Спектакль раймонда. Билеты на балет раймонда

Главная / Измена жены

Это не премьера и не дебют. Просто свои самые крупные балеты Большой дает сериями: несколько спектаклей подряд, после которых наступает такой затяжной перерыв, что все успевают бешено соскучиться и все опять случается, будто в первый раз.

«Раймонда» - балет для балетоманов. Просто зрителям она, пожалуй, скучновата: три часа классических танцев практически без всяких объяснений, кто, кого и почему. Для балерин это тоже сущее смертоубийство. Хореограф Мариус Петипа сочинил здесь самую трудную, изнурительную и прекрасную балеринскую партию всех времен и народов - едва успев отдышаться от одного соло, балерина принимается за следующее. Это был 1898 год, и в балетном мире моду задавали итальянки, танцовщицы из Милана, из танцевальной школы при театре Ла Скала, - крошечные, мускулистые и невероятно виртуозные, под стать своим оперным соотечественницам. С тех пор балетные девушки изрядно подросли. И это сильно прибавило им трудностей в «Раймонде»: длинные руки, длинные ноги и высокое тело приходится уминать и укладывать в очень компактную, узорчатую, сжатую, ловкую - если не сказать вертлявую - колоратурную хореографию. В современном русском балете довольно много хороших исполнительниц «Лебединого озера», но почти нет для «Раймонды». Собственно, за это «Раймонду» и любят балетоманы: если уж балерина с «Раймондой» справилась, то, вне всяких сомнений, это - супербалерина.

Дело еще и в том, что Петипа за «Раймонду» в свое время сильно вломили критики: в переводе на сегодняшний язык они обвиняли хореографа в «порнографии» (одобрив, впрочем, красивые танцы). Это был первый балет про секс - чувствуется, что начало ХХ века и всякие декадентские штучки уже очень близко. Графиня Раймонда только и делает, что бесконечно спит и видит сны. Снятся ей мужчины. В обычной жизни у нее есть жених - рыцарь по имени Жан де Бриен (Петипа открыл наугад учебник истории и нарек героя первым попавшимся именем - а принадлежало это имя одному из последних королей Иерусалимского королевства). Но он уехал на войну. И неутоленной Раймонде все время снится, что ее жадно хватает руками незнакомец восточного вида, а потом уволакивает, перекинув через плечо. В жизни она тоже путается в своих желаниях - пересказать это сложно: отвечая на простой вопрос, чего хотят женщины, хореограф излишне перемудрил с либретто. Но в конце концов жених возвращается с войны, как Одиссей, порешает слетевшихся на запах Раймонды соперников - попутно разрубая мечом запутавшееся в узел либретто. В конце все танцуют с явным облегчением… Так вот. Главная сложность «Раймонды» в том, что балерине нужно умудриться транслировать сексуальность и делать влажные глаза, поминутно выводя свой самолет из хореографических штопоров и пике. Не каждая женщина на такое способна.

Для нынешней серии спектаклей Большой выставил троих претенденток. Первый спектакль станцует Мария Аллаш - цветастая, но нестабильная в танцах брюнетка. Второй - Надежда Грачева: вот она, скорее всего, будет пусть и не эталонной Раймондой, но лучшей из предложенных трех - балерина опытная, очень техничная, несколько грубоватая, но хлесткая. Третий спектакль танцует Анна Антоничева - девушка с лицом мультика, невероятно красивыми ногами и темпераментом комнатной температуры - в «Лебедином озере» это еще прокатывает как «лирическая тишь», но «Раймонду» не зажжет. Зато Анне Антоничевой достался самый лучший партнер - Дмитрий Белоголовцев выйдет в роли того самого сарацина Абдерахмана, который распускает руки и танцует пламенные восточные танцы. Дмитрий Белоголовцев - танцовщик истинно московского размаха и сильного сумрачного темперамента. Прелесть еще и в том, что с виду он - нордический блондин.

Предлагаем Вашему вниманию либретто балета "Раймонда". Балет "Раймонда" в трех действиях с апофезом. Композитор А. К. Глазунов. Либретто Л. Пашковой, М. Петипа, сюжет заимствован из средневековой рыцарской легенды. Постановка М. Петипа. Художники О. Аллегри, К. Иванов, П. Ламбин.

Действующие лица: Раймонда, графиня де Дорис. Графиня Сибилла, тетка Раймонды, Белая дама, покровительница дома де Дорис. Клеманс и Генриэтта, подруги Раймонды. Рыцарь Жан де Бриенн, жених Раймонды. Андрей Венгерский. Абдерахман, сарацинский рыцарь. Бернар де Вантадур, провансальский трубадур. Беранже, аквитанский трубадур. Сенешаль, управляющий замком Дорис. Кавалер из свиты де Бриенна. Венгерские и сарацинские рыцари. Дамы, вассалы, рыцари, герольды, мавры, провансальцы. Королевские солдаты и слуги.

В средневековом замке графини де Дорис день именин Раймонды, племянницы графини. Бернар де Вантадур, Беранже и несколько юных пажей фехтуют, иные играют на лютнях, виолах, танцуют. Появляются графиня Сибилла и придворные дамы. Графиня недовольна тем, как веселится молодежь и упрекает ее в вялости.

Белая дама, стоящая в нише на пьедестале,- покровительница дома де Дорис. Она не любит безделья и лени и наказывает за непослушание. Белая дама появляется тогда, когда ей нужно предостеречь дом де Дорис от надвигающейся опасности.

Молодые девушки смеются над суеверием графини. Сенешаль сообщает о приезде гонца с письмом от рыцаря Пана де Бриенна, жениха Раймонды. Не позже чем завтра он будет в замке Дорис.

Сенешаль приходит снова и докладывает о прибытии сарацинского рыцаря Абдерахмана, который слышал об удивительной красоте Раймонды и пришел поздравить ее в день именин.

Появляются вассалы, приветствующие Раймонду.

Абдерахман пленен красотой Раймонды и решает похитить ее.

Праздник окончен. Все уходят. Темнеет. С Раймондой остаются лишь ее близкие подруги и трубадуры. Она играет на лютне романеску, которую танцуют две пары. Теперь очередь Раймонды. Она берет в руки легкий белый шарф и танцует с ним.

Ночь. Раймонда засыпает и видит во сне, как озаряемая лунным светом, появляется Белая дама. Она приглашает Раймонду следовать за ней в сад. По знаку Белой дамы сад застилается туманом. Призрачной пеленой покрылись деревья. Постепенно туман рассеивается, и Раймонда видит стройную фигуру де Бриенна. Раймонда счастлива. Она бросается в объятия своего жениха. Но вдруг он исчезает, и Раймонда встречается лицом к лицу с Абдерахманом. Он пылко объясняется ей в любви, но Раймонда с негодованием отвергает его. Со всех сторон ее обступают видения. Раймонда падает без чувств. Абдерахман исчезает.

Занимается заря. На террасу замка вбегают слуги и пажи Раймонды, они стараются привести ее в чувство.

Внутренний двор в замке Дорис. Съезжаются рыцари, кавалеры, владельцы соседних замков, трубадуры, приглашенные на празднество.

Раймонда с нетерпением ждет приезда Жана де Бриенна. Но вместо рыцаря входит Абдерахман со своей свитой. Раймонда не желает видеть непрошенного гостя, но графиня Сибилла уговаривает ее не отказывать в гостеприимстве. Абдерахман не может оторвать взора от Раймонды. Он говорит ей о своей любви и предлагает стать его женой. Раймонда с трудом сдерживает себя.

Между тем Абдерахман приказывает своей свите развлечь Раймонду и ее гостей. Виночерпий наполняет кубки гостей вином. В разгар пира и танцев Абдерахман с помощью своих рабов делает попытку похитить Раймонду, но появляются Жан де Бриенн и король Андрей, под знаменами которого сражался рыцарь. Де Бриенн освобождает Раймонду и бросается на Абдерахмана. Король приказывает разрешить спор поединком. Оруженосцы приносят оружие. Первым атакует Жан. Призрак Белой дамы показывается на вершине башни и ослепляет своим ярким светом Абдерахмана. Ударом меча Жан наносит Абдерахману смертельную рану. Рабы его обращаются в бегство, но по знаку короля его оруженосцы окружают их плотным кольцом.

Король Андрей соединяет руки счастливых молодых - Раймонды и Жана де Бриенна.

Сад при замке рыцаря де Бриенна. Свадебный пир. На нем присутствует король. В его честь дается большой дивертисмент из венгерских и польских танцев.

(Театральная пл., 1)

Балет в 3-х действиях (3ч15м)
А. Глазунов

Либретто Юрия Григоровича на основе сценария Лидии Пашковой по мотивам средневековых рыцарских легенд

Хореограф-постановщик - Юрий Григорович (редакция 2003 года)
Использованы фрагменты хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского
Художник - Симон Вирсаладзе
Дирижер-постановщик - Павел Сорокин
Художник по свету - Михаил Соколов
Ассистент хореографа-постановщика - Наталия Бессмертнова

Продолжительность-3ч 15мин.,идёт с одним антрактом

Действующие лица и исполнители:

Дирижер-Павел Сорокин
Графиня Сибилла де Дорис-Елена Буканова,Мария Володина,Елена Долгалева
Раймонда, племянница графини-Мария Аллаш,Нина Ананиашвили,Анна Антоничева,Надежда Грачева,Галина Степаненко
Андрей II, король Венгрии-Алексей Барсегян,Алексей Лопаревич,Андрей Ситников
Рыцарь Жан де Бриен, жених Раймонды-Александр Волчков, Руслан Скворцов, Андрей Уваров,Сергей Филин,Николай Цискаридзе
Абдерахман, сарацинский рыцарь-Ринат Арифулин, Дмитрий Белоголовцев, Юрий Клевцов, Марк Перетокин, Дмитрий Рыхлов
Клеманс и Генриетта, подруги Раймонды-Мария Александрова, Мария Аллаш, Елена Андриенко, Анастасия Горячева, Нина Капцова, Светлана Лунькина, Марианна Рыжкина, Ирина Семиреченская, Ольга Стеблецова, Екатерина Шипулина
Бернар, Беранже, трубадуры- Карим Абдуллин, Юрий Баранов, Андрей Болотин, Александр Войтюк, Александр Волчков, Александр Воробьев, Ян Годовский, Виктор Клейн, Руслан Пронин, Денис Савин, Руслан Скворцов
Сенешаль-Алексей Лопаревич-Андрей Ситников, Александр Фадеечев
Два рыцаря-Виктор Алехин, Георгий Гераскин
"Грезы Раймонды"-Юлия Гребенщикова, Юлия Ефимова, Мария Жаркова, Нелли Кобахидзе, Наталья Маландина, Нурия Нагимова, Виктория Осипова, Анна Ребецкая, Ирина Семиреченская, Ольга Стеблецова, Оксана Цветницкая
Первая вариация-Мария Аллаш, Анна Антоничева, Нина Капцова, Нелли Кобахидзе, Елена Кулаева, Светлана Лунькина, Ирина Семиреченская, Ольга Стеблецова, Ирина Яценко
Вторая вариация-Елена Андриенко, Алеся Бойко, Анастасия Горячева, Нина Капцова, Екатерина Крысанова, Анна Леонова, Наталья Маландина, Ирина Федотова, Екатерина Шипулина, Ирина Яценко
Сарацинский танец-Юлия Лунькина, Ксения Сорокина, Анна Нахапетова, Анастасия Яценко, Сергей Антонов.Василий Жидков, Петр Казьмирук, Денис Медведев, Александр Петухов
Испанский танец-Анна Балукова, Екатерина Барыкина, Мария Жаркова, Мария Исплатовская, Кристина Карасева, Анна Коблова, Нурия Нагимова
Мазурка-Анна Антропова, Мария Исплатовская, Максим Валукин, Георгий Гераскин, Александр Сомов
Венгерский танец-Анна Антропова, Людмила Ермакова, Юлиана Малхасянц, Анна Ребецкая, Любовь Филиппова, Юрий Баранов, Виталий Биктимиров, Максим Валукин, Александр Сомов, Тимофей Лавренюк
Большой классический танец-Светлана Гнедова, Анна Гришонкова, Юлия Ефимова, Мария Жаркова, Ольга Журба, Нелли Кобахидзе, Светлана Козлова, Наталья Маландина, Виктория Осипова, Светлана Павлова, Анна Ребецкая, Ирина Семиреченская, Ольга Стеблецова, Ольга Суворова и другие
Вариация-Мария Богданович, Анастасия Горячева, Нина Капцова
Краткое содержание
Действие I

Юная Раймонда, племянница графини Сибиллы де Дорис, обручена с рыцарем Жаном де Бриеном. Рыцарь является в замок, чтобы проститься с невестой. Он должен отправиться в поход против неверных, возглавляемый венгерским королем Андреем II.

Раймонда прощается с женихом, и он покидает ее.

Ночь. Перед Раймондой возникает волшебный сад грез. В мечтах девушки - Жан де Бриен. Счастливые влюбленные снова вместе. Внезапно Жан де Бриен исчезает. Вместо него Раймонда видит неизвестного восточного рыцаря, который обращается к ней со страстным признанием в любви. Раймонда в смятении. Она падает без чувств. Мираж исчезает.

Наступает рассвет. Раймонда догадывается, что ее ночное видение пророческое, оно послано ей свыше как знак судьбы.

Действие II

В замке Дорис - празднество. В числе прочих гостей является сарацинский рыцарь Абдерахман, сопровождаемый пышной свитой. Раймонда со страхом узнает в нем таинственного героя своих ночных грез.

Абдерахман предлагает Раймонде власть, богатство и могущество в обмен на ее руку и сердце. Раймонда отвергает непрошенного жениха. Разгневанный, он пытается похитить ее.

Неожиданно появляются возвратившиеся из похода рыцари. С ними Жан де Бриен.

Король Андрей II предлагает Жану де Бриену и Абдерахману испытать судьбу в честном поединке. Жан де Бриен побеждает Абдерахмана. И влюбленные воссоединяются.

Действие III

Король Андрей II благословляет Раймонду и Жана де Бриена. В честь короля Венгрии свадебное торжество завершается большим венгерским танцем.

"Раймонда" возвращается в Большой
В Большом театре возобновили балет "Раймонда" в постановке Юрия Григоровича. "Финанс." побывал на месте убийства сарацинского рыцаря и подсмотрел, что снится молодым графиням...
Юлия Гордиенко

Юная дева изящна, хрупка и утонченна. Прекрасный рыцарь пленен ее возвышенной чистотой и воздушной плавностью движений. Они обручены и почти счастливы, но слиться в гармоничном дуэте им мешает разлука: Жан де Бриен, как и положено средневековым рыцарям, отправляется в поход. Тем временем его мечтательной невесте снится странный сон...

Так начинается балет "Раймонда", который давно числится в реестре русской балетной классики. Монументальная, величественная музыка Александра Глазунова и новаторская для конца XIX века хореография Мариуса Петипа обеспечили шумный успех премьере 1898 года. С тех пор история о любви и соперничестве, борьбе между благородным рыцарем и страстным сарацинским шейхом за право обладать прекрасной графиней Раймондой перекраивалась не раз. Наибольшей правке подвергалось либретто: написанное не профессионалом, а либреттисткой-любительницей Лидией Пашковой, оно отличалось незамысловатой простотой и бедностью сюжетных линий.

Нынешняя постановка Юрия Григоровича - полный ремейк спектакля 1984 года, который покинул репертуар Большого буквально пару лет назад. Балетмейстер сохраняет фрагменты хореографии Петипа, перемешивая их со вставками из более позднего варианта Александра Горского, и добавляет собственные эпизоды, стараясь придать действию большую драматичность и восточную характерность. Григорович сокращает многочисленные пантомимы, усиливает кордебалет и укрупняет танцевальные партии солистов.

Первое действие протекает довольно вяло. Музыка, требующая то тончайшей, прозрачной лирики, то драматической напряженности, словно призывает Марию Аллаш (Раймонда) и Александра Волчкова (Жан де Бриен) к эмоциональности, к осмысленной наполненности образов. Но почему-то чувствуется, что танцоры еще не разогрелись, не погрузились в роль, а плавают на поверхности. Так, несколько "провисает" сцена сна, в которой главная героиня видит страстного восточного рыцаря, пугающего ее пылкими признаниями в любви. В этой кульминации первого действия отлажена лишь синхронность кордебалета: статистки чудо как хороши и напоминают стайку вспугнутых птичек, перелетающих с одного конца сцены в другой. Но Раймонда остается заторможенной и вялой, что, впрочем, вполне простительно для спящей девушки.

Все меняется во втором отделении, когда в замок прибывает сарацинский рыцарь Абдерахман в исполнении Дмитрия Рыхлова. Он добавляет действию столь не хватающей динамики, он танцует человека яркого, сильного, отчаянного. Его прыжки резки и угловаты, в нем чувствуется физическая мощь, которая почти завораживает. Абдерахман пытается добиться любви очаровательной Раймонды, предлагает несметные сокровища и даже пытается похитить несговорчивую графиню. Вернувшийся жених вступается за уставшую от домогательств горячего сарацина невесту и после непродолжительной дуэли повергает его к ногам любимой, возле которых тот, собственно, и умирает. Это наиболее сюжетно насыщенная часть балета, после которой не будет происходить уже ничего: третье действие - счастливое воссоединение влюбленных - несет в себе чисто эстетическую, но малосодержательную нагрузку.

Одна из интриг нынешней постановки - партии подруг Раймонды в исполнении двух прим Большого Марии Александровой и Екатерины Шипулиной. Они безупречны и легки и, кажется, выходят на сцену, говоря: заглавная роль не досталась нам по чистому недоразумению. Впрочем, Мария Аллаш к середине балета вполне растанцовывается: ей, бесспорно, удается знаменитая сцена с газовым шарфом, которую она проводит на одном дыхании. Раймонда кажется музой, нимфой, белой горлицей, поэтической строкой. Александр Волчков оживляет третье действие. На фоне длинных и чуточку скучноватых венгерского и большого классического танцев он буквально выстреливает двумя сольными партиями, на мгновение чуть ли не зависая в воздухе.

Сценография спектакля выглядит несколько унылой. Декорации Симона Вирсаладзе - мрачная темно-синяя драпировка и чуть ли не упирающиеся в потолок колонны - навевают чувство тревоги и как-то не сочетаются с пышностью дворцовых сцен. Зато костюмы - просто сказка. Они сияют воздушной белизной и переливаются золотом, они создают настроение - легкое, непринужденное, искрящееся. Правда, длина накидок и шлейфов порой оказывается чрезмерной: танцоры запутываются в них и рискуют потерять равновесие.

Так стоило ли восстанавливать спектакль, еще свежий в памяти завсегдатаев Большого? Сияющее лицо Юрия Григоровича, вышедшего к зрителям на финальный поклон, говорило, что старания были не совсем напрасны. Восторги многочисленной публики, изрядно подогретые криками клакеров, это подтверждали. И если отдельные места балета казались слишком длинными и невыразительными, то это сглаживалось безупречной игрой оркестра, которым дирижировал Павел Сорокин. Проникновенное фортепианное соло Веры Часовенной, волшебные переливы арфы Аллы Левиной, нежный щебет скрипок и соло на английском рожке увлекали порой сильнее, чем развитие отношений между благородным де Бриеном, неистовым Абдерахманом и хрупкой женственной Раймондой.

В 1896 году выдающийся балетмейстер Мариус Петипа и директор Императорских театров, сценарист и художник Иван Всеволожский написали либретто на основе сценария Лидии Пашковой, которая переработала средневековую рыцарскую легенду. Всеволожский обратился к композитору Александру Глазунову, для которого Раймонда стала первым обращением к балетному жанру. Премьера балета в постановке Петипа состоялась в январе 1898 года на сцене Мариинского театра и стала триумфом для его создателей.

Раймонда до сих пор остается самым известным произведением Александра Глазунова, а для Мариуса Петипа этот спектакль стал одним из самых ярких в его длительной и блестящей карьере. Через два года Александр Горский перенес Раймонду в хореографии Петипа на сцену Большого театра, а в 1908 году создал свою редакцию. Эта постановка уже в XX веке дважды восстанавливалась в Большом театре, пока в 1945 году не появился спектакль Леонида Лавровского, остававшийся в репертуаре вплоть до 80-х годов. Выдающийся отечественный балетмейстер Юрий Григорович представил свой вариант балета в 1984 году. Сегодня Раймонда идет в Большом театре в редакции Юрия Григоровича, созданной в 2003 году.

Раймонда билеты

Поклонники балетного искусства имеют замечательную возможность, не выходя из дома купить билет на Раймонду и другие постановки Большого театра. В каталоге нашей компании - сотни концертов, шоу, спектаклей, спортивных матчей и детских представлений, которые идут на ведущих столичных площадках. Мы предлагаем своим клиентам удобный современный сервис:

  • у нас вы покупаете билеты, подлинность которых гарантирована штрих-кодом и защитными голограммами.
  • мы принимаем все виды оплаты.
  • за выполнением вашего заказа будет следить персональный менеджер.
  • уже после первого заказа мы дарим своим клиентам дисконтную карту.
  • Мы предлагаем быстро и безопасно приобрести билеты на балет Раймонда и другие яркие события московского репертуара.

    А. Глазунов балет «Раймонда»

    «Раймонда» принадлежит к числу самых красочных и зрелищных спектаклей балетного театра. Романтический сюжет балета навеян средневековыми легендами о девушке, ожидающей из рыцарского похода своего возлюбленного. Для постановщика балета Мариуса Петипа «Раймонда» стала последней большой работой. Для композитора Александра Глазунова , напротив, это был первый опыт обращения к жанру балета, оказавшийся впоследствии самым удачным в его творчестве.

    Эпоха Средневековья оживает в образах «Раймонды», но благодаря пленительной музыке и яркой хореографии герои балета воспринимаются не как застывшие исторические персонажи, а как живые люди, способные самозабвенно радоваться, глубоко страдать и искренне любить.

    Краткое содержание балета Глазунова «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

    Действующие лица

    Описание

    Сибилла де Дорис графиня из Прованса
    юная родственница графини Сибиллы
    Андрей II венгерский правитель
    Жан де Бриен рыцарь, нареченный Раймонды
    Абдерахман страстный поклонник Раймонды, сарацин
    Бернар трубадур из Прованса
    Беранже трубадур из Аквитании
    Клеманс наперсницы Раймонды
    Генриетта

    Краткое содержание «Раймонды»


    Действие балета происходит в средневековом Провансе. Прелестная Раймонда, живущая в замке пожилой тетушки, обручена с венгерским рыцарем-крестоносцем Жаном де Бриеном. Но счастье девушки омрачает разлука - ее нареченный в составе войска венгерского правителя Андрея II отправляется в военный поход. Однажды ночью Раймонда видит сон, повергающий ее в полное смятение - вместо жениха, о котором она мечтает, к ней приходит грозный сарацинский шейх, домогающийся ее любви. Этот сон лишает девушку покоя, и вскоре ей предстоит убедиться, что он оказался вещим.

    На празднике, устроенном в честь дня рождения Раймонды, ей представляют сарацинского рыцаря Абдерахмана. Охваченная недобрыми предчувствиями, девушка старается избегать его общества, но Абдерахман, пораженный в самое сердце красотой Раймонды, повсюду преследует ее. Он обещает бросить к ее ногам все свое могущество и несметные сокровища, которыми владеет, если она согласится выйти за него замуж, но Раймонда гордо отвергает грозного сарацина. Отказ девушки приводит его в ярость, и он с помощью свиты пытается похитить предмет своей страсти, но на его пути внезапно возникает вернувшийся из похода Жан де Бриен. В честном поединке он одерживает победу над Абдерахманом и женится на Раймонде.


    Продолжительность спектакля
    I Акт II Акт III Акт
    55 мин. 40 мин. 35 мин.

    Фото :

    Интересные факты:

    • Первой исполнительницей роли Раймонды была знаменитая итальянка Пьерина Леньяни.
    • На титульном листе партитуры «Раймонды» автор написал, что посвящает свой первый балетный опус артистам петербургского балета.
    • Партия Раймонды в балетном мире считается одной из самых сложных для исполнения. У нее целых семь сольных вариаций, поэтому для балерин эта роль является «высшим пилотажем».
    • Непревзойденной Раймондой считалась современница Глазунова Елизавета Гердт. Она обладала поистине царственной осанкой, характерной для образа Раймонды, и была настолько органична в этой роли, что создавалось впечатление, будто этот балет написан специально для нее.
    • Существует несколько экранизаций «Раймонды». В 1973 была выпущена телеверсия спектакля, поставленного Л. Лавровским. Ровно 10 лет спустя Ив Андре Юбер снял полную версию спектакля в цвете для показа на французском телевидении. В 1989 году был экранизирован балет «Раймонда» в редакции Ю. Григоровича, запечатлевший в главных ролях Н. Бессмертнову, Ю. Васюченко и Г. Таранду.
    • Юрий Слонимский, написавший либретто «Раймонды» к постановке Вайнонена, буквально перевернул первоначальный сюжет с ног на голову. Жениха Раймонды в версии Слонимского зовут Коломан, и именно он является вероломным предателем, тогда как сарацинский рыцарь Абдерахман предстает воплощением благородства.
    • «Раймонда» стала лебединой песней великого балетмейстера Мариуса Петипа , который поставил за свою жизнь более 40 спектаклей.
    • О 19-летней Майе Плисецкой театральный мир заговорил именно после ее выступления в «Раймонде». Фото балерины в этой роли было опубликовано в популярном журнале «Огонек» в победном 1945 году.
    • На премьере «Раймонды», поставленной в Большом театре Григоровичем, присутствовала приемная дочь автора балета Е. Глазунова-Гюнтер. Новое прочтение известного балета привел почетную гостью в восхищение. «Это – русская «Раймонда». В ней есть те глубокие мысли, которые заложил отец в музыке », - заключила она.
    • Оригинальная постановка Петипа не исчезла безвозвратно. Режиссер труппы императорского балета Николай Сергеев досконально записал ее по особенной системе, придуманной его учителем. В 1917 г. Сергеев вынужден был эмигрировать и в своем багаже увез уникальные рукописи балетов, которые успел записать. В настоящее время эта коллекция является достоянием Гарвардского университета.
    • В 1999 г. в России была выпущена серия из 6 памятных монет, посвященная «Раймонде». В нее вошли три серебряные монеты номиналом 3, 10 и 25 рублей и три золотых достоинством 25, 50 и 100 рублей, на которых изображены различные фрагменты из «Раймонды».


    • Одними из самых ярких фрагментов балета являются «Восточная сюита», звучащая во втором действии, и венгерский Гран-па - знаменитый танец четырех кавалеров.
    • Дж. Баланчин считал музыку «Раймонды» одной из лучших балетных партитур. Он был настолько впечатлен ею, что создал одноактный балет на музыку Глазунова «Вариации на темы Раймонды». В него вошли вальс кордебалета, адажио и 7 женских вариаций.

    Популярные номера из балета «Раймонда»

    Венгерский Гран-па (слушать)

    Выход Сарацин (слушать)

    Испанский танец (слушать)

    История создания «Раймонды»

    Либретто «Раймонды» было рождено фантазией петербургской журналистки и писательницы Лидии Пашковой. Правда, ее произведения не могли похвастать глубиной и оригинальностью сюжетных поворотов. Вот и будущему шедевру русской балетной сцены изначально с сюжетом не слишком повезло, он оказался путаным и противоречивым. Но, несмотря на очевидную слабость сценария, директор Петербургских императорских театров И. Всеволожский, заботившийся о расширении балетного репертуара, принял судьбоносное решение: спектаклю - быть. Он самолично доработал либретто и весной 1896 года заказал Александру Глазунову музыку к новому балету. Справиться с задачей композитору предстояло в очень сжатые сроки - премьера балета была намечена на сезон 1897/1898 г. У Глазунова шла работа над Шестой симфонией, но он согласился взяться за «Раймонду» - тема Средневековья и рыцарства его интересовала с юношеских лет. Не дожидаясь, пока получит на руки либретто, Глазунов в мыслях уже начал выстраивать первые номера будущего балета. Летом молодой композитор отправился за границу. В Ахене он завершил симфонию и с головой окунулся в работу над «Раймондой». Следующим курортом, куда он направился, был Висбаден, там и родились два первых акта балета.

    Параллельная работа над симфонией объясняет своеобразие музыки «Раймонды». Партитуру балета отличает изобилие оркестровой палитры и особенная широта звучания, присущая симфоническим произведениям.

    Глазунов работал в тесном содружестве с патриархом русского балета и будущим постановщиком «Раймонды» Мариусом Петипа, внимательно прислушиваясь к советам знаменитого балетмейстера. Петипа попытался еще более оживить либретто, сделав драматургические линии балета более законченными и выразительными. Два талантливых мастера сумели сочинить к абсолютно непримечательному сюжету яркую, выразительную хореографию и ее гениальное музыкальное воплощение.

    Постановки


    Премьера «Раймонды» стала настоящим событием в театральном мире Петербурга. Она прошла 7 января 1898 года. В этот вечер на сцене Мариинского театра блистала итальянка Пьерина Леньяни, ее партнерами были известные танцовщики Сергей Легат и Павел Гердт. Премьерный показ обернулся триумфом создателей балета. Композитору преподнесли лавровый венок победителя, а артисты зачитали сочиненное в его честь поздравление.

    Спустя два года «Раймонду» перенес на московскую сцену А. Горский. Изначально он воспользовался хореографическими находками Петипа, но в 1908 году представил оригинальную постановку балета с Екатериной Гельцер в главной партии.

    В 1938 году за обновление «Раймонды» на сцене Мариинского взялись балетмейстер В.Вайнонен и известный театральный деятель Ю. Слонимский, который полностью переработал сюжет балета. В этой редакции спектакль вошел в репертуар прославленных Галины Улановой и Наталии Дудинской, их партнерами по сцене в новой «Раймонде» стали Константин Сергеев и Вахтанг Чабукиани.

    7 апреля 1945 года Большой театр представил зрителям балет Глазунова в редакции Л.Лавровского, использовавшего хореографические находки своих предшественников - Петипа и Горского.

    Особое место занимает «Раймонда» в творчестве современного мастера хореографии Ю. Григоровича. Бывший главный балетмейстер Большого обращался к этому балету дважды - в 1984 и 2003 г. Для спектакля он создал не только свою хореографию, но и собственное либретто. Он бережно отнесся к хореографическому наследию Петипа, но укоротил сюжет, заменив пантомимные сцены, которых в балете Петипа было достаточно много, танцевальными. Сценографическое решение обоих спектаклей принадлежит художнику С. Вирсаладзе. Если в постановке 1984 г. в костюмах и декорациях преобладал белый цвет, то в более позднем варианте оформление «Раймонды» выдержано в синих тонах. Из-за этого в балетной среде за двумя редакциями закрепились названия «белая» и «синяя».

    В середине 20-х годов прошлого века «Раймонда» получила известность за рубежом. Известный хореограф Дж. Баланчин показал нью-йоркской публике отдельные номера из балета Глазунова. Но настоящую популярность у зарубежного зрителя балет обрел благодаря Рудольфу Нурееву. «Раймонда» стала его первой большой работой на западной сцене. В 1964 году Нуреев стал работать с Английским Королевским балетом над «Раймондой» для фестивального показа балета в Италии.


    Первым делом он попытался разыскать оригинальный литературный опус либреттистки Пашковой, однако потерпел фиаско. Знаменитому танцовщику и хореографу ничего не оставалось, как только опираться на собственную память и опыт - в самом начале своей карьеры он танцевал рыцаря королевской свиты в «Раймонде» Вайнонена. Остальное довершила фантазия артиста. В 1965 году прошла премьера, на которой Нуреев с блеском станцевал роль де Бриена. В следующем году он перенес «Раймонду» на сцену Австралийского балета, в 1972 году поставил для балетной труппы Цюриха, в 1975 году слегка видоизмененный вариант шедевра Глазунова был представлен им в Американском Балетном театре в Бостоне. В 1983 году Нуреев был приглашен на пост директора балета Парижской Оперы. Постановочную деятельность в коллективе Парижской Оперы он начал именно с «Раймонды».

    В октябре 2012 года в Миланском театре «Ла Скала» постановщик Сергей Вихарев в тесном соавторстве с координатором по архивным исследованиям Павлом Гершензоном попытался восстановить «Раймонду» Петипа в ее первоначальном виде, основываясь на записях режиссера Николая Сергеева. Спектакль оказался не только одним из самых успешных, но и одним из самых дорогостоящих в истории балетных постановок. Его бюджет составил миллион долларов.

    » и сегодня остается одним из самых сложных спектаклей для любой балетной труппы. Ее насыщенная хореография требует от всех исполнителей виртуозности и физической выносливости. Для артистов это - возможность показать все грани техники классического танца. Для зрителей - насладиться впечатляющим зрелищем балетного мастерства. За это «Раймонду» ценят поклонники балета во всем мире. Музыка «Раймонды» входит в сокровищницу шедевров русского музыкального искусства. Борьба добра и зла, победа красоты и силы духа над темными сторонами человеческой натуры вносят в балет жизнеутверждающее начало, а красочный фейерверк ярчайших танцевальных номеров оставляет в душе каждого зрителя ликующее ощущение праздника.

    Видео: смотреть балет «Раймонда» Глазунова

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры