошо понимает и свое положение в доме. Хотя она часто выступает в роли подруги Софьи, тем не менее, не раз повторяет, что знает свое место. Она видит разницу в положении своем и своей госпожи, когда замечает, что Молчалин с барышней скромен, а с горничной повеса.

Кто же такая Лиза - подобие французской субретки или русская крепостная? Видимо, и то, и другое.

Она крепостная, но выросла в доме Фамусовых на положении подруги Софьи. Вот откуда ее свободные манеры и вольность обращения с госпожой и Чацким. Она полубарышня, полуприслуга и исполняет роль компаньонки дочери хозяина дома. Речь ее, крепостной служанки, долгое время росшей вместе со своей образованной барышней, представляет смесь разговорно-просторечного стиля с литературно-книжным. Наряду с крестьянскими словами («минула», «ан», «покудова», «тужите»), с выражениями, присущими лакейской среде («от барышни-с», «осмелюсь»), она употребляет и явно литературные обороты, такие, как «прошу служить у барышни влюбленной», «на что вам лучшего пророка».

Лиза хорошо понимает истинное положение дел, в то время как влюбленная Софья долго остается слепой:

Ну, люди в здешней стороне!
Она к нему, а он ко мне,
А я... одна лишь я любви до смерти трушу,-
А как не полюбить буфетчика Петрушу!

Лиза постоянно пытается вразумить Софью. Она же не раз защищает ее от гнева отца. Однако Софья показывает свое действительное отношение к Лизе. «Послушай, вольности ты лишней не бери», - говорит она ей, обозначая ту пропасть, которая лежит между ней и простой служанкой. В сцене падения Молчалина с лошади, когда Лиза пытается вновь образумить Софью, она в ответ слышит резкую отповедь барышни: «А кем из них я дорожу? // Хочу - люблю, хочу - скажу».

Резкое несоответствие в положении героинь проявляется и в том, как складывается их будущее. В конце пьесы и Софья, и Лиза ждут приговор хозяина дома, но судьба у них слишком разная. Ни в чем не виноватая Лиза, которая росла на положении почти подруги Софьи, изгоняется на птичий двор, то есть переводится в разряд слуг, да еще и самых низких. «Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить», - говорит ей Фасмусов. Софью также ожидает изгнание. Разъяренный отец заявляет:

Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми:
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.

Однако читатель и зритель понимают понимают, что если для Лизы жизнь оказывается сломанной навсегда, то для Софьи скоро все пойдет по-прежнему. История ее любви к Молчалину забудется, и, скорее всего, Софья повторит обычную судьбу всех московских барышень. «Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом», - презрительно бросает Софье Чацкий. Видимо, он не так далек от истины. Софья выйдет замуж за очередного молчалина и будет жить так, как принято в криводушном и глупом свете.

Софья и Лиза, безусловно, натуры не ординарные. Но лучшие качества дочери Фамусова подмяты, искривлены всем образом ее жизни в свете. А Лиза и вовсе не является хозяйкой своей судьбы. Здесь невольно на ум приходит монолог Чацкого «А судьи кто?». Лиза и есть такая же вещь, как те крепостные, о которых с болью говорит главный герой. Ее жизнь - иллюстрация слов Чацкого о бесправности крепостных, и судьба ее сложится так, как распорядится хозяин. Что касается Софьи, то и она вряд ли поможет своей бывей служанке. Зачем успешной московской барыне (а она таковой, скорее всего, будет) держать перед глазами свидетельницу грехов ее молодости?

Таким образом, и в характере, и в судьбе двух героинь любовная и общественная линии постоянно переплетаются. Софья и Лиза не только героини любовной интриги, их образы удачно вплетены в ту «резкую картину нравов», которую, по мнению Пушкина, нарисовал Грибоедов.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры